Научная статья на тему 'Конкурентоспособные полимерные материалы - одна из составляющих инновационного развития Российской кожгалантерейной отрасли'

Конкурентоспособные полимерные материалы - одна из составляющих инновационного развития Российской кожгалантерейной отрасли Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
301
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДЕЛИЕ / КАЧЕСТВО / АССОРТИМЕНТ / МАТЕРИАЛ / АКСЕССУАРЫ / РЫНОК / КОЖА / ПОЛИМЕР / ПОКРЫТИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / PRODUCT / QUALITY / RANGE / MATERIAL / ACCESSORIES / MARKET / SKIN / POLYMER / COVERING / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Гришанова И. А., Абуталипова Л. Н., Курская У. С.

Приведены результаты исследований состояния российского и мирового рынка кожгалантерейной индустрии. Проанализированы причины низкой доли кожгалантерейной продукции на отечественном рынке. По результатам анализа определены пути повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей кожгалантерейных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Гришанова И. А., Абуталипова Л. Н., Курская У. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of investigations of the state of Russian and world market leather industry. The reasons for the low proportion of leather products in the domestic market are analyzed. According to the analysis identified ways to improve the competitiveness of Russian producers of leather goods

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособные полимерные материалы - одна из составляющих инновационного развития Российской кожгалантерейной отрасли»

УДК 688.3

И. А. Гришанова, Л. Н. Абуталипова, У. С. Курская КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ - ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ КОЖГАЛАНТЕРЕЙНОЙ ОТРАСЛИ

Ключевые слова: изделие, качество, ассортимент, материал, аксессуары, рынок, кожа, полимер, покрытие, технология.

Приведены результаты исследований состояния российского и мирового рынка кожгалантерейной индустрии. Проанализированы причины низкой доли кожгалантерейной продукции на отечественном рынке. По результатам анализа определены пути повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей кожгалантерейных изделий.

Key words: product, quality, range, material, accessories, market, skin, polymer, covering, technology.

Results of investigations of the state of Russian and world market leather industry. The reasons for the low proportion of leather products in the domestic market are analyzed. According to the analysis identified ways to improve the competitiveness of Russian producers of leather goods.

Новое качество современного социального типа выражается в стремлении к самореализации и самоутверждению, причем эта тенденция в наибольшей степени характерна для лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью. В самореализации и деловой успешности субъекта не последнее место занимает его костюм и внешние атрибуты. В отличие от прошлых лет сегодня костюм декларирует общественное положение владельца и раскрывает его психологические устремления, поэтому известная поговорка « по одежке встречают...» становится жизненным кредо большого количества людей [1]. Эффективным способом изображать себя именно тем, кем он хочет быть, является приобретение владельцем какой-либо ультрамодной вещи.

В последние годы мода очень демократична и, как следствие, стало возможным проявление индивидуальности через особенности его гардероба. Так новым направлением в моделировании мужских рубашек является изменение длины рукавов. Длина левого рукава по сравнению со стандартным становится короче с целью демонстрации наручных фирменных часов, а правого - несколько больше, чтобы продемонстрировать элегантные запонки владельца.

В «визитной карточке» субъекта также важное место отводится аксессуарам, которые дополняют любой образ, внося в него законченность и лаконичность. В целом, на мировом рынке кожгалантереи представлен широкий ассортимент аксессуаров, однако главным вектором развития этого рынка является смещение потребительских предпочтений в сторону более качественной и разнообразной продукции. Например, сегодня в ассортимент канцелярских магазинов вошла сумка для ноутбука, а с увеличением ассортимента ноутбуков растут соответственно и предложения по сумкам. Так предлагается сумка-портфель, в которую можно положить ноутбук, пластиковую папку, с документами и прайс-листами [2,3].

В качестве материалов для различного рода кожгалантерейной продукции известными фирмами используется, в основном, натуральная

высококачественная кожа. При этом для нее в числе отличительных характеристик выступает не столько прочность, сколько цветовая гамма, творческие фантазии дизайнеров и технологические решения.

