Научная статья на тему 'Конкурентоспособность муниципального образования как экономическое явление'

Конкурентоспособность муниципального образования как экономическое явление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1027
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ / ПРИЗНАКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чудесова Наталья Николаевна

В статье раскрывается сущность понятия конкурентоспособность муниципаль-ного образования, рассматриваются базовые и обеспечивающие признаки конкуренто-способности, определяются условия, характеризующие конкурентную позицию муници-пального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность муниципального образования как экономическое явление»

УДК65.050.9(2)2 ББК 338.46 Ч-84

Чудесова Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента факультета управления Майкопского государственного технологического университета, 385000, РеспубликаАдыгея, г. Майкоп, ул. Верхняя, 33.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

(рецензирована)

В статье раскрывается сущность понятия конкурентоспособность муниципал-ного образования, рассматриваются базовые и обеспечивающие признаки конкурентоспособности, определяются условия, характеризующие конкурентную позицию муниципального образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность муниципального образования, конкурентные позиции, признаки конкурентоспособности, характеристики конкурентной позиции.

Chudesova Natalia Nikolaevna, Master of Economy, Assistant Professor of management department, faculty of management, Maykop State Technological University,home address 33 Verchniya St.,homephone 54-96-26,mobile phone; 89286680121

COMPETITIVENESS OF A MUNICIPAL UNION AS ECONOMIC PHENOMENON

The article reveals the essence of concept of competitiveness of municipal unions; it considers fundamental and providing attributes of competitiveness, conditions characterizing competitiveposition of a municipal union.

Keywords: competitiveness of a municipal union, competitive position, attributes of competitiveness, characteristics of competitiveness.

В рыночном пространстве участвуют все субъекты Федерации, интересы которых пересекаются, образуя конкурентную среду. Побеждает в этой среде муниципальное образование, имеющее наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности. В этом случае муниципальное образование приобретает преимущественное положение в рыночном пространстве, что дает ему возможность извлечь максимум выгоды для развития производительных сил и территориальной организации хозяйства.

Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управ-ления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. Регио-нальная статистика отражает абсолютные и относительные показатели социально-экономи-ческого развития, их динамику и место в национальной экономике, но не дает прямого ответа относительно конкурентоспособности муниципального образования.

Конкурентоспособность экономики муниципального образования - это способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социальноэкономическое развитие муниципального образования с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности муниципального образования. Однако суть их одна и та же. К первым (базовым) относятся природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный, управленческий потенциал, производственная база; ко вторым (обеспечивающим) - предпринимательский климат, качество управленческого потенциала, стоимость рабочей силы, инфраструктура.

К базовым признакам конкурентоспособности относятся наличие у муниципального образования развитой системы производительных сил, включающей в себя природные богатства (разведанные, используемые), научный потенциал, уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях муниципального образования, что создает общий уровень технико-технологического обеспечения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности муниципального образования - это система хозяйствования в нем: эффективность управления экономикой, скорость и простота протекания экономических процессов, в том числе финансовых, товарных и др. К этим же признакам относится весь процесс формирования и осуществления хозяйственного механизма, который включает в себя не только чисто экономические составляющие, но и политическое оформление и социальные характеристики.

К обеспечивающим признакам конкурентоспособности относят и институциональную ее составляющую - наличие разного вида инфраструктур муниципального образования, от производственной до рыночной. Именно обеспеченность муниципального образования инфраструктурами означает, что потенциальные возможности муниципального образования могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного муниципального образования перед другими. Институциональная составляющая конкурентоспособности муниципального образования необходима для упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами муниципального образования и эффективного использования базовых составляющих этой конкурентоспособности.

Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действительности. Институциональная же характеристика конкурентоспособности муниципального образования оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одновременно чрезмерная развитость институциональной составляющей конкурентоспособности муниципального образования несет в себе угрозу самодостаточности функционирования, независимости от того, реализуется конкурентоспособность муниципального образования или нет. Иначе говоря, институциональная составляющая конкурентоспособности муниципального образования представляет собой форму взаимодействия названных выше признаков конкурентоспособности.

