Научная статья на тему 'Конкуренция и конкурентоспособность предприятий в 2022-2023 годах.'

Конкуренция и конкурентоспособность предприятий в 2022-2023 годах. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленные предприятия / конкуренция / конкурентоспособность / экономическая политика / санкции / industrial enterprises / competition / competitiveness / economic policy / sanctions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Станиславович Егоров

В статье представлены результаты опросов по конкурентоспособности, проводящихся РЭБ среди руководителей российских промышленных предприятий, которые дают оценку уровню конкурентоспособности производимой ими продукции и уровню остроты конкуренции, сообщают, на каких рынках сбыта конкурентоспособна их продукция, характеризуют факторы, снижающие конкурентоспособность, как со стороны самих предприятий, так и со стороны государственной экономической политики. В статье рассматривается роль государства в повышении конкурентоспособности, а также степень воздействия санкций и коронавируса на конкурентоспособность. Данные представлены за 24 года проведения специального опроса по конкурентоспособности, а анализу подверглись итоги опросов 2022-2023 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition and competitive power of enterprises in 2022-2023.

The article presents the results of the survey about competitiveness held by the REB among the Russian industrial managers, who assessed the level of competitiveness of their production and level of intensity of competition; evaluate the markets where their production is competitive; estimate the factors negatively affecting competitiveness both on the side of enterprises and on the side of economic policy of the state. The article examines the role of the state in increasing competitiveness, as well as the degree of impact of sanctions and coronavirus on competitiveness. The data are presented for entire 24-year period of surveys on competitiveness and the results of 2022-2023 are analyzed.

Текст научной работы на тему «Конкуренция и конкурентоспособность предприятий в 2022-2023 годах.»

А Н А Л И Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы И С Т А Т Ь И

Российский Экономический Барометр. 2023. № 4. ^ 3-15. Rossijskij ekonomicheskij barometr. 2023;(4):3-15.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И СТАТЬИ

Научная статья УДК 338.12.017

doi:1 0.20542/гсЬ. 0^-2023-4-3-15

Конкуренция и конкурентоспособность предприятий в 2022-2023 годах

Андрей Станиславович Егоров

Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, Москва, Россия, andresegorov@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-3682-125X

Аннотация: В статье представлены результаты опросов по конкурентоспособности, проводящихся РЭБ среди руководителей российских промышленных предприятий, которые дают оценку уровню конкурентоспособности производимой ими продукции и уровню остроты конкуренции, сообщают, на каких рынках сбыта конкурентоспособна их продукция, характеризуют факторы, снижающие конкурентоспособность, как со стороны самих предприятий, так и со стороны государственной экономической политики. В статье рассматривается роль государства в повышении конкурентоспособности, а также степень воздействия санкций и коронавируса на конкурентоспособность. Данные представлены за 24 года проведения специального опроса по конкурентоспособности, а анализу подверглись итоги опросов 2022-2023 гг.

Ключевые слова: промышленные предприятия; конкуренция; конкурентоспособность; экономическая политика; санкции

Для цитирования: Егоров А.С. Конкуренция и конкурентоспособность предприятий в 20222023 годах. // Российский Экономический Барометр. 2023. № 4. C. 3-15. https://doi.org/10.20542/reb.rus-2023-4-3-15.

ANALYTICAL MATERIALS AND ARTICLES

Original article

Competition and competitive power of enterprises in 2022-2023 Andrei S. Egorov

Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, andresegorov@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0003-3682-125X

Abstract: The article presents the results of the survey about competitiveness held by the REB among the Russian industrial managers, who assessed the level of competitiveness of their production and level of intensity of competition; evaluate the markets where their production is competitive; estimate the factors negatively affecting competitiveness both on the side of enterprises and on the side of economic policy of the state. The article examines the role of the state in increasing competitiveness, as well as the degree of impact of sanctions and coronavirus on competitiveness. The data are presented for entire 24-year period of surveys on competitiveness and the results of 2022-2023 are analyzed.

Keywords: industrial enterprises; competition; competitiveness; economic policy; sanctions For citation: Egorov A. S. Competition and competitive power of enterprises in 2022-2023. Rossijskij ekonomicheskij barometr. 2023;(4):3-15. (In Russ.). https://doi.org/10.20542/reb.rus-2023-4-3-15.

1. ОСТРОТА КОНКУРЕНЦИИ

Острота конкуренции, с которой сталкиваются российские промышленные предприятия, измеряется в опросах РЭБ четырьмя способами, которые отличаются друг от друга используемой для их измерения шкалой, охватом рынков сбыта и частотой рассылки анкет. Первый способ состоит в том, что респонденты оценивают конкуренцию по 5-балльной шкале, где «1» означает, что конкуренция полностью отсутствует, а «5» -конкуренция столь остра, что продукция предприятия находится на грани вытеснения с

рынка. По охвату это самый широкий показатель из четырёх, так как он предлагает оценивать конкуренцию по всем рынкам сбыта продукции предприятия в целом. Второй способ аналогичен, но не столь широк по охвату. Здесь предлагается оценивать только конкуренцию со стороны нероссийских товаров. Информация для двух первых показателей собирается одновременно два раза в год. Информация ещё для двух способов измерения конкуренции собирается раз в год в ходе специального опроса по конкурентоспособности. Выборка предприятий та же самая, но шкала другая. Респонденты характеризуют остроту конкуренции одним из четырёх уровней: очень сильная; сильная; средняя; слабая и почти нулевая. При этом в одном случае (третий способ) речь идёт о конкуренции на внутреннем рынке, а в другом (четвёртый) - на внешних рынках сбыта.

