^ш
ЛИЧНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ
И. В. Нестерчук, О. А. Нестерчук, В. П. Якушев
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В современной науке существует несколько подходов к трактовке политического лидерства. Можно выделить следующие из них:
Определение лидерства как влияние на других людей. Однако не любое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере три особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс. Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. Особенностью политического лидера является широта влияния, его распространение на все объединение. В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Итак, в рамках первого подхода политическое лидерство можно определить как постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу.
Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании товара как общего блага.
Политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Таким образом, понятие политического лидерства имеет два аспекта: формальнодолжностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект имеет ключевое значение для оценки личности политического лидера. Второй же аспект - личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту - определяет главным образом лишь получение и сохранение властной должности, а также служит для оценки политического лидера как результативного или нерезультативного.
Успешно жить в мире политических отношений и быть признанным удается далеко не каждому политическому лидеру, поскольку свои позиции приходится отстаивать и отвоевывать в остром противоборстве с другими политиками. Профессионализм политического лидера в динамике общественных преобразований, успешность его политической карьеры наилучшим образом характеризует феномен конкурентоспособности.
Конкурентоспособность политических лидеров в качестве предмета прикладных и теоретических исследований проблематизировалась сравнительно недавно.
Можно назвать несколько причин, по которым интерес к феномену конкурентоспособности политического лидера усиливается как со стороны практиков, так и со стороны теоретиков, в том числе специалистов по имиджу политических лидеров.
Г лавная причина - потребность практической деятельности. Обострение конкурентной борьбы в политике заставило политических лидеров обратиться к проблеме конкурентоспособности как своей, так и партий, движений, лидерами которых они являются в поисках дополнительных конкурентных преимуществ.
Конкуренция в современных словарях толкуется как «соперничество»; «борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле», следовательно, конкурентоспособность в интегрированной форме наилучшим образом характеризует возможности и потенциал политического лидера в достижении профессионального успеха и высоких результатов своей деятельности.
Профессиональная карьера политического лидера, его образ, деятельность постоянно проходят «проверку» на положительное социальное восприятие как со стороны команды в масштабах деятельности, так и в оценочных суждениях, общественном мнении в масштабах общества. Исходя из этого, система оценивания его профессиональных преимуществ должна учитывать три уровня измерения успешности:
- на уровне социального восприятия образа политического лидера массовым сознанием, где большую роль играет фактор его социальной успешности (имиджа);
- на уровне профессионализма личности, где фактором успешности выступает конкурентоспособность. Данное преимущество сознательно формируется и развивается в процессе социализации и профессионального становления;
- на уровне профессионализма деятельности фактором успешности является владение конкретными, эффективными в современных условиях видами технологий политической деятельности с учетом специфики условий, в которых она осуществляется. В этом случае технология понимается как искусство, мастерство профессиональной деятельности, влияющей на успешность его политической карьеры.
Таким образом, конкурентные преимущества политического лидера формируются под воздействием внутренних и внешних факторов и могут рассматриваться как причинно-следственные связи формирования, развития и деятельности. Личностный ресурс политического лидера, включающий необходимые конкурентоспособные качества и умения, - это субъективная сторона конкурентоспособности. Она отражает сознательное стремление политического лидера к успеху в профессиональной политической деятельности, планированию профессиональной карьеры, а также комплекс его социально -нравственных установок, ценностно-мировоззренческих ориентаций, знания и опыт, уровень адаптационно-технологических способностей. К объективной стороне конкурентоспособности можно отнести различные препятствия на пути к достижению поставленных целей, преодоление которых требует от политического лидера определенного напряжения сил, способствующих проявлению конкурентных качеств и способностей, применения соответствующих техник и технологий, обеспечивающих высокий результат затраченных усилий. Объективная сторона конкурентоспособности отражает условия, которые влияют на достижение социального успеха и формирование конкурентоспособности политического лидера в процессе его деятельности.
Конкурентоспособным можно считать такого политического лидера, который имеет явные преимущества в сравнении с другими политиками благодаря организационному, личностному и профессиональному потенциалу; способен выдержать конкуренцию, преодолеть препятствия; добиться успеха в профессиональной сфере; закрепить эту успешность в сознании других людей и сделать свою деятельность определенной нормой, примером, эталоном для других. Конкурентоспособный политический лидер - это лидер, который обладает хорошо развитыми профессионально-ориентированными и адаптационно-технологическими ресурсами.
К профессионально-ориентированному ресурсу можно отнести качества и способности политического лидера, которыми он реально обладает, его политическую и организационную культуру. Практика показывает, что неадаптированный к современным условиям и требованиям, но богатый по возможностям личностный потенциал политического лидера, в том числе его образованность, культура, опыт, еще не является показателем профессионального совершенства. Профессионально совершенным с точки зрения успешной деятельности можно назвать только реализованную и востребованную личность. К адаптационно-технологическому ресурсу можно отнести личностные и профессиональные качества и способности политического деятеля, которые соответствуют внутренним и внешним условиям деятельности, поддерживают конкурентоспособность и обеспечивают профессионализм деятельности на технологическом уровне.
Личность политического лидера раскрывается через множество различных взаимосвязанных структурных элементов, основными из которых являются: система важнейших политических убеждений, представления о себе самом; потребности и мотивы, психологическая устойчивость и др., многопланово определяющие стиль принятия и реализации политических решений; политическое поведение, характер межличностных отношений.
