Научная статья на тему 'Конкурентоспособность машиностроительных предприятий Омской области и образование интегрированной хозяйственной структуры'

Конкурентоспособность машиностроительных предприятий Омской области и образование интегрированной хозяйственной структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / MACHINERY CONSTRICTION / COMPETITIVENESS / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Татьяна Викторовна

Cтатья посвящена описанию сложностей машиностроительного комплекса Омской области и конкурентным преимуществам омских предприятий. Конкурентоспособность омских предприятий машиностроения может быть повышена путем вступления в интегрированную хозяйственную структуру. В то же время создание интегрированной хозяйственной структуры основано на соблюдении ряда условий и на обоснованном выборе претендентов для интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES OF OMSK REGION AND FORMATION OF INTEGRATED ECONOMIC STRUCTURE

The article is devoted to the problems of machine-building complex of Omsk region and to the competitive advantages of omsk enterprises. Competitiveness of machine-building enterprises of Omsk region may be risen by entry into integrated economic structure. In the same time creation of integrated economic structure is based on observance of conditions and on well-founded choice of candidates for integration.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность машиностроительных предприятий Омской области и образование интегрированной хозяйственной структуры»

УДК 334.75

Т. В. Иванова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского пр. Мира, 55А, Омск, 644077, Россия E-mail: Kuzn83@mail.ru

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ

Статья посвящена описанию сложностей машиностроительного комплекса Омской области и конкурентным преимуществам омских предприятий. Конкурентоспособность омских предприятий машиностроения может быть повышена путем вступления в интегрированную хозяйственную структуру. В то же время создание интегрированной хозяйственной структуры основано на соблюдении ряда условий и на обоснованном выборе претендентов для интеграции.

Ключевые слова: машиностроение, конкурентоспособность, регион.

Конкурентоспособность субъекта рыночных отношений заключается в умении воплощать в жизнь имеющиеся конкурентные преимущества. Предприятия омского машиностроения делают только первые шаги в деле образования и наращивания конкурентных преимуществ, а значит, и в повышении конкурентоспособности.

Цель работы состоит в выявлении трудностей, имеющихся на машиностроительных предприятиях Омской области, и в предложении создать интегрированную хозяйственную структуру на основе конкурентных преимуществ данных предприятий для решения проблем их функционирования.

Поставленная цель требует решения ряда задач.

Во-первых, акцентируем наше внимание на сложностях функционирования и проблемах, которые имеются на предприятиях машиностроительного комплекса Омской области.

Задача состоит в наглядном представлении существующих проблем с помощью статистических данных, иллюстрирующих состояние машиностроительного комплекса Омского региона.

Во-вторых, остановимся на конкурентных преимуществах омских предприятий машиностроения, которые необходимы для выбора предприятий при создании интегрированной хозяйственной структуры.

В-третьих, выясним, при каких условиях возможно создание интегрированной хозяйственной структуры для повышения конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса или для появления и развития тех конкурентных преимуществ, которых не было раньше или которые были недостаточно развиты.

В рамках решения первой задачи остановимся на проблемах функционирования предприятий машиностроительного комплекса Омской области.

1. На данный момент средний возраст работников на машиностроительных предприятиях составляет около 50 лет.

Среди проблем омских предприятий машиностроения нужно отметить слабую подготовку молодежи и низкую мотивацию молодого поколения для участия в создании конкурентоспособной продукции. Численность отделов и цехов предприятий сильно сократилась, снизилась квалификация работников.

Правда, на ОМО им. П. И. Баранова за 2008 г. появилось много молодых работников, а средний возраст работников предприятия снизился, и сейчас прилагаются все усилия к дальнейшему омоложению кадров.

Нужны новые кадры, подготовленные к работе на предприятиях ОПК специалисты. В Плане действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию региона на 2009 г. планируется значительное увеличение объема выпускаемой инновационной продукции. Однако такого роста нельзя достичь без обновления производственных кадров.

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Том 9, выпуск 4 © Т. В. Иванова, 2009

2. Нерешенность социальных проблем работников машиностроительных предприятий.

