Научная статья на тему 'Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации'

Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4609
1168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / NATIONAL ECONOMY / COMPETITIVENESS / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоскутова Марина Владимировна

В статье рассматриваются проблемы конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации. Определены конкурентные преимущества, предлагается использовать девять принципов оценки конкурентоспособности страны. Установлена роль государства в обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of national economy in conditions of globalization

The article considers the problems of competitiveness of national economy in conditions of globalization. Competitive advantages are defined and nine principles of the country competitiveness estimation are proposed. The role of the state in provision of competitiveness of the country in the world market is specified in the article.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации»

УДК 300.331

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© М.В. Лоскутова

В статье рассматриваются проблемы конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации. Определены конкурентные преимущества, предлагается использовать девять принципов оценки конкурентоспособности страны. Установлена роль государства в обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке.

Ключевые слова: национальная экономика, конкурентоспособность, глобализация.

Сопровождаемый глобальными процессами переход к устойчивому развитию предполагает формирование нового уровня регулирования экономических отношений. Поэтому в условиях становления новой модели социально-экономического развития страны вопросы конкурентоспособности и устойчивого развития российской экономики занимают главенствующее место в теории национального хозяйствования.

Результатом проведенных в России институциональных преобразований стало формирование в значительном объеме системы рыночных институтов. Вместе с тем в отличие от стран с развитой хозяйственной системой в России еще не разработан институциональный механизм. Функционирующие в отечественной хозяйственной системе институциональные аналоги промышленно развитых экономических систем в большинстве своем реализуются в аномальных формах, определяя значительный объем негативных трансакционных издержек.

Мировая практика и исторический опыт самой России наглядно показывают, что максимальная экономическая эффективность, обеспечивающая устойчивый экономический рост и повышение благосостояния нации, достигается при условии поддержания частичной инициативы там, где рыночная конкуренция реализует частные интересы на благо общества. Следовательно, один из главных принципов структурной политики заключается в формировании конкурентной среды через преодоление эклектичной системы рыночных институтов и создании равных условий для всех хозяйствующих субъектов.

Основная цель стратегии устойчивого развития России должна быть сформулиро-

вана как сохранение единого экономического пространства и политической целостности страны на основе формирования, развития и управления конкурентными преимуществами. Разработка и реализация стратегии устойчивого развития в зависимости от глубины исследования проблемы могут осуществляться на основе системного подхода. Успешная стратегия устойчивого развития хозяйства зависит, прежде всего, от достоверной оценки реальной обстановки и разработки новых методологических подходов к пониманию конкурентоспособности экономической системы и механизма управления ею.

Системный подход, основанный на признании конкурентоспособности как имманентного рыночной среде императива функционирования разноуровневых экономических систем и предполагающий учет влияния всех факторов на устойчивое развитие экономики, позволяет сконструировать целостную систему формирования национальных приоритетов и механизмов их реализации.

В условиях глобализации каждая национальная экономика представляет собой более или менее целостный хозяйственный организм, внутренние качества которого предопределяют некий усредненный уровень международной конкурентоспособности большинства экономических субъектов данной страны.

А такие субъекты, может быть за вычетом ТНК, составляют основную массу предприятий, функционирующих прежде всего и главным образом в национальной экономической, правовой, политической и социокультурной среде, и во многом зависимы от состояния этой среды. «Являясь составной частью отечественной экономики, - подчеркивал П.С. Завьялов, - отдельные предпри-

ятия, отрасли, отраслевые комплексы испытывают на себе мощное положительное либо негативное воздействие с ее стороны, в зависимости от того, каким уровнем конкурентоспособности располагает эта экономика» [1].

В мировой литературе нет общепринятого понятия «национальная конкурентоспособность». Существует широкий разброс представлений, от самых общих до весьма углубленных. По определению Гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms», «конкурентоспособность - это способность страны или бизнеса производить товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках» [2]. Несколько более точное определение этого понятия предложено бельгийским экономистом Ф. Праде: «Способность страны постоянно увеличивать свою долю на мировом рынке» [3]. Здесь подразумевается, что страна обладает такими преимуществами по сравнению с другими странами в издержках и/или качестве товаров, которые (преимущества) позволяют ей устойчиво удерживать верх в повседневном соперничестве на мировом рынке.

Национальная конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) - это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках, обусловленная экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране [4].