Каждый из описанных четырёх способов измерения конкуренции имеет свой смысл. Поэтому в Таблице 1 приводится динамика четырёх индексов, построенных на их основе. При этом чтобы иметь возможность сравнивать, четырёхступенчатая шкала (для двух последних случаев) переведена в 5-ти балльную с такими весами: 1 - 2.33 - 3.67 - 5.

ТАБЛИЦА 1.

ОСТРОТА КОНКУРЕНЦИИ (5-ти балльная шкала)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

1. В целом по основным рынкам сбыта11 3.5 3.6 3.6 3.6 3.6 3.6 3.7 3.5 3.5 3.6 3.7 3.3 3.7 3.6 3.5 3.6 3.7 3.8 3.4 3.3 3.4 3.4 3.2 3.33)

2. Со стороны нероссийских товаров 11 2.7 2.7 2.6 2.9 2.8 3.1 2.8 3.1 3.0 3.3 3.1 3.1 3.4 3.3 3.2 3.2 2.9 2.9 2.7 3.0 3.0 2.8 2.4 2.33)

3. На внутренних рынках сбыта 2) 2.8 3.0 2.8 3.1 3.3 3.4 3.4 3.3 3.2 3.2 3.2 3.1 3.2 3.3 3.0 3.0 3.3 3.4 3.2 3.0 3.1 3.0 2.5 2.9

4. На внешних рынках сбыта 2) 3.3 3.3 3.3 3.4 3.4 3.5 3.5 3.5 3.5 3.4 3.3 3.1 3 3.6 3.2 3.1 3.3 3.2 2.8 3.2 3.2 3.4 2.8 2.9

Сводный индекс конкуренции 3.07 3.15 3.07 3.25 3.27 3.40 3.35 3.35 3.30 3.37 3.32 3.15 3.32 3.45 3.22 3.22 3.30 3.35 3.02 3.10 3.18 3.15 2.73 2.85

1) Среднее по двум полугодовым опросам. «1» - практически отсутствует, «5» - очень острая

конкуренция, на грани вытеснения с рынка.

2) «1» слабая, почти нулевая, «5» - очень сильная.

3) Первое полугодие.

В 2022 г. уровень конкуренции в целом по основным рынкам сбыта опустился до минимального значения за всю историю наблюдений - до 3.2 балла. В 2023 г. он чуть увеличился, прибавив 0.1 балла, но остался в зоне минимальных значений, хотя это данные за первое полугодие, и впоследствии они могут быть скорректированы.

Уровень конкуренции со стороны импортных товаров в 2022 г. составил 2.4 балла, а в первой половине 2023 г. опустился до уровня 2.3 балла, что оказалось минимальными значениями с начала измерений.

Достижение минимального значения произошло и с уровнем конкуренции на внутренних рынках сбыта. В 2022 г. он впервые опустился до 2.5 балла. Значение 2023 г. -2.9 балла - в тройке минимальных.

Что касается уровня конкуренции на внешних рынках, то в 2022 г. он составил 2.8 балла, что оказалось также минимальным значением за всю историю наблюдений, хоть и повторением значения 2018 г. В 2023 г. острота конкуренции возросла всего на 0.1 балла.

Чтобы несколько компенсировать неустойчивость оценок из-за небольшого размера выборки и малой частоты измерения, мы рассчитываем сводный индекс конкуренции, получаемый как арифметическое среднее из четырёх частных показателей. При всей

условности такого усреднения оно позволяет получить более устойчивую оценку (последняя строка в Таблице 1). Неудивительно, что значения 2022-23 гг. самые низкие за всю историю наблюдений с 2000 года - 2.73. и 2.85 баллов соответственно.

Перечисленные выше различные подходы к измерению уровня конкуренции позволяют нам сделать вывод о том, что произошли какие-то серьёзные изменения на рынках промышленных товаров России. Однако ни один из способов измерения не даёт чёткий ответ о причинах произошедших изменений. Но мы позволим себе предположить, что столь всеобъемлющее снижение уровня конкуренции (то есть по всем измеряемым показателям) произошло не из-за одной причины, а из-за совокупности причин: произошло сокращение количества предприятий из-за последствий пандемии (не все пережили локдаун и другие ковидные ограничения), существенным оказалось сокращение присутствия иностранных компаний из-за их ухода с российского рынка после начала специальной военной операции, чувствительным стало и санкционное воздействие, выразившееся в снижении импорта из-за его физического ограничения, а также из-за ограничений трансграничных денежных переводов.

2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Прежде всего следует отметить, что специальный опрос по конкурентоспособности в 2022 году проводился, начиная с марта того же года, а значит ответы респондентов характеризуют положение дел и настроения, имевшие место в первые месяцы специальной военной операции, а значит в период развёртывания нового масштабного витка санкций против российской экономики. Опрос 2023 года проходил уже в условиях некоторой стабилизации, связанной с адаптацией экономики к санкционной действительности. Скорее всего, многие ответы двух последних опросов были даны респондентами РЭБ под влиянием происходящих событий.

