Научная статья на тему 'Конкурентоспособность моногородов Свердловской области'

Конкурентоспособность моногородов Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность моногородов Свердловской области»

Upravlenets №3-4 (7-8) 2010

fCONOAI/cs-

Уральский государственный экономический университет

Комитет по конкурентоспособности и инновационному развитию экономики

MANAGEMENT-

marketing

51

Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

МОНОГОРОДОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конкурентоспособность моногородов Свердловской области обсудили в Уральском государственном экономическом университете (УрГЭУ) на заседании Комитета по конкурентоспособности и инновационному развитию экономики при Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей 26 января 2010 г.

На заседании был поднят ряд актуальнейших вопросов, в числе которых: социально-экономический потенциал моногородов Свердловской области, позиционирование моногорода в посткризисной экономике в период глобализации и регионализации, роль коммуникаций в развитии моногородов - транспортнологистическое и информационное обеспечение, а также механизмы устойчивого социально-экономического развития моногородов.

Представители администраций уральских городов единодушно высказались за необходимость диверсификации моноотраслевой экономики. Добиться этого можно за счет развития малого бизнеса, аутсорсинга на градообразующем предприятии, ввода на территорию межрегиональных сетей сферы торговли и сервиса.

«Чтобы население не ощущало на себе все перепады экономики моногорода, помимо создания взаимозаменяемых видов деятельности для обеспечения стабильности города все же обязательна государственная поддержка», - отметил директор Института экономики УрО РАН, заведующий кафедрой политической экономии УрГЭУ А.И. Татаркин.

Члены Комитета по конкурентоспособности и инновационному развитию экономики поддержали предложение ректора УрГЭУ М.В. Фёдорова о том, что важнейшим инструментом формирования и реализации в моногородах новой экономической политики является привлечение к проблеме моногородов всех институтов гражданского общества - депутатов и советов местного самоуправления, представителей отраслевых и общественных организаций, молодежных и ветеранских движений. Особую роль должно сыграть студенчество как самая творческая и инициативная составляющая кадрового потенциала городов. Участники заседания также предложили создать в моногородах особую зону благоприятного налогового климата, развивать транспортную инфраструктуру.

Заседание Комитета по конкурентоспособности и инновационному развитию экономики

25 января 2010 г.

Разработка

инвестиционных планов

развития

Цели и ограничения реализации КИП

Переход к устойчивому развитию моногорода

• Обеспечение бесперебойности и рентабельности работы градообразующих предприятий (ГРОП).

• Стабилизация численности населения (за счет обеспечения работой, услугами инфраструктуры, обеспечения законности и правопорядка и т.д.).

• Стабилизация налоговых поступлений в бюджет моногорода (за счет развития налоговой базы, передачи части федеральных и региональных налогов в ведение администрации моногорода, устранения финансовых разрывов и т.д.).

Не рекомендуются к реализации КИП моногородов, для которых:

• затраты на КИП больше, чем результаты;

• принято решение о содействии переселению;

• дотирование менее затратно

Динамика капитала моногорода

к ГРОП к населению | к инфраструктуре

МОНОГОРОД

ЕЛ

Критерии оценки КИП

Критерий Расчет критерия

Результативность КИП 1. (Сальдо моногорода кнч. - Сальдо моногорода нач.) / Численность населения моногорода (р. / чел.) 2. (Сальдо моногорода кнч. - Сальдо моногорода нач.) / Абсолютный размер доходов нач. (ед.)

Прямая эффективность КИП Объем предотвращенных потерь за период реализации проекта / Объем инвестиций за период инвестирования (ед.)

Косвенная эффективность КИП Численность населения моногорода / Объем инвестиций (чел. / млн р.)

Взаимозависимость производственногои бюджетного секторов, отсутствие антагонизма

Корпорация

«Бизнес»

Доходы бизнеса и физических лиц

Качество человеческих ресурсов —

Законодательство: правила игры

Корпорация

«Инфраструктура»

Доверенные актив^^^ (земля, недвижимость, у участия)

—^^

Неналоговые

доходы

V ч|г

Сфера бюджетных услуг:

• здравоохранение

• образование

• культура

• социальная защита

• охрана прав и свобод

• экология

Моногород как единый комплекс

І і с к бизнесу

к администрации

Сальдо

моногорода

(отрицательное)

Материальные ■ і

активы

:-§

капитал

Амортизация

Выявление критических рисков

Сальдо Динамика сальдо моногорода (за 3 года)

моногорода Отрицательное Нулевое Положительное

Отрицательное Критическое состояние Критическое состояние Тяжелая ситуация

Нулевое Критическое состояние Тяжелая ситуация Стабильное состояние

Положительное Тяжелая ситуация Стабильное состояние Стабильное состояние

Как сделать?

Расчет финансовых потоков и капитала МНГ. Выявление и анализ критических рисков. Подготовка мер по управлению.

Принятие обязательств участниками программы

Паспорт КИП

Субъект Российской Федерации Н-ская область

Населенный пункт г. Н-ск

Основные характеристики населенного пункта: численность населения, бюджет Население - 35 тыс. чел. Бюджет - 150 млн р.

