Научная статья на тему 'Конкуренция и конкурентоспособность в контексте постиндустриального развития'

Конкуренция и конкурентоспособность в контексте постиндустриального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛЬ / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Владимир Викторович

Рассматривается проблема конкуренции и конкурентоспособности в контексте постиндустриального развития. Обосновывается новая цель и соответствующий ей критерий конкурентоспособности субъектов экономической деятельности. Сформулировано понятие конкурентоспособности как способность к привлечению внешних ресурсов для собственного развития и возможность полноправного участия в функционировании рынков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of a competition and competitiveness in a context of postindustrial development is considered. The new purpose and criterion of competitiveness of subjects of economic activities corresponding to it is proved. The concept of competitiveness as ability to attraction of external resources for own development and possibility of full participation in functioning of the markets is formulated

Текст научной работы на тему «Конкуренция и конкурентоспособность в контексте постиндустриального развития»

Теоретические основы инноватики

УДК 330.12

В.В. Иванов

КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ*

Конкуренция и конкурентоспособность

Главным фактором развития рыночной экономики и общества является конкуренция. Суть конкуренции - состязательность на рынке, соперничество в борьбе за ограниченные ресурсы плательщика, за достижение лучших результатов в конкретном виде деятельности. В классической экономической теории конкуренция рассматривается как механизм, обеспечивающий равновесие спроса и предложения. В более общем виде понятие конкуренции формулируется как стремление к удовлетворению критериям доступа к благам [1].

В настоящее время наиболее распространены два подхода к интерпретации понятия конкуренции [2].

Первый, который связывают с именем А. Смита [3], исходит из отсутствия ограничений на рынке, что способствует справедливому распределению экономических ресурсов (т. наз. «невидимая рука рынка»). Он получил широкое распространение и используется не только в научных исследованиях, но в ряде случаев и при выработке конкретной экономической политики. Вместе с тем идея свободного рынка представляется весьма условной, поскольку экспериментально показано, что предоставленная сама себе экономическая система сначала впадает в хаос, а затем в ней образуются монополистические и олигархические структуры, подавляющие демократические основы государства и тормозящие его развитие. Поэтому даже в самых либеральных экономиках, дея-

* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 11-02-00631

тельность субъектов рынка ограничена рамками, устанавливаемыми государством, например, антимонопольным законодательством.

Согласно второму подходу, предложенному М. Портером [4], конкуренция рассматривается как процесс, в основе которого лежит эволюция конкурентных преимуществ. При этом конкурентоспособность М. Портер определяет как «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений».

Мировой опыт показал, что роль государства особенно эффективна на предконкурентной стадии, т. е. до той поры пока разработка или продукция еще не могут являться предметом конкуренции. Это является одной из причин, по которым государство берет на себя функции по поддержке и развитию фундаментальных исследований. При этом бизнес, понимая всю важность фундаментальной науки, не только не мешает государству в этой сфере, но и в ряде случаев принимает участие в финансировании фундаментальной науки.

Современная государственная политика повышения конкурентоспособности исходит из необходимости стимулирования расширения номенклатуры товаров и услуг, их качества, внедрение инноваций, создания и развитие новых рынков. Отсюда логично вытекают и направления взаимодействия государства и бизнеса: государство законодательно создаёт условия для развития бизнеса, определяет правила игры на бизнес-пространстве и обеспечивает их реализацию. Бизнес же решает проблемы экономического роста.

Рассматривая проблему повышения конкурентоспособности, следует обратить внимание, что само по себе это не должно рассматриваться как самоцель. Уровень конкурентоспособности является одним из индикаторов развития, а её динамика отражает эффективность проводимой политики. Причём это в равной степени распространяется и на государство, и на бизнес, и на конкретного человека.

Национальная конкурентоспособность и её составляющие

Можно с высокой степенью вероятности утверждать, что многие развитые страны в результате кризиса завершат переход к постиндустриальному обществу и тем самым фактически будет завершено формирование «золотого миллиарда». Очевидно, что на присутствие в этом сообществе будут претендовать не только государства - члены «большой восьмёрки» (08), но и те страны, которые смогут обеспечить необходимую уровень конкурентоспособности. В связи с этим представляет интерес выявление сущности национальной конкурентоспособности в период перехода к постиндустриальной экономике.

Рассматривая проблемы межстрановой конкуренции, М. Портер отмечал, что в этом случае конкурентоспособность зиждется либо на макроэкономической политике, либо на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых трудовыми ресурсами, сырьем, капиталом и другими факторами. При этом, по мнению М. Портера «единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне - это производительность» [4]. Данное утверждение, справедливое в условиях индустриального общества, приоритетом которого является экономическое развитие, не так очевидно, когда речь идет постиндустриальном обществе.