Представления политического лидера о самом себе воплощаются в его ^-концепции. Эта идея получила свое выдвижение и развитие у З. Фрейда, А. Адлера, Г. Лассуэла, С. Л. Рубинштейна и других психологов. Применительно к политической деятельности, человек рассматривается ее субъектом, в которой он творчески самореализуется. Политический лидер в любой ситуации, за редким исключением, ведет себя в соответствии с
собственной ^-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.
Самооценка политического лидера накладывает очень важный отпечаток на его деятельность. Лидеры с адекватной самооценкой представляют лучший образец партнеров по политической арене. Их внешняя и внутренняя политика не мотивирована стремлением к самоутверждению, обратная связь между последствиями акций и ними самими работает неукоснительно. Адекватно оценивающий свои политические способности лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Не боясь, что его унизят, обидят, обойдут, твердо зная собственную цену, считая себя не хуже тех, с кем ему приходится взаимодействовать, такой лидер будет вести политику, которая позволит ему добиться поставленных целей, обеспечит его конкурентоспособность.
Р. Зиллер и его коллеги разработали типологию личности политических лидеров на основе исследования самооценки и сложности Я-концепции. Первый тип составляют лидеры с противоречивым на первый лишь взгляд названием аполитичные политики. Это деятели с высокой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции. Они чувствуют себя оторванными от других и поэтому с трудом реагируют на поведение своих последователей или населения государства в целом. Второй тип, наиболее удачливый в политике,
- прагматики. Это политические лидеры с низкой самооценкой и высокой сложностью Я-концепции, отвечающие на широкий круг социальных стимулов. Они прислушиваются к мнениям других людей и модифицируют свое политическое поведение на основе обратной связи. Третий тип составляют политические лидеры с высокой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, не реагирующие на мнения других. Их познавательные процессы и поведение очень жесткие, а самооценка чрезвычайно стабильна. Четвертый тип -это деятели с низкой самооценкой и низкой сложностью Я-концепции, которые сильно реагируют на узкий круг социальных стимулов.
С учетом данного подхода, деятельность современного политического лидера представляется как целенаправленный и мотивированный процесс самореализации в воплощении политической стратегии и решении текущих политических задач. Существует множество различных личностных потребностей, которые связаны с его политической деятельностью. Среди них выделяются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в аффилиации, то есть в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.
Согласно акмеологической концепции, политический лидер испытывает потребность и мотивирован на продуктивную и творческую самореализацию как целостный феномен, проявляясь как индивид, личность, субъект политики и неповторимая индивидуальность. Такая его направленность обеспечивается благодаря сформированным убеждениям, которые определяют характер его саморазвития и самореализации в политической сфере.
Эти убеждения определяют политическое поведение лидера. Убеждения политического лидера относительно окружающего мира организованы в характерную для него систему. Эта система убеждений позволяет ему ориентироваться в окружающей его политической реальности, интерпретировать ее и избирать соответствующую стратегию взаимодействия.
Система убеждений выполняет три взаимодополняющие функции: помогает определить ситуацию и установить ее наиболее выдающиеся характеристики; создает средства для понимания политической и международной систем и потенциалы для действия в них; задает параметры, которые устанавливают круг возможных действий и приоритетов среди них. Они выступают своего рода вектором, который ориентирует политического лидера на достижение заданных рубежей и тем самым на повышение его конкурентоспособности в политическом процессе.
Непосредственно политическая деятельность как стиль лидерства проявляется в особенностях принятия решений и в организации их выполнения. Именно она определяет уровень конкурентоспособности политического лидера. Стиль принятия политических решений предполагает особенность привлечения собственного творческого потенциала при использовании предпочитаемых средств и методов решения этой задачи. Стиль принятия решения составляют несколько компонентов: подход к получению новой информации; характеристики мышления; предпочтение определенной величины риска; когнитивная активность, то есть способность к анализу и синтезу; информационные процессы; последовательная целеобусловленность и способность противостоять двойственности.
Подход к получению информации о политических объектах является очень важной характеристикой политического лидера, определяющей остальные познавательные процессы. Здесь возможны различные варианты подходов к информации:
- склонность воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с собственной точкой зрения;
- склонность получать максимальную информацию во всех сторонах вопроса, отсутствие боязни противоречащей его точке зрения информации;
- склонность получать любую, как позитивную, так и негативную, информацию о проблеме, но в сжатой до предела, схематичной форме.
- В оценке стиля конкурентоспособного политического лидера важно выделять его конструктивные компоненты при выполнении всех лидерских функций. В частности, в стиле принятия решения политическим лидером важным критерием является когнитивная активность, то есть уровень дифференциации и интеграции его проникновения в сущность политических связей и отношений, который характеризует информационный процесс политического лидера. Она проявляется в письменных и речевых текстах.
Гибкость мышления политического лидера тесным образом связана с его подходом к получению информации. Если он получает широкую и разностороннюю информацию, то он оперирует более адекватными объемными образами, позволяющими мыслить большим набором категорий.
Продуктивность мышления отражает способность политического лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью политических идей. При динамичном развитии политической ситуации, особенно конфликтной, неспособность к принципиально новым подходам и идеям столь же губительна, как и опора на отжившие и уже не соответствующие моменту стереотипы.
