Научная статья на тему 'Конкурентные позиции аграрного экспорта Болгарии: оценка, проблемы и возможности усиления'

Конкурентные позиции аграрного экспорта Болгарии: оценка, проблемы и возможности усиления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / EXPORTS / ИМПОРТ / IMPORTS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / AGRICULTURAL SECTOR OF ECONOMY / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманов Вургун Эльхан Оглы

Болгария традиционно считается одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции. Доля сельского хозяйства занимает существенное место в ВВП страны. Но в последние годы наблюдается неблагоприятная тенденция, когда темпы роста импорта сельскохозяйственных продуктов опережают темпы роста экспорта, в результате чего можно ожидать ухудшения положительного внешнеторгового баланса. В статье выявлены основные проблемы, связанные с расширением доли импортной продукции. В то же время благодаря расширившемуся доступу болгарских товаров к единому европейскому рынку увеличился экспортный потенциал сельскохозяйственного сектора. Изменение внешнеторговых связей и торговли привели к переориентации экспорта на новые страны и регионы. Предложены рекомендации для повышения конкурентоспособности экспортной продукции болгарского сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bulgaria: Challenges and Opportunities for It to Strengthen the Competitive Position of Agricultural Exports

The article says Bulgaria has traditionally been considered one of the largest suppliers of agricultural produce. It adds that agriculture has played a significant role in the country’s GDP (gross domestic product). However, in recent years there has been an unfortunate trend, with the growth rate of agricultural imports exceeding the pace of export growth. This has led to deterioration in Bulgaria’s positive trade balance. The paper has identified the major problems associated with the expansion of the share of imported products. At the same time, due to the increased access of the country’s goods to the European market, the agricultural sector’s export potential has grown. More recently, a change of foreign relations and trade have caused a re-orientation of its exports to other countries and regions in the world. In conclusion, the document proposes a series of moves Bulgaria could take to improve the export competitiveness of its agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Конкурентные позиции аграрного экспорта Болгарии: оценка, проблемы и возможности усиления»

о <

о

о о

> <

Конкурентные позиции аграрного экспорта Болгарии: оценка, проблемы и возможности усиления

Bulgaria: Challenges and Opportunities for It to Strengthen the Competitive Position of Agricultural Exports

Сулейманов Вургун Эльхан оглы

преподаватель Бакинского государственного университета AZ-1073/1, г. Баку ул. Академика Захид Халилова, д. 23

Suleymanov Vurgun El'khan

Zahid Khalilov Academica Str. 23, Baku, AZ-1073/1

Болгария традиционно считается одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной продукции. Доля сельского хозяйства занимает существенное место в ВВП страны. Но в последние годы наблюдается неблагоприятная тенденция, когда темпы роста импорта сельскохозяйственных продуктов опережают темпы роста экспорта, в результате чего можно ожидать ухудшения положительного внешнеторгового баланса. В статье выявлены основные проблемы, связанные с расширением доли импортной продукции. В то же время благодаря расширившемуся доступу болгарских товаров к единому европейскому рынку увеличился экспортный потенциал сельскохозяйственного сектора. Изменение внешнеторговых связей и торговли привели к переориентации экспорта на новые страны и регионы. Предложены рекомендации для повышения конкурентоспособности экспортной продукции болгарского сельского хозяйства.

The article says Bulgaria has traditionally been considered one of the largest suppliers of agricultural produce. It adds that agriculture has played a significant role in the country's GDP (gross domestic product). However, in recent years there has been an unfortunate trend, with the growth rate of agricultural imports exceeding the pace of export growth. This has led to deterioration in Bulgaria's positive trade balance. The paper has identified the major problems associated with the expansion of the share of imported products. At the same time, due to the increased access of the country's goods to the European market, the agricultural sector's export potential has grown. More recently, a change of foreign relations and trade have caused a re-orientation of its exports to other countries and regions in the world. In conclusion, the document proposes a series of moves Bulgaria could take to improve the export competitiveness of its agricultural sector.

Ключевые слова: экспорт, импорт, конкурентоспособность, аграрный сектор экономики, сельское хозяйство

Keywords: exports, imports, competitiveness, agricultural sector of economy, agriculture

Конкурентоспособность аграрного экспорта любой страны зависит от воздействий множества факторов. Она рассматривается как процесс постоянного и устойчивого роста производительности труда. На основе экономии живого и овеществленного труда международный обмен повышает производительность

УДК 339.5(497.2)

труда и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства. Посредством экспорта реализуется часть произведенной продукции и достигается более полное использование национальных ресурсов, по которым страна имеет сравнительные преимущества. Конкурентоспособность товара характеризуется его качеством, ценой и условиями предложения.