Рассматривая проблему повышения производительности, отметим, что её основу составляют четыре основных фактора: квалификация персонала, используемые технологии, привлекаемые ресурсы, принципы организации производства. В условиях открытого рынка решение задачи доступа к технологиям однозначно связано с имеющимися в наличии ресурсами, прежде всего, интеллектуальными и финансо-

выми. Это же относится и к организации производства. Таким образом, главным фактором повышения производительности является уровень квалификации персонала, на всех ступенях производственного процесса.

Если рассматривать эту проблему в масштабах страны, то речь должна идти об уровне развития человеческого потенциала, который однозначно определяется качеством жизни. Высокое качество жизни позволяет не только обеспечить собственную подготовку кадров, но и осуществлять отбор наиболее квалифицированных специалистов из других стран, а также привлекать при необходимости низкоквалифицированную рабочую силу.

Следующим по уровню важности фактором конкурентоспособности являются природные ресурсы, используемые в экономике. Очевидно, что большинство из них являются невозоб-новляемыми, т.е. их запасы ограниченны. Поэтому объективно любое государство заинтересовано в их сохранении. Если согласиться с этим, то разумной стратегией является привлечение чужих ресурсов для собственного развития.

Собственные природные ресурсы являются стратегическим запасом и, очевидно, что в условиях стабильно развивающегося общества их цена будет только расти в связи с повышением потребления и издержек на добычу и производство. Поэтому в перспективе в выигрыше окажется государство, сумевшее сохранить свои природные ресурсы, наличие которых наряду с развитым собственным сектором ис-следований-разработок-производства позволит обеспечить технологический суверенитет, технологическое лидерство и контроль над рынками.

Таким образом, национальная конкурентоспособность определяется соответствием уровня развития человеческого потенциала мировым стандартам, способностью привлекать внешние ресурсы для решения собственного развития, а также возможностью активного влияния на глобальные процессы и рынки.

Будем рассматривать национальную конкурентоспособность как совокупность конкурентоспособности государства, бизнеса, и населения (человека) (рис. 1).

Дадим следующие определения.

Конкурентоспособность государства -способность привлечения внешних ресурсов для решения конституционных задач и проведение активной политики на существующих мировых рынках, создание новых рынков и удержания на них доминирующих позиций, стимулирование бизнеса к решению проблемы повышения качества жизни населения.

Конкурентоспособность бизнеса - способность привлечения ресурсов для собственного развития и социально-экономического развития страны в целом, создание новых сегментов рынка за счёт выпуска качественно новых видов продукции, захват существующих рынков за счет использования более эффективных технологий и снижения производственных издержек.

Конкурентоспособность человека - способность к активной деятельности на рынке труда с целью повышения уровня жизни, реализации собственных потребностей.

Высокий уровень национальной конкурентоспособности позволяет государству проводить самостоятельную внешнюю политику, а в ряде случаев игнорировать мнение мирового сообщества.

Таким образом, в общем виде задача повышения конкурентоспособности сводится не к обеспечению превосходства над конкурентом, а к использованию его ресурсов для собственного развития.

Национальная конкурентоспособность

Обеспечение качества жизни населения на уровне мировых стандартов

Конкурентоспособность государства

Привлечение внешних ресурсов Влияние на мировые рынки

Конкурентоспособность бизнеса

Способность к привлечению внешних ресурсов дня решения задач развития

Конкурентоспособность человека

Способность к активной деятельности на рынке труда с целью повышения уровня жизни

Рис. 1. Национальная конкурентоспособность и её составляющие

Рассматривая национальную конкурентоспособность с позиций постиндустриального общества необходимо ориентироваться на приоритет развития человека. С этой точки зрения качество жизни, уровень развития человеческого потенциала будут являться основными

показателями национальной конкурентоспособности.

Конкурентоспособность государства

Разработка на государственном уровне мер по повышению конкурентоспособности должна проводиться в соответствии с государственной политикой социально-экономического развития, и ориентироваться на стратегические цели развития государства. Но при этом повышение конкурентоспособности не должно являться самоцелью, поскольку уровень конкурентоспособности государства есть ни что иное как сравнительная мера оценки его экономического развития и политического веса в глобальном пространстве, а также характеристика эффективности проводимой социально-экономической политики.

