Научная статья на тему 'Конкурентноспособность промышленных предприятий'

Конкурентноспособность промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аукуционек Сергей Павлович, Куренков Ю.

Настоящая статья базируется на результатах исследования 230 предприятий выборки РЭБ, проведенного в феврале-июне 2001г. Институтом мировой экономики и международных отношений РАН. Это – второй опрос по данной теме (первый был сделан в начале 2000г.) В дальнейшем мы планируем проводить такие исследования регулярно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентноспособность промышленных предприятий»

КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

С.Аукуционек, Ю.Куренков

Настоящая статья базируется на результатах исследования 230 предприятий выборки РЭБ, проведенного в феврале-июне 2001г. Институтом мировой экономики и международных отношений РАН. Это - второй опрос по данной теме (первый был сделан в начале 2000г.) В дальнейшем мы планируем проводить такие исследования регулярно.

АССОРТИМЕНТ И РЫНКИ СБЫТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ

Только 15% опрошенных предприятий оценивают конкурентоспособность основной части своей продукции как высокую, 68 % считают ее средней, а 16% - низкой, (последняя группа включает 2% предприятий, руководители которых считают свою продукцию вообще не конкурентоспособной, и 2 % тех, кто надеется, что она станет конкурентоспособной только через 1 -2 года).

Основными рынками сбыта, на которых конкурентоспособна российская продукция, являются рынки РФ (на это указали 83% предприятий) и СНГ (29%). Что касается стран дальнего зарубежья, то здесь цифры существенно ниже. Так, о конкурентоспособности на рынках Восточной Европы сообщили лишь 8 % респондентов, Западной Европы - 8%, и Северной Америки - 4%. Наконец 6% руководителей полагают, что продукция их предприятий на всех рынках не конкурентоспособная.

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Около 44% предприятий считают главным фактором конкурентоспособности своей продукции превосходство по соотношению «цена / качество» , 27% - высокое качество, 26% - дешевизну, 20% - уникальность выпускаемой продукции.

Говоря о возможностях повышения КС, которыми располагают предприятия, 47% руководителей указывают на создание работоспособных маркетинговых служб, около 40% -на повышение квалификации кадров, 29% - на необходимость модернизации

производственного аппарата, и по 14% - 15% находят важным восстановление

кооперативных связей и реорганизацию организационно-управленческих структур.

Самыми необходимыми (для повышения КС предприятий) действиями со стороны государства руководители считают снижение налогов (72% респондентов) и стабилизацию финансово-экономической политики (65%). Далее идут: удешевление коммерческого кредита (32%) и исключение инвестиционных затрат на новые НИОКР и закупку оборудования из налогооблагаемой базы (26%).

ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Отвечая на вопрос о том, что снижает КС, большинство респондентов выделило старое оборудование (56%) и нехватку финансовых средств (53 %). Намного меньшее

10

Российский Экономический Барометр, №1, 2002

значение имеют такие факторы, как низкое качество сырья, материалов, комплектующих (25%), трудности быстрого обновления продукции (19%), слабый маркетинг (18%), несовершенная технология (16%), слабый менеджмент и НИОКР (по 11% респондентов).

Основными ограничителями КС, проистекающими от проводимой правительством экономической политики, являются: высокие налоги (так считают представители 73% предприятий), опережающий рост цен на продукцию/услуги ТЭКа и транспорта (52%) , дорогой кредит (40 %), инфляция (18%).

В целом же почти 81% российских предприятий оценивали воздействие государственного регулирования на свою конкурентоспособность в 2000г. как нейтральное, 14% считают его отрицательным и 5 % - положительным.

ОСТРОТА КОНКУРЕНЦИИ

В наиболее жесткой конкурентной среде в 2000г. приходилось функционировать предприятиям пищевой и химической промышленности. Их оценки для внутреннего рынка составляют 3,8 балла. На противоположном конце шкалы находятся предприятия металлургии (3,1) и электроэнергетики (3,0 балла).

Таблица 1.

ОСТРОТА КОНКУРЕНЦИИ ПО ОТРАСЛЯМ ________(5-ти балльная шкала: 5 - очень острая, 1 - практически отсутствует)

Отрасли На внутренних рынках На внешних рынках

1-2. Пищевая промышленность 3,8 3,4

1-2. Химия и нефтехимия 3,8 3,4

3. Легкая промышленность 3,4 3,1

4. Стройматериалы 3,3 3,5

5. Топливная 3,3 3,0

6 Лесная, деревообр. и ц/бум. промышленность 3,2 3,7

7. Машиностроение и металлообработка 3,2 3,6

8. Черная и цветная металлургия 3,1 2,3

9. Электроэнергетика 3,0 -

В ЦЕЛОМ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ 3,4 3,6

Из таблицы 1 видно, что ранжировка отраслей по остроте конкуренции на внешних рынках заметно иная. Здесь наибольшее давление испытывали производители лесной и деревообрабатывающей продукции (3.6-3.7 балла), а в относительно «мягкой» ситуации находились предприятия ТЭКа, металлургии и лёгкой промышленности (2.3-3.1 балла).

