Научная статья на тему 'Конкурентный анализ строительной отрасли Республики Татарстан'

Конкурентный анализ строительной отрасли Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА / ELASTICITY OF DEMAND / КОНЦЕНТРАЦИЯ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / MARKET CONCENTRATION THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN / ИНДЕКС ГЕРФИНДАЛЯ / THE INDEX HERFINDAL / МОДЕЛЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ / THE MODEL OF PERFECT COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахматуллина Е.С., Шагиахметова Э.И.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с работой строительных организаций Республики Татарстан в условиях рыночной конкуренции, проанализированы также факторы, воздействующие на конкурентоспособность предприятия. Соперничество среди существующих предприятий зависит от концентрации рынка и степени власти над ценой, что определяется расчетным способом при помощи индекса Герфиндаля. Показатель эластичности спроса по доходу позволяет выявить стадию жизненного цикла отрасли. Выполненные в статье расчеты свидетельствуют о том, что в настоящий момент строительный рынок Республики Татарстан близок к модели совершенной конкуренции, при которой существующие субъекты рыночных отношений не могут влиять на конечную цену продукта. Цена формируется объективно под влиянием таких факторов, как местоположение объекта недвижимости, планировочные решения, используемые материалы. Однако при этом на формирование цены строительного продукта в конечном счете влияют и поставщики материалов, например, цемента, поскольку в РТ отсутствует достаточная сырьевая база. Отрасль находится на стадии стабилизации, что приводит к ужесточению конкурентной борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive analysis of engineering field in the Republic of Tatarstan

This article considers the problems connected with the Republic of Tatarstan engineering organizations’ work in the conditions of market competition; also it analyzes the factors influencing competitiveness of an enterprise. From M. Porter’s point of view on enterprise the five competitive powers act. Competition among existed enterprises depends to concentration of market and level of power under its price, what is defined by calculative method with a help of Herfindahl index. The index of income demand elasticity allows unveiling a stage of field’s life cycle. The carried out calculations show that at present moment the engineering market of the Republic of Tatarstan is close to the model of perfect competition, where existed objects of market relations can’t influence a final price of products. Price is usually formed objectively under inference of the factors as location of property, plan decisions, materials used. But formation of engineering products’ price is also influenced by material suppliers, for instance cement, because the Republic of Tatarstan has a lack of material base. This branch is under stabilization, and it leads to toughening of competitive race.

Текст научной работы на тему «Конкурентный анализ строительной отрасли Республики Татарстан»

№ 10 (51) НОЯБРЬ 2014

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Е.С. Рахматуллина, канд. эконом. наук, доцент, Э.И. Шагиахметова, канд. эконом. наук, ст. преподаватель

кафедра экономики и предпринимательства в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Россия, е-таИ: rahmat_es@bk.ru, е-таИ: elvirale@mail.ru

КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В статье рассматриваются вопросы, связанные с работой строительных организаций Республики Татарстан в условиях рыночной конкуренции, проанализированы также факторы, воздействующие на конкурентоспособность предприятия. Соперничество среди существующих предприятий зависит от концентрации рынка и степени власти над ценой, что определяется расчетным способом при помощи индекса Герфиндаля. Показатель эластичности спроса по доходу позволяет выявить стадию жизненного цикла отрасли. Выполненные в статье расчеты свидетельствуют о том, что в настоящий момент строительный рынок Республики Татарстан близок к модели совершенной конкуренции, при которой существующие субъекты рыночных отношений не могут влиять на конечную цену продукта. Цена формируется объективно — под влиянием таких факторов, как местоположение объекта недвижимости, планировочные решения, используемые материалы. Однако при этом на формирование цены строительного продукта в конечном счете влияют и поставщики материалов, например, цемента, поскольку в РТ отсутствует достаточная сырьевая база. Отрасль находится на стадии стабилизации, что приводит к ужесточению конкурентной борьбы.

Ключевые слова: конкуренция, эластичность спроса, концентрация рынка строительной отрасли Республики Татарстан, индекс Герфиндаля, модель совершенной конкуренции.

Переход к рыночной экономике вызвал появление проблем, связанных с приспособлением строительных предприятий к динамичной, быстро трансформирующейся среде. В сложившихся условиях конкуренции главным необходимым условием дальнейшего развития строительных организаций стало достижение ими высокого уровня конкурентоспособности.

На текущий момент конкуренция во всем мире носит глобальный характер. С точки зрения М. Портера, в любой отрасли действуют следующие конкурентные силы: опасность входа новых конкурентов, соперничество среди действующих на рынке предприятий, давление поставщиков, угрозы со стороны покупателей и замещающих продуктов1.