Респонденты РЭБ оценивают конкурентоспособность (КС) производимой продукции по трёхуровневой шкале «высокая - средняя - низкая»1. Основная часть респондентов традиционно определяет конкурентоспособность своей продукции как среднюю. Так произошло и в 2022 г., когда группа предприятий со средней КС составила 69%, что является довольно высоким значением. Напомним, что минимальным оно было в 2013 г. с долей 55%, а максимальным в 2020 г. с долей 75%. Как высоко конкурентоспособную свою продукцию оценили 25% участников опроса, что существенно ниже значения предыдущего года, когда был достигнут исторический максимум (45%). Доля предприятий, определивших свою продукцию как низко конкурентоспособную, оказалась близкой к минимальной с начала наблюдения и составила всего 6%. В 2023 году ситуация немного изменилась. Доля оценивающих свою продукцию, как средне конкурентоспособную, за год уменьшилась на 6 пунктов и составила 63%, а доля тех, кто высоко оценил КС своей продукции, увеличилась на 7 пунктов до 32%, что оказалось довольно высоким (четвёртым «сверху») значением за всю историю наблюдений (а именно: за 24 года). Рекордно большую долю высоко конкурентоспособных предприятий, полученную в 2021 г., мы связывали с ростом уверенности предприятий в своей высокой конкурентоспособности, в связи с преодолением ими периода разнообразных ограничений, связанных с ковидом. В марте 2022 г. эта уверенность сократилась почти вдвое, но первоначальный шок от санкций и других последствий геополитических изменений уже через год был преодолён, хотя речи о восстановлении до прежних (максимальных) значений 2021 года пока нет.

Чтобы представить динамику оценок конкурентоспособности в более наглядном виде, мы используем индекс конкурентоспособности, рассчитываемый путем «конвертации» трехступенчатой градации в 100-балльную шкалу следующим образом: высокая конкурентоспособность - 100 баллов; средняя - 67; низкая - 33. (Ранее не конкурентоспособная продукция приравнивалась к 0). В 2021 г. за счёт рекордно большой доли высоко конкурентоспособных предприятий, индекс конкурентоспособности достигал максимума за все годы наблюдений (80 баллов). Возможно, теперь ещё долго мы будем сравнивать значения

1 До 2006 года шкала была четырёхуровневая и включала позицию «продукция не конкурентоспособна»

5

индекса с этим пиком. Хотя если в 2022 г. значение индекса действительно существенно снизилось и составило 73 балла, то к 2023 г. оно немного подросло и уже равнялось 76 баллам, что оказалось третьим значением за все годы измерений.

ТАБЛИЦА 2.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ (доля предприятий, %)

о 1 2 со 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 2020 2021 2022 2023

о см о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2

Высокая 18 15 16 13 17 16 21 21 27 27 22 25 22 34 24 26 22 30 37 27 20 46 25 32

Средняя 65 67 68 70 72 59 67 70 67 63 65 63 66 55 65 67 66 59 56 67 75 52 69 63

Низкая 15 14 12 16 8 21 9 9 6 10 11 11 12 11 11 7 12 11 7 6 5 2 6 5

Продукция не конкурентоспособна 2 4 4 1 3 4 3

Индекс конкурентоспособности 66 65 66 65 68 62 69 71 74 72 69 71 70 75 71 73 70 73 77 74 72 80 73 76

В нашем исследовании мы считаем допустимым косвенно оценивать конкурентоспособность по тому, на каких рынках сбыта конкурентоспособна продукция предприятий. Как видно из Таблицы 3, подавляющее большинство респондентов видит свою продукцию конкурентоспособной на внутреннем рынке РФ. Доля таких предприятий за последние девять лет не опускалась ниже 90%, в 2022-23 гг. достигала максимальных (второе и первое место соответственно) значений в 96-97%, хотя и не в первый раз.

На втором месте традиционно находится регион СНГ. В 2020 г. его отметили около 61% участников опроса, что оказалось рекордом за все годы наблюдений. Затем началось снижение. За последние два года эта группа теряла по 10 процентных пунктов за год, и к 2023 г. составила 32%, «откатившись» таким образом на уровень, не встречавшийся после 2008 г. Также до максимального уровня с начала измерений в 2021 г. поднималась доля тех, для кого были «проходимы» рынки Западной и Восточной Европы, суммарно набравшие 28%. Вероятно по инерции примерно такой же большой процент отметивших данный регион был зафиксирован и в 2022 г. - 27%. Однако значение 2023 г. - 11% - не получается охарактеризовать иначе, как драматичное падение. Что касается Северной Америки, то в 2022 г. здесь была зафиксирована максимальная доля респондентов, указавших, что в этом регионе их продукция конкурентоспособна (13%), но в 2023 г. североамериканский рынок постигла такая же участь, что и европейский: доля тех, кто считает свою продукцию конкурентоспособной упала на 10 п.п. до 3%. Привлекает внимание тот факт, что на рынках Азии в последние три года наблюдалась примерно такая же картина: заметный рост доли конкурентоспособных в 2021-22 гг. (до 13-12%) и не менее ощутимое снижение в 2023 г. - до 6%. Вероятно, разворот на Восток пока в большей степени можно охарактеризовать ростом конкурентоспособности товаров из этого региона на российском рынке, чем увеличением КС российских товаров на азиатском рынке.

Отметим также, что в опросе есть вариант ответа, что продукция не конкурентоспособна ни на одном из рынков. Трудно понять, что подразумевали респонденты, выбирая этот пункт, однако ранее ежегодно находилось от 1 до 9% участников опроса, которые отвечали именно так. В последние три года никто из участников опроса не отмечал этот пункт, что мы считаем позитивной тенденцией, говорящей об уходе с рынка предприятий, которые сами считали свою продукцию не конкурентоспособной ни на одном из рынков сбыта. Данных судить об этом не достаточно, но возможно локдаун и другие ковидные ограничения 2020-21 гг. стали катализатором, приведшем к санации рынка (причём с приставкой «экспресс», ведь упомянутые выше 9% не конкурентоспособных ни на одном из рынков были зафиксированы в 2019 г.).

ТАБЛИЦА 3.

