Научная статья на тему 'Кономические приоритеты России в области экономической интеграции на постсоветском пространстве'

Кономические приоритеты России в области экономической интеграции на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
371
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СССР / СНГ / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КАЗАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / RUSSIAN STATE / USSR / CIS / THE EURASIAN UNION AND THE COMMON ECONOMIC SPACE / CUSTOMS UNION / ECONOMIC PRIORITIES / ECONOMIC COOPERATION / THE KAZAKH REPUBLIC / REPUBLIC OF BELARUS / EURASIAN SPACE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Азанов Берик Куралбаевич

Наиболее значительное событие прошедшего века распад СССР, изменивший и систему международных отношений, в том числе и экономических. Один из моментов новизны ситуации, возникшей в связи с этим для экономики России, образование большого постсоветского пространства, которое, несмотря ни на что, обладает особым статусом в отношениях с Россией, правопреемницей СССР. Интеграция постсоветского пространства провозглашается одним из приоритетов в политике и экономике уже не один год [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic priorities of Russia in the field of economic integration in the post-Soviet space

The most significant event of the past century the collapse of the Soviet Union, and changed the system of international relations, including economic ones. One of the highlights of the novelty of the situation that has arisen in this regard for the Russian economy the formation of a large post-Soviet space, which, in spite of that it has a special status in its relations with Russia, the legal successor of the USSR. The integration of the former Soviet Union declared a priority in politics and economics for more than a year.

Текст научной работы на тему «Кономические приоритеты России в области экономической интеграции на постсоветском пространстве»

Экономические приоритеты России в области экономической

интеграции на постсоветском пространстве

Б.К. Азанов

Наиболее значительное событие прошедшего века - распад СССР, изменивший и систему международных отношений, в том числе и экономических. Один из моментов новизны ситуации, возникшей в связи с этим для экономики России, - образование большого постсоветского пространства, которое, несмотря ни на что, обладает особым статусом в отношениях с Россией, правопреемницей СССР.

Интеграция постсоветского пространства провозглашается одним из приоритетов в политике и экономике уже не один год [1].

Ключевые слова: Российское государство, СССР, СНГ, Евразийский союз, Единое экономическое пространство, Таможенный союз, экономические приоритеты, экономическое сотрудничество, Казахская Республика, Республика Беларусь, евразийское пространство.

Осмысление национальных концепций развития за время, минувшее после распада СССР, со всей определенностью показывает: ни одна из стран СНГ, развиваясь в одиночку, не имеет стратегических перспектив выживания. И если западные страны СНГ - Беларусь, Молдова, Украина (как и страны Прибалтики) - в качестве альтернативы имеют ясную перспективу растворения в «единой» Европе, то перед многими из стран Закавказья и Центральной Азии маячит и вовсе мрачная перспектива превращения в постоянно тлеющие горячие точки вблизи от южных границ России. Если Россия не сможет сцементировать вокруг себя своих исторических братьев, друзей и соседей, одним из вероятных вариантов вполне может стать ее распад.

Естественно, ни одна из постсоветских стран не сравнится по влиянию и мощи с Советским Союзом. Даже нынешняя Россия. Следовательно, элита ни одного из нынешних постсоветских государств не может ставить и решать те задачи, которые могла себе позволить решать советская партийная, научная, промышленная элита. Однако эти задачи есть. И без их решения в долгосрочной исторической перспективе не выживет ни одно из государств СНГ.

Воссоздание СССР в прежнем виде нецелесообразно, поскольку централизованной империи в XXI в. будет трудно системно противостоять вызовам нового времени. СССР выполнил свою историческую миссию: в предельно сжатые по историческим меркам сроки сцементировал территорию и культурное пространство, осуществил серьезный экономический, образовательный и военно-промышленный скачок, фактически в одиночку выиграл Вторую мировую войну, совершил прорыв в космос и первенствовал в ряде других научных направлений, прямо или косвенно содействовал освобождению от западного колониализма большей части мира.

Сейчас наступает новая эпоха развития евразийского пространства. Элиты постсоветских стран серьезно выросли в организационном, профессиональном и культурном плане. Они самостоятельно могут ставить и решать задачи национального развития без согласования с руководством в Центре. Однако такое усиление «национальных окраин» позволяет и совсем иначе, более технологично подойти к решению как глобальных вопросов развития евразийского пространства, так и современного мира в целом, к участию в глобальной игре на мировой шахматной доске уже сообществом стран, как единая команда.

Оценка общемировых тенденций развития

Последние события на мировой политической карте мире - ликвидация государственности некоторых стран и прямое военное вмешательство Запада в дела суверенных государств, введение односторонних санкций, в том числе против Беларуси - союзника России, побуждают к однозначному выводу: чтобы удержать свои лидирующие позиции в мире как по уровню потребления, так и по концентрации политической и экономической глобальной власти, Запад готов вогнать весь остальной мир в новое средневековье с тотальными цифровыми технологиями манипуляции людьми, народами, странами и целыми континентами.