3. Малый объем инвестиций в производство машин и оборудования. Оборудование и станки на предприятиях машиностроения сильно устарели. На некоторых предприятиях машиностроения сейчас происходит обновление станочного парка, однако объем инвестиций очень мал. Количество инвестиций в основной капитал отражено в табл. 1.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности 1 (по «чистым» ОКВЭД, в фактически действовавших ценах)

2004 2005 2006 2007

А 1 2 3 4

Миллионов рублей

Инвестиции в основной капитал, всего 18 660,9 28 294,9 32 622,1 48 117,6

в том числе:

производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) 47,3 32,6 133,9 272,3

В процентах к итогу

Инвестиции в основной капитал, всего 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе: 0,3 0,2 0,4 0,6

производство машин и оборудования

1 Без субъектов малого предпринимательства. Таблица сост. по: [1].

Информация по видам экономической деятельности представлена в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД):

• по хозяйственным ОКВЭД - исходя из принадлежности организации к виду экономической деятельности;

• по «чистым» ОКВЭД - исходя из назначения основных фондов, в воспроизводство которых вложены инвестиции, т. е. той сферы экономической деятельности, где они будут функционировать.

За период с 2004 по 2007 г. инвестиции в производство машин и оборудования ежегодно возрастали, однако по отношению к остальным видам экономической деятельности прирост этот очень мал и составляет только 0,6 % от инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности (см. табл. 1).

4. Низкие темпы роста в машиностроительной отрасли.

В табл. 2 отображено изменение объемов производства по разным отраслям. Индексы изменения объемов производства можно сравнить по разным отраслям.

Таблица 2

Индекс производства в обрабатывающих отраслях Омской области за 2007 г. (в % к 2006 г., в скобках - аналогичный общероссийский показатель)

Машины и оборудование 107,0 (119,3)

Металлургическое производство и готовые металлические изделия 116,0 (102,0)

Транспортные средства и оборудование 117,6 (115,9)

Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 108,0 (109,0)

Электро- и электронное оборудование 126,3 (112,8)

Текстильное и швейное производство 154,0 (99,7)

* Таблица сост. по: [2].

Индекс промышленного производства - показатель динамики объема промышленного производства, определяемый в виде отношения текущего объема производства в денежном выражении к объему промышленного производства в предыдущем или другом базисном году.

Как видно из табл. 2, прирост везде выше, чем в среднем по России, за исключением выпуска машин и оборудования.

По ряду позиций положительная динамика вызвана строительным бумом, по темпам которого Омская область уже несколько лет подряд опережает все сибирские регионы. По этой же причине растет производство мебели, окон, дверей, других товаров, сопутствующих новосельям. А вот в машиностроении бума не наблюдается, предприятия развиваются благодаря включению в федеральные холдинги и поддержке властей.

5. Проблема малой инновационной активности предприятий машиностроения, а также проблема наличия высокоточных инструментов, так как новые уже не производят, а старые сильно изношены и не подлежат ремонту.

Инновационная активность организаций промышленного производства, в том числе по виду деятельности «производство машин и оборудования», представлена в табл. 3.

Таблица 3

Инновационная активность организаций промышленного производства по видам экономической деятельности

Удельный вес организаций,

Число организаций, осуществляющих осуществлявших технологиче-

технологические инновации ские инновации,

в общем числе организаций, %

2003 2004 2005 2006 2007 2003 2004 2005 2006 2007

Всего 19 17 17 29 24 5,5 4,2 5,0 5,6 6,9

Производство машин и оборудования 8 2 1 4 1 2,3 0,5 0,3 0,7 0,6

* Таблица сост. по: [1; 3].

За период с 2003 по 2007 г. число организаций, осуществляющих технологические инновации, росло по промышленному производству в целом, а в производстве машин и оборудования инновационная активность организаций заметно снизилась.

6. Наличие на машиностроительных предприятиях большого количества станков с ручным управлением.

Производительность труда на станках с ручным управлением гораздо ниже, чем на новых станках с программным управлением: если на старом оборудовании процесс изготовления корпуса для топливного насоса состоит из девяти операций, и партия изготавливается приблизительно три месяца, то на новых станках деталь можно изготовить за три с половиной часа.

