Научная статья на тему 'Консерватизм как иммунная система современности'

Консерватизм как иммунная система современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВО / CONSERVATISM / THE PRESENT / VALUES / STATE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лексин В. Н.

Автор полемизирует с теми, кто считает консерватизм временной реакцией на сиюминутные вызовы современности. Консерватизм это самостоятельное мировоззрение и мироощущение интеллектуалов, видящих в «прогрессе» не только очередную победу разума, но и негативные последствия использования плодов этой победы, и обосновывающих необходимость конструктивной идеологии осторожности и минимизации риска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conservatism as an immunity for the present

Conservatism, according to the author, is an independent world-view of the intellectuals who consider the progress as a contradictory phenomenon characterized not only by mind"s victory but rather negative consequences related to the use of the victory"s benefits and substantiate the necessity in constructive ideology for risks minimization

Текст научной работы на тему «Консерватизм как иммунная система современности»

Консерватизм как иммунная система современности

В.Н. Лексин

Тема «консерватизм и современность» удобна для дискуссии и неудобна для выводов. Что хотели бы получить в итоге размышляющие об этом предмете: еще один набор бездоказательных дефиниций (при этом каждый, как правило, останется при исходном мнении) или некую конструктивную идею, способную более ясно представить суть нашей новой действительности? В чем смысл рассуждений о «консерватизме» и «современности» за пределами этих изолировано рассматриваемых понятий? Мне представляется, что такое конструктивное начало все же существует, и оно сформулировано в заключительных словах Михаила Ремизова о миссии консерватизма, «достаточно успешной для того, чтобы он мог признать за собой соавторство в формировании современного мира». И я хотел бы добавить к этому несколько поддерживающих соображений.

Прежде всего я предлагаю обратить внимание на фатальное соединение в обыденном сознании «консервативного» с плохим отжившим и «современного» — с паттерном всего хорошего. Большинство людей полагают, что чувства и мысли человека, его поведение и вкусы, жилье и одежда, семья и отношения с людьми должны быть в первую очередь «современными»: это знак качества и залог жизненного успеха. Соответственно, антиподом современности и причиной многих жизненных неудач считается все снисходительно называемое консервативным или попросту устаревшим. И это очень серьезно, поскольку позитивное отношение к современному как к должному распространяется не только на частных людей — оценки «современный» или «консервативный» взамен разумных доводов часто становятся основаниями для принятия решений с далеко идущими последствиями. Поэтому, например, «консервативные» государственный подход, патриотизм или защита Отечества заранее проигрывают «современным» идеям защиты человека от государства, наднациональной идентификации личности, опережающей демилитаризации и т.п.

Следует отметить и то, что «консерватизм» не есть изобретение политической философии, связанное с именем Э. Бёрка, который увидел во Французской революции попрание цивилизационных устоев прошлого в связи с забвением религиозных оснований гражданского общества, с тотальным отказом от ценностных устоев дореволюционной Европы, с заменой опыта новейшими бессмысленными теориями, с переносом борьбы со злом внутри человека на зло внутри общественного устройства, с идеей не улучшения, а разрушения этого устройства, с демагогическими представлениями о всеобщем равенстве и т.п.1 Было бы неверно считать эти антиреволюционные размышления сутью кон-

1 Бёрк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1992.

серватизма, который, по моему мнению, есть интуитивно угадываемое, философски осмысливаемое и публицистически выражаемое предупреждение об оборотной стороне радостей «современности»; консерватизм есть порицание гипертрофии прежних пороков и их новых разновидностей. И только поэтому консервативные идеи обнаруживаются во всей письменно зафиксированной истории политической философии — со времен античности до наших дней.

В последние десятилетия западноевропейская консервативная идеология старательно присоединяет к себе приставку «нео» (что-то подобное происходит и с идеологией либерализма) и своеобразно «осовременивается». Этому немало способствовало ощущение морального кризиса постиндустриального общества и доведенной до абсурда девальвации прежних ценностей; «современность» в очередной раз спровоцировала актуализацию консервативных идеалов. Неоконсервативная идеология пытается найти новый баланс между интересами свободной личности и призванного ее защищать государства, между индивидуальным и коллективным, между глобализмом и этноцентризмом. В начале 80-х гг. прошлого века М. Тэтчер приветствовала «неоконсервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа»2, при том что в этом «интернационале» уживались такие разные течения, как французский голлизм, немецкий социал-консерватизм, английский торизм; и только в России того времени неоконсерватизм не нашел последовательных адептов.

