Научная статья на тему 'Конкурентные позиции муниципальных образований'

Конкурентные позиции муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1999
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE POSITIONS OF MUNICIPAL FORMATION / COMPETITIVE ADVANTAGES OF MUNICIPAL FORMATION / POTENTIAL OF COMPETITIVENESS OF MUNICIPAL FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобец Е. А.

В статье раскрыта сущность конкурентных позиций муниципальных образований, классифицирующихся по источникам формирования, широте действия, типу воздействия факторов. Показано содержание финансового, природного, административного, моральносоциального, трудового, технологического, предпринимательского, инфраструктурного потенциала конкурентоспособности территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The annotation competitive positions of municipal formations

In clause is opened essence of competitive positions of the municipal formations classified on sources of formation, to breadth of action, type of influence of factors. The maintenance of financial, natural, administrative, morally-social, labour, technological, enterprise, infrastructural potential of competitiveness of territories is shown.

Текст научной работы на тему «Конкурентные позиции муниципальных образований»

• обеспечение информационной поддержки принятия решений на разных уровнях управления - вплоть до уровня руководства предприятия (корпорации);

• создание и использование баз знаний по типовым бизнес-процессам;

• сочетание высокой степени интеграции с гибкостью - система строится в виде набора взаимосвязанных, но относительно независимых компонентов, которые приобретаются в составе и порядке, удобном конкретному клиенту.

Управление предприятием требует анализа вероятностных изменений в политической, социальной и экономической ситуации в стране и регионах. В этих обстоятельствах актуальное значение в решении поставленных проблем отводится информации как важнейшему экономическому и социальному ресурсу современного производства [3]. Таким образом, обладание своевременной и достоверной информацией - одно из главных условий обеспечения жизнедеятельности предприятий.

В данном контексте относительно новых направлений, имеющих как теоретическую, так и практическую значимость, являются: изучение роли информации в процессе управления хозяйствующим субъектом; разработка новых методов и инструментов принятия управленческих решений, способствующих эффективному развитию компаний; обоснование стратегического значения информационных ресурсов компаний и их информационного потенциала. Вышеперечисленные направления можно рассматривать как особые формы экономической работы, обеспечивающие эффективную реализацию стратегии поведения компаний в условиях динамичных трансформаций факторов внешней среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Трубилин А. Повышение эффективности компьютерных информационных технологий в управлении предприятиями / Трубилин А., Колесников Н.. Воротилин С. // АПК: Экономика и управление. - 2000. - № 7. - С. 23-30.

2. Стукач В.Ф. Информационно-консультационные услуги на предприятиях / Стукач В.Ф., Шуленбаева Ф.А. - Астана: Акмолинский аграрный университет, 2000. - 176 с.

3. Ашмарина С.И. Эффективность использования информационных ресурсов промышленных предприятий / Ашмарина С.И., Татарских Б.Я. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. - 206 с.

4. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении / Корнеев И.К., Машурцев В. А. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 158 с.

ББК 65.050:65.290-2

Е.А. Кобец

КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

По мере становления рыночных отношений в России происходит формирование рыночной среды не только на ресурсных и товарных рынках, но и между территориями. В частности, муниципальные образования все в большей степени вовлекаются в соперничество за привлечение инвестиций, квалифицированных кадров и т.д. Это предполагает формирование соответствующих методов и инструментов для более эффективного управления муниципальной сферой.

Вопросы конкурентоспособности муниципальных образований и подходов к управлению территорией, с точки зрения конкурентных позиций, исследованы недостаточно. Отсутствуют целостные исследования по разработке систем управ-

ления конкурентоспособностью муниципального образования. Поэтому исследование различных аспектов, связанных с управлением конкурентоспособностью муниципальных образований, представляется актуальным в настоящее время.

В рыночных условиях муниципальные образования вынуждены конкурировать между собой за обладание специфическими экономическими ресурсами -бюджетными субвенциями и налоговыми доходами, за привлечение факторов производства через создание на своей территории благоприятного предпринимательского климата и благоприятной среды обитания. Каждое муниципальное образование для того, чтобы преуспеть в этой борьбе, должно стремиться максимально реализовать и наращивать свой социально-экономический потенциал. Для осуществления этих задач принципиальное значение имеет конкурентоспособность на соответствующем рынке. Поэтому оценка конкурентных позиций муниципальных образований является одним из важнейших направлений исследования современной региональной экономики.

Конкурентные позиции муниципального образования - это составляющие элементы его конкурентоспособности. На состояние конкурентных позиций влияют различные факторы конкурентоспособности, дающие как преимущества, так и ограничивающие возможности муниципальному образованию в конкурентной борьбе.

Конкурентные преимущества муниципального образования - это совокупность его характеристик, которые создают определенные превосходства над другими территориями, например, в привлечении инвестиций, квалифицированных кадров, других видов ресурсов, формируют для предприятий условия, наилучшие для достижения ими конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг.

