Научная статья на тему 'Конкурентоспособность российской экономики: состояния и перспективы'

Конкурентоспособность российской экономики: состояния и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3723
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность российской экономики: состояния и перспективы»

ЭКОНОМИКА РОССИИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В современных условиях развития мирового хозяйства, характеризующегося углублением финансово-экономических связей, открытостью национальных экономик, их взаимодополнением и сближением, интеграция российской экономики в его систему является важной составляющей «экономического фундамента» нашей страны. На первый план выходят такие формы международных экономических отношений, как международный научно-технический и информационный обмен, торговля услугами, международная кооперация производства, международная миграция капитала (в форме прямых иностранных инвестиций). Пока что роль России в этой системе отношений сводится преимущественно к экспорту природных ресурсов (топливно-сырьевой группы) и импорту потребительских товаров.

Процессы глобализации современного мирового хозяйства предопределяют дальнейшее развитие любой экономики. В соответствии с ними равноправная интеграция страны в мировую экономику возможна лишь при условии ее конкурентоспособности. В противном случае, страна приобретает статус «периферии». В отличие от стран «центра» мировой экономики, где сосредоточены информационные и финансовые ресурсы, за странами «периферии» традиционно закреплено массовое и аграрное производство, а также добыча сырья и низкоквалифицированная рабочая сила.

Исходя из указанных мировых тенденций, стратегическая задача России — «войти» в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой, передовой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. С

И.В. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор, Е.Н. АЛЕКСАНДРОВА Кубанский государственный университет

одной стороны, национальная конкурентоспособность определяет положение страны в мировом хозяйстве, с другой - выступает гарантом ее экономической безопасности. Интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста.

Таким образом, конкурентоспособность в современных условиях выступает важнейшим ориентиром экономического развития страны. Как экономическая категория конкурентоспособность в общем случае характеризует наличие определенных свойств и способностей субъекта, позволяющих ему соперничать в экономическом соревновании. В качестве субъекта, носителя этих свойств — конкурентных преимуществ — могут выступать различные виды продукции, предприятия, отрасли, отдельные страны или их объединения. В соответствии с этим выделяют различные уровни конкурентоспособности: макроуровень (национальный и межнациональный), мезоуровень (отраслевой) и микроуровень (отдельные производства, предприятия) (рис. 1).

Последовательная фискальная и монетарная политика, государственная бюджетная политика, эффективная юридическая система, стабильные демократические институты, внешнеторговая политика, правовые условия и другие элементы, формирующие макроуровень, вносят значительный вклад в развитие экономики. Однако эти направления необходимы, но не достаточны, поскольку они обеспечивают условия для преумножения богатства, но сами его не «создают». Национальное богатство «создается» на микроуровне (Global Competitiveness Report 2003-2004. World Economic Forum).

Условия «СО'1-дания» национального богатства

«Создание» национального богатства

Рис. 1. Структура конкурентоспособности страны

Следовательно, конкурентоспособность страны на мировом уровне, помимо взаимоотношений с международными организациями, а также социальной, политической, экономической сферы, определяется, исходя из конкурентоспособности ее отдельных предприятий и отраслей. Для того, чтобы страна была конкурентоспособной, необходимо «слаженное» взаимодействие всех уровней указанной системы. Так, эффективное функционирование (выпуск конкурентной продукции) предприятий и отраслей возможно лишь при создании определенных политических, социальных, экономических условий. В свою очередь, эти условия определяются, исходя из конкретных потребностей и интересов предприятий и отраслей.

До настоящего времени проблеме повышения конкурентоспособности отечественной экономики уделялось недостаточное внимание, в то время как во многих развитых странах это направление уже стало основополагающим при разработке программ социально-экономического развития. Международные институты и отдельные экономисты разрабатывают различные критерии конкурентоспособности страны как на макроуровне, так и на микроуровне.

