Научная статья на тему 'Конкурентное сотрудничество территорий: ориентиры конструирования'

Конкурентное сотрудничество территорий: ориентиры конструирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
151
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентное сотрудничество территорий / жизнестойкость и интеграционная зрелость территорий / доверие в экономике. / competitive co-operation of territories / the viability and the integration’s maturity of territories / confidence in the economy.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентное сотрудничество территорий: ориентиры конструирования»

Важенин С.Г.

к.э.н., зав. сектором территориальной конкуренции Института экономики Уральского отделения РАН

svazhenin@mail. ru

Важенина И. С.

д.э.н., доцент, в.н.с. Института экономики Уральского отделения РАН

[email protected]

КОНКУРЕНТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТЕРРИТОРИЙ: ОРИЕНТИРЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Ключевые слова: конкурентное сотрудничество территорий, жизнестойкость и интеграционная зрелость территорий, доверие в экономике.

Keywords: competitive co-operation of territories, the viability and the integration's maturity of territories, confidence in the economy.

Среди особенностей формирования и функционирования экономического пространства в XXI веке выделяется четко наметившаяся тенденция к межтерриториальному сотрудничеству регионов и городов, которое не исключает конкуренции между ними. Территориальная конкуренция не только не ослабевает, но становится еще более напряженной, поскольку усугубляется нарастанием внутренних и внешних потрясений, подрывающих жизнестойкость территорий (природные и антропогенные катастрофы, стихийные бедствия, экономические кризисы и т.д.)1. Противостоять же подобным потенциальным угрозам, как показывает практика, территориям лучше всего удается на платформе конкурентного сотрудничества.

Сегодня в России распространена точка зрения, согласно которой именно конкуренция является доминирующим фактором и движущей силой экономического развития. Соответственно конкуренция рассматривается едва ли не как панацея от всех экономических болезней. Мы солидарны с Г.Б. Клейнером в том, что конкуренция действительно является одним из немногих фундаментальных факторов экономического развития, но лишь «одним из ,..»2. Наряду с конкуренцией в экономическом пространстве действуют и другие не менее мощные силы, например, сотрудничество. Заметим, что в последнее время и фокус внимания экономической теории стал смещаться с конкурентных «сил отталкивания» на кооперационные «силы притяжения». Так, Джеймс Ф. Мур в своей книге «Смерть конкуренции», одним из первых отметил изменение приоритетов в бизнесе: переход от установок на конкурентную борьбу к стратегиям, ориентированным на сотрудничество. Он утверждает, что современная конкуренция опирается не столько на соперничество, сколько на сотрудничество3 [3].

Один из ведущих бизнес-гуру XX столетия доктор Эдвардс Деминг в своей работе «Новая экономика» утверждал, что место конкуренции в развитии постепенно занимает сотрудничество4. По его оценкам уже к восьмидесятым годам XX века положительное влияние конкуренции на развитие экономики в значительной степени исчерпало себя. Гораздо более результативным становится сотрудничество: преобразование старой экономики, основанной на конфликте и соревновании («выиграл - проиграл»: «я выиграл - ты проиграл»; или «ты выиграл - я проиграл»), в новую -основанную на сотрудничестве («выиграл - выиграл»: «выигрывают все»»). Философия Деминга» заключается в том, что «Конкурировать? Да, но прежде всего - в рамках сотрудничества. Выигрывают все»5.

Очевидно, что сотрудничество не исключает или не замещает полностью конкуренцию6. Сотрудничество дополняет конкуренцию и вместе с конкуренцией выступает источником развития экономики. Ученые и практики бизнеса разработали концепцию доверительного взаимодействия и сотрудничества между конкурентами. Для обозначения такого взаимодействия был введен термин «коопетиция» (COOPETITION от COOperation (кооперация) + comPETITION (конкуренция). Авторство этого термина принадлежит Рэю Нурде, основателю американской IT-компании Novell.

Дальнейшее развитие теория коопетиции получила в книге Адама Бранденбургера и Барри Нейлбаффа «Конкурентное сотрудничество в бизнесе». Авторы отмечают, что иногда лучший способ добиться успеха - это дать возмож-

1 См.: Важенина И.С., Важенин С.Г. Горизонты территориальной конкуренции в современном экономическом пространстве // Общество и экономика. 2011. - № 3.

2 См.: Круглый стол «Вопросы теории конкуренции» // Современная конкуренция. 2010. - № 3. - С. 8.

3 См.: Moore J.F. The Death of Competition: Leadership and Strategy in the Age of Business Ecosystems. - N.Y.: Harper Business,

1996.

4 См.: Деминг У. Эдвард. Новая экономика. - М.: Эксмо, 2006.

