Не менее важной задачей организации работы команд является разработка положения или рабочей инструкции, регламентирующей распределение ролей, установление и закрепление ответственности между членами команды, а также определение их функциональных обязанностей.
Алгоритм решения данных задач включает:
• согласование только состав и описание содержания функций, без учета того, за кем эти функции закреплены, это, во-первых, позволит сосредоточиться на задаче, которая с точки зрения организации работы команд очень важна, т.к. позволяет оценить общий потенциал команды;
• назначение ответственных за согласование функций членов команды и дальнейшее их разделение на ответственных за описание более мелких функций;
• назначение руководителя команды и установление его ответственности за всю группу функций;
• назначение ответственных за согласование выделенных групп функций. При согласовании функциональных ролей необходимо определить ответственность и за выполнение специфических функций команды;
• закрепление функциональных ролей за исполнителями, установление критериев оценки результатов выполнения функций, согласование ролей и положений по мотивации.
Приведенная последовательность работ обеспечивает сбалансированность действий членов команды позволит четко закрепить их права и ответственность за
результаты внедренных улучшений в области обеспечения и улучшения качества трудовых процессов. В этих целях целесообразно составить матрицу ответственности и полномочий, которая позволит установить равновесие между функциональными ролями и оптимально распределить объемы работ между членами команды.
Таким образом, разработанные методические рекомендации по организации командной работы позволяют обеспечить их неформальное внедрение в практику предприятия и достичь синергетический эффект, т. е. когда суммарный эффект деятельности взаимодействующих работников превышает сумму эффектов деятельности команды без взаимодействия, с учетом важности коммуникации в командных отношениях, обеспечивающих прозрачность информационных потоков между членами команды и руководителями подразделений предприятия.
Литература
1. ИСО 9000: 2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М., 2001.
2. Эванс Джеймс Р. Управление качеством: учеб. пособие / Джеймс Р. Эванс; пер. с англ.; под ред. Э.М. Короткова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-671с.
3. Каблашова И.В. Управление качеством на предприятии машиностроения: учеб. пособие / И.В. Каблашова. Воронеж: ВГТУ, 2006. 171 с.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Р.М. Жаншуакова, ассистент
Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова
Республика Казахстан
Рассмотрение конкурентоспособности строительных работ и услуг как центрального звена во взаимосвязи категорий - конкурентоспособность страны, отрасли, фирмы, услуги - представляется значительно более перспективным как для комплексного научного исследования, так и для выработки эффективных мер по регулированию конкурентоспособности, адекватных состоянию казахстанской экономики.
Конкурентоспособность не является чем-то раз и навсегда данным, так как конкурентоспособность трактуется и оценивается на разных уровнях по-разному. На уровне страны уровнем конкурентоспособности выступает оптимизация издержек на основе международного разделения труда, на уровне отрасли
- оптимизация и рациональное сочетание факторов производства. На уровне фирмы выступает - эффективная деятельность на основе внедрения новых технологий, режима экономии, рациональности ведения финансовых расчетов и т.д. На уровне продукции (товара, услуги) - является качество, издержки производ-
ства, эффективность потребления и т. д.
Оценка степени конкурентоспособности строительных работ и услуг, то есть выявление преимуществ данной услуги по сравнению с другой, является сложным процессом. При этом возникает несколько проблем.
Первая из них заключается в выборе базовых объектов для сравнения, которые должны обладать определенными параметрами, чтобы сравнение с ними было корректным. Иначе говоря, конкурентное преимущество одной услуги над другой может быть оценено в том случае, когда оба они удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка и находящихся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В противном случае сравнение будет некорректным. Этот вывод сочетается с концепцией стратегических групп, выдвинутой М.Портером.
Вторая проблема заключается в получении необходимой информации.
Третья проблема состоит в выборе критериев, по
которым будет оцениваться конкурентоспособность продукции строительной фирмы.
Поскольку конкуренция фирм на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой, изготовившей и продающей ее на рынке.
