Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества фирм: слагаемые, факторы, методы оценки'

Конкурентные преимущества фирм: слагаемые, факторы, методы оценки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРЫ / ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / COMPETITIVENESS / FACTORS / EVALUATION / ANALYSIS / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмцова Анастасия Станиславовна, Жиляева Алена Михайловна, Кешишян Лиана Акоповна

Работа посвящена проблемам конкурентоспособности, в ней описана динамика показателей, влияющих на конкурентные преимущества организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Храмцова Анастасия Станиславовна, Жиляева Алена Михайловна, Кешишян Лиана Акоповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE ADVANTAGE OF FIRMS: COMPONENTS, FACTORS, EVALUATION METHODS

The article is devoted to the issues of competitiveness, thetrends in the indicatorsthat influence the competitive advantages of the organization were described

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества фирм: слагаемые, факторы, методы оценки»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 УДК: 339.137:615.12

Храмцова Анастасия Станиславовна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: khramtsova_96@inbox.ru

Жиляева Алена Михайловна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: ale.zhilyaewa2017@yandex.ru

Кешишян Лиана Акоповна, студентка факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: liana-keshishyan@mail.ru

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИРМ: СЛАГАЕМЫЕ, ФАКТОРЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

Аннотация: работа посвящена проблемам конкурентоспособности, в ней описана динамика показателей, влияющих на конкурентные преимущества организации.

Ключевые слова: конкурентоспособность, факторы, оценка, анализ, экономическая эффективность.

Khramtsova Anastasia Stanislavovna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: khramtsova_96@inbox.ru

Zhilyaewa Alyona Mihaylowna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University e-mail: ale.zhilyaewa2017@yandex.ru

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018

Keshishyan Liana Akopovna, student of the faculty of Economics and Management, Kursk State Medical University

e-mail: liana-keshishyan@mail.ru

COMPETITIVE ADVANTAGE OF FIRMS: COMPONENTS, FACTORS,

EVALUATION METHODS

Summary: the article is devoted to the issues of competitiveness, thetrends in the indicatorsthat influence the competitive advantages of the organization were described.

Keywords: competitiveness, factors, evaluation, analysis, economic efficiency.

Изучение проблем конкурентоспособности обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов стратегического управления на предприятии [1]. Существует необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции.

Целью написания работы является выявление конкурентных преимуществ ПАО «ВЕРОФАРМ».

В данной статье использованы такие методы исследования, как системный подход, статистические методы, комплексный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, организации.

Публичное акционерное общество «ВЕРОФАРМ» - один из ведущих российских производителей лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Компания специализируется на производстве доступных высококачественных препаратов в таких направлениях медицины, как онкология, женское здоровье, гастроэнтерология, инфекционные заболевания, дерматология и неврология (ЦНС), а также изделий медицинского назначения. Продуктовый портфель компании насчитывает более 300

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 наименований продукции по различным терапевтическим группам, в основном дженериков. В 2014 году компания «ВЕРОФАРМ» вошла в состав компании «Abbott», одного из лидеров мировой отрасли здравоохранения.

Главным компонентом оценки внутренней среды организации является анализ финансовой отчетности [2]. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (см. таб. 1).

Таблица 1 - Активы «ВЕРОФАРМ»