Целый ряд исследователей обращают внимание на то, что сохранение или расширение доли страны на мировом рынке - важная, но лишь внешняя характеристика ее конкурентоспособности. Она не отражает внутренних условий поддержания, так сказать, спортивной формы национального экспорта - относительных затрат на производство и реализацию данной экспортной массы товаров и услуг и получаемых от экспорта доходов. Можно ведь поддерживать свою долю на рынке ценой таких издержек, которые в долгосрочном плане разоряют страну. Советский Союз, например, занимал к середине 80-х гг. первое место в мире по экспорту военной техники: в 1986 г. она составила 40,4 %, тогда как доля США - 28,3 %, а третьей за ними Франции - 11,2 %1. Но это

1 Рассчитано rn: SIPRI Yearbook 199Q. Oxford, 199Q. P. 22Q-221; 1995. P. 493.

лидерство привело к полному истощению советской экономики, деградации окружающей среды, относительному (по сравнению с основными странами-конкурентами) снижению жизненного уровня жителей страны и, в конечном счете, абсолютному сокращению средней продолжительности жизни и естественного прироста населения [5].

В этой связи обращает на себя внимание выдвинутое в начале 1980-х гг. положение, что конкурентные преимущества страны на мировом рынке достигаются ценой определенных затрат, которые при экспорте должны не только возмещаться, но и приносить прибыль, чтобы можно было финансировать поддержание и совершенствование упомянутых конкурентных преимуществ. В основу конкурентоспособности страны они положили принцип «сравнительной прибыльности»: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), то есть как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции». И далее: «Чем выше прибыльность (доля прибыли в цене или норма прибыли) поставки товаров, тем выше их конкурентоспособность, поскольку большие, чем у конкурентов, размеры прибыли увеличивают возможность варьирования ценой при сбыте продукции и предоставления покупателю дополнительных «неценовых» преимуществ (улучшение качества товаров, расширение послепродажного обслуживания и пр.) за счет использования на эти цели части дополнительной прибыли» [6].

Место и роль той или иной страны в мировом разделении труда и в системе всемирного товарообмена определяются не столько преимуществами в издержках производства какой-то группы товаров, вывозимых на мировой рынок, и в их качестве, сколько в эффективности национальной экономики в целом, в ее устойчивости и гибкости, способности к саморазвитию в ногу с мировым технико-экономическим прогрессом или даже опережая среднемировой темп технических, социальных и экономических инноваций. Лишь на таком прочном фундаменте можно сравнительно быстро и безболезненно адаптироваться к любым неожиданностям в мировом хозяйстве и при любых поворотах ме-

ждународной конъюнктуры удержаться на плаву, и извлечь для себя пользу в плане конкурентоспособности.

В современных условиях конкурентоспособность страны определяется тщательно продуманной стратегией оптимизации отраслевой структуры национальной экономики и учетом долгосрочных геоэкономических перспектив. Будучи органической частью все более целостного мирового хозяйства, национальная экономика может оставаться конкурентоспособной лишь в том случае, если ее структурные параметры созвучны состоянию и вектору развития отраслевой структуры этого глобального хозяйства, удачно вписываются в него и позволяют стране постоянно наращивать свой экономический и технический потенциал. В наше время конкурентоспособность страны - результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько разумно она использует свои экспортные преимущества для неуклонного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия.

Такой результирующий показатель складывается из множества элементов, среди которых и природные богатства страны, и качество и количество ее рабочей силы, и уровень технического развития, определяющий производительность труда этой рабочей силы, и искусность макроэкономического регулирования со стороны властных структур. В Послании Федеральному Собранию РФ 18 августа 2002 г. В.В. Путин довольно точно очертил широкий спектр направлений, по которым властные структуры борются за место своих стран под солнцем: «Страны мира конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики - по величине налоговой нагрузки, по уровню безопасности страны и ее граждан, по гарантиям защиты права собственности. Они соревнуются в привлекательности делового климата, в развитии экономических свобод, в качестве государственных институтов и эффективности судебно-правовой системы» [7]. Но решающим фактором макроэкономической конкурентоспособности является относительный уровень технико-экономического развития страны.

Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны. К конкурентным преимуществам страны можно отнести:

— высокие расходы из государственного бюджета на НИОКР;

— высокие расходы на развитие человека;

— стабильность политической и правовой системы;

— долю валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения;

— высокую продолжительность жизни;

— высокую эффективность использования ресурсов;

— оптимальный экспорт;

— низкую инфляцию;

— наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение;

— значительную долю конкурентоспособных организаций;

— конкурентоспособность трудовых ресурсов;

— гибкость финансовой системы;

— динамичность внутреннего рынка;

— отсутствие государственной задолженности;

— высокую образованность населения;

— высокую конкуренцию во всех сферах деятельности;

— открытость, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;

— высокое качество инфраструктуры рынков и регионов;

— низкие налоговые и таможенные ставки;

— высокую культуру бизнеса;

— высокий уровень информационного обеспечения управления страной [5].

