Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества: теоретические аспекты'

Конкурентные преимущества: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1075
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ / THE COMPETITIVE ADVANTAGES / THE COMPARATIVE ADVANTAGES / THE COMPETITIVENESS / THE CLASSIFICATION OF THE COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буценко И.Н., Илясова Ю.В., Горбачева М.В.

Рассмотрены общие теории, в рамках которых заложены базовые положения относительно формирования понятия «конкурентные преимущества». Выделены основные подходы к интерпретации экономической категории «конкурентные преимущества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive advantages: the theoretical aspects

The article reviews the general theories in which the basic statements forming the concept of «competitive advantages» are laid. The main approaches to the interpretation of such economic category as «competitive advantages» are shown.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества: теоретические аспекты»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

GLOBAL ECONOMY

УДК 339.137.2

И.Н. Буценко , Ю.В. Илясова , М.В. Горбачева

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Рассмотрены общие теории, в рамках которых заложены базовые положения относительно формирования понятия «конкурентные преимущества». Выделены основные подходы к интерпретации экономической категории «конкурентные преимущества».

Ключевые слова: конкурентные преимущества, сравнительные преимущества, конкурентоспособность, классификация конкурентных преимуществ.

В экономической литературе встречаются разные подходы к трактовке понятия «конкурентные преимущества». Данная категория остается многоаспектной и не имеет универсального определения. Поэтому целью нашего исследования является анализ существующих подходов к определению экономической категории «конкурентные преимущества» с целью уточнения ее сущности. Кроме этого, изучение сущности конкурентных преимуществ позволяет определить их роль и место в конкурентных отношениях.

Понятие «конкурентные преимущества» заложено в ряде экономических теорий, которые в экономической литературе классифицированы в разрезе 5 подходов (табл. 1.)

Представители подхода «Ресурсный» (А. Смит, Д. Рикардо, Э. Хекшер и Б. Олин, П. Са-муэльсон) сконцентрировали внимание на том, что основой для формирования конкурентных преимуществ является исследование факторов производства. Факторы, которые способствуют повышению конкурентоспособности стран, являются их конкурентными преимуществами.

© Буценко И.Н., Илясова Ю.В., Горбачева М.В., 2016.

Б01: 10.15350/2221-7347.2016.1

Буценко ИринаНиколаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия.

Илясова Юлия Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия.

***Горбачева Маргарита Владимировна - магистрант кафедры мировой экономики Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Россия.

Таблица 1

Экономические теории, в рамках которых заложены базовые положения понятия «конкурентные преимущества»

Подход Теории

Ресурсный - теория абсолютных преимуществ А. Смита (1776 г.); - теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо (1817 г.); - теория соотношения факторов производства Э. Хекшера и Б. Олина (19181933 гг.); - теория выравнивания цен на факторы производства П. Самуэльсон (1948 г.).

Управленческий - система национальной экономии Ф. Листа (1841 г.); - теория полюсов роста Ф. Перру (1950 г.); - модель «сбалансированная система показателей» Р. Каплана и Д. Нортона (1992 г.).

Инвестицио нный - теория «нового роста» П. Ромера и «человеческого капитала» Р. Лукаса; - эклектическая ОЛИ-парадигма Дж. Даннинга (1981-1993 гг.)

Инновационный - теория экономического развития Й. Шумпетера (1912 г.); - теория факторов экономического роста Дж. Кендрика, Э. Денисона, Р. Солоу (1957-1969 гг.); - концепция интеллектуального лидерства Г. Хамела и К. Прахалада (1994 г.); - теория экосистем и коэволюции Дж. Мура (1996 г.); - теория комплементарных факторов Р.М. Кантера; - теория голубого океана К. Чана (2007 г.).

Комбинированный - меркантилистские теории (XV-XVIII); - немецкая историческая школа - В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс, Г. Шмоллер, Й. Брентано (1852 г.); - теория индустриальных районов (специализированных производств) А. Маршалла (1890 г.); - теория национальных конкурентных преимуществ М. Портера (1990 г.); - модель искусства доминирования и создания конкурентных преимуществ М. Трейси, Ф. Вирсема (1995 г.); - теория соконкуренции А.М. Бранденбургера и Б. Дж. Нейлбаффа; - концепция устойчивого развития (2002 г.).

