Научная статья на тему 'Конкурсный отбор преподавателей высшей школы: нормативная база'

Конкурсный отбор преподавателей высшей школы: нормативная база Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурсный отбор преподавателей высшей школы: нормативная база»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

УДК 378.12 ББК Ч 448.1-42

КОНКУРСНЫЙ ОТБОР ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА

А. А. Асеева

Основанием возникновения трудовых отношений с педагогическими работниками высших учебных заведений в соответствии со ст. ст. 16, 332 ТК РФ является избрание по конкурсу для должностей профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Рассмотрим, что собой представляет конкурсный отбор должностей профессорско-преподавательского состава вузов, и проанализируем нормативные источники.

Прежде всего, необходимо определить значение понятия «конкурс». Слово происходит от латинского «сопсит-ивв», что означает стечение, столкновение. Современный словарь иностранных слов дает несколько значений этого слова, среди них соревнование, имеющее целью выделить лучших участников [3. С. 300]. Следовательно, конкурс предполагает наличие соревновательности, соперничества, состязательности.

Замещение должностей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений впервые возникло в период становления Советской власти на территории России. Первым нормативным актом, вводившим замещение должностей преподавателей вузов, был Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений Российской Республики» от 1 октября 1918 г. [СУ 1918, № 49. С. 573]. Не случайно конкурс был введен для подбора преподавательских кадров высшей школы. Очевидно, представители Советской власти понимали ведущую роль в системе образования именно высшей школы, а конкурсное избрание давало возможность придать особый статус представителям академической науки.

В разные годы конкурсное избрание на должности ППС имело свои особенности, но целью его всегда оставалось «поддержание качественного состава научно-педагогических кадров высшей школы» [1. С. 56].

Вопросы изучения правовой основы конкурсного отбора педагогических кадров в вузе привлекали внимание многих специалистов. Однако их исследования имели место в другом историко-правовом пространстве. В настоящее время институты избрания по конкурсу на должности профессорско-преподавательского состава вузов претерпели существенные изменения как в теоретическом, так и в практическом аспектах, что требует их осмысления и соответствующей оценки.

Действительно, преподаватели вузов в советское время имели достаточно высокий социальный статус, высокий уровень материального обеспечения и необходимые условия осуществления научно-исследовательской работы, что, в свою очередь, позитивно отражалось на процессе развития науки в целом и определяло ее высокое место на мировом уровне. Именно в этих условиях конкурсное избрание и выборы на соответствующие должности были объективно необходимыми.

Принятие Трудового кодекса РФ внесло определенные коррективы в существовавший ранее порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава вузов. Принятый ранее ТК РФ Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ст. 20 устанавливает, что замещение всех должностей научно-педагогических работников вузов производится на основании Положения, утверждаемого федеральным органом управления высшим профессиональным образованием. Также решается этот вопрос и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (п. 75).

До недавнего времени конкурсное избрание осуществлялось на основании Положения о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования от 6 августа 1999 г., № 167. Трудовой кодекс РФ в ст. 332 определил, что такое Положение утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, возникло противоречие между Трудовым кодексом, имеющим в соответствии со ст. 5 ТК РФ приоритетное значение при регулировании трудовых отношений, и Федеральным законом, которое необходимо было устранить. Кроме того, Положение о порядке замещения от 6 августа 1999 года определяло порядок замещения только по должностям профессорско-преподавательского состава, а не всех научно-педагогических работников вузов, несмотря на то, что это Положение было принято после вступления в силу Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Таким образом, возникла необходимость принятия нового нормативного акта, который бы устранил возникшие противоречия. Такой нормативный акт был принят. Это Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации от 26 ноября 2002 г., № 4114. Однако данное Положение принято не Правительством РФ, как того требует ТК РФ, а опять-таки Министерство образования, т. е. противоречие Трудовому кодексу в этой части сохранилось. Обращает на себя внимание тот факт, что за последние десять лет это уже третье положение. В среднем положения о порядке замещения действовали четыре года, что свидетельствует, с одной стороны, о совершенствовании правового регулирования труда педагогических работников вузов, а с другой стороны, о нестабильности этого регулирования.

Обратимся к порядку прохождения конкурса по Положению от 26 ноября 2002 года. Поскольку указанный нормативный акт принят недавно, то рассмотрим его с точки зрения содержания и соответствия ТК РФ более подробно. Данный нормативный акт определяет порядок и условия проведения конкурсного отбора и заключения трудовых договоров между образовательным учреждением высшего профессионального образования и работником из числа научно-педагогического состава сроком до 5 лет.