При этом даже достижение и превышение мировых показателей по отдельным видам может и не дать повышения общей конкурентоспособности. Так, например, несмотря на свои научно-технические достижения, уникальные ресурсные условия и географическое положение СССР не стал конкурентоспособным государством. В то же время Германия и Япония, вышедшие из второй мировой войны с разрушенной экономикой и практически утраченной политической независимостью, в настоящее время входят в число мировых лидеров.

Характеристикой конкурентоспособности государства является его роль в решении глобальных политических и экономических проблем. Это достигается путём участия в работе различных международных организаций (политических, экономических, военных, научных, культурных и др.). При этом уровень участия (условно - лидер, участник, наблюдатель) определяет и уровень конкурентоспособности государства.

Отметим что участие в мировых альянсах, допуск на мировые рынки зависит как от политических условий, так и от экономического состояния государства. Так, например, участие в 0-8 определяется, прежде всего, политическим весом государства, в то же время при приёме в ВТО основную роль играют экономические условия. Достижение определенного экономического уровня является одним из условий вступления в ЕС.

Конкурентоспособность государства определяется двумя факторами: политической устойчивостью и экономической независимостью. Под политической устойчивостью будем понимать наличие политической системы, обеспечивающей стабильной функционирование государства вне зависимости от внешних факторов.

Экономическая независимость - способность к устойчивому социальноэкономическо-му развитию страны в условиях воздействия внешних (в том числе неблагоприятных) экономических факторов.

Современные подходы к оценке конкурентоспособности государства заключаются в определении набора формальных показателей, установлении веса каждого из них и, исходя из этого, оценки уровня конкурентоспособности по определенной методике

Одним из наиболее известных является рейтинг конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ), рассчитываемый на основе общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. При этом оцениваются сильные и слабые стороны конкурентоспособности стран, что позволяет сформулировать рекомендации по корректировке проводимой экономической политики.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010-2011 (табл. 1.) возглавила Швейцария, далее идут Швеция Сингапур, Соединенные Штаты. Европейские страны продолжают преобладать в первой половине рейтинга среди наиболее конкурентоспособных экономик. Россия занимает 63 позицию рейтинга. По ключевому показателю - «Эффективность рынка товаров и услуг» -страна находится на 123 месте. В числе наиболее серьезных негативных факторов эксперты особо отметили слабость государственных институтов (118 место), низкий уровень стандартов корпоративного управления (119) и недостаточные гарантии защиты прав собственности (126). Россия оказалась в числе аутсайдеров по таким показателям, как развитие финансового рынка (125 место), устойчивость банков (129), инфляция (125), уровень государственного регулирования (128).

По мнению экспертов перечисленные негативные факторы не позволяют «России вос-

пользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование».

Уровень конкурентоспособности России наглядно демонстрирует итоги 20-ти лет проведения рыночных реформ.

В настоящее время в условиях слабости институтов гражданского общества и бизнеса, в отсутствие барьеров (физических, юридических, моральных) по утечке за границу российских интеллектуальных, природных и финансовых ресурсов, нет альтернативы повышению активности государства в управлении экономикой. Необходима разработка собственными силами принципиально новой экономической политики, в основе которой лежит безусловной приоритет развития человеческого потенциала [6, 7]'.

Конкурентоспособность бизнеса

Конкуренция товаропроизводителей осуществляется на рынках конечной продукции, где конкурентоспособность определяется соотношением цена-качество, т.е. возможностью создания продукта по своим тактико-техническим, потребительским и ценовым характеристикам превышающим существующие. При этом параметр «цена» определяется, прежде всего, эффективностью механизмов организации производства, а параметр «качество» -используемыми технологиями.

При развитом рынке технологий добиться превосходства в выпускаемой продукции можно только за счет использования принципиально новых разработок и ресурсов, качественно превосходящих конкурента. Однако фирмы-производители далеко не всегда проводят полный цикл исследований и разработок, предпочитая закупать их у специализированных организаций и адаптировать под свои возможности. И в этом случае требуется привлечение внешних финансовых ресурсов в виде банковских кредитов и интеллектуальных ресурсов в виде квалифицированных специалистов.

Заметим, что организационно-правовая форма фирмы уже не оказывает принципиального влияния на её конкурентоспособность.

Так, например, на мировых рынках наукоемкой продукции Россия представлена в основном фирмами, находящимися в собственности государства, в то же время западные производители аналогичной продукции, как правило, государству не принадлежат.

Таблица 1

Сравнение рейтингов глобальной конкурентоспособности 2010-2011 и Индекса развития человеческого потенциала стран мира 2010г [5].