Аналитичность мышления политического лидера существенно влияет как на формирование долгосрочной политической стратегии, так и на принятие экстренных решений в острых политических кризисах. Способность выявить все составные элементы ситуации, их взаимосвязь, структуру в целом позволяет лидеру увидеть причинноследственные связи в политических явлениях.
Практика показывает, что конкурентоспособный лидер творчески владеет индивидуальным стилем принятия политических решений, в котором он раскрывается как неповторимая индивидуальность. Это может быть гибкий стиль со склонностью к риску или со склонностью к осторожности; жесткий; эмоционально зависимый или рациональный; креативный или стереотипный и др.
Другая сторона стиля политического лидерства проявляется в его межличностных отношениях. Существуют несколько особо значимых личностно-профессиональных качеств политических лидеров, составляющих их стиль взаимодействия с другими субъектами политики, как способствующих, так и осложняющих выполнение политических функций, - это доминирование, доверие к другим, склонность к манипулированию и др.
Непосредственно политическое лидерство проявляется как влияние субъекта политики на ее объекты. Оно представляет собой процесс, через который поведение политического лидера производит изменение в состоянии других людей, их знаний, установок, верований и представлений о каких-либо аспектах окружающего мира, в соответствии с которыми они проявляют собственную активность. Влияние также может затронуть чувства, ценности, мотивацию, отношение к тем или иным вещам и явлениям, поведение свое или других участников политического взаимодействия. Чтобы стать лидером и оставаться им, человеку мало обладать потенциальной властью, надо пользоваться ею, постоянно оказывать влияние на других людей, навязывать им свою волю и проводить через них свои решения, превращать этих других в своих последователей.
Свое влияние политический лидер осуществляет благодаря политической коммуникации, которая большей частью осуществляется с помощью языка и представляет собой обмен информацией и действиями. Политическая коммуникация является тем более сильным средством влияния, чем более скрыто это влияние. Политические сообщения, посвященные конкретным событиям, проблемам и решениям, часто выглядят как констатация фактов, но в действительности создают определенное отношение к этим фактам и специфическое понимание смысла событий.
Процесс воздействия политических лидеров динамичен и практически бесконечен. Политический лидер постоянно должен завоевывать свою лидерскую позицию, завоевывать и сохранять своих последователей, должен быть постоянно в деятельности и не прекращать свою работу по утверждению своего влияния. Однако чтобы добиться успеха, он
обязан использовать разнообразный арсенал средств, выбирать различные методы и стратегии влияния.
Механизмы и средства влияния, которые использует политический лидер, взаимодействуя с другими субъектами и объектами политики, определяются конкретными политическими задачами и ресурсами лидера, его общими мировоззренческими и политическими позициями и теми моделью, алгоритмом и технологией влияния, которые он выбирает, исходя из этих условий.
Одновременно с демонстрацией своих преимуществ политический лидер должен показывать своим последователям, что он один из них, такой же, как они. Последователи хотят видеть своим лидером того человека, который разделяет их ценности и идеалы, их моральные нормы. В этом выражается суть социальных ожиданий. Степень соответствия политического лидера социальным ожиданиям определяет его имидж. Только тот политический лидер, деятельность, поведение, профессиональные качества и способности которого соответствуют социальным ожиданиям, имеет привлекательный политический имидж и является конкурентоспособным политическим лидером.
Формирование эффективного политического имиджа - процесс непростой и длительный, зависящий от многих факторов:
- в политическом имидже должны обязательно присутствовать черты победителя;
- имидж не должен быть сложным, его сила в многоплановой стереотипности;
- политический лидер должен быть открыт, то есть поддерживать обратную связь;
- окружение политического лидера должно соответствовать его имиджу;
- рациональной инновации, неординарного решения в разработке имиджа.
Кроме того, необходимо обеспечить и добиться эффективную коммуникацию.
Соответствие имиджа политического лидера этим требованиям обеспечивает его привлекательность и эффективность.
Профессионально совершенным можно назвать такого политического лидера, который отличается по своим личностно-профессиональным характеристикам силой интеллекта, силой воли, силой эмоций и чувств, а также коммуникативной силой и силой здоровья. В данном случае речь идет об источниках и движущих силах субъектнодеятельностной энергии политического лидера: интеллектуальной; эмоциональночувственной; волевой; коммуникативной, а также здоровья и профессионального долголетия. С учетом специфики, предмета и функций политической деятельности именно эти энергетические источники и движущие силы субъектно-деятельностной природы политического лидера обеспечивают успешность его деятельности.
Таким образом, к отличительным особенностям конкурентоспособности политического лидера, влияющим на успешность профессиональной карьеры, можно отнести его интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные преимущества, сформированные как адаптационно-технологические способности. Такие преимущества субъекта в условиях профессиональной деятельности характеризуют его как социально успешную личность, отличительными чертами которой являются уверенность в себе и своих действиях, масштабное мышление, политическая, организационная и поведенческая культура, владение искусством общения и взаимодействия, способность получать удовлетворение от деятельности и ее результатов.
Зависимость успешной карьеры политического лидера определяется уровнем конкурентоспособности его интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных преимуществ, сбережения и улучшения здоровья.