Градообразующие предприятия ОАО «Добытчик», ОАО «Строитель»

Ключевые субъекты КИП ОАО «Добытчик», Администрация города, группа КСТ

Проблемы, риски Проблемы со сбытом продукции ОАО «Добытчик», вызванные отсутствием в области мощных перерабатывающих продукцию производств, что может привести к банкротству ОАО «Добытчик» и росту безработицы

Цели КИП Выход на положительную динамику сальдо финансовых потоков моногорода через три года

Задачи КИП и основные меры Организовать на территории области перерабатывающие продукцию ОАО «Добытчик» производства

Срок выполнения КИП 2010-2012 гг.

Этапы выполнения КИП Этап 1. Закупка и установка производственных мощностей Этап 2. Запуск и тестовая эксплуатация производства

Объем и источники финансирования КИП Общий объем - 40 млн р. Из них: 10 - ОАО «Добытчик», 15 - группа КСТ, 15 - Минрегион

Эффективность КИП Сальдо сейчас - 100 млн. Затраты на КИП за 3 года 300 млн, сальдо через 3 года + 100 млн, к 2020 г. сальдо - 2000 млн.

їГ

Налоги

Структура КИП

Первый раздел -диагностика

• Задаются единые требования к исходной информации, правила ее обработки и представления

• На базе первичных данных производятся необходимые расчеты для диагностики города как единой экономической и социальной системы с определением рисков для его устойчивого развития

Второй раздел -разработка и очередность мер

• Формулируются цели развития КИП, производится их декомпозиция.

• Разрабатываются меры по достижению целей и нейтрализации рисков, выявленных на первом этапе.

• Выявляются и оцениваются риски реализации КИП, меры по нейтрализации этих рисков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Разрабатывается план реализации мер, включая их очередность, взаимосвязь, потребности в ресурсах

Третий раздел -управление и контроль за реализацией

• Формы представления информации о ходе реализации плана, на базе единых индикаторов.

• Рекомендации по управлению программой на уровне региональной и муниципальной власти, собственника и представителей гражданского общества с распределением обязанностей

Четвертый раздел -мотивация и взаимные обязательства участников разработки и реализации плана • Проекты

соглашений об исполнении плана участниками, которые принимают на себя обязанности реализовать те меры, за которые отвечают в соглашении, в том числе в со-финансировании, управлении финансами и т.д. Предлагаются формы мотивации сотрудников, участвующих в реализации плана, при достижении определенных результатов

Цель

Структура достижения цели КИП

^Переход к расширенному воспроизводству моногорода (показатель - положительное сальдо)

Подцель

Участники

Риски

участников

Меры по

устранению

рисков

Увеличение входящих финансовых потоков (рост доходов)

Ограничение исходящего финансового потока (оптимизация расходов)

ГРОП

■■■ Население Инфраструктура ■■■

Изменение цен на продукцию (высокая волатильность)

ю V,

Устаревание, снижение

качества продукции

Воздействие внешних техногенных факторов

Заключение долгосрочных соглашений с потребителями

Модернизация

производства

Структура управления КИП в моногороде

Руководитель

Совет

Ответственный субъект Подрядчик

Отдел координации организации КИП

Исполнительная дирекция - коллективный орган управления, который вырабатывает принципиальные решения по управлению Кип. Включает в себя представителей заинтересованных субъектов: ГРОП, инфраструктуры, администрации, общественных организаций и др.

Отдел координации осуществляет мониторинг и координацию выполнения КИП в целом.

Руководитель направления КИП руководит выполнением направления КИП. Подрядчик - организация, которая нанимается для выполнения отдельных мероприятий КИП

5Г ■

Моногорода: перспективы развития

Результатами реализации КИП будут являться:

• переход от индустриального к инновационному пути развития;

• рост качества жизни населения;

• увеличение эффективности бюджетной сферы и бизнеса, создание альтернативных производств, включая малый и средний бизнес;

• повышение человеческого капитала и мобильности населения;

• развитие самоуправления и структур гражданского общества

Мониторинг состояния защитны сооружений

Планомерная опережающая работа по защите инфраструктуры

Л

Моногород: этапы диагностики

Диагностика финансовых потоков моногорода.

Диагностика градообразующего предприятия моногорода.

Диагностика органов местного самоуправления (ОМС).

Диагностика инфраструктуры. Диагностика состояния навеления. Диагностика местной промышленности и малого бизнеса.

Диагностика вышестоящих органов власти. Диагностика внешней среды.

Диагностика рисков моногорода

Требования к описанию мер КИП

Для достижения какой цели (нейтрализации риска, решения проблемы) реализует--ся данная мера.

Результаты реализации меры.

Сроки реализации меры. Меры-предшественники (если реализация данной меры невозможна без предшествующей реализации других мер). Ответственный за реализацию меры. Конкретное описание меры (что будет выполнено).

Ресурсы необходимые для реализации меры, включая финансы.

Показатель реализации меры и планируемые значения, обоснование выбора показателя и его планируемого значения

Основания для разработки мер

<^Асбест - город реализации теплых и светлых идей, несгораемых инвестиций.

Асбестовский городской округ

• 86 км от Екатеринбурга.

• 73,6 тыс. жителей.

• 67 учреждений социальной сферы.

• 14 тыс. р. - среднемесячная заработная плата.