5 См.: Нив Г. Организация как система: Принципы построения устойчивого бизнеса Эдварда Деминга. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - С. 205.

6 См.: Тарануха Ю.В. Стратегия поведения в современной конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. - М., 2014. - № 2.

ность преуспеть другим1. Приверженцы теории коопетиции предлагают рассматривать бизнес-сотрудничество в конкурентных условиях как совместное выпекание пирога - «сотрудничество при выпечке, конкуренция при дележке». Чем слаженней и эффективней будет сотрудничество при «выпечке», тем больше будут части готового продукта, доставшиеся каждому из конкурентов.

Однако конкурентное сотрудничество компаний и особенно территорий в российской экономике по-прежнему редкое явление2. Но уже приходит понимание того, что конкурентное сотрудничество территорий — это неизбежность, которую надо не только признать, но и максимально реализовывать в целях снижения их уязвимости и повышения жизнестойкости в экономическом пространстве. Это подтвердили результаты социологического опроса, проведенного нами в Уральском федеральном округе в 2013 году. Результаты опроса показали, что практически 3/4 респондентов позитивно относятся к конкурентному сотрудничеству территорий (ответившие «Да» и «Скорее да, чем нет»). В ходе данного исследования выявлено, что территориальная конкуренция и конкурентное сотрудничество территорий не являются антагонистами, а напротив, развиваются «параллельным курсом».

Анализ реализуемых проектов конкурентного сотрудничества территорий позволил выделить факторы, инициирующие, стимулирующие, побуждающие территории к интеграции (кооперации), и факторы, сдерживающие, тормозящие, мешающие формированию их конкурентного сотрудничества.

Факторы, стимулирующие территории к сотрудничеству:

- глобализация и интеллектуализация экономики;

- экономический кризис;

- конструктивный сознательный отказ от затратной, бескомпромиссной и малоэффективной конкурентной борьбы;

- снятие ряда административных барьеров в экономическом развитии;

- рост мобильности населения;

- рост количества аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Факторы, сдерживающие становление конкурентного сотрудничества:

- неравномерность политического, экономического и социального развития регионов и муниципалитетов;

- неразвитость институциональной среды;

- чрезмерная зависимость экономического развития регионов от федерального центра;

- низкий уровень диверсификации экономик территорий;

- недостаточная мобильность экономик регионов и муниципалитетов;

- низкий уровень доверия в стране, в том числе в экономике.

Феномен конкурентного сотрудничества территорий характеризуется определенной противоречивостью, поскольку оно влечет за собой не только позитивные результаты, способствующие развитию регионов и городов, но и негативные последствия, не учитывать которые было бы стратегической ошибкой. Результаты опроса позволяют утверждать, что наиболее вероятны следующие негативные последствия: дополнительные затраты на организацию и поддержание конкурентного сотрудничества (отметили 54% респондентов); формирование иждивенчества в развитии отдельных территорий (41%); сохранение высокой дифференциации в развитии территорий (30%).

Следует согласиться с участниками опроса в том, что организация и поддержание конкурентного сотрудничества территорий - это не дорога с односторонним движением, к тому же без всякого рода препятствий и подводных камней. Задача состоит в том, чтобы оказывая всемерную поддержку развитию конкурентного сотрудничества территорий, конструируя его в качестве современного экономического института регионального развития, свести к минимуму возможные негативные последствия.

Термин «конструирование» признан в рамках неоинституциональной теории, где уже длительное время изучается возможность проектирования институтов. Известный экономический социолог М. Грановеттер обращает внимание на то, что «экономические институты не возникают автоматически как ответ на экономические потребности. Они скорее конструируются индивидами, действиям которых способствуют и действия которых ограничивают структуры и ресурсы, имеющиеся в социальных сетях, где эти институты укорены»3. В этом контексте началом процесса конструирования конкурентного сотрудничества территорий может стать определение желаемого политико-экономического результата или социальной цели. Далее имеет смысл задаться вопросом, можно ли так сконструировать соответствующий институт (механизм), чтобы достичь этой цели. При положительном ответе усилия должны быть направлены на поиск соответствующего механизма (комплекса институтов).

Конструирование конкурентного сотрудничества территорий включает в себя обязательный учет ряда основополагающих свойств сотрудничества.

Во-первых, сотрудничество формируется постепенно (взращивается), а не появляется мгновенно. Сотрудничество не возникает без усилий, его нельзя купить или получить в готовом виде.

Во-вторых, сотрудничество требует взаимных усилий. Сотрудничество требует взаимности, его суть в построении взаимоотношений.

1 См.: Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Со-ореШоп. Конкурентное сотрудничество в бизнесе / Бранденбургер Адам, Ней-лбафф Барри; [Пер. с англ.]. - М.: ООО «Кейс»; ООО «Омега-Л», 2012. - С. 55.