Источник: составлено авторами на основе [1]

Представители подхода «Управленческий» (Ф. Лист, Ф. Перру Р., Каплан, Д. Нортон) особое внимание уделили анализу дополнительных факторов влияния, а именно - эффективной правительственной политике, влиянию государственного регулирования.

Базовым утверждением подхода «Инвестиционный» (П. Ромер, Р. Лукас, Дж. Даннинг) выступает принципиально новая гипотеза экономического роста, в рамках которой научно-технический прогресс рассматривался как эндогенный фактор. Основным фактором как экономического роста, так и формирования конкурентных преимуществ является направление инвестиционных ресурсов в научно-технический и человеческий капитал. В теориях доказано, что страна, которая имеет так называемые «преимущества владения», привлекает иностранные инвестиции, а «преимущества размещения» и «преимущества интернационализации» создают благоприятные условия для национальных инвесторов за границей.

Основные положения подхода «Инновационный» - не все в формировании конкурентоспособности экономических субъектов и наций можно объяснить производительностью факторов производства. Исследование факторов роста основывается на определении существенного влияния такого фактора как инновации. Представители данного подхода (Й. Шумпетер, Дж. Мур, Р.М. Кантер, К. Чан и др.) считали, что на микроэкономическом уровне инновации могут обеспечивать рост прибыльности производства, а в границах национальной экономики - стимулируют переход экономической системы в новое равновесное положение, тем самым обеспечивая ее развитие. Особое внимание на появлении новой составляющей конкурентной позиции - интеллектуальном конкурентном преимуществе. Конкурентное преимущество рассмат-

ривается как производная от человеческого мышления: те, кто не смогут сменить свою парадигму и не станут носителями новейшего, не смогут выиграть в будущей конкурентной борьбе [2].

Основной вывод представителей подхода «Комбинированный» -практически невозможно найти факторы производства, которые обеспечивают конкурентное преимущество тому или иному субъекту, оно формируется благодаря производительности использования ресурсов всех видов. Проблема поиска конкурентных преимуществ сводится не к наличию определенного ресурса у производителя, а к степени эффективности использования всех видов ресурсов.

С целью обобщения понятия «конкурентные преимущества» изучены основные подходы к его интерпретации с помощью ключевых слов: результат, совокупность, характеристики, ценность, преимущества, компетентность, деятельность (табл. 2). В целом, зарубежные ученные рассматривают конкурентное преимущество с точки зрения формирования их источников, определения их качественной и количественной характеристик и предложений по формированию и сохранению конкурентных преимуществ. Каждый автор вносит свой собственный взгляд в зависимости от целей исследования.

Таблица 2

Сущность экономической категории «конкурентные преимущества»

Представители Интерпретация

Карлоф Б. Результат, на который направлены все стратегии в сфере бизнеса.

Градов А. Производительность (результат) использования ресурсов, которая проявляется в сопоставлении с другими субъектами хозяйствования (предприятиями, отраслями, национальными экономиками и других стран), с глобальной целью экономической стратегии фирмы и сферы национальной экономики.

Портер М. Совокупность факторов, которые определяют успех или неудачу предприятий в конкуренции; производительность использования ресурсов.

Гапоненко А., Пан-крухин А. Факторы (характеристики) конкурентоспособности, которые проявляют себя в определенных субъектах хозяйствования.

Котлер Ф. Предложение потребителям большей ценности за счет более низких цен или за счет получения больших выгод, которые оправдывают более высокую цену.

Фатхутдинов Р. Какая-либо эксклюзивная ценность (например, высокая компетентность), которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.

Гаврилюк С. Стратегически важные для субъекта хозяйствования активы и сферы деятельности, т.е. преимущества, которые дают ему возможность побеждать в конкурентной борьбе.

Горячук В. Преимущество в конкурентоспособности в целом, по отдельным ее составляющим (показателям), отдельному фактору, группе факторов конкурентоспособности.

Павлова В. Деятельность, которая связана со сменой рыночной позиции субъекта хозяйствования, приспособлением видов деятельности выбранной стратегии, выбором политики взаимоотношений с конкурентами, быстрой реакцией на изменения в конкретной сфере деятельности.