Интеллектуальный ресурс политического лидера является основным. Согласно исследованиям Де Гроота, интеллект является не врожденной гениальностью, а «творческим продуктом», следствием специфического саморазвития личности, которое связано с длительным накоплением и дифференциацией полезного для данной области деятельности опыта. Многие исследователи рассматривают интеллект как познавательную деятельность, которая включает и уже приобретенный опыт (знания, способности, качества), и возможности к дальнейшему его приобретению и применению на практике. Одаренные люди отличаются высокой интеллектуальной продуктивностью, которая прежде всего определяется мерой эффективности процессов поступления и переработки информации. Интеллект (лат. гйеИеСш) изучается как общая способность к познанию и решению проблем, определяющих успех любой деятельности и базовую основу других способностей. Это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; как общая умственная способность, характеризующая успешность поведенческой адаптации к новым задачам жизнедеятельности.
Выявить зависимость между конкурентоспособностью и интеллектуальным развитием политического лидера позволяют исследования, проведенные Б. Г. Ананьевым и Е. И. Степановой, в которых рассматривается возрастная изменчивость межфункциональ-ных связей интеллекта. Обнаружены две группы связей: генетические, которые проявляются в возрастных периодах и выражают отношения между фазами развития, и структурные, которые являются показателем организации системы интеллекта. Основными компонентами интеллекта являются психические функции: память, мышление, внимание, взаимосвязь которых обеспечивает его целостность и обеспечивает интеллектуальную активность. Изложенное позволяет рассматривать интеллект как интегративное образование, которое включает характеристики психических познавательных процессов, качества, способности, поведение субъекта деятельности.
Экспериментальные исследования свидетельствуют о неоднородности и противоречивости развития психических функций и интеллекта у взрослых людей, которые необходимо учитывать при планировании карьеры политического лидера. Наивысший подъем в развитии мышления и эвристического поиска приходятся на 20, 23, 25, 30 и 32 года, а памяти - в возрасте 19, 24, 30 лет. Положительные качественные изменения в памяти служат подготовительным моментом для развития мышления. Снижение уровня развития памяти наступает раньше, чем мышления. Возрастные точки подъема в мышлении не совпадают с точками подъема в уровне внимания, а приходятся на уровень спада мышления. Уровень мышления совпадает с уровнем внимания только в возрасте от 30-32 лет; в возрасте 33-35 лет уровень внимания значительно выше, чем мышления. Важно подчеркнуть, что впоследствии регуляторная функция внимания выступает в качестве компенсаторного механизма резерва развития интеллекта, благодаря чему общий уровень интеллекта не снижается.
Общие интеллектуальные показатели обследованных управленцев из группы резерва на выдвижение по методике Кеттелла характеризуют их следующий образом: менеджеры в основном имеют абстрактное мышление и достаточную приспособляемость к обучению; практичны, в поведении ориентированы на внешние обстоятельства, в выборе решений руководствуются объективной реальностью; воображение среднее; система взглядов более консервативная, чем радикальная; терпимы к неудобствам; излишняя внимательность к мелочам; склонность к морализаторству; новые идеи часто вызывают сомнения. Данные характеристики свидетельствуют о том, что значительная часть руководителей нуждается в коррекции интеллектуальных способностей, а они, как известно, составляют основную базу общих способностей личности. Иными словами, успешная карьера менеджера во многом определяется уровнем развития его интеллектуальных преимуществ Это хорошо прослеживается при сравнении показателей «высоких» и «низких» интеллектуальных способностей, отмеченных в ходе психодиагностического обследования.
Политическому лидеру с высоким уровнем интеллекта присущи динамичность мыс-ледеятельности, интеллектуальная гибкость, смекалка, активность в освоении новых знаний. Такие лидеры способны легко и продуктивно обучаться, что является одним из основных показателей успешного саморазвития личности. У них быстро формируются навыки и умения, в проблемных ситуациях в соответствии с изменением условий деятельности оперативно осуществляется внутренняя перестройка, корректируется стиль мышления.
Среди интеллектуальных особенностей менеджеров менее всего выраженными оказались характеристики воображения и творческого потенциала мышления. При нормальном уровне интеллекта характерными оказались средние показатели развитости общих умственных способностей, средний темп мыслительных процессов и продуктивности интеллектуальной деятельности. Характерные особенности этой категории управленцев -сообразительность, рассудительность, практичность. Низкий уровень интеллектуальных способностей тут же обнаруживается в снижении умственной активности, в пассивном отношении к обучению, самообразованию, в трудностях усвоения новых знаний. Способность к обучаемости, освоению новых знаний необходима для овладения любой специальностью и отражает имеющиеся возможности к перепрограммированию деятельности, что является одним из необходимых условий карьерного продвижения работника.
Интересные данные получены в результате исследований уровневых показателей интеллектуального ресурса менеджеров, отличающихся между собой по статусу и возрасту. Установлено, что руководители зрелого возраста, имеющие большую интеллектуальную нагрузку в деятельности и меру ответственности, характеризуются более высокими
показателями интеллектуальных возможностей. Многочисленными исследованиями доказано, чем интенсивнее интеллектуальная нагрузка, тем больше вероятности развить мышление, память, воображение.
