Научная статья на тему 'Конкуренция в медицине как эффективный инструмент качественного изменения отрасли здравоохранения'

Конкуренция в медицине как эффективный инструмент качественного изменения отрасли здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
маркетинговые коммуникации между врачом и пациентом / конкуренция в здравоохранении / конкурентоспособность медицинского учреждения / рынок частных и государственных медицинских услуг / marketing communications between a doctor and a patient / competition in healthcare / competitiveness of a medical institution / the market of private and public medical services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубарева Наталья Николаевна

В статье проведен анализ ключевых показателей российской системы здравоохранения и их динамики. Сделан вывод, что создание условий конкуренции в системе здравоохранения, запуск механизмов цивилизованного соперничества между лечебными учреждениями, врачами, – задачи, без осмысливания и решения которых невозможны качественные изменения при теперешнем состоянии отечественного здравоохранения. В настоящее время вполне очевидно, что формирование условий для развития конкурентной среды в медицине, управление конкурентоспособностью медицинских учреждений и врачебных практик можно считать эффективным инструментом на пути качественного изменения производственных отношений в самой отрасли здравоохранения и, самое главное, абсолютно необходимым условием формирования современных маркетинговых отношений между пациентом и врачом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубарева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition in Medicine as an Effective Tool for Qualitative Changes in the Healthcare Industry

The article analyzes the key indicators of the Russian healthcare system and their dynamics and concludes that the creation of competitive conditions in the healthcare system, the launch of mechanisms of civilized rivalry between medical institutions, doctors, are tasks without understanding and solving which qualitative changes in the current state of domestic healthcare are impossible. At present, it is quite obvious that the formation of conditions for the development of a competitive environment in medicine, the management of the competitiveness of medical institutions and medical practices, the formation of the competitiveness of medical labor can be considered an effective tool towards a qualitative change in the healthcare industry itself and, most importantly, an absolutely necessary condition for the formation of modern marketing relations between a patient and a doctor.

Текст научной работы на тему «Конкуренция в медицине как эффективный инструмент качественного изменения отрасли здравоохранения»

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-2299-24-30

КОНКУРЕНЦИЯ В МЕДИЦИНЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ КАЧЕСТВЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ОТРАСЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

рР

В статье проведен анализ ключевых показателей российской системы здравоохранения и их динамики. Сделан вывод, что создание условий конкуренции в системе здравоохранения, запуск механизмов цивилизованного соперничества между лечебными учреждениями, врачами, - задачи, без осмысливания и решения которых невозможны качественные изменения при теперешнем состоянии отечественного здравоохранения. В настоящее время вполне очевидно, что формирование условий для развития конкурентной среды в медицине, управление конкурентоспособностью медицинских учреждений и врачебных практик можно считать эффективным инструментом на пути качественного изменения производственных отношений в самой отрасли здравоохранения и, самое главное, абсолютно необходимым условием формирования современных маркетинговых отношений между пациентом и врачом.

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации между врачом и пациентом; конкуренция в здравоохранении; конкурентоспособность медицинского учреждения; рынок частных и государственных медицинских услуг.

Зубарева Наталья Николаевна,

к.п.н., доцент, соискатель, кафедра менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный научно-исследовательский университет; ул. Победы, д. 85, г. Белгород, Россия, 308015 nzubareva73@mail.ru

У государства существует несколько приоритетных сфер экономики, куда в первую очередь вкладываются средства. Например, изначально в нашей стране в приоритете были армия, оборонная промышленность, освоение космоса и т.д. Отодвинув проблемы здравоохранения на второй план, советская экономика усугубила отставание отрасли по сравнению с остальными развитыми странами. Зато... в советском государстве впервые в мире всем гражданам без исключения было гарантировано бесплатное получение медицинской помощи.

В нынешней Конституции России так же сохранен прежний подход к формулированию прав граждан на бесплатную медицину, но только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. «.Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получе-

ние платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования...» — вот как звучит 19 статья Конституции. Но как видно, в ней отсутствует конкретный перечень видов услуг, которые вправе получить каждый гражданин бесплатно, то есть законом он не определяется. В данной статье описаны права граждан, но не обязанности медучреждений. Как следствие мы видим переход всё большего количества оказываемых медицинских услуг на коммерческую основу. Ведь законом не запрещено — значит разрешено, а помимо этого еще и выгодно, поскольку на здоровье зачастую не экономят. Как результат растет конкуренция между врачами, врачебными практиками, медицинскими организациями, между частным и государственным сегментами и т.д.

