Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
Международный научно-исследовательский журнал
«Прогрессивная экономика»
№ 7 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/konkurentosposobnost-predpriyatij-mebelnoj-promyshlennosti-kitaya-retrospektivnyj-analiz/
Научная статья / Original article
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.5
УДК 338.45
DOI: 10.54861/27131211_2024_7_164
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ КИТАЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Сяо Минлян, магистр, Российский университет дружбы народов имени
Патриса Лумумбы (РУДН), г. Москва, Россия
Аннотация. Целью статьи является проведение анализа конкурентоспособности
предприятий мебельной промышленности Китая. В статье рассмотрены ключевые этапы
развития мебельной промышленности за период с момента основания Китайской Народной
Республики (в 1949 году) по настоящее время. На основе ретроспективного анализа
получены выводы, что в период с 1949 по 1978 годы мебельная промышленность
развивалась в условиях практически полного государственного контроля и
централизованного распределения ресурсов, что определило траекторию ее развития: предприятия китайской мебельной промышленности ориентируются преимущественно на
массовое производство продукции и обладают значительными производственными
мощностями. С переходом к рыночной экономике и благодаря активной государственной
поддержке и инвестиционной политике, китайские мебельные компании смогли выйти на
мировые рынки, обеспечивая значительную долю глобального производства мебели. Тем
не менее анализ показал, что потенциал мебельной промышленности Китая все еще не
полностью реализован, и темпы роста рынка существенно замедлились после пандемии.
Сделано предположение, что именно особенности исторического развития определили ряд
барьеров, выступающих в качестве сдерживающих факторов развития. На основе анализа
многоугольника конкурентоспособности получены выводы, что для повышения
конкурентоспособности предприятиям мебельной промышленности Китая необходимо
переходить от трудоемкого к технико-капиталоемкому типу производства, направлять
ресурсы на усиление маркетинговой оставляющей, а также обеспечение экологической
устойчивости производства.
Ключевые слова: мебельная промышленность Китая, конкурентоспособность
мебельной промышленности, многоугольник конкурентоспособности, ретроспективный
анализ.
164
Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
COMPETITIVENESS OF CHINESE FURNITURE INDUSTRY
ENTERPRISES: A RETROSPECTIVE ANALYSIS
Xiao Mingliang, Master's student, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), Moscow, Russia Abstract. The purpose of the article is to analyze the competitiveness of Chinese furniture industry enterprises. The article examines the key stages of the furniture industry development since the founding of the People's Republic of China (in 1949) to the present. Based on a retrospective analysis, it was concluded that in the period from 1949 to 1978, the furniture industry developed under conditions of almost complete state control and centralized allocation of resources, which determined the trajectory of its development: enterprises of the Chinese furniture industry focus mainly on mass production and have significant production capacities. With the transition to a market economy and thanks to active government support and investment policies, Chinese furniture companies have been able to enter global markets, providing a significant share of global furniture production. However, the analysis showed that the potential of China's furniture industry is still not fully realized, and the growth rate of the market has slowed significantly after the pandemic. It is assumed that it is the features of historical development that have identified a number of barriers that act as constraining factors of development. Based on the analysis of the competitiveness polygon, it was concluded that in order to increase competitiveness, Chinese furniture industry enterprises need to switch from a labor-intensive to a technical and capital-intensive type of production, direct resources to strengthen marketing support, as well as to ensure the environmental sustainability of production.
Keywords: China's furniture industry, competitiveness of the furniture industry, competitiveness polygon, retrospective analysis.
JEL classification: О25, P23, L16.
Для цитирования: Сяо Минлян. Конкурентоспособность предприятий мебельной
промышленности Китая: ретроспективный анализ // Прогрессивная экономика. 2024. № 7.
С. 164–173. DOI: 10.54861/27131211_2024_7_164.
Статья поступила в редакцию: 20.07.2024 г. Одобрена после рецензирования: 29.07.2024 г. Принята к публикации: 30.07.2024 г.
For citation: Xiao Mingliang. Competitiveness of Chinese furniture industry enterprises: a retrospective analysis // Progressive Economy. 2024. No. 7. pp. 164–173. DOI: 10.54861/27131211_2024_7_164.
The article was submitted to the editorial office: 20/07/2024. Approved after review: 29/07/2024. Accepted for publication: 30/07/2024.
