Конкуренция российских банков с финтех-проектами
Амирханян Людвик Сисакович,
студент финансово-экономического факультета,
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации
В статье рассмотрены основные тренды развития финтех-проектов, проанализированы исторические аспекты возникновения нового уровня конкуренции между финтех-проектами и другими финансовыми институтами на фоне цифровизации и глобализации мировой экономики. Сегодня финтех-проекты это не плод воображения, это реальность. В рамках исследования было проведено сравнение российского и зарубежного опыта развития и нормативно-правового регулирования финтех-проектов. Представлена статистика относительно проникновения финтех-проектов в крупных иностранных мегаполисах и городах-миллионниках России. Процитировано мнение экспертного сообщества из числа ведущих банкиров страны, а также зарубежных экспертов. Выявлены основные факторы, оказывающие негативное влияние на темпы проникновения продуктов финтеха на территории России. Приведены данные анкетирования, по итогам которого были сделаны выводы относительно настоящего и будущего финтех-проектов в России. В рамках исследования констатируется, что игнорирование прогрессирующего спроса на продукты финтех-проектов лишает государство будущих цифровых дивидендов, а в последствии ставит под угрозу его безопасность и целостность. К тому же, выдвигается точка зрения о необходимости объединения финтех-проектов и других финансовых институтов для ведения совместного эффективного бизнеса.
В заключении даны рекомендации по снижению влияния выявленных негативных факторов и выходу на восходящий тренд в развитии финансовых технологий.
Ключевые слова: финансовые технологии, банки, кредитование, инвестиции, риск, конкуренция, развитие, финансовые ресурсы, сотрудничество
ш
и р
е
со о сч
Необходимость исследования обусловлена очевидными технологическими переменами, происходящими в экономике и сфере финансов по всему миру. В «Докладе о мировом развитии» отмечается, что на сегодняшний день «мир переживает величайшую информационно-телекоммуникационную революцию в истории человечества» [3]. Стоит отметить, что данный факт с конца прошлого столетия и по настоящее время способствует перетоку рабочей силы из промышленной сферы в сферу услуг.
К тому же, стремительное развитие компьютерных технологий в купе с высокими темпами роста мировой экономики в конце ХХ - начале XXI века приводит к эволюции природы денег, в рамках которой денежная масса больше не определяется потребностью товарно-денежного обращения, а определяется возможностями мобилизации временно-свободных денежных капиталов для процесса их накопления и экспансии. Именно революция в информационной и телекоммуникационной сферах стали важнейшей предпосылкой становления глобального финансового рынка и стремительного росту финансовых технологий по всему миру.
Финансовые технологии или финтех - отрасль, состоящая из компаний, использующих технологии и инновации для создания новых банковско-финансовых продуктов, инструментов аналитики, каналов поставок и даже таких структурных элементов как биржи цифровых валют.
Исследуя эволюцию финтех-проектов можно условно выделить два этапа.
Первый этап датируется с начала 90-х годов XX века и до финансового кризиса 2008 года. В этот период стремительное распространение интернета повлекло разработку и внедрение систем он-лайн-платежей, разработкой которых преимущественно и занимались финтех-проекты того времени.
Второй этап начался в посткризисном 2009 году и длится по сей день. Заметим, что в условиях кризиса коммерческие банки активно сокращали свои продуктовые линейки и ужесточали кредитную политику в отношении малого бизнеса и физических лиц с проблемной кредитной историей, в то время как финтех-проекты, напротив, шли по пути расширения предложения для своих клиентов с тем, чтобы удержать имевшихся и привлечь новых пользователей финансовых услуг. Одним из самых популярных детищ финтех-проектов стали сделки Р2Р кредитования.
Таким образом, мы можем констатировать, что если на первом этапе финтех-проекты дополняли и улучшали банковское обслуживание, то на вто-
ром этапе они начали занимать высвобождавшиеся ниши традиционно банковского бизнеса. К тому же финтех-проекты получили бурное развитие в Азии, где порядка двух миллиардов населения Земли практически не имели доступа к кредитным ресурсам (в основном это граждане Китая и Индии, стран, показывающих быстрые темпы экономического роста).
