Научная статья на тему 'Конкурентоспособность высших учебных заведений на рынке образовательных услуг'

Конкурентоспособность высших учебных заведений на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕНЧМАРКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голдобина М.В.

Рынок образовательных услуг РФ в настоящее время характеризуется стабильным повышением уровня конкуренции. Конкурентоспособность высшего учебного заведения определяется его способностью оказывать адекватные современной экономике образовательные услуги. На сегодняшний день возникает необходимость в новых гибких механизмах функционирования высшего образования в России, ориентированных на деятельность в рамках рыночных отношений с учетом основных интеграционных процессов мировой экономики. Предложен подход к трактовке понятия «конкурентоспособность» ВУЗов. Рассмотрены проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности ВУЗов, а также условия применения бенчмаркинга как инструмента, обеспечивающего конкурентоспособность высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность высших учебных заведений на рынке образовательных услуг»

204 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

За последние годы пищевая и перерабатывающая промышленность начала наращивать темпы роста объемов производства основных видов продуктов питания.

На предприятиях консервной промышленности увеличились объемы переработки, производится 61,7 муб. плодоовощных консервов. Но этого крайне мало по сравнению с нашими возможностями.

Для дальнейшего развития пищевой и перерабатывающей промышленности необходимо: создать условия для широкого привлечения инвестиций (инфраструктура, законодательство, безопасность, экономическая и политическая стабильность); организовать интегрированные структуры, развивать систему потребкооперации, включающие в себя всех участников процесса производства пищевой продукции - от производителя сырья до переработчика; развивать маркетинговые службы; обеспечить техническое перевооружение предприятий, в том числе путем лизинга и субсидирования процентных ставок по привлеченным, кредитам.

Список литературы:

1. Сельское хозяйство Дагестана 2013 г. Статистический сборник. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД.

2. mcxrd.ru>data1/cont/1390760426/1390763654/.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

© Голдобина М.В.*

Самарский государственный университет, г. Самара

Рынок образовательных услуг РФ в настоящее время характеризуется стабильным повышением уровня конкуренции. Конкурентоспособность высшего учебного заведения определяется его способностью оказывать адекватные современной экономике образовательные услуги. На сегодняшний день возникает необходимость в новых гибких механизмах функционирования высшего образования в России, ориентированных на деятельность в рамках рыночных отношений с учетом основных интеграционных процессов мировой экономики. Предложен подход к трактовке понятия «конкурентоспособность» ВУЗов. Рассмотрены проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности ВУЗов, а также условия применения бенчмаркинга как ин-

Старший преподаватель.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

205

струмента, обеспечивающего конкурентоспособность высших учебных заведений.

Ключевые слова высшее образовательное учреждение, конкурентоспособность, образовательные услуги, рынок образовательных услуг, предпринимательская образовательная деятельность, бенчмаркинг.

Образование, находясь в системной связи со всеми другими областями общественной жизни, является важной сферой человеческой деятельности. Высококачественные образовательные услуги, удовлетворяя потребности личности и общества, определяют перспективы экономического и духовного развития государства. В центре внимания данного исследования находятся высшие учебные заведения как основные стратегически важные компоненты подотрасли образования.

На современном этапе развития цивилизации рынок образовательных услуг представляет собой материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: организаций (учреждений), предоставляющих образовательные услуги, с одной стороны, и лиц (учащихся) и организаций, государства, оплачивающих эти услуги, с другой. Заметим, что отличительной особенностью высших учебных заведений является выход с одним и тем же продуктом на два взаимосвязанных рынка - рынок образовательных услуг и рынок труда. Это связано с тем, что научно-образовательная отрасль -специфическая на рынке услуг, она выступает базовым ресурсом развития национальной экономики, основным источником формирования кадрового, научно-технического и культурного потенциала общества [33].

Одна из особенностей образования заключается в том, что оно оказалось в сфере бизнеса, а это, в свою очередь, привело к острой конкуренции на рынке образовательных услуг [28]. Отсюда присутствие практически всех государственных и коммерческих ВУЗов на традиционных специализированных весенних [7] и осенних [8] выставках учебных заведений, вакансий рабочих мест и достижений индустрии образования «Образование и карьера»; активный паблик рилейшнз и широкие рекламные акции, проводимые высшими учебными заведениями, отмечены возрастающим объемом и тиражом справочных изданий, отраслевых рекламных журналов (в большей части на региональном уровне), таких, например, как «Куда пойти учиться», «Где учиться» и в особенности динамично развивающимся Интернет-промоушн [9].

