Научная статья на тему 'Конкуренция внутри альянсов'

Конкуренция внутри альянсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬЯНС / СЛИЯНИЕ И ПОГЛОЩЕНИЕ / MERGERS AND ACQUISITIONS / КОНКУРЕНЦИЯ / "РЕНО" / "НИССАН" / NISSAN / АLLIANCE / ECONOMIC COMPETITION / RENAULT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полищук А.В.

В статье рассмотрена тема конкуренции внутри альянсов. В период кризисов на активность компании в области слияний и поглощений возлагаются большие надежды. И именно в сложные времена выгоды от участия в альянсе ставятся на первый план как главный резерв улучшения экономических показателей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The topic of competition within the alliance is addressed in the article. For the period of crisis companies have high expectations for results of their activity in the field of mergers and acquisitions. As precisely in difficult times the benefits from participation in the alliances are seeing as the main reserve of improving economic performance of the companies.

Текст научной работы на тему «Конкуренция внутри альянсов»

В статье рассмотрена тема конкуренции внутри альянсов. В период кризисов на активность компании в области слияний и поглощений возлагаются большие надежды. И именно в сложные времена выгоды от участия в альянсе ставятся на первый план как главный резерв улучшения экономических показателей компании.

Ключевые слова: альянс, слияние и поглощение, конкуренция, «Рено», «Ниссан»

Конкуренция внутри альянсов

А.В. ПОЛИЩУК, Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва. E-mail: rospect@list.ru

В плену стереотипов

Современная экономика любит все крупное. «Международные проекты», «стратегические партнерства», «слияния и поглощения», «массированные финансовые вливания» - порой кажется, что только эти выражения являются показателями экономического успеха предприятия. Зачастую необходимость расширения и укрупнения бизнеса приводит менеджмент компаний к идее формировать альянсы, причем в орбиту поисков возможных партнеров по альянсу попадают и конкуренты. В этом случае «заклятых друзей» связывает интерес к экономическим успехам, которых можно достичь лишь совместно.

Но не является ли конкуренция внутри альянса миной замедленного действия, подложенной под основу сотрудничества? Неужели стремление к прибыли оттесняет чувство конкуренции на третий план? Вопросы, которые нас занимают, позволяют заявить, что тема конкурентного конфликта внутри альянсов продолжает оставаться открытой.

Чем полезны альянсы

Под альянсом (от франц. alliance - союз) понимается союз, объединение нескольких организаций, предприятий, лиц на договорной основе. Экономистов со студенческой скамьи учат, что экономия на масштабах, разделение расходов, проникновение на © ЭКО 2010 г.

новые рынки сбыта, восполнение пробелов в опыте или технологиях - все это конкурентные преимущества, которые предприятия могут получить от участия в альянсах. Формирование альянсов - одно из самых распространенных средств укрупнения и расширения бизнеса. Как экономические образования альянсы весьма подвижны, чем удобны для инвесторов и партнеров. В основном это касается альянсов, которые образуются на основе горизонтального межфирменного сотрудничества, а также взаимодействия между компаниями, занятыми в схожих сферах деятельности и имеющими взаимодополняющие технологии и опыт.

Считается, что создание альянсов способствует реализации экстенсивной международной стратегии компаний, обеспечивая единство управления экономическими системами, экономию на трансакционных издержках, а также повышение уровня доходности бизнеса и, как следствие, его стоимости. В результате компании достигают более высокой эффективности производства, возрастают их капитализация и инвестиционная привлекательность, а также потенциал инновационного развития.

Обычно выделяются следующие ключевые возможности альянсов, осваивающих внешние рынки:

- доступ к более широким рынкам капитала и рабочей силы (например, возможность пользоваться дешевыми кредитными ресурсами или привлекать лучших специалистов);

- выход на более широкие рынки сбыта, в частности те, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры, приспособленные к своеобразным коммерческим обычаям или традиционному менталитету;

- возможность разделения рисков проведения масштабных капиталоемких НИОКР, обмена технологиями для реализации прорывных научных разработок;

- сравнительно невысокие административные барьеры, снижение политических рисков.

