Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

КОНКУРЕНЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
конкуренция / экономика / функции / рынок / субъект / предприятие / потребитель / фирма / продукт / competition / economy / functions / market / subject / enterprise / consumer / firm / product

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ховалыг Д.Д., Ликтан В.Т.

Данная статья содержит информацию о экономической конкуренции, её видах, функциях и признаках. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет одну из важнейших ролей в любой стране. В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются продуктами и ресурсами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который разрешает многие экономические проблемы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION IN ECONOMY AND ITS ESSENCE, TASKS AND FUNCTIONS IN MODERN WORLD

This article contains information about economic competition, its types, functions and features. The relevance of this topic lies in the fact that competition currently plays one of the most important roles in any country. In the system of market relations, buyers freely exchange products and resources in many competitive markets. Competition is a mechanism that solves many of society's economic problems.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 33 Ховалыг Д.Д., Ликтан В. Т.

Ховалыг Д.Д.

студентка 3 курса группы Пс_321 Тувинский государственный университет (г. Кызыл, Россия)

Научный руководитель: Ликтан В.Т.

канд. экон. наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства Тувинский государственный университет (г. Кызыл, Россия)

КОНКУРЕНЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ И ЕЕ СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация: данная статья содержит информацию о экономической конкуренции, её видах, функциях и признаках. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время конкуренция играет одну из важнейших ролей в любой стране. В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются продуктами и ресурсами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который разрешает многие экономические проблемы общества.

Ключевые слова: конкуренция, экономика, функции, рынок, субъект, предприятие, потребитель, фирма, продукт.

Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которой не имеет однозначного толкования. По мере становления и развития экономической мысли в содержании понятия «конкуренция» отражались различные аспекты.

В чём сущность конкуренции? Конкуренция - это такой сложный процесс взаимодействия субъектов рынка в экономике, при котором борьба этих

субъектов (рыночных организаций) приводит к улучшению сбыта продукции более успешного, сильного, передового (конкурентоспособного) предприятия. Развитие конкуренции на рынке, помимо возможности увеличения каналов сбыта, позволяет более конкурентоспособному предприятию получить возможность наиболее детально изучить потребности потенциальных потребителей и занять более высокую ступень на рыночной нише.

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Функции конкуренции в рыночной экономике предназначены для того, чтобы процесс совершенствовался, и недостатков становилось меньше:

Регулирующая функция. Функция регулирования заключается в том, что основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель.

Функция размещения. В рамках свободной конкуренции ресурсы и произведенные продукты и товары в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу. Рабочая сила скапливается в тех районах, где обеспечивается набольшая прибыль. При неправильном применении ресурсов предприятие или компания в условиях конкуренции автоматически лишаются самой основы для своей деятельности.

Инновационная и адаптационная функция. Конкуренция ведет к тому, что производственные факторы направлены на увеличение производительности труда и эффективности производства предприятия. Инновации же являются абсолютно необходимыми, так как производители вынуждены все время

достигать повышения отдачи от вложенных средств и одновременно приспосабливать структуру производства к меняющимся запросам потребителей. Производитель, который не учитывает этого, в конце концов претерпевает «фиаско».

Распределительная функция. Конкуренция также проявляет себя в борьбе конкурентов между собой за получение наибольшей суммы материальных благ и услуг, произведенных в национальной экономике, притом на наиболее выгодных условиях. Конкуренция распределяет совокупный продукт, прежде всего по степени дефицитности того или иного производственного фактора. Например, если число людей, которые захотят получить работу много, то оплата их труда будет ниже, если же в случае нехватки рабочей силы.

Контролирующая функция. При наличии реальной конкуренции не один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать условия другим его участникам. Иначе говоря, эта функция проявляется в недопущении господства монополий на рынке. Конкуренция ограничивает монополии и ставит их в определенные рамки,

В целом, конкуренция в рыночной экономике способствует эффективному использованию ресурсов, стимулирует инновации и адаптацию к изменяющимся условиям, а также предотвращает возникновение монополий и диктата на рынке. Эти функции помогают обеспечить баланс интересов потребителей, производителей и общества в целом, способствуя развитию экономики.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что на достижение своей цели может рассчитывать только та фирма, которая заняла выгодное место на рынке, в отличии от ее конкурентов, которые не смогли выйти на уровень выше. Также роль и функции конкуренции остаются значительными. Важность обеспечения конкурентоспособности для успешного функционирования предприятия хорошо осознается как теоретиками, так и практиками, что привело к появлению большого количества исследований, посвященных как общим методологическим

проблемам конкурентоспособности, так и вопросам управления ею в конкретных ситуациях.

