КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Терёхин В.А.
решающим фактором, позволяющим подготовить специалистов, отвечающим требованиям современного общества, является система образования, цель которой на сегодняшний день заключается в формировании конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда и адаптированной к реалиям современной российской действительности. Но для того, чтобы подготовить действительно высокопрофессионального, конкурентоспособного работника, важно знать, каковы психологические особенности становления специалиста на этапе профессиональной подготовки, на развитие каких индивидуальных, личностных качеств, свойств, следует обратить внимание в процессе его обучения. Степень соответствия личности требованиям профессии можно рассматривать как уровень профессиональной пригодности, который отражается в таких характеристиках структуры личности, как ее способности и профессионально важные качества. Высокий уровень профессиональной пригодности, высокий уровень развития интегральныххарактеристикличности, в частности компетентности, способствует благоприятному имиджу молодого человека, который оказывает сильное влияние на его конкурентоспособность и эффективность, а, следовательно, и успешность в его профессиональной деятельности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, конкуренция, социальные ожидания, самоопределение, самосознание, субъект-ность, профессиональная пригодность.
В период экономических преобразований общества возрастает интерес к человеку, его личности, его возможностям, и в частности, возможностям его адаптации к быстро меняющейся социально-экономической и культурной среде. Изменения и преобразования, которые диктуются современностью, затрагивают всех без исключения людей и, как следствие, предъявляют особые требования к специалистам различного профиля в разнообразных сферах деятельности.
Связующим звеном, позволяющим подготовить специалистов, отвечающим требованиям современного общества, является система образования, цель которой на сегодняшний день заключается в формировании конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда и адаптированной к реалиям современной российской действительности. Но для того, чтобы подготовить действительно высокопрофессионального, конкурентоспособного работника, важно знать, каковы психологические особенности становления специалиста на этапе профессиональной подготовки, на развитие каких индивидуальных, личностных качеств, свойств,
следует обратить внимание в процессе его обучения. Но, прежде всего, необходимо определить, что включает в себя понятие «конкурентоспособная личность», дать характеристику ее составляющим.
Стоит отметить, что понятие «конкурентоспособность» достаточно разработано в экономике, маркетинге, но этого нельзя сказать о психологии.
В Большом энциклопедическом словаре, «конкуренция» определена как «соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов, в определенной общественной сфере. Кроме того, «конкуренция -существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов» [6, с. 562-563]. Здесь также указано, что существует и «биологическая конкуренция», раскрываемая как «взаимоотношения активного соревнования между особями одного или различных видов за средства существования и условия размножения, одна из форм борьбы за существование» [6, с. 562-563].
Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Ципкин, Б.А. Соловьев, В.В. Федосеев также определяют конкуренцию как «соперничество на каком-либо поприще
между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично» [25, с. 598].
По мнению В.А. Алексунина, конкуренция - это «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации» [14, с. 584].
Важно отметить, что если «конкуренция», по мнению Р.А. Фатхутдинова, - «процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами» [24, с. 30], то «конкурентоспособность», как считают Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Ципкин, Б.А. Соловьев, В.В. Федосеев, - это «совокупность преимуществ», которые «способствуют успешной реализации (в том числе и товара) в условиях конкуренции» [25, с. 597-598].
Конкуренция возникает не только на рынке товаров и услуг. На рынке труда и рабочей силы работники конкурируют, чтобы занять и сохранить за собой рабочее место. Следовательно, наряду с конкурентоспособностью товаров и услуг можно говорить и о конкурентоспособности специалиста, в частности - выпускника вуза.
Оценку конкурентоспособности, по мнению Р.А. Фатхутдинова, следует осуществлять, исходя из конкурентных преимуществ субъекта, которые бывают внешними и внутренними [24, с. 277].
Здесь необходимо отметить, что конкурентоспособность выпускников вуза в данном случае необходимо рассматривать в двух аспектах: социальном (внешнем) и психологическом (внутреннем). Что касается первого, то внешнее конкурентное преимущество будущих выпускников во многом определяется конкурентоспособностью учебных заведений. Здесь учебное заведение является своего рода «гарантией» того, что по его окончании молодой специалист будет востребован на рынке труда и рабочей силы. При анализе внешнего аспекта стоит рассмотреть и социальные ожидания, т.е. каким хотят видеть выпускника (молодого специалиста) общество и работодатели, какие требования они предъявляют к внешним данным и внутренним (профессионально значимым свойствам, включающим способности и характерологические черты). Таким образом, взаимодействие личности и общества «не есть взаимодействие двух изолированных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества». Следовательно, важно с самого начала рассматривать личность в некотором «социальном контексте», или, как говорит Г.М. Андреева, «раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности» [4, с. 69].