В период посткризисного восстановления стало очевидно, что интересы коммерческих банков и финтех-проектов на рынке банковских услуг теперь во многом пересекаются [1], возник новый уровень конкуренции и более подкрепленные денежными ресурсами коммерческие банки начали оказывать давление на финтех-проекты. Не смотря на это, Банк России, выступая в роли мегарегу-лятора, до сих пор не вмешивается в прецедент конфликта между старыми и новыми финансовыми площадками.
В свою очередь в Великобритании финтех-проекты нашли отклик со стороны власти, благодаря чему сегодня Великобритания считается самой привлекательной в мире страной для финтех-проектов, на долю которых уже сегодня приходится более $1,0 млрд. долларов США инвестиций. Одним из важнейших элементов регулирования данного рынка в Великобритании является предоставление финтех-проектам банковской площадки для апробации финтех-проекта и отслеживания спроса на него. Таким образом, регулятор видит все новые модели, появляющиеся на рынке, а компании, желающие вывести новый продукт на рынок, могут спрогнозировать спрос без необходимости больших первоначальных вложений в поиск правильной структуры проекта. В ЕС регулятор также поддерживает идею открытого банкинга. В России вопрос регулирования рынка P2P кредитования пока что «пущен на самотек», так как Банк России после проведения мониторинга на данном рынке пришел к выводу, что «на текущей стадии развития отсутствует целесообразность в регулировании этого вида бизнеса» (объем сделок за период составил чуть более 100 млн. рублей). Однако регулятор предупредил, что существует повышенный уровень рисков, которые принимают на себя граждане, использующие услуги P2P-площадок.
Также стоит отметить, что российские Р2Р компании развиваются гораздо более низкими темпами, чем в развитых странах и ранее упомянутых странах Азии. Во многом это связано с отсутствием специального регулирования, но также не стоит исключать фактор недоверия со стороны граждан из-за непрозрачности бизнес-модели и отсутствия гарантий возврата займа. В перспективе, с появлением законодательного статуса Р2Р-площадок у кредиторов появится возможность проверки данных, представленных заемщиками.
Так, например, в США с 2008 года является обязательным регистрация компаний в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). В Великобритании саморегулируемая организация Р2Р (P2PFA) действует с 2011 года. Во Франции Коми-
тет по контролю за кредитом и инвестициями (ACPR) контролирует рынок Р2Р с 2010 года.
Что касается российской действительности, то с одной стороны банки являются двигателями финтех-инноваций, поскольку именно на выделенные банками средства многие финтех-проекты начинают свою работу, с другой стороны они же оказывают некое сдерживающее воздействие, поскольку:
1. Финтехи оказываются в зависимости от кредитора.
2. Конечный продукт создан под запросы кредитора и не может быть реализован другим банкам.
Однако следует признать, что иных вариантов фондирования у финтехов сегодня практически нет, так как краудфандинг и бизнес-ангелы в России не развиты, а венчурные фонды неохотно вкладывают деньги в финтех-проекты. Проблема поиска финтех-проектами инвесторов усугубляется еще и тем, что проекты предпочитают копировать или создавать похожие. По мнению директора Russia Partners/Siguler Guff Александра Лупаче-ва «должен произойти определенный психологический сдвиг, чтобы поведение банков изменилось, в телекоме и интернете для этого потребовалось больше 10 лет» [4].
Тем не менее, успешных финтех-проектов в России более чем достаточно. Упомянем один из них. Например, ставший уже международным финтех-проект Pay-me. Компания сотрудничает c множеством малых и средних фирм, а обработку всех онлайн платежей ведет один из крупнейших банков страны - Альфа-Банк, который с января 2018 года стал одним из совладельцев данного сервиса. Компания предлагает более 10 продуктов в рамках проведения онлайн платежей, ведения электронной бухгалтерии, оборудования розничных торговых площадок и складов «умными кассами», а также установки программного обеспечения, с помощью которого возможно контролировать и управлять бизнесом из любой точки мира в режиме онлайн.