РЫНКИ СБЫТА, НА КОТОРЫХ ПРОИЗВОДИМАЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРОДУКЦИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНА (доля предприятий, %)

О О о 2 о 3 о 4 о 5 о 6 о 7 о 8 о 9 о 0 - 2 3 4 5 6 7 8 9 0 см Б 2 см 3 см

СМ см см см см см см см см 20 см см см см см см см см см см 20 20 20 20

Россия 83 85 87 86 88 86 87 92 90 88 84 93 88 88 89 90 94 94 97 91 91 96 96 97

СНГ 34 29 31 38 32 37 33 31 32 38 37 37 35 43 34 43 48 40 39 51 61 52 42 32

Западная

и Восточна 11 17 17 17 12 11 8 13 15 16 17 11 11 10 12 13 14 14 9 15 20 28 27 11

я Европа

Северная Америка 2 4 4 3 3 3 2 2 - 2 4 - 1 5 4 3 4 4 6 3 9 7 13 3

Азия 3 0 9 13 12 6

Примечание: можно было отметить несколько позиций.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Ещё один способ измерения конкурентоспособности российских предприятий (см. Таблицу 4) применяется нами на основании обследования одного из вопросов обычной анкеты РЭБ. Респондентов просят сравнить основную часть своей продукции по критерию «соотношения качества и цены» с известными им аналогами, торгуемыми на мировых рынках. Максимальную оценку в 100 баллов предлагается поставить в том случае, если респондент полагает, что продукция его предприятия лучшая из ему известных по данному критерию, а минимальную «0» - если он считает её худшей. Участникам опроса предлагается дать оценку конкурентоспособности своей продукции в настоящее время, оценить, какой она была пять лет назад (мы назвали это ретроспективной или «ретро-оценкой»), и предположить, какой она будет через 5 лет (прогноз). Данный вопрос задаётся дважды в год.

ТАБЛИЦА 4. (начало) КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПО СООТНОШЕНИЮ КАЧЕСТВА И ЦЕНЫ1)

«ретро-оценка» текущая оценка

см со 4 5 6 7 8 9 0 2 3 4 5 6 7 7 8 9 0 2 3 4 5 6 7 8 9 2020 2021 2022

о см о см о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 о 2 см 0 2

Вся выборка 67 67 70 72 72 74 72 77 79 77 77 78 78 84 81 80 78 76 75 74 77 76 76 75 80 81 79 81 79 83 82 81 85 85

Металлургия 69 78 83 78 72 76 74 74 86 78 73 80 81 88 87 81 76 78 91 89 75 74 68 77 73 75 45 64 77 83 91 83 84 77

Машиностроение 67 69 70 70 73 76 69 74 78 81 77 78 82 82 78 77 81 74 72 76 77 76 75 71 78 79 83 83 80 82 80 75 88 91

Химия и нефтехимия 64 64 71 75 72 71 67 68 79 77 93 63 59 80 86 78 85 71 88 73 86 78 86 76 82 84 86 92 83 80 93 90 89 88

Лесопромышленный комплекс 75 67 79 67 76 74 72 77 80 72 75 83 85 77 78 50 76 83 73 78 82 85 77 80 78 82 76 82 93 84 59 82 46 82

Производство стройматериалов 64 62 73 69 66 75 35 76 80 66 63 90 48 - 46 84 70 84 70 74 75 67 75 30 73 79 86 75 77 73 - 67 94 75

Лёгкая промышленность 67 57 65 75 65 70 83 90 77 81 84 71 73 90 87 78 75 74 65 69 74 70 73 74 79 82 79 84 70 81 65 90 85 80

Пищевая промышленность 66 75 72 72 73 76 77 85 83 66 82 74 75 95 93 93 81 77 80 75 76 81 81 89 92 90 84 88 74 100 80 92 89 90

ТАБЛИЦА 4. (продолжение)

прогноз

см 3 4 ю 6 7 8 9 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 со см о 2

о см о см о см о см о 2 о 2 о 2 о 2

Вся выборка 85 80 82 82 81 83 80 84 84 81 87 87 91 89 82 89 92

Металлургия 88 90 97 77 85 81 83 74 77 29 72 83 90 93 87 86 88

Машиностроение 84 76 79 84 83 84 76 81 81 83 89 85 87 90 74 92 94

Химия и нефтехимия 63 94 78 92 83 86 73 90 89 89 97 93 96 87 91 90 90

Лесопромышленный комплекс 89 89 90 86 91 83 99 46 89 84 80 - 98 71 86 53 90

Производство стройматериалов 94 78 75 76 72 69 25 72 80 95 83 83 80 - 75 96 80

Лёгкая промышленность 84 71 85 83 76 79 75 86 89 81 88 91 86 65 93 90 100

Пищевая промышленность 88 86 81 83 86 85 95 96 93 91 95 89 110 94 84 97 103

1) Среднее по двум полугодовым опросам. «100» - лучшие имеющиеся на мировом рынке образцы

продукции, «0» - худшие.

2) Первое полугодие.

Главное изменение 2022-23 гг. - это рекорд текущих оценок конкурентоспособности (85%), а также возврат к многолетней традиции (тенденции), которая заключается в том, что каждый год руководители предприятий сообщают, что конкурентоспособность основной части их продукции 5 лет назад была ниже текущей (в 2020 г. «ретро-оценка» впервые за 15 лет наблюдений был выше текущего значения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные по 2023 г. являются предварительными, но, кажется, уже можно обратить внимание на существенное увеличение оптимизма в прогнозе. По сравнению с 2021 -ковидным годом, когда прогноз снижался до 82 баллов, в 2023 г. он повысился на 10 баллов, что вывело значение ожиданий на 2028 г. на максимальный за всю историю наблюдений уровень - 92 балла. В 2022 г. прогнозное значение было чуть ниже, но всё равно в зоне максимальных значений - 89 баллов (второе место). Таким образом можно сделать вывод, что ковид оказался весьма убедительным основанием для пессимистичного взгляда в будущее, а ситуация последних двух лет, наоборот, внушает оптимизм, видимо в связи с открытием больших возможностей из-за ухода иностранных производителей с российского рынка.

