мы газификации юга Сибири / / Второй Сибирский энергетический конгресс. Новосибирск, апр. 2007 г.
3 Макконнелл K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.: пер. с англ. 11-го изд. М., 1992. Т. 2.
4 Антонов В.Г. Условия реализации инвестиционных газовых проектов в восточных регионах России // Социально-экономические проблемы региона: материалы регион. науч.-практ. конф., г. Иркутск, апр. 2004 г. Иркутск, 2004. С. 9—11.
5 Проект программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. М., 2007.
6 Антонов В.Г. Ценовая дискриминация как метод формирования цен на газ в изолированных от ЕСГ системах газоснабжения // Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55). С. 67-70.
УДК 339.13:620.9 A.B. МЕРКУЛОВ
ББК 65.291.808 аспирант Иркутского государственного
технического университета e-mail: [email protected]
КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ СЕТЕВЫХ УСЛУГ КАК МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТНОГО НЕБАЛАНСА НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Оптовый рынок электроэнергии в России функционирует по новым правилам уже два года. Однако электрическая энергия как товар имеет ряд специфических особенностей: процесс ее производства, транспортировки и потребления происходит практически мгновенно; невозможно определить происхождение электроэнергии, поставляемой производителем и забираемой потребителем из единой электрической сети, и т.д.
Это обусловливает сложность расчета финансовых обязательств между участниками рынка, а также приводит к формированию стоимостного небаланса, который имеет существенные негативные последствия. В статье показана возможность снижения образующегося на рынке стоимостного небаланса при помощи организации рынка услуги по передаче электрической энергии в момент запирания контролируемого сечения.
Ключевые слова: оптовый рынок электрической энергии, стоимостной небаланс, конкурентный отбор, услуги по передаче электрической энергии.
В июле 2008 г. в результате проводимого в нашей стране реформирования электроэнергетики ОАО «РАО "ЕЭС России"» прекратило свое существование в качестве вертикально интегрированной компании. Государственная монополия была разделена по видам деятельности с обособлением ряда сегментов, оставшихся монопольными. Таким образом, была сформирована не только полноценная конкурентная среда для новых оптового и розничного рынков электроэнергии, но и все необходимые элементы рыночной инфраструктуры в лице системного оператора — ОАО «СО ЦДУ-ЕЭС» и администратора торговой системы — НП «АТС».
Создание оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) является основной идеей либерализации отрасли. В настоящий момент на ОРЭ в России по конкурентным ценам оборачивается порядка 20% всей производимой электрической энергии, и несмотря на то что полную либерализацию рынка планируется осуществить только к 2011 г., все рыночные взаимоотношения между его участниками уже сформированы1. За два последних года функционирования ОРЭ вполне обыденным явлением стало возникновение стоимостного небаланса, т.е. различия между суммарными финансовыми обязательствами потребителей и производителей электроэнергии.
© А.В. Меркулов, 2008
Согласно Перечню определений и принятых сокращений, стоимостной небаланс — это «совокупное превышение стоимости купленной электроэнергии над стоимостью проданной при проведении конкурентного отбора ценовых заявок»2. По окончании отчетного периода (месяца) он распределяется между всеми субъектами ценовой зоны пропорционально их месячному объему производства или потребления. Фактически это один из провалов рынка, который имеет огромные негативные последствия.
Небаланс образуется по ряду причин, одной из которых является несоответствие требований поставщиков электроэнергии обязательствам ее потребителей при запирании контролируемого сечения электрической сети.
Конкурентный отбор поставщиков и потребителей на ОРЭ осуществляется таким образом, чтобы равновесные цены во всех узлах расчетной модели отличались на стоимость нагрузочных потерь, которые выражают переменные издержки сетевой орга-низации3. Но в отдельные моменты на рынке
возникают ситуации, когда разница в ценах определяется системными ограничениями.
Системные ограничения — это предельно допустимые значения технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, которые включают целый ряд ограничений, в том числе сете-вые4. Сетевые ограничения, в свою очередь, характеризуются:
- максимально допустимым перетоком активной мощности по контролируемым сечениям электрической сети;
- допустимыми токовыми нагрузками электросетевого оборудования (по линиям электропередачи и трансформаторам подстанций);
- допустимыми уровнями напряжения в узлах расчетной схемы.
Может возникнуть ситуация, когда в одном регионе имеется избыточное количество дешевой электрической энергии, а в другом существует ее дефицит, вызванный высокими ценами. В этом случае будет иметь место интенсивный переток электроэнергии между данными регионами из избыточного
Пропускная способность — 100 МВт ■ ч
Разделение региона на изолированные ценовые зоны вследствие введения сетевых ограничений
района в дефицитный. Это будет обусловлено тем, что при конкурентном отборе в первую очередь подгружаются более дешевые станции.
Если пропускной способности линии недостаточно, чтобы удовлетворить весь спрос, происходит перегрузка линии, и системный оператор вынужден вводить ограничения на переток электрической энергии, причем для удовлетворения спроса в дефицитном регионе он загружает более дорогую генерацию. Явление перегрузки электрической сети также называют запиранием сечения на линии.
Запертый переток делит рынок на две изолированные зоны, в каждой из которых происходит индивидуальный конкурентный отбор ценовых заявок. Следовательно,
устанавливается своя маржинальная цена электроэнергии, соответствующая цене
электроэнергии, произведенной самым
дорогим генератором, которая оказалась востребованной.
Предположим, что стоимость электро-
энергии, отпущенной генератором А, составляет 10 р. / МВт • ч, генератором В — 100 р. / МВт • ч, а переток между первой и второй зонами ограничен величиной в 100 МВт • ч (рис.).