Современные экономисты вводят в понятие конкурентоспособности формирование и удержание устойчивых конкурентных преимуществ. М. Гальвановский, И. Трофимова, В. Жуковская пишут, что конкурентоспособность - это «обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании. Эти свойства могут относиться к различным по своей природе объектам: видам продукции, предприятиям, организациям, осуществляющим коммерческую деятельность (микроуровень), их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения (мезоуровень), наконец, к отдельным странам (макроуровень)». Достоинство данного определения видится в том, что в нем подчеркивается конкурентный (состязательный) характер конкурентоспособности как эконо-мического явления, активные действия хозяйствующих субъектов. Назван объектносубъектный состав данной категории, носящий, как видим, сложный, многоуровневый характер. В соот-ветствии с приведенным определением возможность успешно конкурировать на рынке опре-деляется наличием или отсутствием у субъекта конкурентных преимуществ по сравнению с другими субъектами. Иначе говоря, конкурентное преимущество составляет основу конкурентоспособности на любом уровне, включая уровень муниципальных образований.

Конкурентоспособность муниципального образования как экономический процесс является совокупностью сложных, противоречивых действий, на которые влияет множество самых различных условий как объективного, так и субъективного характера: факторные условия производства (обеспеченность муниципального образования сырьевыми ресурсами, квалифицированным персоналом, развитой материальной и рыночной инфраструктурой); общие условия хозяйствования (развитость отраслей материального производства, экологическая безопасность, степень изношенности основных фондов и др.); факторы спроса на продукцию базовых отраслей муниципального образования; социальные, социокультурные,

организационно-правовые, политические, факторные условия и др. Влияние на конкурентоспособность муниципального образования имеет как общая экономическая обстановка в стране, так и специфика отдельных отраслей, комплексов, расположенных на его территории.

Экономический, научно-технический, кадровый потенциал - та база, на которой формируется конкурентоспособность муниципального образования. Посредством воздействия факторных условий эта база из состояния потенции трансформируется в новую действительность -конкурентную позицию муниципального образования. Под конкурентной позицией муниципального образования понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими муниципальному образованию благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (рынках товаров, услуг, капиталов, инвестиций). Конкурентная позиция муниципального образования будет благоприятной, если отвечает таким качественным параметрам, как устойчивость, надежность, стабильность, привлекательность для инвесторов (отечественных, иностранных). Формирование конкурентоспособности муниципального образования ориентируется на указанные параметры.

К важнейшим условиям, характеризующим конкурентную позицию муниципального образования, можно отнести:

•удобное географическое положение муниципального образования;

•наличие природных ресурсов (сырьевых, гидроэнергетических), свободных земель для новых и реконструкции действующих производственных мощностей; •рациональное размещение производительных сил;

•соответствие экономической структуры муниципального образования современным требованиям отечественных рынков;

•наличие трудового потенциала, интеллектуального капитала в регионе;

•наличие развитой материальной и рыночной инфраструктуры;

•устойчивость региональных и хозяйственных связей;

•наличие научно-технического потенциала и научно-информационной базы для сопровождения производственной и коммерческой деятельности;

•стратегию муниципального образования на выпуск продукции, пользующейся надежным спросом в России и за рубежом; высокую долю такой продукции в общем объеме производства;

•эффективность существующих схем товародвижения;

•сбалансированность бюджетно-финансовой системы региона;

•наличие высокого внешнеэкономического потенциала, расширение торгово-экономических связей;

•емкость рынка;

•стабильность политической обстановки;

•доверие населения лидерам;

•наличие в муниципальном образовании социально ориентированной программы; •протекционизм местных властей в отношении приоритетных направлений развития экономики.

Это далеко не полный перечень условий, характеризующих конкурентную позицию муниципального образования. Совокупность этих условий обеспечивает муниципальному образованию реальную возможность осуществления собственных социально-экономических программ, эффективного участия в региональном разделении труда, успешного формирования конкурентного поведения.

Конкурентную позицию региона нельзя рассматривать в отрыве от базы, на основе которой она формируется. Согласно точке зрения Р.И. Шнипера, устойчивость (стабильность) конкурентной позиции муниципального образования находится в прямой зависимости от социально-экономического, научно-технического и кадрового потенциала. Следствием устойчивой конкурентной позиции муниципального образования является его устойчивая конкурентоспособность. В связи с этим правомерно замечание о том, что

устойчивая конкурентоспособность муниципального образования в условиях рынка становится реальностью только при наличии надежной и сильной конкурентной позиции.