По мнению авторов, опасность входа новых конкурентов существенна при от-

сутствии барьеров для входа в отрасль, таких как необходимость больших первоначальных инвестиций, доступ к технологии и других. Согласно статистическим данным, в Республике Татарстан за первый квартал 2014 года количество фирм в торговле увеличилось на 430, что почти в два раза больше, чем количество новых предприятий в строительстве за тот же период. Это подтверждает наличие существенных барьеров на пути входа в отрасль новых игроков.

На соперничество действующих на рынке предприятий влияют: тип конкуренции, степень насыщения спроса, барьеры на пути входа в отрасль. Проанализируем эти показатели. В экономической теории выделяют следующие типы конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая, олигополистическая конкуренция и чистая монополия.

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Для того чтобы определить, какая рыночная структура действует на исследуемом рынке, как правило, используют индекс Герфиндаля (Н). При расчете этого индекса определяется предварительная оценка доли фирмы на рынке в общем объеме продаж отрасли — показатель 8.

п о /=1

Если отрасль состоит из одной фирмы (п=1), индекс Герфиндаля будет равен 10 000 (Б1 = 100%, Н = 1002) - это случай «чистой монополии». Если же в отрасли работает, например 100 фирм и доля каждой равна 1%, индекс Герфиндаля равен 100 — модель «совершенной конкуренции»1.

Проведем расчеты на примере строительных предприятий Республики Татарстан. Оценим в первую очередь концентрацию рынка и степень власти над ценой с помощью индекса Герфиндаля, используя данные по объему введенного в эксплуатацию жилья по состоянию на 2000 год и сравним полученные результаты с ситуацией в 2013 году.

Индекс Герфиндаля строительной отрасли Республики Татарстан (далее РТ) на начало 2000 года составил:

Н= 23,2 + 622 + З32 + 442 +... + 4220 = 846

Рассчитанное значение индекса в восемь раз превышает величину, соответствующую рынку совершенной конкуренции и в двенадцать раз меньше той цифры, которая характеризует чистую монополию. Значит ситуация на строительном рынке Республики Татарстан ближе к модели совершенной конкуренции, чем к монополии, но при этом имеется одно предприятие, стремящееся к доминированию на рынке. Посмотрим, как изменилась ситуация через 13 лет.

Общее число строительных организаций по состоянию на 1 марта 2014 года равно 12 702 шт.2. Индекс Герфиндаля для двадцати крупных строительных предприятий РТ на конец 2013 года составил:

Н = 5,2 + 422 + З32 + 242 +1*... + 4 = 95

Таким образом, ситуация в строительной отрасли в настоящий момент близка к модели совершенной конкуренции, значит в строительной отрасли РТ предприятия

действуют независимо друг от друга, не сговариваясь относительно уровня цен, не диктуя их. По состоянию на 2013 год ситуация на строительном рынке улучшилась, предприятия работают независимо друг от друга, в тоже время следуют велениям рынка, а не доминирующей фирмы.

Однако цена готового продукта в данной отрасли экономики не всегда определяется издержками производства, зачастую стоимость жилья определяется особенностями его расположения, типа планировки и рынком, на котором оно реализуется. В материалоемкой строительной отрасли важную роль в конкурентной борьбе играют неценовые факторы, такие как, например, престиж и опыт работы фирмы-подрядчика, качество используемых материалов, местоположение, наличие подъездных путей к объекту3. Условия спроса зависят также и от стадии жизненного цикла отрасли. Как правило, в зарождающихся и растущих отраслях конкуренция менее ожесточенная, нежели на стадии старения, когда спрос практически удовлетворен. В настоящий момент говорить об удовлетворении спроса на жилье в РТ и в целом в РФ не приходится. При этом спрос на жилье не зависит напрямую от цен на него, но должен быть взаимосвязан с доходами населения. Проанализируем эту зависимость с использованием коэффициента эластичности спроса по доходу, который определяется по формуле4:

Е,,

а+1-а *

а+Ом

где С2 . — ввод жилья в период ¡, Qi+1 — ввод жилья в период 1+1, У — доход на душу населения в период 1, У+: — доход на душу населения в период 1+1.

Расчеты, выполненные по формуле за период с 1993 по 1997 год, свидетельствуют о том, что одновременно с некоторым ростом доходов на душу населения происходит некоторое увеличение эластичности спроса по доходу в жилищном секторе экономики — с 0,03 в 1993 году до 0,25 в 1997 году. Однако при этом спрос продолжал оставаться неэластичным, так как коэффициент эластичности намного меньше единицы.

