Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В ОПТИКЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА'

КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В ОПТИКЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ РЕЖИМ / КОНКУРЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузенова Элина Ризабековна

Согласно демографическим оценкам, в 2023 году доля пожилых людей в возрасте старше 65 лет в Российской Федерации превысила 26% [1]. Ориентир на повышение продолжительности жизни знаменуется как одна из первостепенных целей деятельности социальной политики. Социальное обслуживание представляет собой многофункциональный комплекс, обеспечивающий предоставление разноплановых социальных услуг для поддержания качества жизни определенных категорий населения. Подобное обозначение государственного социального сервиса столь широко распространено в научной практике, и по логике, мы должны перейти к рыночным практикам функционирования социального сервиса. И ведь действительно сложно обойти вниманием данный, уже успевший прочно закрепиться в научном поле ракурс, но скорректируем его и сосредоточимся на трансформационных изменениях организационной составляющей социального сервиса, направленного в адрес именно старшего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION IN THE FIELD OF SOCIAL SERVICES FOR SENIOR CITIZENS IN THE OPTICS OF THE INSTITUTIONAL REGIME

According to demographic estimates, in 2023 the share of elderly people over the age of 65 in the Russian Federation exceeded 26% [1]. The focus on increasing life expectancy is marked as one of the primary goals of social policy. Social services is a multifunctional complex that provides diverse social services to maintain the quality of life of certain categories of the population. Such a designation of the state social service is so widespread in scientific practice, and logically, we should move on to market practices of social service functioning. And yes, it is really difficult to ignore this angle, which is firmly entrenched in the scientific field, but we will correct it and focus on the transformational changes in the organizational component of the social service aimed at the older generation.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН В ОПТИКЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА»

Конкуренция в сфере социального обслуживания пожилых граждан в оптике

институционального режима

Competition in the field of social services for senior citizens in the optics of the institutional

regime

Кузенова Элина Ризабековна

Магистр 2 курса

Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, Санкт-Петербург E-mail: st069649@student.spbu.ru

Kuzenova Elina Rizabekovna

2nd year Master's degree St. Petersburg State University Russia, Saint Petersburg E-mail: st069649@student.spbu.ru

Аннотация.

Согласно демографическим оценкам, в 2023 году доля пожилых людей в возрасте старше 65 лет в Российской Федерации превысила 26% [1]. Ориентир на повышение продолжительности жизни знаменуется как одна из первостепенных целей деятельности социальной политики.

Социальное обслуживание представляет собой многофункциональный комплекс, обеспечивающий предоставление разноплановых социальных услуг для поддержания качества жизни определенных категорий населения. Подобное обозначение государственного социального сервиса столь широко распространено в научной практике, и по логике, мы должны перейти к рыночным практикам функционирования социального сервиса. И ведь действительно сложно обойти вниманием данный, уже успевший прочно закрепиться в научном поле ракурс, но скорректируем его и сосредоточимся на трансформационных изменениях организационной составляющей социального сервиса, направленного в адрес именно старшего поколения.

Annotation.

According to demographic estimates, in 2023 the share of elderly people over the age of 65 in the Russian Federation exceeded 26% [1]. The focus on increasing life expectancy is marked as one of the primary goals of social policy. Social services is a multifunctional complex that provides diverse social services to maintain the quality of life of certain categories of the population. Such a designation of the state social service is so widespread in scientific practice, and logically, we should move on to market practices of social service functioning. And yes, it is really difficult to ignore this angle, which is firmly entrenched in the scientific field, but we will correct it and focus on the transformational changes in the organizational component of the social service aimed at the older generation.

Ключевые слова: социальное обслуживание, неолиберализм, инфраструктурный режим, конкуренция, социальные услуги.

Key words: social services, neoliberalism, infrastructure regime, competition, social services.