Маркетинг, по мнению большинства несведущих, ориентирован по большей части на рынок товаров и на обеспечение их эффективной реализации на данном

рынке. Но давно уже рыночные отношения затронули и те сферы жизнедеятельности общества, которые раньше были исключительно на государственном обеспечении. Поэтому рынок здравоохранения, как один из тех, который не так давно был исключительно государственным, претерпевает глобальные изменения. На нем заметно растет конкуренция, меняется его структура, изменяются требования к нему со стороны всех участников отношений, складывающихся по поводу оказания и получения медицинских услуг.

До недавнего времени товарно-денежные отношения на рынке здравоохранения носили неэтичный оттенок, и в том числе по этой причине частники не торопились осваивать просторы данного рынка. Поэтому они же не составляли особой конкуренции для государственных лечебных заведений, санаториев, профилакториев, оздоровительных лагерей и т.д.

Сейчас системам здравоохранения во всем мире приходится решать одну и ту же важнейшую задачу — как обеспечить населению

широкий доступ к услугам в области здравоохранения, при этом постоянно повышая качество медицинского обслуживания и не допуская при этом особо заметного роста затрат. Усиление конкурентной борьбы часто может служить «элегантным» комплексным решением этой задачи.

Анализ ключевых показателей российской системы здравоохранения и их динамики позволил сделать некоторые неоднозначные выводы. Так, к примеру, анализ численности населения (рис. 1) демонстрирует сравнительную стабильность, не считая того года, когда произошло присоединение Крыма (численность заметно возросла), и того периода, когда начался ковидный «ажиотаж», и естественный прирост пошел на убыль.

Люди, к сожалению (по естественным причинам и виду ухудшающейся экологической обстановки), не перестают болеть, наоборот появляются всё новые болезни, мутируют старые, люди не перестают рожать, поправлять свое здоровье в санаториях, не перестают проходить медосмотры...соответственно, необходимы медицинские учреждения, потенциал которых был бы достаточен для удовлетворения перечисленных людских потребностей. Но анализ статистических данных за 2010-2020 год (данные за 2021 еще не размещены комитетом государственной статистики) показал, что за последнее десятилетие заметно сократилось количество всех видов медицинских организаций: БСМП, диспансеров, госпиталей, женских консультаций, детских поликлиник и т.д. (табл. 1).

Графически представленные в таблице данные более наглядно позволяют понять сложившуюся «картину» (рис. 2-6).

148 000 000

147 000 000

146 000 000

145 000 000

144 000 000

143 000 000

142 000 000

Рис.

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

2020

за 2012-2020 гг.

Таблица 1

Число больничных организаций всех типов на территории РФ за период с 2010 по 2020гг.*

Вид медицинской организации 2010 2015 2018 2019 2020

Число больничных организаций

Число больничных организаций, из них: 6 308 5 433 5 257 5 130 5 065

негосударственные организации, из них: 224 245 319 328 344

частной формы собственности 115 180 259 274 294

Число ЦРБ 1 754 1 426 1 361 1 325 1 316

Число районных больниц 191 415 418 416 409

число участковых больниц 400 69 47 32 29

Число диспансеров

Всего, в т.ч.: 1 048 702 640 603 588

в сельской местности 20 17 13 11 10

в том числе имеющие стационары, в т.ч.: 742 541 487 467 457

в сельской местности 19 16 13 11 10

Число БСМП, госпиталей и амбулаторно-поликлинических организаций

Число БСМП 49 48 49 49 49

Число станций скорой медицинской помощи 2 940 2 561 2 276 2 211 2 113

Число госпиталей для ветеранов 63 64 63 63 62

Число отделений для инвалидов 54 47 41 39 35

Всего амбулаторно-поликлинических организаций 15 788 18 558 20 137 21 088 22 620

ЖК и детские поликлиники 17 000 14 300 19 100 20 000 20 900

Фельдшерско-акушерские пункты 37 800 34 300 33 600 33 600 33 160

Стоматологические поликлиники 802 670 613 597 578

* Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб./Росстат. М., З-46 2021. 171 с.

2 000 1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0

1200 1000 800 600 400 200 0

Число ЦРБ

-негосударственные организации

число районных больниц

число участковых больниц

2010

2015

2018

2019

2020

Рис. 2. Количество больничных организаций на территории РФ за 2010-2020 гг.

Всего

имеющие стационары

Рис. 3. Количество диспансеров и стационаров на территории РФ за 2010-2020 гг.

