Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФНА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ РЫНКАХ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФНА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ РЫНКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУКОЕМКИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонов Павел Владимирович

В работе приводится оценка инновационного потенциала высокотехнологического сектора промышленности РФ. Проведен сравнительный анализ инновационной активности промышленного сектора РФ и других стран. Определяются факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности высокотехнологичного сектора обрабатывающей промышленности. А также оценивается динамика показателя внешнеторгового сальдо обрабатывающей промышленности РФ. В качестве заключения приводятся рекомендации по совершенствованию функционала деятельности Институтов развития, как ответственных субъектов за достижение целей инновационного развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трифонов Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF PRODUCTS OF HIGH-T ECH SECTOR OF THE MANUFACTURING INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN DOMESTIC AND FOREIGN MARKETS

The paper provides an assessment of the innovative potential of the high-tech industry sector of the Russian Federation. A comparative analysis of the innovation activity of the industrial sector of the Russian Federation and other countries is carried out. The factors influencing the development of innovative activity of high-tech sector of the manufacturing industry are determined. The dynamics of the indicators of the foreign trade balance of the manufacturing industry of the Russian Federation are also evaluated. As a conclusion, recommendations are given on improving the functional activities of the Development Institutions, as responsible entities for achieving the goals of innovative development of the state.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФНА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ РЫНКАХ»

АНАЛИЗ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО СЕКТОРА ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ НА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ РЫНКАХ

ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF PRODUCTS OF HIGH-TECH SECTOR OF THE MANUFACTURING INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN DOMESTIC AND FOREIGN MARKETS

DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4- 196-203

ТРИФОНОВ Павел Владимирович

Ведущий научный сотрудник Института промышленной политики и институционального развития Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, доцент Департамента менеджмента и инноваций факультета Высшая школа управления Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, доцент

Pavel V. TRIFONOV

Senior Researcher at the Institute of Industrial Policy and Institutional Development of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Associate Professor of the Department of Management and Innovation of the Faculty of the Higher School of Management of the Financial University under the Government ofthe Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Аннотация

Abstract

Ключевые слова

Keywords

В работе приводится оценка инновационного потенциала высокотехнологического сектора промышленности РФ. Проведен сравнительный анализ инновационной активности промышленного сектора РФ и других стран. Определяются факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности высокотехнологичного сектора обрабатывающей промышленности. А также оценивается динамика показателя внешнеторгового сальдо обрабатывающей промышленности РФ. В качестве заключения приводятся рекомендации по совершенствованию функционала деятельности Институтов развития как ответственных субъектов за достижение целей инновационного развития государства.

The paper provides an assessment of the innovative potential of the high -tech industry sector of the Russian Federation. A comparative analysis of the innovation activity of the industrial sector of the Russian Federation and other countries is carried out. The factors influencing the development of innovative activity of high - tech sector of the manufacturing industry are determined. The dynamics of the indicators of the foreign trade balance of the manufacturing industry of the Russian Federation are also evaluated. As a conclusion, recommendations are given on improving the functional activities of the Development Institutions, as responsible entities for achieving the goals of innovative development of the state.

Инновационный потенциал, наукоемкие производства, высокотехнологический сектор, обрабатывающая промышленность, институты развития.

Innovative potential, high -tech industries, high-tech sector, manufacturing industry, development institutions.

огласно опыту экономически развитых стран во 2 - й половине XX века основ-

ные технологические прорывы происходили на основе развития высокотех-

нологического сектора обрабатывающей промышленности и наукоемких производств.

Российская практика развития высокотехнологического сектора промышленности заключается в приобретении готовой продукции и частично технологий, что в конечном итоге увеличивает прибавочный капитал для зарубежных корпораций разработчиков и держателей технологий. По показателю затрат на исследования и разработки надушу населения Россия уступает большинству стран Европы, опережая лишь Турцию, Грецию и Польшу.

Из общего количества отечественных организаций, занимающихся разработкой технологических инноваций, порядка 30% заимствуют импортные, не создавая собственные. Около 75% импорта технологий происходит на основе приобретения оборудования, а на покупку патентов приходится 20%, и лишь 30% привлекают зарубежных специалистов к работе. На основе данных Росстата выявлено значительное отставание объемов технологических инноваций в высокотехнологических отраслях обрабатывающей промышленности (в 2 раза), чем в низкотехнологичных. Отечественные производители сосредоточили большую часть своих усилий в сфере инновационной политики на приобретение машин оборудования, нежели

чем на разработку собственных технологий, что определило краткосрочный эффект и не позволило выйти на уровень промышленного развития стран ОЭСР [3].

