СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ ГОРНЫХ ОТРАСЛЕЙ
© А.И. Жигуленкова, Т.Ю. Кекух, А.Б. Сукачев, 2001
УДК 622.338.45:658.155
А.И. Жигуленкова, Т.Ю. Кекух, А.Б. Сукачев
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ДОНЕЦКИХ УГЛЕЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ
Реструктуризация нанесла значительный экономический урон поставщикам и потребителям европейской части России, далеко не всегда объективно экономически оправданный.
Закрытие ряда предприятий, добывающих энергетические угли в Подмосковном и Донецком бассейнах привело к завозу в Центральный и Северо-Кавказский экономические районы углей из Западной и Восточной Сибири. Экономия на добыче угля, полученная в результате реструктуризации, обернулась увеличением затрат на транспортировку угля.
В результате указанных процессов на рынке угля произошла переоценка роли отдельных угольных бассейнов и месторождений. Наряду с затуханием Подмосковного и снижением поставок Донецкого бассейнов повысилась роль Кузбасса.
В то же время транспортировка углей в европейскую часть России становится дорогостоящей и трудно решаемой проблемой, в обеспечении угольным топливом европейской части страны должно существенно повыситься значение Печорского и Донецкого бассейнов.
Рассмотрим проблему конкурентоспособности углей Донецкого бассейна - основного в европейской части России, с учетом необходимости завоза сюда других углей.
Средние фактические цены на уголь у поставщиков претерпевали весьма серьезные изменения в течение года с резким падением их уровня в летние месяцы, для которых было характерно снижение спроса на энергетические угли. В
определенной мере причиной этого были теплые зимы предыдущих лет, когда сложности с выработкой электроэнергии и отоплением в зимние месяцы не были столь близки к кризисному состоянию, как в 2000-2001 гг. (рис. 1).
Динамика средних цен на энергетические угли с декабря
1999 г. по декабрь 2000 г. весьма показательна. С позиции изменения уровней цен во временном аспекте очевидны два провала - в марте и июле, что свидетельствует о несостоявшихся ценовых ожиданиях. Характерно, что предприятия-поставщики, находящиеся в более северных районах («Востсиб-уголь», «КАТЭК», «Воркутауголь»), несмотря на падение
уровней цен в марте, во втором квартале снова повышают плановые цены. В середине третьего квартала (за исключением Воркуты) из-за падения спроса снова резко снижается уровень цен.
И только в сентябре практически всеми поставщиками осуществлено новое повышение цен, которое продолжается вплоть до конца анализируемого периода. Цены на угли Донецкого бассейна имеют эту же тенденцию и входят в группу самых дорогих углей (Воркута, шахта «Западная»). К декабрю кривая уровней цен на уголь у производителей изменяется только в сторону их увеличения.
Цены на донецкие угли с декабря 1999 г. по декабрь 2000 г. увеличились в 2 раза, кузнецкие (в основном на угли открытого способа добычи) - более чем в 2 раза. Наименьшие изменения в ценах отмечены по углям ОАО «Хакас-уголь» и читинским.
Однако уровни цен на донецкие угли не обеспечивали возможность их добычи. Сокращение объемов их добычи и в 2000 г. продолжилось. Сократились и объемы поставок донецких углей для электростанций, в
2000 г. по сравнению с 1999 г. уменьшилось и число электростанций, на которые поставлялись эти угли. Например, в 1999 г. осуществлялись поставки на Рязанскую ГРЭС, в 2000 г. они были прекращены. Всего на электростанции поставлено 3315,2 тыс. т; ОАО «Шахта Обуховская» - 125,4 тыс. т, ОАО «Ростовуголь» - 1674,8 тыс. т и ОАО «Шахтуголь» -175,6 тыс. т, ОАО «Гуков-уголь» - 1339,4 тыс. т.
Поставка углей для населения составила всего 179,8 тыс. т.
Общее выполнение плана договоров оказалось на уровне 93,5 % (-232,3 тыс. т). По акционерным обществам при полном выполнении договоров
«Шахта Обуховская» и ОАО «Шахтуголь» и некотором превышении поставок ОАО «Гуковуголь» на 11,5 тыс. т, ОАО «Ростовуголь» не выполнило свои обязательства перед потребителями на 243,8 тыс. т.
Подобная ситуация сложилась и при поставках углей населению. ОАО «Ростовуголь» недопоставило на рынок обусловленные в договорах 218,5 тыс. т (59,1 %).