Очевидно практически повсеместное сокращение количества всех типов медицинских организаций за рассматриваемый период. Данная динамика оставляет повод для опасений, ведь сокращение это происходит куда заметнее сокращения численности населения. В то же время можно наблюдать значительный рост числа больничных организаций, относящихся к сегменту частного бизнеса, которые с небывалой скоростью покоряют те высоты, которые ранее были подвластны лишь государственному сектору.

Еще один момент, который настораживает, — очевидная зависимость количества смертей пациентов от количества занятых в здравоохранении и от количества больничных организаций (табл. 2).

Для большей наглядности табличные данные представим графически (рис. 7). Сравнивая основные из представленных показателей, с помощью регрессионного анализа, выведем многофакторную регрессионную модель. Сравнивая между собой три показателя с помощью регрессионного анализа рассмотрим полученную модель, где переменная Х' - число больничных организаций, Х2 — количество специалистов, занятых в отрасли здравоохранения, К-пере-сечение — количество смертей пациентов (рис. 8).

Коэффициент множественной корреляции показывает нам тесноту связи между рассматриваемыми показателями. Для качественной оценки коэффициента корреляции применим шкалу Чед-дока. По данной школе связь может иметь одну из следующих оценок: 1—0,3 — слабая; 0,3—0,5 — заметная; 0,5—0,7 — умеренная; 0,7-0,9 - высокая; 0,9-1,0 -весьма высокая.

70 60 50 40 30 20 10 0

Число БСМП

Число госпиталей для ветеранов

Число отделений для инвалидов

Рис. 4. Количество больниц скорой медицинской помощи и госпиталей для ветеранов на территории РФ за 2010-2020 гг.

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

Число станций скорой медицинской помощи

Стоматологические поликлиники

2010 2015 2018 2019 2020

Рис. 5. Количество станций скорой медицинской помощи и стоматологий на территории РФ за 2010-2020 гг.

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

амбулаторно-поликлинических организаций

ЖК и детские поликлиники

Фельдшерско-акушерские пункты

Рис. 6. Количество амбулаторно-поликлинических организаций, ЖК и детских поликлиник на территории РФ за 2010-2020 гг.

Таблица 2

Данные для анализа зависимости смертей пациентов от числа медицинских организаций и количества занятых в них

Период Умерло пациентов за период, тыс. чел. Число больничных организаций Всего занято в здравоохранении, тыс. чел.

2010 470,4 6308 4496

2015 520,8 5433 4463

2018 568,0 5257 4404

2019 582,9 5130 4400

2020 781,7 5065 4396

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

-Умерло ■больницы ■Занято в медицине

2010

2015

2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019

2020

Рис. 7. Динамика числа смертей пациентов, количества занятых в здравоохранении, числа медицинских учреждений

2018

2020

2020

Полученный коэффициент корреляции (0,74) — показывает высокую связь между анализируемыми показателями. Далее рассмотрим коэффициент детерминации (Я-квадрат), который показывает долю вариации результативного признака (количество заведенных дел), находящегося под воздействием изучаемых факторов (количество счетов). Наш показатель равен 0,55. Можно сделать вывод, что качество модели умеренное.

Кстати, причину, по которой происходит снижение численности занятых в сфере здравоохранения можно найти в анализе следующих показателей (табл. 3).

Мы видим, что хотя и растет число поступивших в вузы, в то же время сокращается число тех, кто смог их благополучно закончить. Выяснение причин данного явления не являлось темой настоящей статьи. Исходя из регрессионного анализа, мы можем сделать вывод, что три рассматриваемых

показателя взаимосвязаны, и существует тесная связь между сокращением численности медицинских организаций, уменьшением числа занятых в сфере медицины и количеством смертей пациентов. То есть имеются все основания полагать, что российская медицина далеко не совершенна, и одной из причин данной проблемы можно считать недостаточный уровень конкуренции в данной отрасли. Всё это требует глубокого переосмысления тех рыночных процессов, которые не обходят стороной ни один сегмент народного хозяйства, в том числе и рынок здравоохранения. Требуется грамотный подход к усовершенствованию конкурентных отношений на данном поприще, потому что цена таких рыночных действий (либо бездействия) крайне высока и на кону здоровье нации.

Конкуренция в здравоохранении — это состояние и процесс взаимоотношений субъектов

производства и потребления медицинских услуг в рамках специфической цивилизованной формы соперничества между медицинскими работниками (врачами) по достижению наивысшей степени удовлетворения целевых потребностей пациента.

