Консервация и реставрация объектов архитектурного и культурного наследия Северной Осетии-Алании
со см о см
о ш т
X
3
<
т О X X
Баликоев Арсен Анатольевич
доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)», [email protected]
Уракова Ирина Ивановна
доцент кафедры архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Кокаева Любовь Всеволодовна
магистрант кафедры архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Айдарова Дзерасса Эдуардовна
магистрант кафедры архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Есбосинова Газинахан Каримбаевна
магистрант кафедры архитектуры и дизайна, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
В данной статье поднимается вопрос сохранения архитектурных памятников, расположенных на территории Северной Осетии-Алании. Остановившись на теоретических аспектах таких методов сохранения осетинского и аланского культурного наследия, как реставрация и реконструкция, авторы статьи анализируют их практическое использование в процессе реставрационных работ. Авторы статьи выделяют два типа архитектурных памятников Северной Осетии: средневековые памятники архитектуры и гражданские объекты рубежа XIX и XX веков. Для сохранения памятников средневековья, как правило, применяется метод консервации, поскольку в большинстве случаев они представляют собой развалины руины и фрагменты уникальных произведений древнего зодчества чудом дошедших до наших дней. Что касается памятников архитектуры, которые являются объектами культурного наследия недавнего прошлого, то их сохранение обеспечивается методом реставрации с приспособлением под современное использование. Авторы статьи приходят к выводу, что для сохранения архитектурного наследия Осетии применим как метод консервации, так и реставрация. Использование всего спектра работ по сохранению объектов культурного наследия помогут не стереть с лица земли историю осетинского края до конца, ведь множество памятников уже исчезло, а те, которые еще существуют, ветшают и разрушаются. Ключевые слова: реставрация, консервация, культурное наследие, памятник архитектуры, древнее зодчество, объекты культурного наследия.
Человеческое общество не может эволюционировать, если оно лишено культуры. Культура как результат многосторонней деятельности человека отражается в фактах и явлениях культурного наследия - звена, связующего культуру исторического прошлого с материальным и духовным миром нынешних и грядущих поколений. Сохранившись в разных формах и предметах, культурное наследие развертывает перед нами картины «давно минувших дней» как в глобальном, так и в региональном масштабе.
Региональный масштаб культурного наследия может быть широко представлен Северным Кавказом, где, по разным оценкам, проживает от пятидесяти до ста сорока различных этносов и народностей. Все эти народы исторически взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, но при этом они сохраняют свою национальную идентичность и культурную самобытность [1, с. 18].
В нынешних условиях всем без исключения народам Северного Кавказа предоставлены самые благоприятные условия для сохранения культурного наследия. Основной вид работ, направленный на сохранение материальных и духовных памятников, представляющих собой национальную «летопись» народа, является реставрация. Основываясь на теорию «потенциального единства», разработанную Чезаре Бранди (1906-1988), реставрация должна сохранять все следы жизни памятника во времени и передавать информацию о них будущим поколениям, основываться на научном подходе к изучению памятника и «прекращаться там, где начинается гипотеза». Эти положения легли в основу теории реставрации и разработанных на ее основе всех международных документов ЮНЕСКО последних десятилетий, где на первое место были поставлены задачи консервации памятников [3].
Методика консервации, помогающая сохранить, сберечь и восстановить внешний вид, объекта культурного наследия. По мнению Э.А. Исматулаевой этот метод, способствует восстановлению объекта в оригинальном или близком к оригинальному виду памятника [2].
Тогда как реставрация помогает придать памятнику культурного наследия первоначальный облик, консервация оберегает старинные сооружения и древние произведения искусства от дальнейшего разрушения и, сохраняя «следы истории», и передает их для изучения и почитания своим потомкам [3].
При выборе метода сохранения памятника архитектуры учитывается степень сохранности объекта культурного наследия; его художественная и градостроительная ценность. Реставрация возможна при не значительном проценте утрат памятника и при наличии достаточной информации о первоначальном облике реставрируемого объекта. Тогда восстановление первоначального вида здания, сооружения, монумента и т.д. идет, опираясь на письменные источники, архивы, фотографии, запечатлевшие внешний и внутренний облик объекта, иногда - рассказы очевидцев, если они были свидетелями «жизни» памятника. Если же объект культурного наследия сильно поврежден, разрушен и нет достоверной информации о первоначальном облике памятника, то реставраторы прибегают к методу консервации.