Базовой категорией, которая обозначает некий результат труда, является товар, предлагаемый для продажи на рынке и способный удовлетворить какую-либо потребность отдельного человека или социальной группы. В широком смысле в качестве товара может выступать любой материальный или нематериальный предмет (в том числе идея, ценность, услуга).
В строительной индустрии основной формой товара выступает строительная продукция в натуральном виде, имеющая широкую номенклатуру: объект строительства, стройка, здание, пусковой комплекс, очередь строительства. Объект строительства -отдельное здание или сооружение со всеми относящимися к нему галереями, эстакадами, оборудованием, инвентарем, инструментом, внутренними инженерными сетями и коммуникациями.
Стройкой является совокупность зданий и сооружение различного назначения, строительство (расширение, реконструкция или техническое перевооружение) которых осуществляется по единой проектно-сметной документации в объеме, определенном сводной сметой или сводкой затрат. При возведении только одного объекта основного назначения понятия объект и стройка совпадают.
Здание - строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания в нем людей (в зависимости от функционального назначения) и для выполнения различного вида производственных процессов.
Пусковой комплекс включает в себя совокупность первоочередных объектов или их частей: основного производственного, вспомогательного, обслуживающего назначения, энергетического транспортного и складского хозяйства, связи, внутрипло-щадочных коммуникаций и очистных сооружений, обеспечивающих выпуск продукции в объеме, предусмотренном проектом для данного пускового комплекса, и нормальные санитарно-бытовые условия для работающих, а также объектов, связанных с защитой окружающей среды от загрязнения.
Под очередью строительства подразумевается часть объектов крупной стройки с законченным технологическим циклом по выпуску продукции, продолжительность строительства которых, как правило, не должна превышать 2-4 года, на которые разработан рабочий проект и составлена отдельная сводная смета очереди строительства.
Потребительские свойства строительных работ и услуг определяются их количественным и качественным соответствием потребностям клиента, на удовле-
творение которых они направлены. Поскольку конкуренция строительных фирм на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой, предлагающей ее на рынке.
Одинаковая по назначению продукция или услуга способна в разной степени удовлетворять потребность, то есть имеет одинаковое качество, но разную потребительную стоимость. Нельзя ни отождествлять качество и потребительную стоимость, ни рассматривать эти категории изолировано друг от друга; они проявляются в сложной взаимосвязи. Таким образом, под потребительной стоимостью следует понимать совокупность наиболее существенных ее свойств, обусловливающих степень пригодности продукции к удовлетворению определенных потребностей в соответствии с ее назначением.
В условиях рыночных отношений существует объективная необходимость в усилении роли потребительной стоимости услуг как одного из решающих факторов успеха деятельности строительных фирм на рынке. Поэтому особое значение для оценки конкурентоспособности услуг строительных фирм приобретают такие потребительские свойства, характеризующие уровень потребительной стоимости, как:
1. Надежность
A) Долговечность
B) Безотказность
C) Ремонтопригодность
2. Экономичность
3. Комфортность
4. Экологичность
Надежность объекта (строительной продукции)
- это его свойство выполнять свои функции в течение требуемого промежутка времени с сохранением заданных эксплуатационных параметров.
Чем продолжительнее суммарное время выполнения объектом своих функций и чем меньше время существования отказов, тем выше его надежность. Поэтому для оценки надежности используют показатель, определяющий соотношение времени безотказной работы объекта ко всему времени его существования. Этот показатель называется коэффициент готовности Кг.
Кроме свойства выполнения объектом своих функций, надежность включает в себя определение сохранения во времени заданных эксплуатационных параметров. Объект может выполнять свои функции, но при этом его параметры не соответствуют проектным или техническим характеристикам. Например, тепловой режим в помещениях может быть обеспечен и при некачественно выполненной теплоизоляции ограждающих конструкций за счет увеличения мощности системы отопления. Это приводит к перерасходу тепла и электроэнергии, дополнительным материальным затратам по сравнению с теми показателями, которые были заложены в проекте. В таких случаях следует говорить о ненадежность объекта.