Полномочный представитель Президента РФ А. Квашнин разделяет факторы, которые влияют на экономическое состояние машиностроительных предприятий, на внешние и внутренние. Внешние - это задержка с заключением государственных контрактов, вызванная рядом объективных причин, таких как реорганизация внутри Минобороны России, уточнение бюджетных назначений в рамках пересмотра госбюджета. Внутренние - потеря традиционных рынков сбыта и кооперативных связей, недостаточная техническая оснащенность и низкая производительность труда.

К числу негативных моментов относится также расчет предприятий в основном на государственный заказ. По словам А. Квашнина, такая позиция в корне неправильна. Любой сбой - перенос сроков конкурса по госзаказу или проигранный конкуренту конкурс - приводит к срыву на производстве, необходимости поиска сторонних источников финансирования и, в конечном счете, к социальным проблемам [4].

Остановимся на конкурентных преимуществах омских предприятий машиностроения. Это необходимо для подбора претендентов при создании интегрированной хозяйственной структуры.

Конкурентные преимущества омских предприятий:

1) сертификация системы качества и отдельных изделий способствует продаже продукции предприятия. Сертификация продукции играет большую роль на современном рынке. Так, например, на ОАО «ОмашКБ» (ОАО «Омское машиностроительное конструкторское бюро») освоение международных стандартов, сертификация системы качества и выпускаемой предприятием продукции способствуют заключению договоров со многими партнерами [5];

2) наличие у предприятий оригинальных технических решений и разработок, применяемых в производстве. Например, на ОАО «ОмашКБ» были созданы эффективные системы автоматического управления (САУ) двигателей для самолетов Як-38, Як-38М, Ан-71, самолета- амфибии А-40 [Там же]. Разработки омских ученых способны соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к микроэлектронике. Омский научно-исследовательский институт приборостроения участвует в пяти федеральных целевых программах технического перевооружения в радиоэлектронной промышленности страны, попутно решая проблему замещения импортных компонентов отечественными. Опыт коллектива в разработке собственных сверхбольших интегральных схем «Система на кристалле» для серийного производства аппаратуры позволил открыть в Омске Базовый центр проектирования. «Система на кристалле» Омского НИИ приборостроения познается в сравнении: раньше выпускались громоздкие схемы, сегодня они стали миниатюрные, сохранив те же технические параметры. Наши приборостроители стали также всемирно известны благодаря разработкам медицинской техники;

3) успешное применение разработок в военной технике для производства гражданской продукции. Технологии, которые применялись для выпуска спецтехники, затем нашли широкое применение в производстве гражданской продукции. Среди конверсионных направлений работы ОНИИП можно выделить сотрудничество с МЧС и гражданским флотом по обеспечению радиосвязью, а также выполнение спецзаказа «Транснефти» по охране нефтепроводов от несанкционированного доступа. Эту систему уже внедряют на самых трудных участках нефтепроводов. Акустические датчики системы позволяют в считанные минуты засечь повреждения магистралей и оперативно прекратить аварийную утечку или разбойный забор топлива.

Продолжают в ОНИИП и работу с системами ГЛОНАС и GPS. Так, руководство института вышло с предложением к ряду транспортных компаний по оборудованию автобусов и грузовых автомобилей специальными датчиками. Они позволят не только определять координаты на местности, но и передавать диспетчеру данные о состоянии загрузки транспорта, состоянии двигателя, об уровне топлива и самочувствии водителя. Руководством института принято решение участвовать и в реформировании ЖКХ. Инженеры ОНИИП разработали системы, которые позволяют в режиме онлайн снимать информацию о потреблении тепла, воды и газа в квартирах. Причем все данные могут автоматически анализироваться в диспетчерском пункте, все это позволит безошибочно начислять коммунальные платежи [6]. Производители машиностроительной продукции распространяют свои уникальные технологии в народном хозяйстве. Так, Омский НИИ двигателей уже давно щедро делится своей технологией ионно-плазменного напыления (используемой при упрочнении лопаток авиационных двигателей и режущего инструмента) с производителями гражданской продукции. Такие покрытия защищают купола Успенского кафедрального собора и даже стекла обычных очков. И теперь эти совершенные технологии нашли применение в упрочнении рабочих органов сельскохозяйственных агрегатов, которые после нанесения покрытия служат значительно дольше [7. С. 47];