В то же время необходимо отметить и отрицательные стороны чрезмерного увлечения строительством экономических «гигантов»: потеря реакции на нужды рынка; заметное ухудшение управляемости и возможный рост противоречий между компаниями, проблема гармонизации интересов участников процесса. Все эти «плюсы и минусы» заставляют менеджмент компании задуматься перед созданием альянсов.

Пример страны Восходящего солнца

Специалисты по экономике Японии могут привести такой пример активного строительства альянсов.

В 1990 г. была начата либерализация японского ТЭК, и стартовала реформа с сектора нефтепереработки. Как и во многих странах, либерализация, означавшая возможность свободного импорта готовых нефтепродуктов, нанесла сильный удар по местной нефтеперерабатывающей промышленности. В эпоху «дешевой нефти», благодаря привлекательным ценам, импорт только за один 1990-й год занял на внутреннем рынке страны Восходящего солнца значительную долю - 10%. Отмена ограничений на импорт готовых нефтепродуктов поставила компании нефтеперерабатывающей промышленности Японии перед угрозой банкротства, и участники рынка стали использовать все доступные средства для увеличения экономической эффективности.

Японские нефтепереработчики начали проводить корпоративную стратегию, направленную на укрупнение бизнеса. В конце 1990-х - начале 2000-х годов компании этого сектора были особенно активны в области слияний, а также формировали разнообразные альянсы, делая ставку на присущий отрасли положительный «эффект масштаба». В результате производственные мощности нефтепереработки не сократились, а организационная структура бизнеса претерпела существенные изменения.

Количество занятых в отрасли уменьшилось почти вдвое -с 36 тыс. человек на конец 1995 г. до 20 тыс. человек - на конец 2008 г. Техническая база сбыта продукции также была оптимизирована - если на конец 1993 г. в стране было около 600 терминалов для хранения нефтепродуктов, то на конец 2004 г. их насчитывалось около 1901. Острая конкуренция заставила операторов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) модернизировать производство и увеличивать пропускную способность оборудования. В результате японские НПЗ производят продукцию с большой долей добавленной стоимости (бензин, дизельное топливо, авиационный керосин), которая удовлетворяет спрос внутри страны и успешно экспортируется.

1 Petroleum industry in Japan 2008. Tokyo: PAJ, 2008. - С. 53.

По данным Нефтяной ассоциации Японии, в 2009 г. удельный вес импорта едва превышал 1%. Особенно большую долю японские компании отвоевали у зарубежных конкурентов в сегменте конечной продукции - авиа- и дизельного топлива, бензина. В свою очередь, экспорт нефтепродуктов из Японии с начала 2005 г. заметно вырос, во многом благодаря спросу со стороны прибрежных районов Китая. В 2008 г. Япония экспортировала 34 млн л нефтепродуктов, из которых 10,1 млн л (29,5%) авиационного керосина, 13,1 млн л (38,2%) - дизельного топлива, и 9,8 млн л (28,8%) - мазута. Эти продукты в основном направляются в Австралию, Китай, Республику Корею, Сингапур, США2.

Так в Японии формирование альянсов санировало нефтепереработку и изменило структуру внешней торговли нефтепродуктами, с пользой для национальной экономики.

Это пример только одной отрасли, а Япония накопила огромный опыт слияний: такая форма ведения бизнеса активно используется во всех сферах народного хозяйства - от пищевой промышленности до автомобилестроения и строительства оборудования для АЭС.

Что же при этом происходит с конкуренцией?

В альянсах с течением времени ликвидируются дублирующие производства, что способствует устранению конкуренции между их участниками. Ведь в классической экономической теории конкуренция - это экономическое соперничество хозяйствующих субъектов. Это означает, что все большее количество игроков выходит из экономического соревнования. К тому же объединившиеся компании выступают в поход против общих конкурентов.

Менеджмент новоиспеченного альянса маскирует сужение конкуренции с помощью так называемой «лингвистической косметики», создавая впечатление, что в результате альянса решаются некоторые неприятные для общества проблемы. Отход от принципов «дистиллированной» конкуренции

2 Petroleum industry in Japan 2009. Tokyo: PAJ, 2009. - С. 12.

обставляется участниками сделок слияний и поглощений как переход от периода «конкуренции» к периоду «сотрудничества».