Конкурентоспособность имеет ряд измерений и указывает на возможность занять определенную рыночную долю в экспорте, удержать и увеличить ее. Для ее оценки используются различные методы, показатели и критерии. К числу синтетических показателей следует отнести количественные и качественные параметры экспорта в секторе в целом и отдельного продукта, его удельный вес и место в структуре международного и национального экспорта, торговое сальдо, а также экспортные цены на отдельных рынках.

Рыночная доля и динамика аграрного экспорта. Болгарское земледелие сохранило внешнеторговую ориентацию. В 2008 г. на долю сельскохозяйственной продукции пришлось 12,6% от общего экспорта (в 2000 г. — 10,2%). Болгария является чистым экспортером пшеницы, ячмени, подсолнечника, табака и вин. Однако по ассортименту свежих и переработанных фруктов и овощей структура экспорта стала беднее. Неблагоприятные тенденции в развитии сектора отразились на импорте, где отмечается устойчивая тенденция к росту. Импортный список расширяется за счет ввоза продуктов, которые ранее рассматривались как предметы традиционного экспорта Болгарии на международные рынки.

Сельское хозяйство занимает место среди ведущих отраслей национальной экономики по валютным доходам. Экономический кризис в меньшей степени отразился на международной торговле земледельческими продуктами по сравнению с торговлей промышленными товарами. Торговля аграрной продукцией вносит существенный вклад в увеличение внешнеторгового товарообмена Болгарии. При этом в 2009 г. ее удельный вес составил 13,10%, тогда как в 2006 г. (за год до вступления в ЕС) — 6,41%. В кризисном 2009 г. экспорт сельскохозяйственной продукции несколько снизился (на 2% по сравнению с 2008 г.) Более существенно уменьшился импорт (на 9%). За последние четыре года доля аграрного экспорта увеличилась с 8,8 до 17,19% (табл. 1).

Динамика внешнеторгового товарообмена показывает уровень конкурентоспособности сектора. С вступлением Болгарии в ЕС торговля сельскохозяйственными продуктами активизировалась. Благодаря расширенному доступу болгарских товаров к единому европейскому рынку экспортный потенциал сельскохозяйственного сектора повысился.

За четыре года сельскохозяйственный товарообмен увеличился более чем в 2 раза и в 2009 г. до-

Удельный вес сельского хозяйства во внешней торговле Болгарии

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Сельхоз. сектор, тыс. долл. Доля в общем объеме экспорта, % Сельхоз. сектор, тыс. долл. Доля в общем объеме экспорта, % Сельхоз. сектор, тыс. долл. Доля в общем объеме экспорта, % Сельхоз. сектор, тыс. долл. Доля в общем объеме экспорта, %

Экспорт 1 316 017 8,80 1 647 057 8,87 2 858 348 12,68 2 800 890 17,19

Импорт 1 117 297 4,85 1 801 412 5,94 2 639 083 7,10 2 393 344 10,25

Товарообмен 2 433 314 6,41 3 448 469 7,06 5 497 431 9,21 5 194 234 13,10

о <

о

о о

> <

Источник: Таможенное агентство Болгарии [1] и НСИ [2].

стиг 5,2 млрд долл. Экспорт возрос с 1,3 млрд до 2,8 млрд долл. Ускорились и темпы роста импорта сельскохозяйственных продуктов — с 4,85 до 10,25%. На фоне общей картины товарообмена страны, где величина внешнеторгового баланса является отрицательной, сельскохозяйственный сектор сохраняет положительное валютное сальдо в 408 млн долл. (в 2000 г. — 130 млн долл.). Отрицательное сальдо имело место только в 2007 г. При этом неблагоприятные тенденции развития сектора отразились главным образом на импорте, который показывает устойчивую тенденцию роста. Темпы роста импорта сельскохозяйственных продуктов опережают темы роста экспорта, в результате чего можно ожидать ухудшения положительного внешнеторгового баланса. Импортный список расширяется за счет импортных продуктов, которые раньше определяли облик Болгарии как традиционного экспортера этих продуктов на международном рынке.

Анализ уровня и динамики стоимости экспорта по разделам за 2005-2009 гг. показывает, что стоимость экспорта увеличилась более чем в 2 раза в трех разделах: «Продукты растительного происхождения», «Жиры и масла животного и растительного происхождения», «Продукты пищевой промыш-

ленности, безалкогольные и алкогольные напитки, табак».