А1 Наиболее ликвидные активы

2011 2012 2013 2014 2015 2016

590 317 78 951 150 712 466 330 341 193 2 645 167

А2 Быстро реализуемые активы

2011 2012 2013 2014 2015 2016

3 146 604 2 887 659 3 181 042 1 558 342 1 749 940 3 380 731

A3 Медленно реализуемые активы

2011 2012 2013 2014 2015 2016

3 877 093 3 462 645 3 701 223 2 340 785 2 567 202 4 596 400

А4 Трудно реализуемые активы

2011 2012 2013 2014 2015 2016

596 228 948 742 901 542 876 146 1 111010 12 296 721

П1 Наиболее срочные обязательства

2011 2012 2013 2014 2015 2016

3 419 388 1 819 582 1 737 039 359 132 266 625 728 711

П2 Краткосрочные пассивы

2011 2012 2013 2014 2015 2016

3 516 917 1 893 667 2 748 362 369 081 269 686 730 079

П3 Долгосрочные пассивы

2011 2012 2013 2014 2015 2016

252 513 979 521 267 448 121 081 538 945 1 095 058

П4 Постоянныеили устойчивые пассивы

2011 2012 2013 2014 2015 2016

1 294 208 1 617 150 1 737 667 3 193 099 3 210 774 17 713 151

А1 - наиболее ликвидные активы. К ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Показатели активов, которые могут быть быстро и с минимальными затратами обращены в денежные средства, в 2016 году стали резко увеличиваться, это

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 может быть связано с тем, что правильно и эффективно используются денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

Следующая группа А2 - быстро реализуемые активы. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. С 2013 года по 2014 стоимость быстро реализуемых активов стремительно упала. К 2015 году начала появилась тенденция увеличения объема дебиторской задолженности.

А3 - медленно реализуемые активы. Статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы. С 2013 по 2014 объем медленно реализуемых активов значительно снизился.

А4 - трудно реализуемые активы, которые представляют собой статьи раздела I актива баланса внеоборотные активы. В 2016 произошел резкий скачок активов, их объем резко вырос.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.

П1 - наиболее срочные обязательства. К ним относится кредиторская задолженность. С 2011 по 2015 год кредиторская задолженность уверенно снижалась, но к 2016 году начала расти.

П2 - это краткосрочные заемные средства. Объем краткосрочных обязательств кардинально менялся каждый год до 2014 года, в 2015 начал снижался, но в 2016 наметилась тенденция увеличения объема заемных средств и задолженностей.

П3 - долгосрочные пассивы. Статьи баланса, относящиеся к разделам IV и V, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей. В 2012 года наблюдалось резкое возрастание объема долгосрочных кредитов и займов затем резкое снижение в 2013 и 2014 году. С 2015 по 2016 объем увеличился практически в 7 раз.

П4 - постоянные пассивы или устойчивые — это статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» или собственный капитал организации. Собственный капитал и резервы с 2011 года по 2015 практически не менялись.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 Но в 2016 увеличился в 3 раза. Учитывая, что капитал напрямую зависит от выручки, то можно сделать вывод о том, что объем продаж в этот период стремительно рос.

Для определения ликвидности баланса мы сопоставили итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Бухгалтерский баланс является ликвидным, если соблюдаются следующие неравенства: А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4 (таблица 2).

Таблица 2 - Сопоставление неравенств ликвидности баланса

2011 2012 2013 2014 2015 2016

А1 > П1 -2829071 -1740631 -1586327 107198 74568 1916456

А2 > П2 -370313 993992 432680 1189261 1480254 2650652

A3 > П3 3624580 2483124 3433775 2219704 2028257 3501342

П4 > A4 697980 668408 836125 2316953 2099 764 5416430

Из результатов расчетов видно, что баланс был более ликвидным с 2014по 2016 г, причем в 2016 году показатели были более высокими.

Исходя из выше перечисленных расчетов, можно сделать вывод, что сильной стороной и главным конкурентным преимуществом ПАО «ВЕРОФАРМ» является устойчивая тенденция постоянного увеличения объема продаж и увеличение объема собственного капитала и резервов.

Список источников: 1. Бушина, Н.С. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аптечной организации на региональном фармацевтическом рынке / Бушина, Н.С., Власова О.В. // Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Юго-западный государственный университет. - 2016.- С. 26-30.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 2. Власова, О.В. Оптимизация использования ресурсного потенциала медицинской организации / Власова О.В. // Политика, экономика и инновации. -2017. -№ 5 (15).- С. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.