Вместе с тем исследования показывают, что большая часть менеджеров испытывает затруднения в анализе и обобщении, им не хватает мыслительной точности и конкретности. Все это существенно затрудняет решение абстрактных задач. Менеджеров со средними интеллектуальными возможностями отличает неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с конкретной ситуацией и воспринимать реальные изменения; «застревание» на одних и тех же мыслях, эмоциях или неадекватной ситуации; аффективный «взрыв»; неуправляемость поведения, повышенное самомнение, эгоцентризм. С таким набором интеллектуальных характеристик руководителю любого масштаба сложно осуществлять планирование, видеть перспективу, предвидеть будущее. Постоянная потребность в творческом мышлении является одной из важнейших функций интеллекта и во многом связана с развитостью воображения. Уровень, направленность и устойчивость интеллекта зависят от того, насколько субъект способен ценить, развивать и применять его.
Успех вряд ли будет сопутствовать тому политическому лидеру который имеет средние характеристики ума и по этой причине не может составить альтернативу оппоненту, открыто вступить в конкуренцию, уверенно лидировать в выборной кампании и т. п. Чтобы карьера была успешной, политическому лидеру в первую очередь надо позаботиться о развитии своих познавательных процессов - памяти, внимания, воображения.
Память как одно из психических свойств интеллекта позволяет политическому лидеру накапливать, сохранять и использовать личный интеллектуальный опыт. Тип памяти зависит от природных особенностей нервной системы, но они могут развиваться в процессе обучения, упрочиться и стать свойствами личности. Память проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия определяют силу памяти, скорость запоминания и воспроизведения, прочность сохранения и точность воспроизведения. Важным свойством памяти исследователи называют ее готовность, то есть способность быстро и к месту припомнить нужную информацию. Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное хранение информации. Различия в памяти необходимо учитывать, поскольку они проявляются в том, на какой вид представлений преимущественно опирается политический лидер при запоминании информации.
В результате исследования памяти у взрослых Я. И. Перовым обнаружены наибольшие изменения в кратковременной вербальной памяти по зрительной и слуховой модальности (зрительного и слухового видов памяти). В развитии вербальной кратковременной памяти на слух выявлено два периода: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст 18-30 лет и низкие, с тенденцией все большего снижения - на возраст 31-40 лет. Вербальное кратковременное запечатление слов по зрительной модальности имеет ту же тенденцию на более высоком уровне развития. Вербальное запечатление долговременной памяти отличается постоянством в возрасте 18-35 лет и снижением уровня развития в 36 40 лет. После 40 лет происходит значительное снижение уровня развития памяти, сохраняя колебания, связанные с индивидуально-типическими особенностями. С возрастом усиливается дифференциация вербальных и образных компонентов памяти.
В развитии интеллектуальных возможностей большую нагрузку несет на себе внимание. По результатам экспериментального исследования Л. Н. Фоменко, различные свойства внимания у взрослых людей проявляются неравномерно. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключение и избирательность внимания. Устойчивость и концентрация внимания, по ее данным, существенных изменений не претерпевают. Величины уровневых показателей развития объема, переключения и избирательности внимания у взрослых нарастают в пределах возраста от 18 до 33 лет, после 34 лет происходит снижение в показателях уровня развития этих свойств внимания. Наиболее высокие показатели в уровнях развития объема, переключения и избирательности приходятся на возраст 27-33 года. Устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелого возраста не изменяются.
Универсальной способностью к построению новых целостных образов действительности путем переработки практического, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта обладает воображение. Оптимальные возрастные моменты научного творчества приходятся на возраст 35-45 лет. Воображение развивается с помощью специальных упражнений и приемов. Активное (тренированное) воображение предполагает примене-
ние волевых усилий, которые участвуют в формировании творческого воображения. Индивидуальные, типологические особенности воображения связаны со спецификой памяти, восприятия и мышления.
Воображение выполняют специфические функции: представление действительности в образах дает возможность пользоваться ими в решении задач; регулируя эмоциональные состояния, человек способен удовлетворить многие потребности, снимать психическое напряжение; участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний (восприятие, внимание, память, речь, эмоции) дает возможность актуализировать нужные события, управляя восприятием, воспоминаниями, высказываниями; формирование внутреннего плана действий позволяет человеку манипулировать образами в уме; планирование и программирование деятельности позволяет оценивать правильность процессов реализации.
Главное же заключается в том, что с помощью воображения политический лидер может научиться управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Немаловажным условием успешной карьеры является зависимость конкурентоспособности от эмоционально-волевых преимуществ политического лидера. По результатам исследований наиболее выраженными у конкурентоспособного политического лидера должны быть волевые проявления: настойчивость, обязательность, ответственность, упорство, решительность в достижении поставленных целей. При этом его должны отличать реалистическая база суждений, логичность, способность нести ответственность, некоторая самоуверенность в определении поступков. В целом политические лидеры в сложных, экстремальных ситуациях способны действовать по осознанному плану, независимы в выборе решений.
Эмоции - индикатор психических процессов и состояний. Этот высокочувствительный механизм человека в форме чувственного переживания отражает значимость для него объектов и событий во внешнем и внутреннем мире. В исследованиях получены сравнительные показатели психоэмоциональных состояний политических лидеров, которые фиксировались по трем показателям: «эмоциональная устойчивость», «тревожность», «напряженность» - с помощью тестовых методик Кеттелла, Ч. Спилбергера, М. Люшера.