Наиболее авторитетным и показательным среди них является исследование Всемирного экономического форума. В ежегодном обзоре этой орга-

низации «Global Competitiveness Report» представлены данные о конкурентоспособности большинства стран мира. Конкурентоспособность страны оценивается двумя взаимодополняющими показателями. Первый из них - «индекс роста конкурентоспособности» (Growth Competitiveness Index), разработанный Дж. Д. Сашом и Дж. Макартуром, а второй - «индекс деловой конкурентоспособности» (Business Competitiveness Index), в основе которого положена теория конкурентоспособности М. Портера.

Индекс роста конкурентоспособности определяет возможности достижения экономикой устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах на основе трех категорий переменных: макроэкономическая среда, государственные институты и технология. В свою очередь, каждая из этих переменных состоит из своих показателей. Так, индекс макроэкономической среды представлен показателями макроэкономической стабильности, кредитного рейтинга страны и государственных расходов (табл. 1).

В 2003 г. Россия заняла 70 позицию (в 2002 г. -65) среди 102 рассматриваемых стран по показателю роста конкурентоспособности. Россию опередили пять стран, впервые включенных в рейтинг, -Мальта (19 место), Люксембург (21 место), Гамбия (55 место), Египет (58 место) и Танзания (69 место). Что касается отдельных составляющих данного показателя, то Россия заняла 81 место по качеству работы государственных институтов, 69 - по способности создавать и внедрять новые технологии и 61 - по макроэкономическим показателям. Страной с самой конкурентоспособной экономикой признана Финляндия. Следующие три строчки в обоих разделах рейтинга заняли США, Швеция и Дания.

Таблица 1

Рейтинг отдельных стран мира по индексу роста конкурентоспособности*

Страна Ранг роста конкурентоспособности Составляющие индекса роста конкурентоспособности

Ранг индекса макроэкономической среды Ранг индекса государственных институтов Ранг индекса научно-технического потенциала

Финляндия 1 2 2 2

США 2 14 17 1

Швеция 3 8 7 4

Дания 4 5 1 8

Япония 11 24 30 5

Эстония 22 34 28 10

Латвия 37 36 45 26

Гамбия 55 46 39 80

Танзания 69 76 59 81

Россия 70 61 81 69

* Источник: Global Competitiveness Report 2003-2004, World Economic Forum.

По мнению экспертов Всемирного экономического форума, Россия повысила кредитный рейтинг (составляющая макроэкономической среды), но качество государственных институтов остается крайне неудовлетворительным, особенно по такому показателю, как коррупция. В России основное внимание уделяется, прежде всего, макроэкономической среде, на основе которой предполагается дальнейшее социально-экономическое развитие страны. В то время как научно-технический потенциал и институциональные факторы, которые наряду с макроэкономической стабильностью определяют экономический рост, не являются доминантами развития нашей страны.

В основе определения индекса деловой конкурентоспособности положена теория конкурентоспособности страны американского экономиста М. Портера {Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.). В своей работе «Конкурентные преимущества нации» он предлагает рассматривать конкурентоспособность страны, исходя из конкурентоспособности компаний, которые представляют данную страну на мировом рынке. Ни одна страна мира не может быть конкурентоспособной абсолютно по всем позициям, поскольку сказывается ограниченность ее ресурсов. Важной задачей становится использование имеющихся у страны ресурсов наиболее рациональным способом. При этом даже в развитых странах существуют отдельные отрасли экономики, национальные производители, которые неконкурентоспособны. В связи с этим страна должна специализироваться на наиболее эффективных и конкурентоспособных сегментах экономики.

Индекс деловой конкурентоспособности включает два субиндекса: 1) опыт и стратегия функционирования компании (сложность производственного процесса, «природа» конкуренции, затраты компании на НИОКР, расширение рынка и др.); 2) качество национальной деловой среды (факторы «конкурентного ромба»).

По показателю деловой конкурентоспособности Россия находится на 66 месте среди 101 рассматриваемой страны (табл. 2).

Необходимо отметить, что, по сравнению с предыдущими периодами, ранг данного показателя для отечественной экономики имеет тенденцию к снижению; так, в 1998 г. страна занимала 46 место, в 2002 г. - уже 58. В большей степени происходит снижение ранга индекса, характеризующего опыт и стратегию функционирования фирмы, чем индекса, отражающего качество деловой среды. Данная динамика подтверждает ориентацию государственной стратегии на создание благоприятных макроэкономических условий развития предпринимательства, а не на структурные изменения экономики и развития товарных и финансовых рынков.