• 22,6 кв. м на человека - обеспеченность жильем.

• ОАО «Ураласбест» (47,4% производства асбеста в России).

• Уникальные ресурсы (асбест, серпентинит, габбро)

*

С

П - I

Результаты SWOT-анализа

г-----ш—пг

Предпосылки развития Асбестовского городского округа

I

1. Создание новых

промышленных

производств

2. Интеграция в экономику Екатеринбурга и близлежащих городов

■ уникальная минерально-сырьевая база

■ высокая активность инвесторов в городском округе

■ научно-инновационный потенциал

■ выгодное географическое положение

■ потенциал рязвития строительной индустрии

■ межрегиональная кооперация

■ строительство и реконструкция автомобильных дорог

*11 ■ I га

3. Развитие малого предпринимательства в сфересервисных услуг

4. Перспективы улучшения качества среды обитания

■ высокая активность инвесторов в городском округе

■ развитая инфраструктура

» эффективная структура организации местного самоуправления

» политика, направленная на достижение социального благополучия

Задачи

и

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многофункциональный город в условиях макроэкономической нестабильности

» организация новых высокотехнологичных производств • диверсификация продукции старопромышленных предприятий * развитие малого и среднего бизнеса в смежных с

численность работающих на ОАО «Ураласбест» составляет более 31% занятых в экономике округа

доля продукции ОАО «Ураласбест» в общей продукции промышленных предприятий городского округа составляет более 70%

в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета Асбестовского городского округа доля предприятий составляет более 34%

Относительные недостатки среды обитания г. Асбеста (экологический дискамфорт)

» улучшение экологической ситуации • развитие инфраструктуры города

Необходимость модернизации л к и обновления г изношенных объектов социальной у инфраструктуры

* повышение качества и доступности социальных услуг

Инвестиционные проекты

Задачи Проекты

Г

• Организация новых в ысокотехнол огичных производств > • Русский магний

! П Л» >

продукции старопромышленных предприятий л • ТИМ -- .

• Повышение качества и доступности социальных услуг.

• Развитие малого и среднего бизнеса в смежных отрослях.

• Улучшение экологической ситуации.

• Развитие инфраструктуры города

• НИИ

• 14 ОВП

• УФ обеззараживание

• водовод

• газопровод

Цель комплексного инвестиционного плана

і*

Точки роста и стадии их последовательного формирования

Общее видение перспектив развития городского округа у инвесторов, муниципальных властей и населения

Эффективная консолидация всех ресурсов.

• Выход из кризиса.

• Ускорение темпов роста экономики.

• Высокое качество жизни населения

Русский магний

Создание не менее 900 новых рабочих мест. Годовой объем выпуска продукции 4,5 млрд р. Затраты на 1 р. товарной продукции = 44 коп. Объем капитальных вложений 13,4 млрд р. Срок окупаемости - 5,5 года.

Степень реализации: строительная площадка подключена к источникам энергоснабжения, осуществляется устройство фундаментов основных цехов и др.

На данный момент инвестировано 1,3 млрд р. из 13,416 млрд р.

Завод ТИМ

• Создание около 380 рабочих мест.

• Годовой объем выпуска продукции 1,3 млрд р.

• Затраты на 1 р. товарной продукции = 44,8 коп.

• Объем капитальных вложений 1,8 млрд р.

• Срок окупаемости - 3 года.

• Степень реализации: завершено строительство теплового контура объекта.

• В 2008 г. в связи с кризисными явлениями нехватка инвестиций составила 627 млн р.

Удешевление строительства минимум на 10% в результате использования собственных теплоизоляционных материалов

Социальные проекты

• Строительство подводящего газопровода к котельной п. Красноармейский МО г. Асбест.

• Строительство газопровода высокого давления до котельной и очистных сооружений канализации лагеря отдыха «Заря» п. Белокаменный.

• Строительство водовода до п. Красноармейский Асбестовского городского округа.

• Организация 14 общих врачебных практик г. Асбеста.

• Станция УФ-обеззараживания очищенных сточных вод Данные проекты готовы к реализации

їй ...

Результаты реализации проектов

Динамика структуры оборота промышленных предприятий 2009-2015 гг., %

2009 г.

2012 г.

2015 г.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Обрабатывающая промышленность Добывающая промышленность

Динамика основных социальноэкономических показателей Асбестовского городского округа 2009-2015 гг.

45 40 35 30 25

20 40

15 28,4 28,4 29,3

10 177 ^^118 3 20

5 0

14,9

14,2

га • х2и

^ с к с I-Ы*,

га к

<и£і х о <и

<и ГО <у

о. о. и

X

«3 , <и та

2009 г. 2012 г.

2015 г.

Верхняя Салда -

зона территориального

ООЗВИТИЯ 0А0 «Корпорация

ВСМПО-АВИСМА» -

мировой лидер в производстве титана

I

I

I

Статус по титану Российской Федерации в мировой экономике

Изделия из титановых сплавов, производимых ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», составляют 28% их мирового производства. Это наиболее сильная компетенция Российской Федерации

20

15

28

N1 21 22

АІ 1,05 12

Сталь 5,7

11

Доля мирового рынка, %

Стабильное вложение Корпорации в поддержание и развитие территории

Являясь градообразующим предприятием, Корпорация выделяет значительные средства на развитие города

Инвестиции на содержание сферы и развитие города

600

459

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_

И * 1

И

Программа

«Мировое производство -современный город»

позволит сделать город более привлекательным и создать комфортные условия для проживания, повысит социальную защищенность и благосостояние его жителей Утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 5.02.2009г. № 133-ПП

На градообразующем предприятии, а также дочерних предприятиях работает 46% экономически активного населения округа.