В России доля научных исследований и разработок в ВВП составляет порядка 1,3% (2018 г.), повторяя опыт Италии, и превышает значение аналогичных показателей в странах Латинской Америки и Турции. Характерной особенностью инновационной политики вышеупомянутых стран является то, что основная часть финансирования осуществляется за счет государства, и лишь малую часть обеспечивает корпоративный сектор.

В настоящее время атавизмом, оставшимся от советских времен, является преобладание доли государственных исследовательских институтов над долей корпоративного сегмента в НИОКР, который, в свою очередь, сделал ставку на импорт технологий. В определенный период времени конец 90 -х - начало нулевых такой подход обеспечил решение задач догоняющего развития, однако не смог решить проблемы инновационного и экономического в целом роста по причине сырьевой зависимости экономики и уменьшения масштабов научно -исследовательской деятельности. Характерной чертой настоящей модели экономики является в части оценки инновационного потенциала является высокая доля затрат на НИОКР за счет бюджета к ВВП и низкая доля финансирования этого же показателя со стороны бизнеса [1].

В настоящей модели экономики России к одним из ключевых инструментов относятся институты развития. Главной задачей института развития в условиях перехода в новую экономическую реальность ухода от глобальных моделей функционирования экономики становится создание спроса на продукцию на внутренних и внешних рынках, на основании создания цепей добавленной стоимости континентального/регионального характера на основе межотраслевого взаимодействия.

С начала 2021 года проводится тотальная реформа институтов развития Российской Федерации для устранения имеющейся неэффективности работы данных институтов и приведения их функционала к достижению национальных целей развития [6, 7].

В основу новой модели управления институтами развития в России закладывается проектно - ориентированный подход на основе актуальных принципов целе-полагания.

Следует обратить внимание на отрицательную динамику объемов произведенной высокотехнологичной продукции в России за период с 2013 по 2019 гг. (рис. 1).

70 000,0

Рисунок 1.

Объемы произведенной высоко-технологичной продукции в России, млн руб. [4]

60 000,0 50 000,0 40 000,0 30 000,0 20 000,0 10 000,0 0,0

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 2.

Сальдо внешнеторговой деятельности по высокотехнологичной продукции, млн руб. [4]

Объемы поступающего импорта продукции высокотехнологичного назначения в 4 раза превышают собственные. Поэтому сальдо внешнеторговой деятельности по продукции высокотехнологичного сектора меньше в разы с объемом производства данной продукции (рис. 2).

0,0 -20 000,0

-40 000,0 -60 000,0 -80 000,0 -100 000,0 -120 000,0

01

3 2

014 2

01

5 2

01

6 2

01

7 2

01

8 2

01

Рисунок 3.

Объемы внутреннего рынка в России (емкость рынка), млн руб. [4]

Наблюдается существенный спад в секторе высокотехнологичной и средне -технологичной продукции высоко уровня в 2,5 раза за последние 5 лет. Это объясняется тем, что устаревают и не обновляются фонды, устаревают технологии и нет доступа к новым, происходит истощение интеллектуальной элиты и научного потенциала России.

Объемы внутреннего рынка (емкость) по продукции высокотехнологичного характера в России начиная с 2014 года снизились в 1,5 раза (рис. 3). Причиной такой динамики стали процессы переориентации спроса промышленного сектора на другие потребности и упрощение их технологичного уровня рыночного поведения.

180 000,0 160 000,0 140 000,0 120 000,0 100 000,0 80 000,0 60 000,0 40 000,0 20 000,0 0,0

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Следует отметить то, что происходит процесс снижения государственной поддержки в сфере реализации инновационной политики в период с 2011 по 2020 г. (табл. 1).

Таблица 1. Динамика показателей инновационного развития [2, 5]

Показатели 2011 2015 2018 2019 2020

Инвестиции, % ВВП 19,7 16,7 17 17,6 15,6

Финансирование науки из бюджета, % от ВВП 0,56 0,53 0,4 0,44 0,46

Численность исследователей, тыс. чел. на конец года 735 739 683 682 578*

Удельный вес отечественных патентных заявок на изобретения, на 10 000 чел. 1,9 2 1,7 1,6 2,8**

Затраты на НИОКР, в% от ВВП 1,02 1,1 1 1,03 1,16

Доля инновационных активных организаций, % 10,4 9,3 12,8 9,1 н/д

Доля инновационных активных промышленных организаций, % 11,1 10,6 15,6 15,1 60**

Доля инновационной продукции в организациях промпроизводства, % 6,1 7,9 6 6,1 25**

Доля инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка, % 0,6 0,9 0,9 0,6 8**

Доля новых для мирового рынка инновационных товаров, % 0,1 0,3 0,2 0,3 0,28**

Сальдо экспорта- импорта технологий, $ млн - 1278 - 551 - 1659 - 1317 300**

" В среднем за год. ** План.

