Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРИГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПЕРИФЕРИЙНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лаврова Е.В.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена процессами глобализации мировой экономики, а также переосмыслением принципов обеспечения безопасности и пространственного развития. Цель статьи заключается в оценке перспектив повышения конкурентоспособности российско- белорусского приграничья при условии обеспечения экономической и экологической безопасности данного трансграничного региона. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, позволяющий представить совокупность экономических процессов в приграничных регионах как сложную динамическую систему, обладающую географическими, экологическими, экономическими и институциональными измерениями. Также были использованы методы анализа статистических данных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы национальной безопасности и приграничного сотрудничества. В статье рассмотрены важнейшие и для Российской Федерации, и для Республики Беларусь функции трансграничного региона: обеспечение национальной безопасности, транзитная и компенсационная (использование различий в отраслевой структуре, уровнях развития природно-ресурсного, трудового потенциала приграничных территорий). В числе особенностей экономико-географического положения регионов российско-белорусского приграничья выделены приграничность и периферийность. Сделан вывод о необходимости ориентации на инновационный тип экономического роста и экологизации экономики российско-белорусского приграничья (перехода к «зелёной» экономике). Основные усилия в целях обеспечения экологической и экономической безопасности должны быть направлены на ликвидацию дисбалансоввсоциально-экономическом и территориальном развитии, совершенствование транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктуры. Материалы статьи могут быть полезными для региональных органов исполнительной власти при формировании стратегии комплексного развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AND ECONOMIC SAFETY OF THE RUSSIAN-BELARUSIAN BORDERLAND: REALITIES AND PROSPECTS

The importance of the research problem is caused by the processes of globalization of the world economy, and the rethinking of the principles of safety providing and spatial development.The purpose of this article is to assess the prospects of the Russian-Belarusian borderland competitiveness improving while ensuring the economic and ecological security of the cross-border region.The main approach to the study of this problem is a systematic approach that allows representing a set of economic processes in border regions as a complex dynamic system, with its geographical, ecological, economic and institutional dimensions. There were also used methods of statistical data analysis and of normative-legal acts, regulating the issues of national security and border cooperation.In the article, the author considers the most important functions of the cross-border region for the Russian Federation and the Republic of Belarus such as national security, transit and compensation (the use of differences in the industry structure and in the development of natural resources and employment potential of cross-border territories) functions. Among the features of the economical and geographical position of the Russian-Belarusian border regions, the border and peripheral positions are singled out. It is concluded that the orientation to the innovative type of economic growth and the ecologization of the economy in the Russian-Belarusian border area (the transition to a green economy) are more favorable. The main efforts to ensure environmental and economic security should be directed to the elimination of imbalances in socio-economic and territorial development, to the improvement of transport, information, social and educational infrastructure.The results of this article may be useful for regional authorities for shaping a strategy of integrated development of territories.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 339.9

Е.В. Лаврова, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Смоленский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» e-mail: lavrova@sibe.ru

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена процессами глобализации мировой экономики, а также переосмыслением принципов обеспечения безопасности и пространственного развития.

Цель статьи заключается в оценке перспектив повышения конкурентоспособности российско-белорусского приграничья при условии обеспечения экономической и экологической безопасности данного трансграничного региона.

Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, позволяющий представить совокупность экономических процессов в приграничных регионах как сложную динамическую систему, обладающую географическими, экологическими, экономическими и институциональными измерениями. Также были использованы методы анализа статистических данных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы национальной безопасности и приграничного сотрудничества.

В статье рассмотрены важнейшие и для Российской Федерации, и для Республики Беларусь функции трансграничного региона: обеспечение национальной безопасности, транзитная и компенсационная (использование различий в отраслевой структуре, уровнях развития природно-ресурсного, трудового потенциала приграничных территорий). В числе особенностей экономико-географического положения регионов российско-белорусского приграничья выделены приграничность и периферийность. Сделан вывод о необходимости ориентации на инновационный тип экономического роста и экологизации экономики российско-белорусского приграничья (перехода к «зелёной» экономике). Основные усилия в целях обеспечения экологической и экономической безопасности должны быть направлены на ликвидацию дисбалансов в социально-экономическом и территориальном развитии, совершенствование транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктуры.

Материалы статьи могут быть полезными для региональных органов исполнительной власти при формировании стратегии комплексного развития территорий.