Эффективность бизнеса определяется не прибылью, которую он получил, а объемом средств, вложенных в развитие, в новые технологии, в исследования и разработки.

Одной из задач государства является поддержка собственных товаропроизводителей на внешнем рынке. Причем, очевидно, что эти действия оказывают влияние и на национальную конкурентоспособность. Вместе с тем

возможны случаи, когда конкурентоспособность бизнеса снижается из-за проведения на государственном уровне неадекватной политики. Так, например, в результате политики 90-х года и тезиса об избыточности российского комплекса производства вооружений присутствие России на мировом рынке вооружений значительно сократилось, что являлось, наряду с ошибками при приватизации, причиной разрушения наукоемкой промышленности.

В последнее время быстрыми темпами растет рынок технологий атомной энергетики. В этой области Россия входит в число лидеров. Но развитие этого рынка влечет за собой и увеличение конкурентной борьбы во всех ее проявлениях. Так, можно предположить связь между развернутыми различными политическими движениями и общественными организациями кампании против ввоза страну отработавшего атомного топлива. При этом использовались различные методы, начиная от подмены понятия «отработавшее топливо» на «радиоактивные отходы», до откровенной дезинформации и руководства страны и общественности о реальном уровне российских технологий переработки отработавшего ядерного топлива.

Примером государственной поддержки своего производителя является ситуация которая сложилась вокруг строительства Росатомом АЭС в Бушере (Иран). Проектом станции предусматривается установка водо-водяного энергетического реактора (ВВЭР). Реакторы такого типа являются самыми распространенными и по своим физическим характеристикам не могут быть использованы для наработки материалов, используемых для изготовления ядерного оружия. Вместе с тем кампания против этого строительства была развернута уже со стороны администрации США.

Яркий пример действий чиновников, которые могут подорвать конкурентоспособность бизнеса, приводит С. Эйзенхауэр [8]: «В декабре 1996 высокопоставленные представители российского правительства провели заседание по вопросу продолжения участия в проекте МКС. Вновь назначенный министр экономики Евгений Ясин поставил под сомнение целесообразность российского участия, однако Ю. Коптев и Ю.Семёнов активно выступили в защиту этого проекта. Ю. Семёнов обратился

Страна The Global Competitiveness Index 2010-2011 Human Development Index 2010.

Рейтинг Оценка Рейтинг

Швейцария 1 5,63 13

Швеция 2 5,56 9

Сингапур 3 5,48 27

США* 4 5,43 4

Германия* 5 5,39 10

Япония* 6 5,37 11

Финляндия 7 5,37 16

Нидерланды 8 5,33 7

Дания 9 5,32 19

Канада* 10 5.30 8

Великобритания* 12 5,25 26

Франция* 15 5,13 14

Китай** 27 4,84 89

*** Эстония 33 4,61 34

Литва*** 47 4,38 44

Италия* 48 4,37 23

Индия** 51 4,33 119

Азербайджан*** 57 4,29 67

Бразилия** 58 4,28 73

Российская Федерация 63 4,24 65

Латвия*** 70 4,14 48

*** Казахстан 72 4,12 66

Украина*** 89 3,90 69

Грузия*** 93 3,86 74

Молдова*** 94 3,86 99

Армения*** 98 3,76 76

Таджикистан*** 116 3,53 112

Кыргызская Республика*** 121 3,49 109

*) G8 **) БРИК ***)Постсоветское пространство

к участникам совещания с вопросом: "Собираемся ли мы войти в 21 век равноправным партнером самой развитой части мирового сообщества или в качестве источника природных ресурсов для других стран, будучи отброшенными на обочину мирового прогресса"».

Поддержка конкурентоспособности производителя на государственном уровне реализуется и при проведении различных переговоров о продвижении на рынок наукоемкой продукции. Механизмы продвижения продукции на рынок наряду с производством рыночно ориентированной продукции составляют одно из важнейших направлений политики повышения конкурентоспособности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурентоспособность человека

Конкурентоспособность человека - способность найти место в жизни, обеспечивающее реализацию собственных потребностей. Полем конкурентной борьбы между людьми является рынок труда. Основные конкурентные преимущества человека включают психофизиологическое состояние, систему ценностей и образовательный уровень.

Рассмотрим подробнее эти три составляющих.

Очевидно, что система психология-физиология есть главный фактор, делающий человека уникальным явлением природы. От уровня развития этой системы зависит человеческая жизнь. Психофизиологическое состояние определяется наследственностью, образом жизни, состоянием здоровья. Рассматривая психофизиологию человека в контексте конкурентоспособности, выделим основные факторы, определяющие степень её развития: наследственность, социальная среда, природная среда.