4) обслуживание и совершенствование производимой продукции. Например, на ОАО «ОМашКБ» обеспечивается обслуживание и совершенствование находящихся в эксплуатации САУ газотурбинных двигателей летательных аппаратов, судов и наземной техники;

5) наличие опытных руководителей, способных сплотить коллектив для решения производственных задач;

6) активное использование зарубежного опыта в отечественной промышленности. Например, реализация конкретных предложений по использованию опыта США способствовала совершенствованию производства авиадвигателей и агрегатов на ОАО «ОмашКБ»;

7) функционирование учебно-производственных центров на омских предприятиях машиностроения. В Омской области на базе ОАО «Омскагрегат» создан учебно-производственный центр «Высокие технологии машиностроения». Для центра закуплено современное высокотехнологичное учебное оборудование, обучение проводят высококлассные специалисты. Подобные учебные центры уже действуют или формируются и в других про-мышленно развитых городах Сибири - Барнауле, Новосибирске, Красноярске, Кемерово и др.

В перспективе в машиностроительном комплексе будут созданы учебно-производственные центры:

а) в НПО «Мир» по автоматизированным системам управления;

б) в ОМО им. Баранова - по технологиям машиностроения;

г) в НИИ приборостроения - по нанотехнологиям в электронике;

д) в ПО «Полет» - по микро- и нанотехнологиям в области ракетно-космической техники;

е) на заводе им. Козицкого - по микро- и нанотехнологиям в радиоэлектронике;

8) сотрудничество с ведущими техническими вузами региона. Довольно показателен пример взаимоотношения Омского государственного технического университета (ОмГТУ) с заводом им. Козицкого. В ОмГТУ были созданы структуры, которые сегодня активно сотрудничают с омскими предприятиями. В качестве примеров можно привести недавно открывшийся машиностроительный ресурсный центр, некоммерческое партнерство нано-и микротехнологий в области ракетостроения и открывающийся осенью 2009 г. ресурсный центр радиоэлектроники и приборостроения. Эти центры являются основой для будущих НИИ. Они способны своими силами разрабатывать, например, системы для малых космических спутников и осваивать целые направления в прикладной науке.

Есть еще ряд преимуществ предприятий омского машиностроения.

1. Безупречная ответственность при реализации технических заданий и деловой этикет.

2. Напряженный и самоотверженный творческий труд специалистов машиностроения.

3. На предприятиях есть работники-ветераны, проработавшие на производстве много лет и внесшие значительный вклад в его развитие.

При создании интегрированной хозяйственной структуры смотрят прежде всего на отраслевую принадлежность предприятия, на состав и номенклатуру продукции. Среди конкурентных преимуществ омских предприятий машиностроения самыми первыми преимуществами, на которые обращают внимание при подборе претендентов для создания интегрированной хозяйственной структуры, являются: пространственное размещение, объем производства и структура издержек, уровень цен и качества, уровень выполнения договорных обязательств, а также наличие оригинальных разработок.

С. В. Дохолян и В. З. Петросянц при выборе потенциальных участников ИХС по предприятию-претенденту дополнительно предлагают собрать следующую информацию:

1) уставный капитал и распределение собственности;

2) объем производства и прибыль в динамике;

3) финансовая устойчивость потребителей и поставщиков;

4) возрастной и технологический состав основных производственных фондов;

5) характер сбытовых операций [8].

Теперь настал черед выяснить условия, при которых возможно создание интегрированной хозяйственной структуры. Для этого определимся с самим понятием «интегрированная хозяйственная структура».

Взаимодействие предприятий в рыночной экономике нередко приводит к их объединению на фоне усиливающейся конкуренции. Однако руководители не спешат проводить слияния или полностью объединяться, чтобы не потерять контроль над своими компаниями. Каждое предприятие стремится сохранить самостоятельность и статус юридического лица. Возникают нежесткие объединения самостоятельных юридических лиц. В настоящее время специалисты так и не выработали общепринятого определения для обозначения таких объединений.

