Научная статья на тему 'Консалтинговые услуги в инфраструктуре антикризисного управления'

Консалтинговые услуги в инфраструктуре антикризисного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CRISIS MANAGEMENT / ИНФРАСТРУКТУРА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / CRISIS MANAGEMENT INFRASTRUCTURE / КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / CONSULTING SERVICES / ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / DIAGNOSTICS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF THE ENTERPRISE / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА / BANKRUPTCY FORECASTING / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATIVE METHODS OF CRISIS MANAGEMENT / АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ / ANTI-CRISIS STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Юлиана Викторовна

Участившаяся повторяемость кризисов требует постоянного совершенствования всех составляющих антикризисного управления. Существующие методики диагностики финансового состояния предприятия не позволяют выработать индивидуальную антикризисную стратегию предприятия. Ввиду этого возрастает роль консалтинговых компаний, услугами которого пользуются компании на разных стадиях развития кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTING SERVICES IN THE CRISIS MANAGEMENT INFRASTRUCTURE

The increased recurrence of crises requires continuous improvement of all components of crisis management. The existing methods for diagnosis of the financial condition of the enterprise do not allow to develop its individual anti-crisis strategy. In view of this, the role of consulting firms, whose services the enterprises use in various stages of the crisis development, is increasing.

Текст научной работы на тему «Консалтинговые услуги в инфраструктуре антикризисного управления»

Филиппова Ю.В.

КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ В ИНФРАСТРУКТУРЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Участившаяся повторяемость кризисов требует постоянного совершенствования всех составляющих антикризисного управления. Существующие методики диагностики финансового состояния предприятия не позволяют выработать индивидуальную антикризисную стратегию предприятия. Ввиду этого возрастает роль консалтинговых компаний, услугами которого пользуются компании на разных стадиях развития кризиса.

Ключевые слова. Антикризисное управление, инфраструктура антикризисного управления, консалтинговые услуги, диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, прогнозирование банкротства, инновационные методы антикризисного управления, антикризисная стратегия.

Filippova Y.V.

CONSULTING SERVICES IN THE CRISIS MANAGEMENT INFRASTRUCTURE

Abstract. The increased recurrence of crises requires continuous improvement of all components of crisis management. The existing methods for diagnosis of the financial condition of the enterprise do not allow to develop its individual anti-crisis strategy. In view of this, the role of consulting firms, whose services the enterprises use in various stages of the crisis development, is increasing.

Keywords. Crisis management, crisis management infrastructure, consulting services, diagnostics of financial and economic activities of the enterprise, bankruptcy forecasting, innovative methods of crisis management, anti-crisis strategy.

Кризисное состояние российской экономики определено совокупностью факторов, среди которых можно выделить снижение цен на нефть, девальвацию рубля, экономические санкции из-за событий на Украине, спад российского производства, низкий уровень инвестиционной активности. Для предупреждения негативного влияния кризиса применяется совокупность мер, предотвращающих и преодолевающих кризисные ситуации. Данная система мер в теории и практике получила название антикризисного управления.

Термин «антикризисное управление» в западной теории и практике имеет ряд синонимов [1]:

1. Антикризисный консалтинг (turnaround) - добровольное соглашение между руководством (собственником) кризисной компании и антикризисным управляющим на поведение диагностики и выработку практических рекомендаций по выходу из кризисной ситуации. При этом реализацию предложенных мероприятий заказчик осуществляет самостоятельно.

2. Корпоративное восстановление (corporate recovery) - совокупность оздоравливающих мероприятий, проводимых в рамках корпоративного законодательства руководством компании или консалтинговыми организациями. Корпоративное восстановление включает в себя различные методы управления, среди которых реорганизация, реструктуризация, санация и др.

ГРНТИ 06.52.35 © Филиппова Ю.В., 2018

Юлиана Викторовна Филиппова - соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 190000, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 90 (Russia, St. Petersburg, Metallistov av., 90). Тел.: 8 (921) 758-58-72. E-mail: yuliana_fili@mail.ru. Статья поступила в редакцию 27.02.2018.

3. Финансовое оздоровление (financial recovery) представляет собой процесс оздоровления финансов компании.

Все многообразие существующих формулировок и их значений объединяют основные черты антикризисного управления: сохранение устойчивого состояния организации в условиях динамично изменяющейся внешней среды; эффективное и своевременное реагирование на отрицательные воздействия внешней среды; систематический поиск и внедрение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности предприятия, что является базой антикризисного управления; включение антикризисного управления в общую стратегию развития предприятия.

Таким образом, антикризисное управление представляет собой разноплановый процесс, который включает в себя совокупность мероприятий по своевременной идентификации потенциальных кризисов, разработке антикризисных мер по их преодолению и нивелированию негативных последствий. Фундаментом полноценно функционирующей системы антикризисного управления является прозрачная законодательная база арбитражного управления [2]. В целом российское законодательство на сегодняшний день соответствует международным стандартам, за исключением следующих аспектов, требующих совершенствования:

• законодательно утвержденный механизм реабилитационных мер и процедур на практике слабо реализуется, что подтверждается доминированием в практике российских предприятий ликвидационных процедур банкротства;

• кризисное финансовое состояние значительного числа крупных и/или градообразующих предприятий, созданных еще в советское время и ориентированных на народнохозяйственные потребности страны. Переход к рыночным условиям хозяйствования и череда экономических кризисов привели к потере рынков сбыта, снижению объемов продаж и финансовых результатов, что естественным образом привело к существенным финансовым затруднениям. Быстро решить возникшие проблемы невозможно. Государство стремится предотвратить социальные последствия банкротства данных организаций и сохранить стратегически важный промышленный и технологический потенциал российской экономики;

• стремление к сбалансированной модели законодательства о банкротстве, выразившееся в сочетании французской продолжниковой системе с немецкой прокредиторской системой [3]. В результате должник полностью лишен права голоса и его судьбу решают кредиторы, единственной целью которых является удовлетворение своих требований;

• отсутствие правил ограничения прав аффилированных к должнику лиц приводит к тому, что процент удовлетворения требований кредиторов минимален.

