Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ РЕМОНТНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ РЕМОНТНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МАРКЕТИНГ-МИКС / МАРКЕТИНГ / 5 СИЛ М.ПОРТЕРА / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушковская Екатерина Дмитриевна, Коцюбинская Марина Вячеславовна

Работа ориентирована на анализ конкуренции в ремонтно- строительной сфере, от состояния которой зависит возможность обеспечения населения жильем надлежащего уровня комфорта, что также является одной из важных потребностей для обеспечения нормальной жизни людей. В работе произведен анализ конкуренции на рынке ремонтно-строительных работ г. Санкт-Петербурга, выявлены барьеры входа на рынок согласно модели «5 сил конкуренции М. Портера», составлена карта стратегических групп конкурентов на основании рейтинга ремонтных организаций, произведен анализ по модели маркетинг-микса 7P, выявлены факторы успеха в сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ РЕМОНТНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Конкурентный анализ ремонтно-строительных организаций города Санкт-Петербурга

Трушковская Екатерина Дмитриевна

кандидат экономических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: ekaterinatrushkovskaya@gmail.com

Коцюбинская Марина Вячеславовна

магистрант,

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: marina022598@gmail.com

Аннотация. Работа ориентирована на анализ конкуренции в ремонтно- строительной сфере, от состояния которой зависит возможность обеспечения населения жильем надлежащего уровня комфорта, что также является одной из важных потребностей для обеспечения нормальной жизни людей. В работе произведен анализ конкуренции на рынке ремонтно-строительных работ г. Санкт-Петербурга, выявлены барьеры входа на рынок согласно модели «5 сил конкуренции М. Портера», составлена карта стратегических групп конкурентов на основании рейтинга ремонтных организаций, произведен анализ по модели маркетинг-микса 7P, выявлены факторы успеха в сфере.

Ключевые слова: ремонтно-строительные организации, маркетинг-микс, маркетинг, 5 сил М.Портера, конкуренция.

JEL codes: L74

Для цитирования: Трушковская, Е.Д. Конкурентный анализ ремонтно-строительных организаций города Санкт-Петербурга / Е.Д. Трушковская, М.В. Коцюбинская. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №11. -С.122-126. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.11.2021)

От состояния конкуренции в ремонтно-строительной сфере зависит возможность обеспечения населения жильем надлежащего уровня комфорта, что является одной из важных социальных задач [1]. Целью исследования является оценка конкуренции в данной сфере на примере г. Санкт-Петербурга.

Рынок услуг по ремонту жилых и деловых помещений непрерывно растет, что, безусловно, тесно связано с развитием рынка строительства. Помимо роста спроса на ремонтные услуги у жителей новостроек, наблюдается увеличение спроса на отделочные работы у владельцев «старых» домов, поскольку влияние современных тенденций, транслирующих красивый визуальный облик жилья, с каждым годом просматривается все сильнее. Рассматривая рынок ремонтных услуг в г. Санкт-Петербург, нельзя не отметить, что город имеет большую долю старого фонда в центре города, где многие квартиры более полувека не ремонтировались. С каждым годом растет престижность жилья в центральных районах города, выкупаются расселенные старые коммунальные квартиры, требующие больших затрат на ремонт [2].

На рынке ремонтных услуг Санкт-Петербурга существует несколько тысяч организаций различных по размеру: от частных мастеров до крупных компаний с широким портфелем предлагаемых услуг. Рост малого бизнеса в сфере ремонта в последние годы является ответом профессионалов запросам рынка. Основной конкурентной силой специализированным компаниям выступают, так называемые, «частники», предлагающие услуги в несколько раз дешевле. Однако потребители постепенно осознают преимущества сотрудничества со специализированными

фирмами по выполнению ремонтных услуг, которые являются наиболее подходящим и надежным партнером как для частных, так и, тем более, для корпоративных заказчиков.