Разница между оценкой текущей КС и прогнозируемой, которая в 2021 г. достигла минимального значения в 1 балл, в 2023 г. составила 14 баллов, что оказалось вторым значением после 18 баллов, зафиксированных в 2007 г.

ЧТО МЕШАЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ?

В 2022-23 гг. больше всего конкурентоспособности вновь мешало «старое оборудование», которое долгое время находилось на первом месте среди помех конкурентоспособности выпускаемой продукции, однако начиная с 2015 г. из-за неуклонного падения рейтинга оно стало утрачивать своё первенство. Два года назад мы даже полагали, что утрата ведущей позиции в перечне помех окончательная, так как тренд на снижение казался достаточно устойчивым, но ситуация изменилась. Тем не менее, значения рассматриваемых двух последних лет (33 и 37%) всё-таки заметно ниже значений, полученных в 2000-е, когда этот пункт отмечали по 53-66% участников опроса (см. Таблицу 5).

Второе место занимает «нехватка финансовых средств» - ещё один фактор, долгое время лидировавший с огромным отрывом от остальных ограничений, но со временем терявший свои позиции. Сейчас на него указали по 29% участников опроса в 2022-23 гг.

Третье место в 2022 г. занимали «трудности быстрого обновления продукции», которые и в предыдущие три года имели высокий рейтинг. В 2022 г. доля отметивших этот пункт заметно снизилась до 23%. Столько же отметили его и в 2023 г., однако третье место в этот год занял «слабый маркетинг (плохое знание рынка)», который в последние годы

демонстрировал нестабильность: всего 6% в 2022 г. - минимум за все годы наблюдений, и 25% - второе место в 2023 г. Вероятно, потери иностранных рынков, о чём говорят цифры снижения конкурентоспособности на внешних рынках, поставили перед российскими предприятиями задачи освоения новых рынков, на которых старые знания оказались недостаточны, а в 2022 г. ещё трудно было представить масштаб вытеснения российских компаний с внешних рынков, что и отразилось на низком рейтинге данного фактора.

ТАБЛИЦА 5.

ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

(доля предприятий, %)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Старое оборудование 66 56 58 58 56 55 56 53 56 53 50 45 57 51 39 40 38 33 45 30 34 26 33 37

Несовершенная технология производства 23 16 18 18 23 26 18 24 17 22 21 21 12 20 18 14 24 12 10 15 23 13 4 8

Низкая квалификация работников 9 13 10 14 12 15 20 25 33 18 17 24 21 14 21 16 22 12 19 24 20 20 13 20

Низкое качество поставок сырья и комплектующих 26 25 18 21 32 24 26 28 23 20 20 26 24 20 13 14 18 23 16 9 16 20 13 6

Нестабильность поставок сырья и комплектующих 16 12 9 8 8 4 7 6 5 8 6 7 4 2 2 6 6 2 6 9 2 9 15 9

Неэффективный менеджмент 7 11 13 17 16 14 12 9 16 13 13 13 13 12 13 8 8 10 10 12 14 13 4 12

Медленное обновление продукции 17 19 18 26 27 25 33 25 18 19 17 18 25 22 14 23 24 17 16 33 32 30 23 23

Слабый маркетинг, плохое знание рынка 22 18 23 24 18 22 21 21 13 19 22 16 16 22 27 11 20 17 29 18 20 17 6 25

Посредники, вздувающие цены 13 15 16 16 18 20 26 16 25 22 22 24 24 25 29 19 24 35 26 24 11 11 15 18

Нехватка финансовых средств 57 53 53 50 42 35 35 42 39 47 42 45 45 42 32 43 48 33 32 27 34 15 29 29

Слабый НИОКР 6 11 11 13 8 7 4 7 10 8 9 7 9 11 7 10 14 8 2 12 5 7 6 8

Примечание: требовалось ограничиться тремя факторами.

Рост относительно 2021 г. фактора «старого оборудовании» в 2022 и 2023 гг. можно отчасти объяснить снижением доли предприятий, покупающих новое импортное оборудование, хотя уровень, достигнутый в последние два года никак нельзя назвать удручающим, даже наоборот. (см. Таблицу 6). А что касается приобретения лицензий, "ноу-хау" и патентов, 2023 г. стал наиболее благополучным за все 23 года наблюдений.

ТАБЛИЦА 6.

ПРЕДПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ ПРИОБРЕЛИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА: ЛИЦЕНЗИИ, «НОУ-ХАУ» И ПАТЕНТЫ, НОВОЕ ИМПОРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, А ТАКЖЕ КОМПЬЮТЕРЫ И ПРОГРАММЫ

(доля предприятий, %)

о 2 о 3 о 4 о 5 о 6 о 7 о 8 о 9 о 0 - 2 3 4 5 6 7 8 9 0 см С\1 2 см 3 см

20 20 20 20 20 20 20 20 20 см см см см см см см см см см 20 20 20 20

Лицензии, "ноу-хау", патенты 15 12 14 15 16 11 14 13 7 6 7 5 8 11 10 10 8 10 6 16 13 15 17

Новое импортное оборудование 16 18 26 23 32 35 42 40 46 46 46 42 60 54 60 58 54 48 55 50 72 56 57

Компьютеры и программы 71 72 74 82 79 83 85 82 77 80 83 78 78 68 64 60 58 68 61 66 72 62 63

Новое российское оборудование* 46 40

*этот пункт был включён в вопрос в 2022 г.