В частности, эксперты Всемирного экономического форума устанавливают связь между деловой конкурентоспособностью и ВВП надушу населения. На разных уровнях развития перед странами стоят различные задачи, которые они должны преодолевать по мере достижения более высокого уровня. По уровню ВВП на душу населения страны делятся на три группы: с высоким уровнем дохода (ВВП на душу населения более 17 000 дол. США), средним уровнем (4 000 — 17 000) и низким (менее 4 000). В России ВВП на душу населения составляет 7 926 дол. США (данные за 2002 г. по ППС), занимая 48 место, и относится к странам со средним уровнем дохода. Для таких стран основная задача заключается в переходе от стадии конкуренции, движимой факторами производства, к стадии, движимой инвестициями. При этом отмечаются следующие характерные признаки и условия такого перехода:

- компании должны разрабатывать собственные брэнды (а не рассчитывать на торговые марки иностранных производителей), расширять региональные и зарубежные рынки, создавать возможности для инноваций, повышать квалификацию трудовых ресурсов;

Таблица 2

Показатель деловой конкурентоспособности российской экономики"

Показатель Год

1998 1999 2000 2001 2002 2003

Ранг индекса деловой конкурентоспособности 46 55 52 56 58 63

- ранг показателя «опыт и стратегия функционирования компании» 45 42 33 54 62 64

- ранг показателя "качество национальной деловой среды» 47 55 53 55 56 61

* Источник: Global Competitiveness Report 2003-2004, World Economic Forum.

- основная проблема компаний — их сравнительные преимущества, которые все еще основаны на низких издержках производства;

- остается важным развитие и совершенствование инфраструктуры и человеческого капитала;

- становится важным сотрудничество академических и отраслевых исследовательских институтов;

- возрастает роль развития кластеров;

- либерализация тарифных и нетарифных барьеров, совершенствование антимонопольного законодательства и т.д.

Основные макроэкономические тенденции развития России подтверждают данную теорию. По мнению специалистов, в последние годы наблюдается «рост эффективности, но без роста конкурентоспособности, основанный на заниженном курсе национальной валюты и цен факторов производства» (Клепан А. Закат ценовой конкуренции // Эксперт, 2004. № 13.). Таким образом, повышение конкурентоспособности российской экономики предполагает переход от конкуренции, основанной на заниженной цене факторов производства, к «конкуренции качества», основанной на инвестициях и передовых технологиях.

Помимо общепризнанных критериев конкурентоспособности в мировой практике рассматриваются и другие показатели, характеризующие положение страны в мировой экономике. Например, оценки международных рейтинговых агентств, независимых исследовательских организаций, фондов и т.д. Как правило, эти оценки основываются на отдельных показателях и тенденциях, в целом характеризующих конкурентоспособность экономики.

В октябре 2003 г. международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service пересмотрело страновой инвестиционный рейтинг России в сторону его повышения на две ступени. Россия впервые в своей истории получила суверенный рейтинг инвестиционного уровня ВааЗ. Этот факт является знаковым как для дальнейшего роста экономики в целом, так и, в частности, для развития инвестиционного потенциала России. В свою очередь, другое глобальное рейтинговое агентство Standard&Poor's в ближайшем будущем, вероятнее всего, также присвоит России инвестиционный рейтинг, до которого остался один шаг.

Различные показатели уровня конкурентоспособности страны позволяют определить контуры стратегии государства, нацеленной на повышение конкурентоспособности национальной экономи-

ки, в которой должны находить отражение как ее конкурентные преимущества, так и недостатки.