Авторы используют различные термины, например, «интегрированная корпоративная структура», «интегрированная бизнес-группа».

По мнению Е. В. Потапцевой, интегрированная корпоративная структура - это группа компаний, построенная на принципах согласования имущественных отношений, которая обладает определенным внутренним иерархическим строением [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие «интегрированная бизнес-группа» (ИБГ) было введено Я. Ш. Паппэ в знаменитом труде «Олигархи: Экономическая хроника, 1992-2000», где автор дает такое определение: «это некоторая совокупность экономических агентов (иначе - совокупность юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность), которая обладает следующими характеристиками.

1. Хотя бы часть агентов, образующих эту совокупность, являются коммерческими организациями, т. е. их деятельность определяется критериями экономической эффективности.

2. Между агентами существуют регулярные взаимосвязи, более тесные, чем просто рыночные.

3. Существует некоторый центр принятия ключевых решений, обязательных для всех агентов данного целого» [10].

Д. С. Львов понимает под интегрированной бизнес-группой совокупность предприятий и организаций с действующим на регулярной основе координационным центром. При этом координация действий такой совокупности выходит за рамки обычных контрактов на рынках товаров и заемного капитала, но происходит при сохранении статуса партнеров по группе как отдельных хозяйственных субъектов (юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий и организаций) [11].

Итак, оба автора в качестве ведущих признаков ИБГ выделяют наличие самостоятельных участников, объединенных с целью повышения эффективности, и наличие центра принятия решений и координации деятельности группы.

Представляется, что наиболее подходящим для обозначения рассматриваемых объединений будет понятие «интегрированная хозяйственная структура», так как анализируются предприятия производственной сферы.

К интегрированным хозяйственным структурам (ИХС) можно отнести всевозможные объединения предприятий - от конгломератов до промышленных ассоциаций и сетей.

В литературе очень редко встречается определение понятия «интегрированная хозяйственная структура». Собственное определение для интегрированной хозяйственной структуры дает В. А. Ельшин, по мнению которого, интегрированная хозяйственная структура - это объединение хозяйствующих субъектов, образованное комбинированием различных стадий научно-производственной цепочки (научные исследования - технологические разработки -производство - маркетинг - сбыт - обслуживание) и различных технологических циклов, имеющее единую систему материально-финансовых, информационно-аналитических, производственно-технологических, административно-управленческих потоков и реализующее свои преимущества в форме интегрированного промышленного капитала, обладающего экономической властью на рынке производимых товаров и услуг [12].

Анализ различных авторских подходов к понятию «интегрированная хозяйственная структура» позволяет дать собственное определение на основе институционального подхода.

Интегрированные хозяйственные структуры - это рыночные структуры, которые образуются путем объединения самостоятельных хозяйствующих субъектов, в основе интеграции которых лежит система долгосрочных договоров о сотрудничестве, и имеют устойчивые, но гибкие связи между участниками, позволяющие повысить уровень конкурентоспособности входящих в структуру.

ИХС - это объединения более жесткие, чем промышленные сети, и менее жесткие, чем вертикально интегрированные фирмы.

Создание ИХС поможет преодолеть сложности, которые сегодня отмечаются на омских предприятиях, и частично устранить имеющиеся недостатки деятельности этих предприятий.

На наш взгляд, создание ИХС главным образом необходимо для того, чтобы восполнить отсутствие некоторых конкурентных преимуществ у одних машиностроительных предприятий теми конкурентными преимуществами, которые есть и хорошо развиты у других.

Условия, при которых возможно создание интегрированной хозяйственной структуры:

1) взаимное понимание сторонами необходимости интеграции или заинтересованность сторон, подкрепленные экономической целесообразностью совместного функционирования;

2) наличие долгосрочных отношений между объединяющимися предприятиями;

3) уверенность партнеров по бизнесу в порядочности другого партнера;

4) отсутствие противоречий между объединяющимися сторонами;

5) преодоление барьеров для образования интегрированной структуры.