Доля оборота предприятий металлургического производства за 11 месяцев 2009 г. в общем объеме крупных и средних предприятий округа составила 98,5%

Программа развития Корпорации до 2020 г.

Строительство новых печей гарнисажной плавки.

Развитие кузнечного производства.

Развитие прокатного производства.

Развитие мощностей по механической обработке деталей из титановых сплавов

Основные проблемы территории и угрозы развитию Корпорации

Сокращение численности постоянного населения Верхнесалдинского городского округа, в том числе в результате высокого уровня смертности населения в трудоспособном возрасте.

Дефицит кадров, сужение базы для восполнения кадрового потенциала. Недостаточный уровень развития материально-технической базы учреждений социальной сферы, особенно в сельской местности.

Отставание темпов развития транспортной инфраструктуры от темпов развития ^ реального сектора экономики.

Высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры.

Низкий уровень жизни и деловой активности населения, наличие большого количества незадействованных ресурсов в сельской местности.

Недостаточные темпы улучшения экологической обстановки.

Непривлекательный имидж территории для иностранных бизнес-партнеров

У

Разделы Программы «Мировое производство - современный город»

Строительство и реконструкция жилых домов на территории Верхнесалдинского городского округа в целях переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, на 2009-2015 гг. Развитие и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 гг. Строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры на 2009-2015 гг.

Капитальный ремонт жилого фонда на 2009-2011 гг.

Развитие системы образования Верхнесалдинского городского округа на 2009-2015 гг.

Развитие здравоохранения в Верхнесалдинском городском округе на 2009-2015 гг. Развитие культуры и искусства на территории Верхнесалдинского городско-2009-2015 гг.

Развитие физической культуры, спорта и туризма в Верхнесалдинском городском округе на 2009-2015 гг.

^ и

• Развитие кул го округа на : а • Развитие физ П родском окру

■ < - - * V

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. В мировом производстве титана практикой доказан циклический характер развития с амплитудой в 6-7 лет, и соответственно цикличны риски производства.

2. Главное богатство большинства моногородов, и Верхняя Салда не исключение, - это человеческий и научный капитал (изобретения, патенты, научные разработки мирового уровня).

3. Необходимо диверсифицировать монопроизводство, чтобы уменьшить циклические риски и сохранить кадровый потенциал для системообразующего предприятия страны.

4. Необходимо поддержать инвестиционные программы моногородов и создать в них зоны территориального развития.

5. Изменить методику расчетов бюджетных обязательств при формировании бюджета моногорода с учетом развития кризисных ситуаций

і 5. Измен

5

2006 г

2007 г

2008 г

ород 4

К и м ь » с й } Урал г*ский

Основан в 1701 г. по Указу Петра I как город-завод. Сейчас это крупный промышленный центр Среднего Урала, транспортный узел на границе трех областей: Свердловской, Курганской и Челябинской. Го род творцов крылатого металлаи известных на весь мир Пятковских колоколов.

Грод больших инвестиционных возможностей с выгодным географическим положением и красивейшей природой, музей под открытым небом. Город с глубокими историческимйкорнями и славными традициями.

Город Каменск-Уральский сегодня

Третий по численности населения и экономическому потенциалу город Свердловской области.

Численность населения на 01.01.2009 г. - 181,6 тыс. чел., численность занятых в экономике - 97,1 тыс. чел.

Оборот предприятий и организаций в 2008 г. составил 74,4 млрд р.

В общем объеме оборота предприятий и организаций города оборот предприятий металлургии в 2008 г. составил 62,54 млрд р. - 84,1%, из него:

• цветная металлургия - 48,3% (Филиал «УАЗ-СУАЛ» ОАО «СУАЛ», ОАО «КУМЗ», ОАО «КУЗОЦМ», ООО «СУАЛ-Кремний-Урал», ЗАО «Завод «Демидовский» и др.).

• черная металлургия - 35,8% (ОАО «СинТЗ»)

Городом выделены следующие приоритетные стратегические направления развития

^Город-завод, город-технопарк, центр металлургии и бизнес-территорий

4

I

I

Город устойчивого социально сбалансированного развития

I

Город красивейших природных ландшафтов -центр спортивно-технического туризма

I

Оборот предприятий и органи по состоянию на 01.01.2010 г.,

низаций млн р.

2008 2009 Т % к 2008 1

Общий объем промышленного производства 74 446 49 226 66,12

Обрабатывающие производства 70 892 44 850 63,27

В том числе металлургическое производство 62 538 37 140 59,39

Ситуация на городском рынке труда на 01.01.2010 г.

Численность безработных, состоящих на учете в центре занятости - 6288 чел.

Уровень регистрируемой безработицы - 6,5%. Коэффициент напряженности на рынке труда - 8,1 (количество безработных на 1 вакансию)

Структура экономики города к 2015 г.