Ключевые слова: приграничная территория, экономическая и экологическая безопасность, периферийность, трансграничное сотрудничество, конкурентоспособность, «зеленая» экономика.

Изучение проблем и выявление тенденций развития приграничных районов Российской Федерации имеет весьма актуальное как теоретическое, так и практическое значение. В качестве авторов, работы которых посвящены исследованию вопросов повышения конкурентоспособности российско-белорусского приграничья, можно назвать: А.П. Ка-тровский, Г.В. Ридевский [3], В.И Часовский [8], А.В. Шадраков [9] и другие. В свою очередь, вопросам обеспечения экономической и экологической безопасности приграничных регионов посвящены научные статьи таких ученых, как Л.Б. Вардомский, С.В. Голунов [1], А.В. Кулаков [4], Н.В. Москалева [6] и другие. Также стоит указать на некоторый научный задел в этой области автора настоящего исследования, который отражен в ряде научных статей [5, 11]. Высокий интерес к выделенной проблеме со стороны российских и зарубежных ученых указывает на актуальность темы исследования и обуславливает его цель, которая заключается в выявлении перспектив повышения конкурентоспособности российско-белорусского приграничья и обеспечения экономической и экологической безопасности данного трансграничного региона.

Исследование приграничных территорий требует пристального внимания, это связано с процессами глобализации мировой экономики, а также переосмыслением принципов обеспечения безопасности и пространственного развития.

Исторический опыт свидетельствует, что стабильность и безопасность любого государства, прежде всего, зависят от безопасности его государственной границы и прилегающих к ней территорий [4, с. 2]. Однако в настоящее время изучение приграничных территорий не дает полного представления о путях решения проблем устойчивого развития сопредельных регионов.

С одной стороны, исследователи акцентируют внимание на развитии трансграничного сотрудничества, а, с другой стороны, существует целый спектр угроз безопасности, в том числе экономической и экологической, на границе и в пограничном пространстве (таких как нелегальная миграция, трансграничная активность незаконных вооруженных формирований и контрабанды и тому подобное), требующих проведения «жесткой линии пограничной политики с акцентом на административно-силовую барьеризацию границы» [1, с. 45].

При этом в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, «обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем... совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации». Согласно Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.02.2001 № 196-р, под приграничным сотрудничеством понимаются «любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей».

Что касается отношений между Россией и Белоруссией, как стран-участниц Таможенного союза, то следует заметить, что заключенные соглашения, направленные на формирование единого экономического пространства, минимизируют ограничительную функцию государственной границы. Схожесть транспортно-географического положения регионов российско-белорусского приграничья, история их формирования и динамика показателей социально-экономического развития позволяют рассматривать российско-белорусское приграничье как общественно-территориальный комплекс -трансграничный регион.

Трансграничное сотрудничество, развиваясь в различных сферах взаимодействия, способствует укреплению экономических, культурных, гуманитарных связей между приграничными территориями сопредельных государств, содействует формированию и устойчивому развитию социаль-

но-экономической инфраструктуры на приграничных территориях [2, 7].

К трансграничному региону России и Беларуси относятся: Брянская, Смоленская, Псковская области Российской Федерации и Витебская, Гомельская, Могилёвская области Республики Беларусь. Данный трансграничный регион может потенциально реализовывать важнейшие и для России, и для Беларуси функции: обеспечение национальной безопасности (в экономическом и экологическом контексте); транзитную (логистика), компенсационную (использование различий в отраслевой структуре, уровнях развития природно-ресурсного, трудового потенциала приграничных территорий).

Поэтому актуальность исследования возможностей развития приграничного экономического сотрудничества Российской Федерации и Республика Беларусь в настоящее время не только сохраняется, но и приобретает все большее значение вследствие значительного роста объемов и изменения сущности всех форм международного взаимодействия как на общегосударственном уровне, так и в локальном участии в нем сопредельных регионов. В современных условиях усиления интеграционных процессов необходим комплексный анализ сопредельных регионов для решения проблем устойчивого развития приграничных территорий.

Особое научное и практическое значение имеет проблема повышения конкурентоспособности регионов российско-белорусского приграничья. Однако в настоящее время для данных регионов характерны тенденции снижения уровня социально-экономического развития (рисунок 1), существует комплекс взаимосвязанных проблем, а потенциально выгодное экономико-географическое положение в контексте приграничности не способствует росту конкурентоспособности приграничных регионов.

