Вестник Института экономики Российской академии наук
1/2016
Н.М. РОЗАНОВА доктор экономических наук, профессор, профессор департамента теоретической экономики, Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Е.В. БОЙКОВА
выпускница Высшей школы бизнес-информатики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОГО ИТ-БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье анализируется состояние рынка информационных технологий в России и выявляются особенности конкуренции на этом рынке. Рассматриваются методики анализа конкурентоспособности предприятия с учетом специфики рынка информационных технологий. На примере компании системного интегратора как типичного представителя данного рынка (ФОРС) исследовано влияние факторов конкурентоспособности на деятельность российской фирмы. Показана специфика работы российской ИТ-фирмы в направлении повышения ее конкурентоспособности на глобальном рынке.
Ключевые слова: информационные технологии, конкурентоспособность, ИТ-рынок, теория отраслевых рынков, управленческая экономика.
JEL: L25, M10, M15, M21.
Необходимость исследования конкурентоспособности ИТ-фирмы обусловлена возрастающим значением информационных технологий (ИТ) в России и в мире: ИТ становится одной из самых значимых «обслуживающих» отраслей современной экономики. Некоторые отрасли экономики используют информационные технологии не только с целью обслуживания бизнеса, но и в качестве нового источника генерации прибыли. Поэтому в России необходимо активно стимулировать развитие отрасли и способствовать ИТ-компаниям успешно конкурировать на международном рынке.
Конкуренция и конкурентоспособность
Понятие конкуренции зачастую трактуется экономистами неоднозначно. Определение конкуренции зависит от подхода к пониманию
ее сущности. Общим для большинства определений является следующее: конкуренция — это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли [2], [10].
Подход к определению сущности конкуренции претерпевал изменения. Впервые А. Смит и Д. Рикардо вводят поведенческую трактовку и описывают конкуренцию как соперничество между участниками, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Свободная конкуренция выступает силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены.
Позднее в работах экономистов А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Кур-но, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина получает распространение структурная трактовка конкуренции, основанная на анализе структуры рынка и господствующих в отрасли условий, предполагающих существование разновидностей несовершенной формы конкуренции. Как правило, и сторонники поведенческой теории, и адепты структурного подхода делали акцент на рыночной конкуренции и не затрагивали вопросы конкурентоспособности отдельного предприятия, товара, отрасли или страны. Неявным образом конкурентоспособность подразумевалась как естественное следствие «выживания» в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Взаимосвязь конкуренции и конкурентоспособности впервые четко прослеживается в работах Й. Шумпетера. В рамках своей теории Шум-петер акцентировал внимание на том, что часто нововведения достаточно инертно воспринимаются рынком, но, будучи воспринятыми, вытесняют с рынка неэффективные предприятия. Еще в начале ХХ в. Шумпетер изучал теорию конкуренции и определил, что сила любого производителя определяется наличием новых товаров, технологии и типа организации [27]. Он делал различие между изобретением как зарождением новой идеи и инновацией как коммерческим применением новой идеи. У рынка, состоящего из нескольких фирм, сложится более эффективная структура, если участники будут ориентироваться на научно-технический прогресс. Производитель, осуществляющий инновации, обладает большими возможностями получить прибыль. Он раньше других предлагает некий новый или более качественный товар, либо использует новые технологии, предлагая уже известный товар по более низкой цене. Цель его усилий заключается в производстве новой, более дешевой и более конкурентоспособной продукции.
В наши дни отмечаются достоинства конкуренции как инструмента рыночного равновесия и фактора конкурентоспособности [17], [25], [26]. Это связано с несколькими важными аспектами, такими как: распределение доходов, эффективность в использовании ресурсов
и стремление к ресурсосбережению. Известно, что в конкурентной отрасли цена на рынке равна средним по отрасли издержкам выпуска продукции. Поскольку инвесторы получают доход, достаточный только для поддержания требуемых для эффективного производства инвестиций, а избыточный доход, сверхприбыль, отсутствует, конкурентоспособные предприятия нацелены на эффективное использование ресурсов. Невыполнение этого условия приводит к росту издержек, а если они превышают среднеотраслевое значение, то фирмы вынуждены уходить с рынка. Благодаря давлению цен на издержки у компаний появляются дополнительные стимулы к применению ресурсосберегающих технологий, и единственная возможность для компании на конкурентном рынке получить сверхприбыль - это добиться преимущества в инновациях, которые и становятся ведущей детерминантой конкурентоспособности.
