Научная статья на тему 'Конкурентоспособность промышленной организации в условиях глобализации экономики'

Конкурентоспособность промышленной организации в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ЗНАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЙ СТАТУС / ЭТАП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панфилова Е.Е.

в статье рассматриваются вопросы формирования и развития конкурентного статуса промышленной организации, ориентированной на создание системы управления корпоративными знаниями и использование в процессах управления своей деятельностью интернет-технологий. Особое внимание уделено структуризации этапов цикла управления промышленной организацией в глобальном бизнессообществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность промышленной организации в условиях глобализации экономики»

специалистов. Полностью безотходное производство - далекая перспектива, но необходимо уже сейчас решать эту задачу, как на общеэкономическом уровне, так и в отдельных отраслях хозяйства.

Литература

1. Мингалеев Г.Ф. Эффективность ресурсосбережения: учебное пособие. Издание 2-е. Казань: 2006.

2. Соколов Э.М., Москвичев Ю.А. Утилизация отходов производства и потребления. Учебное издание; Ярославль: 2006.

3. Kumar E.S. (ed.) Integrated Waste Management. V.I. InTech. 2011.

Е.Е .Панфилова

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRIAL ORGANIZATION IN THE ^NDITIONS OF ECONOMY GLOBALIZATION

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования и развития конкурентного статуса промышленной организации, ориентированной на создание системы управления корпоративными знаниями и использование в процессах управления своей деятельностью интернет-технологий. Особое внимание уделено структуризации этапов цикла управления промышленной организацией в глобальном бизнес-сообществе.

Ключевые слова: алгоритм, бизнес-процесс, знание, интеграция, конкурентный статус, этап

Abstract: questions of formation and development of the competitive status of the industrial organization focused on the creation of a control system by corporate knowledge and use in managerial processes by the activity of Internet technologies are considered in the article. Special attention is given to the composition of stages in the cycle of management by the industrial organization in global business community.

Keywords: algorithm, business process, knowledge, integration, competitive status,

stage

В условиях глобализации мировой экономики, сопровождающейся появлением на российском рынке дочерних компаний зарубежных транснациональных корпораций и иностранных инвесторов, высоким уровнем рейдерства в промышленности и ужесточением требований к транспарентности бизнеса, вопросы усиления конкурентного статуса организации выходят на первый план.

Рыночные возможности внешней среды, ключевые факторы успеха в отрасли влияют, а сильные стороны организации в свою очередь обеспечивают ее конкурентные возможности. Ряд из них являются характерными для всех конкурентов, функционирующих в конкретном глобальном бизнес-сообществе (ГБС), другие же являются уникальными, составляют основу конкурентной политики и способствуют созданию устойчивого конкурентного преимущества промышленной организации в одной или нескольких цепочках ценностей или их звеньях.

С течением времени конкурентозначимые ресурсы организации трансформируются в компетенцию, а затем превращаются в конкурентную возможность. При этом ключевая компетенция может присутствовать не более чем в 2-3 видах деятельности,

© Панфилова Е.Е., 2012

осуществляемых промышленной организацией. Формирование определенного набора ключевых компетенций связано главным образом с нематериальными активами, в составе которых отдельно выделяются такие составляющие как «персонал» и «интеллектуальный потенциал» (как сотрудников, так и организации в целом с учетом накопленных ранее знаний). Помимо конкурентного преимущества прочную конкурентную позицию обеспечивают мобилизационные возможности промышленной организации, связанные с потенциалом задействования конкурентозначимых ресурсов и успешностью реализации выбранной стратегии, благодаря организационным возможностям. Совокупность конкурентных позиций промышленной организации в ряде стратегических зон хозяйствования формирует ее конкурентный статус в рамках глобального бизнес-сообщества.

Концептуальные положения по формированию и развитию конкурентного статуса промышленной организации в глобальном бизнес-сообществе сводятся к следующему:

Положение 1. Формирование сильного конкурентного статуса промышленной организации в глобальном бизнес-сообществе осуществляется на основе корпоративных знаний.

Фактически выделяются два типа конкурентного преимущества (КП):

I - основанное на лидерстве по издержкам и используемое при массовом выпуске стандартизированной продукции и отлаженных каналах сбыта;

II - основанное на дифференциации и используемое при изготовлении особой продукции (являющейся модификацией стандартного изделия) .