Источник: составлено авторами на основе [1;3; 4; 5; 6; 7]

Отметим, что эволюция понятия «конкурентные преимущества» изначально рассматривалась с точки зрения экономии на издержках. С середины XIX в. большее внимание стали уделять ресурсосбережению. В XX - XXI вв. на первый план вышли знания и интеллектуальный потенциал.

На основе приведенных выше подходов к трактовке экономической категории «конкурентные преимущества», можно сделать вывод, что не существует единого подхода к трактовке понятия. В зависимости от того, в каком ракурсе рассматривается термин «конкурентные преимущества», можно лишь выделить ключевые элементы анализа и поиска источников их фор-

мирования. По нашему мнению, наиболее приемлемым определением «Конкурентных преимуществ» является следующее: «Конкурентные преимущества - это реальная ценность, которой обладает субъект хозяйствования, и которая обеспечивает его превосходство над конкурентами».

Конкурентные преимущества имеют иерархию и могут относиться: к товару; к функциональной сфере деятельности (исследованиям, производству, менеджменту и др.); к предприятию, отрасли, экономике страны, обществу в целом.

Дискуссионным остается вопрос о соотношении сравнительных и конкурентных преимуществ, а также конкурентоспособности страны. В вопросе о соотношении сравнительных и конкурентных преимуществ можно выделить три подхода [8].

1. «Нейтральный» подход. По мнению сторонников «нейтральной» точки зрения, понятия являются тождественными как в отношении их сущности, так и сферы применения как инструментов экономического анализа.

2. «Практический» подход. По мнению сторонников «практической» точки зрения, в связке «сравнительные - конкурентные преимущества», определяющую роль играют конкурентные преимущества, которые лежат в основе расчета конкурентоспособности предприятия, региона, национальной экономики; сравнительные преимущества - это узкий академический термин, который относится исключительно к экономической теории и в практическом плане имеет ограниченные операционные возможности; если есть конкурентные преимущества, то есть и сравнительные преимущества.

3. «Уровневый» подход. Сторонники «уровневого подхода» считают, что эти понятия содержательно пересекаются, но каждое из них является самодостаточным и используется на разных уровнях экономического анализа. Конкурентные преимущества фокусируются в способности товара выдержать конкуренцию.

Между понятием сравнительных и конкурентных преимуществ, существует определенная иерархия, которая соответствует теоретическому восхождению от абстрактного к конкретному. От сущностных «сравнительных преимуществ» - через определенные «конкурентные преимущества» - к критериям «конкурентоспособности» (табл. 3).

Таблица 3

Соотношение понятий «сравнительные преимущества», «конкурентные преимущества» и «конкурентоспособность страны»

Сравнительные преимущества Конкурентные преимущества Конкурентоспособность

Абстрактная категория, используется для характеристики преимущественной позиции одного рыночного субъекта по сравнению с другим, что дает ему возможность выигрывать в конкурентной борьбе. Результат существования сравнительных преимуществ, понятие соответствующее реальной рыночной практике, связанное с реальными рыночными возможностями (относительно издержек или дифференциации) и поэтому принимающее конкретную практическую форму. Форма реализации конкурентных преимуществ, результат поиска и использования рыночным субъектом новых возможностей.

Сущностное понятие. Представляет собой реальное проявление сущности, характеризует условия рыночного поведения. Выражает результат рыночного поведения субъекта.

Для выявления сравнительных преимуществ используются относительные характеристики эффективности использования факторов производства. Выражается в конкретных показателях, поддающихся учету и количественной оценке (наличие более дешевого ресурса, экономии от масштаба, наличие у товара особого качества), что указывает на определенный источник лидирующего положения. Эмпирическая категория, имеющая определенные количественные показатели. Показатели конкурентоспособности количественно и качественно выражают конкурентные преимущества.

