Научная статья на тему 'Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов'

Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2184
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурсная деятельность как форма развития профессиональных качеств студентов»

КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Т. И. Ильина, мастер производственного обучения ГОУ СПО «Губернаторский техникум народных промыслов», г. Кемерово

В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства работников и необходимость в высококвалифицированных конкурентоспособных специалистах. Поэтому образовательные учреждения в области подготовки кадров обязаны существенно усилить личностно-развивающий аспект образования, что предполагает развитие и становление человека как профессионала в течение всей его последующий жизни.

Одной из форм повышения уровня профессионализма в системе среднего профессионального образования являются конкурсы «Лучший по профессии». Основная цель подобных конкурсов — выявление талантливых и творческих обучающихся, способных к активному пополнению своих знаний, сочетающих личные и общественные интересы, обладающих навыками общения, поведения, самооценки. В процессе подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства у студентов ликвидируются некоторые пробелы в знаниях, вырабатываются умения решать проблемные задачи. Именно конкурсы профмастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации. В конкурсе практически каждый студент может показать высокий результат. Для этого нужны знания, сноровка, умение работать уверенно, быстро и качественно.

Модель конкурсной деятельности:

• является открытой — позволяет каждому студенту двигаться от этапа к этапу с индивидуальной скоростью;

• имеет цикличный характер, благодаря чему можно постоянно совершенствовать профессиональную компетентность студентов;

• является динамичной — позволяет делать прогноз развития профессионально важных качеств у студентов;

• конструируется из отдельных элементов — является алгоритмичной.

Реализация модели развития профессионально важных качеств у студентов проводится на протяжении всех лет обучения в техникуме.

Из всего разнообразия для работы я выбираю пять типов конкурсов: информационно-ознакомительный конкурс, конкурс по специаль-

ным дисциплинам, командные и внешние конкурсы, конкурс проектов.

Как и развитие общества, развитие индивидуума проходит по спирали, по спирали развиваются и профессиональные качества студентов, обучающихся в техникуме, по спирали располагаются проводимые мною конкурсы.

В данной модели рассматривается система профессиональных конкурсов студентов техникума 1-4-го курсов по специальности «закройщик». Представленное в виде круга поле конкурсной деятельности разбито на четыре сегмента, каждый из которых соответствует определенному курсу обучения студентов техникума и содержит один или несколько модулей-конкурсов (рис. 1).

Первый сегмент модели конкурсной деятельности (1-й курс обучения) представлен информационно-ознакомительным конкурсом. Это первый профессиональный конкурс для первокурсника, первичное включение в конкурсную деятельность. Этот модуль направлен на формирование элементарного представления студентов об умениях поиска информации и профессиональных навыках, характере учебного задания, о взаимодействии с преподавателями и сокурсниками, требованиях к представлению выполненной работы. Цель данного конкурса — мотивация к творчеству и своей профессии. Особенности конкурса: приобретение студентами первичных навыков соревнования, выступление на публике, осознание своих возможностей. В техникуме данный вид представлен конкурсами «Мое первое изделие», «Белошвейка» и др. В рамках этих мероприятий презентуется профессия, начинается создание портфолио, конкурсанты представляют творческие работы в виде швейного изделия или поделки, выполненной в стиле лоскутной техники. Мастер производственного обучения направляет работу, организует отдельные этапы конкурса.

Обозначение конкурсов:

информационно-ознакомительные конкурсы конкурсы специальных дисциплин командные конкурсы внешние конкурсы конкурс проектов

Рис. 1. Структурная модель конкурсной деятельности студентов техникума

Второй сегмент модели конкурсной деятельности (2-й курс обучения студентов) состоит из двух модулей-конкурсов (информационно-ознакомительный, конкурс по специальным дисциплинам). Цель данного этапа — усиленная мотивация творчества, формирование любви к профессии и интенсивное развитие профессионально важных качеств личности. Особенности конкурсной деятельности в данном сегменте: к повторяющему первому модулю добавляются конкурсы по специальным дисциплинам (материаловедение, технология, конструирование). Студенты второго курса участвуют в этом конкурсе, уже имея определенные профессиональные навыки, и в процессе конкурсной деятельности они совершенствуют их. Конкурсы по специальным дисциплинам развивают, кроме ранее перечисленных качеств, способность к выражению замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей. На этом этапе продолжается формирование портфолио студента.

Третий сегмент модели конкурсной деятельности (3-й курс обучения) состоит из четырех

модулей-конкурсов. К ранее указанным конкурсам добавляются командные конкурсы (конкурсы между группами родственных профессий) и внешние конкурсы (между образовательными учреждениями региона). Цель этого этапа — позитивное взаимодействие и сотрудничество с будущими коллегами, работодателями. Командные конкурсы создают благоприятные условия для коллективных форм труда, так как их характерной особенностью является формирование команд. Ответственность за результаты своего труда в команде способствует нравственной здоровой обстановке взаимного контроля, взаимопомощи, что имеет большое воспитательное значение и содействует формированию коммуникативных качеств, навыков в управленческой деятельности. Все модули, не изменяя структуру предыдущих соответствующих конкурсов, меняют содержательную часть. Победители внутренних конкурсов представляют техникум на внешних конкурсах (областные конкурсы профессионального мастерства, областной фестиваль «Арт-Профи-Форум», Международная выставка-ярмарка «Экспо-Сибирь» и др.). На этом этапе происходит первое знакомство с работодателями, продолжается формирование портфолио.

Четвертый сегмент модели конкурсной деятельности (4-й курс обучения) состоит из пяти модулей-конкурсов. Это этап развития способности студентов к системному действию в профессиональной ситуации. К предыдущим четырем конкурсам добавляется конкурс курсовых проектов. Рассмотрим особенности конкурсной деятельности в данном сегменте. Первый модуль изменился по содержанию, студенты создают сложное швейное изделие, выполненное на фигуру заказчика с учетом особенностей и индивидуальных данных, разрабатывают курсовой проект с этапами разработки и выполнения модели. Представляют презентацию курсового проекта аттестационной комиссии. На этом этапе у студентов формируются способности к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности, использованию информационных технологий для решения профессиональных задач, проявлению ответственности за выполненную работу. Второй модуль-конкурс по специальным дисциплинам позволяет наиболее полно проявить способность студентов к выполнению обобщенного алгоритма проектирования, внесению коррективов в ранее принятые решения. Третий и четвертый модули данного сегмента полностью совпадают с модулями третьего сегмента. Яркой линией на модели конкурсной деятельности вы-

делена траектория создания портфолио. Студенты в конкурсной деятельности продвигаются по индивидуальным маршрутам, поэтому результативность их достижений отражена в личном портфолио.

Все конкурсы предполагают:

• единый механизм внешней и внутренней мотивации (заранее обозначается призовой фонд и социальные выгоды для победителей конкурсов);

• определенные сроки и сложность возможных конкурсных заданий и проектов;

• схожее соотношение теоретического задания и творческой составляющей.

Поскольку конкурсы проводятся регулярно в течение всего периода обучения, появляется возможность определить динамику раз-

вития профессиональной самостоятельности студентов и уровень профессиональной мотивации.

В результате организации конкурсной деятельности в техникуме вырос интерес студентов к выбранной профессии, выработалось умение анализировать собственную деятельность в целом, сформировалось стремление молодого специалиста к участию в конкурсах.

Таким образом, образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством. Итогом проведенной работы является успешное формирование карьеры выпускников и их адаптация к социальноэкономическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.