Структура экономики города после реализации проектов,

% по объему произведенной продукции

Энергетика Легкая промышленность Строительный комплекс Машиностроение Пищевая промышленность Металлургия

6.5 6.6 6,0 0,3 4,5 0,7 1 1 Завтра Сегодня

4,1 6,0 4,8

0

Реализация комплексного инвестиционного плана развития города Каменска-Уральского позволит:

20

40

60

100

Город - центр сельскохозяйственного района

Город - перекресток трех областей, центр меридиональной связи север-юг и север-юго-восток

зы поддержки инициаторов проектов комплексного швестиционного плана развития города

Государственная поддержка Российской Федерации:

• освобождение от уплаты налогов на период реализации инвестиционных проектов;

• упрощение процедуры предоставления инвестиционных налоговых кредитов;

• государственные гарантии РФ;

• субсидии на компенсацию процентной ставки по инвестиционным кредитам;

• софинансирование из средств Инвестфонда РФ инфраструктурной составляющей инвестиционных проектов;

• кредитование из средств госкорпорации «Внешэкономбанк» на льготных условиях;

• целевая поддержка госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» комплексной программы ремонта и реконструкции инженерной инфраструктуры города (изношенность - более 70%) с целью создания высокоэффективного и энергосберегающего современного комплекса ЖКХ, снижения неэффективных затрат на «латание дыр».

Государственная поддержка Свердловской области:

• государственные гарантии Свердловской области;

• льготное инвестиционное кредитование;

• предоставление обеспечения по банковским кредитам;

• субсидии на компенсацию процентной ставки по инвестиционным кредитам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• бюджетные инвестиции (с вхождением в уставный капитал) создаваемых предприятий;

• административная и маркетинговая поддержка.

Муниципальная поддержка:

• льготы по уплате земельного налога, арендной платы за землю, единого налога на вмененный доход;

• льготный тариф на подключение;

• административная и маркетинговая поддержка.

Результат к 2015 г.

провести диверсификацию существующего производства;

повысить конкурентоспособность крупнейших металлургических предприятий города в уникальных сегментах мирового рынка металлов;

создать новые виды производств с высокой добавленной стоимостью; создать до 8000 новых рабочих мест; сократить безработицу с 6,5 до 1%;

снизить зависимость доходов местного бюджета от градообразующих металлургических предприятий; увеличить объем товаров и услуг на 70%;

обеспечить благоприятные условия для притока инвестиционного капитала в город

І V

Стратегическая цель социально-экономического развития городского округа Краснотурьинск -создание комфортной среды проживания в городском округе

Краснотурьинск

реализуется путем проведения активной городской политики, направленной на достижение равновесия между различными сферами социально-экономической деятельности

Городской округ Краснотурьинск сегодня

Географическое положение - север Свердловской области.

Численность населения - 67,7 тыс. чел. Административный центр Северного управленческого округа.

Расстояние до Екатеринбурга - 400 км, до Москвы - 2000 км.

Общая площадь округа - 72 тыс. га.

Полезные ископаемые: магнитный железняк, медистые магнетиты, золото, платина, мрамор, глина, известняк, строительный камень, песок

% . лг ^

Основные направления реализации проекта

У а

Стратегический анализ городского округа Краснотурьинск

Л

4.

5.

'

Сильные стороны

Выгодное территориальное расположение на транспортных магистралях. Наличие земельных и природных ресурсов. Развитая база промышленной и социальной инфраструктуры. Энергоресурсная обеспеченность.

Высокий кадровый потенциал

Возможности . Привлечение инвестиций.

. Развитие транспортнологистической инфраструктуры.

. Создание новых производств по переработке отходов производств и вторичных ресурсов. Развитие малого и среднего бизнеса. Развитие сельского хозяйства (ЛПХ, фермерство)

Слабые стороны

1. Суровые климатические условия.

2. Монопрофильная структура экономики.

3. Высокий износ основных фондов.

4. Высокий уровень загрязнения окружающей среды.

5. Высокий уровень безработицы, трудовая миграция

Угрозы ^1^

1. Рост энерготарифов.

2. Снижение объемов бюджетного финансирования.

3. Недостаток инвестиций.

4. Нарастание миграционных процессов.

5. Ухудшение качества трудовых ресурсов.

6. Усиление конкуренции со стороны соседних территорий

N

• Рациональное использование природных ресурсов.

• Привлечение инвестиций.

• Создание инновационных производств.

• Совмещение научно-технического и социального развития.

• Развитие человеческих потребностей и устремлений

Город сегодня

Монопрофильный, индустриальный

10

20

30

40

50

Город завтра

Современный, комфортный

=

5 10 15 20 25 30 35

Строительство ■ Пищевая промышленность

Сельское хозяйство И Сфера торговли и услуг

Транспорт и логистика И Прочие отрасли Производство и распределение электроэнергии, газа, воды Обрабатывающие производства Добыча полезных ископаемых

Л

А-

Г

йгуъ

Г

Г л

щ

І І. —

0

0

Основные направления стратегического развития городского округа Краснотурьинск

Устойчивое развитие - экономический рост при безусловном соблюдении экологического равновесия и улучшении социальной сферы

- к.