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНКУРЕНТЫ НА РЫНКАХ РФ

Отвечая на вопрос о главных факторах, обеспечивающих успех их зарубежных конкурентов на внутреннем рынке России, 35% респондентов выделили большие финансовые возможности иностранных фирм, 34% - использование новых технологий, 31% -высокое качество продукции, 23% - умелые маркетинг и рекламу. Существенно меньшее

10

11

Российский Экономический Барометр, №1, 2002

значение, имеют, на взгляд респондентов РЭБ, такие факторы, как низкая цена и умелый менеджмент (по 15%), налоговые и прочие льготы, предоставленные иностранным производителям (12%). И, наконец, 10% участников опроса, считают, что никаких особых успехов иностранцы на наших рынках вообще не добились.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИИ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ КС

Как уже говорилось, по уровню КС основной части своей продукции все обследованные предприятия делятся на три большие группы: с высокой, средней и низкой КС.

Предприятия с высокой конкурентоспособностью несколько больше тех, что принадлежат к группе с низкой конкурентоспособностью. У первых среднее число занятых составило около 1400, у последних - примерно 600 человек. Пока трудно судить, сколь устойчива эта дифференциация. В опросе за 1999г. заметных различий между группами по данному признаку не наблюдалось.

Весьма ощутимо различие по хозяйственным показателям. Загрузка производственных мощностей в группе с высокой КС была равна 84%, а с низкой КС - лишь 54% (считая от нормального уровня = 100%). По загрузке рабочей силы разница между двумя крайними группами тоже велика: 94% против 73%. Интересно отметить, что высоко конкурентные предприятия лидировали не только по абсолютному уровню использования производственного потенциала, но и по его динамике. По сравнению с прошлым годом, прирост загрузки мощностей в этой группе составил 10 процентных пунктов, загрузки рабочей силы - 5 п.п. Аналогичные показатели для производителей с низкой конкурентоспособностью были равны всего лишь +2 и +1 п.п.

Весьма заметно разнится структура расчетов. В группе высоко конкурентных предприятий на момент опроса примерно 10% продукции реализовывалось по бартеру, а 71% - через банковский расчетный счет. В группе же с низкой КС по бартеру реализовывалось 19% , а с использованием расчетного счета - только 42% производимой продукции.

Существенно отличается положение разных групп по связям с банковским сектором. Преобладающая часть низко конкурентных предприятий (59%) вообще не пользуется банковским кредитом. В то время как среди предприятий с высокой КС таких насчитывается 41%.

В целом финансовое состояние в высоко конкурентной группе намного лучше. Как «хорошее» или «нормальное» его оценили здесь 68% предприятий, а в группе с низкой конкурентоспособностью - только 32%. Естественно, что и по показателям средней заработной платы, и дохода управленческого персонала предприятия с высокой конкурентоспособностью также существенно обгоняют предприятия с низкой КС. Средняя заработная плата первой группы предприятий была свыше 3000 руб. в месяц, последней -менее 1700; доходы высшего управленческого персонала, соответственно, составляли 7800 руб. и 3900 руб.

11

12

Российский Экономический Барометр, №1, 2002

Таблица 2.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Группы предприятий по конкурентоспособности

Высокая Средняя Низкая

Доля предприятий (%) 18 66 16

Численность работников (чел.) 1366 820 591

Степень загрузки производственных мощностей * 84 66 54

Степень загрузки наличной рабочей силы * 94 87 73

Доля продукции, реализованной по бартеру 10 18 19

Доля продукции, реализованной через банковский р/с 71 57 42

Доля предприятий, не пользующихся кредитами банков 41 48 59

Доля финансово-благополучных предприятий 68 51 32

Средняя заработная плата (руб.) 3021 2065 1689

Среднемесячные доходы высшего управленческого персонала:

-рублей 7750 5123 3879

-по отношению к средней зарплате (%) 257 248 230

Доля предприятий (%), приобретших в последние 3 года:

- лицензии, «ноу-хау», патенты и т.п. -новое (не старше 1998г.) импортное 10 17 15

оборудование 37 14 8

- компьютеры и программы 77 70 46

Издержки, которых, по мнению респондентов, не должно быть в нормальной рыночной экономике (% от стоимости годового выпуска) 3 5 12

* - нормальный уровень = 100%

Различия между группами по частоте покупок компьютеров, патентов и нового оборудования можно было, конечно, предвидеть заранее. Ясно, что, занимая более прочные позиции (рыночные и финансовые) производители с высокой конкурентоспособностью должны лидировать и в этой области. Интересно, однако, отметить, что это лидерство проявляется не по всем позициям. Как видно из предпоследней строки табл.2, предприятия с высокой КС отличаются от других прежде всего покупками нового импортного оборудования. Эта позиция указывалась ими в 2.5 раза чаще, чем в группе со средней КС, и почти в 5 раз чаще, чем в группе с низкой КС. В приобретении компьютеров и программ их превосходство выглядит существенным только при сравнении с последней группой. А в том, что касается патентов и лицензий, то здесь их активность была уже не выше, а ниже, чем у производителей с более низкой КС.

В анкету был включен вопрос о том, сколь велики издержки предприятий по «урегулированию» проблем с таможней, федеральными и местными властями, «нужными людьми» (взятки, подарки, услуги) и т.п. То есть затрат, которых, по мнению респондентов, в нормальной рыночной экономике не должно быть в принципе. Оказалось, что величина таких издержек весьма существенна. В группе с высокой КС она составляет 3% от стоимости годового выпуска, а в группе с низкой КС - доходит до 12%. Это сопоставимо с долей прибыли в цене продукции. И отсюда ясно, что устранение (или хотя бы снижение) таких издержек способно значительно повысить конкурентоспособность отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешних рынках.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.