Северная Осетия-Алания, как и другие республики Северного Кавказа, богата разнообразными памятниками материальной и духовной культуры. На сегодняшний день на территории республики насчитывается 657 объектов культурного наследия федерального и регионального значения и 1308 выявленных объектов. Могильники, курганы, городища, крепости, сторожевые башни, замки, военные укрепления являются немыми свидетелями исторического прошлого осетинского народа.
В Северной Осетии попытки сохранения культурного наследия поднималась еще в прошлом веке. Примером тому является объект культурного наследия федерального «Дзуар Реком», относящийся к числу немногих зафиксированных памятников традиционного деревянного зодчества Осетии эпохи позднего средневековья - нового времени [9, с.222-223].
Примечательной особенностью этого сооружения являлась его постройка без применения гвоздей и других металлических деталей. Металл употребляся только для декора (погремушки, звоночки, узоры, оковки на дверях) [6, с. 32].
Все характерные особенности древнего культового сооружения учитывались при выполнении реставрационных работ в 1936 году. Научная реставрация была святилища была проведена группой историков-кавказоведов возглавляемой и архитектором-реставратором И.П. Щеблыкиным и археологом Е.Г. Пчелиной. Процесс реставрации сопровождался тщательной фиксацией всех этапов работы - архитектурными обмерами, графическими зарисовками, фотофиксацией. Сохранились черновики записей Е.Г. Пчелиной, отражавшие этапы реставрации этого памятника, который она начала изучать еще в 1926 году. Во время реставрации 1936 г. Е.Г. Пчелина произвела археологические раскопки, давшие 11300 предметов и вскрывшие существование каменной «выстилки» - своего рода фундамента, шедшего по периметру святилища вместе с притвором и представлявшего цепочку плоских валунов» [4, с. 129].
После реставрации Реком представлял собой бревенчатый сруб из целых бревен значительной толщины (от 25 до 30 см в диаметре). Сруб был покрыт низкой деревянной крышей, которая опускался широким навесом, поддерживаемым с двух сторон резными деревянными столбами. Столбы отличались друг от друга по форме и были увенчаны сверху художественно оформленными деревянными коньками, напоминающими голову верблюда с вытянутой шеей [6, с. 31-32]. В 19711972 гг. Министерством культуры СО АССр была проведена дополнительная реставрация отдельных частей «Рекома» -крыши, резных колонн, коньков и других деталей.
К сожалению, древний памятник осетинской архитектуры, так тщательно отреставрированный советскими археологами и реставраторами, в 1995 году сгорел от пожара. То сооружение, которое мы видим сейчас, воссозданная в 2000 г. копия Рекома, возведенная группой энтузиастов.
В настоящее время значительный вклад в сохранении объектов культурного наследия Республики Северной Осетии -Алании внесла программа к подготовке празднования 1100-летия Крещения Алании. 14 октября 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О праздновании 1100-летия Крещения Алании». Празднование юбилея состоялось в 2022 году. Празднование юбилея стало знаковым событием всероссийского масштаба и дало импульс развития целых отраслей экономики региона, повысило его привлекательность для туризма. В рамках подготовки к празднованию исторического юбилея была и проведена масштабная работа по реставрации исторических памятников - средневековых аланских храмов, а также объектов культурного наследия с христианской символикой. В настоящее время отреставрировано десять из четыр-
надцати объектов культурного наследия, включенных в программу по подготовке к празднованию 1100-летия Крещения Алании. Особое значение имеют средневековые памятники, расположенные в горных районах Северной Осетии.
