Научная статья на тему 'Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений'

Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЗАТРАТЫ / РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ / ТОВАР / УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нишонов Фарход Мусажонович, Толибов Исломбек Шухратжон Угли

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования конкурентной среды в условиях формирования рыночной экономики, изучено действие рыночного механизма, даны рекомендации по совершенствованию конкурентных отношений в национальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений»

4. Курпаяниди К.И., Ашуров М.С. Узбекистонда тадбиркорлик му^итининг замонавий полати ва уни самарали ривожлантириш муаммоларини ба^олаш. Монографиия. Germany, GlobeEdit Academic Publishing, 2019.

5. Курпаяниди К.И. Предпринимательство в современной институциональной среде //Монография. Palmarium Publishing. Saarbrucken. Germany, 2015.

6. Kurpayanidi K.I, Abdullaev A.M. Activation of foreign economic relations on the basis of innovative development. Practice of Uzbekistan / LAP LAMBERT Academic Publishing, European Union, Germany, 2018.

7. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016. № 40. Ст. 467, 2017 г. № 37. Ст. 982.

КОНКУРЕНЦИЯ - КЛЮЧЕВАЯ КАТЕГОРИЯ РЫНОЧНЫХ

ОТНОШЕНИЙ Нишонов Ф.М.1, Толибов И.Ш.2

1Нишонов Фарход Мусажонович - преподаватель математики, Академический лицей при Ферганском политехническом институте;

2Толибов Исломбек Шухратжон угли - студент, кафедра экономики, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены актуальные вопросы формирования конкурентной среды в условиях формирования рыночной экономики, изучено действие рыночного механизма, даны рекомендации по совершенствованию конкурентных отношений в национальной экономике.

Ключевые слова: конкуренция, спрос, предложение, затраты, рыночный механизм, товар, услуга.

Экономическая конкуренция происходит на рынках, где встречаются потенциальные поставщики и покупатели. Как правило, несколько продавцов конкурируют за привлечение выгодных предложений от потенциальных покупателей. Точно так же потенциальные покупатели конкурируют, чтобы получить хорошие предложения от поставщиков. Когда договор заключен, покупатель и продавец обмениваются правами собственности на товар, услугу или актив [1]. Каждый взаимодействует добровольно, мотивированный личным интересом. В процессе такого взаимодействия большая часть информации передается через цены (см. Австрийскую школу экономики). Заинтересованные продавцы снижают цены, чтобы привлечь покупателей, и покупатели раскрывают свои предпочтения, повышая свои предложения, чтобы обойти других покупателей. Когда сделка заключена, никто не может быть полностью доволен согласованной ценой, но оба партнера по контракту чувствуют себя лучше. Если цены превышают затраты, продавцы получают прибыль, побуждая поставлять больше [2]. Когда другие конкуренты узнают, какие действия ведут к прибыли, они могут подражать первоначальному поставщику. И наоборот, потери говорят поставщикам, что следует отказаться или изменить. Такие сигналы о прибылях и убытках координируют миллионы продавцов и покупателей в сложной, развивающейся современной экономике. «Долларовая демократия» рынка гарантирует, что покупатели получают больше того, что они хотят, и тратят меньше ресурсов на то, что они не хотят [3].

Таким образом, конкурентные цены работают как радиосигналы; их легко понять, и нам не нужно знать, откуда они пришли. Нет необходимости анализировать все

