Научная статья на тему 'Консолидация местного сообщества в условиях кризиса'

Консолидация местного сообщества в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / LOCAL COMMUNITY / SELF-ADMINISTRATION / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Азашикова Фатима Яхьявна

Местное сообщество является источником формирования социальных взаимодействий такого типа, которые противостоят сложившимся бюрократическим формам управления, могут регулировать различные стороны жизни общества на принципиально иных основах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Consolidation of the Local Community Amid the Crisis

The author highlights the role of the local community as the breeding ground giving rise to the type of social interactions which proves able to regulate various aspects of social life on the basis of essentially different principles, thus opposing the customary bureaucratic forms of administration.

Текст научной работы на тему «Консолидация местного сообщества в условиях кризиса»

КОНСОЛИДАЦИЯ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Ф.Я. Азашикова

Кафедра государственного и муниципального управления Майкопский государственный технологический университет ул. Первомайская, 191, Майкоп, Республика Адыгея, Россия

Местное сообщество является источником формирования социальных взаимодействий такого типа, которые противостоят сложившимся бюрократическим формам управления, могут регулировать различные стороны жизни общества на принципиально иных основах.

Ключевые слова: местное сообщество, самоуправление, организация.

Огромный потенциал развития местного сообщества был разрушен жестким централизмом и бюрократизмом, который подрывает местное хозяйство, парализует сферу социального взаимодействия людей.

Однако это может быть восстановлено прежде всего путем развития и оздоровления местного хозяйства и развертывания реального местного самоуправления. Местное сообщество — это место совместного проживания людей, объединяющее сообщество в систему, состоящую из элементов (экономика, культура, политика и социальные отношения). Их функционирование направлено на достижение основной цели — рост качества жизни каждого человека [2].

В последнее время происходит переосмысление моделей развития современного общества — от тоталитарных, организованных «сверху», к организации «снизу» за счет самоорганизации и саморазвития местных сообществ, делегирующих часть полномочий, ресурсов федеральному центру. Такой механизм самоорганизации общества позволяет разрешить вековое противоречие между личностью и государством, которое, декларируя права и свободы личности, на деле часто выступало механизмом разрушения, сдерживания творческого потенциала людей, блокировало самореализацию человека.

Сегодня стало ясно, что стратегия развития местного самоуправления в России «сверху» и соответствующие ей правовая и организационная модели зашли в тупик и исчерпали свой потенциал.

Из-за отсутствия реальных гарантий местного самоуправления, его полномочий страдает население России, в глазах которого дискредитируется сама идея местного самоуправления, оставленного наедине с повседневными проблемами: практически без средств к существованию, без весомых прав в пользовании недрами и землепользовании, без инструментов влияния на социально-экономическое развитие «самоуправляемой» территории, без возможности участия в законодательной деятельности и формировании социально-экономической политики государства.

Местное самоуправление как важнейший социальный институт представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы устройства и функционирования местной власти. Поэтому местное самоуправление — это специфический уровень власти, организационные формы которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации.

В целом города, районы пока не используют свое конституционное право на местное самоуправление как ключевое средство формирования полноценной среды обитания на территориях, мало что происходит через самоуправление в кварталах и микрорайонах, поселениях и их объединениях, хотя очевидно, что только путем становления реального самоуправления на данном этапе возможно создание и разумное использование ресурсной базы, других основ и механизмов развития муниципальных образований, создание благоприятных условий жизнедеятельности.

Концептуальная идея организации местного самоуправления — сочетание инициативы «снизу» с финансово-правовым обеспечением «сверху» — дополняется новой концепцией инкорпоратизма местного самоуправления. С помощью промышленно-финансовых групп, муниципального менеджмента, которые аккумулируют средства населения и объекты собственности муниципальных образований, создается иная мотивация участия людей в решении местных вопросов, возникают источники получения финансовых средств из внебюджетных поступлений [3. С 58—60].

В данной концепции развития горизонтальных связей местного сообщества для ее реализации предлагается иная технология антикризисного управления, которая позволяет сделать население территории субъектом управления, мотивирует его к разработке и поддержке местных региональных и федеральных программ и к более эффективному использованию местных ресурсов.

Социальные ресурсы местного сообщества — крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства. Во многих муниципальных образованиях нет для этого достаточных материальных и финансовых ресурсов, однако имеются огромные социальные ресурсы, которые в отличие от материальных неисчерпаемы и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самовоспитания, самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания.

Большая часть населения пока сдержанно оценивает социальный потенциал местного самоуправления и связывает перемены к лучшему с реформами, осуществляемыми «сверху». Привлечение населения к решению жизненно важных проблем может стать мощной социальной базой местного самоуправления [1].

Почти каждое местное сообщество располагает значительным потенциалом общего характера, поэтому здесь вполне можно говорить о достаточной ресурс-

ной обеспеченности. Вместе с тем недостаточен интеллектуальный потенциал профессионального характера. Ни у одной категории населения нет четкого представления о сути местного самоуправления, его организационных принципах и формах, отечественном и зарубежном опыте его организации.