Это, с одной стороны, обусловлено большим количеством высших учебных заведений, в том числе негосударственных, появлением зарубежных конкурентов, предлагающих образовательные услуги, а с другой - снижением спроса на них вследствие неблагоприятных демографических условий и уменьшения спроса на основную массу специальностей, на которые ориентированы современные высшие учебные заведения. В особо сложном положении при этом оказались учреждения высшего образования, осущест-

206 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

вляющие подготовку студентов по направлениям «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция». Рынок труда достаточно насыщен такими специалистами [34]. Кроме того, усилению конкуренции способствует повышение уровня требований к качеству образования в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство (согласно Болонской декларации (Декларации о создании общеевропейского пространства высшего образования, принятой в г. Болонье 19 июня 1999 г.), подписанной министром образования РФ В.М. Филипповым 19 сентября 2003 г. [10] на Берлинской конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса, Российская Федерация перестает быть в изоляции в области образовательного процесса и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса, направленного на стандартизацию образовательных программ).

Именно конкуренция и конкурентный рынок, на котором правила игры устанавливают не производители, а потребители, приводят в действие два фактора, побуждающие высшие учебные заведения к повышению качества и конкурентоспособности оказываемых ими услуг - это совершенно реальная возможность провала (банкротства) и такая же реальная возможность крупного коммерческого успеха за счет оказания конкурентоспособных образовательных услуг [29].

Понятие «конкуренция» порождает понятие «конкурентоспособность». В общем смысле, конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, то есть, конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка [12]. Рассматривая данное понятие применительно к исследуемой нами теме можем признать понятие «конкурентоспособность», данное «Европейским форумом по проблемам управления», дополненное с учетом цели деятельности высших учебных заведений в условиях конкуренции [30]: «Конкурентоспособность - это реальная или потенциальная способность и возможность высшего учебного заведения проектировать и оказывать адекватные современной экономике образовательные услуги по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательные для потребителя, чем образовательные услуги конкурентов с целью максимизации прибыли». Для этого требуется взаимодействие образования и бизнеса при активном участии государства. Обращаясь к Болонской декларации [1], важно отметить, что она также рассматривает увеличение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

207

В целом, на конкурентоспособное поведение высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг влияют внешние и внутренние факторы, условно распределить которые можно на 4 уровня:

1. макроэкономические: демографические, внешнеэкономические и др.;

2. региональные: уровень развития бизнеса в регионе, уровень благосостояния в регионе, структура экономики региона и др.;

3. микроэкономические: конкуренты, поставщики, абитуриенты и др.;

4. внутренние: профессорско-преподавательский состав, контингент обучающихся, материально-техническая база и др. [26].

Как и во всем мире, в условиях открытости получения высшего образования и свободной рыночной конкуренции у высших учебных заведений РФ имеется возможность не только обучать студентов за счет бюджетных ассигнований (получая государственное задание на подготовку кадров соответствующей квалификации), но и привлекать студентов, готовых самостоятельно оплачивать своё обучение. В итоге общий бюджет высшего учебного заведения складывается из двух основных частей - субсидий на выполнение государственного задания (бюджетные средства) и средств от платной образовательной деятельности (внебюджетные средства). Кроме того, высшие учебные заведения могут и должны зарабатывать денежные средства за счет науки, получая различные гранты РФФИ, РГНФ, ФЦП, а также заключать договоры с коммерческими структурами на научные разработки.