Обращает на себя внимание тот факт, что Положение о порядке замещения от 26 ноября 2002 года не содержит многих принципиально важных вопросов организации и проведения конкурса. Например, не определяет перечень документов, необходимых для предоставления их претендентом. Как и ранее действовавшее Положение, новое не содержит целей конкурса. Складывается впечатление, что его разработчики пытались довести его до исключительно формального соответствия требованиям ТК РФ, не определяя многих важных содержательных аспектов.

Более раннее Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава от 10 июля 1987 года целями конкурса определяло отбор лиц, имеющих глубокие профессиональные знания и научные достижения, обладающих высокими интеллектуальными и нравственными качествами, пользующихся авторитетом в трудовых коллективах, способных обеспечить подготовку и воспитание высококвалифицированных специалистов на уровне современных требований.

Но уже Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава от 15 сентября 1993 года, по мнению А. М. Прудин-ского, не отражало многих традиционно включаемых вопросов. Данный факт расценивался им как определенный прогресс в правовом регулировании труда профессорско-преподавательского состава. «Создается впечатление, что соста-

вители Положения от 15 сентября 1993 года, учитывая общую тенденцию расширения прав образовательных учреждений, достаточно отчетливо просматривающуюся в Законе «Об образовании» и в Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», признали необходимым предоставить право самим вузам определить порядок проведения конкурсов на замещение должностей преподавательского состава, ограничившись в Положении от 15 сентября 1993 г. только изложением основных концептуальных идей проведения конкурса» [2. С. 60]. Однако надежды А. М. Прудинского не оправдались. Об этом свидетельствуют положения от 6 августа 1999 года и от 26 ноября 2002 года. Представляется, что указанные факты свидетельствуют лишь о формальном подходе к конкурсному отбору со стороны федерального органа управления высшим профессиональным образованием и подтверждают факт традиционности его проведения.

По структуре Положение от 26 ноября 2002 года отличается от ранее действовавших и состоит из трех разделов, включающих в себя 24 пункта. В первом разделе определен порядок замещения должностей научно-педагогических работников. По своему содержанию он носит общий характер. Во втором разделе определены особенности замещения должностей профессорско-преподавательского состава вуза, в котором всего четыре пункта. А третий раздел, состоящий из трех пунктов, определяет особенности замещения должностей научных работников. Ранее действовавшие положения содержательно не разделялись на разделы, так как в этом, связи с однородностью категорий, на которые распространялось его действие, не было необходимости.

Положение о порядке замещения от 26 ноября 2002 года распространяется на все высшие учебные заведения Российской Федерации независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм. Такое уточнение появилось в Положении о порядке замещения впервые, хотя, с одной стороны, можно признать его излишним, поскольку замещение должностей научно-педагогических работников вузов определено ТК РФ, который распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм, но, с другой стороны, с учетом имеющей место низкой правовой дисциплины это уточнение является необходимым.

Данное Положение распространяется на всех преподавателей вузов, кроме лиц, привлекаемых к преподавательской деятельности на условиях почасовой оплаты труда, и на научных работников вузов, кроме лиц, привлекаемых к научной деятельности на условиях гражданско-правового договора. В тексте Положения четко не определено, о каких преподавателях идет речь: о работающих в данном вузе или претендующих на работу в качестве преподавателей по результатам конкурса.

Тем не менее, анализируя содержание Положения в целом, можно сделать вывод, что это Положение может применяться как к работающим в данном вузе преподавателям, так и не работающим, но желающим работать по итогам конкурса, и регулирует порядок проведения конкурса как на занятые преподавателями вуза должности, так и на вакантные. Необходимо отметить, что Положение впервые определило порядок замещения не только должностей ППС, но и должностей научных работников вузов. Данный подход соответствует Трудовому кодексу РФ и является в определенном смысле новацией.

Такова теоретическая основа проведения конкурсного отбора преподавателей учреждений высшего профессионального образования.

Нормативные акты

1. Трудовой кодекс Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в ред. от 13.01.1996 г.

3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г.

4. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования от 05.04.2001 г.

5. Положение о порядке замещения должностей и аттестации профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях от 10.07.1987 г.

6. Положение о порядке замещения должностей преподавательского состава государственных вузов от 15.09.1993 г.

7. Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации от 06.08.1999 г.

8. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации от 26.11.2002 г.

Литература

1. Дмитриева И. К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов. М., 1991.

2. Прудинский А. М Правовое регулирование труда работников высшей школы. СПб., 1996.

3. Словарь иностранных слов. - М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.