Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ШВЕЙНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ШВЕЙНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАЧЕСТВО ТОВАРА / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грицай К.В.

В статье проанализированы основные характеристики швейного предприятия, выявлены сильные и слабые стороны, а так же возможные пути повышения конкурентоспособности швейного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIVENESS OF GARMENT ENTERPRISES

The article analyzes the main characteristics of garment enterprises, identified strengths and weaknesses and possible ways of improving the competitiveness of garment enterprises.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ШВЕЙНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 65.01

Грицай К.В. студент 3 курса

факультет корпоративной экономики и предпринимательства Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» Россия, г. Новосибирск КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ШВЕЙНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация:

В статье проанализированы основные характеристики швейного предприятия, выявлены сильные и слабые стороны, а так же возможные пути повышения конкурентоспособности швейного предприятия.

Ключевые слова: легкая промышленность, конкурентоспособность качество товара, факторы конкурентоспособности, конкуренция.

Gritsay K. V.

THE COMPETITIVENESS OF GARMENT ENTERPRISES

Annotation:

The article analyzes the main characteristics of garment enterprises, identified strengths and weaknesses and possible ways of improving the competitiveness of garment enterprises.

Keywords: light industry, competitiveness, quality of goods, factors of competitiveness, competition.

В условиях развития процесса глобализации, обострения конкуренции, агрессивной политики зарубежных товаропроизводителей на внутреннем рынке России, а также в связи с задачей развития российского экспорта возрастает значение проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий. Конкурентная борьба заставляет предприятия обеспечивать себе устойчивые конкурентные преимущества и разрабатывать систему обеспечения конкурентоспособности.

В связи с появлением большого количества новых предпринимателей, инновационных технологий, новых видов бизнеса, развития новых рыночных условий, появляется потребность в эффективном управлении повышением конкурентоспособности, как новых предприятий, так и тех которые уже имеют свою нишу и прочно закрепились на рынке [4].

Рассмотрим несколько подходов к определению понятия "конкурентоспособность" предприятия. По мнению Павловой Н.Н, конкурентоспособность это "способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях" [2]. Рубин Ю.Б. считает, что "конкурентоспособность - это не только способность предприятия выдерживать конкуренцию и иметь высокий уровень дохода, это понятие более глубокое и требует соответствующего анализа" [3].

Из этого следует вывод, что понятие «конкурентоспособность»

гораздо шире и означает не только наличие конкурентных преимуществ, но также их рациональное применение, которое принесет выгоду в борьбе с конкурентами.

Конкурентоспособность предприятия определяется степенью удовлетворения потребностей своей целевой аудитории. Этот важный фактор является решающим в современной экономике, охватывает всех участников рынка без исключения.

Конкурентоспособность включает в себя абсолютно все звенья в организации: выпуск конкурентоспособной продукции, эффективное управление финансами, персоналом, правильно организованная маркетинговая компания, стратегия компании и так далее. Все это влияет на получение первенства в конкурентной борьбе [4].

Понятие «конкурентоспособность» связано с понятием «конкурентное преимущество». Конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением превосходства фирмы над конкурентами в различных сферах и по различным направлениям деятельности. Именно конкурентные преимущества обеспечивают конкурентоспособность предприятия.

Поэтому одним из главных стратегических направлений деятельности предприятий должно стать создание и успешное управление конкурентными преимуществами [1].Конкурентное преимущество определяется Эргашевой М.Р, как «система, обладающая, какой-либо эксклюзивной ценностью, дающая ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сфере деятельности» [4].

Применение конкурентного преимущества имеет разные цели, например, его можно использовать для формирования стратегии предприятия, для принятия решения по клиентским сегментам, при принятии решения о расширении ассортиментной базы и так далее. Для того чтобы усилить конкурентные позиции, необходимо планомерно обеспечивать контроль за выявлением конкурентных преимуществ.