Исследователи выделяют некоторые противоречия, возникающие при функционировании системы конкуренции в здравоохранении. В частности, к отдельным из них могут быть отнесены:

1. Противоречие между системой стимулов в здравоохранении и фундаментальными законами конкуренции (высокие цены на медицинские услуги остаются даже при избыточном предложении).

2. Противоречие между дорогостоящими медицинскими технологиями и всеобщей доступностью получения медицинской услуги.

3. Противоречие между реальным наличием пациентов и высокой стоимостью медицинской услуги

Регрессионная статистика

Множественный R

R-квадрат

Нормированный R-квадрат

Стандартная ошибка

Наблюдения

0,743108962

0,552210929

0,104421858

112,2121325

5

Дисперсионный анализ

& № Р Значимость Р

Регрессия 2 31055,69 15527,84 1,233194 0,447789071

Остаток 2 25183,13 12591,56

Итого 4 56238,81

Коэффициенты Стандартная ошибка Статистика Р- Значение Нижние 95% Верхние 95% Нижние 95,0% Верхние 95,0%

Y-пересечение 7713,26554 12477,77 0,61816 0,599485 -45974,2563 61400,79 -45974,3 61400,7874

Переменная X1 -0,03704535 0,279161 -0,1327 0,906575 -1,23817633 1,164086 -1,23818 1,16408563

Переменная X 2 -1,56302872 3,126578 -0,49992 0,666716 -15,0156067 11,88955 -15,0156 11,8895492

Рис. 8. Регрессионная модель зависимости показателей смертности и уровня медицины

Таблица 3

Численность поступивших и окончивших медицинские образовательные заведения в 2010-2020 гг.

Показатель 2010/2011 2015/2016 2018/2019 2019/2020 2020/2021

Принято студентов в медицинские техникумы (тыс. чел.) 73,1 82,1 95,7 100,8 111

Выпущено специалистов из медицинских училищ (тыс. чел.) 63,3 50,9 64,9 68,8 70,6

Удельный вес успешно окончивших медучилища, % 86,59 61,99 67,81 68,25 63,60

Принято студентов в медицинские вузы 41,6 54,3 60,2 63,4 64,8

Выпущено специалистов из вузов (тыс. чел.) 33,5 35,4 41,2 42,5 42,3

Удельный вес успешно окончивших медвузы, % 80,52 65,19 68,43 67,03 65,27

(без улучшения качества медицинской помощи). 4. Действующая система стимулирования медицинского труда не поощряет внедрение инноваций, увеличивает издержки либо повышает качество без снижения стоимости услуг.

Помимо перечисленных противоречий, которые негативно сказываются на развитии высоко конкурентного рынка медицинских услуг, можно также выделить факторы низкой, порою отсутствующей конкурентоспособности в современной системе здравоохранении России:

♦ Революционный «неподготовленный» переход от административно-плановой системы здравоохранения к неуправляемому процессу становления маркетинговых отношений.

♦ Консервативная форма собственности медучреждений, неопределенность становления и развития предпринимательства в системе здравоохранения, несоответствующей действию экономических законов и условиям конкуренции.

♦ Отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных решать организационно-технические и экономно-управленческие проблемы ЛПУ, функционирующего в новых экономических условиях.

♦ Неоправданная осторожность реализации методов научного планирования (системного анализа, прогнозирования, оптимизации медицинской деятельности и пр.) в условиях формирования рынка медуслуг.

♦ Отсутствие политической воли в реализации обоснованных управленческих решений по доведению до логического внедрения современных методов посто-

янного повышения качества медпомощи.

♦ Противоречивые (порой антагонистические с точки зрения экономики) интересы субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг.

♦ Плательщики и посредники не несут конечной юридической ответственности за результаты лечения пациентов, что приводит к конфликту их интересов.

♦ Отсутствие для пациентов, врачей, страховых компаний объективных показателей качества медицинской помощи.

♦ Невозможность установления однозначной взаимосвязи между ценой и качеством предоставленной медицинской услуги.

♦ Специфическая характеристика потребителя медицинских услуг, отличающая его от потребителей иной продукции - своеобразный приоритет сохранения жизни и здоровья, без обращения внимания на расходы.

♦ Отсутствие возможности и крайне недостаточная информированность пациентов о ценах на медицинские услуги у разных врачей.

Все вышеперечисленное подводит исследовательскую мысль к мнению, что в современном состоянии отечественного здравоохранения отсутствует основополагающая системная структура и, следовательно, соответствующие отношения субъектов такой системы, позволяющие на практике в полной мере реализовать такой механизм повышения качества медицинских услуг как конкуренция.