Рыночная конкуренция служит для производителей самым мощным стимулом к повышению эффективности их деятельности, поиску инновационных экономических решений с целью повышения прибыли.

Для возникновения экономической конкуренции необходимы некоторые условия:

Экономическая обособленность производителей, Зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка, Соперничество в борьбе за потребительский спрос.

Существование конкуренции необходимо для развития экономики, так как именно благодаря ей выполняются следующие задачи: Стимулирование роста эффективности производства, Стимулирование снижение цен и повышения качества, Обеспечение нацеленности производства на запросы потребителя, Применение наукоемких технологий, Установление равновесной цены.

Благодаря конкуренции на рынке, происходит активное формирование новых рабочих мест, одновременно с устранением монополистических практик. Следовательно, общество может полностью удовлетворять свои потребности, а государство получает значительные отчисления в государственный бюджет в виде налоговых сборов от предпринимателей. Извлекаемые выгоды от соперничества среди производителей также проявляются через появление инновационных технологий, которые благоприятно влияют на общий экономический прогресс. В целях сохранения рыночной конкуренции для дальнейшего развития экономики государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование, так как монополия с ее завышенными ценами не соответствует интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства. В некоторых странах фирмы и их руководители несут юридическую ответственность за попытки монополизации рынка, а

слияние крупных фирм требует разрешения правительства. В определенных случаях правительство может принудительно разделить монополистические фирмы на несколько независимых компаний. Также государство упрощает процедуру регистрации новых фирм и осуществляет программы поддержки малого и среднего бизнеса. В случае естественных монополий государство может контролировать цены и устанавливать максимальные уровни цен на определенные товары и услуги.

Но даже при такой острой необходимости своего существования, конкуренцию можно рассматривать с двух сторон:

1. Положительные стороны конкуренции - ограничение возможности возникновения монополий, создание новых рабочих мест, незамедлительная реакция на изменение спроса, внедрение новых технологий, НТП и улучшение качества товара,

2. Негативные стороны конкуренции, такие как, например, дифференциация доходов, разорение товаропроизводителей, создание условий для безработицы, инфляции, нечестные методы борьбы (шантаж/подкуп).

Экономисты различают несколько видов конкурентных рынков:

1. Рынок чистой, совершенной конкуренции. К его признакам можно отнести: наличие множества фирм, которые предлагают одинаковые изделия, свободную информацию о состоянии рынка, а также отсутствие контроля над ценами,

2. Рынок несовершенной конкуренции. К его признакам можно отнести: наличие множества мелких фирм с разнородной продукцией, ограниченный контроль над ценами, взаимозаменяемость товаров, ценовую и неценовую конкуренцию.

К таким рынкам относятся: олигополия, монополия, монополистическая конкуренция, монопсония.

Рассмотрим каждый из рынков несовершенной конкуренции подробнее.

В сегменте олигополии немногие фирмы, поделившие между собой рынок, выборочно предлагают товары и услуги, которые схожи или имеют

сходство друг с другом. Они играют важную роль в определении цены товаров и услуг, определяя и контролируя ее. Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.

Можно выделить ряд основных признаков олигополии:

1. Небольшое количество крупных фирм от 2 до 5, контролирующих большую часть рынка,

2. Вступление новых фирм затруднено,

- необходимость больших стартовых вложений,

- необходимость приобретения лицензии на производство,

- коммерческая тайна,

- необходимость соблюдения авторского или патентного права,

- большие расходы на рекламу.

3. Устанавливается ценовой сговор (фирмы договариваются и устанавливают цены).

На рынке монополии власть контроля над всей продукцией лежит в руках одного производителя, что дает ему возможность устанавливать цены по своему усмотрению [3]. В то время как на конкурентном рынке цена формируется в результате взаимодействия множества производителей, монополист может накладывать более высокие цены на свою продукцию. Более того, монополист контролирует объем производства и обычно производит меньше товаров, чем данная отрасль бы произвела при наличии конкуренции. Монополия может быть установлена фирмой, производящей уникальный товар, разработавшей принципиально новую технологию. Примерами подобных рынков являются почта, РЖД. (Монополии могут быть установлены законом (естественные монополии, конкуренция с ними бесполезна или технически невыгодна, невозможна)).