Стратегическое направление № 1 -экономическое развитие городского округа Краснотурьинск

Цель — привлечение инвесторов, реализация новых инвестиционных проектов

• Модернизация топливноэнергетического комплекса.

• Модернизация перерабатывающих производств.

• Организация производства

по переработке промышленных отходов.

• Переработка вторичного сырья.

• Создание инновационных производств.

• Разработка полезных ископаемых.

• Развитие малого и среднего бизнеса.

• Развитие ЛПХ и фермерства.

• Организация лесного хозяйства

Стратегическое направление № 2 -социальное развитие городского округа Краснотурьинск

Цель — формирование комфортной среды проживания

• Комплексное малоэтажное строительство.

• Строительство транспортнологистического центра.

• Строительство торгового комплекса.

• Строительство объектов здравоохранения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Водообеспечение качественной водой.

• Полная газификация.

• Развитие рекреационной деятельности.

• Строительство физкультурнооздоровительного комплекса

с

І I

я

Г-Ч

Стратегическое направление № 3 -экологическое равновесие в городском округе Краснотурьинск

Цель - экологическая безопасность

• Переработка бытовых отходов.

• Реконструкция очистных сооружений.

• Укрепление потенциально опасных сооружений.

• Сокращение производственных выбросов.

• Лесовосстановление.

• Рекультивация земель.

• Организация санитарнозащитных зон

Результаты реализации стратегического проекта

» Строительство Новобогословской ТЭЦ мощностью 400 МВт - покрытие существующих и перспективных нагрузок г. Краснотурьинска по электроэнергии, теплу и производственному пару, генерация части производимой электроэнергии на прилегающие районы. Позволит улучшить экологическую обстановку, так как НБТЭЦ, применяющая в качестве топлива газ, призвана заменить существующую Богословскую ТЭЦ, работающую частично на угле.

» Реконструкция и модернизация глиноземного производства БАЗ - увеличение производственной мощности, реализация современных технологий производства, укрепление эксплуатационной стабильности.

» Строительство Регионального транспортно-логистического центра - склады класса «В» и «В+», склады-холодильники, вспомогательные объекты, придорожная гостиница, кафе; цех по сборке комплектующих для малоэтажного строительства. Увеличение розничного оборота, новые рабочие места, развитие малого и среднего бизнеса, обеспечение внутреннего рынка товарами.

» Комплексное малоэтажное строительство в жилом районе, улучшение жилищных условий около 2 тыс. жителей.

» Строительство цеха по сортировке твердых бытовых отходов -прием и переработка городских отходов, проведение поэтапной рекультивации существующего полигона ТБО, улучшение экологической обстановки.

» Строительство торгового комплекса, включающего: торговый центр, гостиницы и спортивные сооружения, открытую автопарковку, комплекс автозаправочных станций: увеличение розничного оборота, создание 350 новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, обеспечение внутреннего рынка товарами и услугами.

» Строительство Физкультурно-оздоровительного комплекса с футбольным полем - удовлетворение потребностей горожан, организация досуга молодежи.

» Строительство онкологического диспансера, лечебного корпуса, реконструкция поликлиники, радиологического блока, противотуберкулезного диспансера, поликлиники, дневного стационара - профилактика и лечение больных г. Краснотурьинска и прилегающих городов.

» Строительство диализного центра - оказание помощи больным, нуждающимся в гемодиализе

І

I

І

у |

Показатели эффективности реализации стратегического проекта

• Суммарный объем инвестиций - свыше 50 млрд р.

Снижение доли занятых в традиционных отраслях экономики (горнодобывающая, перерабатывающая до 30% экономически активного населения). Повышение доходов местного бюджета на 30%, снижение зависимости от градообразующих предприятий - до 20%. Импортозамещение, производство товаров повседневного спроса на предприятиях города, удешевление (минимум - на 10%) строительства в результате перехода к широкому использованию местных строительных материалов.

Переработка и рекультивация отвалов металлургического и горнорудного производства, существенное улучшение экологической среды. Новые возможности для притока капитала в результате развития водного, горного, пешего и конного туризма на территории городского округа. Создание новых рабочих мест, гарантия стабильного дохода населения. Развитие современного индивидуального жилищного строительства, повышение качества проживания горожан. Повышение качества образования, культуры, медицинского и социального обеспечения.

Понижение уровня социальной напряженности, повышение уровня жизни, безопасности и комфортности проживания горожан

I

ішанршзштжімоцшіородоїв Саимишскою муіиіциііат-лопо й^айі^^^и^а ’ізляїОлшгікоїй оЗла^ии

В составе района два монопрофильных города — Сатка и Бакал

Основные приоритеты Комплексного социальноэкономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района

В основу плана развития моногородов положено формирование диверсифицированной экономики, где наряду с горнодобывающей и металлургической отраслями будут развиваться туризм, малый и средний бизнес, сервисные отрасли и другие производства.

• Переход:

• от сырьевой моноэкономики - к разнообразию;

• от крупного бизнеса - к среднему и малому;

• от материального производства - к сфере услуг;

• от патерналистских - к партнерским формам отношений бизнеса и общества.

• Повышение финансовой устойчивости градообразующих предприятий.