При высокой эмоциональной устойчивости отмечается постоянство интересов, реальность оценки ситуации и способность ее контролировать Низкий уровень эмоциональной устойчивости свидетельствует о возможной потере равновесия духа в нестандартных обстоятельствах, при расстройствах. Эти проявления сопровождаются переменчивостью в отношениях, беспокойством, уклонением от ответственности. При низкой эмоциональной устойчивости политический лидер менее целеустремлен, ему сложнее воплотить свои планы, так как его действия больше подвержены чувствам, настроению. Депрессивные состояния лишают его уверенности, оптимизма в планировании карьерного роста. Источники эмоционального дискомфорта, актуальные личностные проблемы политических лидеров свидетельствуют о том, что они находятся в состоянии сильного перевозбуждения, истощения нервной энергии, нервного и эмоционального напряжения, испытывают потребность в спокойной чувственной и теплой атмосфере общения. Некоторые отрицательные эмоции связаны с неуверенностью в себе, болезненной уязвимостью, неудовлетворенностью статусным ростом, профессиональным престижем, признанием и доверием окружающих.
Эмоциональная неуравновешенность сопровождается высокой степенью общей тревожности. Такие политические лидеры ранимы, впечатлительны, склонны к депрессии. Их высокая личностная тревожность усиливает профессиональную неуверенность, которая у части обследованных сопровождается чувством вины, эмоциональной подавленностью, чувствительностью к реакциям окружающих, озабоченностью. Высокая личностная тревожность сопровождается невротическим конфликтом, эмоциональными срывами, психосоматическими заболеваниями. Эта категория политических лидеров в обширном диапазоне ситуаций реагируют как на угрожающие. У данной категории необходимо развивать самообладание, уверенность в своих силах, формировать и поддерживать чувство успеха.
Уверенность в себе и своих действиях является для политического лидера одним из внутренних условий конкурентоспособности.
Низкая личностная тревожность политического лидера свидетельствует о проявлениях самонадеянности, безмятежности, беспечности, иногда излишней смелости, граничащей с безрассудством. При высокой реактивной тревожности наблюдаются
нарушения внимания, координации, профессиональная деятельность сопровождается субъективно переживаемыми эмоциями, напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Низкая реактивная тревожность проявляется в стремлении показать себя в лучшем свете. Такая категория политических лидеров нуждается в стимулировании психической активности, у них надо актуализировать мотивацию деятельности, развивать чувство ответственности.
Психоэмоциональное напряжение характеризуется источниками стрессов и фрустраций. Наблюдения показывают: чем больше у политических лидеров мера ответственности и масштаб деятельности, тем чаще они испытывают критические состояния. Выявлено, что стрессовые состояния вызваны длительной активностью, характеризуются измотанностью, угнетенностью, беспокойством, эмоциональной неудовлетворенностью. Попытка сопротивляться стресс-факторам проявляется как сдерживаемое и подавляемое возбуждение. Выявлено, что источники возбуждения характеризуются напряженностью нервной системы и неспособностью его снять, расслабиться. Напряжение вызвано нервно-соматическим или чувственно-сексуальным дисбалансом психической энергии. Выявлено, что политические лидеры, которые находятся в состоянии стрессового напряжения, проявляя собранность, энергичность и активность, одновременно испытывают интенсивное раздражение, значительное переутомление.
Состояния фрустрации отражают противоречия между мотивом достичь цель и преградой, возникающей на пути ее достижения. Среди основных неудовлетворенных потребностей у политических лидеров «блокированной» оказалась потребность самостоятельно принимать решения и распоряжаться своей судьбой. Таких политических лидеров характеризуют обостренная потребность в признании, уважении, самореализации. Неудовлетворенные притязания сопровождаются ощущением изолированности, чувством одиночества, неуверенности, внутренним протестом. Некоторые пытаются сохранить свою индивидуальность и защищаются от внешних воздействий бегством во внутренний мир переживаний. Другие, избегая конфликтов, идут на компромисс ради сохранения отношений.
В целом психоэмоциональные состояния политических лидеров свидетельствуют, что, не зная предела своих психических возможностей, они значительно превышают предельно допустимую нагрузку. Это подчеркивает актуальную необходимость усиливать стрессоустойчивость политических лидеров, развивать способности снимать психосоматическое и психофизиологическое напряжение, развивать самообладание, выдержку, способности к самоанализу, самоконтролю, самокоррекции.
Наличие волевого потенциала - еще одно условие развития конкурентоспособности и залог успешной карьеры политического лидера. Не являясь изначально данной субъекту, конкурентоспособность формируется в процессе деятельности, развития волевых качеств, действий и саморегуляции. Чем интенсивнее стремление политического лидера к выполнению поставленной цели, тем выше степень сознательного проявления волевых усилий, обновления знаний, действий, укрепляющих конкурентную позицию и развивающих конкурентную стратегию жизнедеятельности. Подобные характеристики являются составной частью профессионального самосовершенствования.