Демографические процессы, происходящие в развитых странах мира, в том числе и в Российской Федерации, претерпевают рост удельного веса лиц пожилого и старческого возраста. Реагирование на актуальную проблематику сосредотачивается на сегменте социального ухода, масштаб институциональных изменений которого сопровождается междисциплинарными коррективами. Траектории развития социальной политики ориентируются на экономические императивы, подводящие к феномену неолиберализма как некоего образа метафизического зла, распростершего крылья над всем человечеством и ведущего его от одной катастрофы к другой [2]. Изменчивость внешних обстоятельств возделывает своеобразный шлейф практик, влияющих на сценарии развития социальной политики. Условия социального обслуживания разграничивают множественность социально-пространственных отношений между людьми, но также и функциональные параметры социального сервиса. Постоянно мелькающий в исследованиях неолиберальный облик социального сервиса закрепился как симптом нескончаемых трансформируемых процессов. Логика функционирования модели российского социального сервиса нацелена на каталогизирование и упорядочение схем осуществления

практических целей. Однако неолиберальные веяния отражаются на контексте упорядочивания модели оказания социальных услуг в виде неупорядоченных очертаний конкурентообразующих практик, отличающихся как дисфункциональным характером, так и обеспечивающих поддержание функционирования института социального обслуживания.

В качестве описательной модели для раскрытия специфики воздействия инфраструктурной среды на социальные практики сосредоточимся на конструктивистской концепции. Социальная среда как проекция физической среды сосредоточена в исследовательском ракурсе Пьера Бурдье, ориентирующегося на соотнесении плоскостей социальных реальностей к физическому миру. И если следовать аргументу, что "физическое пространство - есть социальная структура в объективированом состоянии" [3], то социальный сервис отчетливо представляется пространством локализации форм социальных взаимодействий, привязанных к конкретной физической среде и распределяющих позиции присвоения и распределения ресурсов.

Если брать оптику практических исследований, то примечательны зафиксированные Кавеевым Т.Н. тактики взаимодействий государства и населения через атрибутивные ресурсы [4]. Продемонстрированный в исследовании К.А. Галкина характер выстраиваемых взаимоотношений институциональной среды с пожилыми людьми облачен в тесные формы работы, обусловленные круглосуточным пребыванием в стационарном учреждении с оказанием сопутствующих видов медико-социальных услуг [5]. Диссертация О.А. Парфеновой приоткрыла завесу внутренних практик функционирования социального сервиса как надомного формата обслуживания, так и полустационарного [6]. Государственный социальный сервис в приведенных исследованиях представлен как многокомпонентный аппарат, задающий институциональный контекст распределения символических ресурсов в физическом пространстве.

Сосредоточение на конструктивистской модели осмысления условий возникновений и способов осуществления социальных объектов и субъектов вызывает неподдельный исследовательский интерес к изучению практик производства ситуативных интеракций участниками государственного социального сервиса. В качестве ключевого тезиса авторского материала выступает версия о том, что организационные издержки в работе социального сервиса связаны со спецификой функционирования и организации инфраструктурного режима. Отталкиваясь от концептуализации тотальности института Ирвинга Гоффмана [7], а также от конструктивистской логики Пьера Бурдье некоторые отделения социального обслуживания будут рассмотрены как комплекс действий и символов, задающих пространственно-временные смысловые конструкции функционирования социального сервиса. Авторское исследование носит характер этнографической зарисовки, раскрывающей практики организационной логики государственного социального сервиса

Методология

Эмпирической базой послужило полевое исследование, проведенное в Санкт-Петербурге в одном из отделений государственного социального сервиса, деятельность которого направлена на пожилых людей. В Санкт-Петербурге данная институция именуется как Комплексный центр социального обслуживания населения (далее- КЦСОН). Исследование обращается к этнографическим аспектам, а именно участие в непосредственной работе конкретного отделения КЦСОНа. В ходе включенного наблюдения проводились описания деятельности и тематические разговоры специалистов, происходящие в рамках профессиональных интеракций. Для фиксации наблюдений использовался полевой дневник, его содержимое включает порядка 30 записей различных неформальных ситуаций, в которых отражались практики и интерпретации социального обслуживания. Полевая работа сопряжена с непосредственным участием автора в работе одного из отделений КЦСОНа как специалиста по социальной работе. По договоренности с сотрудниками и с целью этических соображений должности информантов анонимизированы, как и наименование отделений, где проводилось исследование.

Этнографические заметки велись с марта по июнь 2023 года. Исследование включало короткие тематические разговоры, содержание которых не записывалось на технические средства, но отражалось в полевом дневнике.

