Научная статья на тему 'Конкурентоспособность как одно из направлений маркетинга предприятия'

Конкурентоспособность как одно из направлений маркетинга предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / МАРКЕТИНГ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРИБОРОСТРОЕНИЕ / COMPETITIVENESS / SCIENCE / TECHNOLOGY / MARKETING / ENTERPRISE / METHODS / INSTRUMENTATION / OPTICAL MANUFACTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молькин Игорь Павлович, Грицкевич Ольга Владимировна

В статье рассмотрено одно из направлений маркетинга конкурентоспособность продукции, описаны эффективные направления, способствующие улучшению конкурентоспособности предприятия на рынке. Подняты вопросы актуальности данной темы, рассмотрены пути ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молькин Игорь Павлович, Грицкевич Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AS ONE OF THE AREAS OF THE MARKETING BUSINESS

The article considers one of directions of marketing competitiveness, efficiency was identified as to direction, contribute to the improvement of enterprise competitiveness in the market. The issues raised of relevance of the topic, identified the ways of its solution.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность как одно из направлений маркетинга предприятия»

УДК 339.137.2

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ

Игорь Павлович Молькин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры наносистем и оптотехники, тел. (953)785-25-86, e-mail: STR-CS@mail.ru

Ольга Владимировна Грицкевич

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры управления бизнес-процессами, тел. (913)902-21-32, e-mail: grickevich_ov@ngs.ru

В статье рассмотрено одно из направлений маркетинга - конкурентоспособность продукции, описаны эффективные направления, способствующие улучшению конкурентоспособности предприятия на рынке. Подняты вопросы актуальности данной темы, рассмотрены пути ее решения.

Ключевые слова: конкурентоспособность, продукция, технологии, маркетинг, предприятие, приборостроение.

COMPETITIVENESS AS ONE OF THE AREAS OF THE MARKETING BUSINESS

Igor P. Molkin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., undergraduate of the Department of Nanosystems and Optical Engineering, tel. (953)785-25-86, e-mail: STR-CS@mail.ru

Olga V. Gritskevich

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., associate Professor of the Department of Management of Business Processes, tel. (913)902-21-32, e-mail: grickevich_ov@ngs.ru

The article considers one of directions of marketing - competitiveness, efficiency was identified as to direction, contribute to the improvement of enterprise competitiveness in the market. The issues raised of relevance of the topic, identified the ways of its solution.

Key words: competitiveness, science, technology, marketing, enterprise, methods, instrumentation, optical manufacturing.

Одной из наиболее важных современных проблем для любого предприятия является обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для отечественных предприятий решение этой проблемы становится особенно актуальным в связи с тем, что отрицательные последствия, проведенных в 90-е годы реформ экономики, сильно ослабили их позиции на зарубежных и внутренних рынках. Посредственное положение основных фондов и завышенные затраты на производство не дают еще многим предприятиям успешно решать эту задачу. Так как предприятия приборостроения пережили тяжелый кризис

в течение последних десятилетий, который не мог не сказаться на применяемых технологиях и конкурентоспособности, то проблема ее повышения играет большую роль для Российской экономики.

Основной целью настоящей статьи является рассмотрение понятия конкурентоспособности, как одного из важнейших направлений маркетинга, а также основной движущей силы развития ключевых субъектов экономики и повышения эффективности деятельности приборостроительных предприятий.

Конкурентоспособность выпускаемой продукции можно определить как наличие конкурентных преимуществ, либо наиболее полное удовлетворение запросов потребителей продукции по сравнению с аналогичной продукцией.

В сложившейся ситуации для повышения конкурентоспособности своей продукции предприятия должны разрабатывать новые технологии и вводить в эксплуатацию новое технологическое оборудование, анализировать внутренние и внешние рынки, проводить маркетинговые исследования, изучать собственные возможности, уязвимые стороны и слабые стороны конкурентов, а также воздействовать на свою конкурентоспособность и определять основную стратегию ее развития.

Кроме того, в условиях современной рыночной экономики, приборостроительное предприятие, поставляющее свою продукцию, как на внешний, так и на внутренний рынок, не может долгое время занимать лидирующие позиции, полагаясь в своем пути развития только на показатели конкурентоспособности, не учитывая качество и издержки аналогичной продукции, выпускаемой за рубежом.

При выходе на новый рынок сбыта своей продукции, принятии решения об увеличении производимой продукции или ее сокращении, осуществлении инвестиций в целях обновления технологического оборудования или модернизации производимой продукции также требуется не только оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции, но и производящего ее предприятия. В связи с этим, руководители приборостроительных предприятий должны быть постоянно озабочены решением проблемы конкурентоспособности.

Выделяют несколько методов повышения конкурентоспособности продукции предприятия:

- повышение объемов реализации продукта. В соответствии с данным методом решается ряд задач, среди которых одной из важнейших является задача определения объема реализации продукта, необходимого для обеспечения безубыточной производственной деятельности;

- повышение качества выпускаемого продукта. Решение проблемы качества выпускаемой продукции поднимет имидж предприятия у потребителей, способствует выходу на новый рынок, а также будет основой для максимизации прибыли;

- уменьшение затрат. Это зарекомендованный, старый и наиболее изученный метод повышения конкурентоспособности. В таком случае в выгодной позиции будет находиться то предприятие, которое после проведения определенного комплекса мероприятий достигнет меньших затрат, чем у конкурентов;

- бенчмаркинг. Это систематический и постоянный поиск, изучение новейших разработок конкурентов, постоянное сравнение ожидаемых результатов и изменений стратегии бизнеса с разработанной эталонной моделью. После изучения полученных сведений обеспечивается поддержка системы регулярного повышения эффективности деятельности.

Большое значение в решении проблемы повышения конкурентоспособности приборостроительных предприятий имеет отдача при использовании ресурсов. Анализируя ресурсоотдачу всех, используемых в приборостроительном производстве ресурсов можно определить ряд направлений обеспечения конкурентоспособности предприятий.

Повышение устойчивости, работоспособности и эффективности приборостроительных предприятий в рыночных условиях в нашей стране нуждается в новых стратегических подходах к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность деятельности предприятия в современных условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной конкурентной стратегии. Именно стратегия конкуренции задает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Макроносов А. Г., Маврина И. Н. Конкуренция и конкурентоспособность : учеб. пособие. - Е. : Урал, 2012. - 170 с.

2. Маслова Т. Д., Божук С.Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг. - СПб. : Питер, 2014. - 295 с.

3. Румянцева З. П., Саломатина Н. А. Менеджмент организации : учеб. пособие. - М. : Инфра-М, 2013. - 420 с.

4. Котлер Ф. А. Управление маркетингом : учеб. пособие. - М., 2012. - 170 с.

5. Царев В. В., Кантарович А. А., Черныш В. В. Оценка конкурентоспособности предприятия (организаций) : учеб. пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 799 с.

© И. П. Молькин, О. В. Грицкевич, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.