УДК 371.123 ББК Ч420.421
ГСНТИ 14.37.29
Код ВАК 13.00.01
Пекарских Нина Ильинична,
заместитель директора по научно-методической работе, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Томска»; аспирант, федеральное государственное научное учреждение «Институт развития образовательных систем» Российской академии образования; 634009, г. Томск, ул. К. Маркса, 21; e-mail: [email protected].
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкурс профессионального мастерства; педагогическая компетентность; механизм создания организационно-управленческих условий.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается вопрос вовлечения педагогов в конкурсы профессионального мастерства, которые являются эффективным средством совершенствования профессиональной компетентности учителя. Предложен механизм создания организационно-управленческих условий для таких конкурсов.
Pekarskikh Nina Hiniehna,
Deputy Director for Scientific and Methodical Activities, Municipal Autonomous Educational Establishment “Secondary Co m-prehensive School № 3 , Tomsk ”; Post-graduate Student of the Institute of Educational Systems Development, Russian Academy of Science.
CONTESTS OF PROFESSIONAL CRAFTSMANSHIP AS A MEANS OF SELF-PERFECTION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF A TEACHER
KEY WORDS: contest of professional craftsmanship; pedagogical competence; mechanism for creating organizational and management conditions.
ABSTRACT. The questions of teachers’ involvement in professional craftsmanship contests that are effective means of self-perfection of professional pedagogical competence are discussed. A mechanism for creating organizational and management conditions for the contests mentioned above is suggested.
Ц
ентральным вопросом образовательной политики современности становится обеспечение высокого качества образования в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами, что невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, которое напрямую связано с саморазвитием личностно-профессиональных качеств.
Под личностно-профессиональными качествами будем понимать существенные признаки и свойства, которые дают характеристику личности учителя, отражают психологические особенности, способности, знания и умения с учетом законов развития общества. Педагогическая компетентность понимается как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, которая определяется его готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами (3).
В связи с динамично меняющейся окружающей действительностью возникает необходимость постоянно повышать профессиональную компетентность в процессе педагогической деятельности внутри школы.
Согласно исследованиям Ю. К. Бабанского (1) и И. Ф. Исаева (2), педагогические
условия, которые складываются в школе, стимулируют проявление и развитие личностно-профессиональных качеств и возможностей (потенциала) учителя. Обычно функции по развитию личностно-профессиональных качеств учителя возложены на школьную методическую службу, которая, учитывая кадровую характеристику и анализ образовательного процесса, разрабатывает систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на самосовершенствование личностно-профессиональных качеств.
Воспитанию у учителя привычки к самосовершенствованию способствует многообразие организационных и методических мероприятий, проводимых в школе в различных формах: курсов, практико-ориенти-рованных семинаров, методических объединений, мастер-классов, профессиональных конкурсов, консультаций и др.
В данной статье мы рассмотрим систему конкурсного движения на школьном уровне как механизм развития профессиональной компетентности педагога. В последнее время формируется система конкурсного движения на городском, областном и российском уровнях («Учитель года», конкурсы на получение денежного поощрения лучшими учителями, конкурс педагогических проектов, «Мой лучший урок»
© Пекарских Н. И., 2013
и др.). При этом конкурсам на школьном уровне уделяется недостаточно внимания, что связано с большим объемом бумажной работы, возложенной на заместителей директора, и с низким уровнем мотивации педагогов на участие в таких мероприятиях. Однако именно школьный конкурс может создать благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, повлиять на инновационные процессы, вывить творческих и инициативных педагогов и развить в учителе такое качество, как конкурентоспособность.
Отечественные исследователи В. А. Дятлов, В. В. Травин раскрыли проблему конкурентоспособности личности (профессионала) в теории менеджмента (6). Конкурентоспособность учителя, как и любого специалиста, развивается на основе формирования личностных качеств и связывается с его востребованностью на рынке труда. Что определяет конкурентоспособность учителя? Проведенные в нашем коллективе исследования показали значимость следующих показателей в характеристике конкурентоспособности:
- квалификационная категория - 0%;
- способность создавать качественный продукт - 41,18%;
- опыт работы - 5,88%;
- знания педагогики и психологии -29,41%;
- методика преподавания предмета -
17,65%.