Контекст

Структурный характер социального обслуживания населения сосредотачивает свою деятельность на оказании услуг гражданам в разновременных промежутках для улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [8] Услуги распределяются в соответствии с формами социального обслуживания, которые включают надомную, полустационарную и стационарную [8]. Деятельность отделений полустационарного обслуживания сосредоточена на пожилых людей, не испытывающих проблем с самообслуживанием и ведущих социально-активный образ жизни. В Петербурге данное направление услуг оказывают отделения дневного пребывания, социально-досуговое и социально-реабилитационное отделения, расположенные в каждом районе города.

Институциональные условия функционирования отделений выстраивают координаты для менеджералистского переустройства организационной оптики с последующим переосмыслением и выстраиванием тактик адаптации к новым условиям. Устремленность к показателям эффективности оформляется в показателях выполнения госзаданий. Цинично отмеченное Мамедовым протаскивание "троянского коня" в лице макроэкономического планирования в пространство рынка [9] иллюстрирует логику развития социального обслуживания. Эгоцентричность менеджералисткого управления можно рассматривать как форму рефлексии над контекстом патерналистски обустроенной модели социального обслуживания. Бюрократический аппарат подчиняет рыночной логике всех участников процесса социального обслуживания, подвергая организационную культуру отделений к соперническим стратегиям. Исследование преследует цель обозначить специфику институционализированных условий функционирования социального сервиса, воздействующих на воспроизведение конкурентных практик некоторых отделений.

Кейс 1. "Чуть ли не на входе приходится выхватывать получателя"

Практическое опривычивание взаимодействий каталогизирует и упорядочивает опыт для поддержания и осуществления практических целей. Так одним из стартовых элементов экспозиции атрибутивных средств организации физической среды социального обслуживания является само внутреннее убранство отделений. Символическое оформление пространства структурирует логику практических паттернов и регулирует палитру взаимодействий между акторами. В качестве концептуальной рамки уместно рассматривать пространство центра с фокуса физического и социального пространства.

На входе в отделение простой обыватель, впервые оказавшийся здесь, сталкивается с ситуацией неопределенности. Описываемое учреждение занимает практически полностью весь 1 этаж жилого дома и состоит из 3 отделений. При входе конкретизация пространственного расположения в виде надписей или указателей отсутствует, ее заменяет фигура в лице вахтера, ведущего учет пришедших/ ушедших и консультирующего по вопросам местонахождения конкретных отделений. Исходя из практического опыта могу сказать, что такое инфраструктурное раздвоение закрепилось не только в исследуемом районе Санкт-Петербурга, но и в некоторых других. Неупорядоченно оформленные указания на отделения задают конкурентообразующий контекст между отделениями. Пример с символически оформленной неопределенностью для пожилого человека, который может стать потенциальным получателем, представляется в интеракциях сотрудников как ситуация возможного привлечения получателя:

"Чуть ли не на входе приходится выжидать потенциального получателя,чтобы другое отделение не перехватило" (информант 1)

Для вахтера наименование отделения служит указателем расположения, для сотрудников отделений каждого новопришедшего пожилого человека важно скорее перехватить для скорейшего оказания консультации и демонстрации своего же отделения. Важно отметить, что данная ситуация "перехвата" действительна в случае отсутствия у пожилого человека четкого понимания конкретики деятельности отделения. В таком случае сценарий оформления в то отделение, куда человека сопроводили и показали достоинства посещения, наиболее ожидаемый, поскольку пожилой человек уже познакомился со специалистами, оценил оснащенность отделения. Инфраструктурная среда переформатирует действия сотрудников как выжидающие и более сосредоточенные на потенциальном становлении пожилых людей именно их клиентами.

Кейс 2. Привязка услуг к ценам

"Либеральная установка на то, что успеха добиваются наиболее старательные" [10] особо отличает режим работы полустационарных отделений социального сервиса. Уклон данных отделений в социально-досуговую направленность ставит задачи интенсивного воспроизводства и предложения услуг, инициирование которых поручается специалистам. Количественный уклон является главенствующим подтверждением превосходства в социальной сфере. Рыночный механизм представляет относительность свободы, но ограничивает регламентированными направлениями деятельности.