Современные методы обработки позволяют создавать экзотическую поверхность кожи -слоящуюся, с проглядывающим из глубины материала орнаментом; потрескавшуюся; «под мрамор»; с эффектом потертости; под вельвет; стрейч-кожу и т. д. Подобные новшества стали возможны благодаря появлению большого количества новых отделочных полимерных материалов и технологий. Например, за счет использования в кожевенном производстве синтетических полимеров, обладающих заранее заданными свойствами, в процессах додубливания и наполнения возможно выравнивание свойств кожи по отдельным топографическим участкам. За счет лазерного воздействия толщина кожи может быть уменьшена вплоть до толщины батиста, что делает ее похожей на кружево, а использование новых отделочных полимерных покрытий - создавать неповторимый эффект: с двумя-тремя оттенками цвета, меняющимися в зависимости от угла зрения [4-6].

Российский потребитель более знаком с такими мировыми брендами аксессуаров как Dolche Gabana, Wittchen, Digregorio, Leo Ventoni, Palio (Италя), Silwerhof, FFelsenfest (Германия), Petek (Македония), специализирующимися на производстве аксессуаров из тщательно отобранной натуральной кожи, нежели с отечественными марками кожгалантереи. Лаконичный стиль продукции зарубежных фирм удивляет своим многообразием (сумки, кошельки, портмоне, портфели, ремни, браслеты, визитницы, футляры для хранения очков и ключей, папки- планшеты, обложки различных конфигураций и т.п.) и отличается высококачественным исполнением [7,8]. Дистрибьюторская сеть этих фирм охватывает, практически, все регионы мира и является доминирующей на рынках большинства стран.

Одна из ведущих итальянских компаний Tonny Perroti представляет на рынке более 20 авторских коллекций : Green, Italico, Cervo, Softy,

Enzorossi, Youth, Georgia, Bruno Perri, L. Valeri, Verona- vegetable и т.д. и вся продукция этих коллекций обладает фирменной упаковкой, которая индивидуальна для каждого ассортимента коллекции [9].

Не менее интересны коллекции Karierist и Neolog, компании Silwerhof. Изделия серии Karierist произведены из мягкой телячьей кожи высшего качества, а для их декорирования использован винтажный эффект - чрезвычайно модное сегодня направление в оформлении, которое основано на сочетании классических исторических стилей. Коллекции Neolog, выполнены из кожи, при окраске которой использована технология распыления красителей. После обработки кожа характеризуется мягкостью и оригинальным «восковым» эффектом поверхности [2].

Продукция упомянутых фирм - имиджевые аксессуары из высококачественного натурального материала и оригинального дизайнерского решения, отражающие социальный статус владельца и являющиеся признаком безупречного вкуса. Они характеризуют владельца, как человека, прекрасно разбирающегося в основных тенденциях мировой моды. Особое внимание фирмы уделяют технологии выделки кожи и ее многоступенчатой окраске и, как результат, их продукция не теряет со временем первоначальной формы и уникальной цветовой палитры. Дистрибьютерская сеть упомянутых фирм охватывает практически все регионы мира и является доминирующей на рынках большинства стран.

В качестве исходного материала для аксессуаров зарубежные фирмы и компании используют кожу крупного рогатого скота, коз, овец, оленей, верблюжат, морского зверя, а также шкуры экзотических животных Упруго-

пластические свойства и прочностные характеристики изделия приобретают в результате длительного процесса выделки кожи, а уникальная цветовая палитра с помощью тонирования натуральными красителями на растительной основе [7-9]. Однако пороки и их количество снижают сортность кожи. Вместе с тем сырьевые дефекты можно сохранить, чтобы подчеркнуть натуральное происхождение изделий, поскольку даже на поверхности синтетических материалов в последнее время имитируются сырьевые дефекты [10].

На внутреннем рынке кожгалантерейных изделий наиболее успешно свою продукцию представляют такие предприятия как ЗАО «Медведково», компания «Вельможа»,

«Новоладожская кожгалантерейная фабрика», кожгалантерейная фабрика «L-Craft», фирма ООО « АВ» (совместное предприятие с итальянскими партнерами). В отличие от зарубежных производителей российские компании в равной степени специализируются на выпуске изделий как из натуральных, так и искусственных кож, натуральных и синтетических тканей для потребителей различных возрастных групп и уровня достатка. При этом в независимости от стоимости

основного материала все изделия выпускаются с одинаково высоким уровнем качества [2].

Например, компания «Вельможа», благодаря использованию широко класса основных исходных материалов, представляют каждую модель ассортимента в нескольких ценовых категориях. Самые популярные изделия из искусственной кожи, пользующиеся неизменным спросом, - это изделие из материалов под маркировкой « imp» (искусственная кожа производства Индии) и « vip» ( искусственная кожа производства Кореи).