Наивысший показатель - это способность создавать качественный продукт, обеспечивающий результативность освоения образовательных программ, внеурочной деятельности и качественное представление материалов из опыта работы, которое так необходимо при участии в конкурсах профессионального мастерства.
Конкурсы профессионального мастерства организуются с целью выделения наи-
лучшего из участников. Через конкурсы профессионального мастерства школьная методическая служба может решить задачи:
- обучения, консультирования;
- изучения и распространения лучшего педагогического опыта;
- вовлечения в научно-исследовательскую деятельность;
- инициирования педагогического творчества;
- создания благоприятной мотивационной среды для работы;
- обеспечения профессионального роста педагогов;
- роста творческой инициативы педагогов.
Конкурентоспособность и конкурс -понятия взаимосвязанные, отражающие выделение наилучших на основе определенных личностно-профессиональных качеств.
Чтобы получить от конкурса определенные результаты, его нужно проводить не спонтанно, а планировать с учетом задач, стоящих перед коллективом, численности коллектива и его кадровых характеристик. Так, если тема методической работы отражает использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, то можно спланировать смотр-конкурс уроков или конкурс методических разработок с использованием информационно-коммуникационных технологий. Если в школе велика доля молодых педагогов, то для повышения их профессиональной компетентности можно организовать конкурс молодых педагогов «Путь к успеху». Если конкурс проводится для всего педагогического коллектива, то можно сделать номинации «Учителя-стажеры», «Молодые педагоги».
Система конкурсов на школьном уровне в зависимости от решаемых задач представлена на таблице.
Таблица. Объекты и задачи педагогических конкурсов
Объект экспертизы Решаемые задачи Возможное название
Урок • Выявить уровень владения современными образовательными технологиями. • Выявить методические приемы формирования универсальных учебных действий. • Выявить уровень использования электронных образовательных ресурсов. • Прочие • Смотр-конкурс уроков «Педагогический поиск». • Конкурс уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий. • Конкурс интегрированных уроков. • Конкурс уроков с использованием технологии проблемного обучения
Рабочее место учителя (кабинет) • Выявить уровень обеспеченности кабинета необходимым учебно-дидактическим оборудованием. • Стимулировать культуру оформления учебного кабинета • Смотр-конкурс кабинетов
Окончание таблицы
Объект экспертизы Решаемые задачи Возможное название
Внеурочная деятельность • Стимулировать разнообразные формы работы классного руководителя в целях создания условий для саморазвития и самореализации личности • Конкурс «Самый классный классный». • Смотр-конкурс «Портфолио класса». • Смотр-конкурс внеурочных мероприятий воспитательной направленности
Самообразовательная деятельность • Выявить уровень владения педагогами техникой написания проекта, описания системы работы, систематизации и обобщения материалов • Конкурс педагогических проектов. • Конкурс портфолио педагога. • Смотр-выставка методических материалов из опыта работы. • Педагогические чтения
Мир увлечений педагога • Выявить творческий потенциал педагогов • «Талантлив педагог - талантливы дети». • «Мой мир увлечений»
Учебно-планирующая документация • Повысить уровень работы педагогов с учебно-планирующей документацией • Конкурс программ внеурочной деятельности. • Конкурс планов воспитательной работы
В зависимости от задач конкурса и формы представления опыта работы выбирается название: «смотр-конкурс», «конкурс-выставка», «смотр-выставка», «педагогические чтения на конкурсной основе» и др.
Конкурс может охватывать как один объект экспертизы, так и несколько, тогда в положении о конкурсе прописываются его этапы.