Для оценки конкурентоспособности была выбрана швейная фабрика OLLE. Предприятие относится к отрасли легкой промышленности и специализируется на производстве детских головных уборов.

Масштаб конкуренции - национальный. Фабрика реализует продукцию в г. Новосибирске и по всей России в крупных городах.

На российском рынке у предприятия есть два конкурента.

Это предприятие «Кроха» (Новосибирск) которая имеет большой ассортимент, цены среднерыночные. Компания предлагает изделия оригинального дизайна и высокого качества, выпускаемую под собственными брендами "Любимый кроха" и "Чудо кроха".

Московская компания «Мир шапок» предлагает большой ассортимент, цены колеблются от 400 до 3400 рублей. Компания предлагает оригинальные модели из качественного сырья, изготовление головных уборов любой сложности на современном японском производственном оборудовании.

Для оценки конкурентоспособности швейной фабрики «OLLE»

проведен сравнительный анализ по методу «4 P», автором которого является Теодор Левитт [5]. Данная методика позволяет проанализировать собственный товар и товар конкурентов по основным факторам, что помогает выявить слабые и сильные места, увидеть, в чем преуспевают конкуренты.

Теория 4P — маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования: product — товар или услуга, price — цена, promotion — продвижение, реклама, place месторасположения торговой точки, каналы распределения [5].

Сравнительные оценки по 4P представлены в таблицах 1,2,3,4. Шкала сравнения 0-10. Проанализировав информацию на сайте, отзывы о компаниях, получились следующие оценки:

Таблица 1 - Сравнительная оценка конкурентоспособности «OLLE» и конкурентов по фактору 1P (продукт) - PRODUCT_

Характеристика продукта «OLLE» «Кроха» «Мир шапок»

Ассортимент 9 10 8

Дополнительные товары 10 5 4

Качество обслуживания 10 7 8

Сумма баллов 29 23 20

Как показывают данные таблицы 1 сравнительной оценки конкурентоспособности по фактору 1P (продукт), «OLLE» имеет явное преимущество перед конкурентами по всем характеристикам. «Кроха» имеет высокую оценку по характеристике ассортимента перед компанией «Мир шапок», но по качеству обслуживания уступает данному конкуренту. В «Кроха» регулярно возникают ситуации, когда продавцы дают неверную информацию по поводу характеристик товара, правил обмена/возврата товара, что приводит к негативу покупателей.

Таблица 2 - Сравнительная оценка конкурентоспособности «OLLE» и конкурентов по фактору 2Р (Цена)_

Характеристика цены «OLLE» «Кроха» «Мир шапок»

Уровень цены 9 9 7

Скидки 8 7 9

Условия и порядок 8 6 8

расчетов

Сумма баллов 25 22 24

Данные таблицы 2 сравнительной оценки конкурентоспособности магазинов в области ценовой политики показывают, что по сумме баллов «OLLE» так же имеет преимущество перед конкурентами. «Кроха» имеет преимущество перед «Мир шапок» так, как уровень цен гораздо ниже.

Таблица 3 - Сравнительная оценка конкурентоспособности «OLLE» и конкурентов по фактору 3Р (регион и каналы сбыта)_

Характеристика каналов сбыта «OLLE» «Кроха» «Мир шапок»

Район сбыта 10 8 9

Число покупателей 8 7 7

Степень охвата рынка 8 6 8

Сумма баллов 26 21 25

Как следует из таблицы 3 «OLLE» имеет преимущество перед конкурентами по всем характеристикам, «Кроха» отстает по всем характеристикам.

Таблица 4 - Сравнительная оценка конкурентоспособности «OLLE»и конкурентов по фактору 4Р ^ (Продвижение на рынке)__

Характеристика продвижения на рынке «OLLE» «Кроха» «Мир шапок»

Реклама 2 2 5

Стимулирование продаж 8 7 9

Наличие сайта 10 10 10

Сумма баллов 20 19 24

Результат сравнительной оценки конкурентоспособности фирм по фактору 4P (Продвижение на рынке) на рынке выявил, что у «Кроха» «OLLE» и рекламная деятельность на низком уровне. «Мир шапок» по всем характеристикам имеет высшие оценки.