Ограничения и отрицательные факторы способны снизить результативность реализации благоприятных конкурентных возможностей и создать трудности в использовании социально-экономического потенциала территории.

Любая конкурентная позиция, с одной стороны, обладает преимуществами, с другой стороны, - ограничениями и отрицательными факторами. Конкурентные преимущества муниципального образования могут укрепить его положение и способствовать социально-экономическому развитию, ограничения и отрицательные факторы сдерживают развитие. Их влияние нужно либо устранить, либо хотя бы ослабить. С другой стороны, ограничения и отрицательные факторы при определенных условиях могут быть обращены в преимущества, то есть быть использованы в качестве стимулов для развития тех или иных комплексов и привлечения ресурсов.

Для понимания сущности конкурентных позиций, а также управления ими необходимо провести их классификацию, с точки зрения различных подходов к их рассмотрению.

С точки зрения источников формирования конкурентных позиций их можно подразделить на основные и развитые [2]. Основные - природно-климатические условия и ресурсы, географическое положение, неквалифицированная или мало квалифицированная рабочая сила. То есть объективные условия, наличие или отсутствие которых не зависит от деятельности человека. Эти условия даны территории изначально и являются важным преимуществом, хотя основные факторы в течение длительного времени, как правило, стабильны, их роль и значение может меняться. Это происходит в том случае, когда сокращаются потребности в определенных ресурсах, возникают новые, более выгодные варианты удовлетворения спроса.

Развитые - это факторы, которые создаются на территории в результате целенаправленной деятельности людей. Это такие факторы, как современная инфраструктура, развитая научно-информационная среда, высококвалифицированные кадры, научно-исследовательский и геологоразведочный потенциал и т.д. В свою оче-

редь, развитые факторы можно подразделить на имеющиеся в настоящее время и потенциальные - те, которые необходимо и возможно создать в обозримом будущем.

С точки зрения широты действия, конкурентные позиции можно подразделить на следующие группы:

• суперрегиональные - конкурентные позиции, характерные для страны в целом или группы регионов. При этом для территорий-конкурентов внутри страны или группы регионов эти позиции не являются значимыми: они одинаковы для них;

• региональные - конкурентные позиции, характерные для всего региона и муниципальных образований, его составляющих;

• общемуниципальные конкурентные позиции характерны для муниципального образования в целом, они обусловлены социально-экономическими, научно-техническими, природными и экологическими факторами. Общемуниципальные конкурентные позиции определяют место муниципального образования в территориальном разделении труда и направлены во внешнюю среду муниципального образования;

• внутримуниципальные конкурентные позиции и конкурентные позиции социально-экономических сфер жизнедеятельности муниципального образования направлены внутрь самого муниципального образования. Внутримуниципальные конкурентные позиции - это конкурентные позиции территорий внутри муниципального образования. Конкурентные позиции социально-экономических сфер жизнедеятельности муниципального образования определяются способностью предприятий и организаций различных отраслей и сфер деятельности на территории муниципального образования осуществлять деятельность в конкурентной среде.

По типу воздействия факторов можно выделить внешнее и внутреннее воздействие на конкурентные позиции муниципального образования.

Конкурентные позиции, обусловленные внешними факторами, в основном формируются на макроуровне управления и наиболее высоких уровнях мезоуров-ня управления. К ним можно отнести конкурентоспособность страны, региона, отрасли, направленность государственной социальной, экономической, финансовой, фискальной политики и проч.

Конкурентные позиции, обусловленные внутренними факторами, формируются на уровне муниципального образования и в большей степени зависят от муниципальных органов управления.

Структурные конкурентные позиции зависят от организационной структуры управления муниципального образования, миссии, уровня специализации и концентрации производственной и социально-культурной сфер муниципального образования, мониторинга социально-экономических процессов, информационной и нормативно-методической базы управления.

Ресурсные конкурентные позиции определяются уровнем обеспеченности всеми видами ресурсов муниципального образования: природными, финансовыми, материально-техническими, информационными, трудовыми и т.д.

Управленческие - это уровень конкурентоспособности менеджеров в системе органов местного самоуправления, оптимизация управленческих процессов, их научная обоснованность, а также система управления качеством.

Конкурентные позиции, характеризующие эффективность функционирования муниципального образования как системы - это уровень жизни населения муниципального образования, уровень инвестиционной привлекательности территории, имидж муниципального образования.

Помимо выявления конкурентных позиций муниципальных образований, необходимо оценивать уровень их развития. Для этого можно проводить системный мониторинг, основанный на системе рейтинговых оценок с применением со-

временных информационных технологий. В этой системе целесообразно сочетать элементы оценки потенциала и динамики развития территорий.

Оценка потенциала производится по трем составляющим элементам: производственному, инфраструктурному и финансовому.