Среди показателей в международной и российской практике наиболее часто используются следующие:

— объем ВВП, отражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики;

— доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении;

— отношение экспортно-импортных сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны, отражающее динамику потенциала

конкурентоспособности национальной экономики;

— соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги;

— прирост золотовалютных резервов страны;

— структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности.

С 1986 г. под эгидой Всемирного экономического форума начали публиковаться доклады о сравнительной конкурентоспособности ведущих стран мира, а позднее -разработки Всемирного банка и Международного института совершенствования методов управления.

Национальная конкурентоспособность определяется Всемирным экономическим форумом на основе многофакторных моделей, в которых 381 показатель распределен по восьми агрегированным группам: внутренний

экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, финансово-кредитная система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы.

Экономические показатели по каждой стране составляют около 70 % всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков и опросами авторитетных экспертов (синтез количественных и качественных характеристик).

Страны ранжируются по количеству баллов, сумма которых позволяет составить представление не только об уровне развития производительных сил, но и о гибкости хозяйственной системы в соответствии с изменениями в мировой экономике.

При оценке конкурентоспособности страны на товарных рынках может быть использована система экономических индикаторов, которые характеризуют:

— макроэкономические условия функционирования производителей товаров;

— конкурентоспособность страны в интегральной, обобщенной форме как отражение положения страны на внутреннем и внешнем рынках, позволяющее отслеживать «критические точки», по которым генерируется информация для принятия соответствующих решений в области макрорегулирования экономики;

— конкурентные позиции региона, изучаемого на предмет выявления условий, благоприятствующих конкурентоспособности производителей товаров;

— позиции страны на конкретных товарных рынках;

— непосредственные экономические и квалиметрические показатели конкурирующих товаров в сравнении с товарами-аналогами.

Предлагается использовать девять принципов оценки конкурентоспособности страны:

1) применение преимущественно количественных методов оценки (количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для соблюдения принципа комплексности);

2) использование статистических данных страны и международных организаций с тем, чтобы один человек мог собрать информацию, другой - рассчитать показатель, а третий - проверить работу первых двух;

3) применение к формированию показа-

телей комплексного подхода (оценка конкурентоспособности с учетом политического, социального, духовного, экологического, технического, экономического развития

страны);

4) идентичность структуры формулы оценки конкурентоспособности страны структурам формул оценки товаров и организации с определением весомости частных показателей конкурентоспособности;

5) применение показателей, опережающих прошлое, настоящее и будущее страны;

6) включение в формулу оценки конкурентоспособности страны показателя, отражающего естественные конкурентные преимущества;

7) независимость показателей от размера страны и численности ее населения;

8) ежегодная оценка конкурентоспособности страны;

9) установление по результатам оценки ежегодных международных знаков отличия.

Эмпирически доказано, что темпы роста экспорта (а следовательно, и уровень международной конкурентоспособности) тем выше, чем более развиты в стране науко- и техно-емкие отрасли производства. У промышленных стран наименьшие темпы роста характерны для продукции и экспорта низкотехнологичных отраслей: черной металлургии,

производства строительных материалов, текстильных, швейных изделий, обуви и других товаров легкой промышленности. Средние темпы роста типичны для продукции среднетехнологичных отраслей: станочное оборудование, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты химической промышленности и деревообработки. Быстрее всего растут производство и экспорт в науко- и техноемких отраслях: аэрокосмической, электронике, информатике, фармацевтике, в изготовлении точных приборов и электрооборудования. Понятно, что чем больше удельный вес в ВВП и экспорте высокотехнологичных товаров и услуг, тем прочнее и перспективнее конкурентные позиции страны на мировом рынке.

Прочность этих позиций, или, если угодно, конкурентная плавучесть страны, обусловливается еще и побочным эффектом высокотехнологичных отраслей. Дело в том, что последние отличаются высоким уровнем дифференциации производимых изделий: десятки разновидностей одного и того же товара, сотни, а порой и тысячи узлов и деталей, поступающих в международный оборот, из которых в конечном счете собирается то или иное сложное изделие. Это создает широкий спектр диверсифицированных рыночных связей со многими странами и придает большую конкурентную устойчивость фирмам, производящим высокотехнологичные товары и услуги. И чем больше в стране таких фирм, чем выше их технологический уровень, тем конкурентоспособнее страна в целом. Характерно в этой связи соотношение показателей диверсификации экспорта (на базе коэффициентов Хиршмана) у стран различного уровня технико-экономического развития. У старых индустриальных стран такая диверсификация в среднем в 1,4 раза выше, чем у молодых индустриализирующихся государств, в 3,9 раза выше, чем у стран аграрного профиля, и в 7,7 раза выше, чем у основных стран-нефтеэкспортеров1.