Тут надо отметить, что на более зрелых этапах развития рынков доминируют альянсы, сориентированные непосредственно на совместную разработку новаторских продуктов (технологий) и их коммерциализацию. В более простых формах альянсы, как правило, носят производственный или маркетинговый характер.

Автомобильная промышленность - пожалуй, самая благодатная среда для возникновения альянсов. Только в последнее десятилетие сложились союзы «Рено - Ниссан», «Мерседес Бенц - Крайслер», «Пежо - Ситроен», те же две компании и «Мицубиси». На российском рынке работает альянс «Рено - Ниссан» и «АвтоВАЗ», формируется союз «Мерседес Бенц» и «КаМАЗ». А в декабре 2009 г. объявлено о создании еще одного суперальянса с участием немецкой компании «Фольксваген» и японской компании «Судзуки».

Говоря об альянсе «Рено - Ниссан», многие называют его самым успешным слиянием в автомобильной индустрии. Объединенные продажи альянса увеличились с 4989 тыс. в 1999 г. до 6090 тыс. в 2009 г. (и это без продаж «АвтоВАЗа»). При этом эффективность бизнеса значительно выросла за счет таких нововведений:

- создание Организации закупок «Рено - Ниссан». Это -самая большая организация альянса, ведущая закупочную деятельность от имени обеих компаний. Закупки через нее в настоящее время составляют 100% всех закупок альянса, по сравнению с 30% при ее создании в 2001 г.;

- переход на общие платформы и общие части (которые не видны клиенту, типа коробок передач или системы кондиционирования) в целях экономии за счет роста производства и сокращения издержек. Общие платформы, а именно, платформа В и платформа С, использованы более чем в 50% всех транспортных средств, проданных в мире альянсом «Рено - Ниссан» в 2009 г.

Однако альянсы в автомобильной промышленности все чаще дают крен исключительно в маркетинг. Нередко используется такой изощренный способ привлечения клиентов, как

бедж-инжиниринг, то есть переделка продукции путем перевешивания таблички производителя (беджа). Технологически все просто: небольшое изменение внешнего вида (решетки радиатора, капота и бамперов) и смена беджа компании. Такие несложные операции, как правило, сильно увеличивают цену продукта. В итоге тысячи долларов разницы за один и тот же, по сути, автомобиль распределяются между договорившимися компаниями. Следуя экономической логике, позволяющей с помощью несложных манипуляций с торговыми марками экономить технологические ресурсы, на рынок выходит все больше продуктов бедж-инжиниринга.

Конечно, никто из автопроизводителей не признается в том, что он обманывает потребителя, наоборот - компании говорят, что заботятся о покупателе, предлагая ему разнообразие, но и потребитель почему-то наотрез отказывается признавать, что бедж-инжиниринг - это всего-навсего коммерческий ход. Таким образом, в сознании потребителя продукты бедж-инжини-ринга находятся в состоянии конкуренции друг с другом.

Так мы можем наблюдать один из парадоксов: расширение взаимодействия компаний с одновременным ужесточением их конкуренции между собой.

Мина замедленного действия

Итак, факт, который вселяет в нас сдержанный оптимизм: конкуренция внутри альянсов все-таки существует.

Эффективно координировать работу альянсов - занятие весьма трудоемкое и требующее от менеджмента незаурядных дипломатических способностей. Как отмечает Карлос Гон, глава альянса «Рено - Ниссан», прославившийся антикризисным управлением японской компанией, в формировании альянсов главное - не только финансовый успех, а сохранение самобытности компании и самоуважения ее сотрудников. Сохранение баланса между извлечением максимально возможной прибыли, с одной стороны, и сохранением производственной самобытности, с другой - очень трудная, а зачастую рискованная задача3.

3 Стратегические альянсы / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - С. 171.

Отличительной особенностью успешных альянсов является потенциал для совместного развития. Это требует гибкости стратегий партнеров, создающих альянс. Карлос Гон считает, что ему удалось не только улучшить финансовое состояние компании «Ниссан», но и оставить ей свободу действий в производстве, построенную на лучших элементах японской национальной культуры. Здесь следует отметить некоторое лукавство Гона, потому что для вывода «Ниссана» из кризиса команде «варягов» пришлось сломать несколько традиционных для японского производителя систем:

- пожизненного найма рабочей силы;

- участия в уставном капитале партнеров (поставщиков, дилеров и т.д.), называемую «кэйрэцу».