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных типов КП подробнее.

КП в виде лидерства по издержкам, ориентированное на узко специализированный сегмент рынка или на отрасль в целом, довольно часто используется промышленными организациями. В этом случае в полной мере проявляется действие закона кривой обучения (опыта), который гласит: «Издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измененные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении продукции». Темп снижения издержек на единицу товара составляет в среднем: 12 % для автомобильной промышленности; 20 % для самолетостроения; 40 % для производства полупроводников.

Специалисты Бостонской Консультационной Группы установили, что не только затраты труда рабочих, но и все общие затраты (включая административные расходы, расходы на дистрибуцию, маркетинг и т.д.) имеют тенденцию с накоплением опыта к снижению на фиксированный и предсказуемый процент. Таким образом кривая обучения стала кривой опыта. Для использования кривой опыта в качестве стратегического инструмента при прогнозе общих издержек необходимо прежде всего наличие налаженной системы управленческого учета в промышленной организации [1].

Для промышленной организации, функционирующей в рамках глобального бизнес-сообщества, отбор партнеров по производству продукции должен осуществляться с учетом кривой опыта.

Если первый и второй участники ГБС применяют одну и ту же технологию и находятся на начальных условиях, соответствующих наклону кривой опыта в 70 %, но первый участник находится в первой стадии удвоения выпуска продукции, а второй -на пятой стадии, то первому участнику будет труднее ликвидировать имеющийся разрыв.

Если предположить, что первый и второй участник ГБС имеют один и тот же опыт, соответствующий пятой стадии удвоения, но первый участник лучше использовал свой процесс обучения и находится на кривой опыта с наклоном 70 %, а у второго участника наклон кривой составляет 90 %, то издержки на единицу продукции у первого участника ГБС будут меньше, чем у второго. В этом случае также возникает разрыв,

подлежащий ликвидации (эффекты опыта могут вести к большим различиям в издержках у участников ГБС одного и того же размера, если они в разной степени реализовали свой потенциал опыта).

Помимо этого следует учитывать ряд экономических закономерностей и факторов, имеющих большее значение для промышленной организации, вышедшей на мировые рынки, чем для организации, функционирующей на внутреннем рынке:

- экономия на масштабах производства (закономерность, согласно которой суммарные издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объемов выпуска продукции);

- экономия на масштабах деятельности (закономерность, согласно которой промышленная организация, выпускающая широкий ассортимент товаров и/или занимающаяся различными видами деятельности, обладает конкурентным преимуществом за счет быстрой адаптации к изменяющимся условиям рынков глобального бизнес-сообщества;

- степень специализации;

- объем инвестиций.

Ликвидировать вышеуказанные разрывы возможно путем обмена знаниями с участниками ГБС в рамках корпоративной информационной системы или портала, поскольку ценность интеллектуальных активов в отличии от материальных возрастает при их использовании в геометрической прогрессии. Для организации эффективного обмена знаниями необходимо учитывать базовое положение теории коммуникации, которое гласит, что потенциальные выгоды сети (локальной, глобальной и т.д.) возрастают прямо пропорционально росту числа узлов, которые данная сеть может успешно соединить. Точки доступа к корпоративным порталам участников ГБС можно рассматривать в качестве соответствующих узлов.

Промышленная организация имеет слабый конкурентный статус, когда находится на этапе формирования конкурентного преимущества, основанного на низких производственных издержках. Средний конкурентный статус характерен для этапа накопления конкурентного преимущества, базирующегося на низких общих издержках. Первый и частично второй этапы напрямую связаны с конкурентными преимуществами низкого ранга, предполагающими использование дешевой рабочей силы, доступность источников сырья и легкость в копировании со стороны конкурентов. Приобретение сильного конкурентного статуса промышленной организацией возможно на третьем этапе удержания и развития конкурентного преимущества, основанного на корпоративных знаниях. На этом этапе для организации характерно использование конкурентных преимуществ высокого ранга, связанных с наличием высокой репутации, квалифицированной управленческой команды, патентов, долгосрочных НИОКР и информационно-коммуникационных технологий. Постепенное ослабевание конкурентного статуса промышленной организации происходит на четвертом этапе утраты, когда конкурентное преимущество основывается на высокой скорости реакции на происходящие изменения во внешней среде и частично на эффективном использовании накопленных корпоративных знаний в различных диверсифицированных сферах деятельности.