Если совокупный спрос в регионе с дорогой генерацией больше максимально возможного объема передачи электрической энергии, то загрузка станции в избыточном регионе будет равна величине спроса потребителя А плюс количество переданной электроэнергии. Соответственно загрузка генератора В будет равна совокупному потреблению региона за вычетом электроэнергии, переданной генератором А.
Для удобства расчетов примем в качестве нулевых значения нагрузочных потерь на транспортировку электрической энергии. Это допущение позволит определить ее цену для всех потребителей равной цене энергии, произведенной генератором данной зоны. Тогда цена электроэнергии в первой зоне по итогам конкурентного отбора ценовых заявок окажется на уровне 10 р., а во второй будет равна 100 р.
Суммарная выручка от продажи выработанной генераторами энергии В рассчитывается так:
I Г* >
_
где Вген, Ввен — выручка от продажи электроэнергии, произведенной соответственно генераторами А и В, р.; , — количес-
тво электроэнергии, отпущенной соответственно генераторами А и В, МВт • ч; Рзона , Рзона я — цена электроэнергии соответственно в первой и второй зонах, р./МВт • ч.
В = 300 • 10 + 200 • 100 = 23 000 р.
Размер общей платы потребителей за электроэнергию D определяется так:
■
.
. » / п _|_\/ О л
“V г /Р"7
где — размер
платы за электроэнергию соответственно потребителей А, В, С и D, р.; У£,тр, УВотр,
— количество электроэнергии, купленной соответственно потребителями А, В, С и D, МВт • ч.
D = 200 • 10 + 50 • 100 + 100 • 100 +
+ 150 • 100 = 32 000 р.
Получается, что суммарная выручка производителей электроэнергии на 9 тыс. р. меньше той суммы, которую заплатили потребители. Эта величина является стоимостным небалансом рынка. 100 МВт • ч электроэнергии, выработанной генератором А, было передано во вторую зону по 10 р., тогда как потребители, находящиеся в этой зоне, заплатили за электроэнергию по 100 р.
По окончании отчетного периода данный небаланс распределяется согласно следующей формуле5:
.
|
где Y¡ — доля стоимостного небаланса /'-го субъекта, р.; Q — величина стоимостного небаланса рынка, р.; У{.уб — объем генерации/потребления /-го субъекта, МВт • ч;
— суммарный объем всей произведенной и потребленной электроэнергии на рынке, МВт • ч.
Тогда суммарный небаланс для потребителей В, С и D Yв, с, D будет равен
■
________
(Vе +УС +У° )
__^ V потр потр потр
у
I
YB, с, D = 9 000(50 + 100 + 150) / 1 000 = = 9 000 • 0,3 = 2 700 р.
В рассматриваемом случае переплатившие потребители вернут лишь треть своих средств, оставшаяся сумма распределится между остальными участниками рынка. Причем доля небаланса, возвращенного потребителям, может быть еще меньше по целому ряду причин, таких как наличие большого числа субъектов в избыточной зоне или их значительное потребление или производство. Может также существенно отличаться месячное отношение произведенных или потребленных субъектами объемов электроэнергии к суммарному объему аналогичной величины, которая была зафиксирована в момент запирания сечения.
Стоимостной небаланс и механизм его распределения не только искажают финансовые потоки между участниками рынка, но и делают его непрозрачным для субъектов, которые не имеют точных данных о причинах возникновения небаланса. Кроме того, вероятность формирования отрицательного небаланса и отсутствие возможности определить его величину увеличивают риски ведения деятельности на оптовом рынке. Абсолютно очевидно, что для повышения прозрачности и корректности работы рынка администратор торговой системы должен стремиться максимально уменьшать небаланс.
В рассмотренном случае небаланс образуется из-за того, что потребители из второй зоны оплатили электроэнергию, произведенную генератором А, по цене, сложившейся в их регионе. Поэтому на величину небаланса необходимо уменьшать финансовые обязательства именно потребителей В, С и D, а не всех субъектов. Для этого нужно при финансовых расчетах учитывать то, что количество переданной электрической энер-
гии из первой зоны должно оплачиваться по цене генератора А с учетом потерь при транспортировке электрической энергии во вторую зону. Тогда потребители из второй зоны оплатят 100 МВт перетока по 10 р., и небаланс будет равен нулю.
Каждый из потребителей захочет воспользоваться электрической энергией, переданной именно из первой зоны, так как она дешевле выработанной генератором В. Возникает не что иное, как конкуренция спроса на услугу по передаче электрической энергии.
Итак, стоимостной небаланс, образующийся в результате запирания контролируемого сечения, представляет собой денежные средства, которые были получены от потребителей из дефицитного региона.
Однако распределены эти средства будут среди всех участников ОРЭ, включая субъектов генерации и субъектов экспорта/импорта. Очевидно, что такой механизм является антирыночным и снижает эффективность конкурентных отношений.
Предложенная мера в виде организации рынка услуги по передаче электрической энергии во время запирания контролируемого сечения позволит уменьшить (если не исключить) образующийся стоимостной небаланс и тем самым снизить его негативное воздействие на ОРЭ.
Примечания
1 О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода: постановление Правительства Российской Федерации от 24 окт. 2003 г. № 643 // Российская бизнес-газета. 2003. 4 нояб.
2 Перечень определений и принятых сокращений: прил. № 17 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка // http://www.np-ats.ru.
3 Регламент проведения конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед: прил. № 7 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка // Там же.
4 Перечень определений и принятых сокращений: прил. № 17 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка.
5 Регламент проведения конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед: прил. № 7 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка.