Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 10PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ковалевская Е.В. Конкурентоспособность и уровень социально-психологической адаптации у студентов, осваивающих «помогающие» профессии // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kovalevskaya E.V. (2019). Competitiveness and level of social and psychological adaptation in students learning "helping" professions. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/10PSMN319.pdf (in Russian)
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ и Администрации Псковской области «Конкурс проектов 2018 года фундаментальных научных исследований, проводимый РФФИ совместно с субъектами Российской Федерации» (проект № 18-413-600001)
УДК 159.99 ГРНТИ 15.41.21
Ковалевская Екатерина Владимировна
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологический наук E-mail: summereal@gmail.com РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=690814
Конкурентоспособность и уровень социально-психологической адаптации у студентов, осваивающих «помогающие» профессии
Аннотация. Данная статья рассказывает о результатах эмпирического исследования конкурентоспособности и уровня социально-психологической адаптации у студентов, осваивающих помогающие профессии. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современных социально-экономических условиях специалист в поисках работы сталкивается с высокой конкуренцией на рынке труда, что вынуждает его представлять все свои преимущества по сравнению с другими соискателями данного рабочего места. Кроме того, высока востребованность специалистов сферы «человек-человек», работа которых предполагает постоянное взаимодействие с клиентами. Все это требует хорошей адаптации к сложившейся ситуации и умений показать себя в наилучшем свете. В статье рассказывается не только о степени выраженности этих психологических явлений у студентов, осваивающих помогающие профессии, но и приводятся результаты сравнительного анализа конкурентоспособности студентов с разными уровнями социально-психологической адаптации.
Выборку исследования составили студенты Псковского государственного университета в количестве 188 человек, обучающиеся на направлениях: психология, педагогическое образование, социальная работа, специальное дефектологическое образование.
Установлено, что большинство студентов обладает достаточным уровнем конкурентоспособности. Наиболее выраженными показателями социально-психологической адаптации являются принятие себя, других и проблем, самодетерминация и активность, гибкость и саморазвитие. При этом у студентов с более высоким уровнем
конкурентоспособности более выражены такие показатели социально-психологической адаптации, как самопринятие и самодетерминация и активность.
Несмотря на это, установлено, что около трети студентов обладают выраженной дезадаптивностью, что свидетельствует о необходимости проведения с ними психопрофилактических мероприятий.
Ключевые слова: конкурентоспособность; конкуренция на рынке труда; помогающие профессии; социально-психологическая адаптация
Введение
Современные социально-экономические условия создают весьма напряженную ситуацию на рынке труда. Молодому специалисту, только что окончившему учреждение профессионального образования, в процессе трудоустройства приходится сталкиваться с высокой конкуренцией за желаемое место. Занять лидирующие позиции в этой борьбе можно только, обладая сформированными профессиональными компетенциями, а также определенными личностными особенностями, свойствами, и адаптационными способностями. Данная проблема стоит особенно остро в сфере «помогающих» профессий (педагоги, психологи, юристы, врачи, социальные работники), так как профессии сферы «человек-человек» стоят на втором по востребованности месте после профессий сферы «человек-техника».
Цель данного исследования состоит в определении конкурентоспособности и уровня социально-психологической адаптации студентов, осваивающих «помогающие» профессии. Реализация данной цели позволит уже на этапе обучения в вузе установить проблемные зоны в выраженности данных психологических образований у обучающихся и выделить направления психологической работы по формированию необходимых личностных особенностей.
Обзор литературы
Проблемы конкурентоспособности и социально-психологической адаптации являются достаточно актуальными для современной психологии, тогда как вопрос о взаимосвязи данных психологических явлений изучен еще недостаточно. Те или иные аспекты данной взаимосвязи рассматриваются в исследованиях А.А. Быченковой, Ю.Э. Мамедова, С.А. Петруновой, Н.В. Усовой, С.С. Фоминой, M. Borchert, W.G. Graziano, E.S. Hobfoll и др. При этом большинство исследователей делают акцент на изучении факторов конкурентоспособности и адаптации различных категорий респондентов в ситуации конкуренции на рынке труда.
Так значимая часть авторов указывает на то, что конкурентоспособность является ресурсом успешной адаптации в сложных социальных условиях (Миляева, 2012 [3]; Петрунова, 2009 [4]; Borchert, 2002 [6]; Hobfoll, 2002 [9]).
Н.В. Усова полагает, что и адаптационная способность, и конкурентоспособность являются универсальными профессионально и социально значимыми качествами [5].
K.A. Hojecki указывает, что конкурентоспособность является частью личности и представляет собой желание победить в межличностных ситуациях, которые возникают на всех этапах жизненного пути [8]. При этом важным источником конкурентоспособности являются механизмы социального сравнения. Также данный исследователь подчеркивает распространенность конкуренции в процессе карьерного продвижения. Конкурентоспособные личности характеризуются более высоким уровнем удовлетворенности работой, приверженности к организационной культуре, преданности. K.A. Hojecki подчеркивает
важность именно здоровой конкуренции, что показывает необходимость анализа субъектом того, насколько оправданной будет борьба в каждой конкретной ситуации.
Исследования О.А. Клюевой установили, что показатели конкурентоспособности во многом пересекаются с личностными характеристиками, участвующими в процессе социально-психологической адаптации: гибкость, позитивное отношение к себе и к другим, общительность, компетентность [2].
И.А. Бобыкина указывает, что перед современным образованием стоит задача в формировании компетентной личности, способной эффективно функционировать в сложных социально-экономических условиях [1]. Это подтверждает факт того, что именно на этапе профессионального обучения необходимо уделять внимание развитию конкурентоспособности у обучающихся.
Таким образом, и конкурентоспособность и социально-психологическая адаптация личности являются важнейшими условиями успешного функционирования субъекта в процессе карьерного продвижения.
Методология
На основе теоретического анализа проблемы исследования была сформулирована его методологическая основа. В нее вошли следующие подходы и теории:
• принцип системно-структурного подхода к изучению личности (А.Л. Журавлев, А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.);
• общепсихологические подходы к пониманию конкурентоспособности личности (K.A. Hojecki, Л.М. Митина);
• общепсихологические подходы к социально-психологической адаптации (R.K. Lynn, А.А. Началджян, К. Роджерс).
Методы исследования: тестирование.
В рамках тестирования были применены следующие методики:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса, Р. Даймонд (выявляет показатели «адаптивность», «дезадаптивность», «принятие себя», «непринятие себя», «принятие других», «непринятие других», «эмоциональный комфорт», «эмоциональный дискомфорт», «доминирование», «ведомость», «эскапизм», «внешний контроль», «внутренний контроль»).
2. Методика диагностики личностной зрелости Е.В. Ковалевской (выявляет общий уровень личностной зрелости и следующие ее свойства: «социальный интерес», «принятие других», «принятие неудачи», «самодетерминация», «самоэффективность в трудной жизненной ситуации», «гибкость», «планирование жизни», «стремление к саморазвитию и познанию других»).
3. Методика экспресс-диагностики конкурентоспособности личности.
Выборку исследования составили студенты 2-3 курсов ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» (г. Псков, Россия), осваивающие «помогающие» профессии в общем количестве 188 человек. Среди направлений подготовки были отобраны: «Психология», «Специальное дефектологическое образование», «Педагогическое образование», «Социальная работа».
При обработке данных использовались методы математико-статистической обработки данных: частотный, факторный, кластерный, однофакторный дисперсионный анализ.
Результаты исследования
Анализ результатов исследования проводился в связи с его задачами:
1. Выявить уровень конкурентоспособности личности у студентов, осваивающих «помогающие» профессии.
2. Выявить уровень социально-психологической адаптации у студентов, осваивающих «помогающие» профессии.
3. Установить особенности социально-психологической адаптации студентов, обладающих различным уровнем конкурентоспособности.
В результате диагностики уровня конкурентоспособности у студентов, осваивающих «помогающие» профессии (рис. 1), было установлено, что высокого уровня сформированности конкурентоспособности в данной выборке не наблюдается, средний уровень выражен у 12 % респондентов, а 88 % студентов демонстрируют незначительный уровень конкурентоспособности. Это говорит о недостаточном развитии данного свойства у представителей обследуемой выборки.
0
■ Высокий уровень
■ Средний уровень
■ Низкий уровень
Рисунок 1. Процентное распределение студентов по уровням выраженности конкурентоспособности
Полученные данные были подвергнуты факторному анализу, который описал 55 % дисперсии. В результате выделилось три фактора, отражающие качества, входящие в структуру конкурентоспособности личности:
1ф. «Качества, связанные с особенностями личности» включает такие показатели, как «стрессоустойчивость» (0,793), «стремление к повышению своей компетентности» (0,727), «ответственность» (0,668), «коммуникабельность» (0,498).
2ф. «Качества, связанные с деятельностью» включает следующие показатели: «четкие цели» (0,836), «работоспособность» (0,834), «независимость» (0,693), «творческий деятель» (0,219).
3ф. «Качества, связанные со стремлением к лидерству» включает следующие переменные: «независимый» (0,720), «лидер» (0,712), «люблю рисковать» (0,579).
Анализ выраженности данных факторов у студентов, осваивающих «помогающие» профессии, позволил выделить следующие результаты:
1. Качества, связанные с особенностями личности, на высоком уровне сформированы у 35% студентов, на среднем уровне - у 38 %, на низком уровне -у 27 %.
2. Качества, связанные с деятельностью, на высоком уровне выражены у 35 % респондентов, на среднем уровне - у 34 %, на низком уровне - у 31 %.
3. Качества, связанные со стремлением к лидерству, на высоком уровне сформированы у 34 % студентов, на среднем - у 35 %, на низком уровне - у 31 %.
Полученные данные свидетельствуют о том, что только у одной трети студентов качества, входящие в структуру конкурентоспособности, сформированы на высоком уровне, а треть студентов обладают недостаточным уровнем их сформированности.
В результате диагностики социально-психологической адаптации студентов, осваивающих «помогающие» профессии, были выявлены показатели, которые были подвергнуты факторному анализу (описал 71 % дисперсии). В результате выделилось 6 факторов, отражающих характеристики социально-психологической адаптации:
1ф. «Принятие проблем» включает следующие переменные: «внутренний контроль» (0,556), «эскапизм» (-0,625), «принятие неудачи» (0,355).
2ф. «Гибкость и саморазвитие» содержит такие показатели, как «гибкость» (0,739), «стремление к саморазвитию и познанию других» (0,504).
3ф. «Самодетерминация и активность» включает следующие переменные: «самодетерминация» (0,748), «самоэффективность в трудных жизненных ситуациях» (0,666), «ведомость» (-0,379), «внешний контроль» (-0,258), «планирование жизни» (0,279).
4ф. «Принятие других» включает такие переменные, как «социальный интерес» (0,598), «принятие других» как свойство личностной зрелости (0,806), «доминирование» (-0,279), «принятие других» (0,254), «непринятие других» (-0,264).
5ф. «Самопринятие» включает показатели: «адаптивность» (0,918), «принятие себя» (0,823), «эмоциональный комфорт» (0,697).
6ф. «Дезадаптивность» содержит следующие переменные: «дезадаптивность» (0,959), «эмоциональный дискомфорт» (0,838), «внешний контроль» (0,831), «непринятие себя» (0,755), «личностная зрелость» (-0,250).
Процентное распределение студентов по уровням выраженности данных факторов представлено на рисунке 2.
Анализ полученных данных позволяет выделить следующие тенденции в выраженности показателей социально-психологической адаптации у студентов, осваивающих «помогающие» профессии:
1. 35 % респондентов обладают выраженной дезадаптивностью (15 % - высокий уровень выраженности, 20 % - уровень выше среднего). Это означает, что они испытывают проблемы в ситуации, требующей мобилизации и приспособления, испытывают преимущественно негативные эмоции, не принимают себя и других.
2. 33 % студентов демонстрируют снижение выраженности по показателю «гибкость и саморазвитие» (16 % - низкий уровень, 17 % - уровень ниже среднего). Такие студенты не способны к быстрым нестандартным решениям, считают, что не нуждаются в развитии собственной личности.
3. 32 % студентов обладают выраженным принятием других (13 % - высокий уровень, 19 % - уровень выше среднего). Они обладают выраженным социальным интересом, получают позитивные эмоции от общения и взаимодействия с другими людьми.
■ Высокий уровень ■ Выше среднего уровень ■ Средний уровень ■ Ниже среднего уровень ■ Низкий уровень
Рисунок 2. Процентное распределение студентов
по уровням выраженности показателей социально-психологической адаптации
Таким образом, диагностика социально-психологической адаптации у студентов, осваивающих «помогающие» профессии, показала, что в целом у обучающихся они выражены на достаточном уровне. Но выделяется значительная часть студентов, обладающая выраженной дезадаптивностью.
Для того, чтобы определить выраженность показателей социально-психологической адаптации у студентов, обладающих различным уровнем конкурентоспособности, были проведены следующие статистические процедуры:
1. сначала проведен кластерный анализ по показателям конкурентоспособности с целью выделения групп студентов с различным уровнем выраженности данного психологического образования;
2. затем с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) проведено сравнение данных групп по показателям социально-психологической адаптации.
В результате кластерного анализа выделились три группы студентов:
Группа 1. Студенты с уровнем конкурентоспособности ниже среднего (31 % от всей выборки). Данная группа характеризуется сниженной выраженностью общего уровня конкурентоспособности (-0,82) при недостаточной сформированности качеств, связанных с деятельностью (-1,15).
Группа 2. Студенты со средним уровнем конкурентоспособности (35 %) обладают средним уровнем выраженности общего показателя конкурентоспособности (-0,37), достаточно сформированными качествами, связанными с деятельностью (0,53) и уровнем ниже среднего выраженности качеств, связанных со стремлением к лидерству (-0,74).
Группа 3. Студенты с высоким уровнем конкурентоспособности (34 %) обладают высоким уровнем выраженности общего показателя конкурентоспособности (1,13), а также сформированными качествами, связанными с особенностями личности (0,68) и со стремлением к лидерству (0,74).
Сравнение данных групп студентов по показателям социально-психологической адаптации позволило выявить следующие значимые различия:
1. По показателю «Самопринятие» (Г = 6,116; р = 0,030).
2. По показателю «Самодетерминация и активность» ^ = 6,138; р = 0,003).
Характер данных различий представлен на рисунке 3.
0,4 0,3 0,2 0,1 0 -0,1
3
£ -0,2 -0,3 -0,4
0,28
0,33
0,01
опринятие
'детерминация и
Самодетерм
активность
-0,19
-0,27
-0,33
Показатель
I Группа 1 ■ Группа 2 ■ Группа 3
Рисунок 3. Значимые различия в выраженности показателей социально-психологической адаптации у студентов, обладающих различным уровнем конкурентоспособности
Характер полученных различий показывает, что существует прямая связь между самопринятием, самодетерминацией и активностью и уровнем конкурентоспособности личности, то есть, чем выше уровень конкурентоспособности, тем более субъект принимает себя, в более высокой степени оценивает себя в качестве причины происходящих событий и демонстрирует более высокую активность в ситуации, требующей приспособления к новым условиям.