Суммировано доходы от образовательной и научной деятельности, как бюджетные, так и внебюджетные, у большинства государственных федеральных высших учебных заведений составляют 80-90 % всех средств учреждения. Оставшиеся 10-20 % бюджета высшие учебные заведения зарабатывают за счет оказания различных услуг коммерческого характера, в том числе оплаты проживания в общежитиях, доходов от студенческих столовых и буфетного обслуживания, реализации книгоиздательской продукции, услуг типографий, оргвзносов на проведение различных мероприятий (конференций, круглых столов, форумов) и т.п. У высших учебных заведений с высоким качеством образования и развитой научной деятельностью объемы бюджетных и внебюджетных источников финансирования сопоставимы, что характеризует как наличие бюджетных мест и получение государственного задания, так и высокую конкурентоспособность высшего учебного заведения на рынке коммерческого образования, то есть характерно значительное количество студентов, самостоятельно оплачивающих свое образование [16].

Для достижения целей предпринимательской деятельности высшее учебное заведение должно формировать грамотную и актуальную товарную и ценовую политику, внедрять систему управления качеством, разрабатывать предпринимательские стратегии, основанные на принципе диверсификации деятельности.

Цена образовательной услуги, формируемая в условиях предпринимательства, служит весомым показателем при оценке результатов внебюджет-

208 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ной деятельности высшего учебного заведения и индикатором спроса для потребителя.

Однако походы к установлению платы за образовательные услуги в России и за рубежом различны.

Проведенный анализ принципов платности услуг высшего профессионального образования в России и за рубежом свидетельствует о том, что в зарубежной практике предоставление платных образовательных услуг высшими учебными заведениями - это традиционность.

В России государственные высшие учебные заведения получили возможность оказывать платные образовательные услуги на основании внесений изменений в федеральные законы относительно высшего образования. По существу, принципы установления оплаты за образовательные услуги стали сводиться к следующему [29]:

- ввиду слабо развитого частного инвестирования (меценатство, спонсорство и т.д.), так как основным источником доходов выступали средства из государственных бюджетов разных уровней и существование стереотипов со стороны населения о бесплатности сферы образования. В связи с несоответствием на сегодняшний день размеров государственного финансирования и средств, необходимых для развития высшей школы, возникла острая потребность в разработке и внедрении системы многоканального финансирования, в которой платные образовательные услуги высших учебных заведений являлись бы одним из основных источников предпринимательского дохода;

- предоставление государственным высшим учебным заведениям со стороны государства большей юридической и экономической автономии, в результате чего они, являясь некоммерческим учреждением, должны действовать в условиях свободного рынка по принципам предпринимательских структур. Это привело к активной конкурентной борьбе высших учебных заведений за абитуриентов, эффективными инструментами которой должны выступать грамотное построение стратегий поведения, развитие маркетинговой и соответственно ценовой политик, повышение качества учебного процесса (что тоже отражается на уровне цен образовательных услуг), реструктуризация управления высшего учебного заведения и т.д.;

- необходимость соответствия требованиям рынка труда, который за последние 10 лет претерпел значительные изменения, проявившиеся в появлении потребностей в специалистах с новыми видами квалификаций (маркетологи, специалисты рекламы, дизайнеры и т.д.). Данная тенденция влияет на приоритеты абитуриентов, что отражается на престиже специальностей, а, соответственно, на результатах предпринимательской деятельности высших учебных заведений.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

209

Стоит отметить, что на спрос образовательных услуг оказывает не только социально социально-экономическая обстановка в регионе, но и экономический эффект инвестиций в образование, оцениваемый потребителем самостоятельно с учетом будущих доходов [34]. Следовательно, целью повышения эффективности предпринимательской образовательной деятельности посредством увеличения доходов установление цены на образовательные услуги не должно ограничиваться простыми математическими действиями, необходимо также анализировать рынок труда и заработных плат для специалистов тех квалификаций, которые предлагает высшее учебное заведение.

В условиях дальнейшей острой конкуренции высших учебных заведений на рынке образовательных услуг и в условиях очевидной принадлежности наибольшего удельного веса в структуре их предпринимательских доходов средствам, получаемым от платной образовательной деятельности с полным возмещением затрат, не ставится под сомнение проблема оценки эффективности предпринимательской образовательной деятельности высшего учебного заведения по оказанию образовательных услуг с полным возмещением затрат [28], так как от её достоверности зависит дальнейшее развитие высшей школы в условиях финансового самообеспечения.