Источник: [9]

Конкурентные преимущества в рыночной экономике выступают непосредственными характеристиками субъекта хозяйствования. Конкурентное преимущество и конкурентоспособность - тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие понятия, сущностные признаки которых состоят в том, что конкурентные преимущества представляют собой факторное условие конкуренции, а конкурентоспособность - уровень успеха, достигнутого в конкурентной борьбе. Соответственно, сущность конкурентного преимущества определяется как совокупность (уникальное сочетание) дифференцированных реальных или потенциальных факторов, способных оказать влияние на рост конкурентоспособности и достижение успеха в конкурентной борьбе, определяющих конкурентное поведение экономических субъектов [10].

С учетом разнообразия подходов к определению сущности понятия «конкурентные преимущества» сформировалось ряд классификаций. Выделим одну из классификаций, приведенную в работе Савельева Н.О. [11], главным критерием которой является базовое условие, определяющее характер источника конкурентных преимуществ:

1. Конкурентные преимущества, основанные на инновациях.

2. Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах.

3.Конкурентные преимущества, основанные на нормативно - правовых актах, существуют в силу законов, постановлений, особых привилегий и других решений органов власти и управления.

4. Конкурентные преимущества структурного характера.

5. Конкурентные преимущества, вызванные административными мерами.

6. Конкурентные преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры рынка.

7.Технические (технологические) конкурентные преимущества.

8. Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информированностью.

9. Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах.

10. Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах.

Подведем итог, конкурентные преимущества являются системообразующей категорией,

выступающей движущей силой развития и формирования конкурентных отношений. При анализе содержательных характеристик конкурентного преимущества были выявлены следующие особенности. С одной стороны, состояние конкурентоспособности достигается за счет обладания (сохранения и развития) конкурентным преимуществом (т.е. преимущество выступает фактором конкурентоспособности). С другой стороны, конкурентное преимущество является объектом конкуренции и может достигаться в конкурентной борьбе. В целом, экономическая природа понятия «конкурентные преимущества» выражается в том, что они одновременно могут выступать средством и результатом конкурентной борьбы и возникают там, где существует конкуренция.

Библиографический список

[1] Петрыкива, О.С. Теоретические подходы к определению понятия «конкурентные преимущества региона» [Текст] / О.С. Петрыкива, Д.В. Гунько // Проблемы экономики. - 2012. - № 4. - С. 107114.

[2] Treacy, M. The Discipline of Market Leaders. Reading Macs / M. Treacy, F. Wiersema. - Addison Wesley, 1995.

[3] Портер, М. Международная конкуренция [Текст]: пер с англ. / под ред. В.Д. Щетинина - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

[4] Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление [Текст] / Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. - М.: Омега Л., 2008. - 464 с.

[5] Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 1999. - 896 с.

[6] Фатхутдинов, Р.А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией [Текст] / Р.А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. - 2007. - № 1 (1). - С. 73-86.

[7] Павлова, В.А. Конкурентоспособность предприятия: оценка и стратегия обеспечения [Текст]: монография / В.А. Павлова. - Д.: Изд-во ДУЕП, 2006. - 276 с.

[8] Ветрова, Е.Н. Современные проблемы управления конкурентоспособностью в промышленности [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Ветрова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 77 с.

[9] Гоголева, Т.Н. Конкурентоспособность страны: сущность и проблемы регулирования [Текст] / Т.Н. Гоголева // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2003. - № 1. - С. 4-9.

[10] Сафиуллин, А. Р. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики на мезоуровне [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра. экон. наук: 08.00.05 / А.Р. Сафиуллин ; ГОУ ВПО «Казанский государственный финансово-экономический институт». - Казань, 2010. - Режим доступа: http://dibase.ru/article/23082010_safiullinar/1.

[11] Савельев, Н.О. Конкурентоспособность, конкурентные преимущества и роль инноваций в их достижениях [Электронный ресурс] / Н.О. Савельев. - Режим доступа: http://vestnik.pstu.ru.

■к-к-к

UDC 339.137.2

I.N. Butsenko, J. V. Ilyasova, M. V. Gorbacheva COMPETITIVE ADVANTAGES: THE THEORETICAL ASPECTS

The article reviews the general theories in which the basic statements forming the concept of «competitive advantages» are laid. The main approaches to the interpretation of such economic category as «competitive advantages» are shown.

Keywords: the competitive advantages, the comparative advantages, the competitiveness, the classification of the competitive advantages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.