Надежность здания или сооружения в целом должна определяться на весь период времени, в течение которого предполагается использовать объект по своему назначению. Понятие надежности здания в целом как сложной технической системы шире, чем составляющих его элементов, которые могут находиться лишь в двух состояниях - работоспособном или неработоспособном в отличие от надежности отказы отдельных конструкций и технических устройств в большинстве случаев не приводят к прекращению функционирования объекта в целом, они только снижают уровень эксплуатационных качеств строительной продукции.
К характерным свойствам надежности относятся: безотказность, долговечность и ремонтопригодность.
Безотказность - это свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность и выполнять свои функции в течение заданного времени без перерывов на ремонт. Для зданий и сооружений свойство безотказности является наиболее важным, поскольку именно оно определяет безопасность и функциональный комфорт. К этому показателю относят вероятность безотказной работы, среднюю наработку до первого отказа, наработку на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийную наработку.
Долговечность - это свойство объекта выполнять свои функции до наступления предельного состояния с возможными перерывами в работе. Показателями долговечности являются средний срок службы, срок службы до первого капитального ремонта, межремонтный срок службы. Долговечность представляет собой сумму всех временных участков, на которых объект работоспособен и находится в состоянии отказа.
Безотказность и долговечность - это свойства объекта сохранять работоспособность, при этом безотказность предусматривает непрерывную работоспособность в течение определенного времени, а долговечность - с возможными перерывами на ремонт.
Ремонтопригодность - это приспособленность объекта к восстановлению после отказа. Мерой ремонтопригодности является среднее время восстановления его работоспособности. Ремонтопригодность - это свойство объекта, заключающееся в доступности и удобстве в проведении мероприятий по предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений, а также устранению их путем ремонта и обслуживания. К показателям ремонтопригодности относят: вероятность восстанов-
ления в заданное время, среднее время восстановления, удельная трудоемкость обслуживания и ремонтов, средняя и относительная стоимость ремонтов.
При проектировании необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на надежность конструкций: качество и количество применяемых элементов; режим работы элементов и деталей, стандартизацию и унификацию изготовления; доступность деталей, узлов и блоков для осмотра и ремонта.
Из-за нарушения правил монтажа здания; отсут-
ствия соответствующего контроля материалов и комплектующих изделий; нарушения сортности и некачественной замены материалов; установки элементов, подвергающихся длительному хранению в неблагоприятных условиях; недостаточного контроля на отдельных операциях и при выпуске готовой продукции, а также нарушения самой технологии монтажа могут возникнуть условия, отрицательно влияющие на надежность конструкции здания в целом.
В процессе эксплуатации на надежность здания оказывают влияние следующие факторы: внутренние напряжения в конструкциях, не соответствующие их проектным значениям; внешние воздействия; система технического обслуживания; техническая квалификация обслуживающего и ремонтного персонала.
Эксплуатационная надежность равна произведению надежности собственно устройства (здания, сооружения) на надежность применения (человеческие факторы). Последний фактор значительно уменьшает показатель надежности и для снижения отрицательного влияния этой составляющей важную роль играют организационные мероприятия; подготовка и обучение обслуживающего персонала; организация на объектах сбора статистических данных об отказах конструкций; разработка специальных инструкций и методик по эксплуатации систем, их профилактике и ремонту.
Надежность зданий и отдельных конструкций обусловливается изменчивостью во времени, внутренних свойств материалов и внешних условий в виде нагрузок и воздействий. Надежность как свойство представляет собой сохранение качества строительной продукции во времени. Важнейшими вопросами анализа надежности строительной продукции является регламентация и нормирование всех характеристик. Задача заключается в создании условий, при которых действительная надежность возведенных зданий соответствовала бы заложенной в проекте расчетной надежности, характеризуемой точными математическими количественными показателями. Решение этой задачи осложняется многообразием факторов, влияющих на надежность на разных стадиях строительства. В основном на надежность конструкций и строительной продукции влияет степень соответствия выбранной расчетной схемы работы действительной работе конструкции в составе строительной продукции. Наряду с совершенствованием методов расчета необходимы обширные теоретические и экспериментальные исследования, направленные на установление четкой взаимосвязи между расчетными показателями и производственными условиями.