Результатами эффективной предпринимательской деятельности высшего учебного заведения являются увеличение доли рынка образовательных услуг, наличие конкурентных преимуществ, рост нормы рентабельности или обеспечение стабильной доходности, увеличение спроса на образовательные услуги, повешение уровней выполнения социально-культурных функций и качества образовательного процесса, укрепление научного потенциала, что, в итоге, оказывает существенное влияние на увеличение человеческого капитала общества.

Соглашаясь с утверждением, представленным в рамках Постановления Губернатора Самарской области от 30.04.2013 N 109 (ред. от 14.10.2014) «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Самарской области» [6], о том, что миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России, не стоит также забывать, что результаты предпринимательской образовательной деятельности высших учебных заведений должны быть доступны наибольшему числу потенциальных потребителей на протяжении жизни каждого человека.

Высшее учебное заведение как организация, производящая особый товар - образовательные услуги, имеющие ряд вышеуказанных особенностей, на современном этапе развития рынка должно особенно тщательно подходить к процессу разработки стратегии конкурентоспособности. Высшим

210 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

учебным заведениям, все больше приобретающим черты организаций предпринимательского типа, целесообразно ориентироваться на применение инновационных методов, форм и инструментов управления всеми видами собственной деятельности, в том числе и образовательным процессом. Только при соблюдении данного условия высшее учебное заведение сможет отвечать современным требованиям и тенденциям развития мирового образовательного рынка, обеспечивая себе достижение заданного уровня конкурентоспособности в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

В качестве другого инструмента, обеспечивающего конкурентоспособность высшего учебного заведения, может выступать бенчмаркинг, как наиболее универсальное средство сравнения и оценки образовательных услуг, осознания потребностей потребителей, выявления сильных и слабых его сторон в сопоставлении с позицией других высших учебных заведений и использованием лучшего опыта ведения деятельности [29].

Родиной бенчмаркинга являются США (1972 год). Дословно бенчмаркинг (англ. benchmarking) - это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы [13].

Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.

Главным недостатком бенчмаркинга является трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового и налогового учёта не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности [13].

Его применение в системе планирования стратегии конкурентоспособности высшего учебного заведения позволяет непрерывно выявлять и те его качества, которые служат источником ключевых преимуществ, и те качества, которые требуют осуществления эффективных преобразований. Тем самым данный инструмент демонстрирует направления путей развития, совершенствования и коррекции основных свойств и принципов функционирования высшего учебного заведения с целью усиления его конкурентоспособности [25].

Именно идеи о непрерывном совершенствовании, систематизации процесса изучения и внедрения лучших методов ведения деятельности лежат в основе концепции бенчмаркинга.

Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.

В Японии, США и других странах мира с конца прошлого века программы бенчмаркинга развиваются при государственной поддержке. Там, по словам Филиппа Котлера, действуют своеобразные «индустриальные бюро знакомств», которые созданы специально для поиска партнеров по бенчмаркингу. Считается, что благодаря такому обмену опытом выигрывают и отдельно взятые организации, и экономика страны в целом.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

211

В России же практика бенчмаркинга не является такой распространенной, несмотря на то, что она способствует открытости ведения деятельности, повышению ее эффективности, позволяет идти в ногу со временем и занимать достойные места на мировом рынке, что является очень актуальным для российской экономики в условиях выхода из мирового финансового кризиса и интеграции в межнациональное сообщество [25].

Здесь я соглашусь с исследователем М.Г. Подопригорой [25], что одной из ключевых проблем является нежелание некоторых руководителей признать слабость конкурентной позиции их образовательной организации и необходимость изменений их управленческой системы или всего образовательного процесса.

Кроме того, при внедрении технологии бенчмаркинга необходимо учесть ряд моментов [25]:

1. Бенчмаркинг - ресурсоемкий процесс, который требует больших затрат времени, денег и т.д. Не каждый руководитель согласен на получение отсроченных результатов при условии вложения определенного количества финансовых ресурсов на исследования и внедрение инноваций.

Кроме того, ограниченность ресурсов приводит к отказу от привлечения специалистов со стороны и использования услуг консультационных фирм. Часто управленческие решения принимаются только на основе научно-популярных бизнес-изданий, что может повлечь за собой ряд проблем.