На основании данных табл. 1 наблюдается снижения финансирования науки и инвестиций в высокотехнологичные отрасли до уменьшения численности исследователей и поданных патентов. Наблюдается стагнация в динамике показателей доли инновационно активных промышленных организаций и доли инновационной продукции в организациях промпроизводства как результат снижения активности государства по данному направлению и низкой эффективности мер, реализуемых институтами развития.

Следует рассматривать при оценке конкурентоспособности высокотехнологического сектора отраслей обрабатывающей промышленности ее отраслевую структуру и экономические эффекты межотраслевого взаимодействия на международном рынке. Поэтому к одной из ключевых характеристик конкурентоспособности можно отнести внешнеторговое сальдо секторов обрабатывающей промышленности (табл. 2).

Стоимость экспорта товаров обрабатывающей промышленности за период 2012-2019 гг. увеличился 199 млрд до 209 млрд долларов. Эта стоимость составляет приблизительно 20% и практически не меняется от всего исследованного периода. Важно отметить, что некоторые отрасли содержат положительный рост экспортного потенциала (машиностроение, обработка древесины и пищевая отрасль суммарно составляют 50%). А отрасли с большим вкладом в экспортную деятельность имеют отрицательную динамику (металлургия и химическая промышленность). Оставляет беспокойство за падение позиций продукции обрабатывающей промышленности на внешнем рынке отрицательное внешнеторговое сальдо у машиностроения и химического производства.

Таблица 2. Сальдо международной торговли секторов обрабатывающей промышленности [4]

Подотрасли Операции 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Обрабатывающие производства Экспорт 199,9 243,0 249,8 238,3 170,4 157,3 193,8 209,8

Импорт 261,3 296,5 293,5 265,2 167,6 194,3 243,2 221,8

Сальдо -61,4 -53,5 -43,7 -26,9 2,8 -37,0 -49,4 -12,0

Пищевая промышленность Экспорт 4,389 5,544 5,346 6,270 5,346 5,643 6,831 8,085

Импорт 42,5 40,7 43,1 40,0 26,7 25,1 28,9 29,6

Сальдо -38,111 -35,156 -37,754 -33,730 -21,354 -19,457 -22,069 -21,515

Текстильная промышленность Экспорт 1,3 1,3 1,5 1,5 1,2 1,2 1,4 1,5

Импорт 18,3 19,7 20,3 17,6 11,6 11,8 14,7 16,1

Сальдо -17,0 -18,4 -18,8 -16,1 -10,4 -10,6 -13,3 -14,6

Химическая промышленность Экспорт 32,6 32,1 30,7 29,2 25,4 20,8 24,0 27,4

Импорт 46,0 48,6 50,1 46,5 34,0 33,8 40,3 43,6

Сальдо -13,4 -16,5 -19,4 -17,3 -8,6 -13,0 -16,3 -16,2

Экспорт 26,0 26,5 28,3 26,5 25,4 24,5 28,3 29,1

Машиностроение Импорт 148 158 154 137 81,9 86,2 110 113

Сальдо -122,0 -131,5 -125,7 -110,5 -56,5 -61,7 -81,7 -83,9

Обработка древесины Экспорт 11,3 10,2 11,0 11,6 9,8 9,8 11,8 13,9

Импорт 6,7 6,2 6,6 5,9 3,6 3,4 3,6 3,9

Сальдо 4,6 4,0 4,4 5,7 6,2 6,4 8,2 10,0

Производство кокса Экспорт 95,96 103,50 109,59 115,67 67,60 46,32 58,02 78,15

Импорт 9,9 7,5 6,9 7,3 5,0 3,2 4,5 5,0

и нефтепродуктов Сальдо 86,064 96,000 102,692 108,365 62,596 43,115 53,516 73,150