Несмотря на то, что «Ниссан» в целом признателен Карло-су Гону за воплощение его плана спасения завода, полагаем, что дух соперничества во имя лидерства еще не покинул японского автопроизводителя. Об этом свидетельствуют последние модели, разработанные «Ниссаном», в том числе очень амбициозный проект возрождения машины под индексом «ДжиТиЭр», квинтэссенции японского спортивного автомобиля. Из самобытности и самоуважения, оставленных «Ниссану» французской командой, могут прорасти реваншистские настроения, особенно если опираться на славную историю японского автопрома и конкретно компании «Ниссан». В случае, если «Рено» будет почивать на лаврах и благодушно пользоваться плодами экономического подъема на предприятиях «Ниссана», раскол неминуемо постигнет этот альянс. Сам Гон согласен с тем, что партнер, который злоупотребляет своим положением «благодетеля», рано или поздно заплатит за это4.

Проблема осложняется тем, что аппетит «Рено» к приобретению конкурентов не пропал, и в 2008 г. французская компания приобрела 25% акций «АвтоВАЗа». Сейчас ситуация такова, что «Рено» не способна ни переварить этот обломок плановой экономики, переживший крушение Советов на два десятилетия, ни отторгнуть приобретенный актив. И сегодня «АвтоВАЗ» выглядит явной обузой для альянса «Рено - Ниссан», и на берегах Волги для альянса сейчас разыгрывается

4 Стратегические альянсы. - С. 171.

мини-Сталинград: от решения проблемы эффективности тольяттинского завода зависит не только судьба французских инвестиций в акции «АвтоВАЗа». Видится, что провал может вбить клин между «Рено» и «Ниссан».

Тем более что примеров неэффективного двустороннего сотрудничества масса, и если брать автомобильную индустрию, то особым разочарованием стал недавний «развод» «Мерседес Бенц» и «Крайслер». Говоря о причинах разлада, можно отметить, что в первую очередь чувство нереализованности в бизнесе явно мешало бывшим партнерам.

Современные условия экономического соперничества с созданием альянсов подрывают уникальные черты компаний и ставят под вопрос дальнейшее развитие конкуренции.

Внутри альянса конкуренция может вызревать достаточно долго. На первом этапе соперничество сводится к манипуляции ценами и брендами, влияние маркетинга на потребителя растет, и, что самое главное, действительно инновационные идеи в этом случае претворяются в жизнь крайне редко.

Активное сотрудничество компаний альянса, направленное на использование наиболее оптимальных средств и методов производства, с одновременным ужесточением конкуренции, приводит к так называемой конкурентной конвергенции (к такому положению дел, когда все отрасли компаний, входящих в альянс, масштабно соревнуются друг с другом по одним и тем же параметрам). Со временем компании настолько увлекаются копированием производственных и маркетинговых схем, снижением издержек и поиском новых партнеров, что их «дружба» заменяется беспощадной «гонкой» за операционной эффективностью.

Упрощенная модель такой конкуренции следующая: если одна из компаний предлагает продукцию, схожую по всем параметрам с продукцией другой компании, потребитель будет ориентироваться исключительно исходя из цены, а это неизбежно снижает цены и уничтожает прибыль. Быть лидером достаточно долго в такой конкуренции не получится. Экономисты отмечают, что конкуренция, основанная на погоне за операционной эффективностью, разрушительна для ее участников, и вместе с тем не дает никаких гарантий на превосходство одной из компаний.

Следующим этапом экономического соревнования внутри альянса видится преобразование успешного альянса в более крупное корпоративное образование либо распад альянса из-за обострения конкуренции. Таким образом, создание столь крупных образований - лишь один из периодов развития компаний.

Итак, конкуренция внутри альянса является фактором, воздействующим на успешность объединения. В некоторых случаях конкуренция может играть роль мины замедленного действия, обезвреживание которой - занятие, требующее исключительной точности и аккуратности.

СТАТИЛЛЮСТРАЦИЯ

Сальдо счета операций с капиталом платежного баланса России в 1999-2009 гг., млн дол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.