Ни одна из стран СНГ, включая Россию и Казахстан, в одиночку в нынешнем социально-экономическом положении не в состоянии дать адекватный ответ на новые вызовы глобализации. Следовательно, необходимо объединение усилий наших стран в поисках возможной модели объединения постсоветского пространства. К счастью, такая модель уже существует: это Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Таможенный союз (ТС), и строительство на основе этих объединений еще более мощного субъекта мирового хозяйства - Евразийского союза. Только увеличение концентрации человеческого, промышленного, финансового потенциала наших стран позволит увеличить скорость и качество информационного обмена для выработки и принятия правильных и обоснованных решений и их воплощения в реальных действиях.

Экономический эффект и приоритеты

По мере усиления процессов глобализации и регионализации выбор приоритетов во внешнеэкономической политике России становится все более сложным, не подчиняясь узкому набору критериев. Особую актуальность в этом плане приобретает анализ развития интеграционных процессов, так как они непосредственно затрагивают жизненно важные российские интересы. Участие России в ЕЭП и ТС напрямую влияет на степень ее интеграции в глобальную экономику и в конечном счете - на долгосрочные перспективы ее развития. Члены новой международной организации постепенно перешли

к совместному рассмотрению широкого круга проблем безопасности, экономического и культурного сотрудничества. В настоящее время ЕЭП является средством экономического раздела сфер влияния в постсоветском пространстве, а также выполняет важнейшую функцию действенного инструмента региональной экономической кооперации и интеграции.

Единое экономическое пространство является интеграционным объединением нового типа, создано на основе экономического, духовного и национального единства и объективных взаимосвязей бывших республик СССР. Вовлечение в интеграционные процессы Казахской Республики и Республики Беларусь создает предпосылки для более эффективного экономического взаимодействия на постсоветском пространстве.

Для России экономическое сотрудничество со странами, входящими в ЕЭП и ТС, важно для закрепления ее традиционного авторитета на международной арене. Преимущество РФ заключается здесь в том, что она, как и другие страны ЕЭП и ТС, на протяжении длительного периода была частью единой экономической системы, и до сих пор их экономики остаются более взаимодополняемыми, чем экономики государств СНГ. Современный этап развития региональной интеграции (так называемый «новый регионализм» или «глокализация») характеризуется интенсификацией и регионализацией международных экономических отношений и имеет две основные формы проявления: количественную (поток новых региональных соглашений, перезаключение ранее существовавших договоров на новых условиях и т.п.) и качественную (увеличение глубины регионального хозяйственного взаимодействия, использования комплексных, более развитых моделей интеграции и т.д.).

Анализ показывает, что экономическая региональная интеграция тем эффективнее, чем выше и однороднее уровень технико-экономического и социального развития стран-участниц, чем больше сходства в их экономических, геополитических целях и интересах, экономическом и политическом устройстве. В этих условиях интеграционные процессы развиваются динамичнее, быстрее достигается унификация экономических и правовых норм, а также политических условий взаимодействия. Вместе с тем новый регионализм открывает возможность для экономической интеграции стран с большой дифференциацией по уровню развития.

Особенностью данного процесса на постсоветском пространстве является главенствующая роль России и Казахстана как локомотивов интеграции. Евразийский союз, как отмечал Президент РФ В. Путин, - это идея Н. Назарбаева, которую он озвучил еще в 1994 г. Российская Федерация и Казахская Республика сумели сохранить даже после распада СССР единое языковое, экономическое и научное пространство и оформили все эти отношения официально. Русский язык в Казахской Республике имеет статус официального наряду с государственным казахским, что закреплено в конституции республики; он официально употребляется в делопроизводстве, государ-

ственном управлении и т.д. В Казахстане действуют государственные русские школы, финансируемые из бюджета, в отличие от Киргизии, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и Украины, где сразу после распада СССР закрыли все русские школы (что было одной из причин массового оттока проживавших там русских). Разумеется, указанные государства имеют на это полное право (ведь и в РФ не обсуждаются проблемы языков субъектов Федерации). Тем не менее, например, в Туркмении сейчас осталась единственная русская школа (Российско-Туркменистанская школа им. Б.Н. Ельцина), расположенная в Ашхабаде и финансируемая Правительством РФ.

Для большинства постсоветских стран российский рынок является не только привлекательным, но и в значительной степени безальтернативным по торговле энергоносителями, сырьем и материалами. Комплекс интеграционных и дезинтеграционных факторов, действующих на постсоветском пространстве, привел к формированию ряда межгосударственных объединений, придерживающихся различных концепций интеграции и действующих с разной степенью эффективности. Наиболее важные из них - Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и Единое экономическое пространство Российской Федерации, Казахской Республики и Республики Беларусь.

