Научная статья на тему 'Консалтинговые услуги как форма интеллектуальных услуг'

Консалтинговые услуги как форма интеллектуальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1176
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальные услуги / консалтин-говые услуги / «знаниеемкая» экономика / процесс им-портозамещения. / intellectual services / consulting services / «znani-yeemky» economy / import substitution process

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Полинко Анна Викторовна

Рассмотрены специфические особенности ин-теллектуальных услуг; определены те сектора сервисной сферы, которые занимаются производством интеллекту-альных услуг. На основе анализа генезиса развития консал-тинговой деятельности выявлена сущность консалтинго-вых услуг, указаны подходы к их классификации; приведены основные проблемы, на решении которых должно быть направлено принятие Федерального закона «О консульта-ционной деятельности»; показано, как современные тен-денции развития процесса импортозамещения начинают затрагивать и рынок консалтинговых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSULTING SERVICES AS FORM OF INTELLECTUAL SERVICES

Specific features of intellectual services are consid-ered; those sectors of the service sphere which are engaged in production of intellectual services are defined. On the basis of the analysis of genesis of development of consulting activity the essence of consulting services is revealed, approaches to their classification are specified; the main problems on which deci-sion adoption of the Federal law «About consulting activity» has to be directed are given; it is shown how current trends of de-velopment of process of import substitution start mentioning also the market of consulting services.

Текст научной работы на тему «Консалтинговые услуги как форма интеллектуальных услуг»

2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ, МЕНЕДЖМЕНТ

2.1. КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

Захарова Елена Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Место работы: Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

zahar-e@yandex. ru

Полинко Анна Викторовна, соискатель кафедры экономики и управления

Место учебы: Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

polinka_anna@mail.ru

Аннотация: Рассмотрены специфические особенности интеллектуальных услуг; определены те сектора сервисной сферы, которые занимаются производством интеллектуальных услуг. На основе анализа генезиса развития консалтинговой деятельности выявлена сущность консалтинговых услуг, указаны подходы к их классификации; приведены основные проблемы, на решении которых должно быть направлено принятие Федерального закона «О консультационной деятельности»; показано, как современные тенденции развития процесса импортозамещения начинают затрагивать и рынок консалтинговых услуг. Ключевые слова: интеллектуальные услуги, консалтинговые услуги, «знаниеемкая» экономика, процесс им-портозамещения.

CONSULTING SERVICES AS FORM OF INTELLECTUAL SERVICES

Zakharova Elena N., Doctor of Economics, professor of department of economy and management

Work place: Adygei state university, Maikop

zahar-e@yandex.ru

Polinko Anna V., competitor of department of economy and management.

Study place: Adygei state university, Maikop

polinka_anna@mail.ru

Annotation: Specific features of intellectual services are considered; those sectors of the service sphere which are engaged in production of intellectual services are defined. On the basis of the analysis of genesis of development of consulting activity the essence of consulting services is revealed, approaches to their classification are specified; the main problems on which decision adoption of the Federal law «About consulting activity» has to be directed are given; it is shown how current trends of de-

velopment of process of import substitution start mentioning also the market of consulting services.

Keywords: intellectual services, consulting services, «znani-yeemky» economy, import substitution process.

Ключевым ресурсом и фактором развития «новой экономики» является производство, накопление и применение новых знаний. Данные процессы осуществляются в рамках всех отраслей современной экономики, однако в ее рамках существует ряд секторов, в отношении которых можно сказать, что производство знаний и предоставление их потребителям составляют сущностную основу деятельности экономических субъектов, функционирующих в рамках этих секторов. Целиком и полностью это относится к процессу производства интеллектуальных услуг.