165
Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
Введение
Китай, являясь крупнейшим в мире производителем и экспортером
мебели, занимает ключевую позицию в глобальной
мебельной
промышленности. Страна имеет долгую историю мебельного производства, а
многие мебельные организации ведут деятельность десятилетиями и имеют
накопленный производственный потенциал. Так, по состоянию на 2023 год в
Китае ведут деятельность более 7 200 предприятий, занимающихся
производством мебели, объем рынка мебели составил 89 млрд. долл., а доля
Китая в объеме мирового рынка оценивается в 25% [3]. Однако в настоящее
время отрасль сталкивается с проблемами, связанными с геополитической
нестабильностью, изменениями в цепочках поставок и ростом издержек, что
обуславливает
необходимость
рассмотрения
вопросов
повышения
конкурентоспособности мебельной промышленности Китая. Таким образом, целью статьи является проведение анализа конкурентоспособности
предприятий мебельной промышленности Китая.
Обзор литературы
Урбанизация и активное развитие строительной отрасли Китая создали
благоприятные условия для развития мебельного производства: быстрый рост
городов, а также увеличение числа новых жилых и коммерческих зданий
повысили спрос на мебель и интерьерные решения, что стимулировало
развитие местного производства, привело к увеличению инвестиций в
технологии и оборудование. Развитие логистической инфраструктуры и
глобальных торговых связей существенно упросили выход китайской
мебельной
продукции
на
международные
рынки,
делая
ее
конкурентоспособной по цене и качеству. В результате китайские мебельные
предприятия стали крупнейшими экспортерами [9]. Вступление Китая во
Всемирную торговую организацию (ВТО) послужило дополнительным
драйвером для мебельной индустрии. Традиционно производство мебели
является трудоемким процессом, а китайская мебельная промышленность, благодаря обеспеченности трудовым ресурсами, невысоким технологическим
требованиям и высокому уровню производства пиломатериалов, стала
достаточно конкурентоспособной на внешних рынках [3].
Однако, несмотря на высокий потенциал, развитие мебельной
промышленности сталкивается с рядом рисков, выступающих в качестве
барьеров для повышения конкурентоспособности. Так, M. Lin рассматривает
аспекты конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности
Китая проблему через призму теории индустриальной организации. Автор
отмечает, что китайская мебельная промышленность, несмотря на ее
значительные объемы производства и экспорта, продолжает оставаться в
значительной степени трудоемкой отраслью. Основной движущей силой роста
индустрии является расширение рабочей силы, что приводит к возникновению
конфликта между технологическим прогрессом и расширением масштабов
производства. В статье M. Lin обосновывается необходимость перехода от
трудоемкого к технико-капиталоемкому типу производства, что требует
166
Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
значительных изменений как в производственных процессах, так и в
управлении предприятиями [7].
В.М. Пухова и Н.А. Ибрагимова приходят к выводу, что в мебельной
индустрии достаточно высокий уровень конкуренции, что не позволяет
выходить на рынок новым мелким игрокам, которые не могут получить
преимущества по отношению к крупным компаниям. Такие факторы, как
репутация и наличие производственной базы, являются важными элементами
конкурентоспособности мебельных предприятий [2]. Научная статья X. Li, Y.
Lin и T. Zhu посвящена применению теории устойчивого развития в мебельной
промышленности на примере компании IKEA. Согласно позиции авторов, экономическая
устойчивость
является
ключевым
аспектом
конкурентоспособности и включает в себя способность поддерживать
определенный уровень экономического производства. На примере компании
IKEA, авторы приходят к выводу, что экологически чистые бизнес-модели, управление затратами, стратегии точного функционирования и обслуживания, а также постоянное совершенствование – являются ключевыми элементами
бизнес-моделей, позволяющих генерировать стабильный денежный поток и
создавать условия для реализации потенциала роста [6]. Обобщая изложенный
в статье материал, можно прийти к выводу, что для китайских предприятий
мебельной
промышленности
важно
придерживаться
концепции
экономической
устойчивости,
сочетая
низкоценовые
стратегии
с
качественными и функциональными продуктами.
Анализ научных источников показал, что китайские предприятия
мебельной промышленности являются конкурентоспособными на внутреннем
и внешних рынках. В основе конкурентных преимуществ лежат дешевая
рабочая сила и возможность экономии за счет эффектов масштаба. Наличие
свободных производственных мощностей, а также трудовых ресурсов
позволяют китайским мебельным предприятием выполнять заказы, размещаемые иностранными фирмами и производить мебель разных стилей и
разных ценовых категорий.