Изделия с маркой «Медведково» шьются на основе запатентованных авторских моделей, отличаются своим неповторимым стилем надежностью и гарантированным качеством, а вся продукция сертифицирована. С целью продвижения своей продукции на рынок ЗАО «Медведково» создала и постоянно расширяет собственную товаропроводящую сеть, состоящую из сети фирменных магазинов и торговых секций в городах: Москва, С.Петербург, Чебоксары, Рязань, Углич, Уфа, Шумерли, Пермь, Краснодар, Стерлитамак, Липецк, Челябинск, Тольятти, а также представителей на складе готовой продукции в г. г. Казани, Н.Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Саратове, Липецке [11].

Кожгалантерейная продукция фирмы ООО «АВ» выпускается не только для массового спроса, но и по индивидуальным заказам. Для реализации технологически сложных заказов к исполнению привлекаются итальянские партнеры фирмы. На сегодняшний день продукция фирмы соответствует принятым в Европе стандартам качества и сертифицирована [12].

Специалисты кожгалантерейной фабрики «L-Craft» тесно сотрудничают с дизайнерами, которые не только разрабатывают модели, отличающиеся неповторимым стилем, но и отвечают за потребительские свойства будущего изделия, и постоянно отслеживают новые тенденции на рынке галантерейной продукции. Благодаря такому тандему, а также использованию высококачественных материалов в соединении с современным оборудованием, грамотно

выстроенной ценовой политике и системе скидок фабрика занимает одну из лидирующих позиций на отечественном рынке производителей

кожгалантереи [13].

Однако продукция сети российских кожгалантерейных компаний даже на внутреннем рынке составляет не более 25% [14]. Отечественные производители испытывают определенные

трудности в конкурентной борьбе с зарубежными поставщиками. В то же время повышенный интерес к кожгалантерейным изделиям в последние годы в России не только остается актуальным, но и приобретает новое значение при составлении гардероба [2]. Подобное состояние на рынке обусловлено, прежде всего, тем, что в России не хватает профильного сырья нужного качества (в последнее время резко сократилось поголовье животных).

С целью обеспечения производителей натуральным сырьем необходимо, с точки зрения ряда авторов, финансирование научных медико-биологических разработок, приобретение супервитаминизированных кормов и вакцин. Решение данной проблемы лежит в сфере сельского хозяйства. Однако оно окажет мультипликативный эффект на всю систему профильных отраслей.

Повышение качества натуральной галантерейной кожи и формирование ее потребительских свойств связано с изучением структуры дермы на различных технологических этапах выработки кожи (преддубильные процессы, дубление и последующих процессов крашения, жирования, наполнения, сушки) и установления влияния различных факторов физико-химической природы на качество проведения технологических процессов [5]. В сфере совершенствования технологии производства кожи российскими учеными выполнена большая научно

исследовательская работа. Разработаны и внедрены методики, которые обеспечивают интенсификацию отмочно - зольных процессов, применяются новые синтетические жиры, дубители, поверхностно-активные вещества, наполнители и различные полимерные материалы для отделки кож [6,15].

Одним из динамично развивающихся направлений исследований в области модификации свойств материалов связано с использованием эффекта плазмохимической обработки натуральных и синтетических полимерных материалов и изделий из них. Традиционные методы модификации изделий кожевенной промышленности не позволяют комплексно улучшить характеристики поверхности и создают ряд проблем, важнейшими из которых являются дефицит сырьевых и энергетических ресурсов, загрязнение атмосферы и промышленных стоков. Более того, изменение в заданную сторону одного параметра материала в подобной технологии сопровождается, как правило, ухудшением других его свойств.

Снизить остроту указанных проблем позволяет использование в технологии неравновесной низкотемпературной плазмы (ННТП), характеризующейся меньшими энергетическими затратами и загрязнением окружающей среды. Кроме того, преимущество данного метода заключается в отсутствие химических превращений на обрабатываемой плазмой поверхности и неизменности химического состава материала. Как показали исследования, проводимые в Казанском научном

исследовательском технологическом университете (КНИТУ), начиная с 90 -х годов прошлого столетия, предварительная плазменная обработка

кожевенного сырья перед стадиями отмоки, обезволашивания голья, перед золением, обезжириванием, обеззоливанием, пикелеванием позволяет интенсифицировать процессы: отмоку- в

5-6 раз; золение - 1,3 - 1,5 раза; обеззоливание- в

6-7 раз; пикелевание-в 1,5-2 раза. ННТП обработка также позволяет избежать пороки шкур, возникающие при отклонении от регламента в

традиционной технологии: стяжку и садку лицевой поверхности кожи, появление ее жесткости, отдушестости лицевого слоя и рыхлости кожи, увеличивает скорость набухания и обводненность без применения кислот и щелочей, способствует вымыванию растворимых белков и увеличению внутренней поверхности структурных элементов дермы. В результате плазменной обработки глубина пор кожи существенно уменьшается, поверхность становится более мелкозернистой, микронеровности выравниваются, повышается качество

пленкообразователей [16-18].

