Научная статья на тему 'Конкурентоспособность молодежи на рынке труда: действительность, направления повышения'

Конкурентоспособность молодежи на рынке труда: действительность, направления повышения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1085
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / РЫНОК ТРУДА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МОЛОДЕЖИ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МОЛОДЕЖИ / YOUTH / COMPETITIVENESS OF YOUTH / PLACEMENT SERVICE / LABOR MARKET / YOUTH POLICY OF EMPLOYMENT / SISTE MANAGEMENTS OF COMPETITIVENESS OF YOUTH / DIRECTIONS OF PERFECTION OF CONTROL SYSTEMS OF COMPETITIVENESS OF YOUTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова О. А., Звездин А. В.

обосновывается необходимость совершенствования подходов к повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Исследуются отечественные и зарубежные подходы к управлению конкурентоспособности молодежи. Предлагается система мер, направленных на смягчение проблемы занятости данной категории населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

necessity of perfection under-courses to increase of competitiveness of youth on a labor market is proved. Domestic and foreign approaches to management competitivness of youth are followed. The system of the measures directed on softening of a problem of employment of the given category of the population is offered.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность молодежи на рынке труда: действительность, направления повышения»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА: ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ

О. А. Колесникова

Воронежский государственный университет А. В. Звездинская

Государственное учреждение Центр занятости населения «Молодежный» Поступила в редакцию 15 февраля 2011 г.

Аннотация: обосновывается необходимость совершенствования подходов к повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Исследуются отечественные и зарубежные подходы к управлению конкурентоспособности молодежи. Предлагается система мер, направленных на смягчение проблемы занятости данной категории населения.

Ключевые слова: молодежь, конкурентоспособность молодежи, служба занятости, рынок труда, молодежная политика занятости, система управления конкурентоспособностью молодежи, направления совершенствования системы управления конкурентоспособностью молодежи.

Abstract: necessity ofperfection under-courses to increase of competitiveness of youth on a labor market is proved. Domestic and foreign approaches to management competitivness of youth are followed. The system of the measures directed on softening of a problem of employment of the given category of the population is offered.

Key words: youth, competitiveness of youth, placement service, labor market, youth policy of employment, siste managements of competitiveness of youth, directions of perfection of control systems of competitiveness of youth.

Завершающийся экономический кризис неоднозначно сказывается на рынке труда. Возрастающей потребности в кадрах противостоит недостаток квалифицированной рабочей силы, работников, владеющих современными технологиями, оборудованием, обладающих стратегическим мышлением, умением оперативно и гибко реагировать на изменения в структуре производства и спроса на товары и услуги. Нуждается в совершенствовании система профессиональной подготовки и переподготовки населения, назрела крайняя необходимость в ориентации ее непосредственно на запросы хозяйственного комплекса страны.

В особо сложном положении оказалась молодежь. Являясь одной из наиболее многочисленных социально-демографических групп населения и главным источником пополнения трудовых ресурсов, от качественных характеристик которой зависит в конечном счете успешность проводимых реформ, она более других нуждается в защите от безработицы. Среди зарегистрированных безработных - каждый третий молодой человек. Ситуацию усугубляют отсутствие у многих востребуемых работодателями профессий, опыта активного поведения на рынке труда, мотивационных установок на получение

© Колесникова О. А., Звездинская А. В., 2011

специальностей производственного профиля, нередко завышенные требования к уровню заработной платы, иным социальным гарантиям, несопоставимые с полученными знаниями и умениями.

Мировой и отечественный опыт доказывают необходимость постоянной выработки мер, направленных на снижение остроты в сфере занятости молодежи, через повышение ее конкурентоспособности, предоставление возможности наиболее полного раскрытия трудового потенциала.