Система ценностей формируется социальной средой, прежде всего семьёй, государственной идеологией, общественными предпочтениями.

Образование - в современных условиях определяется индивидуальной системой ценностей, собственными возможностями и материальными ресурсами. При этом на этапе образования для собственного развития человек использует внешние ресурсы (информационные, интеллектуальные, материальные и др.): на

ранней стадии развития ребенок пользуется ресурсами родителей, в дальнейшем - ресурсами, получаемыми из внешней среды, например, банковский кредит для получения высшего образования. В конечном итоге конкурентоспособность человека будет определяться качеством потребляемых ресурсов и эффективностью их усвоения.

В качестве одного из показателей конкурентоспособности страны можно использовать Индекс Развития Человеческого Потенциала -ИРЧП. Эксперты ПРООН определяют развитие человека как «... процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой совокупный показатель уровня развития человека, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям:

1. Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

2. Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.

3. Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (III 1С).

В мировой практике проводятся сравнительные оценки развития человеческого потенциала. Согласно отчету [5] за 2010г подготовленному ООН по данным обследования, проведенного в 169 странах, самой благополучной страной в мире признана Норвегия (уровень продолжительности жизни один из самых высоких в мире - 81 год, ВНД на душу населения - $ 58 810 в год). В пятерку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Ирландия.

Россия в рейтинге ИРЧП-2010 занимает 65

место (средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 67,2 года; средняя продолжительность получения образования - 8,8 года; ожидаемая продолжительность получения образования - 14,1 года; ВНД на душу населения - $ 15 258 в год). При этом в докладе отмечается, что средняя продолжительность жизни сократилась с 69 лет в 1970 году до 67 лет в 2010 году.

Следует также отметить и то обстоятельство, что по данным переписи населения 2010 г. численность населения России сократилась с 2002 г. на 2 млн. чел.

Приведенные данные указывают на тенденцию к снижению уровня человеческого потенциала страны, что является одним из главнейших факторов снижения национальной конкурентоспособности.

Таким образом, первоочередной задачей является разработка государственной политики социально-экономического развития, главной целью которой является повышение уровня жизни населения страны.

Заключение

Рассматривая проблему конкуренции и конкурентоспособности в контексте постиндустриального развития, автор исходил из ответа на вопрос: «А для чего всё это делается?».

Очевидно, что ставить самоцелью получение прибыли это значит удовлетворить определённые амбиции, которые присущи далеко не всем людям, интересы которых этим не ограничиваются. И мы снова приходим к мысли, что цель деятельности человека, государства и бизнеса заключается в повышении качества жизни, что возможно только путем привлечения ресурсов, обеспечивающих выпуск продукции и оказание услуг соответствующего качества. В конечном итоге наиболее конкурентоспособен тот субъект, который обеспечил себе наивысшее качество. С другой стороны ресурсы ограничены. А это значит, что повышение качества жизни возможно только путём перераспределения ресурсов. Таким образом, во всех случаях победителем в конкурентной борьбе выходит тот, кто сумел добиться наибольшего развития человеческого потенциала и привлечь лучшие ресурсы для реализации своих целей.

Исходя из этого, понятие конкурентоспособности в контексте постиндустриального развития сформулируем следующим образом: конкурентоспособность - это способность к привлечению внешних ресурсов для собственного развития и возможность полноправного участия в функционировании рынков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хейне П. Экономический образ мышления -Пер. с англ. М.: Каталаксия, 1997

2. Модернизация и конкурентоспособность российской экономики/под ред. И.Р. Курнышевой и И.А. Погосова.; научн. ред. С.Н. Сильвестров. -СПб.: Алетейя, 2010.

3. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. /Сопред. редколл. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. Т.1. От зари цивилизации до капитализма/ Отв. ред. Г.Г. Фетисов. - М.: Мысль, 2004.

4. Портер М. Конкуренция. - М.: Изд. дом Вильямс, 2003.

5. http://gtmarket.ru/news/state/2010/11/05/2719

6. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление В. Путина на расширенном заседании Государственного Совета 8.02.2008./ Россия 2020. Главные задачи развития страны - М.: Издательство Европа, 2008.

7. Главные задачи развития страны Россия 2020. Выступление Д. Медведева на Пятом Красноярском экономическом форуме. 15.02.2008. Красноярск/ Россия 2020. Главные задачи развития страны - М.: Издательство Европа, 2008.

8. Эйзенхауэр С. Партнерство в космосе: американо-российское сотрудничество после «холодной войны». - М.Наука,2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.