2. Разрыв между теорией и практикой. Знание о сущности инструмента не обеспечивает возможность владения им. Именно поэтому для успешного внедрения адаптированного заимствованного опыта необходимы специалисты с опытом применения современного инструментария менеджмента в рамках специфики образовательных организаций.

3. Непонимание границ проекта. Образовательная организация-реципиент желает улучшить сразу все области своей деятельности, что, в принципе, невозможно. Или, имея позитивный опыт использования бенчмаркинга, например, для улучшения одного из процессов, высшее образовательное заведение переносит свои действия для совершенствования процесса другого порядка. Проблемы также могут возникнуть и при нечеткой постановке цели бенчмаркинга.

4. Выбор компании-эталона также может стать серьезной проблемой, поскольку риск ошибки здесь очень велик. Именно поэтому в команду по внедрению бенчмаркинга желательно включать экспертов, имеющих опыт работы с данной технологией.

5. В качестве одной из основных выделяют также проблему неосязаемых показателей.

Как правило, используются легко измеряемые показатели (финансовые показатели, количество выданных дипломов, образовательных программ т.п.), коррелирующие с ключевыми факторами успеха в конкурентной борь-

212 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

бе. Вследствие отсутствия в образовательных организациях сбалансированных систем сбора, оценки, внедрения и анализа успешных бизнес-решений редко измеряются и сопоставляются показатели, не имеющие строгих методик определения, например, командный дух, уровень стрессов у сотрудников высшего учебного заведения, степень внимания к потребителям образовательных услуг или уровень их физического и психологического комфорта.

6. Понимание всеми сотрудниками необходимости внедрения бенчмаркинга и роли каждого в процессе осуществления улучшений является важным условием его успешного использования. Отрицательный настрой как руководителей, так и подчиненных может стать большой проблемой при желании эффективного использования бенчмаркинга.

7. Злоупотребление бенчмаркингом. Речь идет о нарушении «Кодекса бенчмаркинга» [25].

Так, например, часто нарушаются следующие требования:

- законность - используются незаконные способы поиска или использования информации и т.п.;

- обмен - одна из образовательных организаций, получив необходимые сведения, отказывается предоставлять аналогичную информацию партнеру по бенчмаркингу;

- конфиденциальность и использование информации - полученная информация разглашается или используется вне целей бенчмаркинга и т.д.

8. Информационная проблема. Она тесно связана с предыдущей.

Как было выше сказано, комплекс «засекреченности» организаций, особенно российских, является большой преградой для инициирования бен-чмаркингового исследования.

В целом же решение выявленных проблем позволяет реализовывать потенциал и создавать инфраструктуру для технологии бенчмаркинга, способствует более широкому и эффективному использованию чужого опыта в качестве ориентира совершенствования деятельности для высших образовательных заведений на рынке образовательных услуг.

Таким образом, сфера высшего образования занимает важное место в преумножении благосостояния страны и тесно взаимосвязана с протекающими экономическими процессами.

Развитие рыночных условий в России и обоснованное стремление вступить в мировое образовательное пространство обусловили необходимость проведения модернизации сферы высшего профессионального образования, при которой ведущей проблемой является эффективное внедрение предпринимательских принципов в деятельность государственного высшего учебного заведения.

Для достижения целей предпринимательской деятельности высшее учебное заведение должно формировать грамотную и актуальную товарную

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

213

и ценовую политику, внедрять систему управления качеством, разрабатывать предпринимательские стратегии, основанные на принципе диверсификации деятельности.

В любом случае, конкуренция предполагает процесс модернизации экономического субъекта [31]. В сфере образовательных услуг процесс модернизации включает в себя: создание эффективной системы дополнительного профессионального образования; сертификацию учебных планов в области менеджмента, экономики и права; налаживание тесных связей между образовательными учреждениями и бизнесом; активное участие в образовательных процессах работодателей и других социальных партнёров; укрепление научно-исследовательской базы высших учебных заведений.

Список литературы:

1. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования, принятая в г. Болонье 19 июня 1999 г. совместным заявлением европейских министров образования.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).

3. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

4. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 (ред. от 12.12.2014) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

5. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России).

6. Постановление Губернатора Самарской области от 30.04.2013 N 109 (ред. от 14.10.2014) «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Самарской области».

