конкурентный анализ
рынка рунета
__Аннотация
Прежде чем продвигать в интернете товары и услуги компаний необходимо проанализировать интернет-рекламу конкурентов. Для этого и проводится конкурентный анализ поисковых сервисов, представленных на рынке России. Традиционно главной опорой мониторинга Рунета становятся показатели количества пользователей в поисковых сервисах. Но в последнее время идет смещение показателей в пользу интернет-рекламы в Рунете за счет роста бизнес-аудитории поисковиков. В статье проанализированы целевые аудитории международных и российских поисковиков с учетом специфики рыночного участия В2С и В2В секторов.
Ключевые слова: рынок интернет-рекламы, реклама в поисковых сис-_темах
1ЕЬ: М31, Ь81
Введение
В целях понимания рынка потенциальных аудиторий клиентов и для продвижения товаров и услуг заказчиков интернет-агентств необходимо знать, какие преимущества предоставляет каждая из поисковых систем, например, почему для целевых аудиторий корпоративных клиентов необходимо выходить на Яндекс, а для молодежной аудитории на Google. Цель анализа - проследить основные факторы, которые повлияли на развитие локальных поисковиков, позволившие им занять значительные доли рынка как на российской, так и на международной арене, такие как время выхода, предоставление дополнительных сервисов, а также вложения в развитие. Первое место в рейтинге Comscore традиционно занимает американская Google — в декабре на нее пришлось 114,7 млрд запросов и 65,2% рыночной доли. На второй позиции впервые поднялась китайская поисковая машина Baidu с 14,5 млрд запросов и 8,2% рыночной доли, оттеснив сайты Microsoft с поисковой строкой. Третье место занимает поисковик Yahoo с 8,6 млрд запросов и 4,9% долей рынка [1, с.140].
Жильцов Денис Анатольевич
аспирант кафедры маркетинга и логистики, генеральный директор ООО«Агентство интернет-маркетинга Про Инет» ёеш8@рготеииёеш8@ proinet.ru
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерациии
Яндекс занял четвертое место в рейтинге Comscore, обработав по итогам 2013 года, по подсчетам агентства, 4,8 млрд поисковых запросов и ему принадлежит 2,8% рыночной доли всех запросов в интернете. По словам экспертов, выход Яндекс на четвертое место крупнейших поисковиков мира — ожидаемое событие, т.к. Рунет растет быстрее большинства других рынков. В ближайшие годы Яндекс может войти в тройку глобальных лидеров, например, за счет выхода на рынок Китая.
Также, по данным американских аналитиков, Яндекс входит в число основных локальных конкурентов Google, которые, несмотря на его быстрые темпы роста, удерживают лидерство на своих национальных рынках. В данный момент таких компаний осталось всего пять, это Seznam, занимающий 63% чешского рынка интернет-поиска, китайский Baidu с 60%, Yahoo с 50% рынка Японии, Naver с 60% рынка Южной Кореи [2, с. 56].
По данным liveinternet, Яндекс самая популярная в России поисковая система (скорее всего за счет бизнес-аудитории). Ее доля на рынке составляет 53% против 34-х % Google. Далее в Рунете идёт наращивающий оборот Mail.ru, который недавно перешёл полностью на собственный движок, отказавшись от помощи Google. За ними Рамблер, Майкрософт Bing. Rambler окончательно сдает свои позиции. Однако сбрасывать его со счетов не стоит.
TNS-Gallup предоставляет статистику по портальным аудиториям лидеров Рунета. Традиционно основными конкурентами Яндекса являются Mail.ru - сервис, главным образом почтовый, с поисковым «движком» Яндекса. Позиционирует себя так же как развлекательный сервис и Rambler -мультимедиа-портал [3, с. 69]. Кроме того, в последние полгода о себе как о массово посещаемых площадках заявили так называемые социальные медиа (социальные сети и блоги). В связи с этим, имеет смысл рассматривать и портальную аудиторию LiveJournal, Вконтакте и Одноклассники.
Заметен рост социальных медиа (social media) -LiveJournal, Вконтакте и Одноклассники.