В целом, согласно Fintech Adoption Index, в 2017 году около 33 % потребителей во всем мире использует два или более видов финтех-услуг [2]. Россия заняла третье место на рынке финтех-услуг среди 20 крупнейших мировых рынков, а индекс проникновения услуг финтеха в городах-миллионниках в 2017 году составил 43 %, увеличившись за год на треть [5].
Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что финтех-стартап разрабатывается в большинстве случаев именно с целью последующей продажи какому либо коммерческому банку. И речь идет о крупных банках: по данным Forbs более 70 % всех российских финтех-проектов создано при участии банков из первой рейтинговой десятки [6]. На сегодняшний день только ведущие банки в России обладают достаточными финансовыми ресурсами, как для приобретения финтех-проектов, так и для создания собственных проектов технических инноваций, направленных на сокращение операционных издержек, увеличение
-&
О
о ш и-4 Н
Ы
01 Н
скорости транзакций или повышение доступности финансовых сервисов, что делает мелкие и средние банки абсолютно неконкурентоспособными ни по цене финансовых продуктов, ни по скорости их предоставления.
Вряд ли такая стратегия финтех-компаний является оптимальной. На наш взгляд финтех-проект должен стартовать не с одной единственной целью - быть как можно быстрее проданным, как только инновационная идея оформится, а для того, чтобы привлечь конечных потребителей, что позволит проекту окупиться и начать приносить доход. Даже если финтех-проект впоследствии будет продан коммерческому банку, то это произойдет по гораздо более высокой цене, так как идея сгенерирует собственную клиентскую базу (источник дохода банка), и отдача от финтех-проекта будет более значительна.
Эволюция и технологические инновации неизбежны. Свою точку зрения по данному вопросу высказал Президент России Владимир Путин: «Скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, эта волна просто захлестнет, утопит» [7].
В рамках рассматриваемой темы нельзя обойти стороной и вступивший в силу с 1 января 2018 года закон о сборе биометрических данных банковских клиентов. У данной инициативы есть несомненные плюсы:
• возможность получать банковские и государственные услуги без личного присутствия в отделении банка;
• возможность совершать юридически значимые действия без предъявления паспорта и иных документов;
• возможность дистанционно получать, помимо банковских, государственные и иные услуги.
Однако, существуют и весомые риски, такие как:
• риск небезопасного хранения биометрических данных;
• риск их неправомерного использования.
Существуют определенные риски, связанные с
темпами выпуска всё новых и новых идеи со стороны финтех-проектов и банков, которые просто не под силу распространить на всю территорию, а, следовательно, и население страны, в силу ряда причин:
• проникновение интернета по округам страны и населенным пунктам не равномерно (см. табл.1);
• обеспеченность инфраструктурой, необходимой для безналичных расчетов (терминалы, банкоматы и прочее) по округам страны не равномерна;
• высокая доля теневой экономики (33,7 %) [8];
• недостаточный уровень финансовой грамотности населения страны.
Таблица 1
Динамика проникновения интернета в федеральных округах и населенных пунктах разного типа, %
Зима 20162017
Весна 2017
Лето 2017
Осень 2017
Зима 20172018
61
61
60
62
64
71
70
71
72
74
р
>
ю
р
си н
С
£
н а С
75
75
74
80
76
о си с
о
ю
а д
о р
о
64
66
66
65
67
ю н
О с ££
* I £ I
65
65
62
66
69
о д
е;
си
ч
и 3
го 0
дч
а у
о л
67
67
65
67
68
0) Я)
н
Я)
м
а д
ан
61
61
60
63
64
49
48
47
49
53
Источник: Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017-2018 гг. [Электронный ресурс]: офиц. сайт Фонда Общественного Мнения (ФОМ) // Интернет ресурс: https://fom.ru/ // Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/13999
В ходе работы нами было принято решение провести анкетирование по комплексу вопросов, которые косвенно помогут ответить на вопрос «Каковы реалии конкуренции банков и финтех-проектов?».