• Диверсификация и формирование более сбалансированной структуры экономики путем развития перспективных направлений деятельности: добычи сырья и производства строительных материалов, туризма и санаторно-курортного хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, транспортнологистического обслуживания грузов, малого и среднего предпринимательства.

• Создание условий для развития современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса.

• Формирование благоприятных условий для развития предпринимательства.

• Обеспечение всех категорий потребителей в районе надежной качественной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания для населения.

• Создание условий для стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения

Миссия Саткинского муниципального района

Лидер инноваций в социальном партнерстве

Территория активного 1,4 отдыха и туризма

і

Центр

огнеупоров

/' территория

успешных и счастливых ••людей, где богатства недр и природы служат процветанию России. Здесь молодежь получает качественное образование, здесь ценят идеи и знания, десь развиты социальное партнерство взаимопомощь

Транспорно-

логистический

узел

Европейский город в центре Евразии

Точки экономического роста

Развитие сельского хозяйства, пищевых производств, деревообработки, складского хозяйства и других производств, использующих ресурс близости потребительских рынков трех городов-миллионников

Развитие малого бизнеса в сфере услуг, досуга, развлечений, физкультуры, торговли

Укрепление основных градообразующих предприятий: ОАО «Комбинат "МАГНЕЗИТ"», «СЧПЗ», «Ба-кальское рудоуправление»

Развитие туристических услуг при условии создания соответствующей инфраструктуры и решения экологических проблем, а также формирования имиджа района как экологически чистого и бережно относящегося к окружающей среде

Маленький район с широкими возможностями

Город джипов и детских колясок

Малая столица большого спорта

Программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2010-2015 гг.

Стратегическая цель - обеспечение устойчивого развития предпринимательства как:

• важнейшего компонента формирования территориальной экономики;

• способа создания новых рабочих мест;

• одного из источников пополнения бюджета

Изучение и формирование благоприятной среды для развития СМСП

Развитие

микро-

финансирования

Имущественная поддержка СМСП

Поддержка СМСП по подготовке кадров

Консультационноинформационная поддержка СМСП

Популиризация

СМСП

Рекламно-

выставочная

деятельность

У V.

Важные конкурентные преимущества

Природные ресурсы

Вся промышленность Саткин-ского района выросла на базе собственных месторождений железных руд и самого большого в мире месторождения магнезита.

Промышленно используются также залежи доломитов, известняка, кварцита, гранита, мрамора, до 1992 г. в районе добывались бокситы

Промышленноэкономический потенциал

• ОАО «Комбинат «Магнезит».

• ЗАО «Саткинский чугуноплавильный завод».

• ООО «Бакальское рудоуправление»

Зоны природной рекреации

Национальный парк «Зюрат-куль».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Природный и историкокультурный комплекс «Пороги».

Сикияз-Тамакский пещерный град

Общие риски градообразующих предприятий

^ Инфраструктурные риски

• Неудовлетворительное техническое состояние объектов инфраструктуры сдерживает уровень диверсификации производства.

• Недостаточно развита система транспортных коммуникаций => увеличение

Я себестоимости продукции градообразующих предприятий

;, Потребительские риски

• Снижение спроса на продукцию градообразующих предприятий

• Отток постоянных потребителей продукции к конкурентам из-за изменения потребительских предпочтений, несоблюдения сроков поставки, снижения качества продукции

№(

■ІВШП

і

Программа развития индустрии туризма на 2010-2015 гг.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ

• Администрация Саткинского муниципального района Челябинской области.

• Российская международная Академия туризма. Магнитогорский институт туризма - филиал РМАТ

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

Создание в Саткинсом районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего диверсификацию экономики, доходы в муниципальный бюджет, занятость населения, сохранение культурного и природного наследия

Технологические риски

• Уровень износа основных средств.

• Высокая энергоемкость производства.

• Ужесточение технических требований в связи с экологическими и прочими нормами

Продуктовые риски

• Снижение платежеспособного спроса основных потребителей.

• Снижение качества выпускаемой продукции в результате снижения себестоимости.

• Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции.

• Наличие слабой диверсификации производства не позволяет сохранить уровень продаж за счет использования других рыночных сегментов

Кадровые риски

• Отток квалифицированных специалистов за пределы района.

• Снижение уровня жизни работников вследствие оптимизации заработной платы.

• Старение кадров

Риски собственников

• Смена собственников в результате потенциального банкротства может привести к остановке производственной деятельности предприятий

І I !

АЙЦЛІ

Планируемые результаты Комплексного социально-экономического плана развития моногородов

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА ПОЗВОЛИТ К 2012 г.:

диверсифицировать традиционные производства, вывести их на новые рынки сбыта, обеспечить загрузку существующих производственных мощностей, стабильную занятость трудоспособного населения города;

развить новые отраслевые направления экономики района; сохранить численность занятого населения на существующем уровне - 39 500 человек;

устранить социальную напряженность на рынке труда; создать условия для устойчивого экономического роста

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА ПОЗВОЛИТ К 2015 г.:

укрепить финансовую устойчивость градообразующих предприятий; создать условия для развития современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории района;

обеспечить формирование благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в районе; повысить благосостояние жителей города

лексныи инвестиционный

лан развития^ орода Нижний Тагил

1

• Основан в 1722 г.