Поставки осуществлялись в четыре области: Ростовскую, Тульскую, Курскую и Воронежскую.
Основные объемы поставок осуществлены акционерными обществами в Ростовской области на Новочеркасскую и Несветайскую ГРЭС (табл. 1).
Поставки донецких углей на электростанции других областей незначительны (табл. 2).
Наиболее конкурентными рынками углей для крупной энергетики, в которых активно участвуют и донецкие угли, являются Ростовская и Тульская области.
В Ростовской области на электростанции поставлялись угли всех трех донецких объединений по всей номенклатуре для пылевидного сжигания (АР, АРШ, АСШ, смесь АШ и шлама), а также близкие по составу кузнецкие угли марки Т («Южный Кузбасс» и разрез «Красногорский») и АСШ, поставляемый ОАО «Си-бантра-цит» (табл. 3).
Средние цены у производителей сложились на уровне 258 руб/т (50,13 руб/Гкал). Средние цены у потребителей - 279,3 руб/т (54,11 руб/Гкал). За счет незначительного расстояния транспортировки ростовских углей цена у потребителей выросла всего на 20,8 руб/т (среднее расстояние 184,4 км). Цена 1 Гкал увеличилась на 4 руб/Гкал. Цены по поставщикам отличаются весьма сильно.
Несмотря на самый высокий уровень средних цен на донецкие угли (см. рис. 1) у производителей, цены у потребителей на кузнецкие угли марки Т и сибирские
Таблица 1
ПОСТАВКИ ДОНЕЦКИХ УГЛЕЙ НА ГРЭС РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Поставщики Объемы поставок на ГРЭС, тыс. т
Новочеркасская Несветайская
«Гуковуголь» 1159,0 87,9
«Ростовуголь» 1562,8 63,8
«Шахта Обуховская» 120,3 5,1
«Шахтуголь» 166,6 -
Всего 3008,7 156,8
Таблица 2
ПОСТАВКИ ДОНЕЦКИХ УГЛЕЙ НА ГРЭС ДРУГИХ ОБЛАСТЕЙ
Поставщики Потребители
Центрэнерго Воронеж- энерго Курскэнерго Черепецкая ГРЭС
«Гуковуголь» 91,2 53,5 - 37,7
«Ростовуголь» 48,1 15,0 - 33,1
«Обуховская» - - - -
«Шахтуголь» 9,0 8,9 0,1 -
Всего 148,3 77,4 0,1 70,8
РАНЖИРОВАНИЕ ПОСТАВЩИКОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УГЛЕЙ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИЮНЬ 2000 Г.) ПО ЦЕНАМ У ПОТРЕБИТЕЛЯ
Таблица 4
№ Поставщики Марка угля Цена угля у потребителя, руб/т
1 «Ростовуголь» Пр. Прод. 87,69
2 «Ростовуголь» Смесь АШ и шлама 182,69
З «Гуковуголь» АСШ, АШ 0-13 (необ.) 247,69
4 «Ростовуголь» АР 0-200 267,69
5 «Ростовуголь» АСШ, АШ 0-13 (необ.) 287,69
6 Шахта «Обуховская» АРШ 0-200 324,69
7 «Сибантрацит» АСШ 340,98
8 Р. «Красногорский» ТР 376,47
9 «Ростовуголь» АШ конц. 377,69
10 «Южкузбассуголь» ТР 386,57
Таблица 5
№ Поставщики Ранжирование в руб./т Марка угля Цена угля у потребителя, руб/Гкал
1 «Ростовуголь» 1 Пр. Прод. 25,05
2 «Ростовуголь» 2 Смесь АШ и шлама 43,50
З «Гуковуголь» 3 АСШ, АШ 0-13 (необ.) 48,47
4 «Ростовуголь» 4 АР 0-200 52,39
5 «Ростовуголь» 5 АСШ, АШ 0-13 (необ.) 56,30
6 «Сибантрацит» 7 АСШ 56,84
7 Шахта «Обуховская» 6 АРШ 0-200 59,47
8 «Южкузбассуголь» 10 ТР 64,21
9 Р. «Красногорский» 8 ТР 64,72
10 «Ростовуголь» 9 АШ конц. 70,99
антрациты оказались более высокими, чем у большинства углей ОАО «Ростовуголь», «Гуковуголь» и «Шахта «Обуховская».
Выполненное ранжирование поставщиков по уровням цен (в руб/т и руб/Гкал) показало выгодность ростовских углей для потребителей (табл. 4 и 5), их более высокую конкурентоспособность.