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составляет изучение научной
литературы по проблемам обеспечения конкурентоспособности предприятий
мебельной промышленности Китая. Анализ конкурентных преимуществ
производится
с
использованием
метода
многоугольника
конкурентоспособности. Материалами исследования являются отчеты
экспертно-аналитических
агентств,
публикующих
статистическую
информацию о динамике развития мебельной индустрии в Китае.
Результаты и обсуждение
Рассматривая современный исторический период, можно выделить пять
этапов развития мебельной промышленности Китая (табл. 1). После основания
Китайской Народной Республики в 1949 году Правительство Китая
национализировало мебельную промышленность, ее развитие было нацелено
на массовое производство доступной мебели для населения, что
167
Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
соответствовало целям социального равенства и удовлетворения основных
потребностей людей. Производство мебели в данном периоде было простым и
функциональным, с минимальным декором и орнаментом. Предприятия
мебельной промышленности работали под строгим государственным
контролем, а ресурсы распределялись централизованно [4].
Таблица 1
Ключевые этапы развития мебельной промышленности Китая
Период
Характеристика
Национализация
мебельной
промышленности.
Ориентация на массовое производство доступной
мебели для населения, акцент на простоту и
1949 – 1978 гг.
функциональность. Промышленность развивается в
условиях
государственного
регулирования
и
централизованного распределения ресурсов.
Проводятся реформы и реализуется политика
открытости. Происходит привлечение иностранных
1978 – 1990-е гг.
инвестиций, развивается экспортный потенциал
отрасли, появляются крупные мебельные фабрики.
Происходит
быстрое
увеличение
объемов
1990-е – 2000-е гг.
производства и экспорта.
Увеличивается количество частных компаний в
мебельной
промышленности,
расширяются
2000-е – 2010-е гг.
ассортимент и улучшается качество продукции.
Мебельные предприятия принимают активное участие
в международных выставках ярмарках.
На данном этапе происходит становление Китая как
2010-е гг. –
ведущего мирового производителя и экспортера
настоящее время
продукции мебельной промышленности.
Источник: составлено автором по данным [4; 3]
Конец 1970-х годов ознаменовался началом реформ и политики
открытости, инициированных Дэн Сяопином. Данные реформы привели к
постепенной либерализации экономики, привлечению иностранных
инвестиций и внедрению современных управленческих практик в системы
менеджмента. Многие крупные мебельные фабрики начали ориентироваться
на экспорт. В 1990-е и 2000-е годы Китай становится ведущим мировым
производителем мебели, а основным конкурентным преимуществом страны
выступала низкая стоимость рабочей силы, что позволяло производить мебель
по более низким ценам по сравнению с другими странами. Для данного
периода характерными являются: быстрые темпы увеличения объемов
производства и экспорта, активное внедрение современных производственных
технологий и автоматизации производственных процессов. В результате
168
Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
качество продукции мебельной промышленности Китая росло, а китайские
мебельные предприятия смогли успешно конкурировать на международных
рынках, предлагая широкий ассортимент продукции [4].
С начала 2000-х годов китайская мебельная промышленность
продолжила быстрое развитие: постепенно увеличивалось количество
частных компаний, производители стали уделять больше внимания качеству
продукции и расширению ассортимента. В текущем периоде Китай усилил
собственные конкурентные позиции как у ведущего мирового производителя
и экспортера мебели [3]. Так, согласно данным статистики, именно Китай
является крупнейшим в мире производителем и экспортером мебели, а в
основе роста мебельного рынка Китая лежит постоянно увеличивающийся
потребительский спрос.
Таким образом, ретроспективный анализ позволяет заключить, что
предприятия китайской мебельной промышленности ориентированы на
массовое производство и обладают значительными производственными
мощностями, способными удовлетворить потребности растущей экономики
Китая. Благодаря активной государственной поддержке и реализуемым
мероприятиям государственной инвестиционной политики, предприятия
мебельной промышленности успешно реализовали собственный потенциал
конкурентоспособности и вышли на мировые рынки, обеспечивая до 25%
мирового производства мебельной продукции. Но несмотря на
вышеперечисленные
факторы,
китайские
производители
являются
недостаточно известными в мире, поскольку выпускают продукцию для
иностранных фирм по моделям OEM (Original Equipment Manufacturer) и ODM
(Original Design Manufacturer), которая впоследствии реализуется под
торговыми знаками компаний-заказчиков. Во многом именно особенности
развития экономики Китайской Народной Республики определили слабость
маркетинговой составляющей и относительно невысокую инновационную
активность крупных предприятий, становление которых пришлось на период
тотального государственного контроля и централизованного распределения
ресурсов.