7. http://www.znanie.info/_publications/UG_2015/# 1/z.

8. http://www.znanie.info/_publications/KATALOG_Mos_40/#1.

9. http://www.znanie.info/.

10. http://www.bologna.spbu.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. http://center-yf.ru/data/Marketologu/Konkurentosposobnost.php.

12. http://economy-lib.com/razvitie-konkurentosposobnosti-vuza-v-sovre-mennoy-ekonomike-rossii##ixzz3NF0ENiCu.

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%ED%F7%EC%E0%F0%EA % E8%ED%E3.

14. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Лихачева О.А. Методика апостериорной оценки эффективности деятельности научных и научно-педагогиче-

214 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ских подразделений высших учебных заведений // Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - N 1. - С. 27-32.

15. Баталова О.С. Специфика маркетинговых коммуникаций на рынке образовательных услуг [Текст] / О.С. Баталова // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 110-114.

16. Беспалов М. Анализ реформы системы образования и мониторинга эффективности вузов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2013. - N 8. - С. 106-108.

17. Бокарева Е.В. Развитие финансового механизма привлечения целевого капитала некоммерческими организациями в системе высшего профессионального образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2014. - N 4. - С. 15-21.

18. Горелова О.И. Оценка эффективности предпринимательской деятельности государственного высшего учебного заведения: дисс. ... канд. эконом. наук / О.И. Горелова. - Астрахань, 2007.

19. Гросул Ю.В. О праве на занятие предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций (на примере высших учебных заведений) // Юрист. - 2013. - N 12. - С. 27-29.

20. Грудцына Л.Ю., Мирошникова В.А. Научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования // Новый юридический журнал. - 2012. - N 1. - С. 92-99.

21. Иванов Н. Вредительство от образования // ЭЖ-Юрист. - 2014. -N 13. - С. 12, 13.

22. Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Сле-сарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. - 2014.

23. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 1. - С. 116-120.

24. Мухоморова И. Совершенствование управления сферой высшего профессионального образования в современных условиях // Управление мегаполисом. - С. 132-137.

25. Подопригора М.Г. Механизм стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе бенчмаркинга и методики распознавания образов: монография. - Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ 2011. - 216 с.

26. Орлова О.В. Пути повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: дисс. ... канд. экон. наук / О.В. Орлова. - СПб., 2006. - С. 8.

27. Сергеев А.Л. Реформа образования в России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - N 9. - С. 28-31.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

215

28. Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 3.

29. Тюкавкин Н.М. Искусство разработки и реализации стратегии: новое видение: монография / А.А. Герасько [и др.] / под общ. ред. С.С. Чернова. - Кн. 3. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. - 168 с.

30. Тюкавкин Н.М. Проблемы обеспечения конкурентоспособности социально-экономических систем: монография / О.О. Ардасова [и др.]. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2009. - 153 с.

31. Тюкавкин Н.М. Российский рынок и его динамика / Н.М. Тюкавкин, Н.А. Цаплина // Устойчивое развитие отраслей, регионов, предприятий в условиях глобализации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар: Изд-во КГТУ 2008. - Ч. 3.

32. Тюкавкин Н.М. Стратегическая эффективность деятельности компании // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 5.

33. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России / Н.М. Тюкавкин // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 1.

34. Тюкавкин Н.М. Стратегическое направление развития субъектов рыночной экономики // Журн. экон. теории. - Екатеринбург, 2007. - № 3.

35. Чаусова Ю.С. Экономическая эффективность системы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения // Российское предпринимательство. - 2008. - № 9, Вып. 2 (119). - С. 101-105.

36. Чаусова Ю.С. Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения: дисс. ... канд. экон. наук / Ю.С. Чаусова. - Ростов н/Д, 2008.

ПРОБЛЕМА РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЯКУТСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

© Горохова К.С.*, Филиппов Д.В.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье рассматривается проблема внедрения реинжиниринга в бизнес-процессы производственного предприятия.

Ключевые понятия: реинжиниринг, бизнес-процесс, конкуренция, производство.

* Студент кафедры Экономики и управления производством. Научный руководитель: Конто-русова С.С., доцент, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.