В структуре экспорта по группам продуктов произошли следующие изменения:

• До вступления страны в ЕС (2001-2006 гг.)

♦ Раздел переработанных товаров (раздел IV) занимает ведущую позицию — 44,8%.

♦ Вторая группа — продукты растительного происхождения (зерно, табак и подсолнечник) — 32,3%.

♦ Третье место (19,8%) — экспорт живых животных, мяса, молока и молочных продуктов (I раздел).

♦ Самая низкая доля приходится на жиры и масла животного и растительного происхождения (раздел III) — 3,17%.

• После вступления страны в ЕС (2007-2009 гг.)

♦ Группа переработанных продуктов уступает первую позицию продукции растениеводства, поскольку произошел значительный спад экспорта вин, овощных и фруктовых консервов. Увеличение экспорта продуктов питания, изготовленных на основе пшеницы, и табачных изделий не способно компенсировать спад в указанных подотраслях.

♦ Удельный вес экспорта в группе живых животных, мяса и молочных изделий уменьшается с 18,39 до 12,72% (см. табл. 2 и табл. 3).

Таблица 2

Динамика стоимости импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции за период 2005-2009 гг., тыс. долл.

Разделы 2005 2006 2007 2008 2009 2009/2005, %

Экспорт 1 267 427 1 316 017 1 634 750 2 739 401 2 800 890 220,0

Импорт 925 872 1 117 297 1 775 603 2 417 697 2 393 344 258,0

Валютное сальдо 341 555 198 720 -140 853 321 704 407 546 х

Раздел I — «Живые животные и продукты животного происхождения»

Экспорт 209 523 219 757 323 613 345 076 356 175 170,0

Импорт 223 065 285 188 410 464 605 363 622 736 279,2

Валютное сальдо -13 542 -65 431 -86 851 -260 287 -266 561 х

Раздел II — «Продукты растительного происхождения»

Экспорт 524 434 530 657 527 459 1 340 113 1 242 288 236,9

Импорт 196 528 229 651 435 834 571 474 542 823 276,2

Валютное сальдо 327 906 301 006 91 625 768 639 699 466 х

Раздел III — переработанные продукты «Жиры и масла животного и растительного происхождения»

Экспорт 35 524 34 568 51 807 107 512 112 562 316,9

Импорт 52 699 56 932 102 646 153 052 110 494 209,7

Валютное сальдо -17 153 -22 364 -50 839 -45 540 2068 х

Раздел IV — переработанные продукты «Продукты пищевой промышленности, безалкогольные и алкогольные напитки, табак»

Экспорт 497 928 531 035 731 871 946 700 1089 865 219,2

Импорт 453 580 545 526 826 659 1 087 808 1 117 261 246,3

Валютное сальдо 44 348 -14 491 -94 788 -141 108 -27 426 х

Источник: Таможенное агентство Болгарии [1].

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 4 (78) 2012 109

Структура экспорта и импорта сельскохозяйственных продуктов в 2001-2009 гг., %

Разделы и группы 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Раздел I. «Живые животные, мясо, молоко, молочные продукты, яйца птиц, мед»

Экспорт 18,39 14,36 17,63 17,31 16,53 16,70 19,80 12,69 12,72

Импорт 16,58 17,91 19,08 20,87 24,09 25,52 23,12 25,33 26,02

Раздел II. «Овощи, фрукты, зерно, масличные семена»

Экспорт 34,59 45,53 34,82 35,40 41,38 40,32 32,27 47,89 44,35

Импорт 24,32 21,74 25,70 29,22 21,23 20,55 24,55 23,00 22,69

Раздел III. «Жиры и масла — растительные и животные, воски»

Экспорт 2,44 2,26 1,69 2,77 2,80 2,63 3,17 3,93 4,02

Импорт 6,38 9,80 7,26 5,50 5,69 5,10 5,78 5,98 4,62

Раздел IV. «Пищевые продукты — мука, изделия из теста, консервы, вина, табак, табачные изделия, сахар и сахарные изделия»

Экспорт 44,58 37,84 45,87 44,53 39,29 40,35 44,77 35,49 38,91

Импорт 52,71 50,55 47,96 44,41 48,99 48,83 46,56 45,69 46,68

Источник: Таможенное агентство Болгарии [1].

Таблица 4

Товары, определяющие структуру сельскохозяйственного экспорта, тыс. долл.