Также, как показывают данные рис. 1, пандемия послужила фактором
снижения темпов роста отрасли. Несмотря на наличие тенденции к
восстановлению рынка, на текущий момент вследствие роста цен на сырье и
производственных расходов темп роста мебельного рынка замедлился. Если в
период с 2018 по 2019 годы рынок демонстрировал прирост 30%, то в период
с 2020 по 2023 годы рынок растет в среднем на 9% ежегодно. Наблюдаемое
замедление темпов роста обуславливает целесообразность анализа
конкурентных преимуществ предприятий мебельной промышленности Китая
для реализации потенциала их роста.
169
Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
100.0
86.6
89.0
90.0
82.5
77.2
80.0
66.5
70.0
65.4
60.0
50.0
40.0
30.0
20.0
10.0
0.0
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Рис. 1. Выручка предприятий мебельной промышленности Китая, млрд. долл.
Источник: составлено автором по данным [8]
Произведем
анализ
конкурентоспособности
мебельной
промышленности Китая на примере трех крупнейших игроков: Red Apple, Landbond и Kuka. Компания Red Apple была основана в 1981 году и
специализируется на производстве высококачественной корпусной мебели, диванов и матрасов. Производственные мощности компании расположены в
Шэньчжэне, а штат насчитывает более 1500 сотрудников. Landbond, основанная в 1993 году, явлется производителем изделий из массива дерева, мягкой мебели и матрасов. Компания также предлагает настраиваемые шкафы
и ковры. Kuka (год основания 1982) специализируется на производстве
домашней мебели.
Рассматриваемые компании характеризуется высоким уровнем качества
продукции как в среднем ценовом сегменте, так и в высокой ценовой
категории. Качество продукции может быть оценено на уровне в 8 баллов из
10. Следующим фактором является инновационная составляющая. Для
обоснования оценки необходимо учесть контекст исторического развития
мебельных фабрик Китая, которые до начала реформ открытости вели
деятельность в условиях тотального государственного контроля и
гарантированного спроса. Относительно недавний переход к рыночным
отношениям является одной из причин инертности по отношению к
внедрению инновационных систем менеджмента и производственно-технологических инноваций со стороны крупнейших игроков. Поскольку
инновации внедряются преимущественно в областях онлайн-торговли и
цифрового маркетинга, по критерию инновационной активности предприятия
китайской мебельной промышленности получают оценку 7 из 10. Как показал
анализ научных источников, экологическая устойчивость является основным
проблемном аспектом, поскольку предприятия не только используют
170
Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
невозобновляемые ресурсы, но и характеризуются низкой эффективностью в
отношении
решения
проблем
загрязнение
окружающей
среды.
Следовательно, экологическую устойчивость можно оценить в 5 баллов, поскольку экологическая повестка в должной степени не интегрирована в
системы менеджмента (рис. 2).
Качество продукции
9
8
7
6
5
Пользовательский опыт
Инновации
4
3
2
1
0
Экологическая
Глобальный охват
устойчивость
Маркетинговые стратегии
Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности предприятий мебельной
промышленности Китая
Источник: составлено автором по данным [1; 5]
Маркетинговая
составляющая
является
важным
аспектом
конкурентоспособности
предприятий
мебельной
промышленности.
Производители активно сотрудничают с крупными онлайн-платформами, запускают персонализированные рекламной кампании, что позволяет
поддерживать необходимый уровень сбыта. Однако большинство из
мебельных фабрик, ведущих деятельность на рынке Китая, получают
прибыль, предлагая услуги производства иностранным мебельным
компаниям, которые продают мебель под собственными брендами. Таким
образом, маркетинговая составляющая может быть существенно улучшена, а
текущие маркетинговые стратегии можно оценить в 6 баллов из 10.