Заметим, что еще в сентябре 1993 г. был подписан договор о создании экономического союза. Предполагалось, что страны-участницы последовательно пройдут через этапы создания зоны свободной торговли, таможенного, платежного и валютного союза и сформируют общий рынок товаров, услуг и капиталов. Но в то время центробежные тенденции оказались сильнее. Евразийский союз - это мегапроект, адекватный сложным вызовам настоящего и будущего [4].

При формировании Евразийского экономического сообщества пришлось учитывать и политические аспекты интеграции. В результате такие государства, как Кыргызстан и Таджикистан, не имеющие достаточного экономического потенциала (да и надлежащего уровня экономического развития), также оказались в рамках ЕвразЭС. Но в ТС и ЕЭП они не вошли, получив лишь статус наблюдателя. Формируемый Евразийский экономический союз также пока предполагает участие лишь трех государств (России, Казахстана и Беларуси [6]).

Поскольку российская экономика является достаточно открытой, необходимо рассмотреть внешние факторы воздействия на нее. К угрозам внешней среды, способным ухудшить ее конкурентоспособность, относится вторая волна мирового экономического кризиса. Существенное негативное влияние может оказать также падение мирового спроса на сырьевые товары; этот фактор будет действовать до тех пор, пока экономика России остается сырьевой. Чтобы исключить его из списка внешних угроз, необходимы реальный переход на инновационный путь развития, резкое повышение доли

готовой и наукоемкой продукции в экспорте страны. Пока же достаточно высокие мировые цены на энергоносители поддерживают рост российского ВВП.

Присоединение к ВТО в долгосрочной перспективе, как ожидается, окажет благотворное влияние, в том числе благодаря унификации российских и международных норм в сфере торговли, расширению доступа российских компаний на зарубежные рынки и т. д.

Но самый сильный эффект на международную конкурентоспособность России, по нашему мнению, способна оказать именно региональная экономическая интеграция, наиболее развитым институтом которой в настоящее время являются ТС и ЕЭП. Таможенный союз - это экономический блок, платформа для совместного хозяйствования. Либерализация торговли уже способствовала расширению внутриотраслевых связей и производственно-технологической кооперации, формированию трансграничных инновационных и производственных кластеров, более глубокой специализации отдельных стран.

Региональное объединение призвано содействовать решению следующих перспективных задач:

• обеспечение ведущих позиций стран-участниц на рынке высоких технологий (для чего необходим перевод их экономик на инновационный путь развития);

• повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и сферы услуг стран-участниц за счет эффективного применения средств таможенно-тарифной политики для защиты их внутренних рынков, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры;

• обеспечение национальных интересов членов союза во внешнеэкономической сфере, включая недискриминационные условия доступа товаров, услуг и капиталовложений на зарубежные рынки;

• диверсификация экспортных маршрутов и выход на новые рынки сбыта энергоносителей (углеводородного топлива) при сохранении суверенного контроля над энергетическими ресурсами;

• интеграция стран-участниц в глобальную транспортную систему;

• создание в ЕЭП международного финансового центра и введение единой наднациональной денежной единицы, с ее превращением в региональную резервную валюту (что будет способствовать притоку иностранных инвестиций и получению дополнительных денежных средств за счет эмиссии ценных бумаг отечественными предприятиями).

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана начал действовать с 1 июля 2010 г., а Единое экономическое пространство (с атрибутами экономического союза) - с 1 января 2012 г. Совокупный ВВП трех стран составляет почти 2 трлн долл., промышленный потенциал оценивается в 600 млрд долл., объем выпуска продукции сельского хозяйства - порядка 112

млрд долл., а общий потребительский рынок - более 165 млн человек [2, с. 120]. Отменены ограничения на перемещение внутри единой таможенной территории иностранной валюты. От всех таможенных поступлений в общий бюджет союза из третьих стран на долю России приходится 86%.

Плюсы объединения сразу стали очевидны, союз полностью удовлетворил ожидания участников. Только в первом полугодии 2011 г. общий товарооборот трех стран вырос на треть, а по итогам года он превысил 100 млрд долл., что превзошло самые смелые ожидания. Наиболее быстро (более чем на 40% за год) росли объемы приграничной торговли между Россией и Казахстаном.

Таможенный союз расширил до Бреста, Владивостока и Астаны границы рынка сбыта для производителей стран-участниц. Экспорт Казахстана в Россию вырос на 60%, в Беларусь - более чем в 2,3 раза. Российский экспорт в Казахстан увеличился более чем вдвое. Только по данным за август 2011 г., доля российского импорта в общем импорте Казахстана и Белоруссии за год поднялась с 39 до 42,9%. В абсолютном же выражении российский экспорт в Казахстан за первое полугодие составил 7133,4 млн долл., а положительное сальдо торговли с этой страной - 3051,9 млн долл.