Пока невысок уровень информированности населения о местных событиях и проблемах, выполнении управленческих решений, деятельности местных органов власти. Коммуникативный ресурс подрывается тенденцией ухудшения взаимоотношений жителей. Невысок уровень персонифицированности в отношениях населения и местной администрации. Преобладает стереотип негативного восприятия работников администрации со стороны части населения, вступавшей с ними в контакт, как чиновников, не учитывающих и не знающих их интересов.

Подавляющее большинство населения пока не принимает практического участия в решении местных проблем. Осуществлению нововведений мешают два основных фактора: 1) экономическая нестабильность, 2) бесконечные согласования, хождения по различным инстанциям. Нововведения связаны, как правило, с риском. Приходится рисковать психологическим комфортом, отношениями с руководством, подчиненными и т.д. Вступая в стадию инновационной деятельности, нужно быть готовым к риску, но в то же время почти треть муниципальных служащих старается избегать ситуаций риска.

Управленческая культура муниципальной службы остается пока на невысоком уровне. Наиболее ощутим недостаток таких качеств, как тактичность, единство слова и дела, профессиональная честь, подвижничество. Коммуникативные качества муниципальных служащих (внимание к людям, манера поведения) уступают их профессиональным и организаторским качествам. Обнаруживается различие в критериях оценки деятельности работников аппарата администрации муниципальными служащими, с одной стороны, и жителями — с другой.

Недостаточно используется технологический ресурс местного самоуправления при постановке и согласовании управленческих целей, постановке управленческих проблем, информационном обеспечении управленческих решений и действий; диагностировании и прогнозировании управленческих проблем и ситуаций, поведения партнеров, ресурсного обеспечения управленческих целей; планировании управленческих воздействий, принятии решений, выборе оптимальных способов и методов управленческого действия; организации коммуникативного взаимодействия, выборе и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия, критериев оценки сотрудников и процедур их отбора.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что подлинное изменение общественных отношений есть результат процесса самообучения населения корпоративному хозяйствованию, благодаря которому реализуются способности участников, мобилизуются и создаются ресурсы, необходимые для формирования институциональных условий устойчивого социального и самодостаточного экономического развития муниципального образования — надежной основы, гарантирующей защиту экономических, правовых, финансовых, экологических интересов каждого человека.

Недостаток управленческой инновационной культуры местного сообщества — одна из основных причин трудностей, испытываемых местным населением. Это проявляется прежде всего в низком профессионализме, в отсутствии новых идей, выверенных стратегий развития, что порождает пассивность населения.

Какие же параметры инновационной культуры и поведения муниципального образования являются залогом устойчивого социально-экономического саморазвития территории? Во-первых, это разработка и реализация концепции и стратегий изменений, ориентированных на приоритетные цели и задачи инкорпора-тивного развития как общества в целом, так и каждого местного сообщества. Инкорпоративные отношения — это взаимные совместные действия. Инкорпорация предполагает договорные обязанности, права и ответственность всех ее участников.

Во-вторых, это политика поддержки и поощрения творческой активности населения, депутатов, муниципальных служащих, хозяйственных руководителей, предпринимателей. Необходима хорошо отлаженная, работающая система сбора, изучения и внедрения предложений по перспективным и текущим изменениям. Должна быть создана такая социальная атмосфера, в которой люди будут уверены, что все их конструктивные инициативы, предложения, запросы будут серьезно и заинтересованно рассмотрены местными органами власти, при необходимости приняты к исполнению другими субъектами муниципального управления.

В-третьих, необходима система гласности, поощрения, стимулирования творческой инициативы населения, обеспечивающая использование мотивационного, соревновательного, образовательного, инновационного, социальных ресурсов.

В-четвертых, процесс формирования инновационной культуры находит свое выражение в определении миссии, кредо муниципального образования. Это — качество жизни населения, социальное здоровье, продолжительность жизни людей, материальный достаток, общественная безопасность, словом, все то, что составляет основное содержание концепции устойчивого социально-экономического развития местного сообщества.

В-пятых, инновационная управленческая культура является одним из важнейших факторов воспроизводства потенциала муниципального образования. К сожалению, изменения в инновационной культуре довольно редко выделяются в качестве прямой задачи становления и развития муниципального образования. Хотя именно инновационная культура позволяет местному сообществу открыто, честно и реалистично оценивать свое состояние и реагировать на социальные изменения [3. С 366—368].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Виноградов В.Н., Эрлих О.В. Вовлечение общественности города в разработку и реализацию стратегического плана: теория, практика, технологии. — СПб., 2001.

[2] Иванов В.Н. Устойчивое развитие в XXI веке: социально-технологическое обеспечение. — М., 2006.

[3] Управление муниципальным экономическим развитием / Под ред. Г.Ю. Ветрова. — М., 2009.

THE CONSOLIDATION OF THE LOCAL COMMUNITY AMID THE CRISIS

F.Ya. Azashikova

State and Public Administration Chair Maikop State University of Technology

Pervomayskaya str., 191, Maikop, Republic of Adygeya, Russia

The author highlights the role of the local community as the breeding ground giving rise to the type of social interactions which proves able to regulate various aspects of social life on the basis of essentially different principles, thus opposing the customary bureaucratic forms of administration.

Key words: local community, self-administration, organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.