Продолжившиеся вопреки санкциям и запретам закупки импортного оборудования привели к росту его доли в структуре производственных фондов российских предприятий, доведя её до 65% в 2023 г. (максимум за весь период наблюдения). При этом доля советского модернизированного оборудования снижается четвёртый год подряд (с 45% в 2019 г. до 35% в 2023 г. Хотя доля советского не модернизированного оборудования немного возросла после рекордно низкого значения 2021 г., но всё же это уже очень далеко от значений 2007-2008 гг., когда она составляла 35-40%.

ТАБЛИЦА 7.

ОБОРУДОВАНИЕ, НА КОТОРОМ В ОСНОВНОМ РАБОТАЮТ ПРЕДПРИЯТИЯ

(доля предприятий, %)

О оо о СП о 0 - 2 3 4 5 6 7 8 9 0 см 2 см 3 см

СМ см см см см см см см см см см см см 20 20 20 20

Советское не модернизированное оборудование 40 35 29 27 21 29 23 25 18 18 25 23 15 25 7 13 11

Советское модернизированное оборудование 45 40 45 44 49 45 51 41 47 54 33 39 45 43 41 37 35

Оборудование, созданное после 1991 г. в СНГ 11 12 15 14 16 13 17 20 13 14 17 16 15 14 24 19 15

Импортное оборудование 30 32 40 44 51 41 38 43 53 60 60 48 52 52 61 63 65

Примечание: сумма может превышать 100%, так как можно было отметить несколько пунктов.

Далее речь пойдёт о приоритетных направлениях развития внутри самих предприятий, которые, по мнению руководителей, наиболее важны для повышения КС продукции. В 2022-23 гг., как и в последние девять лет, наиболее важной (востребованной) мерой оказалось повышение квалификации кадров. На это указали 52 и 49% опрошенных соответственно. Второе место перешло к модернизации производственного аппарата (46 и 35%). Третье место принадлежит созданию эффективно работающих маркетинговых служб: 17% в 2022 г. (минимум за всю историю наблюдений) и 28% в 2023 г. (тоже очень низкое значение - второе снизу для этого показателя).

ТАБЛИЦА 8.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ СО СТОРОНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ (доля предприятий, %)

0 О о 2 о 3 о 4 о 5 о 6 о 7 о 8 о 9 о 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 см 2 см 3 см

20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 см см см см см см см см см см 20 20 20 20

Повышение квалификации кадров 51 40 38 39 40 40 50 53 55 49 44 49 55 48 41 47 52 52 48 48 48 50 52 49

Реорганизация

организационно-управленческих 17 14 14 12 13 15 10 11 14 12 14 11 12 12 9 14 10 10 6 0 16 11 4 9

структур

Модернизация

производственного 30 30 34 40 40 33 43 36 35 36 42 52 37 40 29 31 48 33 35 36 34 33 46 35

аппарата

Восстановление кооперативных связей 18 15 17 16 14 17 10 12 12 13 7 9 11 12 9 21 16 10 13 15 14 15 12 11

Создание

работоспособных 51 47 49 47 49 50 46 42 37 42 44 31 34 43 48 35 28 40 45 36 41 35 17 28

маркетинговых служб

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Судя по многолетним наблюдениям, респонденты не считают, что государственное регулирование имеет существенное воздействие на КС предприятия. Подавляющее большинство респондентов либо затрудняется оценить действия государства в этой сфере, либо воспринимает его в качестве пассивного наблюдателя, не помогающего, но и не мешающего предприятиям. В 2022 г. таких предприятий оказалось рекордно много - 90%, а в 2023 г. заметно меньше - 73%. При этом доля оценивших государственное воздействие положительно в 2023 г. (после серьёзного снижения 2022 г. с рекордных 16 до 8%) вновь повысилось до 15%. При этом доля отрицательно оценивающих госвоздействие в 2022 г. опускалось до минимального значения в 2%, а в 2023 г. восстановилось до характерных для последних пяти лет 13%. Что касается индекса государственного воздействия на конкурентоспособность, то после того, как в 2021 г. он значительно вырос за счёт большой доли положительных оценок и достиг исторического максимума (50), в 2022 г. он оказалось снова рекордным (53), а в 2023 г. снизился лишь на 1 балл.

ТАБЛИЦА 9.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

(доля предприятий, %)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Положительное воздействие 6 5 6 4 3 2 2 6 3 3 4 2 5 2 11 7 6 4 3 0 0 16 8 15

Нейтральное(включая затруднившихся с оценкой) 78 81 74 72 74 80 78 81 81 81 77 81 76 71 69 82 80 77 84 88 86 68 90 73

Отрицательное воздействие 16 14 20 24 23 18 20 13 16 16 19 17 19 27 20 11 14 19 13 12 14 16 2 13

Индекс государственного воздействия на конкурентоспособность 1) 45 45 43 40 40 42 41 46 43 43 42 42 43 37 45 48 46 42 45 44 43 50 53 52

1) По 100-балльной шкале: «0» - отрицательное воздействие, «50» - нейтральность, «100» -положительное воздействие.

В рейтинге факторов, оказывающих негативное воздействие на конкурентоспособность продукции со стороны экономической политики государства, в 2022 г. на первом месте оказался «нестабильный курс рубля» (см. Таблицу 10).

ТАБЛИЦА 10.

ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (доля предприятий, %)

0 О о 2 о 3 о 4 о 5 о 6 о 7 о 8 о 9 о 0 - 2 3 4 5 6 7 8 9 0 см c\i 2 см 3 см

20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 см см см см см см см см см см 20 20 20 20

Высокие налоги 80 73 72 76 58 59 59 59 68 50 50 76 71 63 57 42 44 52 42 42 48 52 29 37

Дорогой кредит 36 41 43 36 39 44 44 49 49 54 41 41 35 43 43 50 48 44 32 30 39 20 35 29

Опережающий рост цен на услуги ТЭК и 38 51 50 61 60 56 53 56 59 57 61 59 47 62 50 26 38 42 48 27 30 28 23 25

транспорта

Инфляция 17 18 17 19 16 18 22 17 23 22 21 19 16 22 27 24 28 27 16 27 11 37 40 34

Нестабильный курс рубля 23 12 7 9 10 2 5 5 5 18 14 10 9 6 21 35 38 25 6 27 45 24 42 31

Протекционизм на внешних рынках 8 7 11 9 9 13 12 11 8 10 14 7 14 14 13 8 10 8 16 15 14 20 15 6

Это и не удивительно, с учётом резкого падения стоимости рубля в марте 2022 г. Этот фактор отметили 42% участников опроса, что лишь немногим уступает результату 2020 г., который оказался историческим максимумом. В 2023 г. больше всего голосов набрал наиболее частый лидер рейтинга - «высокие налоги», но с одним из самых низких значений за всю историю наблюдений - всего 37%. На втором месте в 2022-23 гг. была инфляция, причём с рекордно высоким значением в 2022 г. (40%) и тоже по вполне очевидным причинам.

Ежегодно мы спрашиваем руководителей предприятий о том, какие меры, на их взгляд, необходимо принять государству для того, чтобы уровень конкурентоспособности продукции их предприятий повысился. Два основных направления - сохранение стабильности финансово-экономической политики и снижение налогов - почти всегда опережают другие, сменяя друг друга в статусе лидеров рейтинга. Так произошло и в 202223 гг. В 2022 г. стабильность финансово-экономической политики виделась респондентам РЭБ наиважнейшей мерой, но с вполне умеренной оценкой в 62%, в то время как снижение налогов, хоть и сохранило вторую позицию в рейтинге, но с минимальным для себя значением в 44%. В 2023 г. значимость этих двух факторов сравнялась. Остальные факторы в последние два годы находили меньший отклик у респондентов, кроме удешевления коммерческого кредита, который в 2021 г. достиг минимального для себя значения, а в последние два года уверенно рос (+9 и +7 пунктов за год).

ТАБЛИЦА 11.

НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ (доля предприятий, %)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Снижение налогов 79 72 71 79 67 68 64 61 69 64 56 81 70 72 64 52 54 46 52 48 55 65 44 51

Сокращение вмешательства государства в работу предприятия 7 7 5 7 8 9 6 12 12 8 9 8 11 9 13 14 8 15 16 12 16 7 6 5

Удешевление коммерческого кредита 34 33 33 34 42 41 47 47 38 52 39 37 45 43 27 43 48 46 32 30 34 22 31 38

Исключение инвест. затрат на новые НИОКР и закупку оборудования из налогооблагаемой базы 24 27 27 28 31 41 33 39 35 24 28 27 30 34 18 18 18 23 29 27 30 30 25 22

Стабильность финансово-экономической политики 72 65 54 47 47 42 51 43 48 58 61 53 42 52 57 63 72 62 52 55 64 59 62 51

Создание общего экономического пространства со странами СНГ - - - 18 16 18 14 14 18 14 16 10 21 23 16 16 12 17 23 12 23 15 15 9

Ограничение бюрократии и борьба с коррупцией 13 9 34 28 15 12

ПРИЧИНЫ УСПЕХА ИНОСТРАННЫХ КОНКУРЕНТОВ

Сравнивая свою продукцию с представленной на российском рынке продукцией иностранного производства, руководители отечественных предприятий в 2022-23 гг. больше внимания уделяли новым технологиям (их отметили 33-38%) и большим финансовым возможностям конкурентов (35-34%). В целом эти качества всегда были в лидирующих позициях рейтинга. А замыкало тройку лидеров обычно высокое качество, что повторилось и в 2022-23 гг. Но наше внимание привлекает не эта стабильность, а существенные изменения некоторых факторов второго эшелона, случившиеся за последние 2 года. В 2021 г. всего 4% респондентов не обнаруживали особых успехов у иностранных компаний на отечественном рынке, что было минимальным значением за 22 года опросов. А в 2022 г. уже 23% полагали, что особых успехов у зарубежных конкурентов на российском рынке нет. В 2023 г. их рекордная доля сократилась до 17%, но всё равно это второе значение за все годы наблюдений. Стремительным снижением отметились и «налоговые и прочие льготы», опустившиеся до минимальных для себя значений в 6-2%. «Низкая цена» и «умелый менеджмент» в 2022 г. также демонстрировали существенное снижение до минимальных значений в 6%, хотя в 2023 г. они в разной степени подросли.

ТАБЛИЦА 12.

ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА ЗАРУБЕЖНЫХ КОНКУРЕНТОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ (доля предприятий, %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 см о 3 о 4 о 5 о 6 о 7 о 8 о 9 о 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 см Б 2 см 3 см

см 20 20 20 20 20 20 20 20 см см см см см см см см см см 20 20 20 20

Особых успехов нет 10 9 10 10 8 11 6 8 11 11 10 8 6 9 13 12 12 10 9 11 4 23 17

Низкая цена 15 20 22 21 27 27 23 21 26 20 31 29 25 25 18 16 23 23 33 25 22 6 17

Высокое качество 30 29 35 33 33 31 45 36 34 32 36 33 38 18 23 34 23 16 33 32 28 29 20

Новые технологии 35 32 39 42 37 44 50 51 35 48 42 45 46 34 35 48 44 42 48 32 46 33 38

Маркетинг и реклама 24 25 23 25 24 28 20 27 26 28 32 20 31 25 29 22 19 16 12 20 17 23 18

Умелый менеджмент 15 23 22 23 19 17 17 18 18 16 18 24 20 16 13 6 17 23 15 11 20 6 9

Финансовые возможности 35 36 34 42 36 39 32 42 43 43 35 34 38 41 43 38 33 19 18 36 28 35 34

Налоговые и прочие льготы 12 9 16 12 13 13 19 19 19 15 20 16 17 27 14 16 15 10 9 20 22 6 2

Примечание: требовалось ограничиться тремя важнейшими факторами.