Барьеры для входа на рынок ремонтных услуг можно рассмотреть через модель М. Портера «5 сил конкуренции» [3]. Первый барьер - экономия на масштабе. Его влияние невелико, поскольку ремонт - всегда уникальный, а не серийный проект. Экономить на масштабе можно только через создание запасов строительных материалов, используемых в каждом проекте, закупая их крупными партиями, которые стоят дешевле на 5-7%.

Дифференциация продукта, с одной стороны, может создавать сильный барьер, так как на рынке представлено большое разнообразие ремонтных и ремонтно-строительных услуг, и придумать что-то новое, что заинтересует клиента, в данной сфере тяжело. С другой стороны, поскольку дифференциация услуг большая, то можно для входа на рынок выбрать любую и за счет повышения качества или же снижения цены на услугу выйти на рынок и получить какую-то часть потребителей.

Параметр «потребность в капитале» имеет низкое влияние, поскольку для выхода в ремонтную отрасль не нужны большие затраты, можно начинать производить ремонты, имея только средства малой механизации, а все расходные материалы приобретать за счет клиентов.

Уровень постоянных издержек в сегменте средний. Например, время производства работ может быть как 1-2 дня, так и несколько месяцев - это зависит от размеров необходимых работ. Качество же услуг в основном зависит от квалификации и мастерства рабочих.

В ремонтной сфере большой выбор каналов распределения, т.е. средств взаимодействия компании и потребителя. Например, платформы для рекламы в популярных социальных сетях могут рассматриваться как достаточно простые и низкозатратные каналы.

Политика правительства в отношении ремонтно-строительной сферы лояльна. При капитальном строительстве необходим допуск к производству работ саморегулируемой организации (СРО). Это создает барьер в форме обязательных отчислений в СРО, для осуществления же косметического ремонта вхождение в СРО не требуется.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для входа на рынок ремонтно-строительных услуг низкие экономические и законодательные барьеры, что позволяет начинать бизнес в данной сфере с «нуля».

Для сравнения конкурентных позиций на рынке была составлена карта стратегических групп (рис.1) на основании рейтинга ремонтно-строительных организаций. Выбранные для исследования организации находятся примерно в середине общего рейтинга организаций по городу Санкт-Петербург. Данные организации относятся к среднему и малому бизнесу. Такие организации в основном работают с физическими лицами, но могут брать заказы и для юридических лиц, а также участвовать в конкурсах, в том числе на государственные заказы. Подобных организаций преобладающее большинство на рынке, поэтому их исследования является наиболее целесообразным.

Компанией-лидером среди малых и средних предприятий в ремонтно-строительной сфере Санкт-Петербурга является ООО «СпецСтрой-Петрострой», имеющее самый высокий рейтинг и производит большой объем работ. Также к лидерам рынка можно отнести ООО «Вертикаль Строй», ООО «Гранд» и ООО «МЕТР 51». Данные компании могут быть примерами успешной политики продаж и рекламы. В среднюю зону входят ООО «СУ-61-38», ООО «РосРемонт» и ООО «РомСтрой». Наиболее близкой организацией к средней зоне по рейтингу и объему производства, но относящейся к лидерам рынка, является ООО «МЕТР 51». Сравнивая деятельность компаний из средней зоны с лидерами, можно определить факторы успеха, которые отличают лидеров на рынке. Анализ можно провести с помощью инструмента маркетинг-микса 7P, состоящего из таких параметров как: продукт (product), цена (price), место (place), реклама (promotion), люди (people), процесс (process), окружение (physical evidence). Краткий вариант анализа представлен на таблице 1.