Таким образом, в современном понимании конкуренция и конкурентоспособность тесно взаимосвязаны. Конкуренция способствует конкурентоспособности, а конкурентоспособность усиливает конкурентные позиции фирмы. Российский экономист М.И. Гельванов-ский рассматривает процесс формирования конкурентоспособности на макро- и микроуровнях экономики, считая, что конкурентоспособность - это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [6], [7]. Наиболее детальным представляется определение П.С. Завьялова [10]. Он разделяет конкурентоспособность на составляющие - как концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящих конкурирующим аналогам на внутреннем и на внешнем рынках.
Выявление иерархии конкурентных преимуществ дает ключ к определению приоритетов при решении задачи повышения конкурентоспособности, к успеху в конкурентной борьбе [7], [9], [22]. Именно сочетание конкурентных преимуществ делает возможной оценку суммарного уровня конкурентоспособности фирмы. Все многообразие конкурентных преимуществ можно подразделить на три группы. Первая - это ресурсные преимущества, то, что лежит в основе формирования субъекта конкурентных отношений и с чего начинается способность компании к конкурентной борьбе. Вторая группа - операционные преимущества, которые отражают эффективность использования имеющихся ресурсов, что позволяет добиваться снижения издержек и ведет к снижению объема потребляемых ресурсов и удешевлению производства товаров. Третья группа представляет собой стратегиче-
ские преимущества, которые определяют позиционирование субъекта конкурентных отношений в конкурентной среде, направление и траекторию его развития [6].
Таким образом, факторы конкурентоспособности - это любые обстоятельства, ресурсы, явления, которые действуют на предприятия изнутри или из внешней среды и способствуют созданию конкурентного преимущества фирмы. Формирование конкурентоспособности фирмы схематично изображено на рис. 1. Внешние и внутренние факторы воздействуют на формирование конкурентных преимуществ компании, которые вместе и составляют ее конкурентоспособность.
Конкурентоспособность фирмы
Конкурентное преимущество 1 Конкурентное преимущество 2 Конкурентное преимущество N
Факторы конкурентоспособности фирмы
Внутренние факторы Внешние факторы
Рис. 1. Схема формирования конкурентоспособности фирмы.
Конкурентоспособность частной фирмы отражает ее гибкость и адаптивность к постоянным изменениям внешней среды, а также возможность эффективно использовать имеющиеся внутренние резервы. В условиях качественных изменений в мировой экономике, которые вызваны обострением конкурентной борьбы на всех уровнях, интенсивное развитие, модернизация и эффективное управление предприятиями становится залогом высокой конкурентоспособности страны.
Особенности конкуренции в российской ИТ-индустрии
Особенности конкуренции в российской ИТ-индустрии определяются тем, что типичная ИТ-фирма - системный интегратор - представляет собой многокомпонентную структуру, работающую на сложном рынке В2В.
Для детального анализа факторов конкурентоспособности на рынке информационных технологий необходимо осознавать «с кем» и «за что» соревнуется компания - системный интегратор, т.е. выделить объект и субъект конкуренции. На рис. 2 схематично изображены объекты конкуренции, за что конкурирует системный интегратор.
Рис. 2. Объекты конкуренции системного интегратора.
Можно выделить следующие ключевые направления конкурентной деятельности ИТ-фирмы: 1) конкуренция в области сбыта товаров и услуг среди клиентов на рынке за платежеспособный спрос; 2) конкуренция на рынках сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках в виде получения специальных условий от вендоров (поставщиков) программного обеспечения; 3) конкуренция на рынке труда за привлечение на работу лучших ИТ-специалистов как особого ресурса [9]; 4) конкуренция за получение государственных субсидий, льгот и возможности заключения государственных контрактов.
Наиболее важной и очевидной является конкуренция в отношении потребителя, которая тесным образом связана с определенным этапом потребительского выбора. Здесь нужно учитывать специфику взаимодействия продавца и покупателя на рынке В2В и особенности деятельности продавца - ИТ-компании - системного интегратора. На рис. 3 схематично изображены субъекты конкуренции системного интегратора, включающие все виды конкуренции в соответствии с этапами принятия решения клиентом.