Для понимания сущности конкурентоспособности личности необходимо выделить группу конъюнктивных, т.е., различного рода сближающих людей, объединяющих их, чувств. Таким образом, в каждом случае такого межличностного отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям. Возникновение такого рода чувств и будет являться «конкурентным преимуществом» субъекта.
Что касается психологических (внутренних) составляющих конкурентоспособности, то здесь необходимо отметить, что С.Л. Рубинштейн выделял значение личностного целого как совокупности внутренних закономерностей, через которые преломляются все внешние воздействия на человека [3].
По К.А. Абульхановой-Славской, «больше возможностей», а, следовательно, и преимуществ, имеет та личность, которая обладает психологической, личностной и жизненной перспективой. Личностная перспектива - это «не только когнитивная способность предвидеть будущее, но и целостная готовность к нему в настоящем, установка на будущее[1, с. 77].
М.П. Гурьянова, говоря о жизнеспособности личности, вкладывает в это понятие все то, чему должна соответствовать конкурентоспособная личность. Автор утверждает, что жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, стремление стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности [9, 12]. В личностном контексте, по ее мнению, жизнеспособность проявляется в высоком уровне социальной активности, направленной, прежде всего, на формирование самого себя в соответствии с заданными целями.
По мнению Л.М. Митиной, конкурентоспособность -«это способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития» [15, с. 23].
Такой же смысл заключен в понимании Е.А. Климовым термина «самоопределение», определяя его как «поиск возможностей беспредельного развития» [11, с. 93]; как «важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [11, с. 39].
Л.И. Божович считает «самоопределение» личностным новообразованием, связанным с формированием внутренней позиции взрослого человека, которым завершается критический переходный период. Формируется оно во второй фазе подросткового возраста в 16-17 лет (согласно многим классификациям, в период ранней юности), когда
в условиях скорого окончания школы возникает проблема выбора своей будущей профессии [5].
Л.М. Митина считает, что профессиональное развитие неотделимо от личностного, поэтому определяет период юности, как этап личностного и профессионального самоопределения. Для этого периода жизни, по ее мнению, характерно «становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни, - все это активизирует процессы самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии» [15, с. 5-6].
Один из самых известных исследователей проблемы самосознания И.С.Кон также полагает, что развитие самосознания - это центральный психический процесс переходного возраста [13, с. 84]. Он дает следующее определение этому феномену: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я»» [12].
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский отмечают, что «фактически у человека фиксируют не один образ его Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно выступающих то на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия» [17, с. 361].
Л.М. Митина утверждает, что самосознание человека как бы зеркально отражает реакции на него других. Именно в этом отражении она видит источник профессионального развития: «основной движущей силой развития профессионала является внутри-личностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным» [15, с. 13].
Таким образом, несовпадение социальных ожиданий, т.е., каким хотят видеть выпускника (молодого специалиста) общество и работодатели (Я-отраженного), с Я-действующим вызывает противоречие, которое побуждает человека к осознанию тех характеристик собственной личности, которые будут способствовать приближению внутренних критериев к внешним (Я-действующего к Я-отраженному). Вполне очевидно, что Я-отраженное выступает как необходимый ориентир для развития и самосовершенствования личности.
К.А. Абульханова-Славская разрешение различного рода противоречий между своими желаниями, потребностями и объективными препятствиями на пути их удовлетворения, выделяет как основной критерий активности субъекта.
Мнение ряда авторов (Е.А. Сергиенко, А.П. Петровского, В.А. Терехина) сходны с мнением К.А. Абульхановой-Славской в том, что разрешение
противоречий обеспечивает развитие субъекта как индивида и как личности. «Именно эти разного уровня противоречия, - как пишет Е.А. Сергиенко, разрешаемые субъектом, целостность которого является системообразующим фактором психической организации и регуляции, обеспечивают его развитие и как индивида, и как личности. Активность субъекта, разрешающего актуальные противоречия, созидает психическое, носителем которого является субъект» [8, с. 101].
Необходим ряд причин, побуждающих индивида к росту-развитию. Развитие есть там, где противоречие, т.е. на определенном этапе своего развития индивид сталкивается с наличием избыточного требования к ситуации, на этой основе возникает чувство неудовлетворенности. Именно чувство неудовлетворенности является двигателем любого прогресса [23].
При разрешении различного рода противоречий, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность развивается, совершенствуется, достигает качества субъекта. Не имея способности разрешать противоречия, личность не становится субъектом или утрачивает его статус [8].
Можно отметить и мнение Л.И. Анцыферовой, утверждающей, что «высокое развитие человека как личности невозможно без столь же высокого развития его как субъекта» [20, с. 41].
Таким образом, проблему конкурентоспособности можно еще определить и как проблему «психологического обеспечения» возможности личности быть эффективным, успешным субъектом жизни.