Интеллектуальные услуги можно охарактеризовать как определенные профессиональные действия специалистов различного направления, основными ресурсами осуществления которых выступают общие и специальные (профессиональные, предметные) знания и информация, а результатом - накопление и развитие человеческого потенциала на различных уровнях. При этом можно выделить следующие специфические особенности интеллектуальных услуг, обусловливающие их сущностное содержание: [1, с.93]

1. Интеллектуальные услуги являются разновидностью деятельности в непроизводственной сфере.

2. Процесс оказания данных услуг обусловливается использованием интеллекта.

3. Оказание интеллектуальных услуг связано с производством и приобретением новых знаний.

4. Неоднородность и особенности структуры интеллектуальных услуг обусловливаются спецификой производства и содержанием экономических функций данных услуг, квалификацией их производителя, величиной и структура оплаты его труда и другими признаками.

5. Интеллектуальным услугам присущ комплекс особых свойств, к ключевым из которых относятся знаниеемкость. высокий уровень персонифициро-ванности, сложность оценки качества.

6. Необходимость обеспечения взаимодействия с целью согласования интересов производителя и потребителя интеллектуальных услуг.

Важнейшей характеристикой, присущей интеллектуальным услугам, является использование в процессе их создания совокупности определенных знаний, т.е. можно говорить о «знаниеемкой» природе этих услуг.

Отметим, что четко отличительные черты данного свойства определить весьма затруднительно, так, например, о его наличии позволяет говорить суще-

Захарова Е. Н., Полинко А. В.

КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

ствование комплекса косвенных признаков, таких как особенности производства услуг, квалификация продуцентов, функции, выполняемые услугой, и т. д.

Среди подобных признаков можно отметить индивидуальный характер производства интеллектуальных услуг, соучастие потребителя в процессе производства, неопределенность издержек производства в процессе формирования услуги, поливариантный характер создания и оказания услуги, наличие прямого личного контакта продуцента и потребителя услуг,

Оперативные сроки оказания услуг

наличие у потребителя способности к восприятию услуги. [2, с. 100]

Оказание интеллектуальных услуг имеет своей целью удовлетворение диверсифицированного спроса, а чаще всего имеет индивидуализированную направленность. В подобной ситуации ценовая конкуренция уступает лидирующие позиции конкуренции качества, о чем, в частности, свидетельствуют данные, приведенные на рисунке 1.

Высокое качество услуг Низкая стоимость услуг Наличие высококвалифицированных кадров Илкентоориентирюванность большой опыт работы Известность на рынке Рекомендации, советы друзей, знакомых, коллег Личное знакомство Членство в профессиональных организация*

О Нормированная оценка производителей

□ Нормированная оценка потребителей

0% т зо%

Рисунок 1. Нормированная оценка степени важности конкурентных преимуществ на рынке интеллектуальных услуг.

В экономической литературе существуют разнообразные подходы к определению тех секторов сервисной сферы, которые занимаются производством интеллектуальных услуг. С точки зрения Ф. Махлупа, к данной категории относятся группы правовых, аудиторских, консалтинговых, инжиниринговых услуг, а также услуг здравоохранения. [3] Намного шире спектр интеллектуальных услуг, по мнению П. Уиндрама и М. Томлинсона, которые относят к ним услуги в областях архитектуры, геодезии, строительства, программного обеспечения, банковской и финансовой деятельности, дизайна, защиты окружающей среды, управления активами, страхования, подбора персонала, маркетинга, НИОКР, телекоммуникаций и СМИ, инжиниринга, технического образования. [4, с. 391-408]

Отметим, что как вышеприведенные, так и практические все остальные существующие подходы к классификации интеллектуальных услуг в качестве их

важнейшего составного элемента выделяют такой вид услуг как консалтинговые (консультационные).