Воля - один из основных показателей конкурентоспособности личности, без которого не может состояться никакая карьера. Исследования подтвердили, что она имеет психологические, управленческие, правовые, социологические, физиологические основания, то есть волю можно проанализировать, применяя интегративно-технологический и субъектно-деятельностный подходы. Это дает возможность рассматривать волю с двух сторон: как проблему самодетерминации (мотивационный подход) и как проблему саморегуляции (регуляционный подход) субъекта деятельности. Значительное число исследователей основной признак волевого действия видят в сознательном преодолении внутренних (усталость, болезнь, эмоциональные переживания, конкурирующие мотивы и цели) и внешних (новизна обстановки, социально заданные действия) препятствий на пути к цели.
Вместе с тем преодоление внутренних и внешних препятствий еще не дает однозначного основания для выделения волевых действий, которые формируют и развивают конкурентоспособность политического лидера, поскольку ряд трудностей преодолевается через нахождение более адекватного способа поведения, выработку необходимого навыка или поиск способа обхода объективных трудностей. Например, трудности, связанные с внутренним психофизиологическим состоянием человека, сказывающиеся на осуществлении действия, могут сниматься при изменении состояния (отдыха, лечения, смены эмо-
циональных переживаний) и перестают требовать волевой мобилизации по их преодолению или действия вопреки состоянию. Препятствие чаще всего бывает поводом или причиной волевых усилий, но оно может быть преодолено и другими средствами: повышением мастерства, тренированностью. Препятствие может преодолеваться без волевых усилий, за счет сильной мотивации.
Способность человека к сознательному выбору волевого действия, целевой мотивации, волевой регуляции состояний, психических процессов высоко значима для многих видов профессиональной деятельности и общественно-активного поведения, тем более для деятельности политического лидера. Воля не является изначально данной человеку способностью, а является способностью развивающейся. Можно выделить четыре группы признаков, по которым определяется уровень развития волевых преимуществ конкурентоспособного человека: 1) волевые действия; 2) мотивационно-целевой выбор; 3) эмоционально-волевая саморегуляция; 4) волевые качества.
Волевое действие является личностно осознанным, целенаправленным, намеренным; имеет необходимые внешние (социальные) или внутренние (личные) определяющие причины; обусловлено дефицитом побуждения (или торможения); в итоге обеспечивается дополнительным побуждением (торможением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели. Главным в развитии конкурентоспособности является преодоление недостатка побуждения (торможения) и восполнение его, так как осознанность и намеренность присущи не только волевому действию, а восполнение недостатка побуждения требует сознательно направленных мотивационных усилий.
Мотивационно-волевой выбор можно понимать как борьбу конкурирующих мотивов, как способность преодолеть преграду на пути к достижению цели. «Выбор» рассматривается как функция волевого действия. Проблема выбора мотивов и целей сложна и неоднозначна, так как необходимость выбора у субъекта деятельности возникает в различных ситуациях и по разным причинам неизбежно порождает противоречие (конфликт). Побудительная функция воли является самым мощным энергетическим источником личности.
Эмоционально-волевая саморегуляция широко известна под термином «самообладание». К данному уровню психической регуляции принято относить комплекс свойств, особенностей и возможностей человека, которые реализуются с участием волевых процессов. Способность человека сдерживать эмоции и владеть собой в экстремальных ситуациях традиционно рассматривается как проявление воли. Самообладание можно охарактеризовать как умение человека владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание регулирует баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, взятых независимо от фактора времени. В данном случае волевой компонент включает действия, связанные при их выполнении с выраженными внутренними психическими усилиями. Внутренняя регуляция психических процессов и состояний характеризует способность субъекта видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуации.
Самообладание свидетельствует о способности человека к психологической адаптации, предполагает, что оно владеет техниками самоконтроля, саморегуляции, самовоздей-ствия. В самообладании проявляется сознательно-волевая организация всех психических процессов, регулирующих деятельность посредством латентных функций психики, особенно в дезорганизующих ее ситуациях или экстремальных условиях. Самообладание не является врожденным качеством и становится личностным как результат самоорганизации и самоуправления, без которых не может быть психологически грамотной организации жизнедеятельности вообще, тем более профессиональной деятельности. Не зная своих психических возможностей, менеджер может превышать их нагрузку, вместо того чтобы использовать бережно и рационально, то есть применяя энергосберегающие психотехнологии.
К волевым качествам обычно относят энергичность, выдержку, настойчивость, терпеливость, смелость, решительность. Отсутствие этих качеств традиционно рассматривается как показатель слабой воли. Формирование волевых качеств предполагает, что у личности развиты такие свойства, как уверенность в себе, адекватность уровня притязаний и самооценки. Демонстрация волевых качеств не всегда свидетельствует о конкурентоспособности. Например, настойчивость, с одной стороны, может быть связана с
сильным и устойчивым мотивом, с уверенностью в своих силах, с другой - демонстрироваться с определенной целью избежать низкой оценки и самооценки и проявляться как механизм психологической защиты. Недооценка своих возможностей, отнесение к себе причин неудачи действий часто приводят к нерешительности, неуверенности, несамостоятельности, недостаточной настойчивости в деятельности.
Таким образом, оценка волевого потенциала работника может осуществляться по признакам «волевой - слабовольный» следующим образом:
- Волевой - слабовольный на уровне самодетерминации: способный (или неспособный) создавать дополнительное побуждение к действию через изменение его смысловой стороны.