Рисунок 1 - Карта стратегических групп

Составлено авторами

Исходя из анализа конкурентов и современных тенденций поведения потребителя, можно выделить следующие факторы успеха на рынке ремонтно-строительных услуг:

- самое важное - качество работ, если работы производятся на низком уровне, то вероятность повторного обращения стремительно снижается, а также это влечет негативные отзывы, низкие оценки и отсутствие рекомендаций;

- наличие рекламы, а главное - сайта организации в сети Интернет. В современном мире уже практически все заказчики первым делом ищут информацию в Интернете, и первое знакомство с компанией происходит именно там. А если у фирмы нет сайта, то большинство потенциальных клиентов просто не узнают о ней;

Таблица 1 - Конкурентный 7Р-анализ

Параметр оценки

Состояние параметра, по мнению потребителя

Состояние параметра ООО «МЕТР 51»

Состояние параметра ООО «СУ-61-38»

Состояние параметра ООО «РосРемонт»

^ОБИСТ

Скорость мелкие работы 1-3 дня 1-2 дня 1-3 дня 1-4 дня

производства работ масштабные работы 2-4 недели 2-6 недель 2-4 недели 2-7 недель

Качество работ высокое высокое высокое среднее

Косметиче- + + + +

Ремонт квар- ский

тир Капитальный ремонт + + + -

Производство наружных работ + + + -

Ремонт объектов культурного + + +

наследия

Параметр оценки Состояние параметра, по мнению потребителя Состояние параметра ООО «МЕТР 51» Состояние параметра ООО «СУ-61-38» Состояние параметра ООО «РосРемонт»

PRICE

Виды цен Внутренние работы, руб./ м2 средняя стоимость ~1 900 ~1 800 ~2 000 ~1 700

Наружные работы, руб./м2 средняя стоимость ~3 000 ~2 900 ~2 850 -

PLACE

Удобство расположения офисов Офисы в шаговой доступности от метро или удобный подъезд для автомобилей Около 20 минут пешком от метро, удобный подъезд Офис в 3-х минутах ходьбы от метро Невозможность пешей доступности от метро, но имеет хороший подъезд

Сайт Наличие сайта организации есть нет нет

PROMOTIONAL

Каналы коммуникаций Реклама Наличие рекламы интернет интернет; наружная интернет

Личные продажи Наличие каталогов выполненных работ + - -

PEOPLE

Компетентность персонала Компетентный персонал, знающий полную информацию об услугах Компетентный персонал Компетентный персонал Компетентный персонал

PROCESS

Частота приезда заказчика на объект Возможность полностью исполнения работ в дистанционном формате или минимальное количество посещения офиса Необходимость присутствия заказчика при утверждении плана работ, при сдаче работ. Далее по желанию заказчика Необходимость присутствия заказчика при утверждении плана работ, при сдаче работ. Далее по желанию Необходимость присутствия заказчика при сдаче работ. Далее по желанию заказчика

PHYSICAL EVIDENCE

Комфортабельность офисов + + + +

-скорость (время) выполнения работ. Компании должны работать оперативно и не затягивать работы, исполнять их в срок;

- цена на работы также важна, однако не для каждого потребителя это будет являться ключевым параметром при выборе, многие могут отдать предпочтение более дорогим услугам у организации с более высокими оценками и положительными отзывами, поэтому положительное позиционирование компании также немало важно;

- в современных условиях также важно иметь возможность дистанционно взаимодействовать с клиентом, т.е. возможность подписание документов электронной подписью, предоставление фото и видео отчетов для контроля заказчиком, обсуждение всех вопросов и решение проблем в онлайн формате.

Конкурентный анализ - важный инструмент, помогающий организации понять ситуацию на рынке, определить свою нишу и направление развития. Ведь предприятие функционирует в условиях рыночной конкуренции. А для формирования стратегии нужно учитывать и специфику продукта или услуги, и понимать внешние факторы, которые прямо или косвенно влияют на развитие компании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лебедева А.В. Проблемы оценки конкурентоспособности продукции // ЭВ. 2021. №1 (24). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-otsenki-konkurentosposobnosti-produktsii (дата обращения: 19.10.2021).

2. Троян И. А. Антикризисные факторы конкурентоспособности предприятий сферы услуг // Вестник ГУУ. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikrizisnye-faktory-konkurentosposobnosti-predpriyatiy-sfery-uslug (дата обращения: 19.10.2021).

3.Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер — «Альпина Диджитал», 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.