В политической философии консерватизм обычно рассматривается как альтернатива «современности», а последняя ассоциируется с понятиями социально ориентированного капитализма и рационально организованной бюрократии, представительной демократии и информационного общества, секуляризации и деидеологизации, культа успешности и конкуренции, самодостаточности абсолютно свободной личности и уважения к правилам общественного правопорядка.

Определяя «современность» как понятие философии культуры и политической теории, Б.Г. Капустин3 пишет, что она обозначает «проблемную ситуацию, в которой оказываются общества вследствие подрыва и распада того строя высших ценностей, которые ранее легитимировали их порядки, обеспечивали осмысленность общей «картины мира» у членов этих обществ и воспринимались ими в качестве высшей и объективной «онтологической» реальности (представляемой мифологически, религиозно, в виде универсальных моральных «законов природы» или иначе)». Сопоставляя наше общество с тем, что существовало в «современности Нового времени», автор проницательно замечает, что «уникальность сегодняшней современности определяется невозможностью преодоления распада прежнего строя ценностей путем нового «ухода в трансценденцию», более «истинную» и «глубокую», чем прежняя (как это имело место, например, при замене античной языческой «картины мира» христианской)». И далее: «современность — не “стадия” всемирной истории, наступление которой обусловлено её “железными законами”. Она — великое событие, проис-

2 Речь шла о Международном демократическом союзе консерваторов США, Австралии, Японии и ряда западноевропейских стран.

3 Капустин Б.Г. Современность. В кн. «Новая философская энциклопедия», М., 2010, с. 587-588. См. также Капустин Б.Г. Современность как предмет политической философии. М., 1998.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

117

шедшее вследствие стечения некоторых обстоятельств первоначально в определенном месте и в определенное время, но позднее втянувшее в себя практически все человечество, вынужденное (часто против воли) так или иначе реагировать на него. Она продолжает жить по “законам жанра” событий, а не развертывающихся научных сущностей, провиденциальных планов или предначертанных фортуной циклов. Именно в этом смысле в ней все “случайно”, все зависит от “стечения обстоятельств”, воль и борений людей».

Такое представление о «современности» провоцирует и представление о консерватизме как временной реакции на сиюминутные вызовы современности. Но консерватизм не вторичен: это самостоятельное и постоянное мировоззрение и мироощущение интеллектуалов, видящих в «прогрессе» не только очередную победу разума, но и негативные последствия использования плодов этой победы. Выражение «консерватизм — реакция на современность» столь же нелогично как «торможение — реакция на скорость»: тормозят не потому, что не хотят ехать быстро, а потому что скорость в данный момент и в данном пространстве (пешеходный переход или ухабистая дорога) становится опасной. Но для торможения в наступившей рискованной ситуации нужны заранее придуманные и установленные тормоза, нужна конструктивная идеология осторожности и минимизации риска.

Консерватизм нашего времени призывает прежде всего к осмысленности нововведений, к всестороннему обоснованию их необходимости, к предвидению их системных эффектов — позитивных и негативных. Консерватизм отстаивает только неизменные ценности прошлого и не принимает в современности только то, что угрожает таким ценностям или не создает им адекватной (по целям и сути) замены.

Консервативен ли Фрейд, горевавший по поводу загубленного современностью подсознания? Консервативен ли Фуко, противопоставлявший идеал позднеантичного «человека вожделеющего» малоинтересному познающе-познавае-мому современнику? Консервативны ли Замятин и Оруэлл, Голдинг и Брэдбери, Чапек и Платонов, не принимавшие подлинные (и сущностные) атрибуты «современности» и противопоставлявшие им прежние ценности бытия? Можно ли считать консерваторами Бердяева, Булгакова, Гершензона, Изгоева, Кистяковс-кого, Струве и Франка - «реакционных», «черносотенных» и т.п. авторов «Вех», предостерегавших от бездумного соскальзывания в пучину радикальной ломки всего и вся? Консервативны ли новейший католический «Компендиум социального учения Церкви» и «Основы социальной концепции Русской православной церкви»? Почему консервативные по существу идеи становятся ключевыми мотивациями перехода одной современности в другую?

Вопросы можно продолжать до бесконечности, но ответы на них будут корректными только в том случае, если сам вопрошающий задумается над тем, что станет с «современностью без тормозов» (и со всеми «современниками») в ближайшем историческом завтра. Консерватизм — естественная иммунная система любой современности.

118

Выпуск 4 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.