Существующие проблемы, в первую очередь, связаны с несвоевременным принятием антикризисных мер. Важным инструментом в процессе принятия решений для внедрения антикризисных мер является диагностика хозяйственной деятельности предприятия. Несмотря на разнообразие существующих методик, предлагаемых как отечественными, так и западными экономистами, рекомендуется применять собственные подходы к диагностике экономических последствий принимаемых решений, учитывающие не только важнейшие финансово-экономические показатели деятельности, но и специфику отрасли функционирования организации.

Исследование особенностей анализа финансово-экономического состояния предприятия привело к следующим выводам:

• используя исключительно анализ бухгалтерской отчетности организации, в российских реалиях можно получить недостоверные данные;

• нормативные значения показателей платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности, установленные в мировой практике, требуют существенных корректировок с учетом российских условий хозяйствования, специфики отрасли и особенностей самой организации;

• значения весовых коэффициентов в моделях прогнозирования несостоятельности рассчитаны на базе статистики банкротств западных организаций, в основном американских и британских. Использование данных коэффициентов для отечественных предприятий является весьма условным, т.к. они не учитывают особенностей функционирования предприятий в России. Расчет подобных коэффициентов для российских предприятий проблематичен из-за фактического отсутствия статистики по банкротным предприятиям;

188

Филиппова Ю.В.

• все методики количественного анализа целесообразно рассматривать в динамике. Только благодаря динамическим разворотам можно своевременно не только распознать острый и хронический кризис, но и проследить появление срытого кризиса;

• качество принимаемых управленческих решений в рамках антикризисного управления можно повысить, используя наряду с количественными методиками финансового анализа качественные методики, такие как PEST-анализ, SWOT-анализ и пр.;

• скорректировать антикризисную стратегию предприятия можно благодаря регулярному мониторингу внешней среды, используя инструменты таких областей знания как маркетинг, эконометрика, аудит и пр.

Таким образом, для формирования объективной комплексной и развернутой оценки текущего положения предприятия необходимо сформировать собственную систему антикризисного управления на базе известных методик. Это позволит создать объективную основу для принятия сбалансированных управленческих решений, а также будет способствовать выработке альтернативных решений, например, таких как план реструктуризации вместо простой распродажи имущества. Другой немаловажной составляющей эффективной работы современной организации становится внедрение инноваций в антикризисное управление с целью создания превентивной системы управления организацией [4].

На сегодняшний момент такими инновационными технологиями являются: создание бизнес-интеллекта, который позволит в условиях неограниченной информации организовать устойчивую и эффективную работу предприятия, объединив все виды его деятельности; внедрение концепции непрерывности, благодаря которой минимизируется ущерб и сокращаются затраты на восстановление нормального функционирования предприятия в условиях прерывания бизнес-процессов; использование маркетинговых активов (маркетинговых исследовательских активов, бренд-капитала, лояльности потребителей) в рамках антикризисного управления.

В настоящее время для осуществления антикризисных мероприятий доминирующее значение приобретает формируемая в России инфраструктура антикризисного управления, представленная на рисунке 1.

Рис. 1. Основные элементы инфраструктуры антикризисного управления в России

Результаты проведенного исследования показали, что важнейшей особенностью антикризисного управления в России становится возрастающая роль компаний антикризисного консалтинга. Это связано, во-первых, с увеличивающемся числом кризисов, а, во-вторых, с неспособностью топ-менеджмента организации выстроить антикризисную стратегию самостоятельно. У антикризисных консалтинговых компаний достаточно обширный функционал (рис. 2). Консалтинг при формировании антикризисного управления может быть подключен на разных стадиях развития кризиса.

Немаловажное значение в формирующейся системе антикризисного управления России приобретает также саморегулирование, т.к. саморегулируемые организации являются значимым элементом легитимности соответствующей деятельности. Саморегулирование направлено на стандартизацию и контроль за деятельностью консалтинговых компаний, а также способствует выработке унифицированных правил профессионального поведения.

Таким образом, установлена невозможность устойчивого социально-экономического развития России без полноценно функционирующей системы антикризисного управления на всех уровнях управления. Для этого всем составляющим инфраструктуры антикризисного управления целесообразно скоординировать свои действий для повышения эффективности исполнения законодательства «О несостоятельности (банкротстве)», решения прикладных задач процедур банкротства. Сформированное в России антикризисное управление в целом соответствует общим стандартам. Однако нестабильность российской экономики требует постоянного совершенствования всех элементов системы антикризисного управления. Очевидно, что западный опыт системного подхода по противодействию кризисам будет востребован российским бизнесом.

Рис. 2. Базовый функционал антикризисных консалтинговых компаний

ЛИТЕРАТУРА

1. Файншмидт Е.А., Юрьева Т.В. Зарубежная практика антикризисного управления. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. 144 с.

2. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М.: Волтерус Клувер, 2015. 360 с.

3. Институт банкротства: необходима единая концепция // Эффективное антикризисное управление. 2017. № 45. С. 127-133.

4. Белоус Е.В. Факторы, препятствующие использованию инновационных технологий антикризисного управления в России // Материалы VIII Международного форума от науки к бизнесу «Глобализация университетов: новые возможности для науки и бизнеса». СПб.: Изд-во Соло, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.