Научная статья на тему 'Консорциум предпринимательских структур и высших учебных заведений в рамках развития региональной экономики'

Консорциум предпринимательских структур и высших учебных заведений в рамках развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСОРЦИУМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / ИННОВАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / CONSORTIUM / ENTREPRENEURSHIP / PRODUCTION / INNOVATION / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадацкая Дарья Вячеславовна, Лаврова Юлия Сергеевна

В статье рассмотрены предпосылки, свидетельствующие об эффективном сотрудничестве вузов и предпринимательских структур, реализуемом в виде консорциума. Авторы рассматривают преимущества такого сплава науки, производства и образования и особенности, которые необходимо учитывать для эффективного взаимодействия вузов и субъектов предпринимательства (человеческий фактор, фактор времени, запросы предпринимательских структур, интеллектуальная собственность вуза). Представлены алгоритм взаимодействия между вузами и субъектами предпринимательства, особенности применения метода «тройной спирали», в частности, его инновационной составляющей. Создание консорциума предпринимательских структур и вузов помогает внедрению инноваций в сфере малых и средних предприятий, формирует благоприятный инвестиционный климат и инфраструктуру, что способствует созданию новых производств и развитию экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consortium of business organizations and higher education institutions in the development of the regional economy

The article considers the prerequisites for effective cooperation between universities and business structures, implemented in the form of a consortium. The author considers the advantages of such an alloy of science, production and education and the features that need to be taken into account for the effective interaction of universities and business entities (human factor, the time factor, the needs of business structures, the intellectual property of the University). The article also discusses the algorithm of interaction between universities and business entities, especially the use of the «triple helix» method, especially its innovative component. The creation of a consortium of business structures and universities help to introduce innovations in the field of small and medium-sized enterprises, creates a favorable investment climate and infrastructure, which contributes to the creation of new industries and the development of the region's economy.

Текст научной работы на тему «Консорциум предпринимательских структур и высших учебных заведений в рамках развития региональной экономики»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 9 • сентябрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

консорциум предпринимательских структур и высших учебных заведений в рамках развития региональной экономики

Кадацкая Д.В}, Лаврова Ю.С.2

1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгород, Россия

2 ООО Производственно-коммерческая фирма «Весна», Белгород, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены предпосылки, свидетельствующие об эффективном сотрудничестве вузов и предпринимательских структур, реализуемом в виде консорциума. Авторы рассматривают преимущества такого сплава науки, производства и образования и особенности, которые необходимо учитывать для эффективного взаимодействия вузов и субъектов предпринимательства (человеческий фактор, фактор времени, запросы предпринимательских структур, интеллектуальная собственность вуза). Представлены алгоритм взаимодействия между вузами и субъектами предпринимательства, особенности применения метода «тройной спирали», в частности, его инновационной составляющей.

Создание консорциума предпринимательских структур и вузов помогает внедрению инноваций в сфере малых и средних предприятий, формирует благоприятный инвестиционный климат и инфраструктуру, что способствует созданию новых производств и развитию экономики региона.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья опубликована в рамках программы развития опорного университета на базе БГТУ им. В.Г Шухова

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: консорциум, предпринимательство, производство, инновации, региональная экономика.

Consortium of business organizations and higher education institutions in the development of the regional economy

Kadatskaya D.V.1, Lavrova Yu.S.2

1 Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Russia

2 «Spring» LLC , Russia

введение

Уменьшение объема бюджетного финансирования высших учебных заведений в РФ заставляет вузы искать пути решения проблемы. Передовой опыт многих университетов во всем мире подтверждает, что основным направлением успешного развития вузов можно назвать предпринимательскую деятельность, обеспечивающую адекватную реакцию на различные изменения внешней среды, способствующую удовлетворению запросов общества и потребностей рынка.

Вузы обладают новейшими научными разработками и инновационными технологиями, внедрение которых повышает прибыль и создает конкурентные преимущества использующим их субъектам предпринимательства, что способствует развитию как региональной экономики, так и экономики страны в целом.

Влияние научных знаний и инноваций на результаты предпринимательской деятельности еще в начале ХХ века отмечали австрийский экономист Й. Шумпетер и американский ученый П. Друкер.

Й. Шумпетер говорил о значении знаний в экономических процессах, особо подчеркивая роль уникальных знаний, находящихся в распоряжении определенного экономического субъекта [10] (Shumpeter). По мнению П. Друкера, базой предпринимательства являются современные знания, благодаря которым субъекты предпринимательства осуществляют нововведения во всех сферах своей деятельности [12] (Drucker, 1991).

Предметом дискуссии являлась также форма взаимодействия вузов и предпринимательских структур. По мнению Н. А. Лавровой, взаимодействие предпринимательских структур и высших учебных заведений перспективно осуществлять в виде консорциума, (временного объединения независимых предприятий для осуществления координации их предпринимательской деятельности) [7] (Lavrova, 2012). С юридической точки зрения консорциум - это объединение экономических субъектов (вузов, предприятий, организаций) без образования юридического лица, в котором обеспечи-

ABSTRACT:_

The article considers the prerequisites for effective cooperation between universities and business structures, implemented in the form of a consortium. The author considers the advantages of such an alloy of science, production and education and the features that need to be taken into account for the effective interaction of universities and business entities (human factor, the time factor, the needs of business structures, the intellectual property of the University). The article also discusses the algorithm of interaction between universities and business entities, especially the use of the «triple helix» method, especially its innovative component. The creation of a consortium of business structures and universities help to introduce innovations in the field of small and medium-sized enterprises, creates a favorable investment climate and infrastructure, which contributes to the creation of new industries and the development of the region's economy.