Результаты оценки конкурентоспособности по методу «4Р» «OLLE» и конкурентов обобщены в таблице 5.

Таблица 5 - Сравнительная оценка конкурентоспособности «OLLE» и конкурентов по 4P_

Характеристика факторов «OLLE» «Кроха» «Мир шапок»

1Р (продукт) 29 23 20

2Р (цена) 25 22 24

3Р (Каналы сбыта) 26 21 25

4Р (продвижение) 20 19 24

Сумма баллов 100 85 93

Сравнительная оценка конкурентоспособности предприятий, концентрирующихся на пошиве детских головных уборов, выявила, что по общей сумме баллов в рейтинге конкурентоспособности «OLLE» является

лидером. Близкое положение занимает «Мир шапок».

Такой результат во многом обеспечен строгим контролем качества выпускаемых изделий. Так, по данным предприятия в среднем из 100 потребителей 6-8 человек не удовлетворены качеством продукции (6-8%), на 100 изготовленных изделий приходится 3-4 бракованных изделий или 3,3%.

Другими конкурентными преимуществами, "OLLE" являются большой опыт работы, широкий ассортимент продукции, профессионализм персонала, постоянная клиентура (75%), оптимальный уровень цен. Данные преимущества необходимо развивать, что позволит усилить рыночную устойчивость предприятия.

Однако анализ выявил и слабые стороны "OLLE. К ним, в частности относится маркетинговая система. Это препятствует сбору необходимой информации о рынке и принятию эффективных управленческих решений. Таким образом, проблемы развития "OLLE" вызваны не производственными процессами и работой персонала, а недостаточным использованием маркетинговых средств, а именно недостаточная рекламная кампания, поверхностное исследование рынка.

Поэтому необходимо развивать систему маркетинга на предприятии, что позволит на основе продуманных маркетинговых мероприятий использовать конкурентные преимущества для повышения ее конкурентоспособности. Использовать разные способы продвижения своей продукции, в том числе через участие в социальных проектах, направленных на решение проблем детства. Как отмечается в [6] социально ответственное предприятие «создает позитивную социальную обстановку не только во внутренней, но и во внешней среде».

Необходимо отметить, что при оценке конкурентоспособности не учитывалась конкуренция со стороны зарубежных производителей, интернет-магазинов, которые занимают существенную долю на российском рынке. В связи с укреплением курс российского рубля можно ожидать дальнейшего обострения конкуренции. По нашему мнению, в этой ситуации "OLLE" можно рекомендовать разнообразить ассортимент, следовать тенденциям детской моды, изучать спрос и своевременно реагировать на изменение потребностей рынка.

Так же можно разработать мероприятия по повышению качества изделий через внедрение системы управления качеством, создание органов управления качеством труда и продукции; прогнозирование и планирование качества; разработку нормативов и внутрихозяйственных стандартов; использование достижений науки и передового опыта; материальное и моральное стимулирование работников предприятия за повышение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Использованные источники: 1. Архипов В. Стратегии выживания промышленных предприятий/ В. Архипов, Ю. Ветошникова // Вопросы экономики. - 2010. - №12. - С. 139-

2. Павлова Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара / Н.Н. Павлова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №1. - С. 20-28

3. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3 (21).С. 38-67.

4. Эргашева М. Р. Конкурентоспособность как фактор качества изделий легкой промышленности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 331333..

5. 4P маркетинг [Электронный ресурс] URL: http://kommersanti.com/blogs/29/4p-marketing (4.12.2017)

6. Камзабаева М.С., Огородникова Н.А. Концепция корпоративного гражданства в корпоративной стратегии развития: принципы, особенности // - Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права.-2016. - № 1. - С. 80-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.