УДК 339.9
Е.В. Лаврова, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Смоленский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» e-mail: lavrova@sibe.ru
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена процессами глобализации мировой экономики, а также переосмыслением принципов обеспечения безопасности и пространственного развития.
Цель статьи заключается в оценке перспектив повышения конкурентоспособности российско-белорусского приграничья при условии обеспечения экономической и экологической безопасности данного трансграничного региона.
Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, позволяющий представить совокупность экономических процессов в приграничных регионах как сложную динамическую систему, обладающую географическими, экологическими, экономическими и институциональными измерениями. Также были использованы методы анализа статистических данных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы национальной безопасности и приграничного сотрудничества.
В статье рассмотрены важнейшие и для Российской Федерации, и для Республики Беларусь функции трансграничного региона: обеспечение национальной безопасности, транзитная и компенсационная (использование различий в отраслевой структуре, уровнях развития природно-ресурсного, трудового потенциала приграничных территорий). В числе особенностей экономико-географического положения регионов российско-белорусского приграничья выделены приграничность и периферийность. Сделан вывод о необходимости ориентации на инновационный тип экономического роста и экологизации экономики российско-белорусского приграничья (перехода к «зелёной» экономике). Основные усилия в целях обеспечения экологической и экономической безопасности должны быть направлены на ликвидацию дисбалансов в социально-экономическом и территориальном развитии, совершенствование транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктуры.
Материалы статьи могут быть полезными для региональных органов исполнительной власти при формировании стратегии комплексного развития территорий.
Ключевые слова: приграничная территория, экономическая и экологическая безопасность, периферийность, трансграничное сотрудничество, конкурентоспособность, «зеленая» экономика.
Изучение проблем и выявление тенденций развития приграничных районов Российской Федерации имеет весьма актуальное как теоретическое, так и практическое значение. В качестве авторов, работы которых посвящены исследованию вопросов повышения конкурентоспособности российско-белорусского приграничья, можно назвать: А.П. Ка-тровский, Г.В. Ридевский [3], В.И Часовский [8], А.В. Шадраков [9] и другие. В свою очередь, вопросам обеспечения экономической и экологической безопасности приграничных регионов посвящены научные статьи таких ученых, как Л.Б. Вардомский, С.В. Голунов [1], А.В. Кулаков [4], Н.В. Москалева [6] и другие. Также стоит указать на некоторый научный задел в этой области автора настоящего исследования, который отражен в ряде научных статей [5, 11]. Высокий интерес к выделенной проблеме со стороны российских и зарубежных ученых указывает на актуальность темы исследования и обуславливает его цель, которая заключается в выявлении перспектив повышения конкурентоспособности российско-белорусского приграничья и обеспечения экономической и экологической безопасности данного трансграничного региона.
Исследование приграничных территорий требует пристального внимания, это связано с процессами глобализации мировой экономики, а также переосмыслением принципов обеспечения безопасности и пространственного развития.
Исторический опыт свидетельствует, что стабильность и безопасность любого государства, прежде всего, зависят от безопасности его государственной границы и прилегающих к ней территорий [4, с. 2]. Однако в настоящее время изучение приграничных территорий не дает полного представления о путях решения проблем устойчивого развития сопредельных регионов.
С одной стороны, исследователи акцентируют внимание на развитии трансграничного сотрудничества, а, с другой стороны, существует целый спектр угроз безопасности, в том числе экономической и экологической, на границе и в пограничном пространстве (таких как нелегальная миграция, трансграничная активность незаконных вооруженных формирований и контрабанды и тому подобное), требующих проведения «жесткой линии пограничной политики с акцентом на административно-силовую барьеризацию границы» [1, с. 45].
При этом в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, «обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем... совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации». Согласно Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.02.2001 № 196-р, под приграничным сотрудничеством понимаются «любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей».
Что касается отношений между Россией и Белоруссией, как стран-участниц Таможенного союза, то следует заметить, что заключенные соглашения, направленные на формирование единого экономического пространства, минимизируют ограничительную функцию государственной границы. Схожесть транспортно-географического положения регионов российско-белорусского приграничья, история их формирования и динамика показателей социально-экономического развития позволяют рассматривать российско-белорусское приграничье как общественно-территориальный комплекс -трансграничный регион.
Трансграничное сотрудничество, развиваясь в различных сферах взаимодействия, способствует укреплению экономических, культурных, гуманитарных связей между приграничными территориями сопредельных государств, содействует формированию и устойчивому развитию социаль-
но-экономической инфраструктуры на приграничных территориях [2, 7].