В опросе принимали участие 500 респондентов. В большинстве своем женщины (67,8 %). В возрасте до 30 лет находятся 74,6 % респондентов, остальные 25,4 % старше 30 лет. Уровень образования респондентов высокий, доля респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием составила 66,2 % (см. рис. 1).
Рисунок 1 - Структура выборки по полу, возрасту и уровню образования респондентов Источник: составлено автором.
Итак, на вопрос «Готовы ли Вы отказаться от использования наличных денег и банковских карт в пользу безналичной оплаты с использованием смартфона?», 64,4 % респондентов ответили «Нет» (см. рис. 2).
При этом стоит отметить, что на вопрос «Какой способ взаимодействия с обслуживающим банком
Вы считаете удобным для себя?» 84,0 % выбрали варианты «Онлайн-банкинг» и «Мобильный-банкинг» (см. рис. 3).
35,6%
■Да
■ Нет
64,4%
Рисунок 2 - Распределение ответов по выборке на вопрос: «Готовы ли Вы отказаться от использования наличных денег и банковских карт в пользу безналичной оплаты с использованием смартфона?» Источник: составлено автором.
14,0% .2,0% и Поход в отделение
банка
и Колл-центр
55,8% 28,2% | Онлайн-банкинг
■ Мобильный-
банкинг
Рисунок 3 - Распределение ответов по выборке на вопрос: ««Какой способ взаимодействия с обслуживающим банком Вы считаете удобным для себя?» Источник: составлено автором.
Очень важный вопрос для данного исследования: «Доверите ли Вы свои биометрические данные банкам?», на который 64,6 % респондентов ответили «Нет», то есть они не готовы предоставить свои биометрические данные (см. рис. 4).
35,4%
■Да
■ Нет
64,6%
Рисунок 4 - Распределение ответов по выборке на вопрос: ««Доверите ли Вы свои биометрические данные банкам?» Источник: составлено автором.
На вопрос «С чем у Вас ассоциируется «циф-ровизация» экономики?» 38,5 % респондентов ответили негативно, то есть «С повышенными рисками», «Возможностью потери рабочего места», «Дискомфортом, вызванным необходимостью разбираться в сложных технических инновациях» (см. рис. 5).
Рисунок 5 - Распределение ответов по выборке на вопрос: «<С чем у Вас ассоциируется «<цифровизация» экономики?» Источник: составлено автором.
Последний вопрос «Как Вы считаете, может ли искусственный интеллект заменить Вас на рабочем месте в ближайшие 3-5 лет?» касался только банковских сотрудников, доля которых в выборке составила 50 % (250 человек), 58,4 % ответили «Нет» (см. рис. 6).
41,6% ■Да
■ Нет
58,4%
Рисунок 6 - Распределение ответов банковских сотрудников на вопрос: ««Как Вы считаете, может ли искусственный интеллект заменить Вас на рабочем месте в ближайшие 3-5 лет?» Источник: составлено автором.
Проведенное анкетирование показало некоторое недоверие граждан к содержанию, полезности и качеству инноваций. Во многом согласны с населением и ведущие банкиры страны. Так, например, по мнению директора по мониторингу электронного бизнеса Альфа-Банка Алексея Голени-щева, «цифровизация ведет к росту определенных рисков, связанных с сохранением, обработкой и передачей данных» [4]. Как указывает Голенищев, с появлением более совершенных технологий развиваются и мошеннические схемы, поэтому банкам придется увеличить инвестиции в системы защиты.
ж
п о
ей ст"
А новые бизнес-модели вообще могут переместить важнейшие банковские операции в неконтролируемую регуляторами область. К тому же, коммерческие банки опасаются, что со временем станут выполнять лишь роль маркетплейса для финтех-проектов.