Базой для оказания консалтинговых услуг являются специфические знания и информация в области экономики и управления, которые передаются хозяйствующим субъектам в процессе их консультирования со стороны специалистов, оказывающих интеллектуальные услуги. Осуществление консалтинговых услуг обеспечивает их потребителей знаниями и информацией, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

Истоки современного консалтинга уходят во времена античности. В частности, К. Фрумкин рассматривает консультирование как действительность, которая существовала в различных формах и во все времена.[5, с. 51]

При этом данная деятельность выделилась в отдельную отрасль в результате общественного разделения труда. Историческое развитие консалтинга характеризовалось постепенной трансформацией про-

цесса естественного взаимодействия людей по обмену опытом в специализированную форму оказания услуг. Во многом это было обусловлено тем, что наблюдаемые на протяжении ХХ века тенденции к ускорению специализации бизнес-деятельности и возрастанию количества факторов внешней среды, оказывающих на нее непосредственное воздействие, приводили к наличию все больших ограничений для ее субъектов в части наличия возможностей отслеживания изменений рыночной ситуации, новаций в поведении конкурентов, клиентов и партнеров в различных аспектах их деятельности, изменений в нормативно-правовой базе как внутри государства, так и за его пределами и т.д. [6, с. 120] Подобная ситуация обусловила необходимость привлечения специалистов, обладающих комплексом специальных знаний, к реализации экспертных, обучающих и процессных проектов, а также решению сложных задач, стоящих перед любой организацией.

Основные причины, выступающие побудительным мотивом к использованию консалтинговых услуг, выглядят следующим образом:

1) наличие проблемной области в деятельности заказчика;

2) отсутствие у заказчика соответствующих знаний и опыта;

3) недостаток времени для решения возникшей проблемы;

4) высокий уровень объективности и независимости специалистов в сфере консалтинга.

При этом степень востребованности консалтинговых услуг постоянно возрастает, о чем свидетельствует увеличение доли данных услуг в структуре валового внутреннего продукта ведущих экономик, что на примере европейских государств иллюстрирует рисунок 2.

Отметим, что в специальной литературе присутствует множество определений консалтинга, которые раскрывают сущность и специфические черты данного вида интеллектуальных услуг, позволяют уточнить область их применения, а также определить границы между консалтингом и иными видами интеллектуальных услуг.

Так, Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению определяет консалтинг в качестве деятельности по предоставлению независимых советов и помощи по вопросам управления, в том числе, заключающуюся в определении и оценке проблем и возможностей, выдвижении соответствующих рекомендаций и определении направлений их реализации. А. П. Посадский и С. В. Хайниш трактуют рассматриваемую дефиницию как профессиональную помощь со стороны специалистов по управлению хозяйством, руководящего и управленческого персонала различных организаций в решении проблем их функционировании и развития, осуществ-

ляемую в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений. [7, с.4]

0.8 ■

0.1

0 -г-т-г-т-т-г-,-т-I

1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014

Рисунок 2. Удельный вес консалтинговых услуг в величине суммарного ВВП европейских государств.

Постоянное расширение спектра консультационных услуг, оказываемых в практической деятельности, обусловливает усложнение их структуры и появление разнообразных подходов к классификации этих услуг, что во многом снижает возможности в области стандартизации, анализа и контроля результатов субъектов консалтинговой деятельности.

Касаясь существующих подходов к классификации консалтинговых услуг, отметим, что в научной литературе получили распространение попредметный и методологический варианты ее проведения. Особенность попредметной классификации заключается в том, что консалтинговые услуги квалифицируются согласно отраслевому принципу. В свою очередь, основой методологической классификации является выделение методов работы, используемых при оказании консалтинговых услуг, на базе которого разграничивают экспертное, процессное и обучающее консультирование.

При экспертном консультировании продуцент консалтинговых услуг самостоятельно осуществляет разработку итоговых рекомендаций, а заказчик лишь предоставляет ему необходимые информационные ресурсы. В рамках процессного консультирования происходит постоянное взаимодействие продуцента и заказчика, в ходе которого происходит трансформация идей и пожеланий, высказываемых последним, в систему итоговых рекомендаций. Наконец, в процессе обучающего консультирования консультант с помощью предоставления клиенту соответствующей теоретической и практической информацию формирует основу для возникновения у заказчика соответствующего видения анализируемой проблемы.