Наиболее показательными и обоснованными являются уровни цен на угли при их оценке по энергетической ценности.
Сопоставление цен на антрацитовые необогащенные штыбы
ОАО «Гуковуголь» (48,47
руб/Гкал) с ценами на тощие угли ОАО «Южкузбас-суголь» и разреза «Красно-горский» показало, что донецкие штыбы почти в два раза дешевле кузнецких.
Дороже всех углей оказались ростовский концентрат АШ. Однако в сопоставлении с рядовыми кузнецкими ростовские штыбы имеют более высокое качество.
Таким образом, увеличение объемов добычи ростовских, гуковских и обуховских углей выгодно потребителям, находящимся в Северо-Кавказском экономическом районе. Очевидна их конкурентоспособность.
На электростанциях в Тульской области используются угли 20 шахто-марок - промпродукты коксующихся углей, бурые, каменные угли, антрациты (табл. 6). Ранжирование поставщиков по уровням цен на 1 т натурального топлива (табл. 7 и 8) показало, что при средней цене 1 т н. т. 245,54 руб. ростовские угли оказались по уровням цен близкими к средним, и на уровне ДР интинских. Средняя цена 1 т н. т. у потребителей в Тульской области составила 381,76 руб. при высоком уровне транспортных затрат (136,2 руб/т) в условном исчислении - 470 руб./т у. т. При этом если бы объемы поставок донецких углей были достаточны для удовлетворения потребностей области, уровни цен
составили бы 395,45-425,53 руб/т у. т., то есть были бы существенно ниже.
Как видно из табл. 7 цены на донецкие угли более точно отражают их энергетическую ценность. Ранги донецких предприятий по энергетической ценности углей (руб/Гкал) позволяют отнести их к предприятиям со средним уровнем цен (3, 6, 9, 11, 16). Замыкающими предприятиями по уровням цен являются «Кузбассразрезуголь» (17, 20 ранги), разрез «Черни-говец» (18 ранг).
Учитывая благоприятное расположение донецких углей, есть основания считать, что они будут конкурентоспособны с польскими углями в случае их импорта.
Например, в IV квартале 1999 г. польские угли в портах на Балтике стоили в среднем: при теплоте сгорания 6300 ккал/кг, содержании серы 0,8 % и зольности 15 % - 23,25-23,75 долларов США.
Примем для расчета среднюю величину 23,5 доллара США. При курсе 28 руб/дол. цена 1 т польского угля на границе составит
Воронежская обл.
Ростовская обл.
Тульская обл.
рис. 3
□ ОАО "Ростовуголь"
И ОАО "Гуковуголь"
ОАО "Сибантрацит"
И ОАО "Южный Кузбасс"
П ОАО "Междуречье"
658 руб/т, 28,5 руб/дол. - 670 руб/т. Примем эти величины за цены в Мурманской и Ленинградской областях (перегрузку в вагоны и железнодорожные затраты отнесем на разницу в теплоте сгорания польских (0,9) и донецких (0,76) углей.
В этом случае при курсе доллара 28 и 28,5 руб. цена польских углей в Мурманской, Архангельской, Ленинградской областях и Петербурге составит 658-670
руб/т, а цена донецких соответственно: 529, 493, 478 и 473 руб/т.
При поставке польских углей в Ростовскую область через Мурманск железнодорожные затраты составят 170 руб/т, а цены у потребителей Ростовской области - 828-840 руб/т, при импорте польских углей через Архангельск - 788-800 руб/т при затратах на транспорт 130 руб/т. Поставка через Петербург при затратах на транспорт 120 руб/т обойдется потребителям в 778788 руб/т.
В Ростовской области цена донецких углей для электростанций (АШ
концентрат) составит 502 руб/т у. т., АС 6-13 необогащенный - 645 руб/т у. т.
Таким образом, в 2000 г. донецкие угли были более конкурентоспособны по сравнению с польскими по всей территории западной части России.
В то же время на внутреннем российском и внешнем европейском рынках наблюдаются совершенно разные тенденции: рост цен в России и снижение цен из-за острой конкуренции на Западе.