Экспорт 58,7 58,3 55,2 52,3 40,8 37,6 48,1 54,6

Металлургическая промышленность Импорт 23,0 23,2 22,9 20,6 12,4 11,9 16,3 17,8

Сальдо 35,7 35,1 32,3 31,7 28,4 25,7 31,8 36,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кожевенная промышленность Экспорт 0,4 0,5 0,6 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3

Импорт 1,6 1,7 1,6 1,3 0,8 0,8 1,1 1,3

Сальдо -1,2 -1,2 -1,0 -0,9 -0,5 -0,5 -0,8 -1,0

Остальные Экспорт 5,8 5,6 6,6 7,0 5,5 5,5 7,3 7,1

подотрасли обрабатывающей промышленности Импорт 11,2 12,9 13,6 12,7 7,7 7,1 8,7 9,5

Сальдо -5,4 -7,3 -7,0 -5,7 -2,2 -1,6 -1,4 -2,4

Следует отметить, что ключевыми факторами, сдерживающими развитие отечественной промышленности и ее высокотехнологичного сектора, являются:

■ снижение конкурентоспособности отечественной продукции высокотехнологичных отраслей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках;

■ существенная зависимость внутреннего рынка от импортных поставок продукции машиностроения;

■ снижение инвестиционного потенциала высокотехнологичных отраслей и отраслей высоких переделов.

Основные задачи для развития секторов и подотраслей обрабатывающей промышленности являются:

1) обеспечение продовольственной безопасностью государства через поддержку машиностроения для сельскохозяйственной и обрабатывающей пищевой промышленности;

2) создание собственной базы средств труда для реализации механизмов цифровой экономики;

3) уход от модели обеспечения одного предприятия или группы предприятий и переход на создание цепочек добавленной стоимости в многоотраслевом исполнении и для создания высокотехнологичных продуктов;

4) создание несколько технологических платформ поддержки промышленности, отвечающих за закупку ресурсов, инжиниринг, производство, спрос;

5) разработка проекта цепочки добавленной стоимости на примере продукции 3 отраслей (авиастроение, машиностроение и фармацевтика) для внутреннего и внешних рынков, сосредоточенных в странах Европы и Азии (по данным ФТС).

Библиографический список

1. Иванова Н.И. Технологический рывок в современной экономике //Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 218. № 4. С. 329-338.

2. Соколов А.А. Институты развития провалили инновации // Ведомости. 02.03.2021 URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/03/01/859742-instituti-razvitiya (дата обращения 20.02.2021).

3. Трубникова Е.И. Стратегии интеграции производителей высокотехнологичного оборудования и инфокоммуникационных услуг // Инфокоммуникационные технологии. 2011. Т. 9. № 3. С. 105-110.

4. Данные Федеральной таможенной службы URL: http://customs.gov.ru/(дата обращения 15.02.2021).

5. Индикаторы инновационной деятельности: 2019: статистический сборник/ Л.М. Гохберг, К.А.Дит-ковский, И.А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. -376 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 № 20-р «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консуль-тантПлюс.

7. Приказ Минпромэнерго РФ от 07.08.2007№ 311 «Обутверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года».

References

1. Ivanova N.I. Technological breakthrough in the modern economy // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2019. Vol. 218. No. 4. pp. 329-338.

2. Sokolov A.A. Development institutes failed innovations // Vedomosti. 02.03.2021 URL: https://www. vedomosti.ru/economics/articles/2021/03/01/859742-instituti-razvitiya (accessed 20.02.2021).

3. Trubnikova E.I. Strategies for integrating manufacturers of high-tech equipment and infocommunication services // Infocommunication technologies. 2011. Vol. 9. No. 3. pp. 105-110.

4. Data of the Federal Customs Service URL: http://customs.gov.ru/ (accessed 15.02.2021).

5. Indicators of innovation activity: 2019: statistical collection / L.M. Gokhberg, K.A. Ditkovsky, I.A. Kuznetsova, etc.; National research. Higher School of Economics, Moscow, Higher School of Economics, 2019, 376 p.

6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 20-r of 17.01.2020 "On approval of the Strategy for the development of the electronic industry of the Russian Federation for the period up to 2030"//SPS ConsultantPlus.

7. Order of the Ministry of Industry and Energy of the Russian Federation No. 311 dated 07.08.2007 "On approval of the Strategy for the development of the Electronic industry of Russia for the period up to 2025".

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ «Финансовый университет при Правительстве РФ»

1127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15.

Financial University under the Government of the Russian Federation,

15, Verkhnyaya Maslovka str., Moscow, 1127083, Russia.

Трифонов Павел Владимирович / Pavel V.Trifonov

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.