KEYWORDS: consortium, entrepreneurship, production, innovation, regional economy

JEL Classification: L26, M11, 031, I23 Received: 10.08.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kadatskaya D.V. ([email protected])

CITATION:_

Kadatskaya D.V., Lavrova Yu.S. (2018) Konsortsium predprinimatelskikh struktur i vysshikh uchebnyh zavedeniy v ramkakh razvitiya regionalnoy ekonomiki [Consortium of business organizations and higher education institutions in the development of the regional economy]. Kreativnaya ekonomika. 12. (9). - 1469-1474. doi: 10.18334/ce.12.9.39337

вается равенство всех партнеров, с учетом экономической выгоды для каждого из них.

По мнению Г. И. Лазарева, консорциум служит примером интеграции вузов на основе координации и является наиболее перспективной формой объединения, поскольку представляет собой наиболее быстрый и дешевый путь реализации глобальной стратегии [6] (Ьагатву, 2010).

Сплав науки, производства и образования

Еще в середине ХХ века в США, Канаде, Великобритании, Германии сформировалась тенденция преобразования классических вузов в предпринимательские, особенностью которых является совмещение преподавательской, научно-исследовательской и предпринимательской деятельности и получение от нее дохода [1] (Лйашапвуа, 2015). Для многих вузов, выбравших такой путь развития, характерно применение инновационной системы по типу «тройной спирали», в состав которой входят три основных элемента:

• усиление роли учебных заведений во взаимодействии с промышленностью и правительством;

• взаимодействие трех составляющих (учебного заведения, бизнеса, власти), которые стремятся к сотрудничеству, в процессе чего инновационная составляющая выделяется из данного взаимодействия;

• в дополнение к традиционным функциям каждый их упомянутых выше трех институтов частично берет на себя роль другого, что является самым важным источником инноваций [11].

В результате применения модели «тройной спирали» формируется региональный комплекс, который включает в себя сплав науки, производства и образования, при создании которого необходимо учитывать следующие особенности:

1. Человеческий фактор, который может как ускорить, так и затормозить процесс слияния науки, предпринимательства и образования. Негативной тенденцией, например, является позиция ряда ученых и преподавателей в вузах, которые не приемлют концепцию ориентации образования на потребителя.

2. Время, необходимое для проведения научного исследования и его экспериментальной апробации, занимает 3-4 года, что является недопустимо большим времен-

ОБ АВТОРАх:_

Кадацкая Дарья Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, начальник учебного отдела (kadackayadv0gmai1.com) Лаврова Юлия Сергеевна, менеджер по проектам (kadackayadv0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Кадацкая Д.В., Лаврова Ю.С. Консорциум предпринимательских структур и высших учебных заведений в рамках развития региональной экономики // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 9. - С. 14691474. doi: 10.18334^.12.9.39337

ным промежутком для предпринимательских структур, котором необходимо в короткие сроки окупить вложенные финансовые средства и получить прибыль. Поэтому вузам для полноценного партнерства в консорциуме необходимо научиться работать в условиях просчитанных коммерческих рисков, вместо того, чтобы перекладывать все риски на субъекты предпринимательства [4] (Kadatskaya, Bart, 2017).

3. Стратегия деятельности вузов в составе консорциума должна в обязательном порядке учитывать запросы предпринимательских структур на сотрудничество с ними. Бизнес-стратегия вуза должна отдавать приоритет тем направлениям, которые могут получить поддержку органов власти или бизнес-структур, региональных программ.

4. Интеллектуальную собственность вуза следует рассматривать как законную форму защиты изобретений, брендов, проектов и творческих идей, реализуемых в виде патентов как основной формы сотрудничества между предпринимательскими структурами и вузами. Результат образовательной и научно-исследовательской деятельности может рассматриваться как интеллектуальная собственность, использоваться в коммерческих целях [2] (Batov, 2017).

Определяющей при создании консорциума вуза с предпринимательскими структурами является эффективная производственная деятельность, что достигается одновременным инновационным развитием производства и образования [8] (Lushnikov).