Что касается отраслевого подхода к классификации консалтинговых услуг, то Европейский справочник-указатель консультантов по управлению выделяет услуги, оказываемые в сферах общего управления, администрирования, финансового менеджмента, ме-

Захарова Е. Н., Полинко А. В.

КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

неджмента персонала, маркетинга, производства, информационных технологий, а также специальные услуги. [8] Схожую классификацию предлагает Ассоциация консультантов Великобритании, выделяя услуги в областях развития организации и разработки ее политики, управления производством, маркетинга, сбыта и распределения, финансов и управления, управления персоналом и его отбора, экономического анализа, управленческих информационных систем и электронной обработки данных. [9, с. 11]

В рамках отечественного рынка консалтинговых услуг рейтинговое агентство «Эксперт РА», на постоянной основе анализирующее тенденции его развития, выделяет такие сектора как финансовый, налоговый, юридический, стратегический консалтинг, оценка и стоимостное консультирование, консалтинг в области управления персоналом, консалтинг в области производства, консалтинг в области маркетинга и связей с общественностью, ИТ-консалтинг, а также технический аудит и консалтинг.

В этой связи, касаясь развития отечественного рынка консалтинговых услуг, отметим, что в Российской Федерации в настоящее время функционирует более тысячи консалтинговых компаний, объединяющие свыше 10 тысяч профессиональных консультантов.

Необходимо указать на отсутствие к настоящему моменту законодательного акта, комплексно регламентирующего порядок деятельности фигурантов рынка консалтинговых услуг, что не позволяет определять качественные параметры процесса оказания консалтинговых услуг. При этом, по мнению специалистов, основными проблемами, на решении которых должно быть направлено принятие Федерального закона «О консультационной деятельности», являются: [10, с. 25]

1) законодательная трактовка понятия «консультационная услуга»;

2) разработка принципов регулирования консультационной деятельности и определение сферы его применения;

3) внесение в ряд нормативных документов изменений, посвященных регулированию консультационных услуг, для согласования норм нового закона с действующими законодательными актами;

4) закрепление правил о конфиденциальности консультационной информации и ответственности за нарушение этих норм;

5) формирование основ для саморегулирования консалтинговых компаний;

6) нормативно-правовое закрепление ответственности продуцента и заказчика консультационных услуг;

7) закрепление экономических гарантий в виде договора страхования консультационных услуг.

Анализ деятельности ведущих отечественных консалтинговых групп, осуществленный вышеупомяну-

тым рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2014 года, показал, что для российского рынка консалтинговых услуг характерно вхождение в состояние рецессии, во многом объясняющееся ухудшением общеэкономической ситуации. При этом смягчению последствий кризисных тенденций в его развитии способствуют увеличение спроса на услуги по разработки мероприятий, направленных на снижение издержек бизнеса, а также расширение консалтинговой деятельности в сфере ИТ-услуг. Именно последнее направление деятельности формирует самый востребованный сегмент отечественного рынка консалтинговых услуг. Можно также отметить увеличение доли рынка, приходящегося на услуги в сфере инвестиционного и налогового консалтинга, а также консалтинговых услуг в области управления активами. Ухудшение общеэкономической ситуации, наблюдавшееся на протяжении нескольких последних лет, обусловило рост востребованности услуг в сфере антикризисного управления.