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ И КОРОНАВИРУСА НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

В заключительной части спецопроса по конкурентоспособности уже 9 лет подряд задаётся вопрос о том, как санкции в отношении России и ответные меры, по мнению респондентов, сказались на конкурентоспособности их предприятий. Большинство отвечавших на этот вопрос на протяжении всего периода полагало, что санкции никак не повлияли на конкурентоспособность предприятий - ни на внутреннем рынке, ни на внешних. Хотя доля считающих, что на внешних рынках санкции не оказали влияния на КС, была всё-таки меньше аналогичного показателя по внутреннему рынку, как в среднем за весь обследуемый период, так и в каждом году.

Исходя из имеющихся данных за 5 лет, в 2019 году мы делали осторожное предположение, что период наиболее заметного влияния санкций на КС был пройден в 2016-2018 гг. Добавившиеся данные 2020 и 2021 гг. в основном это подтвердили. Новый виток санкций, объём и количество которых иначе как беспрецедентными теперь не называют, изменили диспозицию, хотя и в неожиданном, на первый взгляд, направлении. В

2022-2023 гг. существенно - и опять до максимальных значений - выросла доля тех, у кого конкурентоспособность на внутреннем рынке повысилась (с 9% в 2021 г. до 26-29% в 202223 гг.). Максимального значения достигла в 2022 г. доля тех, у кого конкурентоспособность на внешних рынках понизилась в результате санкционного воздействия - до рекордных 27%, но уже в 2023 г. она почти в два раза сократилась до 15%. Отечественные предприятия в очередной раз продемонстрировали способность к адаптации.

ТАБЛИЦА 13.

ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ И ОТВЕТНЫХ МЕР НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

(доля предприятий, %)

КС на внутреннем рынке КС на внешних рынках

5 6 7 8 9 0 2 3 5 6 7 8 9 0 2 3

см см см см см см см см

СМ см см см см 20 20 20 20 СМ см см см см 20 20 20 20

Повысилась 8 14 11 14 6 17 9 26 29 2 13 5 8 0 5 0 2 7

Не изменилась 83 74 68 73 74 78 86 56 57 73 59 52 46 68 62 69 32 48

Понизилась 7 6 11 10 3 2 2 10 10 10 10 7 17 11 8 11 27 15

Трудно сказать 2 4 10 3 16 2 2 8 5 15 18 35 29 21 24 20 39 30

В завершающей части опроса мы всегда пытаемся выявить влияние актуальных глобальных явлений на конкурентоспособность. Спрашивали и про влияние мирового финансового кризиса, и про ожидания и потом про последствия от присоединения России к ВТО, и про создание Таможенного союза, и много лет про санкции. В опросе 2022 и 2023 гг. мы ещё раз решили задать вопрос о влиянии коронавируса на конкурентоспособность. В

2022 г. в период проведения опроса как раз был пик заболеваемости штаммом Омикрон, а вопрос 2023 года уже был призван подытожить эффект коронавируса после завершения пандемии. Можно сказать, что как во время пандемии, так и после оценка респондентов примерно совпадала: больше половины участников опроса стабильно не чувствовали влияния коронавируса на КС, и, скорее всего, это можно назвать благоприятным раскладом. Доля предприятий, конкурентоспособность которых повысилась, незначительно сократилась за 3 года - с 11 до 8%. Ощущение существенного понижения конкурентоспособности под влиянием коронавируса, выявленное в 2021 г. (29% отметили такой вариант ответа), сменилось более умеренной оценкой в 16%, зафиксированной в 2022 г. и подтверждённой в

2023 г., что опять можно интерпретировать, как высокую способность к адаптации предприятий к шокам.

ТАБЛИЦА 1 4.

ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

(доля предприятий, %)

КС Повысилась Не изменилась Понизилась Трудно сказать

2021 11 53 29 7

2022 10 54 16 20

2023 8 63 16 13

***

В целом результаты опросов по КС позволяют сделать вывод, что 2022-2023 гг. для предприятий выборки РЭБ с точки зрения конкуренции оказались рекордно благоприятными (все индексы показали минимальные значения), значит предприятия испытывали меньшее давление со стороны конкурентов, чем это было ранее, и (теоретически) имели больше возможностей для развития производства, с учётом высвобождения сил и средств, уходивших на конкурентную борьбу в условиях более острой конкуренции.

С точки зрения конкурентоспособности, 2022-2023 гг. оказались тоже вполне неплохими, хотя и не столь благоприятными, каким был предыдущий 2021 г., когда многие показатели достигли рекордных значения. По одним показателям, в 2022 г. произошло резкое снижение, например, индекс конкурентоспособности снизился сразу на 7 пунктов. Однако потом произошла коррекция. По другим - в 2022 г. под действием инерции сильно ничего не менялось, а уже в 2023 г. были зафиксированы заметные ухудшения. Например, если смотреть на уровни конкурентоспособности на зарубежных рынках.

Информация об авторе А. С. Егоров - старший научный сотрудник Центра по изучению переходной экономики ИМЭМО РАН.

Information about the author A. E. Egorov - Senior Researcher of the Center for Research in Transitional Economy, IMEMO;

Статья поступила в редакцию 01.12.2023; одобрена после рецензирования 18.12.2023; принята к публикации 26.12.2023.

The article was submitted 01.12.2023; approved after reviewing 18.12.2023; accepted for publication 26.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.