В числе факторов, отрицательно влияющих на социально-экономическое развитие и конкурентоспособность регионов российско-белорусского приграничья, можно выделить, в том числе, реги-

Рисунок 1. Индексы физического объема валового внутреннего продукта (в процентах к предыдущему году) (Источники: Индексы ВВП [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru - (дата обращения 15.01.2017); Индексы ВВП [Электронный ресурс] / Национальный статический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.belstat. gov.by - (дата обращения 15.01.2017)

онализацию экономики, потерю кооперационных связей, а также либерализацию внешнеэкономической деятельности и глобализацию. Кроме того, в числе особенностей экономико-географического положения регионов российско-белорусского приграничья важное значение имеют приграничность и периферийность.

Периферийность влияет на социально-экономические (характер расселения населения, уровень доходов и другое) и политические (зависимость от управленческих решений центра, консервативность политических взглядов и электорального поведения и другое) процессы в регионе. И именно периферий-ность оказывает влияние на большинство показателей социально-экономического развития [9, с. 53].

Повышение конкурентоспособности экономики российско-белорусского приграничья возможно только за счет ориентации на инновационный тип экономического роста. Однако обеспечение экономического роста в современных условиях в основном происходит одновременно с ростом загрязнений окружающей среды и исчерпанием природных ресурсов. Следовательно, необходима экологизация экономики, модернизация технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (обеспечения экологической безопасности), которая становится определяющей основой экономического роста.

К сожалению, экологические программы по охране окружающей среды на территории российско-белорусского приграничья разрабатываются бессистемно, носят зачастую номинальный характер, а отсутствие единого координирующего органа приводит к несогласованным действиям и трудностям в принятии согласованных решений в контексте обеспечения экономической и экологической безопасности и устойчивого развития приграничных территорий.

Основные усилия в целях обеспечения экологической и экономической безопасности должны быть направлены на ликвидацию дисбалансов в социально-экономическом и территориальном развитии, совершенствование транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктуры, формирование новой географии экономического роста и новых инновационных отраслей экономики. Одной из составляющих системы обеспечения экологической и экономической безопасности является способность к саморазвитию и прогрессу, что подчеркивает необходимость осознания безотлагательного перехода от традиционной модели экономического роста к «зелёной» экономике.

Первоначально, Концепция «зелёной» экономики была сформулирована Карлом Буркартом [10] на основе следующих основных составляющих:

1) Возобновляемые источники энергии (солнечная, ветровая, биотопливо и прочее).

2) «Зелёные» здания (энергосберегающие технологии в строительстве и архитектуре).

3) Чистый транспорт (альтернативные виды топлива, развитие общественного транспорта, гибридные/электро- автомобили, программы кар-шэринга (вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой) и карпулин-га (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков).

4) Управление водными ресурсам (очистка воды, экономия потребления воды, использование дождевой воды и тому подобное).

5) Утилизация мусора и отходов производства (повторное использование/рециклирование, производство саморазлагающейся тары и тому подобное).

6) Землеустройство (городские лесонасаждения и парки, органическое сельское хозяйство, восстановление лесов, восстановление почвенного покрова).

«Зелёная» экономика в традиционном, узком смысле определяется как экономика, повышающая благосостояние людей и обеспечивающая социальную справедливость, которая приводит к сокращению экологических рисков для окружающей среды и экологических дефицитов. Она тесно связана с экологической экономикой, но имеет более политическую прикладную направленность. В широком смысле, «зелёную» экономику рассматривают как экономику, совместимую с устойчивым развитием, как новую форму экономического развития, долговременную адаптацию социально-экономической системы к различным кризисам, которые могут возникнуть.

Важными характеристиками «зеленой» экономики являются: эффективное использование природных ресурсов, сохранение и увеличение природного капитала, снижение зависимости от ископаемых источников энергии, уменьшение загрязнений, увеличение инвестиций в чистые технологии и «природную» инфраструктуру, управление отходами (переход на экономику замкнутого цикла), предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия, продовольственная безопасность, органическое сельское хозяйство, рост доходов населения и занятости. «Зелёная» экономика поощряет инвестиции в «новое поколение капитала»: чистый капитал, естественный капитал, здоровая и «зелёная» квалифицированная рабочая сила и справедливые социальные институты. Продвижение «зелёной» экономики, влияющей на устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всего мира в целом, есть основной способ повышения конкурентоспособности российско-белорусского приграничья при условии обеспечения экономической и экологической безопасности данного трансграничного региона.