2 См.: Важенина И.С., Важенин С.Г. Конкурентное сосуществование территорий: необходимость и возможность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2012. - № 29.

3 Грановеттер М. Экономические институты как социальные конструкты: рамки анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. - Т. 7, № 1. - С. 82.

В-третьих, сотрудничество связано с риском. Всегда существует возможность разрушения (прекращения) сотрудничества. Формирование сотрудничества влечет за собой риск, и если один из партнеров не готов принять на себя риск, то скорее всего не удастся реализовать и сотрудничество.

В-четвертых, сотрудничество включает (предполагает) добровольное ограничение экономических интересов партнеров в целях достижения консенсуса. Более половины наших респондентов поддерживает некоторые самоограничения территорий при организации конкурентного сотрудничества (62% участников опроса на вопрос «Поддерживаете ли Вы некоторые ограничения территорий, применяемые ими при организации конкурентного сотрудничества?» ответили «Да» и «Возможно, но избирательно»).

В-пятых, сотрудничество немыслимо без доверия как в экономике соперничающих территорий, так и непосредственно во взаимоотношениях между ними. К сожалению, уровень доверия в экономике России остается на низком уровне. Наш опрос показал, что 42% респондентов оценили уровень доверия в экономике как «Ниже среднего» и «Низкий».

Становление конкурентного сотрудничества территорий, его динамика, во многом будет определяться достигнутым уровнем интеграционной (кооперационной) зрелости территорий (регионов и муниципалитетов) и бизнес-структур1. Без соответствующей экономической и политической зрелости территории не в состоянии реально интегрироваться и достичь результативного конкурентного сотрудничества как бы не стремились к этому их руководители.

Интеграционная зрелость территории представляет собой готовность территории к сотрудничеству, которая делает возможным включение данной территории в процессы эффективного межтерриториального взаимодействия. Это специфический нематериальный актив территории, без которого вряд ли возможна реализация конкретных проектов, необходимых для становления реального конкурентного сосуществования регионов и городов.

Интеграционная зрелость, по мнению В. Цветкова, включает в себя экономическую и политическую составляющие2. Нам представляется, что степень экономической зрелости территорий определяется, прежде всего, показателями экономического роста и финансовой устойчивости территорий, их инновационной ориентированностью и инфраструктурной обеспеченностью, а также социальной стабильностью регионов и муниципалитетов. Политическая зрелость предполагает четкое разделение ветвей власти и верховенство закона, что делает предсказуемым поведение территорий в конкурентном экономическом пространстве, обеспечивает доверие к власти со стороны бизнес-сообщества и населения. Интеграционная зрелость территорий также включает в себя совокупность гуманитарных составляющих, влияющих на включение того или иного территориального сообщества в процессы сотрудничества. Например, сюда можно отнести исторические и национальные особенности общения, культурные традиции общения, исторический опыт сотрудничества, нравственные и психологические особенности населения, уровень компетентности и активности руководящих кадров, уровень доверия населения и т.д.

Без достижения необходимого уровня комплексной интеграционной зрелости территории не в состоянии реально интегрироваться и включиться в результативное конкурентное сотрудничество, как бы ни стремились к этому их руководители, какие бы соглашения они не заключали, какие бы стратегические проекты они не разрабатывали.

В России становление интеграционной зрелости, к сожалению, происходит в условиях сохраняющегося низкого качества управления, что определено, прежде всего, неэффективными институтами и недостаточной квалификацией управленческих кадров всех уровней. Негативное воздействие также оказывает и отсутствие реального федерализма, без которого невозможны действенные экономическая и политическая автономия регионов3. Для того чтобы интеграция территорий, их конкурентное сотрудничество реализовались на практике необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность правил игры (институтов), необходима институциональная «поддержка» и высококвалифицированные руководящие кадры управленцев.

Представляется, что депрессивность и безынициативность регионов и муниципалитетов, отсутствие у них стремления к сотрудничеству зачастую не являются следствием нехватки необходимых ресурсов и финансов. Депрес-сивность и безынициативность территорий в значительной степени вызваны наличием множества нереализованных возможностей как в организационной, так и в коммуникационной стратегиях региональной власти. Региональные власти остаются пассивными не только в организации сотрудничества регионов и муниципалитетов, но и в организации государственно-частного партнерства, мобилизации факторов и условий, обеспечивающих повышение мобильности и креативности экономики на подведомственной территории. Справедливо будет заметить, что сегодня отсутствуют стимулы к такого рода деятельности в связи с тем, что нет реальной региональной и местной автономии. При нынешнем экономическом курсе у регионов фактически нет стимулов открывать новые производства - львиная доля отчислений все равно будет уходить в Москву.