Итак, чем выше уровень науко- и техноемкости товаров и услуг, производимых в той или иной стране, чем значительнее доля таких товаров и услуг в ее экспорте, тем больше ее относительная потребность во внешних рынках сбыта. Но тем выше, как

1 Подсчитано по: Handbook of International Trade & Development Statistics 1996/1997. N. Y., 1999. P. 120.

правило, и конкурентоспособность такой страны на мировом рынке. Высокоразвитые индустриальные и постиндустриальные страны не только нуждаются в обширных рынках сбыта, но и способны завоевать их в конкурентной борьбе.

Наряду с такой «наступательной» стороной национальной конкурентоспособности существует и «оборонительная» ее сторона -способность выдерживать без существенного ущерба для национальной экономики нашествие на внутренний рынок иностранных конкурентов. Мировая практика свидетельствует, что и этот аспект конкурентоспособности страны определяется уровнем ее технико-экономического развития и прежде всего отраслевой структурой национального производства.

В современной России очень важно осознать необходимость регулирования экономики. М. Портер отмечал, что правительства стран должны ставить правильную соответствующую цель - достижение высокой продуктивности, т. к. на ней основывается национальное процветание. Они должны стремиться к тому, что действительно определяет продуктивность - к поощрению развития, работе с полной отдачей и конкуренции, а не соблазняться различного рода субсидиями, широкомасштабными программами международной кооперации или временным протекционизмом, зачастую снижающими продуктивность. Роль государства должна заключаться в том, чтобы побуждать отечественную промышленность к развитию, а не предлагать помощь, сдерживающую промышленность в развитии.

Проблемы повышения конкурентоспособности России укрупненно можно подразделить на следующие:

— осуществление финансирования образования, науки, развития производства и инфраструктуры в необходимых объемах;

— проведение фундаментальных исследований по формированию принципов управления важнейшими экономическими, социально-экономическими, производственными системами;

— применение к менеджменту и разработке управленческих решений научных подходов;

— рассмотрение функций менеджмента как единого процесса осуществления работ

по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию;

— ориентацию развития экономики преимущественно на инновационный тип развития.

1. Завьялов П.С., Азоев Г.Л., Швандер К.В. Международная конкурентоспособность и ее оценка (на уровне национальной экономики, отрасли, предприятия, товара). М., 1996. С. 5-6.

2. Field Guide to Business Terms. Boston (Mass.). 1993. P. 71.

3. PradesF.G. Disparites des couts competitivite et changes / Reflets et perspectives de la vie eco-nomique. Bruxelles, 1977. Nov. P. 308.

4. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2007. С. 34.

5. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М., 2003.

6. Конкурентоспособность ведущих капиталистических стран в международной торговле // Приложение к БИКИ / Ю.Ф. Шамрай [и др.]. 1981. № 11. С. 5.

7. Российская газета. 2002. 19 апр.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Loskutova M.V. Competitiveness of national economy in conditions of globalization. The article considers the problems of competitiveness of national economy in conditions of globalization. Competitive advantages are defined and nine principles of the country competitiveness estimation are proposed. The role of the state in provision of competitiveness of the country in the world market is specified in the article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: national economy, competitiveness, globalization.

УДК 33Q.144.1

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© В.В. Чернова

Статья посвящена рассмотрению сущности национально-государственных интересов, анализу различных теоретических подходов к рассмотрению их содержания. В работе анализируется роль институтов государства и гражданского общества в обеспечении реализации национально-государственных интересов, выступающей ключевым элементом экономической безопасности страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национально-государственные интересы.

Современное государство в своем развитии стоит перед лицом глобальных проблем, отражающих фундаментальные изменения в экономике, социальной структуре общества. Формирование единого общемирового информационного пространства, усиление роли научно-технических достижений приводят к построению качественно нового типа человеческой цивилизации, развитие которой сопровождается появлением новых вызовов и проблем, заставляющих пересмотреть традиционные подходы к обеспечению национальной безопасности. Меняется и сущность политики обеспечения безопасности: приоритеты смещаются с защиты территории от внешнего нападения на защиту населения от насилия, порожденного внутри государства. Вектор безопасности ориентирован в сторону

человека, его защита становится неотъемлемой частью государственной политики.

Развитие человеческой цивилизации непрерывно взаимосвязано с возрастанием различных угроз и рисков на всех уровнях социально-экономической организации. Взаимосвязанность процессов государственного развития в условиях глобализации, ярко проявившаяся в условиях финансового кризиса, заставляет рассматривать риски и прогнозировать развитие ситуации в глобальном общемировом масштабе. В данном контексте «наша цивилизация - это цивилизация риска» [1]. Таким образом, экономическая безопасность государства определяется двумя составляющими: эффективностью противодействия внешним угрозам и обеспечения внутренней социально-экономической стабильности, которая определяется степенью

3QQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.