№ 10 (51) НОЯБРЬ 2014

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Рассчитаем далее коэффициент эластичности спроса на жилье по доходу за 2013 год. По данным Федеральной службы государственной статистики РТ, показатели темпов роста строительной отрасли в 2013 году в Татарстане ухудшились при одновременном росте уровня доходов населения, что привело к дальнейшему падению коэффициента эластичности спроса по доходу до уровня 0,21. Значит при повышении доходов населения на 1% спрос на жилье вырастет лишь на 0,21%5.

Барьеры на выходе — крупные капиталовложения на первом этапе, доступ к технологиям — удерживают предприятия в строительной отрасли. Эти же барьеры преграждают вход компаниям-новичкам. Однако постоянный стабильный рост потребности в жилье делает строительную отрасль привлекательной для новичков и обеспечивает комфортные условия работы существующим на рынке предприятиям.

Барьеры на выходе - крупные капиталовложения на первом этапе, доступ к технологиям - удерживают предприятия в строительной отрасли. Эти же барьеры преграждают вход компаниям-новичкам.

щей организации, равные возможности для реализации своего продукта.

Рынок поставщиков строительной отрасли — это в основном рынок строитель- ных материалов. Материалы составляют более 60% себестоимости строительного продукта, именно цены на материалы влияют в конечном итоге на стоимость жилья. = Использование технологии монолитного домостроения повысило потребность строительных предприятий в цементе. Можно смело утверждать, что цемент — это «строительный хлеб». В самом Татарстане цемент не производится по причине отсутствия достаточной сырьевой базы для строительства рентабельных цементных предприятий с мощностью от 1 млн. тонн ежегодно, поэтому угроза срыва поставок основного стройматериала со стороны поставщиков цемента достаточно высока. Аналогичные проблемы испытывают соседние республики — Чувашия, Удмуртия, Марий

Это условия, при которых нет доминирую- Эл и Нижегородская область6.

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ситуация на рынке цемента такова, что с началом весны цены на цемент повышаются: спрос рождает предложение. Этот рост цен, по мнению авторов, является абсолютно спекулятивным явлением, так как осенью, когда объем строительно-монтажных работ падает, цены снижаются. Таким образом, развитие отечественной цементной промышленности, усовершенствование технологий его производства, формирование конкурентной среды для производителей цемента являются необходимым условием для успешного развития всей строительной отрасли в целом.

Высокий уровень угрозы со стороны поставщиков наблюдается еще и в том случае, когда продукция поставщиков уникальна, следовательно, покупателю сложно найти ему альтернативу. Ярчайшим примером этого является зеленое (экологическое) строительство — это вид строительства и эксплуатации зданий, воздействие которых на окружающую среду минимально. Следовательно, в нем используются только те строительные материалы, которые прошли определенные системы сертификации BREEAM и LEED. Однако не все поставщики материалов обладают данными лицензиями, что создает определенное давление среди имеющихся.

Сегодня в Татарстане наблюдается достаточно высокий уровень угрозы со стороны поставщиков, то есть поставщики диктуют свои цены, что, в свою очередь, вносит свои коррективы в цены на жилье.

Следующей внешней силой, воздействующей на устойчивость предприятия, является угроза со стороны покупателей. Однако в данном сегменте рынка, по мнению авторов, степень угрозы со стороны покупателей невысока, поскольку жилье всегда будут покупать, стремясь иметь «крышу над головой». При этом потребность в безопасности, которая обеспечивается наличием собственной недвижимости, относится к базовым потребностям человека, таким как питание и сон.

Угроза замещающих продуктов отсутствует, поскольку в условиях холодного

Сегодня в Татарстане наблюдается достаточно высокий

уровень угрозы со стороны поставщиков, то есть поставщики диктуют свои цены, что, в свою очередь, вносит свои коррективы в цены на жилье.

климата РТ и РФ в целом альтернативы домам нет.

В целом, конкурентная среда строительной отрасли в РТ характеризуется в настоящий момент как близкая к модели совершенной конкуренции, то есть все участники торговых сделок руководствуются исключительно экономическими принципами, и ни одно предприятие не имеет власти над ценой продукта. При этом влияние внешней среды на работу предприятий строительной отрасли РТ не является на сегодняшний день критичным по всем признакам, кроме цен на услуги поставщиков. Таким образом, те компании, которые сумеют нивелировать этот фактор до минимума, окажутся наиболее конкурентоспособными.

Литература

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: в 2-х т. / общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т 2. С. 168—169, 171.