Нельзя оставить без внимания и то, что становление конкурентного сотрудничества территорий немыслимо без формирования позитивной репутации4, без достижения должного доверия как в экономике соперничающих террито-

1 См.: Важенина И.С., Важенин С.Г. Алгоритм конструирования региональных аграрно-промышленных кластеров в модернизируемой экономике // Экономика региона. 2010. - № 1; Важенин С.Г., Важенина И.С. Конкурентное сотрудничество и интеграционная зрелость территорий // Журнал экономической теории. 2015. - № 4.

2 См.: Цветков В. Постсоветское пространство: проблемы экономической и политической целостности // Проблемы теории и практики управления. - М., 2013. - № 1. - С. 22-23.

См.: Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. Конкурентоспособность российских регионов: хорошие институты или хорошая география? // Общественные науки и современность. - М., 2013. - № 6. - С. 7.

4 См.: Важенина И.С. Имидж, бренд и репутация как конкурентные преимущества региона // Управленец. 2010. - № 5-6; Важенина И.С. Концептуальные основы формирования и совершенствования репутации региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. - № 8.

рий, так и непосредственно во взаимоотношениях между самими регионами и муниципалитетами. Доверие стимулирует экономическое взаимодействие, обеспечивает стремление к сотрудничеству и выполнению принятых на себя обязательств. К сожалению, в стране, большинстве ее регионов и городов доверие к власти со стороны бизнеса и жителей остается на низком уровне. Требуется также повышение уровня доверия в экономике России между регионами -субъектами РФ.

Сотрудничество территорий крайне актуально сегодня в период неблагоприятной экономической ситуации. При этом баланс между непосредственно конкуренцией и сотрудничеством меняется в пользу последнего. 11 февраля 2015 г. в Тюмени состоялись двадцатые «Губернаторские чтения». Губернатор Тюменской области В. Якушев акцентировал внимание на том, что в кризис нужно скооперироваться. В период кризиса кооперация должна быть выше конкуренции. Этот вывод был полностью поддержан участниками Губернаторских чтений. Добавим, что на первом заседании большого антикризисного штаба Свердловской области 4 февраля 2015 г. одним из антикризисных рецептов названо налаживание кооперации, сотрудничества сопредельных регионов. Так, свердловские власти в разрабатываемой Стратегии развития области - 2030 проектируют развивать межрегиональные связи, в том числе с Южным Уралом, для формирования в долгосрочной перспективе агломерации «Екатеринбург - Челябинск». Также намечается содействовать взаимодействию Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Серова как центров уже формирующихся агломераций.

Видятся три перспективных направления, по которым можно объединить усилия в обеспечении благоприятных условий для конкурентного сотрудничества территорий в современной экономике.

1. Сведение к минимуму транзакционных издержек сотрудничества. Это достигается, прежде всего, за счет создания информационных органов (возможно на уровне Федеральных округов), обеспечивающих нужными сведениями и консультациями все заинтересованные в сотрудничестве субъекты РФ, муниципальные образования и компании. Эти информационные органы будут самостоятельно проводить необходимые для формирования партнерских отношений аналитические исследования, рекламные компании, вести мониторинг реализации сотрудничества с целью прогнозирования изменений, возможных сбоев. Подобные информационные органы уже функционируют или возникают при региональных торгово-промышленных палатах и союзах предпринимателей, но зачастую замкнуты в пределах одной территории или узкой отрасли и потому недостаточно эффективны.

2. Построение требуемой инфраструктуры конкурентного сотрудничества. Согласно определению Р. Уэлборн и В. Кастена1 инфраструктура сотрудничества представляет собой структуру, которая определяет, согласовывает и координирует разнообразные методики, инструменты, подходы с целью реализации деловых инициатив. По сути дела, это институциональная структура, включающая в себя надрегиональный (окружной) высший орган и соответствующие подчиненные региональные организации. Создание подобной инфраструктуры на уровне Федеральных округов позволит по-новому подойти к проблемам повышения результативности конкурентного сотрудничества регионов и городов.

3. Формирование институтов конкурентного сотрудничества, что является функцией инфраструктурного органа и представляет собой выработку «правил игры». Также требуется и формирование институциональной среды сотрудничества. При активном развитии бизнеса невозможно контролировать и управлять всеми формами сотрудничества в «ручном режиме» силами органов власти. Надо создать нужный климат, для того чтобы сотрудничество вошло в привычку, а потом стало нормой - институтом повседневного экономического поведения.

1 См.: Уэлборн Р., Кастен В. Деловые партнерства: Как преуспеть в совместном бизнесе [Пер. с англ. К.Н. Кашолкин]. - М. Вершина, 2004. - С. 245-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.