Тем не менее, все стороны (Банк России, коммерческие банки, финтех-проекты) должны считаться с запросами общества. Поэтому, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в России наблюдается заинтересованность населения России в развитии финтех-проектов, обеспечивающих доступ к онлайн-услугам.
Кроме того, необходимо свести к минимуму факторы, оказывающие негативное влияние на внедрение финтех-проектов на территории страны. Должна быть обеспечена заинтересованность инвесторов, бизнес-ангелов и венчурных фондов в наращивании финансирования финтех-проектов на уровне выше общемировых. Весомая роль в данном вопросе возлагается на Банк России, которому необходимо законодательно установить «правила игры» как на рынке финтех-проектов, так и в области наступившей цифровизации. К тому же, необходимо повышать финансовую грамотность населения страны, обеспечить равное проникновение интернета по округам страны и населенным пунктам, равную обеспеченность инфраструктурой, необходимой для безналичных расчетов, а также продолжать активную борьбу с теневой экономикой. Таким образом, России удастся повысить темпы роста внедрения финтех-проектов до уровня азиатских стран, что благополучно скажется как на экономике страны, делая ее более конкурентоспособной на «рынке будущего», так и на населении страны, принося ему весомые цифровые дивиденды.
Тем не менее, на сегодняшний день мы можем констатировать, что взаимодействие банков и финтех-проектов в России может привести как к полноценному и очень выгодному партнерству, так и к ожесточенной конкуренции. Существуют опасения, что в разворачивающейся конкурентной борьбе коммерческих банков и финтех-проектов за рынок финансово-банковских услуг, проигравшей стороной окажется население страны, так как все финансовые затраты на «ведение борьбы» в конечном счете лягут на плечи клиентов. Поэтому коммерческим банкам и финтех-проектам, возможно, необходимо объединиться в единую финансовую структуру и прилагать совместные усилия по достижению единых целей: высоких финансовых результатов и восприимчивости к запросам граждан.
Литература
1. Nicoletti B. «The future of fintech. Integrating Finance and Technology in Financial Ser-vices»//Palgrave Macmillan. - 2017.
2. EY FinTech Adoption Index 2017. The rapid emergence of FinTech [Электронный ресурс]: офиц. сайт Ernst & Young Global Limited // Интернет ресурс: https://www.ey.com // Режим до-
ступа:
https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-
fintech-adoption-index-2017/$FILE/ey-fintech-
adoption-index-2017.pdf
3. Доклад о мировом развитии «Цифровые дивиденды» [Электронный ресурс]: офиц. сайт Группы Всемирного банка // Интернет ресурс: https://www.vsemirnyjbank.org/ // Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/
4. Инновации несут риски для банков [Электронный" ресурс]: офиц. сайт РосБизнесКонсалтинга (РБК) // Интернет ресурс: https://www.rbc.ru/ // Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/09/05/59ad67 f39a79477e3de93754
5. Проникновение финансово-технологических услуг в мегаполисах России и в мире [Электронный ресурс]: офиц. сайт Ernst & Young Global Limited // Интернет ресурс: https://www.ey.com/ru/ru/home // Режим доступа:
https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-
fintech-index-russia-rus-2017/%24FILE/EY-
fintech-index-russia-rus-2017.pdf
6. Банки против финтеха: конкуренция в надежде на партнерство [Электронный ресурс]: офиц сайт Forbes // Интернет ресурс http://www.forbes.ru/ // Режим доступа http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351907-banki-protiv-finteha-konkurenciya-v-nadezhde-na-partnerstvo
7. Путин назвал главного врага России [Электронный ресурс]: офиц. сайт РосБизнесКонсалтинга (РБК) // Интернет ресурс: https://www.rbc.ru/ // Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/01/03/2018/5a97c6cf9a 7947573281ece7
8. МВФ оценивает долю теневой экономики России в треть ВВП страны [Электронный ресурс]: офиц. сайт информационного агентства Банки.ру // Интернет ресурс: http://www.banki.ru // Режим доступа: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10266537
9. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2017-2018 гг. [Электронный ресурс]: офиц. сайт Фонда Общественного Мнения (ФОМ) // Интернет ресурс: https://fom.ru/ // Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/13999
COMPETITION OF RUSSIAN BANKS PROJECTS
WITH FINTECH
Amirkhanyan L.S.,
Financial University under the Government of the Russian Federation
The article considers the main trends of development of fintech projects, it analyses historical aspects of emerging new level of competition between fintech projects and other financial institutions against the background of digitalization and globalization of the world economy. Nowadays finance technical projects are not a fruit of imagination, but a reality. As part of a study, domestic and foreign experience of development and regulatory framework of fintech projects are compared. Statistics regarding to their entrance in large foreign megacities and Russian cities with million people are presented. Expert views of Russian and
foreign most prominent bankers are quoted. The key factors those have identified having a negative impact on rates of development of fintech products on the territory of Russia. A questionnaire survey has been taken which is providing conclusions about the present and future of fintech projects in Russia.