В рамках глобального бизнес-сообщества следует учитывать, что производство продукции может осуществляться на различных объектах: в филиальных или иных производственных подразделениях организаций-участников сообщества. Этим самым можно сократить разрыв как в стадиях удвоения выпуска продукции, так и в угле наклона кривой опыта для различных участников ГБС. Уменьшение угла наклона кривой опыта происходит тем быстрее, чем больший объем требуемых корпоративных знаний задействован при производстве продукции. Соответственно скорость трансферта знаний напрямую влияет на усиление конкурентного статуса промышленной организации. Для реализации конкурентного преимущества, основанного на низких издержках, у организаций-участников ГБС должна проводиться одинаковая политика в области учета

затрат, позволяющая извлекать знания из соответствующих подсистем корпоративных информационных систем.

Последующие третий и четвертый этапы удержания и развития конкурентного преимущества базируются на знаниях, получаемых из систем поддержки принятия управленческих решений руководителей среднего и высшего звена, экспертных систем и использовании иных технологий управления знаниями, интегрированных с корпоративными порталами организаций-участников ГБС. Таким образом, объем, качество и сохранность знаний, используемых при производстве продукции, напрямую зависят от правильной организации системы управления корпоративными знаниями (СУКЗ) в промышленной организации. При реализации совместных проектов в рамках ГБС возможно получение совместного эффекта обучения для всех его участников, а ускорение получения опыта возможно благодаря обмену знаниями в рамках соответствующей системы. В рамках глобального бизнес-сообщества промышленной организации для приобретения конкурентного преимущества не обязательно владеть теми или иными уникальными осязаемыми (неосязаемыми) активами, достаточно просто получить временный доступ к ним на момент совместной реализации проекта в рамках конкретного ГБС. Опыт, полученный промышленной организацией в результате участия в реализации подобного рода проектов, увеличивает ценность корпоративного знания и усиливает конкурентный статус в долгосрочной перспективе.

Положение 2. Развитие конкурентного статуса промышленной организации в глобальном бизнес-сообществе требует наличия адекватной системы управления корпоративными знаниями.

Отправной точкой при развитии конкурентного статуса промышленной организации является четкое понимание того, что в настоящее время использование классических ERP, CRM, PLM и т.п. систем в качестве инструментария для получения конкурентного преимущества организации более не приводит к желаемому результату. Для диверсифицированной промышленной организации становится важным не как ее информационная система интегрирована с системами территориально удаленных структурных подразделений, филиалов, а также с информационными системами участников ГБС, а каким образом методологически организовано управление корпоративными знаниями.

Процесс стратегического управления конкурентоспособностью диверсифицированной организации должен выстраиваться с учетом специфики реализации проектов в рамках ГБС - постоянно протекающие процессы организационных изменений. Формированием системы управления корпоративными знаниями в организации может возлагаться на Дирекцию по развитию методологии или стандартов управления или Отдел организационного моделирования и развития.

Основной целью создания СУКЗ в промышленной организации, функционирующей в рамках глобального бизнес-сообщества, является совершенствование управления индивидуальными и групповыми компетенциями сотрудников, участвующих в реализации проекта [2, с.136-141].

Перечень задач, решаемых с использованием СУКЗ, сводится к следующему:

• исключение потерь любых видов компетенций организации вследствие реорганизаций, слияний иных структурных преобразований;

• исключение потерь любых видов индивидуальных компетенций вследствие увольнения сотрудников или их ротации, носящих временный характер и обусловленные особенностями реализации проекта в рамках ГБС;

• выявление источников покрытия разрыва между имеющимися и требуемыми компетенциями в организации;

• составление «профилей» ключевых сотрудников, позволяющих очертить круг профессиональной компетенции каждого из носителя знания;

• актуализиция состояния информационной системы поддержки

принятия решений стратегического и тактического уровня.

В условиях глобализации увеличивается количество сделок, направленных на консолидацию активов, следовательно, нематериальных активов, в том числе являющихся неотъемлемой частью СУКЗ. Поэтому потребность в сохранении и успешной интеграции СУКЗ различных организаций будет особенно актуальной. Наибольший эффект от использования СУКЗ может быть получен в соответствии с теорией полюсов роста французского экономиста Ф. Перу в особых полюсах - особых экономических зонах (ОЭЗ). Качество сформированной СУКЗ напрямую влияет на скорость получения (распространения) знаний в рамках ГБС и их воплощение в товарах и технологиях.