В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке ИТ-продукта можно выделить следующие виды конкуренции. Первый - это так называемые «желания-конкуренты». Данный вид конкуренции связан с существованием множества способов вложения потребителем денежных средств; на этом этапе любые другие виды инвестиций могут выступать товарами-субститутами и соперничать за свободные денежные средства клиента. Занять выигрышную позицию в этой нише помогает активная популяризация автоматизации предприятий - прошлых клиентов. Второй вид - функциональная конкуренция, которая связана с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами. На рынке ИТ-услуг это
-
Системные интеграторы
Непосредственные конкуренты
Поставщики-Вендоры ПО
Работают напрямую с клиентом
ИТ компания Конкуренты-Вендоры ПО
Системный интегратор Поставщики конкурентного продукта
ИТ-департамент
Внутренние службы клиента
Товары-субституты
Другие виды инвестиций для клиента
Рис. 3. Субъекты конкуренции системного интегратора.
конкуренция между вендорами - разработчиками программных продуктов.
Третий вид - это межфирменная конкуренция; она представлена альтернативными предложениями нескольких фирм - прямых конкурентов, предлагающих одинаковый набор продуктов и услуг. На рынке информационных технологий в этой конкурентной нише появляется особый игрок - собственная ИТ-служба клиента, которая конкурирует с системным интегратором на некоторых этапах автоматизации работы предприятия-клиента. Кроме того, наблюдаются явления инсорсинга и возникают кэптивные ИТ-компании. И последний тип конкуренции - межтоварная. По аналогии с продуктовым рынком -это конкуренция товаров фирмы между собой; она является частным случаем ассортиментного ряда, цель которого - создать имитацию потребительского выбора.
Структура ИТ-рынка в России представлена тремя видами поставщиков (см. табл.).
Сегментацию ИТ-рынка можно оценить в соответствии с видами поставщиков: оборудование, программное обеспечение и ИТ-консалтинг. По данным исследовательской компании IDC Russia1, поставки компьютерного оборудования в 2014 г. сократились на 21% (в долларовом исчислении), продажи тиражируемого ПО упали на 18%, ИТ-услуг — на 15%. В целом рынок ИТ ужался на 19%, до $28,2 млрд. Такое масштабное сокращение рынка сказывается
1 kommersant.ru/doc/2699918.
Таблица
Виды поставщиков на ИТ-рынке в России
Вид поставщика Сфера деятельности Типичные представители рынка
Поставщики персональных компьютеров Занимаются производством и продажей ИТ-оборудования, а именно персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств, ноутбуков. Kraftway, Depo
Поставщики программного и аппаратного обеспечения Разработчики программного обеспечения; Дистрибьюторы аппаратного и программного обеспечения Лаборатория Касперского, 1С, Abbyy; Merlion, Softline
Поставщики ИТ-услуг/системные интеграторы Занимаются предоставлением услуг, связанных с использованием ИТ, включая консалтинг в сфере ИТ, интеграцию, поддержку, сопровождение, ИТ-обучение IBS, ЛАНИТ, Крок
Источник: составлено авторами по обзорам на сайте РБК: ГГ в бизнесе. шагкеИ^.гЬс. ru/reviews/it-business/chapter_1_1.shtml.
на обострении конкуренции среди ИТ-компаний, что вызывает еще более острую необходимость выявления факторов конкурентоспособности и срочном принятии мер по повышению конкурентоспособности ИТ-фирмы на рынке.
Оценка конкурентоспособности ИТ-бизнеса
Одним из наиболее важных сегментов рынка информационных технологий является сегмент ИТ-консалтинга, состоящий из широкого спектра как взаимосвязанных, так и самостоятельных услуг, востребованность которых определяется целями и задачами клиентов. Основные представители российских компаний, работающих на рынке ИТ-консалтинга, - это немногочисленная группа крупных многопрофильных ИТ-компаний, таких как IBS, ЛАНИТ, Ай-Теко, Энер-джи Консалтинг, Крок, АйТи, ФОРС.
Сегмент ИТ-консалтинга представляет собой наиболее значимую часть ИТ-рынка в настоящее время, поскольку сегмент оборудования, как правило, представлен стандартными вариантами, а ПО приобретается во многом по рекомендации компаний, предоставляющих ИТ-услуги. Таким образом, именно конкуренция в сегменте ИТ-услуг
оказывает решающее воздействие на прочие анклавы ИТ-рынка, и конкурентоспособность ИТ-бизнеса в целом решающим образом зависит от ситуации в области системной интеграции.
Для того чтобы правильно установить принадлежность фирмы к сегменту рынка поставщиков ИТ-услуг (ИТ-консалтинга), следует обратиться к определению понятия «системный интегратор»2.
Источниками конкурентоспособности являются внутренняя и внешняя среда организации, причем внешняя среда разделяется на рынок (ближнее окружение) и непосредственно внешнюю среду (см. рис. 4).
Рис. 4. Внешняя и внутренняя среда ИТ-фирмы - системного интегратора.