Рыночная свобода вытесняет неэффективные инструменты, в фокусе социального сервиса этими инструментами как раз-таки приходятся услуги. Следование бизнес-стратегиям оказывается воплощенным в конкурентной гонке за получателями. Здесь КЦСОН поддерживает инициативность специалистов, однако создавает количественные барьеры. Так стратегии организации и предложения социальных услуг создают ограничения в безвозмездной политике обслуживания старшего поколения. Этому сопутствует трансформированию социального обслуживания, в качестве приоритетных задач которого выступают отказ от государственной монополии в производстве и финансирования услуг [11] И поэтому с целью количественного выигрыша специалисты отделения предлагают направления занятий с расчетом на платежеспособность получателей и выгодность тарифов услуг.

Так, для понимания картины, в полустационарной форме обслуживания услуга именуемая как "Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга)" в тарифном плане социального обслуживания населения Санкт-Петербурга оценивается в 1412 рублей 97 копеек, а услуга "Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом" составляет 40 рублей 28 копеек [12]. Соответственно, выбор отделением наиболее выгодного по тарифному плану направления услуг очевиден. Выдвижение жестких рамок по тарифам и условиям возмещения КЦСОНу как поставщику социальных услуг активизирует отделения еще на более конкурентоспособный режим работы. Отделения сосредотачиваются на ценовом выигрыше от услуг, оставляя за собой право комбинировать виды услуг, определять их количество, учитывать материальное положение получателей и предлагать им наиболее выгодные услуги.

"Нужно создавать новое, причем услуги, которые эквиваленты стоимости. Отделение выживает на дорогих услугах" (информант 2)

"Допустим, прошло мероприятие к празднику какому-то, и в отчете фиксируются 2 услуги за каждого человека, кто был на мероприятии- услуга как формирование позитивных интересов и проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом. Это выгодно для отделения, поэтому в процессе миксуемразные виды" (информант 1)

Отделения определяют самостоятельно направления деятельности, подстраиваясь к утвержденному перечню социальных услуг, утвержденному в Законе Санкт-Петербурга О социальном обслуживании [13] . Исходя из практического опыта, можно сказать, что ассортимент услуг полустационарных отделений подчинен

логике механизмов потребления, которые уже апробированы временем и практикой и пользуются спросом длительный промежуток времени. Поэтому нет ничего удивительного в том, что услуги большинства отделений социального сервиса схожи. В то же время непозволительной чертой считается отсутствие нововведенных направлений деятельности, которые хоть и схожи со старыми направлениями, но все же демонстрируют черты новшества.

"Это важно развивать что-то новое, перспективное направление всегда бонус отделению" (информант 1)

Нововведения в оказываемых услугах во многом зависят от возможностей и потенциала специалистов, разрабатывающих собственные программы занятий. Но также во многом определяются зависимостью от тарифных размеров.

Кейс 3. Общее и частное

Социальный сервис как тотальный институт структурирует организационную составляющую и при планировке процесса деятельности распределяет пространственную локализацию деятельности отделений, вводя в эксплуатацию кабинеты, актовые залы, спортивные залы, хозяйственные помещения. Однако изначально заданный административными отделениями план размещения и применения тех или иных помещений очень отдаленно учитывает их оснащенность, размер занимаемой площади, количество одновременно занимающихся. Отделения самостоятельно определяют назначения выделяемых для них кабинетов с учетом инструментариев, применяемых для занятий- технические средства, аудиовизуальные приборы, спортивные тренажеры и так далее. К яркому примеру организационных издержек относится процесс оформления и приобретения расходного материала, занимающего первостепенное положение в направлениях деятельности полустационарных отделений. Алгоритм оформления запросов для приобретения расходных материалов или инвентаря для занятий включает в себя: составление подробно расписанного перечня нужных для проведения занятий товаров. Заявка на расходные материалы отправляется в административный аппарат, где рассматривается, корректируется или уклончиво комментируется как "пока не выполнимый по причине отсутствия возможности приобретения" (запись из дневника). Закупка расходных материалов или специального оборудования в виде спортивного инвентаря характеризуется специалистами как процесс, не имеющий временных сроков выполнения, что служит дополнительным основанием ограниченности материальных ресурсов отделений.