Конкурентный статус промышленной организации в глобальном бизнес-сообществе предопределяется характером тех знаний, которые в большей степени будут способствовать реализации текущего проекта.

Эффективность сформированной в промышленной организации СУКЗ может быть оценена с помощью подхода информационного менеджмента, оценивающего любые совершенные действия менеджеров в рамках СУКЗ при управлении организацией. В этом случае капитал, созданный сгенерированным корпоративным знанием, определяется как отношение дохода (добавленного знаниями, извлеченными из СУКЗ) к процентной ставке на акционерный капитал.

СУКЗ является своеобразной надстройкой к существующей корпоративной информационной системе, которая позволяет произвести доставку необходимой информации и знаний как из ее контента, так и из иных внешних источников. Управление корпоративными знаниями происходит с помощью портальных средств и средств коллективного общения. Формирование и развитие сильного конкурентного статуса традиционной промышленной организации, входящей в глобальном бизнес-сообществе, напрямую зависит от той стадии интеграции в интернет-бизнес, на которой она находится. Можно выделить четыре основных стадии в данном процессе [3].

На первой стадии промышленная организация использует интернет-пространство в качестве дополнительного рекламного канала и ограничивается созданием статического сайта и формированием баз данных клиентов. При этом принципиальных изменений в управлении и организационной структуре управления не происходит. Конкурентный статус промышленной организации как полноправного участника Интернет-сообщества можно охарактеризовать как слабый.

На второй стадии Интернет становится основным инструментом ведения бизнеса в конкретной ГБС, первоначально связывая бизнес-процессы трех ключевых субъектов рынка - поставщика, промышленной организации и потребителя. В этом случае создается единая электронная цепочка поставок, при которой потребитель может управлять сбытом своего поставщика, формируя заказ на производство. На данной стадии полноценно используются информационные технологии при налаживании электронного взаимодействия между всеми участниками-организациями ГБС. По оценке экспертов, единая для поставщика, производителя и потребителя цепочка управления производственными процессами приводит к сокращению себестоимости производства на 20-30 %. Конкурентный статус промышленной организации можно охарактеризовать как средний.

На третьей стадии бизнес-процессы промышленной организации полностью автоматизируются в рамках Интернет-сообщества и руководство определяет основные и вспомогательные функции, постепенно отдавая последние на аутсорсинг другим организациям (специализирующимся в соответствующих отраслях). Считается, что в рамках глобальных мета-рынков только три основные бизнес-функции организация не должна отдавать на аутсорсинг:

- разработка продукта (в том числе инновационного), т.е. "know-how";

- продажи (прямое общение с клиентами);

- послепродажное обслуживание клиентов.

Все остальные бизнес-функции - производство, логистику, маркетинг, закупки для производства, финансы, информационную поддержку - организация может отдать на аутсорсинг, а затем использовать их в качестве услуг. В условиях становления глобального бизнес-сообщества происходит переход от модели традиционной промышленной организации, осуществляющей все функции управления, к виртуальной организации, которая занимается исключительно:

- вопросами стратегического взаимоотношения с участниками корпоративных отношений (в том числе с клиентами). Это означает акцент на использовании стратегических информационных систем и систем управления взаимоотношениями с клиентами (СЯМ-систем);

- развитием существующих и разработкой новых продуктов. Акцент на системах управления жизненным циклом продукта (РЬМ-система) и инженерными данными об изделии (РБМ-система).

Конкурентный статус промышленной организации как полноправного участника Интернет-сообщества можно охарактеризовать как сильный, при этом СУКЗ основывается в основном на явных (формализованных) знаниях, полученных из внутренних и внешних источников.

На четвертой стадии промышленная организация является уже постоянным участником нескольких ГБС; параллельно реализует ряд проектов; осуществляет трансферт знаний и их генерирование для создания определенного прототипа реализации типового проекта в ГБС. Конкурентный статус организации упрочняется посредством использования неявных (неформализованных) знаний, содержащихся в оцифрованном виде в СУКЗ.