При реализации программы по сохранению объектов культурного наследия в рамках подготовки к празднованию 1100-летия Крещения Алании были применены различные реставрационные методики и виды работ, в том числе консервация, реставрация и воссоздание памятников архитектуры. Так например, при сохранении объекта культурного наследия регионального значения «Раннесредневековая церковь» в Тли, был проводится консервация руин; отреставрированы церкви в с. Фараската, Кесатикау, Верхний Зарамаг и ведутся работы по воссозданию объекта культурного наследия федерального значения «Здание Зругской церкви, средние века».
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Зруге возведена в XI веке на не высоком холме, вблизи берегового склона. Это ложно-сводчатый однонефный зальный храм с вписанной полуциркульной апсидой. Из-за изменения русла реки Зругдон и подмывания берега здание храма постепенно обрушалось. На момент начала работ сохранилась восточная (алтарная) стена частично, прилегающие к ней северная и южная стены. Перекрытия и западная стена утрачены полностью. На южной стене сохранились подготовительный рисунок для фресок [9, 212-214].
Воссоздание утраченной части храма основывалось на принципе минимального вмешательства в сохранившийся объем памятника и возможности обратимости воссозданного объема при дальнейшей эксплуатации. Восстановленный объем выполнен с повторением исторического метода из блоков облицовки, но из современного материала для дифференциации строительных периодов согласно Венецианской Хартии.
Восстановительные работы ведутся с 2020 года и пока еще окончены. Были проведены берегоукрепительные работы и выполнена железобетонная платформа, на которой в последствии были возведены утраченные части храма. В процессе проведения работ была проведена разведка территории вокруг памятника, вниз по течению реки Зругдон и в ближайших населенных пунктах, в результате которой были обнаружены каменные плиты облицовки фасадов церкви. В настоящее время ведутся работы по монтажу свода и кровли храма.
Тлийский храм расположен на высоте 1940 м над уровнем моря, в 170 м северо-западней башни Кадзаевых, в центре кладбища, занимающего значительную часть просторной наклонной террасы, в левом (северном)борту ущелья. В настоящее время он сильно руинирован: сохранившиеся стены местами едва достигают высоты около половины изначальной. Будучи близок к Зругскому храму по времени возведения - XI век, по размерам и формами декора, Тлийский храм проще по плану и грубее по строительной технике. Он представлял собой однонефное «зальное» сооружение с невыраженной снаружи ("вписанной"в интерьер) апсидой, направленной на восток. С юга к основной его части сделана пристройка, служившая, возможно, приделом. Входы в обе части храма находятся в южных продольных стенах [9, с.184-185].
Так как здание храма значительно руинировано и не сохранилось данных о завершении, для сохранения памятника было решено выполнить консервацию его сложившегося образа с восстановлением входного проема и установкой сохранившихся блоков наличника и выравнивани уровня стен. Для обеспечения сохранности и для отведения на стены устанавливается крышка из доломита. Из-за отсутствия кровли полы не восстанавливаются, вместо них устраивается дренажная засыпка.
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м
Сл>
fO CS
о
CS
Интересен пример сохранения объекта культурного наследия регионального значения «Здание церкви», средние века в селе Фараскатта. Церковь находится на юго-западной окраине с. Фараскатта (Ф^р^скъ^тта), на наклонной террасе в склоне восточного борта ущелья реки Айгомуги, представляет собой простую по форме постройку, прямоугольную в плане, сориентирована по оси запад-восток, сложено из подтесанных и тщательно подогнанных разноразмерных известняковых, гранитных и сланцевых блоков на известковом растворе. Здание церкви находилось в относительно удовлетворительном состоянии, в ходе предварительных исследований реставраторам удалось найти достаточно архивных материалов, что позволило произвести полный комплекс реставрационных работ и возвратить храму его первоначальный вид [9, с.370-371].
Таким образом в последние годы на территории Северной Осетии начала решаться проблема сохранения культурного наследия и в большинстве случаях комплекс работ выполняется в соответствии сформировавшейся научной методикой, общероссийской и мировой практикой.
Литература
1. Бугаев А.М. Северный Кавказ: наследие и общество // Наследие веков. - 2016. - № 4. - С. 16-22.