Адаптационные меры к распределению времени и обустройства пространства сосредотачивают усилия сотрудников на интеракциях зонирования и распределения имеющихся ресурсов. Еще больше организационной неупорядоченности придают рассогласованность в ожидаемых действиях. Бросаются в глаза деление физического пространства и практики использования спортивного инвентаря. Так одна из заметок служит описанием распределения ресурсов:

"Опять они (псу другого отделения) пользовались нашими мячами, палками. Они же изнашиваются, а кто это учитывает? Да никто" (информант 3)

Используемый одним отделением инвентарь другого можно аргументировать общностью пространства, где проводятся занятия. Но обособление отделений опосредовано имущественным аргументом, указывающего на покупку специалистом инвентаря для своего отделения:

"Вот, брали же, не так коврики лежат, я же это за свои деньги покупала, а они пользуются" (информант 3)

Наблюдаемые проявления неформальных экономических практик вовлекают специалистов в компенсаторные тактики дефицитных материалов. Условия ограниченности материальной диктуют дополнительные практики закупок принадлежностей для занятий, перекладываемые на плечи и кошельки

специалистов. Для конкретизации разграничения имущества специалист на стеллаж, где размещен спортинвентарь, приклеила указательную надпись. Подобного рода проявления символического присвоения и отвоевывания имущества приводят нас к следующему кейсу.

Кейс 4. Они- чужие

Социальный сервис как площадка реализации социальных взаимодействий выстраивает многие примечательные символические качества, определяя акторов не только как агентов и потребителей сервиса, но и как носителей определенных ролей и статусов [14] Различение установок также становится атрибутивной чертой физического пространства, транслирующего концентрацию и сосредоточение сил за распределение ресурсов.

2 отделения, сталкивающихся в практиках противоборства, выстраивают нарративы собственного знания о другом отделении. Посредством наложения имеющейся у 1 отделения информационной составляющей на другое и наоборот совершается контекстуально верифицируемая интерпретация, определяющая процессы транслирования и воспроизведения конструктов касаемо "своего" и "не своего" отделения. Наличие общих мест для проведения занятий спонтанно и вынужденно сталкивает получателей отделений, выстраивая событийные сюжеты поиска нужного места для занятия и соотношения окружения как представителей своего отделения с последующими шаблонными конструктами о другом отделении, чаще всего выражаемые с негативным подтекстом в адрес "не своих". Демаркационные линии организационных взаимодействий определяются "совокупностью действий отдельных акторов в определенного рода микроситуациях" [15]

Инфраструктурный режим благоприятствует конструированию дискурсивных практик, распространяющихся как на специалистов, так и на получателей отделений. Показателен пример неравномерного соотношения количества и качества на проводимых занятиях в условиях несоразмерной по масштабам инфраструктурной оснащенности.

"У них на спортивном занятии в маленьком тесном помещении 30 человек, это как рой пчелиный, так нельзя" (информант 4)

В одном из документов изучаемого отделения, именуемого как Правила внутреннего распорядка, не указано количество лиц, максимально допустимого в помещениях, что потенциально позволяет привлекать на занятие как можно большее количество человек. Это условие соответствует количественной логике функциональности отделений, но не учитывает качество проведения и результативность занятий для получателей услуг. Это служит дополнительным аргументом сосредоточенности деятельности социального сервиса на количественных показателях.

"От них (другого отделения) же раздается в адрес своих псу, что у нас все платное. Это при условии, что они знают нашу программу, и она мало чем отличается от их."

Условия дифференциации получателей ориентируются на специфику направленности отделения. Образ "другого" создается под влиянием инфраструктурной среды, воспроизводящей и подчеркивающей сравнительные условия разницы, перетекающие в языковые средства распознавания и оценки физической среды.

Подобные дискриминационные установки выступают своеобразной проекцией на шероховатости инфраструктурного режима, и в то же время позволяют осуществлять самоидентификацию получателем услуг. По документационным нормативам программа получателя услуг действует 3 года, договор с отделением действует 1 год. По истечении года получатель может продлить договор и продолжать посещать то отделение, где был или же выбрать иное. Демонстрация преимуществ своим отделением оказывается влиянием факторов внешнего агента, которая может способствовать приспособлению в рамках определенных порядков и норм [16], так и предсказывать поведение акторов на рынке.

"Через год придут к нам те же, которых мы знаем, нам же проще работать. Это гарантия стабильности численной, прибавка в виде проверенных, так сказать, лиц" (информант 2)

Кейс 5. Объединение ради цифр

Конкуренция комбинирует проявление механизмов различия, но в то же время выстраивает механизмы взаимодействия конкурентов как определяющий принцип результативности работы. За кристаллизованной по документам упорядоченностью скрывается мобилизация ресурсов отделений, степень отлаженности которых определяет оснащенность самовоспроизводящихся практик.