As part of a research, it is noticed that ignoring the growing demand for products of fintech projects deprives the state of future digital dividends and subsequently threatens its safety and integrity. In addition, the view is expressed that it is necessary to merge fintech projects with other financial institutions for doing effective business together.
In conclusion recommendations are made on how to reduce the effect of negative factors and how to raise the finance technology development to a new level.
Keywords: financial technology, banks, lending, investment, risk, competition, development, financial resources, cooperation.
References
1. Nicoletti B. "The future of fintech. Integrating Finance and Tech-
nology in Financial Services "// Palgrave Macmillan. - 2017.
2. EY FinTech Adoption Index 2017. The rapid emergence of FinTech [Electronic resource]: official. website Ernst & Young Global Limited // Internet resource: https://www.ey.com // Access mode: https://www.ey.com/Publication/vwLuAssets/ey-fintech-adoption-index-2017/$ FILE / ey-fintech-adoption-index-2017.pdf
3. World Development Report "Digital Dividends" [Electronic re-
source]: official. World Bank Group website // Internet resource: https://www.vsemirnyjbank.org/ // Access mode: https://openknowledge.worldbank.org/
4. Innovations carry risks for banks [Electronic resource]: official. website RosBusinessConsulting (RBC) // Internet resource: https://www.rbc.ru/ // Access mode: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/09/05/59ad67f39a79477e3 de93754
5. Penetration of financial and technological services in megacities
of Russia and in the world [Electronic resource]: official. website Ernst & Young Global Limited // Internet resource: https://www.ey.com/ru/ru/home // Access mode: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-fintech-index -russia-eng-2017 /% 24FILE / EY-fintech-index-eng-eng-2017.pdf
6. Banks against fintech: competition in the hope of partnership
[Electronic resource]: official. Forbes site // Internet resource: http://www.forbes.ru/ // Access mode:
http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/351907-banki-protiv-finteha-konkurenciya-v- nadezhde-na-partnerstvo
7. Putin called the main enemy of Russia [Electronic resource]: official. RosBusinessConsulting (RBC) website // Internet resource: https://www.rbc.ru/ // Access mode: https://www.rbc.ru/politics/01/03/2018/5a97c6cf9a7947573281 e ce7
8. The IMF estimates the share of the shadow economy of Russia
in a third of the country's GDP [Electronic resource]: official. website of the information agency Banki.ru // Internet resource: http://www.banki.ru // Access mode:
http://www.banki.ru/news/lenta/?id=10266537
9. The Internet in Russia: the dynamics of penetration. Winter 2017-2018 [Electronic resource]: official. Public Opinion Foundation website (FOM) // Internet resource: https://fom.ru/ // // Access mode: https://fom.ru/SMI-i-internet/13999
-&
0 o
od H
3
H