Успешность работы на рынке информационных технологий во многом определяется осознанием конкурентных преимуществ, реализация которых позволяет сконцентрировать ресурсы фирмы в тех
2 Системный интегратор в отрасли информационных технологий - это компания-подрядчик, извлекающая прибыль из создаваемой добавленной стоимости компании-заказчика. Добавленная стоимость возникает за счет интеграции продуктов и снижения издержек. Системный интегратор занимается также оказанием консультационных услуг, настройкой программного обеспечения и оборудования. Системная интеграция - это разработка комплексных решений по автоматизации технологических и бизнес-процессов предприятия. Ее конечная цель - максимально эффективное управление технологическим процессом, производством, организацией в целом. Анализ конкурентоспособности системного интегратора базируется на использовании нескольких подходов, которые включают конкурентные преимущества продукта [5; 23], издержки [9], устойчивость фирмы [4; 12].
областях, где она может достичь значительного преимущества над основными конкурентами и завоевать лучшие позиции на рынке. Прежде всего речь идет о себестоимости продукции. В каждой отрасли складывается определенная структура издержек, которая зависит от используемых промышленных и управленческих технологий, наличия и разветвленности каналов сбыта. Необходимо выделить ключевые факторы формирования себестоимости и максимально сократить их влияние на бизнес [17].
На рынке ИТ-консалтинга значительные расходы предприятия идут на заработную плату, социальный пакет и содержание персонала. В настоящее время наблюдается дефицит ИТ-кадров на рынке труда3. Согласно статистике, в ИТ-отрасли занято всего 0,6% трудоспособного населения России, а в более развитых странах - до 5%. Это вызывает конкуренцию работодателей за кадровые ресурсы и увеличение издержек на их содержание. Тем не менее именно высококвалифицированные ИТ-специалисты являются залогом успешного выполнения проектов и формируют конкурентные преимущества фирмы [24]. При снижении расходов на персонал можно достичь преимущества по издержкам, которое способствует укреплению фирмы на рынке.
Нельзя недооценивать значение стратегического партнерства в формировании конкурентоспособности. Российская фирма сама по себе имеет малую конкурентоспособность на рынке - ей нужен локомотив в виде зарубежного партнера-поставщика ПО. Передовой опыт зарубежного разработчика и поставщика качественного программного обеспечения может быть залогом качественного конечного продукта в дополнение к опыту фирмы и опыту сотрудников. На формирование конкурентных преимуществ оказывает значительное влияние качество используемых инструментов для реализации проекта и качество ИТ-продукта [8]. В этом отношении стоит уделить особое внимание необходимости применения в бизнесе методологий BigData, автоматизации медицины и спорта4.
Еще один фактор конкурентоспособности - это использование инноваций [15]. На уровне отдельных компаний система управления инновационной деятельностью определяется совокупностью факторов, которые влияют на разработку и распространение новой продукции при наиболее результативном использовании трудовых ресурсов [14]. Поиск и внедрение нововведений в ИТ-компании должны носить
3 «Стратегия развития отрасли ИТ в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 г. № 2036-р. minsvyaz.rU/ru/activity/directions/479/#section-departments.
4 ИсследованиеБУ и РВК (при поддержке АПКИТ) сценариев развития российской ИТ-отрасли до 2025 г. rusventure.ru/ru/programm/analytics /docs/scenarii_innov_razv.pdf.
не эпизодический характер, а быть частью постоянной деятельности, которая в долгосрочной перспективе может стать залогом успеха и процветания [11]. Инновационная деятельность осуществляется на основе системного подхода и подразумевает взаимосвязанный ряд мероприятий научного, технического, организационного, финансового характера, направленных на развитие инновационных процессов в организации.
Кроме этого на формирование конкурентоспособности оказывает влияние комплекс внутренней организации бизнеса. Среди внутренних факторов особое значение имеет наличие согласованной стратегии фирмы, отсутствие излишних бюрократических препятствий и трений при внутреннем согласовании и уровень операционного управления работой фирмы [3].
Наличие у фирмы собственного капитала также повышает конкурентоспособность фирмы, в первую очередь, за счет возможности предоставлять рассрочку платежей клиентам [18]. Поэтапная оплата продукции на рынке информационных технологий является привлекательным предложением для многих клиентов, которые не имеют достаточного объема денежных средств для единовременной оплаты дорогих ИТ-продуктов и услуг. Во-вторых, за счет отсутствия у фирмы кредитов, а следовательно, и финансовых обязательств перед банками, себестоимость продукции не увеличивается на сумму процентов5.