Конкурентные преимущества российской экономики не ограничиваются только богатыми запасами природных ресурсов. Следует также отметить: огромный потенциал внутреннего рынка; производственный потенциал (унаследованная от СССР мощная инфраструктура: электрические сети, транспортные магистрали, теплотрассы и т.д.); достаточно высокий общий образовательный уровень населения и наличие квалифицированных трудовых ресурсов; значительный объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно в несколько раз повысить уровень инвестиционной активности. К числу конкурентных преимуществ следует отнести и развитый научно-технический потенциал. Так, несмотря на то, что международные рейтинги рассматривают общую конкурентоспособность России на достаточно низком уровне, отечественный инновационный и образовательный потенциал оценивается ими гораздо выше. В соответствии с исследованием Всемирного экономического форума, по рейтингу индекса инноваций страна находится на 27 месте, индексу информационных и коммуникационных технологий — на 56 месте, по индексу передачи технологий — на 69. Россия занимает лидирующее положение на международном рынке ядерных технологий, космической техники и услуг, продукции ВПК. Так, доля страны на мировом рынке оборудования и услуг для строительства АЭС составляет 11%, переработки ядерных отходов — 8-9%, коммерческих космических запусков — 11% (Балацкий Е., Лапин В. Инновационный сектор промышленности // Экономист, 2004. № 1.). Имеются уникальные (вполне конкурентоспособные на мировом рынке) разработки и технологии в области химической промышленности, медицины, военной техники. Россия также обладает значительным научным потенциалом, в нашей стране работают 12% всех ученых планеты (четвертое место после США, Японии и Китая) («Экономист», 2002, № 12, с. 26.).

Наблюдается определенный прогресс в развитии всей российской экономики в целом. Прежде всего, рост основных макроэкономических показателей, в том числе один из самых высоких по сравнению с развитыми странами темпы роста ВВП. Признание мировой общественностью России страной с рыночной экономикой является важным моментом для осуществления дальнейших либеральных реформ в стране.

Эффективное использование указанных конкурентных преимуществ возможно при условии функционирования в стране «сильных» экономических и государственных институтов. Так, для создания благоприятной предпринимательской среды недостаточно проведения налоговой реформы, регулирования государственных доходов и защиты интересов отдельных крупных предпринимателей. Необходима также эффективно функционирующая судебная система, снижение уровня бюрократизации, реально защищенные права собственников и кредиторов. В данном случае слабые институты, коррупция обусловливают негативный имидж страны на мировых рынках, что, естественно, отрицательно отражается на ее общей конкурентоспособности. Кроме того, существует ряд проблем институционального характера, связанных с недостаточно эффективной работой российской банковской системы, низким уровнем развития фондового рынка, низким качеством корпоративного управления,особенно в области корпоративной этики, надежности, взаимоотношений с акционерами, работы с потребителями и маркетинга, социальной ответственности, недостаточным использованием современных финансовых механизмов и др.

Другой неблагоприятный фактор - капитал. Несмотря на улучшение инвестиционного климата России, по-прежнему одной из ключевых проблем ее экономики остается значительный уровень износа основных фондов. Средний возраст оборудования достигает 18-20 лет. По мнению ряда исследователей, период обновления физически изношенных и неконкурентоспособных мощностей в промышленности с учетом существующей структуры использования производственных капитальных вложений и степени обновления основного капитала составит свыше 30 лет. С учетом этого требуются значительные инвестиционные ресурсы для реконструкции морально и физически устаревшего оборудования. В настоящее время из 70 млрд дол. США инвестиций в российскую экономику только 5 млрд дол. США (7%) направляется в обрабатывающую промышленность.

Можно выделить и другие отрицательные моменты, снижающие конкурентоспособность страны. Прежде всего, высокая зависимость отечественной экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, что проявляется в прямой зависимости темпов роста российской экономики от мировых цен на сырье, покрытие прироста внутреннего конечного спроса за счет импорта.

В структуре экспорта сырьевые товары в среднем составляют около 80%, в то время как на долю промышленных товаров, включая военную технику, приходится лишь 10% (Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики, 2003. № 5.). Российский импорт в основном составляют товары длительного пользования и товары повседневного спроса. Достаточно наглядный пример - сравнение доли машин и оборудования в российском экспорте и импорте. Исходя из статистических данных, экспорт данной продукции практически в 4 раза меньше ее импорта (рис. 2).