Можно выделить ряд основных признаков монополии:

1. Исключительное право на производство и продажу,

2. Отрасль из одной фирмы,

3. Монополист диктует цену.

Монополистическая конкуренция особенна тем, что каждая компания, предлагая уникальную продукцию, обладает некоторой степенью контроля над своим товаром на рынке. Независимо от действий конкурентов, она имеет возможность увеличивать или снижать цену на свой товар. Однако это влияние ограничено наличием других компаний, которые предлагают сходные товары, а также возможностью свободного входа в данную отрасль для новых товаропроизводителей.

Можно выделить ряд основных признаков монополистической конкуренции:

1. Наличие множества мелких фирм,

2. Схожие продукты,

3. Невысокие барьеры для входа на рынок,

4. Незначительная разница в цене среди товаропроизводителей.

При монопсонии монополистом является покупатель, а не продавец. Единственным покупателем на таком рынке может быть государство, если речь идёт, например, о космическом корабле или оружии.

Монопсония также может возникать в отношениях между крупными компаниями и их поставщиками. В этом случае покупатель имеет значительную власть и может диктовать условия продажи, такие как цена, объем закупок и сроки поставки. Это может привести к снижению цен на товары или услуги, но также может оказывать негативное влияние на производителей, которые могут оказаться в зависимости от единственного покупателя.

На рынке монопсонии производители могут столкнуться с проблемами, такими как низкая прибыльность, ограничение инноваций и инвестиций в развитие, а также недостаточная стимуляция к повышению качества продукции. Они вынуждены принимать условия покупателя, чтобы сохранить свои рыночные доли и выжить на рынке.

Однако, в некоторых случаях монопсония может быть выгодна для потребителей, так как позволяет снизить цены на товары или услуги. Это особенно хорошо заметно в случае государственных закупок, где государство

как единственный покупатель может добиться более низких цен и лучших условий от поставщиков.

Однако, конкуренция может иметь и отрицательные последствия, такие как создание неравенства между компаниями и ухудшение условий труда для работников. Поэтому, бизнес должен не только стремиться к увеличению своей доли на рынке, но и учитывать социальную ответственность перед обществом и своими работниками.

Государство также играет важную роль в регулировании конкуренции, чтобы предотвратить монопольные практики и обеспечить равные условия для всех участников рынка. Это помогает сохранить здоровую конкуренцию и способствует развитию экономики.

В целом, конкуренция является важным фактором в экономике, который стимулирует компании на инновации и улучшение качества продукции и услуг. Однако, необходимо учитывать её отрицательные последствия и балансировать между конкуренцией и социальной ответственностью бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Учебное пособие «конкуренция и конкурентоспособность»: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. 280 с.;

2. Смит Адам Исследование о богатствах народов: М.: Ось-89, 1997. 228с.;

3. Монополистической конкуренции теория / Г. Д. Гловели // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017;

4. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика. Учеб. Для технич. Вузов. — М.: Высш. Шк., 2000. — С. 203;

5. Нуреев Р. М. «Курс микроэкономики», изд. «Норма»;

6. Айдинова А. Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий [Текст] / А. Т. Айдинова, Е. С. Головко // Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 371-373;

7. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлев Г.П., Тарасевич Л.С., «Экономическая теория», 2-е издание, М: Инфра-М, 2012;

8. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика - 1, 2. Ме-зоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. М.: Дашков и К, 2016. - 934 с. Khovalyg D.D., Liktan V.T.

Khovalyg D.D.

Tuvan State University (Kyzyl, Russia)

Scientific advisor: Liktan V.T.

Tuvan State University (Kyzyl, Russia)

COMPETITION IN ECONOMY AND ITS ESSENCE, TASKS AND FUNCTIONS IN MODERN WORLD

Abstract: this article contains information about economic competition, its types, functions and features. The relevance of this topic lies in the fact that competition currently plays one of the most important roles in any country. In the system of market relations, buyers freely exchange products and resources in many competitive markets. Competition is a mechanism that solves many of society's economic problems.

Keywords: competition, economy, functions, market, subject, enterprise, consumer, firm,

product.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.