Комфортность как показатель удобства использования строительной продукции в частности жилого помещения включает в себя наличие балкона, лоджии, лифта и бытовых приборов. Для класса элитного жилья показатель комфортности включает удобство подъездных путей, наличие подземных гаражей, выгодность района расположения объекта, наличие комплексности строительных объектов. Степень ком-
фортности строительной продукции напрямую влияет на цену данной продукции.
Экологичность - показатель безопасного использования строительной продукции, определяется приемочным контролем всего объекта.
Цена строительной продукции является второй составляющей уровня конкурентоспособности строительных работ и услуг. Для оценки недвижимости оценщику необходимо учитывать ряд особенностей использования сметной стоимости строительства:
1. В случае использования оценщиком сметной документации нужно иметь в виду, что она может охватывать объекты, не относящиеся к объекту оценки. Необходимо исключить строительно-монтажные работы и прочие затраты, относящиеся к этим объектам.
2. Из сметной стоимости объекта оценки нужно исключить стоимость технологического оборудования, мебели, инвентаря, а также стоимость монтажных работ и прочих затрат, относящихся к этому оборудованию.
3. Сметная стоимость при строительном проектировании учитывает в полной мере издержки подрядчика и не в полном объеме - затраты заказчика, связанные с рыночными формами организации строительного процесса:
• новые налоги и отчисления в различные фонды;
• инвестиции в землю;
• проценты по кредитам;
• затраты на рекламу в течение строительства.
4. Необходимо учитывать особенность ресурсного метода, заключающуюся в использовании реальных текущих цен материалов, изделий и конструкций, эксплуатации строительных машин и механизмов. В этих ценах заложены современные строительные материалы и конструкции, машины и механизмы.
5. Стоимость нового строительства с позиции инвестора должна включать его прибыль. На эту величину, называемую предпринимательской прибылью, необходимо увеличивать стоимость строительной продукции.
Таким образом, стоимость нового строительства (полная восстановительная стоимость, полная стоимость замещения) при оценке недвижимости (строительной продукции) определяется формулой:
Сстр = Сср + Свз +С пр +КИ +ПП + НДС,
где Ссмет - сметная стоимость строительства объекта оценки;
Соб - сметная стоимость технологического оборудования, мебели и инвентаря;
Смр -сметная стоимость монтажных работ.
КИ - дополнительные косвенные издержки заказчика (инвестора), не учитываемые сметными нормами.
ПП - прибыль предпринимателя;
НДС - налог на добавленную стоимость;
Сср - сметная стоимость строительных работ;
Свз - затраты на временные здания и сооружения;
Спр - сметные прочие затраты;
Потребителя строительной продукции жилищного строительства больше интересует не абсолютная величина строительной продукции, а относительная стоимость единицы строительной продукции - стоимость квадратного метра общей или жилой площади:
Сед = Сстр : 8общ,
где Сед - стоимость квадратного метра;
Сстр - стоимость строительной продукции;
8общ - общая площадь строительной продукции.
Наряду с УПС и ценой для клиента немаловажен такой показатель, как:
УОП - уровень организации продаж строительной продукции включает в себя следующие составляющие:
1. Имидж подрядной организации;
2. Юридическая надежность реализующей организации;
3. Финансовая надежность реализующей организации;
4. Качество и прозрачность информации о строительной продукции;
5. Техническая квалификация ремонтного обслуживания;
6. Качество ремонта (послепродажное обслуживание) строительной продукции;
7. Качество мониторинга и диагностики рынка.
Итак, по нашему мнению, для оценки конкурентоспособности строительных работ и услуг необходимо учитывать:
• уровень потребительских свойств;
• цена строительной продукции;
• уровень организации продаж.
Литература
1. Александров В.Т. Ценообразование в строительстве / В.Т. Александров. СПб., 2001.
2. Педан М.П. Экономика строительства / М.П. Педан. М.: Стройиздат, 1987.
3. Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность / Р. А. Фатхутдинов: Экономика, 2005г.