Все три компании являются глобальными игроками. Red Apple активно
экспортирует свою продукцию в США, Канаду, страны Европы, Японию, Австралию, Новую Зеландию. Landbond и Kuka также имеют значительное
международное присутствие, поставляя производимой продукцию в регионы
северной Америки, Европы и Азии [1]. Таким образом, критерии глобального
присутствия оценивается в 9 баллов из 10. Поскольку организация является
экспортерами, обслуживает интересы не только национального рынка, но и
171
Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
зарубежных стран, мебельные предприятия Китая получают высокую оценку
по критерию пользовательского опыта, поскольку уровень обслуживания
клиентов и возможность кастомизации продукции являются сильными
сторонами индустрии.
Анализ показал, что накопленный в контексте исторического развития
опыт (рассматриваемые компании ведут деятельность более 30 лет) позволяет
обеспечивать высокий уровень качества производимой продукции и уровень
обслуживания клиентов. Относительно недавно совершенный переход к
рыночной экономике выступает в качестве сдерживающего фактора
внедрения производственных и маркетинговых инноваций, а также
обеспечения экологической устойчивости индустрии.
Заключение
В процессе исследования автором было выявлено, что с момента
снования КНР в 1949 году китайская мебельная промышленность начала
развиваться, ориентируясь на массовое производство доступной мебели.
Реформы Дэн Сяопина в 1978 году привели к привлечению иностранных
инвестиций и развитию экспортного потенциала экономики Китая в целом и
мебельной промышленности в частности. В 1990-х и 2000-х годах Китай стал
ведущим мировым производителем мебели благодаря низкой стоимости
рабочей силы и большим производственным мощностям. С начала 2000-х
годов количество частных компаний увеличилось, а производители стали
уделять больше внимания качеству продукции и расширению ассортимента.
Основной движущей силой роста остается расширение рабочей силы, что приводит к конфликту между технологическим прогрессом и
расширением масштабов производства. Свободные производственные
мощности и трудовые ресурсы позволяют выполнять заказы иностранных
фирм, производя мебель разных стилей и ценовых категорий, но для
дальнейшего повышения конкурентоспособности китайским предприятиям
необходимо переходить от трудоемкого к технико-капиталоемкому типу
производства. Также важными направлениями развития предприятий
мебельной
промышленности
являются
усиление
маркетинговой
составляющей, а также обеспечение экологической устойчивости.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные
результаты могут быть использованы при разработке мероприятий
государственной политики, ориентированной на поддержку развития мебельной
промышленности и обеспечения ее конкурентоспособности на внутреннем и
внешних рынках.
Литература
1.
16
лучших
китайских
производителей
мебели.
URL:
https://neveitaliafurniture.com/ru/top-16-chinese-furniture-manufacturers/.
2.
Пухова В.М., Ибрагимова Н.А. Анализ конкурентоспособности
предприятий мебельной промышленности // Лизинг. 2021. № 5. С. 41–44.
172
Прогрессивная экономика
2024, № 7.
ISSN 2713-1211 (online)
Progressive economy
2024, Iss. 7.
https://progressive-economy.ru/
3.
Сяо М. Анализ современного уровня конкурентоспособности
предприятий мебельной промышленности Китая // Горизонты экономики.
2024. № 2 (82). С. 142–146.
4.
Cao X.Z., Hansen E., Xu M.Q., Xu B.M. China's furniture industry today // Forest Products Journal. 2004. № 54. P. 14–23.
5.
China Furniture Market Size & Share Analysis - Growth Trends & Forecasts (2024 – 2029). URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/china-furniture-market.
6.
Li X., Lin Y., Zhu T. Application of Sustainable Development Theory in Furniture Industry Development – A Case Study of IKEA // Proceedings of the 2022 6th International Seminar on Education, Management and Social Sciences.
2022. P. 658–671.
7.
Lin M. The Conflict between Technology and Scale: Evidence from China’s Wooden Furniture Industry // Sustainability. 2023. № 15. P. 1–15.
8.
Real estate and urbanization are some of the factors influencing the growth of the Chinese furniture industry. URL: https://daxueconsulting.com/chinas-furniture-market/.
9.
Xianqing X., Qingru M., Yingying Y., Zhihui W., Min Z. Current situation and key manufacturing considerations of green furniture in China: A review // Journal of Cleaner Production. 2020. № 267. P. 121957.
173
Document Outline
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КИТАЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