Под потенциалом конкурентоспособности муниципального образования понимается совокупность ресурсов, средств и источников различного свойства, которыми обладает муниципальное образование, и которые могут быть вовлечены в воспроизводственный процесс на территории для достижения целей развития муниципального образования и, в первую очередь, для улучшения условий жизни населения. Оценка конкурентоспособности - это оценка качества жизни населения на территории муниципального образования, привлекательности территории для людей [2].

Оценка потенциала конкурентоспособности производится преимущественно по показателям, отслеживаемым территориальным органом Федеральной службы государственной статистики. В отдельных случаях допускается использование данных, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований, а также данных, отслеживаемых отраслевыми министерствами регионов.

Показатели социально-экономического развития классифицируются по следующим группам, характеризующим качественно разные виды потенциала конкурентоспособности территорий:

• финансовый потенциал, в который входят соотношение собственных доходов с расходами бюджета, соотношение кредиторской и дебиторской задолженности и финансовый результат деятельности предприятий и организаций муниципального образования;

• природный потенциал, в котором учтены площадь территории, площадь и кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, запасы водных и лесных ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых;

• административный потенциал - отношение затрат на управление к суммарному результату работы промышленного комплекса, сельскохозяйственных предприятий, организаций розничной торговли, общественного питания, сферы услуг на территории муниципального образования;

• морально-социальный потенциал, характеризующий уровень жизни населения на территории муниципального образования, - сюда входят такие показатели, как заболеваемость населения, количество безнадзорных детей, количество зарегистрированных преступлений и т.д.;

• трудовой потенциал, включающий в себя показатели количества, воспроизводства, образовательного уровня трудовых ресурсов муниципального образования;

• технологический потенциал - содержит сведения о наличии и движении основных фондов крупных и средних коммерческих предприятий, а также о техногенной нагрузке на окружающую среду;

• инфраструктурный потенциал, включающий показатели оборудования жилищного фонда муниципального образования видами благоустройства, показатели обеспеченности населения жильем, дорогами, объектами социальной инфраструктуры;

• потенциал предпринимательской активности, который позволяет оценить долю малого предпринимательства в экономике муниципального образования.

Оценка конкурентного потенциала, с одной стороны, является одним из инструментов, которые при постоянном мониторинге позволяют отслеживать эффективность выполнения как программ социально-экономического развития муниципальных образований, разрабатываемых органами местного самоуправления, так и

областных и федеральных целевых программ, реализуемых на исследуемых территориях. А, с другой стороны, она является своеобразным «индикатором неблагополучия» - основанием для принятия соответствующих мер по стимулированию развития той или иной сферы жизнедеятельности муниципального образования.

Поскольку оценку потенциала конкурентоспособности территорий необходимо проводить ежегодно, то есть с высокой степенью периодичности, то муниципальные образования все свои усилия будут направлять на оперативное решение выявленных проблем.

В то же время основным продуктом деятельности органов власти является управленческое решение. Эффективность любого решения определяется технологией его принятия. Никакая технология не может быть реализована, если не определены критерии эффективности, следовательно, необходим и регулярный мониторинг всего процесса оценки конкурентных позиций и потенциала муниципальных структур.

Динамичное развитие муниципального образования в условиях рынка становится реальным при наличии благоприятных конкурентных позиций. Приток ресурсов и, прежде всего, инвестиций в муниципальное образование целиком определяется его социально-экономической привлекательностью. Здесь решающее значение приобретает конкурентоспособность муниципального образования и возможности ее повышения. Предпринимательский капитал направляется туда, где можно разместить конкурентоспособные производства, приносящий доход бизнес. В свою очередь, рост капиталовложений в экономику территории является основой для роста благосостояния жителей, который оценивается в первую очередь уровнем занятости и уровнем доходов на душу населения. Следовательно, формирование конкурентоспособной экономики муниципального образования, обеспечивающей необходимый уровень и качество жизни населения, можно считать главной задачей органов местного самоуправления.

Таким образом, уровень конкурентоспособности становится ключевым для управления развитием муниципального образования. Это один из основных факторов, находящихся под воздействием местных властей и решающим образом влияющий на ход развития города и качество жизни населения.

Определение уровня конкурентоспособности муниципального образования является сложной и многогранной проблемой, которая требует современного методологического обоснования и на настоящий момент недостаточно сформирована. Для достижения этой цели необходимо разработать механизм методов анализа различных видов конкурентного потенциала муниципального образования. В результате полученные характеристики уровня муниципального образования позволят провести реальную оценку фактического социально-экономического его состояния, сравнить полученные данные с уровнем конкурентоспособности аналогичных похожих муниципальных образований, также определив их уровень. В дальнейшем возможно построение рейтинга уровней конкурентоспособности муниципальных образований для их позиционирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воробьев А.П. Оценка потенциала конкурентоспособности муниципальных образований. - Екатеринбург, 2006.

2. Колечкина И.П. Конкурентоспособность муниципального образования и некоторые аспекты ее изучения. Изд-во Кемеровского госуниверситета, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.