Указанная структура экспорта подтверждает низкий технико-экономический уровень отечественного производства, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций. Во многих странах основа экономического развития - производство и экспорт высокотехнологичных и наукоемких продуктов. Так, свыше 50% объема экспорта Финляндии, Израиля и др. развитых стран составляет наукоемкая продукция. В Индии свыше 10% экспорта приходится на программное обеспечение. Доля нашей страны на мировом рынке высокотехнологичной продукции по официальным оценкам не превышает 0,3%, что в 130 раз меньше доли США. А доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства в России в 2001 г. составила всего лишь 3,5% («Экономист», 2002, № 1, с. 41.).

Другим индикатором, отражающим технологический уровень российской экономики, является показатель инвестиций в науку. Инвестиции в науку, определяемые как затраты на НИОКР, высшее образование, информационные и коммуникационные технологии, — в развитых странах составляют: для стран ЕС - 1,9% ВВП, США и Япония -соответственно 2,7 и 3,0%. Лидерами поданному

40 30 20 10

T1tI.iJ.II'

2000

2001

2002

□ Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте* ■ Доля машин, оборудования и

транспортных Годы к

2003 средств в импорте

* в % к предыдущему году.

Источник: May В. Итоги 2003 г. и итоги четырехлетия: политика против экономики // Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 5.

Рис. 2. Показатели российского экспорта и импорта машин и оборудования

показателю среди стран ОЭСР являются Швеция —3,7% и Финляндия — 3,4%. В России собственные затраты на исследования и разработки составляют не многим более 1%. Необходимо отметить и структурные диспропорции распределения затрат на НИОКР по источникам финансирования. В российской экономике роль промышленности в финансировании технологических инноваций достигает всего чуть более 30%, тогда как в развитых странах и странах ЮВАэтот показатель примерно в 2 раза выше. Разработка более 50% инноваций в России происходит за счет правительственных учреждений, которые не занимаются их практическим внедрением и освоением (табл. 3). В итоге отечественной промышленностью востребовано не более 2% инноваций.

Национальные конкурентные преимущества и недостатки определяют выбор перспективных направлений повышения конкурентоспособности экономики. Речь идет о конкретных позициях ее международной специализации, создании конкурентных производств, отвечающих потребностям мирового рынка и развития мирового хозяйства. К числу таких основных направлений относят следующие.

Во-первых, необходимо выделить и обеспечить развитие «прорывных» секторов и производств, по которым отечественная экономика имеет определенные конкурентные преимущества по сравнению с другими странами. К таким секторам относятся ряд наукоемких и высокотехнологичных сфер производства. Среди них: космическое направление, биотехнологии, атомная энергетика, военная техника, развитие новых микроэлектронных технологий, позволяющих резко поднять конкурентоспособность и эффективность отечественного машиностроения и информационной инфраструктуры и др. Выбор наукоемких отраслей и производств к тому же диктуется тенденциями мировой конкурентоспособности. На современном этапе в

Таблица 2

Структура расходов на исследования и разработки

Страна Источник финансирования, %

Промышленность Государственные учреждения Прочие

Страны ОЭСР 63,9 28,9 7,2

США 68,2 27,3 4,5

Европейский союз 55,5 35,0 9,5

Япония 72,4 19,6 8,0

Южная Корея 72,4 23,9 3,7

Россия 32,9 54,8 12,3

Источник: Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики. 2003. № 2.

мировой конкуренции преобладают неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна и наукоем-кость. Поэтому большинство стран мира обеспечивает повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-тех-нического потенциала.

Во-вторых, поскольку научно-технический прогресс преимущественно реализуется через индустриальные и новые информационные технологии, а их производство и распространение концентрируется в отраслях и секторах промышленности, то обрабатывающая промышленность выступает ключевым сектором в повышении конкурентоспособности страны. При этом особое внимание должно уделяться продукции высокой степени переработки. Структурный кризис производственного сектора, обусловленный общим снижением конкурентоспособности отечественной продукции отраслей, ориентированных на внутренний рынок, не позволяет однозначно определить приоритетные сферы в данной области. Основная задача на современном этапе развития отечественной экономики — повышение конкурентоспособности отечественной продукции, прежде всего на внутреннем рынке, с перспективой формирования и развития отраслевых кластеров, способных конкурировать на мировых рынках. Решение указанной задачи требует определенного времени и решения ряда проблем: обновление производственных фондов, повышение производительности труда, снижение издержек производства, разработка конкурентоспособных национальных брэндов и т.д.