В университете также разработана оригинальная методика экспериментальных исследований взаимодействия высокомолекулярных соединений с неравновесной низкотемпературной плазмой, которая позволяет получать плазменные потоки в стационарных и импульсных режимах высокочастотного емкостного разряда при широком варьировании входных параметров и плазмообразующих газов [19].

Ассортимент, применяемых в настоящее время на отечественных предприятиях полимерных материалов, не столь широк. В то же время отечественной химической промышленностью разработан широкий ассортимент полимерных пленкообразователей, различных пигментов, закрепляющих композиций на основе эмульсионных лаков, позволяющих повысить качество и расширить спектр натуральных и синтетических кож. При использовании новой технологии подготовки полуфабриката, выше названного пакета материалов, соблюдении технологических параметров позволяет обеспечить высокие показатели покрытия к мокрому трению, морозостойкости и многократному изгибу [5].

Высокая конкуренция на рынке кожгалантереи требует минимальной длительности производственного цикла и поставки потребителю товара соответствующего ассортимента и качества. В связи с этим выдвигаются задачи сокращения времени реакции предприятий на динамику спроса, создание и использование искусственного материала нового поколения - аналога натуральной кожи, внедрение инновационных технологий и изучение состояния современного

глобализированного рынка кожгалантерейной индустрии.

Российские промышленные предприятия в течение более двух десятилетий не занимались модернизацией технического оснащения и организационной перестройкой предприятий, внедрением инноваций ( в среднем их осуществляли около 0,1% от общего количества предприятий) и не выделяли средства на прикладные научно-исследовательские работы. В настоящее время компании высокоразвитых стран строят в Российской Федерации современные

автоматизированные предприятия, но не создают при них высокоинтеллектуальную структуру, что, в конечном итоге, может сказаться на не конкурентоспособности выпускаемых товаров через определенное время.

Для преодоления существующих проблем в отечественной кожгалантерейной индустрии, как следует из приведенного анализа, необходимы, в первую очередь, развитие инновационной деятельности предприятий, формирование новых типов взаимодействия элементов процесса производства, науки и производства, производства и потребления, обновление и модернизацию средств технологического обеспечения, международного сотрудничества. Качественные изменения условий конкуренции, на наш взгляд помогут достичь региональные объединения предприятий -кластеры, включающие предприятия сырьевого, индустриального направлений и сервисного типа. «Кластеры» - это уже фактор глобализации отраслей промышленности, позволяющие осуществить оптимизацию использования ресурсного потенциала и межотраслевой «перелив» технологии и инновации» [20].

Литература

1. Толкачева А.И. Стиль как фактор эффективного воздействия дизайнера на потребителя / А.И. Толкачева// Региональные аспекты развития легкой промышленности в России: перспективы, конкурентоспособность III Международный фестиваль «Формула моды». Научно-практическая конференция:: сб. статей. - Омск: Омский государственный институт сервиса , - 2006. -С. 138-139.

2. Сычев Д. , Головачев Э. Деловая кожгалантерея /Д.Сычев., Э.Головачев// « Office faile», журнал -2010.-138.-С.42-43

3. Иванова Н.П. Пути расширения ассортимента на действующих предприятиях/ Н.П.Иванова.// Региональные аспекты развития легкой промышленности в России: перспективы, конкурентоспособность: III Межд. фестиваль «Формула моды». Научно-практическая конференция:: сб. статей. -Омск: Омский госуд. ин-тут сервиса , - 2006. -С.78-79.

4. Андрианова Г.П. Новое в формировании и модификации пористых полимерных материалов и покрытий /Г.П.Андрианова// Актуальные проблемы науки, техники и экономики легкой промышленности: доклад на международной научно-технической конференции. Москва: изд. Московского государственного университета дизайна и технологии. -2000. -С.100-101.

5. Ибргаимова Н.А. Влияние технологии выделки на свойства галантерейных кож из овчины / Н.А. Ибрагимова // автореферат диссер. - М. ГОУ ВПО РЭА им. Г.В.Плеханова.- 2009. - 27 с.