Выполненная прогнозная оценка углей марки А Восточного Донбасса, а также антрацитов Горловского бассейна и марки Т ОАО «Куз-бассразрезуголь», «Южный Кузбасс» и «Междуречье», близких по качественным характеристикам к донецким антрацитам, сделанная на основе дефляторов Минэкономики и экспертных экономических прогнозных оценок, характерных для периода роста спроса и предложения углей, показала: наибольшая энергетическая ценность топлива для электростанций характерна для
рядовых углей и обогащенных мелких концентратов. В расчетах использованы донецкие антрациты следующих акционерных обществ с калорийными эквивалентами:
«Ростовуголь» АШ ....... 0,720
«Гуковуголь» АШ.........0,795
«Обуховская» АШ.........0,839
«Сибантрацит» АСШ . . . 0,857
Уровень теплоты сгорания для антрацитовых штыбов принят для действующих технологий обогащения.
Глубокое обогащение на шахте «Обуховская» позволяет выпускать штыб с более высокой теплотой сгорания (коэффициент 0,839).
Благодаря меньшей зольности штыбы ОАО «Сибантра-цит» имеют более высокую теплоту сгорания (коэффици-ент 0,857).
Теплота сгорания тощих рядовых углей, добытых на разрезах Кузбасса, сопоставима с сибирскими антрацитами (0,85-0,86).
Расстояния транспортировки донецких углей в Ростовскую, Воронежскую и Тульскую области приняты в среднем соответственно 100, 490-550 и 920-980 км. Угли
ОАО «Сибантрацит» транспортируются на расстояние 3476, а Южного Кузбасса - 3390-3600 км.
Расстояния транспортировки в Воронежскую область составляют для донецких углей 490-550 км, сибирского антрацита - 3500 и кузнецких тощих - 3670-3755 км.
Расстояния перевозки донецких углей в Тульскую область возрастают до 920-980 км, сибирских антрацитов составляют почти 3480, а углей Кузбасса - до 3700-3930 км.
С учетом льгот Кузнецкому бассейну, транспортная составляющая ростовских углей несмотря на большую близость к потребителям в Воронежской области, составляет 26 % от транспортной составляющей кузнецких, в Тульской - 39,4 % затрат на перевозку кузнецких, а в Ростовской области - всего 12 % от затрат
на транспортировку кузнецких углей. Таким образом, чем длиннее транспортное плечо донецких углей, тем меньше сравнительный эффект в цене от их использования у потребителя.
Однако во всех случаях самыми дешевыми углями на 1 т у. т. в перспективе являются угли ОАО «Шахта «Обуховс-кая»: 400 руб/т у. т. в Ростовской области, 445 руб/т у. т. - в Воронежской и 486 руб./т у. т. - в Тульской областях.
Ранги по ценам (руб./т у. т.) в 2001 г. распределились следующим образом:
Воронежская область
1. ОАО «Обуховская»,
2. ОАО «Сибантрацит»,
3. ОАО «Междуречье»,
4. ОАО «Гуковуголь»
5. ОАО «Южный Кузбасс»,
6. ОАО «Ростовуголь»,
7. ОАО «Кузбассразрезуголь».
В Ростовской области наиболее дешевыми углями также являются угли ОАО «Шахта «Обуховская» - 400 руб/т у. т., ОАО «Сибантра-цит» - 486 руб/т у. т. (рис. 2). Самыми дорогими - тощие угли ОАО «Кузбассразрезуголь» (823
руб/т у. т.), которые на 80 руб/т у. т. дороже самых дорогих ростовских АШ - 743 руб/т у. т.
В Тульской области разница между самыми дорогими ростовскими и углями ОАО «Кузбас-
сразрезуголь» уменьшается, цены на донецкие угли практически равны ценам на угли ОАО «Куз-бассразрез-уголь» - соответственно 843 и 832 руб/т у. т.
По расчетам на 2020 г. наиболее дешевыми по-прежнему остаются угли ОАО шахта «Обуховская», самыми дорогими - угли ОАО «Куз-бассразрезуголь». В Тульской области ростовские АШ и тощие рядовые будут стоить около 1500, угли ОАО ш. «Обуховская» - 940 руб/т у. т. Графически цены на уголь у потребителей в 2020 г. представлены на рис.
3.
Таким образом, и в перспективе реален сбыт донецких углей. Предприятиям Донецкого бассейна необходима поддержка государства для его развития, так как сегодняшний уровень добычи угля в основном энергетическом бассейне европейской части России недостаточен для обеспечения энергетической безопасности европейской части России.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
6)
X Жигуленкова Алевтина Ивановна - кандидат экономических наук, ЦНИЭИуголь. Кекух Татьяна Юрьевна - экономист, ОАО «Ростовуголь».
Сукачев Алексей Борисович - экономист, ЦНИЭИуголь.