2. Исматулаева Э.А. Реставрация и реконструкция объектов материальной культуры как метод сохранения культурного наследия // Аллея науки: научно-практический электронный журналэ - 2018. - № 9 (25). - URL: https://alley-science.ru.
3. Краснова Т.Н. Национальные принципы реставрации в контексте проблем сохранения культурного наследия // Журнал Института наследия. - 2022. - № 1 (28). - URL: http://nasledie-journal.ru/ru/joumals/488.html.
4. Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. - 320 с,
5. Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI-XVI вв.: автореф. дисс. ... д-ра архитектуры. - М., 2007. - 56 с.
6. Теплицкий И.З., Цагаев Н.Д. Памятники материальной культуры Северной Осетии. - Орджоникидзе: Северо-Осетин-ское книжное издательство, 1963. - 124 с.
7. Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. - Орджоникидзе: Ир, 1984. - 344 с.
8. Хадиева Ю.Р. Реконструкция как способ сохранения культурно-исторической среды города // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Всероссийская научная конференция. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - Т. 2. - С. 321 -324
9. Свод памятников истории и культуры Осетии-Алании: Т.2 Районы Республики Северная Осетия-Алания/ Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания, Институт истории и археологии Республики Северная Осетия -Алания; редакционная коллегия Э.Г. Агаева и (др.). - Владикавказ ИПП им. В.А. Гас-сиева, 2021. - 544 с.:, рис., схемы.
Reconstruction and restoration of objects of architectural and cultural heritage of North Ossetia-Alania
Balikoev A.A., Urakova I.I., Kokaeva L.V., Aydarova D.E., Esbosinova G.K.
North Caucasian Institute of Mining
JEL classification: L61, L74, R53
This article raises the issue of preservation of architectural monuments located on the territory of North Ossetia-Alania. Having dwelt on the theoretical aspects of such methods of preservation of Ossetian and Alanian cultural heritage as restoration and reconstruction, the authors of the article analyze their practical use in the process of restoration works. The authors of the article distinguish two types of architectural monuments of North Ossetia: ancient temples and buildings and civilian objects of the recent past. The latter ones are usually reconstructed, as in most cases these architectural monuments are ruins and fragments of unique works of ancient architecture that miraculously survived to our days. As for architectural monuments that are objects of cultural heritage of the recent past, their preservation is ensured by the method of restoration with elements of reconstruction. The authors of the article come to the conclusion that only restoration measures of the present time will help not to erase the history of the Ossetian region from the face of the earth to the end, because many monuments have already disappeared, and those that still exist are deteriorating.
Keywords: restoration, reconstruction, cultural heritage, architectural monument, ancient architecture.
References
1. Bugaev A.M. North Caucasus: Heritage and Society // Heritage of Centuries. -2016. - No 4. - Pp. 16-22.
2. Ismatulaeva E.A. Restoration and reconstruction of material cultural objects as a method of preserving cultural heritage // Alley of science: scientific and practical electronic journale - 2018. - No 9 (25). - URL: https://alley-science.ru.
3. Krasnova T.N. National principles of restoration in the context of problems of cultural heritage preservation // Journal of the Institute of Heritage. - 2022. - No 1 (28). - URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/488.html.
4. Pischulina V.V. Christian temple architecture of the North Caucasus of the Middle Ages. - Rostov-on-the-Don, 2006. - 320 c.
5. Pischulina V.V. Christian temple architecture of the North Caucasus VI-XVI centuries: autoref. diss. ... Dr. of Architecture. - Moscow, 2007. - 56 p.
6. Teplitskiy I.Z., Tsagaev N.D. Monuments of material culture of North Ossetia. -Ordzhonikidze: North Ossetian Book Publishing House, 1963. - 124 p.
7. Tmenov V.X. Medieval historical and architectural monuments of North Ossetia. - Ordzhonikidze: Ir, 1984. - 344 p.
8. Khadieva Y.R. Reconstruction as a way of preserving the cultural and historical environment of the city // Ural Industrial. Bakunin Readings: All-Russian Scientific Conference. - Ekaterinburg: Ural Federal University, 2014. - Vol. 2. - Pp. 321324.
o
Ш
m x
<
m о x
X