Эффективное функционирование консорциума реализуется за счет следующих действий:

• выделение производственных проблем субъекта предпринимательства в области технологий или управления, для решения которых необходимы новые нестандартные подходы [5] (Kadatskaya, Fedorova, 2016);

• разработка технологических или организационных инноваций, которые способствуют решению возникшей проблемы;

• процесс постановки новых производственных задач работникам предпринимательских структур с учетом перспективы инновационного развития субъекта предпринимательства;

• корректировка задач обучения в системе профессионального образования, а также в системе переподготовки персонала с учетом изменений в производственной среде;

• создание в вузе программ и технологий обучения для подготовки и переподготовки персонала предпринимательских структур, входящих в состав консорциума;

• обучение работников предпринимательских структур, входящих в состав консорциума, работе с новыми технологиями или оборудованием с учетом инновационного развития производственной среды [9] (Mishurova);

• обеспечение обратной связи с субъектами предпринимательской деятельности для генерации инноваций, разработки новых эффективных производственных технологий;

• вовлечение студентов вузов, входящих в консорциум, в учебно-исследовательскую работу и сотрудничество с предпринимательскими структурами региона;

• корректировка количества студентов вузов и направление их обучения с учетом потребности предпринимательских структур данного региона.

Для эффективной деятельности консорциума указанный алгоритм взаимодействия между вузами и субъектами предпринимательства должен реализовываться многократно, что способствует устойчивому инновационному развитию производственной и образовательной системы региона.

Заключение

Консорциум образовательных структур и вузов при планировании своей деятельности ориентируется на перспективу развития территории, что способствует лучшей адаптированности выпускников к потребностям предпринимательских структур и формированию в их лице интеллектуально-профессионального ресурса для модернизации экономики региона и страны в целом.

Создание консорциума предпринимательских структур и высших учебных заведений способствует развитию инноваций в сфере малых и средних предприятий, созданию и развитию высокотехнологичных секторов в региональной экономике, что формирует благоприятный инвестиционный климат и инфраструктуру, приводит к созданию новых производств и развитию экономики региона и страны в целом.

ИСТОЧНИКИ:

1. Адаманова З.О. Концепция экономики знаний: современная интерпретация и обла-

сти практического применения // Новый взгляд. Международный научный вестник, 2015. - № 9.

2. Батов Г.Х. Концепция формирования экономики знаний в регионе // Региональная

экономика: теория и практика, 2017. - № 2(437).

3. Владыка М.В., Логвиненко Е.А. Региональные механизмы инновационного пред-

принимательства. Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/regionalnye-mehanizmy-innovatsionnogo-predprinimatelstva.

4. Кадацкая Д.В., Барт Т.В. Разработка бизнес-проекта в экологической сфере по по-

вышению эффективности использования парковых зон // Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения: Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях / Под редакцией А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. Москва, 2017.

5. Кадацкая Д.В., Федорова Я.О. Бизнес-идея создания инновационного проекта в сфе-

ре услуг // Молодежь и кооперация: инновации и творчество: Материалы международной студенческой научной конференции. В 4 частях. - Белгород, 2016.

6. Лазарев Г.И. Консорциум вузов сервиса как форма сетевого партнерства // Высшее

образование в России, 2010. - № 10.

7. Лаврова Н.А. Экономика знаний и факторы, ее определяющие // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2012. -№ 1(40).

8. Лушников А.В. Роль центров трансфера технологий в развитии малого и средне-

го инновационного бизнеса. Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-tsentrov-transfera-tehnologiy-v-razvitii-malogo-i-srednego-innovatsionnogo-biznesa.

9. Мишурова И.В. Развитие малого и среднего предпринимательства как условие дол-

говременного роста национальной экономики. Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-kak-uslovie-dolgovremennogo-rosta-regionalnoy-ekonomiki.

10. Шумпетер Й. Национальная инновационная система: теоретическая концепция. Schumpeter.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://schumpeter.ru/articleslist/national_ innovation_system.

11. Foray D. The Economics of Knowledge. Cambridge, MA, The MIT Press, 2004.

12. Drucker P.F. The New Productivity Challenge // Harvard Business Review, 1991. - № 6.

REFERENCES:

Adamanova Z.O. (2015). Kontseptsiya ekonomiki znaniy: sovremennaya interpretatsiya i oblasti prakticheskogo primeneniya [The concept of knowledge economy: modern interpretation and areas of practical application]. International Scientific Bulletin \. (9). (in Russian).

Batov G.Kh. (2017). Kontseptsiya formirovaniya ekonomiki znaniy v regione [The concept of knowledge-based economy in the region]. Regional Economics: Theory and Pactice. 15 (2(437)). (in Russian). Drucker P.F. (1991). The New Productivity Challenge Harvard Business Review. 69 (6).

Kadatskaya D.V., Bart T.V. (2017). Razrabotka biznes-proekta v ekologicheskoy sfere po povysheniyu effektivnosti ispolzovaniya parkovyh zon [Development of a business project in the environmental field to improve the efficiency of use of park areas] Ecological and environmental problems of modern society and ways to solve them. (in Russian).

Kadatskaya D.V., Fedorova Ya.O. (2016). Biznes-ideya sozdaniya innovatsionnogo proekta v sfere uslug[Business idea of creating an innovative project in the service sector] Youth and cooperation: innovation and creativity. (in Russian). Lavrova N.A. (2012). Ekonomika znaniy i faktory, ee opredelyayuschie [Knowledge economy and factors supporting it's development]. Bulletin of Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics. (1(40)). (in Russian). Lazarev G.I. (2010). Konsortsium vuzov servisa kak forma setevogo partnerstva [Consortium of higher education institutions of service as a form of network partnership]. Higher education in Russia. (10). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.