Свидетельством ситуационных вариабельностей интеракций становятся практики взаимовыгодного сотрудничества. Так, например, время года существенно отражается на функционировании большинства государственных учреждений, в том числе отражаясь на специфике работы сектора социального обслуживания.

"Летом особенно из получателей никого нет, а автобус оформлен на экскурсию и чего? Не отменять же, услуги потеряем, автобус бесплатный. Договариваемся с соседним отделением и выкручиваемся- и автобус заполнен, и пустые места закрыты" (информант 5)

Полустационарные отделения испытывают дефицит получателей социальных услуг, вызванный календарными причинами и сопутствующими с ними факторами- отъезды на дачу, на море, за город- т.е. покидание города и временное оставление площадки КЦСОНа на определенный временной промежуток, чаще всего на период несколько летних месяцев и начальные даты осени. Для решения проблемы количественной нехватки специалисты отделений согласуют совместное мероприятие для 2 отделений и заполняют пустующие места как на невыездных мероприятиях, например в зале на мероприятии либо на экскурсиях. Подобные маневры позволяют сбавить конкурирующий фон между отделениями для достижения более высоких количественных показателей в отчетных документациях. Ценностные содержания коммуникаций между сотрудниками социального сервиса проецируют переменчивую поддержку, обусловленную соображениями личной выгоды.

Вместо заключения

Социальное обслуживание выстраивает среду контекстуального закрепления событийных процессов, воздействующих и воссоздающих элементы конкурентоспособной системы. Как показало исследование, сервисные взаимодействия оформляют поле борьбы за ресурсы. Локальные конкурентные практики определяют сценарии потребительских и сервисных тактик, определяющих усложнение структурно-содержательных характеристик сегмента социального обслуживания. Плацдарм благих идеалов об обеспечении комфортной активной старости зиждется на монетарных воплощениях, хорошо прослеживаемых на уровне работы некоторых отделений. Сосредоточенный на экономических императивах ракурс социальной политики наделяет участников социального сервиса ролью рыночных игроков, в условиях ограниченности ресурсов применяющих конкурентно-приспособительные ходы для распределения своих ресурсов и обеспечения запросов.

Список используемой литературы:

1. Численность населения Российской Федерации:Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13877.

2. Капелюшников Р.И. Приключения неолиберализма. Философско-литературный журнал «Логос». 2022. №4, С. 1-50.

3. Бурдье П. Экономическая антропология: курс лекций в Коллеж де Франс (1992-1993). М.: Дело,

2019.

4. Кавеев, Т. Н. Социальное и физическое пространство оказания государственных услуг. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 6. С. 232-237.

5. Галкин К. А. Сборки старения в различных средах: применение материальной оптики. Социологическое обозрение. 2021. № 3. С. 244-260.

6. Парфенова О. А. Забота о пожилых гражданах в государственных социальных сервисах: дис. канд. соц. наук : 22.00.04 / Парфенова Оксана Анатольевна; С.-Петерб, 2017. 167 с.

7. Goffman E. (1968). Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. New Brunswick: Aldine.

8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». № 442-ФЗ от 28.12.2013.

9. Мамедов О.Ю. «Троянский конь» директивности. Terra Economicus. 2016. № 2. С. 6-25.

10. Культурная индустрия: просвещение как способ обмана масс/ Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор.-М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.- 104 с. с.35

11. Климова С.Г. Смыслы и практики разгосударствления социальных услуг // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 48—56.

12. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 15.12.2022 № 3033-р "Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге, на 2023 год": [электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2022/12/16/127R KSP 3033-р 15.12.2022 tarifi 23.pdf.

13. Закон Санкт-Петербурга О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге от 26.12.2014 № 717-135 : [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://csridi.ru/sites/default/files/images/3. zakon sankt-peterburga ot 26 12 2014 n 717-135 red ot 25 10 22.pdf .

14. Фокина О. А. Современное сервисное пространство и его конструирование: теоретический аспект. Logos et Praxis. 2016. № 4. С. 81-88.

15. Collins R. On the Microfoundation of Macrosociology // The American Journal of Sociology. 1981б. Vol.

86. No. 5

16. Тарануха Ю. В. Микроконкуренция: содержание и механизм действия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2017. № 2. С. 188-213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.