С целью снижения финансовых рисков, в том числе кассовых разрывов, ИТ-фирма может обеспечить равномерность денежного потока за счет небольших проектов, а также проектов с быстрой отдачей благодаря диверсификации бизнеса, которая способствует укреплению позиций фирмы на всех рынках и используется как метод проникновения на новые рынки.
Еще одним важным фактором конкурентоспособности фирмы является доступ к сбытовым сетям, который достигается многими способами. Это может быть, например, подконтрольность сбытовых каналов в виде партнерской сети, что особенно актуально для дистрибьюторской деятельности. Разветвленная партнерская сеть дистрибьюторов, к примеру зарубежной ИТ-компании, позволяет охватывать различные территории рынка и развивать бизнес по всей стране и за ее пределами, но при этом не открывать свои филиалы.
Продукт ИТ-компании, как правило, сложный, чаще всего он является для клиента одним из компонентов его бизнеса, позволяющим функционировать его предприятию. Поэтому значимым фактором
5 Как правило, бизнес ИТ-интеграторов требует внешнего кредитования, поскольку деньги за выполненные проекты приходят к ним на счета обычно в конце года, а конечная стоимость кредитов очень велика.
становится репутация компании на рынке. Наблюдается интересная закономерность, которую иллюстрируют исследования эффекта репутации по модели пространственной дифференциации Хотел-линга [21]. Результаты показали, что выделение репутации как конкурентного преимущества ведет к увеличению стоимости продукта для клиента. ИТ-рынок - это рынок доверительных товаров; здесь наблюдается значительный уровень информационной асимметрии, так что большое значение приобретает имидж фирмы-поставщика ИТ-услуг.
Итак, можно выделить восемь факторов конкурентоспособности: качество продукта, применение инноваций, доступ к сбытовым сетям, кадровый ресурс, диверсификация бизнеса, репутация фирмы на рынке, стратегическое партнерство и внутренняя организация работы фирмы.
Пример анализа конкурентоспособности типичной
российской ИТ-компании
Для анализа конкурентоспособности российского ИТ-бизнеса была выбрана компания ФОРС6, которая специализируется на создании уникальных информационных систем, а также оказывает услуги по внедрению готовых программных продуктов. Спектр предложений компании охватывает все потребности клиентов, связанные с построением и развитием масштабных корпоративных информационных систем. Компания ФОРС, основанная в 1991 г., одной из первых предложила рынку широкий спектр услуг на основе технологий Oracle. Сфера деятельности ФОРС охватывает полный комплекс задач по поставке программно-аппаратного обеспечения, построению информационных систем, инфраструктурных решений, по технической поддержке и обучению. Компания ФОРС представляет собой системного интегратора и дистрибьютора ПО и аппаратного обеспечения, а также занимается разработкой собственных приложений. ФОРС является разработчиком, интегратором и дистрибутором решений Oracle, обладает статусом платинового партнера корпорации Oracle. Компанией успешно реализовано свыше 1000 масштабных ИТ-проектов, создан ряд уникальных информационных систем для крупных государственных и коммерческих структур. Среди заказчиков ФОРС - организации и предприятия ключевых отраслей российской экономики.
6 Компания ФОРС хорошо подходит в качестве примера для исследования конкурентоспособности ИТ-бизнеса, работающего на отечественном рынке ИТ, поскольку является типичным представителем данного сектора. Официальный сайт группы компаний ФОРС. fors.ru.
С целью анализа факторов конкурентоспособности и их относительной значимости для российского ИТ-рынка был проведен опрос сотрудников компании ФОРС. По результатам опроса были собраны факторы конкурентоспособности, которые были распределены по группам, и каждому фактору был присвоен вес. Итоговое распределение ответов представлено на рис. 5.
Рис. 5. Диаграмма сравнения веса факторов конкурентоспособности.
Комплексная оценка уровня способности ИТ-фирмы вести конкурентную борьбу требует количественного сравнения с конкурентами. Каждое предприятие обладает большим многообразием свойств и характеристик. Учесть все характеристики довольно сложно, поэтому следует выбирать наиболее важные [1]. Возникает вопрос: как определить место фирмы относительно своих прямых конкурентов? Для этого обратимся к результатам рейтингов за 2014 г. и проанализируем позиции фирмы на основе рейтинга ИТ-компаний, составленного по данным бухгалтерского баланса, корпоративной отчетности, данным о количестве сотрудников.