- Волевой - слабовольный на личностном уровне: наличие (или отсутствие) глубоких и прочных убеждений, стойких ценностно-мировоззренческих ориентиров и установок, способность (или неспособность) ради убеждений преодолеть трудности. То есть речь идет о волевой организации личности, обладающей устойчивой системой мотивов, целостным мировоззрением, волевыми качествами, необходимыми для участия в конкуренции.
- Волевой - слабовольный по отношению к деятельности: реально проявляющий (или не проявляющий) в деятельности настойчивость, напористость, решительность, смелость, энергичность, способность к риску и т. п.
Успешность карьеры определяется конкурентоспособностью коммуникативных преимуществ человека. Коммуникативные характеристики менеджеров свидетельствуют, что в общении и взаимодействии с другими людьми они открыты, естественны и непринужденны. Эмоциональная окрашенность и динамичность межличностного общения характеризуются внимательностью, открытостью, экспрессивностью, добродушием. С одной стороны, менеджерам свойственны социальная смелость, склонность к риску, активность, готовность включаться в новые социальные контакты, с другой - эти состояния меняются озабоченностью, осторожностью, пессимизмом, беспокойством о будущем, которые сопровождаются чувством собственной незначимости, ожиданием неудач. Такие состояния отражаются на общей стратегии карьеры.
Отметим: социальная смелость относится к наиболее сильным наследственным факторам. Высокие показатели проявления этого свойства у конкретной личности свидетельствуют о решительности, тяге к риску, острым ощущениям. Данная категория людей практически не испытывает трудностей не только в межличностном, но и субординационном (официальном) общении, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами, быстро забывают о неудачах. Если деятельность группы (коллектива, команды) связана с соперничеством или риском, данная категория менеджеров лидирует наиболее эффективно. Вместе с тем постоянная высокая эмоциональная активность данной категории людей сопровождается изменением давления, коронарными заболеваниями и другими патологическими отклонениями.
Отличительными чертами большей части менеджеров являются социабельность, ориентация на командное взаимодействие, коллективную работу, групповую норму. Для них весьма значимы общественное мнение, социальное признание и одобрение. Показатели коммуникативных свойств руководителей молодежной среды несколько отличаются. Они более самодостаточны, у них более выражено стремление к независимости. Каждый второй из них по личным устремлениям в общении и взаимодействии с другими больше склонен проявить свою волю, чем подчиниться чужой. Наиболее «властные» испытывают постоянную потребность в признании и восхищении. У этой части обследованных менеджеров специфика деятельности, собственный опыт сформировали убежденность в том, что в решении важнейших управленческих задач прежде всего надо полагаться только на собственные силы. Такие менеджеры оказались высокотревожными по причине того, что их недооценивают или не уделяют достаточно внимания. Подозрительность и недоверие к окружающим оказались предпочитаемым методом психологической защиты, компенсирующим способом поведения. Данная категория обследованных в отношениях с другими категорична, излишне требовательна, раздражительна, если им возражают или с ними не соглашаются. Они «не терпят» конкуренции, трудно поддаются влиянию других, «выбиваются» из общего командного взаимодействия.
У обследованной категории социальных работников недостаточно «выразительными» с точки зрения профессионального опыта оказались такие качества, как наблюдательность и проницательность. Это проявляется в неспособности понять мотивацию поведения других людей, обусловленную индивидуально-психологическими различиями.
Отсюда соответствующий стиль поведения: многое принимается на веру, не контролируется достоверность обратной информации. При показателях высокой проницательности руководители, как правило, не поддаются эмоциональным порывам, более расчетливы, ко всему подходят разумно, взвешенно. При принятии решения такая категория менеджеров анализирует и оценивает шансы достичь предполагаемый результат, просчитывает возможные последствия и с учетом этого рационально выстраивает свое поведение. В общении данная категория менеджеров более следит за своей речью и манерами. Практика нашей учебной и консультативной работы показывает, что лица с низкими показателями проницательности, как правило, вызывают больше доверия в своем окружении, так как они воспринимаются более доступными и открытыми. Вместе с тем, на эффективность командной деятельности наибольшее положительное воздействие оказывают обладатели высокой проницательности, ибо они действуют на основе анализа проблемы и принятия группового решения.
Анализ коммуникативного ресурса менеджеров, специфика и функции деятельности, предъявляющие определенные требования к их конкурентным преимуществам, позволяют нам выделить некоторые особенности общения и взаимодействия, которые в первую очередь необходимы менеджерам на уровне технологического искусства, мастерства:
- искусство быть равным (способность установить и поддержать отношения с равными себе по статусу, функциям, задачам и т. п.);
- искусство быть лидером (способность руководить подчиненными, справиться с проблемами, которые обусловлены функцией власти);
- искусство взаимодействия с людьми, в том числе способность упреждать и разрешать конфликты;
- искусство обрабатывать информацию (способность построить систему коммуникации, получать достоверную информацию и эффективно ее использовать);
- искусство принимать нестандартные управленческие решения (способность принимать решения, когда альтернативные действия и цели не ясны или сомнительны);
- искусство распределять ресурсы в организации (способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант при ограничении времени и нехватке ресурсов);
- искусство самоанализа (способность понимать позицию лидера, анализировать свои сильные стороны как ресурс управления и знать свои зоны управляемости);
- поисковое поведение, рискованность (способность идти на оправданный риск и внедрение нововведений).
© Нестерчук И.В., Нестерчук О.А., Якушев В.П., 2003