Анализ эволюции теоретических концепций в вопросах занятости населения, в том числе его молодежной составляющей, позволяет выделить основные этапы их развития: в теории - от либерального механизма саморегулирования до жесткого регулирования; в практике - от политики, направленной на ограничение предложения рабочей силы, к повышению общественной производительности труда путем выявления невостребованных способностей людей, вовлечения их в более эффективную систему разделения труда. В борьбе против безработицы акцент переносится с методов пассивного регулирования на меры активного характера. Одно из важнейших направлений, где эти усилия наиболее результативны, - совершенствование управления конкурентоспособностью молодежи.

ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. 2011. № 1

30*

В свете этого первостепенной задачей является предоставление приоритета активным направлениям молодежной политики занятости, в отличие от преобладающих на сегодня пассивных подходов, а также разработка специальной федеральной программы занятости молодежи, сбалансированной по направлениям развития системы рабочих мест, мотивационных устремлений к работе в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, экономическую самостоятельность страны, и источникам их финансирования.

Важным условием равновесия на молодежном рынке труда является также согласование интересов выступающих на нем сторон - наемных работников и работодателей. Отсюда главная задача этого процесса - ускорение перехода не занятой части молодых граждан с их нерастраченным трудовым потенциалом из получателей социальных выплат в виде пособий по безработице в производителей товаров и услуг, укрепляющих экономический потенциал территорий и повышающих наполняемость бюджетов всех уровней.

Основным звеном, осуществляющим управление занятостью в стране, согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации», выступают региональные службы занятости населения.

Исследование основных подходов российских региональных органов занятости и ряда зарубежных стран с развитой рыночной экономикой по повышению результативности в области занятости молодежи позволяет выделить отдельные направления совершенствования системы управления данным процессом, в основе которых уточнение функций подразделений системы занятости и ввод дополнительных, ориентированных на расширение возможностей обеспечения молодых кадров рабочими местами.

С учетом их, а также собственных наработок областной службы занятости, в том числе авторов статьи, в течение ряда лет был реализован комплекс мер, оказывающих наибольшее влияние на рост конкурентоспособности молодого поколения, систематизированных по следующим направлениям.

1. Организационные:

- ввод молодежного центра занятости;

- формирование в структуре молодежного центра занятости информационно-ресурсного центра, занятого обслуживанием выпускников общеобразовательных учебных заведений и студентов всех форм профессионального обучения;

- создание информационно-консультативных пунктов в высших и средних профессиональных учебных заведениях;

- включение в функциональные обязанности всех подразделений областной службы занятости, районных, городских центров занятости направлений по работе с молодежью;

- проведение специальных ярмарок вакансий, рассчитанных на молодежную категорию населения.

2. Информационное (основывающееся на результатах исследований высокой значимости своевременной информированности молодежи о потребности экономики региона в кадрах, возможностях получения соответствующего профессионального образования, позволяющего наиболее активной части указанных граждан решать проблему роста конкурентоспособности и затем трудоустройства, не прибегая к услугам службы занятости):

- подготовка справочно-информационных материалов, касающихся возможностей трудоустройства молодежи, в том числе за пределами Воронежской области;

- концентрация усилий информационно-ресурсного центра на оказании услуг гражданам от 14 до 29 лет;

- консультирование выпускников школ по вопросам выбора профессии и построения карьеры;

- постоянное информирование школьников, учащихся высших и средних профессиональных учебных заведений об услугах, оказываемых органами службы занятости;

- обеспечение свободного самостоятельного доступа молодежи к информационным банкам вакансий рабочих мест и учебно-курсовой сети;

- информирование о лицензионных фирмах, занимающихся трудоустройством населения.

Областная подсистема информационного обслуживания системы управления занятостью молодежи имеет структуру, представленную на рис. 1.

3. Образовательное (исходя из того, что наибольшие сложности в обеспечении своей занятости испытывают получившие профессии, пользующиеся слабым спросом у работодателей, либо узкого профиля, а также длительно не работавшие, утратившие прежние навыки):

- ориентация и помощь не имеющим профессиональной подготовки в получении ее по полным образовательным программам в системе начального, среднего и высшего профобразования;

- расширение диапазона рабочих профессий, осваиваемых безработной молодежью, потребность в которых ощущается наиболее остро;

- усовершенствование отбора желающих для обучения основам организации собственного дела;

Рис. 1. Подсистема информационного обслуживания молодежи

- организация стажировки незанятой молодежи (до 20 лет), имеющей начальное и среднее профессиональное образование с выплатой части причитающейся зарплаты службой занятости.