__Расценивать их как полноценных конкурентов
__нельзя, но данные о портальных аудиториях могут
__послужить в качестве отправной точки при разра-
__ботке партнерских проектов.
__Темпы роста аудитории интернета в России
__продолжают замедляться. С осени 2012 по осень
__2013 года по данным Яндекс прирост численнос-
__ти пользователей составил менее 9% — это самый
__низкий показатель за последние десять лет.
__Однако в абсолютных цифрах прирост выглядит
__впечатляюще — более 5 миллионов человек. Ещё
__сильнее выросла суточная аудитория — это озна-
__чает, что многие пользователи, которые раньше
__выходили в интернет только время от времени,
__теперь делают это каждый день.
__В 2013 году наиболее высокими темпами ауди-
__тория интернета росла в Сибири, на Юге и
__Северном Кавказе, а также в центральных регио-
__нах России. Те же регионы быстрее всего догоняли столицы по уровню проникновения интернета. В абсолютных цифрах самый большой рост аудитории показал Центральный округ [4, с.82]. В Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке в 2013 году рост аудитории и проникновения интернета полностью остановился. ФОМ заре__гистрировал небольшое снижение этих показа__телей в обоих регионах.
__Более трети новых пользователей интернета —
__это жители сельской местности. По сравнению
__с прошлым годом их стало больше на 18%, или
__примерно на 2 миллиона человек. Это самый
__высокий показатель роста среди всех типов
__населенных пунктов, как в абсолютных, так и в
__относительных цифрах.
__Еще пять лет назад во всех российских селах про__живало меньше пользователей интернета, чем
__в одной Москве. Сегодня численность сельской
__аудитории интернета уже на четверть больше,
__чем в обеих российских столицах вместе взятых.
__Если в ближайшие годы проникновение интер__нета в сельской местности достигнет сегод-
__няшнего уровня городов с населением менее
__100 тысяч человек, то там появится еще около
__3,5 миллиона новых пользователей [5, с. 62].
__В то же время объем рынка интернет-рекламы
__в России год от года растет огромными тем-
пами. Так, если в 2007 году, по оценкам АКАР, общий рост рынка составил 27% и 229 млрд руб. в денежном выражении, то объем рынка интернет-рекламы в 2013 году составил более 71 миллиарда рублей, продемонстрировав рост в сравнении с 2012-м годом на 27%, следует из данных Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР).
Более чем на 34% до 51,6 миллиарда рублей выросла контекстная реклама. Продажи медийной рекламы выросли на 12% до 20,1 миллиарда рублей. Отметим, что доля интернет-рекламы в общем рекламном рынке России в 2013 году составила 22% [6, с. 110]. Чем хорош интернет-бизнес, так это тем, что у него нет таких проблем, с какими сталкиваются, например, производители напитков. В интернете все бесплатно и все находится в пределах одного клика. Скажем, человек, который любит Coca-Cola, не будет покупать Pepsi. А интернет-пользователь может иметь почту на Mail.Ru, общаться в «Одноклассниках» и искать в Яндексе [7, с.50]. Поисковый рынок один из самых сложных по отвоеванию доли, зато один из самых успешных по монетизированию. Так, 80% доходов Яндекса приходится на контекстную рекламу. Это очень перспективный инструмент продвижения [8, с.76]. Пользователю показывается только та реклама, которая соответствует его интересам, явно выраженным в поисковых запросах. В последнее время баннерная реклама стремится стать «не хуже» контекстной. Т.е. баннеры тоже становятся таргетированными. Такая информация не раздражает, и в итоге все остаются довольны - как рекламодатели, так и потребители. На IPO «Яндекс» вышел в 2011 году, акции были размещены на бирже NASDAQ по цене $25. Однако стоимость акций ADR Yandex N.V., головной компании холдинга «Яндекс», на NASDAQ упали и бумаги торгуются по 23,7 долл. [9, с.10]. Обрушение котировок произошло после заявления Владимира Путина о влиянии западных стран, в частности США, на деятельность компании после ее создания. Выход на биржу рассматривался как один из вероятных вариантов развития компании. Считается, что привлечь денег в
интернет-бизнес на Западе можно больше, чем в России, поскольку инвесторы, понимающие этот рынок, находятся там.
В интернете хорошо работают сервисы, повторяющие основные жизненные процессы: поиск информации, общение, социальные сети, реклама — все это существует в реальной жизни. Интернет-технологии просто переводят эти процессы на другой уровень. Стратегия Яндекса — создавать то, что есть в реальной жизни и может быть усилено интернетом. Усиление это происходит как за счет математики (алгоритмов), так и за счет критической массы самих пользователей. [10, с.44-47].