В настоящее время предприятия омского машиностроения входят или уже вошли в крупные холдинги, указ о создании которых был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.

Создание федеральных вертикально-интегрированных структур в машиностроении необходимо государству на данном этапе в целях рационализации выделяемых бюджетных средств на поддержку ВПК страны в целом. Однако есть и оборотная сторона медали. А именно: неясно пока, каким образом будут распределены полномочия внутри холдинга: не возникнут ли конфликты и разногласия на местах и в центре. Кроме того, на предприятиях, осуществляющих госзаказ, строго ограничены возможности диверсификации. Иными словами, предприятие связано полученным заказом и не может расширять номенклатуру производства: скажем, уменьшить долю военной продукции и увеличить долю гражданской. Проблема состоит и в том, что государство является единственным покупателем продукции. В случае переориентации или смены стратегических приоритетов деятельности Правительства первый удар примут на себя предприятия, работающие на госзаказ. Субъекты, ограниченные в своей самостоятельности, рискуют оказаться в бедственном положении ввиду того, что являются отдельными составляющими цельной системы и на них неизбежно отразится сбой в какой-либо из ее частей.

На крупных государственных предприятиях эффективность деятельности, как правило, снижается по сравнению с эффективностью частных компаний. Выигрывают госпредприятия на том, что им реже приходится изменять выпускаемую продукцию, а также выигрывают на эффекте масштаба.

Плюс пребывания в вертикально-интегрированной госструктуре состоит в уменьшении зависимости от поставщиков и сбытовых структур, а это приводит к снижению цены на конечный продукт. На преимуществах холдингов подробно останавливаться не будем, так как создание федеральных холдингов уже говорит о том, что преимущества эти хорошо освещены и предпочтение отдано их реализации.

Отдельно остановимся на недостатках холдингов:

1) участники холдингов - это взаимозависимые лица;

2) ограничение автономии в принятии решений в органах руководства зависимых предприятий и недостаточная информированность подотчетных предприятий;

3) в результате централизации возникают новые процедуры регламентации, которые ограничивают способность оперативных единиц в принятии решений и действиях;

4) интеграция большого количества управляющих делами дочерних предприятий ведет к усложнению структуры;

5) необходимо создание подразделения для осуществления координации работы дочерних предприятий и достижения высокой степени согласования работы всего холдинга;

6) затруднено оперативное управление;

7) холдинговые концепции обнаруживают налоговые и финансово-экономические недостатки в сравнении с концепцией «самостоятельного предприятия». В самостоятельном предприятии убытки юридически несамостоятельного отдела могут без последствий погашаться прибылями другого юридически несамостоятельного отдела. «Налоговое единство» холдинговой концепции должно достигаться специальными конструкциями гражданского права с тем, чтобы получить приблизительно одинаковое налогообложение по сравнению со структурой единого предприятия;

8) недостаток холдинга, связанный с привлечением заемных средств и функцией финансирования. Чистый холдинг - это холдинг, который только держит доли участия и при известных условиях управляет ими. Основным кредитным обеспечением чистого холдинга являются долевые участия, которые менее удобны для оценки, чем земельные участки, здания и т. д.;

9) территориальное рассредоточение объектов;

10) снижение мотивации руководителей предприятия ввиду меньшей самостоятельности;

11) сложности с внедрением единой корпоративной культуры на всех предприятиях и с реализацией единой стратегии;

12) возможно увеличение издержек производства внутри холдинга по сравнению с передачей производства на аутсорсинг.

Итак, имеются недостатки функционирования холдингов, к которым можно отнести потерю самостоятельности, усложнение структуры и управления. Создание интегрированной хозяйственной структуры может выступать как возможный оптимальный вариант при изменении целей и задач объединения, так как интегрированная хозяйственная структура является более мягким объединением, чем холдинг, и предприятия сохраняют свою самостоятельность в рамках такой группы.

Выделим преимущества осуществления деятельности внутри интегрированной хозяйственной структуры:

1) укрепление или восстановление технологической цепочки от добычи сырья до выпуска готовой продукции;

2) возможность восстановления кооперационных связей между партнерами или создания новых тесных хозяйственных отношений;

3) повышение согласованности действий предприятий внутри ИХС;

4) диверсификация риска между членами ИХС;

5) создание условий для более целесообразного разделения труда внутри предприятия, что способствует внедрению наиболее производительного оборудования, прогрессивных технологий.