2. Федеральная служба государственной статистки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru. (16.10.2014).

3. Загидуллина Г.М., Клещева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса // Известия КГАСУ. 2011. № 2(16). С. 271—277; Рахматуллина Е.С. Решение задач управления строительным предприятием посредством нестандартных инновационных шагов // Электронный журнал «Управление экономическими системами». № 24. 2010. С. 496—499.

4. Вечканов Г.С. Микроэкономика. Институт экономики и права. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/e006u/toc.htm/ (дата обращения 16.10.2014).

5. Гареев И.Ф., Орлов В.Я. Формирование социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья // Российское предпринимательство. 2011. № 10. Вып. 1(193). С. 175—180.

6. Ерокин Ю. Цемент в Татарстане // ПроСтрой-Мат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р:// prostroymat.ru/content/cement-v-tatarstane (дата обращения 25.09.2014 г.).

№ 10(51) HOflBPb 2014 %

COMPETITIVE ANALYSIS OF ENGINEERING FIELD IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

E.S. Rakhmatullina, Candidate of economics, Docent, E.I. Shagiakhmetova, Candidate of economics, senior lecturer, the department of economics and entrepreneurship in engineering, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia, rahmat_es@bk.ru, elvirale@mail.ru

This article considers the problems connected with the Republic of Tatarstan engineering organizations' work in the conditions of market competition; also it analyzes the factors influencing competitiveness of an enterprise. From M. Porter's point of view on enterprise the five competitive powers act. Competition among existed enterprises depends to concentration of market and level of power under its price, what is defined by calculative method with a help of Herfindahl index. The index of income demand elasticity allows unveiling a stage of field's life cycle.

The carried out calculations show that at present moment the engineering market of the Republic of Tatarstan is close to the model of perfect competition, where existed objects of market relations can't influence a final price of products. Price is usually formed objectively under inference of the factors as location of property, plan decisions, materials used. But formation of engineering products' price is also influenced by material suppliers, for instance — cement, because the Republic of Tatarstan has a lack of material base. This branch is under stabilization, and it leads to toughening of competitive race.

Key words: competition, elasticity of demand, market concentration the construction industry of the Republic of Tatarstan, the index herfindal, the model of perfect competition.

References

1. Shagiakhmetova E.I., Sungatullina A.I. Analiz sbalan-sirovannosti strategicheskogo razvitiia osnovnykh otraslei promyshlennosti RT [Analysis of the balance of strategic development of key industries]. Izvestiia KGASU — News of the Kazan State University of Architecture and Engineering, 2014, no. 2(28), pp. 275-283; Artur A. Tompson-ml., A. Dzh. Striklend III. Strategicheskii menedzhment. Kontseptsii i situatsii dlia analiza [Strategic management. Concepts and case studies]. Moscow, Vil'iams Publ., 2007. 928 p.

2. Gal'perin V.M., Ignat'ev S.M., Morgunov V.I. Mikroeko-nomika: v 2-kh t. [Microeconomics in 2 vol.]. St. Petersburg, Ekonomicheskaia shkola Publ., 1999. Vol. 2. 503 p.

3. The Federal service of state statistics. Available at: http://www.gks.ru. (accessed 16.10.2014).

4. Zagidullina G.M., Kleshcheva O.A. Razvitie inno-vatsionnoi infrastruktury investitsionno-stroitel'nogo kompleksa [Development of innovation infrastructure investment and construction complex]. Izvestiia KGASU —

News of the Kazan State University of Architecture and Engineering, 2011, no. 2(16), pp. 271—277; Rakhmatullina E. S. Reshenie zadach upravleniia stroitel'nym pred-priiatiem posredstvom nestandartnykh innovatsionnykh shagov [The tasks of building the company through unusual and innovative steps]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami — Management of economic systems, 2010, no. 24, pp. 496-499.

5. Vechkanov G.S. Mikroekonomika. Institut ekonomiki iprava [Elektronnyi resurs]. Available at: http://www.be5. biz/ekonomika/e006u/toc.htm/ (accessed 16.10.2014).

6. Gareev I.F., Orlov V.Ia. Formirovanie sotsial'nykh standartov gosudarstvennykh uslug na rynke zhil'ia [The formation of the social standards of public services in the housing market]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo — Russian entrepreneurship, 2011, no. 10. part 1(193), pp. 175—180.

7. Erokin Iu. Tsement v Tatarstane [Cement in Tatarstan]. ProStroiMat. Available at: http://prostroymat. ru/content/cement-v-tatarstane (accessed 25.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.