Выводы
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов, осваивающих «помогающие» профессии, не обладают достаточным уровнем сформированности конкурентоспособности.
2. Для данной выборки студентов выделяются следующие показатели социально-психологической адаптации: принятие проблем, гибкость и саморазвитие, самодетерминация и активность, принятие других, самопринятие, дезадаптивность. При этом установлено, что среди студентов значительная часть имеет выраженную дезадаптивность, наряду с достаточной степенью принятия других, выраженным социальным интересом.
3. Чем выше уровень конкурентоспособности, тем более выражены у студентов, осваивающих «помогающие» профессии, такие показатели социально-
10PSMN319
психологической адаптации, как «самопринятие» и «самодетерминация и активность».
4. Полученные данные свидетельствуют о необходимости формирования конкурентоспособности у студентов еще на этапе обучения в учреждении профессионального образования.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобыкина И.А. Стратегические задачи высшего образования для новых реалий России // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах материалы VIII Международной научной конференции. 2016. С. 428-432.
2. Клюева О.А. Проблема конкурентоспособности личности в психологии // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 76-83.
3. Миляева М.В. Социально-психологические детерминанты социального здоровья молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. Т. 1. №22. С. 25-28.
4. Петунова С.А. Социально-психологические аспекты проблем конкурентоспособности и адаптации безработных на рынке труда Чувашской республики // Из А.Н. Захарова (ред)., Психология человека в условиях мирового финансового кризиса: проблемы, научные исследования, психологическая практика. Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГУ 2009. С. 20-25.
5. Усова Н.В. Формирование адаптационной готовности личности к ситуации потери работы // Современные наукоемкие технологии. 2016. Т. 10. №1. С. 195199.
6. Borchert M. Career choice factors of high school students. University of Wisconsin-Stout. 2002.
7. Graziano W.G., et al. Competitiveness Mediates the Link between Personality and Group Performance // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. Т. 73. №6. С.1394-1408.
8. Hojecki K.A. The Effect of Competitiveness on Person Perception: An Experimental Study. Rollins College. 2014.
9. Hobfoll S.E. (2002). Social and Psychological Resources and Adaptation // Review of General Psychology. 2002. Т. 6. №4. С. 307-324.
Kovalevskaya Ekaterina Vladimirovna
Pskov state university, Pskov, Russia E-mail: summereal@gmail.com
Competitiveness and level of social and psychological adaptation in students learning "helping" professions
Abstract. This article describes the results of an empirical study of competitiveness and the level of social and-psychological adaptation of students mastering helping professions. This problem is relevant due to the fact that in the current social and economic conditions a person who gets a job deals with the problem of high competition in the labor market. This forces him to show all his advantages in comparison with other applicants for this place. In addition, there is a high demand for specialists in the "person-to-person" sphere, whose work involves constant interaction with customers. This requires a specialist to adapt well to the situation and have the skills to show himself in the best possible way.
The sample of the study was made up of 188 students from Pskov State University who study in the areas of Psychology, Pedagogical Education, Social Work, and Special Defectological Education. Proven and reliable tests were used to diagnose competitiveness and indicators of social and-psychological adaptation. The article tells not only about the severity of these psychological phenomena among students mastering helping professions, but also gives the results of a comparative analysis of the competitiveness of students with different levels of social and-psychological adaptation. The practical significance of this study is the development of recommendations for improving the competitiveness of students. These recommendations are also given in this article.
It is established that the majority of students have a sufficient level of competitiveness. The most pronounced indicators of socio-psychological adaptation are self-acceptance, other and problems, self-determination and activity, flexibility and self-development. At the same time, students with a higher level of competitiveness are more pronounced such indicators of socio-psychological adaptation as self-acceptance and self-determination and activity.
Despite this, it was found that about a third of students have pronounced non-adaptability, which indicates the need for psycho-prophylactic measures with them.
Keywords: competitiveness; competition in the labor market; helping professions; social and-psychological adaptation