В рейтинге поставщиков ИТ-услуг журнала «Коммерсантъ Деньги» [19] компании ранжируются по безразмерному индексу, характеризующему масштаб их бизнеса. На 90% он определяется выручкой, которую компании получили в 2014 г. Свой вклад в индекс вносят также общий штат сотрудников компании, клиентская диверсифицирован-ность бизнеса и масштаб филиальной сети. Индекс рассчитывается по формуле:
I = 0,9 •-
-0,05 •
А
0,025 •
0,025 •
А
А,„
(1)
где А{ — выручка компании за отчетный период, — общий штат сотрудников, Б' — количество продуктивных специалистов, С{ — количество контрактов за отчетный период, — количество филиалов, дочерних фирм.
Все величины нормируются на максимальное значение по группе. При сравнении системных интеграторов учтены их доходы от поставок оборудования и ПО в рамках своих проектов.
Согласно рейтингу, по итогам 2014 г. компания ФОРС находится на 20-м месте среди крупнейших ИТ-компаний, на 16-м месте среди поставщиков ИТ-услуг и на 5-м месте среди крупнейших дистрибуторов программного и аппаратного обеспечения. Таким образом, компания ФОРС занимает среднее место на российском ИТ-рынке, что делает ее хорошим объектом для анализа факторов конкурентоспособности.
Для наглядности будем анализировать не весь рынок, а тот его сегмент, где работает компания ФОРС и несколько ее ближайших конкурентов.
Источник: составлено авторами по данным рейтингов, представленных в [19]. Рис. 6. Диаграмма динамики изменения позиции в рейтинге компаний -поставщиков ИТ-услуг за 2008-2014 гг.
Диаграмма динамики изменения позиции в рейтинге компаний-поставщиков ИТ-услуг за 2008-2014 гг. (см. рис. 6) наглядно демонстрирует значительный рост фирмы ФОРС (с 25 места в 2010 г. до 16 места в 2014 г.).
Проведем исследование конкурентного статуса ИТ-компании на примере фирмы ФОРС и сравним с конкурентами. Рейтинг компаний-
поставщиков ИТ-услуг содержит сведения по следующим характеристикам: 1) доля проектных поставок в выручке компании от ИТ-услуг; 2) индекс, характеризующий масштаб бизнеса; 3) показатель эффективности бизнеса; 4) доля госзаказов в общей выручке компании. Наиболее интересным для исследования является рассчитанный индекс, который характеризует масштаб бизнеса и показатель эффективности бизнеса. Использование результатов рейтингов за период с 2008 по 2014 гг. позволяет наблюдать в динамике изменения индекса масштаба бизнеса ИТ-компаний (см. рис. 7).
2008 2009 2010 2012 2013 2014
Источник: составлено авторами по данным рейтингов, представленных в [19]. Рис. 7. Динамика изменения индекса масштаба бизнеса ИТ-компаний в 20082014 гг.
Наблюдается стабильный рост индекса масштаба бизнеса компании ФОРС до 2013 г. с незначительным сокращением в 2014 г. В это же время траектории движения показателя у конкурентов демонстрируют разное направление.
Показательной характеристикой эффективности бизнеса служит величина, соответствующая выручке в расчете на одного продуктивного специалиста - удельная выручка, которая определялась как относительно максимальной, так и относительно средней величины по базе участников рейтинга. С использованием показателя эффективности бизнеса была построена диаграмма (см. рис. 8), где на вертикальной оси отложены значения индекса, характеризующего масштаб бизнеса компании, а на горизонтальной - его эффективность относительно среднего по категории.
750 О2 01 3
ЯОО 4 5<£> ов
ГС V ?50 10 О 11 7°о9 12 Ов
X п Ш Щ 0 ,18 п т01в 15 О О 14 ^ ;°о17 о20
ГО § и га 23 24 22 21 среднее по категории
-0.9 -0.6 -О.З О 0.3 0,6 0,9 эффективность бизнеса 1,2 1,5
Источник: составлено авторами на основе материалов, представленных в [19]. Рис. 8. Диаграмма эффективности бизнеса по оказанию ИТ-услуг
Нумерация фирмы на диаграмме соответствует позиции в рейтинге компаний поставщиков ИТ-услуг. Такая диаграмма наглядно показывает, насколько эффективно работают компании-участники рейтинга относительно друг друга.
Оценив конкурентоспособность компаний за отчетный 2014 г., необходимо аналогичным образом произвести расчеты за несколько ретроспективных периодов для компаний-конкурентов, которые были ранее выбраны для исследования. На рис. 9 изображены графики изменения показателя эффективности бизнеса компаний, оказывающих ИТ-услуги за период 2008-2014 гг.
