Научная статья на тему 'Конкурентоспособность государств-членов Евразийского экономического Союза в глобальной экономике: реалии и перспективы'

Конкурентоспособность государств-членов Евразийского экономического Союза в глобальной экономике: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / глобальная экономика / таможенное регулирование / налогообложение / Евразийский экономический союз / финансовый потенциал / интеграция. / competitiveness / global economy / customs regulation / taxation / the Eurasian Economic Union / financial po- tential / integration.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность государств-членов Евразийского экономического Союза в глобальной экономике: реалии и перспективы»

Немирова Г.И.

д.э.н., доцент, профессор Российской таможенной академии

nemirova@bk.ru

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: конкурентоспособность, глобальная экономика, таможенное регулирование, налогообложение, Евразийский экономический союз, финансовый потенциал, интеграция.

Keywords: competitiveness, global economy, customs regulation, taxation, the Eurasian Economic Union, financial potential, integration.

Важной стратегической задачей России в условиях глобализации является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики посредством создания условий для сбалансированного развития отраслей экономики и осуществления внешнеэкономической деятельности. В свою очередь сбалансированное развитие экономики и решение на этой основе социально-экономических проблем осуществляется при наличии финансовых ресурсов, достаточных для выполнения государственных и региональных задач.

Основным инструментом управления развитием экономики в условиях рыночных отношений и формирования конкуренции в глобальном мире является бюджетно-налоговое и таможенное законодательство. Формируя финансовый механизм, институты власти стремятся обеспечить его эффективное использование посредством бюджетно-налогового законодательства в соответствии с требованиями финансовой политики, учёта влияния глобальных процессов и внешнеэкономической и политической ситуации.

Правильно сформированное бюджетно-налоговое и таможенное законодательство, учитывающее действие экономических законов, влияние глобальной экономики позволяет создавать благоприятные условия для ведения бизнеса. Особое место в условиях конкуренции на глобальном рынке среди институтов, направленных на создание благоприятных условий для ведения бизнеса и осуществления внешнеэкономической деятельности, отводится таможенной службе.

Анализ формирования условий ведения бизнеса проводится ежегодно Всемирным банком на основе 11 показателей. Статистика, представленная по данным 191 государства, позволяет выявить слабые и сильные позиции отдельно взятых государств, сравнить эти позиции с данными других государств и на их основе разработать меры по созданию благоприятных условий бизнеса и осуществления внешнеэкономической деятельности. Так, рейтинг по показателю «лёгкость ведения бизнеса», построенный на основе данных Всемирного банка на июль 2016 года, позволил определить, что первые 10 позиций занимают (по убывающей) Новая Зеландия, Сингапур, Дания, Гонконг, Китай, Республика Корея, Норвегия, Великобритания, США, Швеция. В то время как лишь 35 позицию занимает Республика Казахстан, 37 - Республика Беларусь, 38 - Республика Армения, 40 - Российская Федерация, 75 - Республика Кыргызстан.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако при этом имеются правовые нормы, учитывающие специфику национального законодательства, к примеру, налогового, бюджетного. Регулирование внешнеэкономической деятельности и создание условий для ведения бизнеса посредством национального законодательства в едином таможенном и экономическом пространстве создает, с одной стороны, условия для конкуренции в ЕАЭС, с другой стороны, в некоторых случаях тормозит перемещение товаров по территории ЕАЭС.

Евразийский экономический союз позволил обнажить проблемы конкретного государства в условиях формирования конкурентной среды. Сравнение экономического и финансового потенциала государств, а также условий развития внешнеторговой деятельности, регулирования порядка перемещения товаров по единой таможенной территории позволяет на научной основе определить перспективы развития государств в едином таможенном пространстве, определить конкурентные преимущества каждого государства.

Анализ условий ведения бизнеса на основе 11 показателей, представленных Всемирным банком, позволил выявить направления, создающие угрозы экономической безопасности в государствах-членах ЕАЭС:

- в Республике Казахстан - уровень создания условий для международной торговли (119 позиция в рейтинге), подключение к системе электроснабжения и получение кредитов (75 позиции);

- в Республике Беларусь - получение кредитов (101 позиция), уровень налогообложения и разрешение неплатежеспособности (99 позиции);

- в Республике Армения - уровень налогообложения (88 позиция), получение разрешения на строительство (81 позиция), разрешение неплатежеспособности (78 позиция);

- в Российской Федерации - уровень создания условий для международной торговли (140 позиция в рейтинге), получение разрешения на строительство (115 позиция), защита инвесторов (53 позиция);

- в Республике Кыргызстан это подключение к электроснабжению (в рейтинге 163 позиция), высокий уровень налогообложения (148 позиция), работа с неплатежеспособностью (130 позиция).

Устранение выявленных угроз посредством создания благоприятных условий ведения бизнеса в государствах-членах ЕАЭС, учёт влияния геоэкономики создаст оптимальную экономическую среду для эффективной внешнеэкономической деятельности в глобальной экономике.

Как показал анализ, наиболее благоприятные условия для развития экономики, внешнеторговой деятельности и конкурентные преимущества созданы в Новой Зеландии и Сингапуре. По оценке Всемирного Банка, таможня Сингапура по итогам 2016 года стала самой эффективной в мире среди 160 стран, о чём свидетельствуют результаты исследования «The Logistics Performance Index and Its Indicators 2016». Согласно исследованию, страна получила одну из самых высоких оценок по показателям удобства расположения морских портов и аэропортов, скорости таможенного оформления (менее 1 дня при экспорте и 1 день при импорте) и доле таможенных досмотров грузов (всего лишь 1%) [1].

Государствам-членам ЕАЭС с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса и осуществления внешнеэкономической деятельности целесообразно использовать передовые информационные технологии в области таможенного дела, снизить налоговую нагрузку на производство, снизить количество используемых документов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, расширить использование системы межведомственного информационного взаимодействия между таможенными органами государств-членов ЕАЭС, применять положительный зарубежный опыт в области проведения таможенного контроля.

Список источников

1. Сайт Всемирного банка. - https://lpi.worldbank.org/international/global

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.