Поле привлекательной и умеренной конкуренции на рынке медицинских услуг может быть сформировано при выполнении ряда обязательных условий, некоторые из которых приведены

ниже. Эти условия зависят от

уровня, который рассматривается

в качестве объекта анализа.

Уровень пациента

♦ право свободного выбора врача;

♦ обеспечение свободного доступа пациентов в медицинские учреждения и

♦ равный гарантированный доступ к выбору поставщиков медицинских услуг;

♦ защита прав пациентов;

♦ система медицинского страхования;

♦ система вневедомственного контроля качества медицинской помощи.

Врачебный уровень

♦ лицензирование врачей;

♦ стандартизация медицинской деятельности;

♦ право лечебных учреждений и частнопрактикующих врачей зарабатывать и иметь прибыль;

♦ система фиксированных контрактных гонораров с предварительной оплатой;

♦ партнерские права медицинского персонала;

♦ открытый наём медицинских работников;

♦ принятие профессиональных этических норм.

Уровень медицинского учреждения

♦ аккредитация медицинских учреждений;

♦ повышение качества стратегических управленческих решений;

♦ свобода приспособления функций и организационной структуры ЛПУ к динамичным рынкам;

♦ свобода учреждений здравоохранения на самофинансирование и независимую деятельность;

♦ система непрерывного обучения кадров.

Научные, экономические и информационные задачи

♦ научное обоснование моделей конкуренции в сфере производства и потребления медуслуг;

♦ экономические методы управления медицинскими учреждениями;

♦ свобода коммерческого инвестирования в сектор здравоохранения;

♦ информационная открытость рынка медицинских услуг.

Административно-управленческие и организационные мероприятия

♦ демонополизация предоставления медицинской помощи;

♦ устранение административного разделения и вертикального интегрирования медучреждений;

♦ приватизация медицинских учреждений;

♦ интеграция служб первичной медико-санитарной помощи;

♦ реализация оптимальных по реструктуризации учреждений медико-санитарной помощи;

♦ открытие ранее закрытых (ведомственных) медицинских учреждений для всех граждан.

Государственное регулирование

♦ разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки системы здравоохранения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ переориентация новых программ и проектов в области здравоохранения с вертикально координированных учреждений на уровень центров первичной медико-санитарной помощи;

♦ регулирование конкурентной среды на рынках медицинских услуг;

♦ система адресных социальных гарантий в получении медицинской помощи.

Опираясь на известные модели, отображающие суть рыночных взаимоотношений между врачом и пациентом, можно выделить ряд

характеристик, посредством которых с высокой степенью достоверности описывается состояние медицинской организации, определяется уровень возможной конкурентоспособности этой организации.

♦ Целевая функция Характеризуется видом производимого продукта, конкретной медицинской услугой, определяемой в соответствии с потребностями общества, рынка медицинских услуг и конкретного пациента и соотнесенной с классификатором болезней (состояний) и классификатором медицинских услуг.

♦ Лицензионная функция Обеспечивается законодательным подтверждением заниматься данным видом деятельности в соответствии с классификаторами медицинских услуг, международным классификатором болезней, профессиональным классификатором врачебной деятельности и пр.

♦ Аккредитационная функция Функция описываемая областью,

условными рамками ограничения профессиональной медицинской деятельности — определяется отнесением специалиста к определенной специальности, медико-профессиональной группе.

♦ Деонтологическая функция

С одной стороны характеризует уровень конкурентоспособности конкретного медучреждения по степени квалификационных и личностных параметров производителя медуслуг. С другой стороны — характеризует пациентов, уровнь их платежеспособности, возможность оплатить медицинскую процедуру.

♦ Экономическая функция Характеризуется уровнем спроса на медицинскую услугу, параметрами, описывающими медицинскую деятельность, закономерно обусловленным соотноше-

нием стоимости медицинской процедуры и соответствующей расценкой медицинского труда. В рамках функции находится область действия основных экономических законов рыночных отношений.

♦ Технологическая функция

Реализуется в форме конкретной медицинской деятельности. В рамках оценки конкурентоспособности выражается в единицах труда и характеризуется степенью соответствия выполненной медицинской процедуры потребной медицинской услуги, медицинского стандарта и особенностям пациента.