Еще в 20-х годах XX века, определив субъект как центр организации бытия, С.Л. Рубинштейн показал центральную позицию человека в мире. Он раскрыл, что у субъекта есть способности саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, этим признавая за субъектом активную преобразующую роль [21].
Согласно В.В. Знакову, «субъектом можно назвать только внутренне свободного человека, принимающего решения о способах своего взаимодействия с другими людьми прежде всего на основании сознательных нравственных убеждений. Говорить о человеке как о субъекте можно только при таком понимании им собственного бытия, при котором он, сознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения» [22, с. 23].
Детальный обзор истории и методологии психологической проблемы субъекта дан А.В. Бруш-линским. «Субъект - это человек, люди на высшем (индивидуализированном для каждого) уровне деятельности, общения, целостности, автономности» [7, с. 21]. Но, в то же время, он указывает на неразрывно развивающееся единство, целостность всех
его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. Он подчеркивает, что человек не рождается субъектом, а становится им. Важнейшую основу психического развития А.В. Брушлинский видит в деятельности субъекта и его активности, здесь же проявляется и целостность: «Целостность субъекта означает, прежде всего, единство, инте-гральность его деятельности и вообще всех видов его активности» [7, с. 208].
Человек как субъект целенаправленно изменяет внешний мир (природу и общество), а тем самым, также себя. Способствует этому деятельность (игровая, учебная, трудовая), определяющая «существенную роль в развитии и саморазвитии людей» [7, с. 21].
Для психологии субъекта одной из главных является проблема активности. Как утверждает В.А. Петровский: «Субъектность человека проявляется в его деятельности, - особой активности, посредством которой человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире» [16, с. 8].
По мнению Е.В. Прокопьевой, «формирование субъектной активности обеспечивает человеку успешность в деятельности и в различных аспектах социальной адаптации» [18]. По ее мнению, кроме активности, в качестве основных показателей субъектности можно выделить инициативность; самостоятельность; осознанность; предметность; целенаправленность; избирательность; ответственность в выборе и принятии решений; умелость; индивидуальность и творческость; конструктивность; способность и готовность к сотрудничеству [18].
Е.Н. Азлецкая выделяет следующие характеристики субъекта: ответственность, высокий уровень эмоциональной зрелости, способность к внутреннему контролю, осознанность действий, эмпатия [22, с. 68].
Таким образом, проблема субъекта и его активности разрабатывается в психологии, главным образом, на методологической основе субъектно-деятельностного подхода.
Определяющим фактором в развитии субъекта деятельности, по мнению В.А. Бодрова, выступает степень соответствия личности требованиям профессии, т.е., уровень профессиональной пригодности. Как считает автор, с одной стороны, ее необходимо рассматривать как совокупность качеств, свойств человека, предопределяющих успешность формирования пригодности к конкретной деятельности, с другой - как совокупность наличных, сформированных профессиональных знаний, умений, навыков, а также психологических, физиологических и других качеств и свойств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач [19, с. 10].
Психологическое содержание понятия «профессиональная пригодность» он усматривает в таких
характеристиках структуры личности, как ее способности и профессионально важные качества.
На наш взгляд, можно утверждать, что «профессиональная пригодность», рассматриваемая как соотношение требований профессии к индивидуальным особенностям человека, является еще одним фактором, определяющим конкурентоспособность выпускника вуза.
Степень соответствия личности требованиям профессии можно рассматривать как уровень профессиональной пригодности, который отражается в таких характеристиках структуры личности, как ее способности и профессионально важные качества. Высокий уровень профессиональной пригодности, высокий уровень развития интегральных характеристик личности, в частности компетентности, способствует благоприятному имиджу молодого человека, который оказывает сильное влияние на его конкурентоспособность и эффективность, а, следовательно, и успешность в его профессиональной деятельности.
литература
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999.
2. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Дерка-ча. - М.: РАГС, 2001.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2003.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.
6. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002.
7. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - СПб.: Алетейя, 2003.
8. Время как фактор измерений личности: Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Поликарпова. - Минск: EHU, 2003.
9. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 12-18.
10. Зеер Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
12. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
14. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. В.А. Алексунина. - М.: Дашков и К°, 2002.
15. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.
16. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. -М.: Академия, 2000.
18. Покопьева Е.В. Индивидуально-типические особенности представления о себе как о профессионале на начальных этапах профессионализации психологов // Психологический вестник РГУ (выпуск 4). - 1999. - С. 236-245.
19. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова. - М.: ПЕР
СЭ, 2003.
20. Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. - М.: Академический Проект, 2000.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2000.
22. Субъект, личность и психология человеческого бытия: труды института психологии РАН / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. - М.: Институт психологии РАН, 2005.
23. Терехин В.А., Строкова С.А. Проблема оптимальной реализации потенциала личности в процессе совместной деятельности // Психологический вестник РГУ (выпуск 5). - 2000. - С. 338-346.
24. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. - М.: Эксмо, 2005.