Следует различать конкурентоспособность муниципального образования как потенции-альную возможность участвовать в конкуренции с другими муниципальными образованиями на основе обладания достаточным уровнем составляющих, формирующих этот потенциал, когда интегральным элементом конкурентоспособности является понятие конкуренция, и конкурентную позицию муниципального образования. Эти два понятия в науке нередко подменяют друг друга, поскольку на практике конкурентоспособность очень трудно определить, а тем более рассчитать. Конкурентная же позиция четко проявляется в хозяйственном, социальном и политическом поведении муниципального образования. В связи с этим нередко эта позиция выдается за сильную или слабую конкурентоспособность определенного муниципального образования. Поэтому только четкое разделение указанных категорий позволит выделить конкурентоспособность как объективную характеристику и конкурентную позицию как субъективное поведениемуниципального образования как хозяйствующего субъекта.

Конкурентоспособность муниципального образования отличается от конкурентной его позиции. Последняя понимается как совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторными условиями и создающих региону благоприятное положение на соответствующем факторном конкурентном рынке. Иначе говоря, конкурентная позиция представляет собой промежуточное звено между конкурентоспособностью и реальной конкуренцией муниципального образования. Конкурентная позиция как бы наличествует в конкурентоспособности, соотнося последнюю с реальными процессами участия муниципального образования в конкурентных отношениях.

Конкурентоспособность муниципальных образований в России в настоящее время формируется под воздействием противоречивых условий, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на это формирование. Поэтому условия формирования конкурентоспособности муниципального образования разделяются на две большие группы: 1) позитивно влияющие; 2) негативно влияющие.

К условиям, позитивно влияющим на формирование конкурентоспособности, относятся рост промышленного, сельскохозяйственного и других видов производства; приток инвестиций в отрасли реальной экономики муниципального образования; уровень развития и освоения технологического прогресса в муниципальном образовании и степень соответствия этому прогрессу структуры отраслей и предприятий; организация экономики и степень управляемости ею; внутренний спрос на собственную продукцию; внешний спрос на продукцию муниципального образования.

К условиям, негативно влияющим на формирование конкурентоспособности муниципального образования, относятся засилие недобросовестной конкуренции в муниципальном образовании, что ведет к отрицательному восприятию муниципального образования как такового в любых хозяйственных отношениях; издержки приватизации, сказывающиеся на формировании конкурентоспособности муниципального образования (так как те отрасли и предприятия, которые могли бы составить основу конкурентоспособности данного муниципального образования, в условиях проведенной приватизации и либерализации цен утратили такую способность); высокий уровень криминализации хозяйствования, который резко снижает привлекательность муниципального образования, поскольку определяет негативное отношение к нему других муниципальных образований и регионов, ведет к невозможности формирования конкурентоспособности муниципального образования по отношению к другим, так как не позволяет проявляться условиям, влияющим позитивно на формирование конкурентоспособности муниципального образования.

Конкурентоспособность муниципального образования находится в прямой зависимости от возможности привлечения отечественных и иностранных инвесторов для осуществления программ размещения и территориальной организации производительных сил, от степени благоприятности инвестиционного климата. Под инвестиционным клима-том обычно понимают «систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого

круга взаимосвязанных процессов на макро-, микро- и собственно региональных уровнях и создающих предпосылки для проявления устойчивых инвестиционных мотиваций.

Инвестиции понимаются как долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, дающие экономическую отдачу, как правило, через значительный срок после вложения.

Таким образом, под содержанием конкурентоспособности муниципального образования понимается совокупность ее базовых и обеспечивающих признаков и формы взаимодействия этих признаков. Как экономическая категория конкурентоспособность муниципального образования выражает отношения взаимодействия системы производительных сил территории, экономических отношений и институциональных форм протее-кания этих процессов, формирующих синергетический эффект этого взаимодействия.

Литература:

1. Дегтярев А. Теоретико-методологические основы исследования концептуальной конкурентоспособности / А. Дегтярев // Экономика и управление. - 2006. - №6. - С. 29-34.

2. Управление реализацией стратегий развития муниципальных образований. - М., 2004. - Вып. 52. - С. 260-271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.