Следовательно, предприятия получают комплекс преимуществ, связанный с осуществлением деятельности внутри структуры, и в то же время многие вопросы решают автономно от центрального элемента структуры.

В Омской области наиболее вероятно создание промышленной интегрированной хозяйственной структуры в машиностроительной отрасли, так как предприятия остальных отраслей либо уже входят в состав интегрированных структур, либо отсутствуют предпосылки для создания таких структур.

В Омской области в машиностроительной отрасли есть два предприятия, которые наиболее близки к объединению в ИХС: на основе ОАО «АК «Омскагрегат» и ОАО «ОмашКБ» может быть создана горизонтально-интегрированная хозяйственная структура. Эти предприятия сотрудничают на основе долгосрочных договоров, проводят совместные научно-исследовательские работы, обмениваются опытом, осуществляют совместные проекты. Необходимо отметить, что оба предприятия являются звеньями единой технологической цепочки: ОАО «ОмашКБ» занимается проектированием авиационных двигателей, изготавливает к ним некоторые детали, а ОАО «АК «Омскагрегат» осуществляет сборку самих двигателей. Производство авиационных двигателей - это то направление, по которому возможна интеграция. Очень важным также является то, что руководство этих предприятий осознает необходимость интеграции в той или иной степени и выражает заинтересованность в объединении.

Таким образом, предприятия машиностроительного комплекса Омской области только начинают поступательное развитие благодаря поддержке властей, но по некоторым параметрам отстают от машиностроительных предприятий по стране. Это выражено в низкой конкурентоспособности машиностроительного комплекса Омской области, что обусловлено тяжелым состоянием, в котором оказались предприятия в результате всеобщей либерализации и сопутствующих процессов. Это предопределяет образование различных интегрированных структур, и в то же время при выборе типа интеграции необходимо ориентироваться на преимущества и недостатки функционирования предприятий внутри таких структур.

Список литературы

1. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб.: в 2 ч. / Омскстат. Омск, 2007. Ч. 2. 437 с.

2. Спиридонов И. Регион устойчивого развития // Омская индустрия. 2008. № 1. С. 12-13.

3. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб.: в 2 ч. / Омскстат. Омск, 2008. Ч. 2. 432 с.

4. Квашнин А. Новости ВПК и военно-технического сотрудничества: Обзор по материалам СМИ № 21 (29 мая - 5 июня 2009 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfit.ru/defensive/obzor/ob05-06-09-1.html.

5. Флаум Л. Шаги к признанию. Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. 274 с.

6. Березовский В. Перспективные разработки ОНИИП // Омская индустрия. 2009. № 2. С.14-15.

7. Вернисаж на промышленную тематику // Омская индустрия. 2009. № 1 (23). С. 45-47.

8. Дохолян С. В., Петросянц В. З. Региональные интегрированные корпоративные структуры / Ин-т соц.-экон. исслед. ДагНЦ РАН. М.: Наука, 2008. 291 с.

9. Потапцева Е. В. Эффективность построения интегрированных корпоративных структур: Автореф. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2008. 24 с.

10. Паппэ Я. Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992-2000. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 232 с.

11. Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. акад. Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001. 318 с.

12. Ельшин В. А. Интегрированные хозяйственные структуры и их формирование в наукоемких отраслях экономики России: Дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2006. 154 с.

Материал поступил в редколлегию 04.08.2009

T. V. Ivanova

COMPETITIVENESS OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES OF OMSK REGION AND FORMATION OF INTEGRATED ECONOMIC STRUCTURE

The article is devoted to the problems of machine-building complex of Omsk region and to the competitive advantages of omsk enterprises. Competitiveness of machine-building enterprises of Omsk region may be risen by entry into integrated economic structure. In the same time creation of integrated economic structure is based on observance of conditions and on well-founded choice of candidates for integration.

Keywords: machinery constriction, competitiveness, region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.