Как видим, конкурс становится методом оценки педагогического труда и формой оказания методической помощи, но не в рамках административного контроля, а через демократичный механизм оценки труда учителя, целью которого является не наказание нерадивых, а поощрение и вознаграждение лучших. В то же время конкурс становится системой повышения квалификации педагогов и способом демонстрации успешности.
Ни для кого не секрет, что подготовка к открытому уроку занимает больше времени, так как учитель старается углубить и расширить рамки учебного материала, сравнивает опыт других педагогов по изучению данной темы. Увеличивается обращение педагогов к научно-педагогической и методической литературе. Конкурс ставит учителя в позицию исследователя, формирует у него новый взгляд на социальную значимость профессии учителя, расширяет круг общения педагогов, развивает их интеллектуальный и творческий потенциал.
Опыт работы школы в этом направлении показывает, что конкурсные мероприятия способствуют развитию:
- информационной компетентности, которая включает в себя компетентность в предмете и методе преподавания, умение вести самостоятельный поиск информации;
- активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации.
При планировании и проведении конкурсов на школьном уровне важно сочетание элементов управления и самоуправления. Это возможно на этапе планирования мероприятий и разработки положения. Технология проведения конкурса может обсуждаться не только на научно-методическом совете, но и всем педагогическим коллективом. Это является частью организационно-управленческих условий конкурса, которые будут влиять на его уровень и результативность.
К организационно-управленческим условиям можно также отнести издание приказа, утверждение положения, определение группы экспертов. Эти условия создаются административной командой. Важно учитывать и психологическую составляющую конкурса. Конкурс порождает проблемы в организации трудового дня, так как не хватает времени, является стрессовой и напряженной ситуацией. Конкурс приносит не только признание и успех, но и неудачу и разочарование. В свете этого нужно создать условия по психологической поддержке конкурсантов, обеспечить комфортные условия для участников в период подготовки и проведения соревнования.
Не вызывает сомнения и то, что обязательными условиями для успешного осуществления конкурса являются четкая организация работы руководителя экспертной группы, объективная оценка результатов на всех этапах.
Рассмотрим организацию и проведение школьного конкурса профессионального
мастерства для молодых педагогов «Путь к успеху». Идея проведения этого конкурса не была случайной, поскольку в коллективе доля молодых педагогов составляла почти 30%. Итоги административного контроля показывали, что при подготовке к уроку они пользовались только методическими рекомендациями авторов учебника, не использовали приемы и технологии развивающего обучения и деятельностного подхода. Чтение методических журналов и знакомство с опытом других педагогов через посещение уроков было на очень низком уровне. Перед руководством школы встала задача вовлечь молодых педагогов в самообразовательную деятельность. Идея конкурса обсуждалась на педагогическом совете. Прислушивались к мнению как учителей с большим опытом работы, так и молодых педагогов. В итоге был предложен конкурс с использованием маршрутных карт.
Маршрутную карту участия в конкурсе мы рассматриваем как индивидуальную образовательную программу, в которой отражаются педагогическая позиция, направления, способы деятельности и сроки реализации. При составлении маршрутной карты учитывались принципы конкретности и реальности.
Несмотря на то что в маршрутной карте определены основные направления деятельности, которые являются этапами конкурса, у учителя остается право выбора содержательной составляющей, что отражает специфику личности. Маршрутная карта для конкурса предусматривает следующие направления:
1. Самообразовательная деятельность через посещение уроков коллег, городских семинаров и краткосрочных семинаров повышения квалификации (от 8 до 24 часов).
2. Открытые уроки с самоанализом. Сроки проведения и форму урока учитель выбирает самостоятельно. Самоанализ можно предложить подготовить в письменной форме.
3. Внеклассное мероприятие (тему и время проведения выбирает учитель).
4. Выступление по теме самообразования на педагогической конференции.
Для каждого направления конкурса определяются четкие критерии и показатели оценки, которые заранее доводятся до сведения участников.