По мнению специалистов, инерционный сценарий развития экономики, наблюдаемый на фоне не самой лучшей конъюнктуры внешних рынков, способствует снижению спроса на дорогостоящие консалтинговые проекты, требующие значительных финансовых вложений. Однако необходимо отметить, что определенный импульс развитию рынка консалтинговых услуг может придать развитие проектов в сферах производственного и инженерного консалтинга, которое обусловлено процессами модернизации оборонной промышленности и сферы государственных закупок. [11, с. 72]

В этой связи отметим, что к важнейшим отличительным особенностям отечественного рынка консалтинговых услуг относится то, что значительная часть спроса на данные услуги формируется в рамках реализации проектов развития, как правило, относящимся к государственному сектору. Для реализации многие из подобных проектов оказывается недостаточным задействование потенциала отечественных консалтинговых компаний в силу их недостаточной квалификации и опыта, вследствие чего заказчики привлекают к работе зарубежных консультантов. Вследствие этого на российском рынке консалтинговых услуг очень сильны позиции так называемой «большой четверки» транснациональных консалтингово-аудиторских компаний, к которой принадлежат Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Deloitte, KPMG. [12, c.648]

Однако современные тенденции развития процесса импортозамещения начинают затрагивать и рынок консалтинговых услуг. Например, ПАО «Газпром» на основании конкурсного отбора компании для проведения обязательного ежегодного аудита, в котором принимали участие PricewaterhouseCoopers, Ernst &

Young и KPMG, в 2015 году отдал предпочтение российской компании «ФБК».

Данные обстоятельства предоставляют дополнительные возможности отечественным фигурантам рынка консалтинговых услуг для активизации своей деятельности. При этом предоставление ими консалтинговых услуг, как и любой другой формы услуг, относящихся к категории интеллектуальных, должно в числе важнейших характеристик этих услуг должно имманентно предполагать наличие исключительной ценности для потребителя, отличающей данную услугу от предложений других продуцентов подобных услуг. Подобное становится возможным на основе вовлечения потребителя в процесс формирования ключевых характеристик предоставляемой услуги.

Таким образом, предоставление консалтинговых услуг во все большей степени представляет собой не процесс передачи консультантами заказчику имеющихся у них знаний, преобразованных в форму советов и рекомендаций в определенной предметной области, а совместную деятельность двух равнозначных сторон процесса поиска решения существующих проблем на основе комплексного задействования интеллектуального и информационного потенциала, которыми эти стороны обладают.

Список литературы:

1. Норкина Е.И. О результатах исследования антикризисного консалтинга как нового сегмента интеллектуальных услуг // Качество жизни: вчера, сегодня, завтра. Актуальные проблемы вступления России в ВТО: материалы научно-практической конференции с международным участием. - Екатеринбург, 2012. - С. 93.

2. Клочко Е.Н. Виртуальные и интеллектуальные услуги: общее и особенное // Научный вестник ЮИМ. - 2013, № 4. - С. 100.

3. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. - Princeton: Princeton University Press, 1962.

4. Windrum P., Tomlinson M. Knowledge-Intensive Services and International Competitiveness: A Four Country Comparison. Technology Analysis and Strategic Management. - 1999, № 3. - Р. 391-408.

5. Фрумкин, К. Футурология консалтинга // Свободная мысль - XXI. - 2011, № 4. - С. 51.

6. Соболева Э. Ю. Становление рынка образовательного консалтинга и аудита в России в постсоветский период // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011., № 6. - С. 120.

7. Посадский А. П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. - М.: Финстатинформ, 1995. - С. 4.

8. Трофимова О. К. Международная классификация консалтинговых услуг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.devbusiness.ru/development/consulting.htm.

9. Рубина Э. Ю. Конкурентное поведение субъектов консалтинга. - М.: Маркет ДС, 2009. - С. 11.

10. Грабоздин Ю. П. Развитие консалтинга в малом и среднем бизнесе. - М.: Мир науки, 2016. - С. 25.

11. Ханферян В. Консультанты в штатском // Эксперт. -2014, № 17. - С. 72.

12. Целютина Т. В., Куликова О. В. Функциональное представительство консалтинговых услуг в современной практике управления социально-экономическими процессами // Фундаментальные исследования. - 2015, № 7, ч. 3. - С. 648.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.