К трансграничному региону России и Беларуси относятся: Брянская, Смоленская, Псковская области Российской Федерации и Витебская, Гомельская, Могилёвская области Республики Беларусь. Данный трансграничный регион может потенциально реализовывать важнейшие и для России, и для Беларуси функции: обеспечение национальной безопасности (в экономическом и экологическом контексте); транзитную (логистика), компенсационную (использование различий в отраслевой структуре, уровнях развития природно-ресурсного, трудового потенциала приграничных территорий).
Поэтому актуальность исследования возможностей развития приграничного экономического сотрудничества Российской Федерации и Республика Беларусь в настоящее время не только сохраняется, но и приобретает все большее значение вследствие значительного роста объемов и изменения сущности всех форм международного взаимодействия как на общегосударственном уровне, так и в локальном участии в нем сопредельных регионов. В современных условиях усиления интеграционных процессов необходим комплексный анализ сопредельных регионов для решения проблем устойчивого развития приграничных территорий.
Особое научное и практическое значение имеет проблема повышения конкурентоспособности регионов российско-белорусского приграничья. Однако в настоящее время для данных регионов характерны тенденции снижения уровня социально-экономического развития (рисунок 1), существует комплекс взаимосвязанных проблем, а потенциально выгодное экономико-географическое положение в контексте приграничности не способствует росту конкурентоспособности приграничных регионов.
В числе факторов, отрицательно влияющих на социально-экономическое развитие и конкурентоспособность регионов российско-белорусского приграничья, можно выделить, в том числе, реги-
Рисунок 1. Индексы физического объема валового внутреннего продукта (в процентах к предыдущему году) (Источники: Индексы ВВП [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru - (дата обращения 15.01.2017); Индексы ВВП [Электронный ресурс] / Национальный статический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.belstat. gov.by - (дата обращения 15.01.2017)
онализацию экономики, потерю кооперационных связей, а также либерализацию внешнеэкономической деятельности и глобализацию. Кроме того, в числе особенностей экономико-географического положения регионов российско-белорусского приграничья важное значение имеют приграничность и периферийность.
Периферийность влияет на социально-экономические (характер расселения населения, уровень доходов и другое) и политические (зависимость от управленческих решений центра, консервативность политических взглядов и электорального поведения и другое) процессы в регионе. И именно периферий-ность оказывает влияние на большинство показателей социально-экономического развития [9, с. 53].
Повышение конкурентоспособности экономики российско-белорусского приграничья возможно только за счет ориентации на инновационный тип экономического роста. Однако обеспечение экономического роста в современных условиях в основном происходит одновременно с ростом загрязнений окружающей среды и исчерпанием природных ресурсов. Следовательно, необходима экологизация экономики, модернизация технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (обеспечения экологической безопасности), которая становится определяющей основой экономического роста.
К сожалению, экологические программы по охране окружающей среды на территории российско-белорусского приграничья разрабатываются бессистемно, носят зачастую номинальный характер, а отсутствие единого координирующего органа приводит к несогласованным действиям и трудностям в принятии согласованных решений в контексте обеспечения экономической и экологической безопасности и устойчивого развития приграничных территорий.
Основные усилия в целях обеспечения экологической и экономической безопасности должны быть направлены на ликвидацию дисбалансов в социально-экономическом и территориальном развитии, совершенствование транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктуры, формирование новой географии экономического роста и новых инновационных отраслей экономики. Одной из составляющих системы обеспечения экологической и экономической безопасности является способность к саморазвитию и прогрессу, что подчеркивает необходимость осознания безотлагательного перехода от традиционной модели экономического роста к «зелёной» экономике.
Первоначально, Концепция «зелёной» экономики была сформулирована Карлом Буркартом [10] на основе следующих основных составляющих:
1) Возобновляемые источники энергии (солнечная, ветровая, биотопливо и прочее).
2) «Зелёные» здания (энергосберегающие технологии в строительстве и архитектуре).
3) Чистый транспорт (альтернативные виды топлива, развитие общественного транспорта, гибридные/электро- автомобили, программы кар-шэринга (вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой) и карпулин-га (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков).
4) Управление водными ресурсам (очистка воды, экономия потребления воды, использование дождевой воды и тому подобное).
5) Утилизация мусора и отходов производства (повторное использование/рециклирование, производство саморазлагающейся тары и тому подобное).
6) Землеустройство (городские лесонасаждения и парки, органическое сельское хозяйство, восстановление лесов, восстановление почвенного покрова).
«Зелёная» экономика в традиционном, узком смысле определяется как экономика, повышающая благосостояние людей и обеспечивающая социальную справедливость, которая приводит к сокращению экологических рисков для окружающей среды и экологических дефицитов. Она тесно связана с экологической экономикой, но имеет более политическую прикладную направленность. В широком смысле, «зелёную» экономику рассматривают как экономику, совместимую с устойчивым развитием, как новую форму экономического развития, долговременную адаптацию социально-экономической системы к различным кризисам, которые могут возникнуть.