возможные причины недавнего энергетического кризиса, чтобы понять, что мы должны утилизировать газ и экономить электроэнергию; и нефтяные компании должны знать только, что нефть становится дороже, чтобы начать бурение новых скважин или экспериментировать с добычей топлива из сланцев или битуминозных песков [4]. Ценовая конкуренция информирует миллионы независимых людей на миллионах рынков, эффективно координируя их - как бы «невидимой рукой», как однажды сказал отец экономики Адам Смит. Поставщики также участвуют в неценовой конкуренции. Они пытаются улучшить свою продукцию, чтобы получить конкурентное преимущество перед конкурентами. С этой целью они несут расходы и риски, связанные с инновационными продуктами. Этот тип соревнования вдохновил на бесчисленные эволюционные шаги - например, между первым бункером забора братьев Райт и последним Boeing 747. Такая конкуренция привела к беспрецедентному материальному прогрессу после промышленной революции. Дифференцированные продукты могут дать новаторским поставщикам «рыночную нишу». Однако такая ниша никогда не бывает полностью безопасной, поскольку другие конкуренты будут стремиться улучшать свои собственные продукты, удерживая всех поставщиков в состоянии «творческого беспокойства» [5,6]. Еще один инструмент конкуренции - это инновационные процессы для снижения затрат, что позволяет производителям снизить конкурентов по цене. Этот вид конкурентного действия дал нам вездесущие карманные калькуляторы на два доллара всего лишь поколение после того, как первые калькуляторы продавались за триста раз выше этой цены! Третий инструмент для победы над конкурентами - реклама, которая привлекает внимание покупателей. Поставщики также конкурируют, предлагая гарантии и послепродажное обслуживание. Это характерно для сложных, долговечных изделий, таких как автомобили. Это снижает операционные издержки покупателя и усиливает конкурентные позиции поставщика.

Таким образом, конкуренция обязывает людей сохранять бдительность и нести расходы. Прежде чем кто-то сможет эффективно конкурировать на рынке, ему необходимы соответствующие знания. Покупатели должны спросить себя, каковы их требования, какие продукты доступны, что они могут себе позволить и как сравниваются различные продукты с учетом цен [7]. Это налагает затраты на поиск -подумайте, например, о времени и усилиях, связанных с покупкой дома. Поставщики должны выяснить, где спрос, какие технические характеристики люди хотят видеть в своем продукте, где получить множество входных данных и компонентов, как обучать работников, как распределять свои товары, как улучшать продукты и процессы, как реагируют конкуренты, и многое другое. Такие усилия - в исследованиях, разработках и маркетинге - могут быть очень дорогостоящими и все еще могут сойти на нет. Для каждого рынка есть много разочарований [8]. И другие расходы возникают, когда продавцы и покупатели договариваются о деталях договора, контролируют и обеспечивают доставку. Для развития конкуренции на рынках страны предлагается ряд мер, в частности: создание системы «умного» антимонопольного регулирования (smart antitrust) и переход к превентивной системе защиты конкуренции; снижение регуляторной нагрузки на бизнес; снижение степени участия государства в экономике и рационализация предоставления государственной помощи; устранение барьеров на пути перехода естественных монополий из состояния естественной монополии к конкурентному рынку; разумное государственное регулирование цен (тарифов); усиление методов борьбы с "картельными" соглашениями; усиление защиты прав интеллектуальной собственности и содействие честности бизнеса; обеспечение прозрачности и равных условий для всех участников государственных закупок и доступа к сырью и материалам посредством биржевой торговли; обеспечение открытости деятельности антимонопольного органа и формирование в обществе культуры конкуренции и нетерпимости к любым проявлениям антиконкурентных действий.

75

Список литературы

1. Иванова Н. С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (42). С. 99-101.

2. Курпаяниди К.И. Экономические институты в условиях институциональных преобразований // Новый университет. Серия «Экономика и право», 2013. № 5 (27).

3. Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы конкурентных преимуществ предприятий малого бизнеса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013. № 2. С. 97-99.

4. Нумонов С.Н., Толибов И.Ш. Малый бизнес как инструмент обеспечения занятости населения в Узбекистане // Экономика и бизнес: теория и практика, 2019. № 5-2.

5. Kurpayanidi K.I. et al. To the question of science approach to the construction of outsourcing business model of modern enterprise structure // Достижения науки и образования, 2019. № 7 (48).

6. Kurpayanidi K., Muminova E., Paygamov R. Management of innovative activity on industrial corporations/Lap Lambert Academic Publishing, 2016.

7. Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы конкурентных преимуществ предприятий малого бизнеса // Актуальные проблемы гуманитарных и и естественных наук,2013. № 2. С. 99-97.

8. Курпаяниди К.И., Ашуров М.С. Узбекистонда тадбиркорлик му^итининг замонавий полати ва уни самарали ривожлантириш муаммоларини ба^олаш. Монографиия. Germany. GlobeEdit Academic Publishing, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.