Полученные динамические ряды обеспечивают репрезентативность результатов и позволяют осуществлять достоверную оценку конкурентоспособности предприятий на основе эффективности их бизнеса. Данный график показывает стабильный рост значения показателя эффективности бизнеса компании ФОРС. По результатам анализа можно сделать вывод о том, что компания ФОРС, несмотря на небольшой масштаб бизнеса в сравнении с лидерами отрасли, демонстрирует положительное значения показателей эффективности своей деятельности.
Исследование корреляции между показателем эффективности бизнеса и масштабом бизнеса показало, что прямая зависимость отсутствует. Это подтверждается графиком (см. рис. 10) по данным рейтинга компаний-поставщиков ИТ-услуг за 2012 г.
Из этого следует, что объем бизнеса и размер выручки фирмы не влияют на ее эффективность.
Для того чтобы определить, что ограничивает конкурентоспособность фирмы, вернемся к ранее выявленным основным факторам конкурентоспособности ИТ-фирмы. Но теперь применим их с целью сравнения конкурентоспособности фирмы с компаниями аналогичной позиции, чтобы понять, какие факторы способствуют успеху компании ФОРС, а какие ограничивают или затрудняют ее продвижение.
0,8
-0,8 ------------
Источник: составлено авторами на основе материалов, представленных в [19]. Рис. 9. Диаграмма динамики показателя эффективности бизнеса компаний по оказанию ИТ-услуг в 2008-2014 гг.
Источник: составлено авторами на основе материалов, представленных в [23]. Рис. 10. График зависимости показателя эффективности от масштаба ИТ-бизнеса.
Воспользуемся концепцией факторной оценки и сравнения уровня конкурентоспособности предприятий [16]. Методом экспертной оценки были получены значения для сравнения относительных показателей факторов конкурентоспособности нескольких фирм, которые нанесены на диаграмму сравнения факторов конкурентоспособности представителей ИТ-бизнеса (см. рис. 11).
Рис. 11. Сравнение факторов конкурентоспособности представителей ИТ-бизнеса.
Анализ полученных результатов и сравнение оценочных значений конкурентов по каждому фактору позволяет выделить три ключевых фактора, по которым компания ФОРС отстает от конкурентов, а именно: репутация на рынке, внутренняя организация и диверсифи-цированность бизнеса.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности типичной ИТ-фирмы необходимо улучшить показатели по факторам отставания от конкурентов, тем самым выходя с ними на один уровень ведения конкурентной борьбы или опережая их.
Нельзя недооценивать репутацию фирмы как конкурентное преимущество фирмы-поставщика ИТ-услуг. Однако создание положительного имиджа происходит не только по результатам качественной работы фирмы и добросовестного исполнения обязательств перед контрагентами. На рынке с высоким уровнем асимметричности информации, которым является рынок информационных технологий, для создания имиджа необходимы значительные усилия и финансовые вложения с целью последующего поддержания высокого уровня репутации.
Для улучшения внутренней организации бизнеса следует оценить внутренние бизнес-процессы на предмет наличия излишних бюрократических препятствий и трений при внутреннем согласовании, оценить качество операционного уровня управления работой фирмы. Кроме этого, с учетом актуальных тенденций в экономике страны, нужно уделить внимание пересмотру стратегии фирмы в сторону большей диверсификации бизнеса. Это особенно касается моновендорной политики. Диверсификация бизнеса в сторону работы на рынках других вендоров может способствовать укреплению позиций фирмы по сравнению с конкурентами и может быть использована как метод проникновения на новые рынки. Кроме того, работа с новыми вендорами может использоваться как дополнительное преимущество в предоставлении комплексного обслуживания клиентов.
Подробное исследование конъюнктуры ИТ-рынка и опрос сотрудников ФОРС подтверждают, что определяющую роль в формировании конкурентоспособности фирмы играет комплекс факторов конкурентоспособности. Динамика конкурентоспособности компаний на рынке информационных технологий демонстрирует нестабильные показатели. Это указывает на активную конкурентную борьбу компаний-поставщиков ИТ-услуг.
* * *
Подведем итоги. Конкурентоспособность ИТ-компании - это результат реализации конкурентных преимуществ, которые отражают способность организации адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и выступают условием ее эффективного функционирования на ИТ-рынке. Конкурентоспособность ИТ-фирмы рассматривается в условиях конкретного рынка и зависит от экономических явлений, происходящих на рынке.
