КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ
Т. И. Ильина, мастер производственного обучения ГОУ СПО «Губернаторский техникум народных промыслов», г. Кемерово
В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников и необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах. Поэтому образовательные учреждения в области подготовки кадров обязаны существенно усилить личностно-развивающий аспект образования, что предполагает развитие и становление человека как профессионала в течение всей его последующий жизни.
Одной из форм повышения уровня профессионализма в системе среднего профессионального образования являются конкурсы «Лучший по профессии». Основная цель подобных конкурсов — выявление талантливых и творческих обучающихся, способных к активному пополнению своих знаний, сочетающих личные и общественные интересы, обладающих навыками общения, поведения, самооценки. В процессе подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства у студентов ликвидируются некоторые пробелы в знаниях, вырабатываются умения решать проблемные задачи. Именно конкурсы профмастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации. В конкурсе практически каждый студент может показать высокий результат. Для этого нужны знания, сноровка, умение работать уверенно, быстро и качественно.
Модель конкурсной деятельности:
• является открытой — позволяет каждому студенту двигаться от этапа к этапу с индивидуальной скоростью;
• имеет цикличный характер, благодаря чему можно постоянно совершенствовать профессиональную компетентность студентов;
• является динамичной — позволяет делать прогноз развития профессионально важных качеств у студентов;
• конструируется из отдельных элементов — является алгоритмичной.
Реализация модели развития профессионально важных качеств у студентов проводится на протяжении всех лет обучения в техникуме.
Из всего разнообразия для работы я выбираю пять типов конкурсов: информационно-ознакомительный конкурс, конкурс по специаль-
ным дисциплинам, командные и внешние конкурсы, конкурс проектов.
Как и развитие общества, развитие индивидуума проходит по спирали, по спирали развиваются и профессиональные качества студентов, обучающихся в техникуме, по спирали располагаются проводимые мною конкурсы.
В данной модели рассматривается система профессиональных конкурсов студентов техникума 1-4-го курсов по специальности «закройщик». Представленное в виде круга поле конкурсной деятельности разбито на четыре сегмента, каждый из которых соответствует определенному курсу обучения студентов техникума и содержит один или несколько модулей-конкурсов (рис. 1).
Первый сегмент модели конкурсной деятельности (1-й курс обучения) представлен информационно-ознакомительным конкурсом. Это первый профессиональный конкурс для первокурсника, первичное включение в конкурсную деятельность. Этот модуль направлен на формирование элементарного представления студентов об умениях поиска информации и профессиональных навыках, характере учебного задания, о взаимодействии с преподавателями и сокурсниками, требованиях к представлению выполненной работы. Цель данного конкурса — мотивация к творчеству и своей профессии. Особенности конкурса: приобретение студентами первичных навыков соревнования, выступление на публике, осознание своих возможностей. В техникуме данный вид представлен конкурсами «Мое первое изделие», «Белошвейка» и др. В рамках этих мероприятий презентуется профессия, начинается создание портфолио, конкурсанты представляют творческие работы в виде швейного изделия или поделки, выполненной в стиле лоскутной техники. Мастер производственного обучения направляет работу, организует отдельные этапы конкурса.
Обозначение конкурсов:
информационно-ознакомительные конкурсы конкурсы специальных дисциплин командные конкурсы внешние конкурсы конкурс проектов
Рис. 1. Структурная модель конкурсной деятельности студентов техникума
Второй сегмент модели конкурсной деятельности (2-й курс обучения студентов) состоит из двух модулей-конкурсов (информационно-ознакомительный, конкурс по специальным дисциплинам). Цель данного этапа — усиленная мотивация творчества, формирование любви к профессии и интенсивное развитие профессионально важных качеств личности. Особенности конкурсной деятельности в данном сегменте: к повторяющему первому модулю добавляются конкурсы по специальным дисциплинам (материаловедение, технология, конструирование). Студенты второго курса участвуют в этом конкурсе, уже имея определенные профессиональные навыки, и в процессе конкурсной деятельности они совершенствуют их. Конкурсы по специальным дисциплинам развивают, кроме ранее перечисленных качеств, способность к выражению замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей. На этом этапе продолжается формирование портфолио студента.
Третий сегмент модели конкурсной деятельности (3-й курс обучения) состоит из четырех
модулей-конкурсов. К ранее указанным конкурсам добавляются командные конкурсы (конкурсы между группами родственных профессий) и внешние конкурсы (между образовательными учреждениями региона). Цель этого этапа — позитивное взаимодействие и сотрудничество с будущими коллегами, работодателями. Командные конкурсы создают благоприятные условия для коллективных форм труда, так как их характерной особенностью является формирование команд. Ответственность за результаты своего труда в команде способствует нравственной здоровой обстановке взаимного контроля, взаимопомощи, что имеет большое воспитательное значение и содействует формированию коммуникативных качеств, навыков в управленческой деятельности. Все модули, не изменяя структуру предыдущих соответствующих конкурсов, меняют содержательную часть. Победители внутренних конкурсов представляют техникум на внешних конкурсах (областные конкурсы профессионального мастерства, областной фестиваль «Арт-Профи-Форум», Международная выставка-ярмарка «Экспо-Сибирь» и др.). На этом этапе происходит первое знакомство с работодателями, продолжается формирование портфолио.
Четвертый сегмент модели конкурсной деятельности (4-й курс обучения) состоит из пяти модулей-конкурсов. Это этап развития способности студентов к системному действию в профессиональной ситуации. К предыдущим четырем конкурсам добавляется конкурс курсовых проектов. Рассмотрим особенности конкурсной деятельности в данном сегменте. Первый модуль изменился по содержанию, студенты создают сложное швейное изделие, выполненное на фигуру заказчика с учетом особенностей и индивидуальных данных, разрабатывают курсовой проект с этапами разработки и выполнения модели. Представляют презентацию курсового проекта аттестационной комиссии. На этом этапе у студентов формируются способности к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности, использованию информационных технологий для решения профессиональных задач, проявлению ответственности за выполненную работу. Второй модуль-конкурс по специальным дисциплинам позволяет наиболее полно проявить способность студентов к выполнению обобщенного алгоритма проектирования, внесению коррективов в ранее принятые решения. Третий и четвертый модули данного сегмента полностью совпадают с модулями третьего сегмента. Яркой линией на модели конкурсной деятельности вы-
делена траектория создания портфолио. Студенты в конкурсной деятельности продвигаются по индивидуальным маршрутам, поэтому результативность их достижений отражена в личном портфолио.
Все конкурсы предполагают:
• единый механизм внешней и внутренней мотивации (заранее обозначается призовой фонд и социальные выгоды для победителей конкурсов);
• определенные сроки и сложность возможных конкурсных заданий и проектов;
• схожее соотношение теоретического задания и творческой составляющей.
Поскольку конкурсы проводятся регулярно в течение всего периода обучения, появляется возможность определить динамику раз-
вития профессиональной самостоятельности студентов и уровень профессиональной мотивации.
В результате организации конкурсной деятельности в техникуме вырос интерес студентов к выбранной профессии, выработалось умение анализировать собственную деятельность в целом, сформировалось стремление молодого специалиста к участию в конкурсах.
Таким образом, образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством. Итогом проведенной работы является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социальноэкономическим условиям.