Виды продуктов 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Сельскохозяйственный экспорт, всего 1 267 316 1 634 800 2 739 100 2 393 300

1. Пшеница, пшеница и рожь 126 758 60 130 440 536 256 513

Доля в сельскохозяйственном экспорте, % 10,00 3,68 16,08 9,16

2. Семена подсолнечника 162 272 148 714 263 716 289 427

Доля в сельскохозяйственном экспорте, % 12.80 9,10 10,91 10,33

3. Табак и табачные изделия 119 881 185 013 234 640 344 699

Доля в сельскохозяйственном экспорте, % 9,46 11,31 9,61 12,31

4. Вина из свежего винограда 93 799 117 710 54 072 69 149

Доля в сельскохозяйственном экспорте, % 7,40 7,20 2,24 2,47

5. Хлебные и булочные изделия 81 582 116 151 44 826 154 421

Доля в сельскохозяйственном экспорте, % 6,44 7,10 1,85 5,51

6. Мясо и требуха домашних птиц, годные для употребления в пищу, свежие, охлажденные, замороженные 67 745 91 222 — 120 487

Доля в сельскохозяйственном экспорте, % 5,35 5,58 — 4,30

7. Брынза и творог 48 438 64 227 — 70 808

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля в сельскохозяйственном экспорте, % 3,82 3,93 — 2,53

8. Ячмень 28 745 42 479 127 488 62 565

Доля в сельскохозяйственном экспорте, % 2,27 2,60 5,27 2,47

Источник: Таможенное агентство Болгарии [1].

♦ Наиболее динамично развивается экспорт продуктов растительного происхождения, доля которого возросла с 32,27% в 2007 г до 44,35% в 2009 г (первое место). Положительный внешнеторговый баланс общего сельскохозяйственного экспорта — результат главным образом экспорта товаров этой группы, торговое сальдо которой составило 699 млн долл. США.

Несмотря на все еще высокий стоимостный размер экспорта, в последние годы утверждается неблагоприятная тенденция, связанная с быстрыми темпами роста импорта сельскохозяйственной продукции (рост на 258% против увеличения экспорта на 220%).

Торговое сальдо — важный индикатор оценки конкурентоспособности. За 2009 г. оно является положительным только в одном разделе (растительных продуктов). По 15 позициям (62,5% от всех 24 тарифных позиций) имеет место отрицательное ва-

лютное сальдо. Положительное до 2005 г. сальдо для группы пищевкусовой промышленности сменяется отрицательным. Снижение конкурентоспособности продуктов пищевкусовой промышленности с более высокой добавленной стоимостью является индикатором предстоящего уменьшения положительных внешнеторговых результатов.

Еще одной неблагоприятной тенденцией является реструктуризация экспорта от вывоза переработанной продукции растениеводства в направлении вывоза не-переработанных продуктов. Ведущую роль в аграрном экспорте играют пшеница, кукуруза, табак, вино, мясо крупного рогатого скота, молочные продукты, жирная гусиная печень и пчелиный мед (табл. 4).

Конкурентоспособность на региональных рынках. Изменение внешнеторговых связей и торговли изменило направления экспорта, который ориентировался на новые страны и регионы. Географическое

распределение и новые направления экспорта дают основание сделать следующие выводы:

1. Внешняя торговля по экономическим зонам показывает, что после расширения ЕС основная часть потоков экспорта сельскохозяйственных товаров переориентируется со стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на Европейский союз. Удельный вес последнего возрос с 46,3% в 2005 г. до 71,8% в 2009 г. Одновременно сформировалось положительное торговое сальдо на сумму 212,7 млн долл. (в 2008 г. оно было отрицательным — 354,3 млн долл.).

Торговля Болгарии с отдельными странами — членами ЕС показывает, что по абсолютному объему экспорта самая большая доля болгарского экспорта приходится на Румынию — 22,0%, вслед за которой идут Греция —18,7%, Испания —13,2%, Германия — 8,5%, Бельгия — 5,9% и Франция — 5,8%.

Доля импорта сельскохозяйственной продукции в Болгарию из стран — членов ЕС выше экспорта. Его географическое распределение по экономическим зонам торговли показывает, что 75,12% принадлежат ЕС. Объем валютных затрат увеличивается с 600,6 млн долл. США в 2006 г. до 1798,3 млн долл. в 2009 г. Из ЕС чаще всего импортируются замороженное мясо домашних свиней, сало, растительные масла, вина, молоко и молочные продукты, кофе и какао-порошок, препараты, используемые для кормления животных, этиловый спирт и др. Можно ожидать, что развитые европейские страны и впредь будут расширять импорт товаров с более высокой степенью переработки и большей добавленной стоимостью. В то же время болгарский экспорт в ЕС составляет, главным образом, сырье и продукты низкой степени переработки. Ожидается, что по мере возрастания доходов и покупательной способности населения эта тенденция усилится, так как возможности стран ЕС предоставлять разнообразные, высококачественные и все еще сильно субсидированные продукты питания значительно больше.