Сравнение различных методик оценки уровня конкурентоспособности фирм по различным параметрам показало недостаточность и неуниверсальность этих методов. Для анализа конкурентного статуса ИТ-фирмы была предложена методика использования данных актуальных рейтингов. Она апробирована на примере анализа компании ФОРС и ее ближайших конкурентов.
Применение методики комплексного анализа фирмы позволило детально изучить формирование конкурентоспособности на примере типичной ИТ-компании, в результате чего удалось выделить основные факторы конкурентоспособности. Как показал анализ, часть факторов конкурентоспособности фирма наследует от ИТ-отрасли и характеристик окружающей среды, в которой работает фирма, а часть определяется внутренними источниками.
Литература
1. Ансофф И.М. Стратегическое управление. С-Пб.: Питер, 2009.
2. Антонов Г.Д., Тумин М.В., Иванова О.П. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Инфра-М, 2012.
3. Башкатова Ю.И., Решетько Н.И. Современные информационные системы как фактор повышения качества управленческих решений и конкурентоспособности организаций // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 2(21).
4. Васильев Р.Б., Левочкина Г.А. Вопросы определения критических факторов успеха в ИТ-консалтинге // Бизнес-информатика. 2014. № 2 (28). С. 15-23.
5. Войтоловский Н.В., Калинина А.П. Комплексный экономический анализ предприятия. С-Пб: Питер, 2010.
6. Гельвановский М.И., Жуковская В.М., Трофимова И.Н. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3.
7. Гельвановский М.И. Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях // Евразийская экономическая интеграция. 2012.. № 1 (14).
8. Дик В.В. Конкурентные преимущества программного продукта и их связь с конкурентоспособностью его потребителя и производителя // Современная конкуренция. 2012. № 6 (36).
9. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании. С-Пб: СПбГУ, 2011.
10. ЗавьяловП.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: Инфра-М, 2004.
11. Загороднова Е.П. Роль системы управления инновационной деятельностью в формировании конкурентоспособности // Ученые записки СПб УУЭ. 2012. № 1 (36).
12. Карпов АЛ. Конкурентоспособность фирмы: эффективность и устойчивость в агрессивной внешней среде // Журнал экономической теории. 2009. № 4.
13. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. М.: Омега-Л, 2008.
14. Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. Инновационный менеджмент. М.: Эксмо, 2009.
15. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. М.: Магистр, 2009.
16. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа-Пресс, 2004.
17. Немченко О.Н., Хачатурян Н.М., Бакланова А.Ф. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества предприятия // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20.
18. Ордов К.В. Денежно-кредитная политика и конкурентоспособность компании. М.: ИНФРА-М, 2011.
19. Пичугин И. IT, чтобы вернуться // Журнал «Коммерсантъ Деньги». 2015. № 13.
20. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2010.
21. Розанова Н.М., Бакаев С.С. Эффект репутации на рынках доверительных товаров: деятельность ИТ-компаний в России // Журнал Terra economicus. 2010. № 2.
22. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. 7-ое изд. М.: Макет ДС, 2010.
23. Самодуров А.М. Внутренние факторы конкурентоспособности телекомм компании // Современная конкуренция. 2012. № 6(36).
24. Тихонов А.В., Богданов В.С. Конкурентоспособность отечественных ИТ-компаний. М.: Институт социологии РАН, 2012.
25. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2005.
26. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
27. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2007.
28. Доклад о мерах по развитию отрасли ИТ в Российской Федерации М.: АПКИТ. http://www.apkit.ru/files/Strategy_APKIT_2012_vr.pdf.
ROZANOVA N.
doctor habilitatus in economics, professor of the Theoretical economy department of the National research university Higher School of Economics, Moscow, Russia nrozanova@hse.ru
BOYKOVA E.
graduate of the Higher school of business informatics of the National research university Higher School of Economics, Moscow, Russia
COMPETITIVENESS OF RUSSIAN IT BUSINESS: PROBLEMS AND TRENDS The article deals with the Russian IT business under global competition. Analysis of contemporary situation in this sphere is provided, specific features of IT competition are shown. Different methods of competitive investigation are demonstrated in order to estimate the relevant instrument on the basis of IT market specificity. There is a detailed analysis of competitiveness on the example of the Russian company FORS, which is a typical representative in Russian IT market. Competitive map has been formed using the PEST analysis. Competitive factors and competitive trends are shown. There determined main venues for future activity of a typical Russian IT firm aimed at increasing its competitiveness within global market and more efficient usage of firm's resources that help realize its competitive advantage.
Keywords: information technology, competitiveness, IT market, industrial organization, business economics. JEL: L25; M10; M15; M21.