Таким образом, формирование сильного конкурентного статуса промышленной организации в глобальном бизнес-сообществе основывается на ее мобилизационных возможностях и выявлении ключевой компетенции, трансформируемой в дальнейшем в отличительную конкурентную возможность. В рамках этого процесса в глобальное бизнес-сообщество отбираются такие организации-участники, которые находятся либо на одной и той же стадии удвоения выпуска продукции, либо на кривой опыта такого же наклона, что и у промышленной организации. Соблюдение вышеуказанного обстоятельства позволит грамотно организовать процесс стратегического управления издержками в любой корпоративной структуре.

Развитие конкурентного статуса промышленной организации в глобальном бизнес-сообществе предполагает использование системы управления корпоративными знаниями, сформированной на основе жизненного цикла знания, матрицы гиперподк-люченности различных внешних и внутренних устройств, а также с учетом выделения тех бизнес-функций, которые передаются внешним исполнителям на аутсорсинг.

В целом процесс управления промышленной организацией в глобальном бизнес-соообществе имеет определенную структурность и цикличность, которые в свою очередь должны рассматриваться во взаимосвязи с жизненными циклами продукта (изделия); спроса; технологии (как производственной, так и информационной); промышленной организации; глобального бизнес-сообщества (ГБС); взаимосвязанных отраслей, в которых функционирует диверсифицированная организация.

Литература

1. Антонов В.Г., Крылов В.В., Кузьмичев А.Ю. и др. Корпоративное управление: Учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп.// под ред. В.Г. Антонова - М., 2010.

2. Методология корпоративного управления промышленной организацией в глобальном информационно-экономическом сообществе [Текст]: монография // Е.Е.Панфилова. - М., 2009.

3. Проблемы управления: методы. решения. Сб. науч. трудов // Под ред. д.э.н., проф. Н.И.Заичкина, д.э.н., проф. Л.С.Зеленцова. - М., 2011.

А.И. Тихонов Е.В. Шестакова

УСТОЙЧИВЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

SUSTAINABLE COMPETITIVE ADVANTAGE AS A RESULT OF PROVIDING COMPETITIVE SUSTAINABILITY OF THE ORGANIZATION

Аннотация: в статье раскрывается сущность конкурентоустойчивости организации, это понятие разделяется с понятием конкурентоспособности, предлагается форма реализации механизма конкурентоустойчивости на основе внутрифирменного предпринимательства.

Ключевые слова: компенсаторные механизмы, конкурентоспособность, методики оценки конкурентоспособности, оценка конкурентоустойчивости, устойчивость.

Abstract: This article reveals the essence of konkurentoustoychivosti organization, it is shared with the adoption of the concept of competitiveness, proposed form of implementation konkurento stabilityi The mechanism, based on intra-enterprise.

Keywords: compensatory mechanisms, competitiveness, competitiveness assessment methodology, assessment konkurentostabilityi, stability.

Конкурентоспособность организации, как способность субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с конкурентами или превосходить их, является ключевой характеристикой различных видов экономической деятельности, в которых происходит столкновение интересов.

Преследуя цели сохранения или усиления своих рыночных позиций, субъект рыночных отношений может влиять на спрос, маневрируя ценами или, выделяя товары или услуги посредством улучшения качественных параметров, продвижения, упаковки, доставки, сервиса и т.п., обеспечивать себе при этом конкурентные преимущества — дополнительную прибыль, более высокую рентабельность, рыночную долю, объемы продаж.

Известно, что между уровнем конкурентоспособности организации и ее долей на рынке существует не линейная зависимость, а логарифмическая: чем выше индекс конкурентоспособности организации, тем быстрее конкурент вытесняется с рынка, а чем длительнее поддерживается достигнутый индекс конкурентоспособности, тем более занимаемая доля на рынке.

Конкурентоспособность предприятия можно оценивать с помощью индекса товарной массы и индексов эффективности производства в определенном интервале времени. Однако, ни покупатель, ни сам продавец не рассчитывают этих индексов, поскольку покупателя интересуют другие параметры (качество товара, известность торговой марки, популярность товара, наличие информации о свойствах товара и др.), а производитель сталкивается с трудностями исчисления в отсутствии нетрудоемких и доступных к пониманию методик и отработанного комплекса показателей.

В настоящее время нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности организаций. Все многообразие методов оценки конкурентоспособности организаций можно объединить в две группы: аналитические и графические.

К аналитическим относятся:

© Тихонов А.И., Шестакова Е.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.