2. Торговле сельскохозяйственными товарами с странами ОЭСР принадлежит второе по значению место в рыночной реализации болгарских товаров. Несмотря на то что в последние годы их доля уменьшается, в данном случае важную роль играют такие торговые партнеры, как США и Турция, с которыми Болгария ведет активную внешнеторговую деятельность.

3. Балканские страны — традиционные рынки для Болгарии. Географическая близость и приблизительно одинаковые потребительские вкусы обеспечивают спрос на болгарские земледельческие товары на этих рынках. В последние годы во внешнеторговом товарообмене с балканскими странами, за исключением Греции и Румынии, которые являются членами ЕС, заметен спад. Доля экспорта уменьшается с 7,0% в 2007 г. до 4,4% в 2009 г.

Однако если мы рассмотрим внешнеторговые связи с указанными соседними странами, картина коренным образом изменяется. Сельскохозяйственный экспорт в балканские страны за 2009 г. составил 1173 млн долл. (42,1% от общего аграрного экспорта). Отметим, что 89,4% экспорта и 86,5% импорта Болгарии связаны с тремя странами балканского региона. Доля экспорта в Румынию составляет 38,1%, в Грецию — 32,1% и в Турцию — 19,0%. Показатели импорта составляют 31,4%, 34,4% и 20,6% соответственно.

Несмотря на то что доля импорта из Греции и Турции превышает их экспортные доли, абсолютный размер стоимости болгарского экспорта является более

значительным. В результате торговое сальдо в отно- ^ шении всех трех стран является положительным. ^ 4. Доля России во внешней торговле Болгарии < снизилась с 7,5% в 2007 г. до 2,88% в 2009 г., не- ц смотря на то что болгарские товары хорошо извест- о ны российскому потребителю. Болгария стремится к отвоевать некоторые из экспортных позиций (табак, Ее вино, молочные продукты). 5

Проблемы, связанные с расширением рыночной доли сельскохозяйственного экспорта. Повышение ^ конкурентоспособности сельскохозяйственной про- ^ дукции на международных рынках является ключевой х проблемой аграрной политики Болгарии. Независимо з от положительных тенденций в сельскохозяйственном ^ экспорте углубленный анализ структуры ассортимен- < та, количественных и качественных параметров ука- 1 зывает на проблемы, являющиеся причиной нестабильности экспорта и низкой конкурентоспособности на международном рынке. Наиболее важными из них являются следующие:

• Сельскохозяйственное производство не в состоянии удовлетворить потребительский спрос на основные продукты питания на внутреннем рынке, что уменьшает экспортный потенциал.

• Вид и качество предлагаемой продукции являются вторым решающим фактором снижения конкурентоспособности. Требуется, чтобы фрукты и овощи имели отличный внешний вид и типичную для вида окраску, чтобы их плоды были одинаковыми по величине, чистыми, без следов ранений, болезней и вредителей.

• Значительная часть сельскохозяйственного экспорта осуществляется на более низких ценовых уровнях по сравнению с основными конкурентами, что означает низкую конкурентоспособность, снижение валютной выручки, неудовлетворительную прибыль для экспортеров.

• Низкая производительность труда и высокие производственные затраты. Производительность труда в секторе болгарского сельскохозяйственного производства в несколько раз ниже по сравнению со странами ЕС. Декапитализация сельского хозяйства и пищевкусовой промышленности и недостаток инвестиций, необходимых для технологического обновления, обусловили рост доли ручного труда в производстве. Из-за высоких производственных затрат на некоторые продукты фермерские цены превышают стоимость импортируемых товаров, что ведет к снижению конкурентоспособности болгарских продуктов и на внутреннем рынке. Направления повышения конкурентоспособности

экспорта. Универсальной модели повышения конкурентоспособности не существует. Она конкретна для каждого продукта, марки, хозяйства, сектора, касается отдельного рынка и зависит от качества бизнес-среды. По мере глобализации рынков значение сравнительных преимуществ более низкого порядка, таких как дешевые рабочие руки, уменьшается. Одновременно повышается роль преимуществ более высокого ранга, и в частности экспорта товаров со значительно большим содержанием интеллектуального компонента, таких как сортовые семена, гибриды, посадочный материал, новые сорта и породы, продукты с более высокой степенью переработки.

