Научная статья на тему 'Конкурс как форма профориентационной работы с обучающимися'

Конкурс как форма профориентационной работы с обучающимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурс как форма профориентационной работы с обучающимися»

КОНКУРС КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Н. т. Рылова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Л. П. Журавлева, методист МБОУ ДПО НМЦ, г. Ленинск-Кузнецкий

Самоопределение — это процесс, который начинается с осознания человеком себя как личности и проходит практически через всю его сознательную жизнь, то есть является непрерывным. Профессиональное самоопределение — только часть этого процесса. Для успешной реализации задач профессионального самоопределения обучающиеся нуждаются в определенных знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях, а также им необходимо умение объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить личностные качества с требованиями профессионального труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности. Вопросы профессионального самоопределения обучающихся нашли свое отражение в перечне поручений президента РФ В. Путина по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях было поручено «... разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих: воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно полезной деятельности, включения в волонтерское движение.» [1].

Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанная группой авторов ФГАУ «Федеральный институт развития образования» под руководством В. И. Блинова, ориентирована преимущественно на работников сферы образования. Вместе с тем авторы концепции указывают на невозмож-

Н. т. Рылова

V

Л. П. Журавлева

ность реализации процесса сопровождения профессионального самоопределения только педагогическими средствами, которые традиционно используются в обучении и воспитании, без учета особенностей этого процесса. Для формирования профессионального самоопределения обучающихся недостаточно одной только информационно-просветительской работы или проведения серии профориентационных мероприятий. Важно вовлечение обучающихся в систему прак-тико-ориентированной деятельности для формирования их готовности к профессиональному самоопределению, введение в образовательную практику различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на активной позиции как обучающихся, так и самих специалистов по профориентации [2].

К таким активным формам профориентацион-ной работы относится конкурсное движение. Выполнение заданий творческого характера, предлагаемых организаторами конкурса, позволяет формировать определенные качества личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, непохожесть на других и многое другое.

Именно в творческой деятельности между участниками конкурса возникают отношения, предполагающие уважение к мнению других, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте. В результате подросток оказывается в состоянии самостоятельно сделать ответственный выбор из большого числа возможностей, а не жить по написанному за него сценарию. Первый конкурс школьных проектов «СУЭК-Кузбасс: моя Компания, мой Город» состоялся в 2008 году. Он был приурочен к 125-летию Коль-чугинского (Ленинского) рудника и итогам первой пятилетки работы Сибирской угольной энергетической компании в Кузбассе (ОАО «СУЭК-Кузбасс»). Компания совместно с управлением образования города Ленинска-Кузнецкого выступила организатором конкурса. Тогда в четырех номинациях было представлено 99 работ. Опыт оказался очень удачным. В награду от компании все участники получили сувенирные наборы, а авторы лучших работ — ценные подарки. Это стало доброй конкурсной традицией.

В 2010 году организаторы значительно расширили круг участников и число номинаций. Работы на конкурс принимались по шести номинациям: макет-проект, исторический проект, литературно-художественный проект, электронный макет-проект, культурно-образовательный проект. Именно в рамках последнего проекта в летних школьных и загородных лагерях состоялись детские «Дни шахтера». Проводились спортивно-развлекательные мероприятия, викторины, концерты, конкурсы на шахтерскую тематику, встречи с ветеранами угольной отрасли, представителями шахтерских династий. Особенностью четвертого конкурса стало то, что помимо традиционных представителей старших классов, теперь учащиеся среднего звена могли проявить свои таланты в стихотворчестве, младшего звена — в рисунках на шахтерскую тему, а дошколята — изготовить из подручных материалов

многочисленные поделки, связанные с работой их пап и мам, бабушек и дедушек. Всего на четвертый конкурс свои работы представили 1974 человека. Это в три с лишним раза больше, чем за три предыдущих года вместе взятых.

Год от года в конкурсе становилось все больше участников. Появлялись новые номинации «Рекламный проект», «Музейная экспозиция и виртуальный музей», «Школьное «Шахтерское издание», «Игра на шахтерскую тему», где соревновались сами члены жюри. И не всегда опытным горнякам удавалось с ходу ответить на придуманные ребятами вопросы. В номинации «Макет-проект» были выделены три подгруппы: «Поделка», «Модель физического явления», «Модель угледобывающей техники». В подгруппе «Поделка» учащиеся младших классов должны были изготовить поделку из подручных материалов на тему «Символ шахтерского труда», «Шахтерский труд». Обучающиеся 6-11-х классов в подгруппе «Модель физического явления» готовили действующую модель, описывающую физическое явление или один из законов физики: электрорадиосхемы; оптические, звуковые, механические устройства с описанием действующих сил, принципов работы. В подгруппе «Модель угледобывающей техники» (участники — обучающиеся 8-11-х классов) были представлены модели шахтовой техники, шахтного и надшахтного оборудования, шахтного транспорта, шахтных сооружений, в том числе макеты шахтного оборудования, использовавшегося в прошлые годы. Кон-

курс дает возможность попробовать себя в различных видах деятельности и многим определиться уже сейчас с выбором профессии. Многие работы отличаются мастерством и оригинальностью.

В 2015 году конкурс значительно расширил свои границы. Участниками конкурса стали более 3,5 тысяч воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся не только Ленинск-Кузнецкого городского округа, но и городов Полысаево, Киселевска, Прокопьевска и Прокопьевского района, на территориях которых находятся предприятия ОАО «СУЭК-Кузбасс». В число соорганиза-торов вошли управления образования названных территорий и Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. Изменились и номинации,добавились такие, как «Профориентационное мероприятие», «Социально значимая акция», «Проект по промышленной безопасности». Победители конкурса награждены посещением горных вузов Москвы или Петербурга, геологических музеев, музеев науки и технических выставок. Образовательная организация — победитель конкурса (МБОУ «Гимназия № 18») — получила грант 500 тыс. рублей на оборудование учебного кабинета.

В процессе подготовки конкурсных работ участники ближе узнают, что такое шахтерский труд, как ведется современная угледобыча. Это помогает старшеклассникам в выборе будущей профессии. Конкурс «СУЭК-Кузбасс: моя Компания, мой Город» стал доброй и желанной традицией, праздником общения взрослых и детей, смотром талантов, открытием новых имен и хорошей стартовой площадкой для нового поколения горняков.

Среди студентов профессиональных образовательных организаций популярны конкурсы профессионального мастерства. В Ленинск-Кузнецком горнотехническом техникуме ежегодно проходит конкурс на лучшего по профессии «электрослесарь подземный», в ходе которого обучающиеся демонстрируют не только теоретические знания и практические умения в сфере своей деятельности, но и презентуют видение себя в будущей профессии и своей профессиональной карьеры.

С целью развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности, формирования адекватной самооценки для обучающихся выпускных классов и студентов проводится городской конкурс «Портфолио выпускника». Работа над содержанием портфолио помогает выпускнику сформироваться как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место в профессиональном сообществе, способной принимать осознанные решения, ставить цели и достигать их. В ходе презентации портфолио развиваются навыки общения, управления эмоциями.

В целом участие обучающихся в профори-ентационных конкурсах разных уровней содействует их успешной социализации, формированию профессионального самоопределения, ответственного отношения к выбору профессии, рабочего места.

1. Поручения Президента. 11 февраля 2016 года. — URL: kremlin.ru.

2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. — Москва : ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. — 38 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.