• Расстояние до Екатеринбур га - 130 км.

• Численность населения -380 тыс.чел.

• Градообразующие предпри ятия - НТМК, УВЗ, ВГОК

-------------------

Стратегические направления развития города Нижний Тагил в 2010-2012 гг. и на период до 2015 г.

Я

Доля градообразующих предприятий в основных социально-экономических показателях

Основные направления инвестирования средств федерального бюджета (всего 44,4 млрд р.)

Предложения для федеральных органов власти по поддержке моногородов

Разработать и утвердить Федеральную целевую программу поддержки монопрофильных образований Российской Федерации в 2010-2012 гг. и на период до 2015 г.

Обеспечить приоритетное финансирование инвестиционных проектов, реализуемых в монопрофильных городах и направленных на диверсификацию их экономики, из средств федеральных фондов (Инвестиционного фонда РФ, Фонда оказания содействия реформированию ЖКХ).

Включить в перечень работ, финансируемых за счет программ поддержки занятости, выполнение ремонта и строительство дорог.

Установить в моногородах особый налоговый режим для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию экономики таких муниципальных образований

КАЧКАНАР

Ти

с п^ел1^з.|у>м лара^ > ером

Основан в 1957 г. • Общая площадь территории Качканарского городского округа - 31 839 га. Численность населения - 45,2 тыс. чел. (1,1% населения региона).

Расстояние до областного центра Екатеринбурга - 257 км.

Расстояние до близлежащего крупного населенного пункта Нижний Тагил - 111 км.

2,5% - доля оборота промышленной продукции в общем объеме оборота региона.

39,5% - доля от общего оборота добычи полезных ископаемых региона.

Создание дополнительных рабочих мест

Текущий ремонт жиль | Проект «Форманта»

I Проект «Экодрайвер»

| Проект «Кластер»

| Проект «Уральский экстрим»

| Проект « Русский скандий»

| Ремонт школы № 8 I Региональная адресная программа по ремонту многоквартирных дсмсе

2010 2011 2012 2013 2014

Градообразующее предприятие -Качканарский горнообогатительный комбинат «Ванадий»

1 Железа - до 160 кг.

1 Кальция - до 21,04 кг.

1 Кремния - до 49,04 кг.

1 Скандия - до 170 г.

1 Титана - до 726 г.

1 Марганца - до 206 г.

1 Ванадия - до 62 г.

> 25,9% работающих от численности занятого населения.

> 55% поступлений налогов в местный бюджет.

> 85% общей отгрузки товаров и услуг по городу

Перспективы развития сферы услуг в Качканарском городском округе Рекреационный потенциал. Характеристика экологической среды

Гора Качканар находится в 7 км от города Качканар -высшая точка Среднего Урала, высота 878,8 м. Расположена между долинами рек Ис и Выя, у подножия горы раскинулось Верхне-Выйское водохранилище. Экологическая среда Качканара относительно благополучна. Атмосферный воздух отличается низким уровнем загрязнения, качество питьевой воды - одно из самых высоких в области благодаря вводу в действие установки ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды.

Качество атмосферного воздуха

Суммарный показатель

Г.

Создание процессного металлургического кластера Качканарского городского округа ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ металлообрабатывающего кластера

Промышленная площадка

• Наличие производственных площадей с инженерной инфраструктурой

Устойчивая потребность в продукции предприятий металлообрабатывающей отрасли

• Спрос на литье стальное, чугунное, запасные части к горному оборудованию

Развитая инфраструктура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Наличие предприятий металлообрабатывающей отрасли Квалифицированный персонал

• УрГУ, УПИ, Качканарский промышленный колледж

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА

Проведение переговоров с потенциальными участниками металлургического кластера и достижение договоренности о размещении производства на базе производственной площадки существующих предприятий, территории бывшего радиозавода.

Формирование территориальной структуры кластера. Заключение договоров между участниками кластера (земля, коммуникации, прочие услуги), получение участниками кластера соответствующих разрешений на ведение деятельности. Реализация мер по обеспечению участников кластера необходимыми коммуникациями (вода, электроэнергия, пар, дороги, пути и т.п.)

Схема управления проектами

загрязненной воды

Екатеринбург Нижний Тагил

Инвестиционный проект «Создание многофункционального туристического курорта "Уральский экстрим"»

Вершина горы Качканар - 878,8 м. отвечает стандартам FIS с перепадом высот > 100 км. Отдых с оздоровлением, экологический туризм, качественный отдых выходного дня - практические занятия по скалолазанию, пешеходные экскурсии на вершину живописной горы.

Цель проекта - создание уникального современного туристического курорта с каскадом горнолыжных комплексов «альпийского характера».

Мощность проекта - 800 тыс. посещений в год.

Задача проекта - создание 800 дополнительных рабочих мест для женщин и молодежи, решение проблем демографии.

В настоящее время:

^ • произведена экспертная оценка горного ареала «Качканар» кон салтинговым НПА «Анализ-Синтез-Прогноз»;

• установлены побратимские отношения между итальянским городом Сельва Валь-Гарденом и Качканарским городским округом,

Период реализации проекта - 2010-2014 гг.

Общий объем инвестиций - 2 225 млн р.

15

10

5

0

Качканар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.