Усилия по повышению конкурентоспособности аграрного сектора могут осуществляться в следующих направлениях:

• Ориентация и стимулирование болгарских производителей на расширение структуры ассортимента

^ возделываемых культур, традиционных и новых, для которых существуют незаполненные рыночные

< ниши.

Ц • Увеличение производства биологической продук-о ции, которая будет пользоваться все большим к спросом на европейском рынке. ^ • Технологическая и сортовая реструктуризация 5 сельскохозяйственного сектора с целью улучшения конкурентных возможностей Болгарии в производ-^ стве и экспорте.

^ • Усилиям, направленным на повышение качества х сельскохозяйственного производства, должен быть з придан ранг национальной политики. Необходимо ^ добиться восстановления уникальных вкусовых ка-

< честв болгарских фруктов, овощей, ягнятины, свинины, мяса птиц, молочных и мясных изделий, ароматных лекарственных трав и эфирно-масличных культур. Оригинальные болгарские сорта, породы и технологии должны соответствовать специфическим природным условиям в отдельных районах страны.

• Ускоренное наращивание импорта товаров растительного и животного происхождения, предназначенных для создания конкурентных преимуществ более высокого порядка. Импорт сырья и изначально обработанных продуктов по более низким ценам для производства конечных продуктов, являющихся объектом экспорта.

• Создание благоприятной экономической среды для увеличения болгарских и иностранных инвестиций

и их целевое использование для ускоренной модернизации отраслей, которые определят облик Болгарии как аграрного экспортера.

• Разработка среднесрочных и долгосрочных национальных секторных стратегий реструктуризации и ускоренного развития, ориентированных на экспорт отраслей, которые должны быть взаимно связанными и обеспеченными ресурсами. Стратегии, которые будут учитывать будущие конкурентные преимущества болгарских товаров на международном рынке.

• Превращение человеческого фактора и знаний в основной двигатель качественного развития земледелия. Разработка программ обучения фермеров и арендаторов. Максимальное использование опыта, знаний и творческого потенциала людей на всех уровнях хозяйствования.

Будущее болгарского земледелия зависит от способности повышения его конкурентоспособности в ограниченные сроки. Без целенаправленной национальной политики, при жестком конкурентном нажиме могут исчезнуть не только отдельные производители, но и целые отрасли.

Литература

1. Таможенное агентство Болгарии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.bg.

2. Национальный статистический институт (НСИ) Болгарии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nsi.bg.

Развитие вузовского менеджмента

Development of University Management

УДК 378:005

Федорова Марина Вячеславовна

аспирант Мурманского государственного технического университета

183010, г Мурманск, ул. Спортивная, д. 13

Fedorova Marina Vyacheslavovna

Sportivnaya Str. 13, Murmansk, 183010

В статье рассматриваются основные задачи менеджмента в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, анализируются изменения, происходящие в вузовском менеджменте в условиях перехода к инновационной экономике, особенности перехода от сметного финансирования образовательных учреждений к нормативно-подушевому обеспечению финансовыми средствами; анализируются проблемные аспекты перевода бюджетных учреждений в автономные. Они связаны с уточнением правового положения автономных учреждений сферы образования, порядка их создания, реорганизации и ликвидации, порядка формирования и использования их имущества, основ управления автономными

учреждениями, их отношении с учредителями и другими участниками гражданского оборота, ответственности автономных учреждений по своим обязательствам. В статье обосновывается необходимость ориентации вузовского менеджмента на концепцию образовательной услуги как некоммерческой социальной услуги.

The article covers the basic tasks behind developing management in institutions of higher education, examining the changes university management is taking during the innovative economy's current period of growth. It suggests a transition from estimated funding of educational institutions to ensure regulatory and capitation (health care) allocations, and analyzes the problematic aspects faced by autonomous educational institutions seeking to implement the transfer of budgetary institutions. These issues are normally tied to the specification of the legal status of the autonomous educational institutions during their establishment, reorganization, liquidation of the order of the existing formation and use of their property. The document also delves into the major controlling elements affecting autonomous institutions and their relationship to shareholders and other participants in civil commerce (including binding obligations). In conclusion, the paper deals with the necessity for high schools to reorient the concept of educational management services so they will be considered as a non-profit social service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.