Таким образом, повышение конкурентоспо-

собности российско-белорусского приграничья возможно за счет ориентации на инновационный тип экономического роста, перехода к «зелёной» экономике, «зеленым» технологиям, что находится в прямой зависимости от решения задач развития инновационно-инвестиционного потенциала территорий. При этом регионы российско-белорусского приграничья необходимо рассматривать как эколого-экономические системы, соблюдая основополагающие принципы: принцип комплексности, который основывается на естественном единстве и взаимодействии природных ресурсов и потоков (нарушения в природопользовании одной страны обусловливают снижение качества природных ресурсов сопредельных регионов) и принцип соизме-

рения техногенной нагрузки без нарушения структурных и функциональных свойств природных систем сопредельных регионов.

Эффект от реализации перспективных направлений развития российско-белорусского приграничья будет выражаться в совокупности эффектов взаимного сотрудничества, а именно: концентрации ресурсов в развитии производственно-технологических комплексов, использовании конкурентных преимуществ приграничья и, как следствие, повышении конкурентоспособности сопредельных регионов, расширении и поддержке экспорта, системе управления единым транспортным, информационным, инновационным и социокультурным пространством, то есть создании целостной трансграничной структуры.

Литература

1. Вардомский, Л.Б. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России: коллективная монография / под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. - Волгоград: НОФМО, 2002. - 572 с.

2. Зельднер, А.Г. Системные дисфункции государственного управления: институциональный подход / А.Г. Зельднер, В.С. Осипов // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-2 (61-2). - С. 127-131.

3. Катровский, А.П. Пространственная экономическая асимметрия как фактор развития российско-белорусского трансграничного региона / А.П. Катровский, Г.В. Ридевский // Региональные исследования. -2013. - № 3. - С. 128-136.

4. Кулаков, А.В. О влиянии глобализационных процессов на пограничную безопасность Российской Федерации / А.В. Кулаков // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время, Вып. 1. -Том 1, 2013. - 46 с.

5. Лаврова, Е.В. Повышение конкурентоспособности экономики российско-белорусского приграничья / Е.В. Лаврова // Механизмы решения проблем социально-экономического развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции 15 июня 2016 г. - Пенза: Наука и Просвещение, 2016. - С. 50-56.

6. Москалева, Н.В. Трансграничное сотрудничество - социально-экономический потенциал сопредельных территорий / Н.В. Москалева // Проблемы безопасности российского общества. - 2014. -№ 1. - С. 131-141.

7. Осипов, В.С. Анализ институциональных условий развития российской промышленности / В.С. Осипов // Вестник экономической безопасности. - 2014. - № 1. - С. 11-15.

8. Часовский, В.И. Трансграничное экономическое сотрудничество российских и белорусских регионов / В.И. Часовский // Псковский регионологический журнал. - 2014. - № 17. - С. 108-117.

9. Шадраков, А.В. Трансформация основных компонентов экономического потенциала регионов белорусско-российского приграничья в 2000-2014 гг. / А.В. Шадраков // Человеческий капитал и социально-экономическое развитие регионов российско-белорусского приграничья: Сборник научных статей. -Смоленск: Универсум, 2015. - С. 50-58.

10. Burkart, K. How do you define the «green» economy? [Electronic resource] - Access: http://www.mnn.com/ green-tech/research-innovations/blogs/how-do-you-define-the-green-economy - (reference date: 11.11.2016).

11. Lavrova, E.V. Mechanisms for sustainable socio-economic development and economic security of the Russian-Belarusian border area [Electronic resource] / E.V. Lavrova // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2016. - Vol. 3. - Access: http://www.science-sd.com/465-25024 - (reference date: 11.11.2016).

12. Veselovsky, M.Y. The Strategy of a Region Development under the Conditions of New Actual Economic / Veselovsky, M.Y., Gnezdova, J.V, Romanova J.A., Kirova I.V., Idilov I.I. // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - I. 6. - Vol. 5. - pp. 310-317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.