В торговле с партнерами по Таможенному союзу в январе 2012 г. у России вновь сложилось привычное плюсовое сальдо. По предварительным статистическим данным, экспорт из России в Белоруссию (по сравнению с тем же месяцем прошлого года) увеличился на 24,1% и составил 988 млн долл. Поставки товаров из России в Казахстан увеличились в годовом выражении на 22,5%, до 951 млн долл. [2, с. 120].

Путь к этим рубежам был непростым и порой извилистым. Он начался 20 лет назад, сразу после крушения СССР и создания СНГ. Постепенно была найдена модель взаимодействия, которая помогла сберечь мириады цивили-зационных и духовных нитей, объединяющих наши народы. Сберечь производственные, экономические и другие связи, без которых невозможно представить нашу жизнь [3]. Очень важно, чтобы предприниматели и общественность наших стран воспринимали интеграционный проект не как верхушечные бюрократические игры, а как абсолютно живой организм, хорошую возможность для реализации творческих инициатив и достижения успеха.

Одна из принципиальных особенностей ТС и ЕЭП - наличие надгосу-дарственных структур. К ним также относятся и такие базовые требования, как минимизация бюрократических процедур, нацеленность на реальные интересы граждан. В статье «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня» В.В. Путин отмечал: «Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях - в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем - и на единой визо-

вой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах. То есть творчески применить опыт Шенгенских соглашений, ставших благом не только для самих европейцев, но и для всех, кто приезжает работать, учиться или отдыхать в страны ЕС. Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых "трудовых квот" будет означать возможность без всяких ограничений выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР - с его институтом прописки - подобной свободы не было» [3].

К сожалению, снять пограничный контроль внутри ЕЭП пока так и не удалось, что является одним из основных барьеров к полноценному функционированию экономического союза. Евразийской экономической комиссии совместно с миграционными службами трех государств необходимо разработать план действий по устранению существующих ограничений; в этой области предстоит еще немало работы. Есть, однако, надежда, что к 1 января 2015 г. эти проблемы будут решены и Евразийский союз сможет заработать на полную мощность.

Успех ЕЭП важен не только для наших экономик. Интеграция - не самоцель, это лишь инструмент, необходимый для достижения главной цели -роста благосостояния и качества жизни людей [5].

Выводы

Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве имеет стратегическое значение для России в экономической и политической области, поскольку оно увеличивает ее возможности на мировой арене. Вместе с тем для создания кумулятивного и экономического эффекта от расширения Таможенного союза России необходимо соблюдать осторожность в случае присоединения к нему слабых в экономическом отношении Киргизии и Таджикистана.

Рост экономико-политических издержек и рисков повышает актуальность разработки российским руководством долгосрочной комплексной интеграционной стратегии. Такая стратегия позволит сгладить негативные моменты интеграции и лучше использовать позитивные, должным образом учесть как экономические факторы (последствия мирового финансового кризиса, потребности государств региона в доступе к ресурсам и рынкам России и т.д.), так и политические (например, специфические интересы руководства отдельных государств).

Указанные факторы в совокупности создают синергетический эффект, который выводит региональную интеграцию на качественно новый уровень, расширяет окно возможностей. Четкое определение приоритетов интеграции на постсоветском пространстве даст российскому руководству новый эффективный инструмент развития, что пойдет на пользу не только России, но и ее партнерам, как в тактическом, так и в стратегическом форматах.

Зависимость интеграционных процессов от структурно-функциональных изменений в мировой экономике пока не вполне ясна, как и отдельные аспекты экономической базы интеграции. Заметим, что в данном исследовании акценты сделаны на позитивные аспекты объединения, и практически не затрагиваются его негативные тенденции. С момента образования Таможенного союза прошло около трех лет - срок не вполне достаточный, чтобы подводить итоги экономического развития; тем не менее и за этот короткий период его плюсы проявились уже в полной мере.

Литература

1. Азанов Б.К. Проблемы развития торгово-экономических отношений Российского государства со странами СНГ // Сборник докладов 65-й Международной научно-практической конференции «Право и экономика в государствах - бывших республиках СССР: история и современность, проблемы и перспективы развития». - Санкт-Петербург, 20-21 декабря 2012 г. (в печати).

2. Азанов Б.К. /Экономический эффект для России от вхождения в ТС и ЕЭП // Экономика и управление. - 2012. - № 12 (86).

3. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня. - URL: http://izvestia.ru/news/502761

4. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего. - URL: http://izvestia.ru/news/502761

5. Лукашенко А.Г. О судьбах нашей интеграции. - URL: http://izvestia.ru/news/502761

6. Марышев А.А. Основные итоги и уроки интеграционных преобразований постсоветских государств // Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2012. - № 1 (41).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.