В-третьих, определенные приоритеты повышения конкурентоспособности отечественной экономики связаны с экспортом сырьевых ресурсов. Обладание уникальными, по разнообразию и масштабам, природными ресурсами позволяет занять ведущие мировые позиции в производстве и экспорте сырья высокой степени переработки. Существующая ориентация на экспорт сырья и продукции низкой степени переработки в силу многих причин является неперспективной. Насыщенность мировых рынков сбыта, непостоянство их конъюнктуры и др. делает зависимой отечественную экономику от политики и интересов других стран, что отрицательно влияет на ее конкурентоспособность и составляет угрозу национальной безопасности.

Указанные направления повышения конкурентоспособности страны имеют общую основу —

разработка и использование инноваций. Опыт многих развитых стран указывает на то, что долгосрочный экономический рост, необходимый уровень конкурентоспособности государств и степень обеспечения их экономической безопасности, равноправную интеграцию в мировую экономику обеспечивает инновационный путь развития экономики. Например, в этих странах инновации обеспечивают до 30% ВВП. В то же время отставание в разработке и использовании высоких технологий означает для страны не только технологическую отсталость, но и зависимость от стран — «ведущих новаторов».

Поданным специалистов, 9/10 капитализации современного американского фондового рынка приходится на оценку интеллектуального капитала. Характерная особенность мирового инновационного развития — создание национальных инновационных систем, связывающих науку, производство и финансовые институты. Создание таких систем позволяет повысить эффективность использования имеющегося интеллектуального потенциала страны и стимулировать генерацию новых идей. В то время как в России наблюдается «разрозненность ...национальной инновационной системы...нет крупных наукоемких корпораций: основная доля холдингов приходится на сырьевые отрасли» (Путь для роста российской экономики — инновации //www.strateg.ru). В общем, реализация отечественного технологического потенциала сдерживается рядом причин. Основная из них заключается в отсутствии эффективного механизма его использования. Слабо развито инновационное предпринимательство, производственно-технологическое воплощение НИОКР в принципиально новых товарах и изделиях повышенного качества. В данном случае необходимы определенные инструменты, способствующие коммерциализации сферы НИОКР. В настоящее время отечественная

практика показывает, что большинство разработанных технологий не используется в массовом производстве, а вывозятся за рубеж, а уже потом возвращаются в Россию в качестве импорта наукоемкой продукции. Исследования (втом числе и фундаментальные) необходимо в большей степени ориентировать на конкретные целевые программы и потребности отечественной промышленности: выстраивание сетей «наука - эксперимент -производство» и увеличение в результате этого доли частного финансирования НИОКР по сравнению с государственным. Среди других причин отметим следующие: российские ученые не востребованы в стране, ограничен доступ отечественных товаров на рынки развитых стран, неспособность рынка сопротивляться интервенции зарубежной продукции, значительный износ основных фондов, недальновидность частного капитала, фрагментарное участие в международной конкуренции инноваций. Значительную роль в развитии отечественной научно-технической базы отводится мерам государственной политики в области развития науки и технологий. В том числе: формированию национальной инновационной системы, реализации ее конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках.

При разработке стратегии роста конкурентоспособности России необходимо учитывать и ее взаимодействие с международными институтами. В том числе присоединение к ВТО, углубление сотрудничества с ЕС, странами ЮВА, развитие экономических и политических связей в рамках СНГ. Формирование современных механизмов в данной сфере должно исходить из определенных целей участия страны в этих организациях. В общем случае такие цели связаны с обеспечением защиты интересов национальных товаропроизводителей и геополитических интересов России в целом, стимулированием развития «прорывных» секторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.