Что касается бизнес-моделей, то в разное время обсуждались разные. Уже более или менее понятно, что не работает массово модель платного доступа к сервисам. Довольно ограничена идея собирать деньги за продвижение себя в различных сервисах (например, знакомств). аннеры — это всего лишь использование тернета как еще одной медийной площадки. Крупной, но одной из многих — даже в удаленной перспективе. И поэтому медийный бизнес интернете растет сравнительно медленно — 60% в год. Единственный пока доказанный смысл существования интернета как бизнеса — это улучшение таргетинга рекламы. Зато в этом интернет уникален. Только тут можно отследить непосредственный интерес пользователя и тут же дать ему нужное рекламное сообщение. Именно в этом точном нацеливании рекламы независимо от форматов и спрятаны основные деньги интернета.
Выводы
В статье проанализированы по различным рыночным показателям такие поисковые интернет-площадки, как Google, Baidu, Яндекс, Yahoo, Microsoft. По каждой из них приведены данные доли на рынке, статистические данные по портальным аудиториям лидеров Рунета, показаны их основные конкуренты, а также рыночное позиционирование. Расценивать их как полноценных конкурентов нельзя, но данные о портальных аудиториях могут послужить в качестве
отправной точки при разработке партнерских проектов. Проанализированы тренды и причины высоких темпов роста аудитории интернета в различных регионах России, обоснованы причины прироста интернет-пользователей именно жителями сельской местности. На примере статистических данных показано, что поисковый рынок один из самых сложных по отвоеванию доли и из самых успешных по монетизирова-нию.
Источники
1. Романенкова О.Н. Тенденции развития и современные подходы к организации рекламного рынка России // Международный журнал «Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда» (ЭПОС). - 2012. - №4 (52). - 150 с. - Шр://еНЬгагу. ru/item.asp?id=18884086.
2. Романенкова О.Н., Синяева И.М. Маркетинг инноваций в сфере торговли: теория, методология, практика. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2012.
3. Романенкова О.Н. Визуальный мерчандайзинг как инструмент управления розничными продажами // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управле-ние. -
2012. - № 2. - http://elibrary.ru/item.asp?id=17783918.
4. Романенкова О.Н. Корпоративный центр интегрированных маркетинговых коммуникаций для ритейлинга // Управленческие науки. - №4. - 2012.
5. Романенкова О.Н. Новые формы организации коммерческой деятельности в современных условиях удаленного доступа // Международный сборник научных трудов: «Экономика. Бизнес. Банки». -№ 4. - 2013.
6. Романенкова О.Н. Частные марки в сфере ритей-ла // Маркетинг. -2010. - № 9.
7. Романенкова О.Н., Синяева И.М. Проблемы маркетинга в системе ритейлинга мегаполиса г. Москвы (технологии, стратегии, практика): Монография. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. -160 с.
8. Романенкова О.Н. Формирование и развитие интернет-рекламы в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций: теория и практическая реализация: Монография. М.: «Дашков и К»,
2013.
9. Романенкова О.Н. Развитие маркетинга в корпоративных торговых сетях (на примере розничной торговли г. Москвы): Автореф. дисс. канд. экон. наук. - М., 2009. - 23 с.
10. Арский А.А. Особенности формирования стоимости логистической услуги // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 1. - http://elibrary.ru/item. asp?id=2l650781.
Denis A. Zhiltsov
Postgraduate of the Chair of Marketing and Logistics, Financial University under
the government of the Russian Federation;
General director of the LLC Internet MarketingAgency Pro Inet
Competitive analysis of the runet market
_Abstract
Before promoting products and services of companies on the Internet, it is necessary to analyze Internet ads of competitors. That's why the competitive analysis of search services on the market of Russia is conducted. Traditionally the main support of the Runet monitoring is the indicators of the number of users on the search services. But lately, there is a displacement of the indicators in favor of Internet ads on the Runet due to the growth of business audience search engines. The article analyzes the target audience of international and Russian search engines including specifics of the market participation B2C and B2B sectors.
Keywords: market of Internet ads, ads on the search engines
-