Важными характеристиками «зеленой» экономики являются: эффективное использование природных ресурсов, сохранение и увеличение природного капитала, снижение зависимости от ископаемых источников энергии, уменьшение загрязнений, увеличение инвестиций в чистые технологии и «природную» инфраструктуру, управление отходами (переход на экономику замкнутого цикла), предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия, продовольственная безопасность, органическое сельское хозяйство, рост доходов населения и занятости. «Зелёная» экономика поощряет инвестиции в «новое поколение капитала»: чистый капитал, естественный капитал, здоровая и «зелёная» квалифицированная рабочая сила и справедливые социальные институты. Продвижение «зелёной» экономики, влияющей на устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всего мира в целом, есть основной способ повышения конкурентоспособности российско-белорусского приграничья при условии обеспечения экономической и экологической безопасности данного трансграничного региона.
Таким образом, повышение конкурентоспо-
собности российско-белорусского приграничья возможно за счет ориентации на инновационный тип экономического роста, перехода к «зелёной» экономике, «зеленым» технологиям, что находится в прямой зависимости от решения задач развития инновационно-инвестиционного потенциала территорий. При этом регионы российско-белорусского приграничья необходимо рассматривать как эколого-экономические системы, соблюдая основополагающие принципы: принцип комплексности, который основывается на естественном единстве и взаимодействии природных ресурсов и потоков (нарушения в природопользовании одной страны обусловливают снижение качества природных ресурсов сопредельных регионов) и принцип соизме-
рения техногенной нагрузки без нарушения структурных и функциональных свойств природных систем сопредельных регионов.
Эффект от реализации перспективных направлений развития российско-белорусского приграничья будет выражаться в совокупности эффектов взаимного сотрудничества, а именно: концентрации ресурсов в развитии производственно-технологических комплексов, использовании конкурентных преимуществ приграничья и, как следствие, повышении конкурентоспособности сопредельных регионов, расширении и поддержке экспорта, системе управления единым транспортным, информационным, инновационным и социокультурным пространством, то есть создании целостной трансграничной структуры.
Литература
1. Вардомский, Л.Б. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России: коллективная монография / под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. - Волгоград: НОФМО, 2002. - 572 с.
2. Зельднер, А.Г. Системные дисфункции государственного управления: институциональный подход / А.Г. Зельднер, В.С. Осипов // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-2 (61-2). - С. 127-131.
3. Катровский, А.П. Пространственная экономическая асимметрия как фактор развития российско-белорусского трансграничного региона / А.П. Катровский, Г.В. Ридевский // Региональные исследования. -2013. - № 3. - С. 128-136.
4. Кулаков, А.В. О влиянии глобализационных процессов на пограничную безопасность Российской Федерации / А.В. Кулаков // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время, Вып. 1. -Том 1, 2013. - 46 с.
5. Лаврова, Е.В. Повышение конкурентоспособности экономики российско-белорусского приграничья / Е.В. Лаврова // Механизмы решения проблем социально-экономического развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции 15 июня 2016 г. - Пенза: Наука и Просвещение, 2016. - С. 50-56.
6. Москалева, Н.В. Трансграничное сотрудничество - социально-экономический потенциал сопредельных территорий / Н.В. Москалева // Проблемы безопасности российского общества. - 2014. -№ 1. - С. 131-141.
7. Осипов, В.С. Анализ институциональных условий развития российской промышленности / В.С. Осипов // Вестник экономической безопасности. - 2014. - № 1. - С. 11-15.
8. Часовский, В.И. Трансграничное экономическое сотрудничество российских и белорусских регионов / В.И. Часовский // Псковский регионологический журнал. - 2014. - № 17. - С. 108-117.
9. Шадраков, А.В. Трансформация основных компонентов экономического потенциала регионов белорусско-российского приграничья в 2000-2014 гг. / А.В. Шадраков // Человеческий капитал и социально-экономическое развитие регионов российско-белорусского приграничья: Сборник научных статей. -Смоленск: Универсум, 2015. - С. 50-58.
10. Burkart, K. How do you define the «green» economy? [Electronic resource] - Access: http://www.mnn.com/ green-tech/research-innovations/blogs/how-do-you-define-the-green-economy - (reference date: 11.11.2016).
11. Lavrova, E.V. Mechanisms for sustainable socio-economic development and economic security of the Russian-Belarusian border area [Electronic resource] / E.V. Lavrova // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2016. - Vol. 3. - Access: http://www.science-sd.com/465-25024 - (reference date: 11.11.2016).
12. Veselovsky, M.Y. The Strategy of a Region Development under the Conditions of New Actual Economic / Veselovsky, M.Y., Gnezdova, J.V, Romanova J.A., Kirova I.V., Idilov I.I. // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - I. 6. - Vol. 5. - pp. 310-317.