4. Профориентационное (на основе существования четкой закономерности - уровень трудоустройства и последующая закрепляемость на рабочем месте и продвижение по службе существенно выше, а продолжительность безработицы заметно ниже среди тех, кто в свое время был правильно сориентирован на выбор профессии в отличие от выбравших ее случайно):

- увеличение до 30 % числа охватываемых молодых безработных углубленной профдиагнос-тикой;

- развитие направления, связанного с коррекцией психологического состояния и снятием психологических стрессов, вызванных потерей работы;

- модификация программы «Шаг в профессию», с целью усиления ее направленности на выработку мотивации к получению рабочих производственных профессий, в которых остро нуждаются промышленные предприятия области;

- внедрение программы психологической поддержки выпускников школ при подготовке к экза-

менам для поступления в профессиональные учебные заведения;

- организация системы оказания профориентационных и психологических услуг молодежи, проживающей в сельской местности.

5. Трудообеспечение.

Исследования проблем организации и резервов трудоустройства молодежи показали их многофакторный характер, в том числе зависящий от скоординированности действий целого ряда субъектов - службы занятости, работодателей, самих молодых людей, учебных заведений, организаций, способствующих трудоустройству, и др. Их взаимодействие реализовано в рамках развивающейся подсистемы трудоустройства молодых безработных. Базовым ее звеном стал специализированный Воронежский молодежный городской центр занятости населения, оказывающий адресную помощь различным категориям молодежи в вопросах занятости, воздействия на процессы, происходящие на молодежном рынке труда, снижения остроты проблемы безработицы (рис. 2).

Молодежный центр занятости является на сегодня единственным в России специализированным учреждением такого рода, оказывающим молодым людям комплекс необходимых услуг по повышению конкурентоспособности по обеспечению трудоуст-

Рис. 2. Организационная структура Воронежского молодежного городского центра занятости

ройства. Отличительная особенность его организационной структуры от других центров занятости состоит в расширении звеньев, оказывающих наибольший эффект на трудообеспеченность данной категории населения. Создание центра позволило выделить молодежный поток из общего числа обращающихся в службу занятости, внедрить специальные технологии и методики, рассчитанные именно на молодежь, повысить качество работы с ней на основе профилирования по группам - школьники, студенты, выпускники учебных заведений, высвобожденные работники, а также по показателям конкурентоспособности и трудовых мотиваций. Не менее важен и психологический аспект, заключающийся в предупреждении

Воронежский государственный университет Колесникова О. А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и основ управления

E-mail: etioy@econ.vsu.ru Тел.: 8 (473) 266-54-72

Государственное учреждение Центр занятости населения «Молодежный»

Звездинская А. В., директор E-mail: etioy@econ.vsu.ru Тел.: 8 (473) 254-50-69

негативного влияния на данную категорию граждан, имеющую повышенный ресурс трудовых устремлений, со стороны длительно безработных и уклоняющихся от трудоустройства.

В целом с момента формирования усовершенствованной системы повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда объем трудоустройства в г. Воронеже вырос в 4 раза, направленных на профобучение - в 5 раз. Удельный вес трудоустроившихся, в том числе после прохождения профподготовки, возрос почти наполовину. Отсюда уровень трудоустройства молодых клиентов службы занятости превысил 60 %-ный уровень, в 2 раза уменьшилась средняя продолжительность безработицы.

Voronezh State University

Kolesnikova O. A., Doctor of Economic Sciences, Professor of the Labor Economics and Management Department

E-mail: etioy@econ.vsu.ru Теї: (473) 266-54-72

Official Body the Center of Employment of the Population «Youth»

Zvezdinskaya A. V., Director E-mail: etioy@econ.vsu.ru Теї: 8 (473) 254-50-69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.