6. Рахматуллин Г.Р. Модификация полиуретановых дисперсий для покрывного крашения кож / Г. Р. Рахматуллина, Н.А. Дегтярев// Новые технологии и материалы легкой промышленности: VII Межд. Научн.-практ. Конф. студентов и молодых ученых: сб. статей / М -во образ. и науки РФ; Казан. гос. технол. ун - т. -Казань КГТУ, - 2011. - С.97- 101.

7. Сеть салонов кожгалантереи из Италии - ИЛАТИ [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http:// ylati. org/

partners/index. р1т1. свободный.

8. Кожгалантерея «Wittchen» - портфели, портмоне, кожаные папки, сумки [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www. wittchen.ru, свободный.

9. Tony Perotti Italy. Designer and manufacturer of genuine Italian leather goods including briefcases, luggage, wallets and accssories for both men and ladies. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http ://www.tonyperottiusa.com, свободный

10. Козлов С.Н. Технология производства синтетической кожи нового поколения на базе отечественных синтетических материалов /С.Н.Козлов., Л.В Вершинин., Т.Б.Сорокина и др.// Актуальные проблемы науки, техники и экономики легкой промышленности: доклад на международной научно-технической конференции. М.: изд. Московского госуд. ун-та дизайна и технологии.- 2000. -С.161-163.

11. Сумки ЗАО «Медведково» [Электронный ресурс]/ -Режим доступа: http,://www,medvedkovo.ru/company/, свободный.

12 Фирма ООО Кожгалантерейная фабрика «АВ», г. Санкт-Петербург. Производство кожаных ремней, пряжек под заказ, пошив женских сумок. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http: www.av-factory.ru., свободный.

13. L-Craft, женские сумки - Производство Россия.г. Санкт-Петербург.[ Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http: www.l-craft.ru, свободный

14. Жуков Ю.В. Производство оживает. /Ю.В.Жуков // Журнал «Кожевенно-обувная промышленность -.№1. -2010г. - С3-10.

15. Лутфуллина Г.Г. Влияние ПАВ на интенсификацию процесса отмоки кожевенного сырья / Г.Г. Лутфуллина., Л.М.Хайдарова., И.Ш. Абдуллин// Новые технологии и материалы легкой промышленности: VII Международная научно практическая конференция студентов и молодых ученых: сб. статей / М -во образ. и науки РФ; Казан. гос. технол. ун - т. - Казань КГТУ, 2011. - С.75-79.

16. Абдуллин И. Ш. Влияние низкотемпературной плазмы на физико -механические и физико- химические свойства натуральной кожи / И. Ш. Абдуллин., И.В. Красина// Известия высших учебных заведений «Химия и химическая технология». - Иванова. 2009. -№6. - С. 143- 145.

17. Абуталипова Л.Н. Полимеры как новый объект модификации с помощью низкотемпературной плазмы. КГТУ. Казань,1997. 109с.

18. Абдуллин И.Ш Исследование микроструктуры кожевенного полуфабриката из сырья КРС при ВЧЕ плазменной модификации/ И.Ш. Абдуллин., Э.Ф. Вознесенский., И.В. Красина., Г.Р. Рахматуллина// Новые технологии и материалы легкой промышленности : V Междунар. науч.- практ. конф. студентов и молодых ученых: сб. статей.- Казань: Изд -во Казан. гос. технол. ун- та, - 2009.- С.13-16.

19. Абдуллин И.Ш О возможности прогнозирования режимов ВЧЕ плазменной обработки при модификации натуральных кожевенных материалов/ И.Ш. Абдуллин., Э.Ф. Вознесенский., И.В. Красина.,// Новые технологии и материалы легкой промышленности : V Междунар. науч.- практ. конф. студентов и молодых ученых: сборник статей.- Казань: Изд - во Казан. гос. технол. унта, - 2009.. С.136-138.

20.Система менеджмента в формировании и развитии кадрового и экономического потенциалов предприятий, отраслей и комплексов: монография / под общ. ред . В.В. Бондаренко - Пенза: РИО ПГСХА, - 2010. - 240с.

© И. А. Гришанова - канд. техн. наук, доц. каф. моды и технологии КНИТУ, 314199@ mail.ru; . Н. Абуталипова - д-р техн. наук, проф., зав. каф. моды и технологии КНИТУ У. С. Курская - студ. КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.