Использование маршрутной карты повышает уровень самоконтроля за самообразовательной деятельностью: определение даты, своевременное ознакомление с методическими рекомендациями, обращение к наставнику, чтение литературы по направлениям конкурса.
В начале года учителям предлагается маршрутная карта, в которой обозначены все четыре направления. Учителю нужно определиться с темой работы по самообразованию. Эта тема должна найти отражение в выступлении на конференции в конце года. Нужно спланировать одно внеклассное мероприятие. По итогам каждой четверти сдается справка-отчет о посещенных уроках и семинарах. В течение каждой четверти учитель приглашает группу экспертов к себе на открытый урок, осуществляет его самоанализ.
Экспертная группа, посещающая урок или внеклассное мероприятие, не только дает оценку, но оказывает методическую помощь, отмечая сильные и слабые стороны посещенного мероприятия.
Экспертами могут выступать руководители методических объединений, представители администрации школы, учителя-наставники.
Через такой конкурс реализуются четыре способа самосовершенствования:
1. Самоинформирование (изучение литературы, участие в семинарах, конференциях, посещение уроков у коллег и др.).
2. Самопобуждение (самоприказ, сознательный выбор между «не хочу» и «надо»).
3. Самоорганизация (самонаблюдение, самоконтроль, самоотчет, самоанализ).
4. Программирование и планирование действий.
От зарождения идеи конкурса до подведения итогов важно не упустить все промежуточные действия: задачи конкурса, форму проведения, обсуждение идеи с педагогическим коллективом, разработку положения, приказ о проведении конкурса, поощрение призеров конкурса. Важно по итогам конкурса поддержать всех педагогов. Для этого могут быть предложены номинации «Лучший оратор», «Лучший организатор внеклассного мероприятия», «За методическую грамотность при анализе урока» и др.
При проведении конкурса педагоги отмечают за собой:
- более частое обращение к научнопедагогической и методической литературе;
- возросшее стремление видеть и формулировать противоречия, побудившие к поиску эффективных способов решения;
- расширение профессионального круга общения.
Проведение такого конкурса для молодых педагогов решает несколько задач: совершенствуется методика урока, организация внеклассного мероприятия, развиваются навыки публичного выступления.
По итогам конкурса у педагогов формируется критическая оценка результатов
деятельности, проявляется готовность к са-моизменению на основе диагностики и самодиагностики, к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.
Практика показывает, что в течение учебного года лучше планировать один конкурс профессионального мастерства. Он должен стать мероприятием, о котором знает весь педагогический коллектив, потому что принимал участие в его обсуждении и планировании. В нашей школе в конце года всегда проходит учительская педагогическая конференция, к которой можно приурочить смотр-выставку методических материалов. Педагогическая конференция тоже может проходить и на конкурсной основе.
В заключение хочется отметить, что школьные конкурсы профессионального мастерства помогают создать в коллективе творческую атмосферу, а это является необходимым условием для благоприятного
развития личностно-профессиональных качеств. Перечислим основные элементы творческой обстановки:
- ослабление контроля за процессами деятельности и переход к контролю за результатами, что повышает самоответствен-ность учителя;
- обеспечение свободы общения работников, распространения информации, гласности;
- стимулирование экспериментаторства, инициативы, риска, терпимость к неудачам новатора;
- создание атмосферы игры, юмора, фантазии.
При планировании методической работы в школе не следует игнорировать такую форму, как конкурс профессионального мастерства. В ней заложен большой потенциал для развития и совершенствования личностно-профессиональных качеств учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М. : Педагогика, 1977.
2. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: органы управления. М. ; Белгород, 1997.
3. Никитин Э. М. Теоретические и организационно-педагогические основы формирования и развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. М., 1999.
4. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Информационный бюллетень № 22 / Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации. М., 2011.
5. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова / / Вестн. образования. 2007. № 7, апр.
6. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. 5-е изд. М. : Дело, 2003.
Статью рекомендует д-р пед. наук, засл. учитель В. Н. Куровский.