♦ Функция результативности

Включает в себя интегрированные и структурированные характеристики деятельности медицинского учреждения, комплексно отображающие степень конкурентоспособности. В ней отражается успешность деятельности лечебно-профилактического учреждения (врачебной практики). Функция может быть выражена системой оценки качества медицинских услуг.

Функции, определяющие уровень конкурентоспособности лечебно-профилактического учреждения могут быть описаны и описываются конкретными состояниями и параметрами и, вследствие этого, могут служить объективными характеристиками оценки медицинской организации по степени конкурентоспособности как без связи с другими конкурирующими субъектами, так с высокой долей точности ранжирования при сравнении с иными медицинскими учреждениями.

Медицина, по сути, безотказный и прибыльный бизнес. Как бы мы ни сопротивлялись, но рыночные

отношения и честная конкуренция в медицине могут решить большинство нынешних проблем. И понятно, почему, откуда и от кого идёт сопротивление. Так всегда происходит, когда идёт борьба старого с новым, вне зависимости от отрасли.

Нынешняя ситуация в государственном секторе здравоохранения напоминает магазины советской эпохи, когда качественный товар можно было купить только из-под прилавка, и продавец улыбался тебе, если приплатишь. Что потом произошло - мы все видим по нынешним магазинам под каждым домом, Прежде продавцы все были со средним и даже с высшим образованием. Был даже целый Институт советской торговли. Рынок же всё поменял, и теперь каждый магазин вынужден конкурировать с другим за клиента, и тут образование нужно совсем другое. Рыночное.

Сравнения так себе, и медицина далеко не торговля, но провести параллель таки можно. На при-

веденном примере организаций в сфере торговли очевидны быстрые изменения, произошедшие почти мгновенно в этой области жизнедеятельности общества. Здравоохранение, да и не только оно (образование в том же списке) позже остальных отраслей народного хозяйства встало на путь рыночных метаморфоз.

В стране уже давно есть конкуренция между государственными клиниками и частными. Пациенты выбирают между первыми и вторыми в зависимости от наличия у них рекомендаций, свободного времени, денег, качества обслуживая и пр. Конкуренция в медицинской сфере растет с каждым днем. Несмотря на кризис и эпидемию коронавируса открываются все новые клиники различных направлений. Каждая активно рекламирует себя, старается привлечь как можно больше клиентов. Если раньше считалось, что клиент найдет дорогу к хорошему врачу сам, то теперь для этого нужно прилагать усилия. Чтобы

выжить в условиях новой реальности с жесткой конкуренцией клиники стараются использовать все возможности [1].

В итоге напрашивается вывод, что формирование условий конкурентной среды, а, следовательно, и запуск механизмов конкурентоспособности в сфере здравоохранения России, чрезвычайно актуально как для пациентов, так и для лечебно-профилактических организаций и медицинских(вра-чебных) практик в современных условиях становления и эволюционного перехода к новым экономическим (маркетинговым/рыночным) отношениям при производстве и потреблении медицинских услуг. Логично предположить, что возникновение конкуренции, практическое проявление ее в среде медицинских учреждений (врачебных практик), критерии и оценка конкурентоспособности - возможно лишь при создании условий определенной социальной среды, допускающей подобные отношения.

ИСТОЧНИК

Степченко Т.С. Комплекс маркетинга в здравоохранении // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 115-1. С. 236-238.

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-2299-24-30

Competition in Medicine as an Effective Tool for Qualitative Changes in the Healthcare Industry Zubareva Natalia Nikolaevna,

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Applicant, Department of Management and Marketing, Belgorod State Research University; Pobedy 85, Belgorod, Russia, 308015 (nzubareva73@mail.ru)

The article analyzes the key indicators of the Russian healthcare system and their dynamics and concludes that the creation of competitive conditions in the healthcare system, the launch of mechanisms of civilized rivalry between medical institutions, doctors, are tasks without understanding and solving which qualitative changes in the current state of domestic healthcare are impossible. At present, it is quite obvious that the formation of conditions for the development of a competitive environment in medicine, the management of the competitiveness of medical institutions and medical practices, the formation of the competitiveness of medical labor can be considered an effective tool towards a qualitative change in the healthcare industry itself and, most importantly, an absolutely necessary condition for the formation of modern marketing relations between a patient and a doctor.

Keywords: marketing communications between a doctor and a patient; competition in healthcare; competitiveness of a medical institution; the market of private and public medical services.

REFERENCE

Stepchenko, T.S. (2016) Marketing complex in healthcare. New science: Problems and prospects, 2016, No. 115-1, pp. 236—238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.